Советский «супертяж» Ми-26. Часть 1

23
Если бы Ми-26 не существовало в СССР, его следовало бы придумать. С появлением винтокрылой машины такого класса оказалось, что она нужна всем: пограничникам и армейской авиации, спасателям и строителям, гражданской авиации и пожарным. Ми-26 прошел Афганистан, чеченские конфликты, ликвидацию Чернобыльской катастрофы и освоение месторождений углеводородов Западной Сибири.

Идея появления Ми-26 пришла после тщательного анализа работы предшественника Ми-6, который поднялся в небо 1957 году и к началу 70-х уже слабо соответствовал запросам как военных, так и хозяйственников.



Советский «супертяж» Ми-26. Часть 1

Ми-26 в последней модификации

На первый план встали задачи переброски крупногабаритных грузов массой 15-20 тонн на 500-800 километров. Среди всего прочего, это было обусловлено появлением в СССР тяжелого транспортного Ан-22, который габаритный груз до грунтового аэродрома доставлял, а вот к месту назначения перебрасывать было особо нечем — проект сверхтяжелого вертолета В-12 свернули еще до выхода в серию. По расчетам, около 85% всех грузов для перспективного вертолета должны были составлять новые и перспективные образцы техники мотострелковых войск, которые в некоторых случаях требовалось доставлять на местность, находящуюся на 1000-1500 метрах над уровнем моря.



Естественно, первой мыслью у конструкторского штаба была идея модернизировать старичка Ми-6, установив более тяговитые двигатели Д-25ВФ. Каждый такой мотор выдавал 6500 л.с., но в итоге коммерческая нагрузка увеличивалась только до 13-14 тонн. Основной причиной был потолок возможностей пятилопастного винта Ми-6, что, собственно, и поставило крест на модернизации старого вертолета.

Выбор концепции новой машины совпал с трагическим событием: 31 января 1970 года скончался Михаил Леонтьевич Миль. Главный конструктор Марат Николаевич Тищенко собрал вокруг себя команду, перед которой встала проблема схемы тяжелого вертолета. Компоновки рассматривали три: классическую одновинтовую (визитная карточка КБ Миля), двухвинтовую поперечную и продольную. К примеру, машина с поперечно расположенными несущими винтами должна была иметь лопасти от Ми-8. Двухвинтовой вертолет продольной компоновки предполагалось оснастить винтами диаметров 23 и 35 метров. Но такие схемы были с парой минусов – низкой весовой отдачей и большой взлетной массой, что не укладывалось в техзадание. Столь любимая американцами в те времена продольная схема вертолета, кроме вышесказанного, не удовлетворяла инженеров сложностью трансмиссии и производства, а также вибрациями, которые неизбежны для такой компоновки. Приоритетной стала классическая для Миля одновинтовая схема с рулевым винтом в хвостовой балке и массой инноваций в проектировании. Проект получил индекс Ми-6М, но в 1970 году до окончательного определения компоновки было далеко. Интересно, что по предварительным расчетам масса машины во всех вариантах приближалась к 70 тоннам, а инженерам требовалось снизить этот параметр сразу на 20 тонн. Как это делать, не знал никто ни в КБ Миля, ни в одной другой вертолетостроительной конторе мира.

Решение проблемы поручили О. П. Бахову. Работа в КБ закипела. Были созданы конкурирующие группы инженеров, работающие над одними и теми же узлами, схемами и агрегатами. Главным были поставлены ключевые критерии: скорость полета, весовая отдача и приведенная производительность. Последний критерий был предложен лично Тищенко. Были разработаны специальные методы оценки массы динамическим агрегатов – лопастей, втулок и трансмиссии. В общей сложности за год с небольшим было проработано девять схем компоновок с привлечением новых приемов проектирования.


ТВД Д-136 (модификация АИ136Т) на авиасалоне МАКС-2009

Летом 1971 года все решилось — в воздух должна было подняться все-таки одновинтовая машина с диаметром винта в 32 метра и нормальной взлетной массой в 48 тонн. На Запорожском моторостроительном заводе в КБ «Прогресс» под руководством Ф. М. Муравченко приступили к разработке газотурбинного мотора Д-136, пара которых в Ми-26 должна была развивать около 20000 л. с. Такая мощь требовалась, чтобы поднять в небо 20 тонн груза при статическом потолке в 1500 метров. Базой для Д-136 стал двухконтурный Д-36, использующийся на самолетах. Несомненным плюсом нового силового агрегата стал низкий удельный расход топлива – всего 0,196 г/(л.с.*ч), что стало фундаментов многих будущих успехов тяжелой машины.





К концу лета 1971 года перспективная машины получила имя Ми-26, заводское обозначение «изделие 90», и конструкторский штаб МВЗ им. Миля приступил к разработке аванпроекта. На тот момент вертолет был первым изделием третьего поколения, выделяясь прежде всего транспортной эффективностью, превосходя по этому параметру все существующие машины. Весовая отдача достигала неимоверных 50% — у предшественника Ми-6 было всего 34%, а грузоподъёмность вообще выросла в два раза. К концу декабря 71-го года аванпроект был одобрен, для дальнейшей работы пришлось привлечь ЦАГИ, ЛИИ, ВИАМ, НИАТ, ЦИАМ с массой других мелких контор.

Готовый эскизный проект презентовали в конце 1972 года, предварительно обойдя в соревновании винтокрыл, разрабатываемый на Ухтомском вертолетном заводе. Отличительной особенностью стала разработка внешней обшивки фюзеляжа методом задания поверхностей кривыми второго порядка — так появился узнаваемый «дельфиноподобный» облик Ми-26. Важным компоновочным моментом стало расположение силовой установки над кабиной экипажа впереди главного редуктора, что позволили уравновесить немаленький хвост вертолета. Инженерам удалось убедить заказчика в лице МО отказаться от тяжелого вооружения, привода колес, герметичной кабины, а также фантастической способности моторов работать на некачественном дизельном топливе. Практически одновременно с защитой «эскиза» принялись собирать первый макет машины в главном сборочном цеху МВЗ под началом заместителя главного конструктора И. С. Дмитриева. При этом некоторые моменты плана пришлось корректировать — турбоагрегат запуска моторов перенесли с потолка под пол кабины экипажа, изменили конструкцию киля и «пробили» проход к хвостовому редуктору. В основной кабине разместили командира, летчика, штурмана, борттехника, а во втором отсеке располагались четыре человека, сопровождающие груз, и бортмеханик.


Ми-26 несет на внешний подвеске вертолет Ми-10 "летающий кран"

Грузовая кабина имела длину в 12,1 м, ширину — 3,2 м и высоту от 2,95 до 3,17 м. В чрево Ми-26 свободно входила любая военная техника массой до 20 тонн, причем аналогичная масса крепилась к внешней подвеске. Десантный вариант вмещал в себя 82 солдата или 68 парашютистов, а санитарный уносил с поля боя 60 раненых на носилках и троих медиков.

Отдельным фрагментом работы над Ми-26 стала разработка стендов для испытаний деталей и узлов перспективного вертолета. Вообще, объем предварительных расчетов, которые провели специалисты МВЗ, был беспрецедентным для отечественной авиапромышленности. Только таким путем удалось создать действительно выдающийся вертолет.

Продолжение следует…

По материалам:
Е. Бобков. Тяжелый вертолет Ми-26.
И. Величко. Изящный грузовоз.
В. Михеев. МВЗ им. М. Л. Миля 50 лет.
К. Аносов. Для Ми-26 ничего неподъемного нет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 марта 2019 15:08
    Внушительная машина , не летал , но видел , очень внушает .
    1. 0
      12 марта 2019 18:00
      Цитата: Ламатинец
      Внушительная машина , не летал , но видел , очень внушает .

      Ооооооооооооооооооооочень медленный. Неимоверно. Когда нас меняли в 2000 я его ещё с блокпоста увидел, успел смениться, доехать до базы, собрать вещи и ещё на площадке ждали пока он спустится. Потом до Ханкалы пилили 250 человек, забили как консерву шпротами. Что удивило лётчики в белых рубашках и фуражках, на Ми-8 лётчики в комках были.
      Машина для глубокого тыла.
      1. +2
        12 марта 2019 18:07
        Может и для тыла , а Вы на Урале часов так 5 в кузове проедте , и потом спросите свой организм hi
        1. +2
          13 марта 2019 04:17
          Цитата: Ламатинец
          Может и для тыла , а Вы на Урале часов так 5 в кузове проедте , и потом спросите свой организм hi

          Это точно, на "корове" вышло куда быстрее...
      2. 0
        12 марта 2019 19:44
        Цитата: Дырокол
        Потом до Ханкалы пилили 250 человек, забили как консерву шпротами

        Перегруз, нарушение норм. Один раз так боевики с "Иглой" подкараулили такой же перегруженный борт - и песец, до нормальной площадки не дотянул, сел на минное поле.
      3. +3
        12 марта 2019 20:24
        Это кажется, что он медленный. Психологический эффект. Вы неосознанно оцениваете скорость аппарата по его размеру, то есть за какое время он переместится на длину фюзеляжа. Большие самолёты тоже кажутся медленными.
        1. +1
          13 марта 2019 04:16
          Цитата: Авиатор_
          Это кажется, что он медленный. Психологический эффект.

          Возможно. Но я помню, что Ми-8 садились у нас сразу, а Ми-26 предварительно несколько кругов сделал над площадкой.
          1. +1
            13 марта 2019 14:32
            Цитата: Дырокол
            Но я помню, что Ми-8 садились у нас сразу, а Ми-26 предварительно несколько кругов сделал над площадкой.

            Если незнакомая площадка, да еще ограниченных размеров - и на Ми-2 будешь круги нарезать прежде чем сесть...
      4. 0
        13 марта 2019 14:42
        Дырокол.
        "Ооооооооооооооооооооочень медленный. Неимоверно..."

        Да ну ладно!
        На "Авиадартсе", еще под Воронежем, годика 3-4 тому назад, Ми-26 очень резво вышел на малой высоте, завис, высадил десант, после этого сел- открылся, выпустил "Тигра"...
        Достаточно быстро.
        После этого еще показательный полет был с маневрированием и отстрелом ловушек.
        Ни Ка-52, конечно, но для своих размеров весьма шустро исполнял.
  2. 0
    12 марта 2019 15:15
    Изучал физику,все понимаю,подъемная сила,все такое,моторы,но когда как о он пролетал мимо и довольно низко,звук незабываемы вообще и все же ловишь себя на мысли-с...ка,как же он летает такой здоровый....
    1. BAI
      +7
      12 марта 2019 15:30
      Майский жук по законам физики летать не может. Но он не знает об этом и летает.
      1. +4
        12 марта 2019 19:45
        Цитата: BAI
        Майский жук по законам физики летать не может. Но он не знает об этом и летает.

        Вы отстали от жизни. Насекомых ещё года 3 назад привели в соответствие с законами.
        1. 0
          14 марта 2019 16:20
          Это согласно последнему постановлению ВЦСПС? laughing
          1. 0
            14 марта 2019 18:26
            Цитата: faiver
            Это согласно последнему постановлению ВЦСПС? laughing

            Когда-то на Элементах (вроде бы) заметку видел относительно шмеля. Что обсчитали его полёт на суперкомпьютере с учётом вязкости воздуха, и всё сошлось с законами.
  3. BAI
    0
    12 марта 2019 15:29
    Ми-26 прошел Афганистан, чеченские конфликты, ликвидацию Чернобыльской катастрофы и освоение месторождений углеводородов Западной Сибири

    К сожалению, тут грузоподъемность и габариты сыграли против него. В одном сбитом Ми-26 сразу погибло больше 100 человек.
    1. +2
      12 марта 2019 15:36
      При трагедии в Грозном наложилось несколько факторов конечно,которые в итоге привели к гибели такого большого количества человек...без прикрытия шел,реальный перегруз,ребят набили как сельдь в банку(извините за такое сравнение)уже на заходе на посадку и упал на минное поля
      1. +2
        13 марта 2019 09:38
        Там 100 процентов человеческий фактор, буквально за несколько дней до этого нас этим же бортом из Моздока в Ханкалу перебрасывали, 160 человек+броники+сидора. Стояли как в трамвае. Август 2002. Помню, ругань была часа на два, экипаж не хотел взлетать. Но в Моздоке же все начальство умное. Керосин экономили.
      2. 0
        16 марта 2019 07:54
        Помню на этом сайте были мемуары майора Помыткина, в которой он описывал свои полеты на Ми-26. 18. 10. 1985 г. его борт номер 69 разбился в Московском погранотряде. В газетах писали о герое-вертолетчике, который с разрушенным редуктором стабилизирующего винта, увел неуправляемую машину от мирного поселка. В своих воспоминаниях он указал что причина гибели людей в Чечне в том что грузовой вертолет использовали для перевозки людей, а в Душанбинском ОВП Ми-26 использовали только для перевозки грузов. Да ладно?Сам видел как борт с "той стороны" перевез около 100 человек личного состава ДШМГ, да ещё с полной боевой экипировкой. Когда я впервые увидел Ми-26 и его возможности, сказать что я был поражен, это ничего не сказать.
    2. +2
      12 марта 2019 16:16
      Да и в этом случае машина не виновата.
      1. 0
        12 марта 2019 16:19
        Там был 100% человеческий фактор....а вот сейчас,эти новые Боинги,машины губят людей...как прелюдия и иллюстрация восстания машин и искусственного интеллекта
  4. -1
    12 марта 2019 18:27
    Цеплял я как то подвески на этот Ми-26. Вентилятор ещё тот. Пока пустой за подвеской подлетает ещё ничего. Единственный шанс устоять на ногах после того как он подвеску зацепил это остаться под ним. Если в сторону отбежал то с ног валит.
  5. +1
    12 марта 2019 18:30
    Поправка - не "всего 0,196 г/(л.с.*ч)" а "всего 0,196 Кг/(л.с.*ч)"
  6. -1
    15 марта 2019 06:22
    А если использовать Ми-26 (Ми-10) в качестве носителя "Калибров"?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»