Военное обозрение

Советский «супертяж» Ми-26. Часть 1

23
Если бы Ми-26 не существовало в СССР, его следовало бы придумать. С появлением винтокрылой машины такого класса оказалось, что она нужна всем: пограничникам и армейской авиации, спасателям и строителям, гражданской авиации и пожарным. Ми-26 прошел Афганистан, чеченские конфликты, ликвидацию Чернобыльской катастрофы и освоение месторождений углеводородов Западной Сибири.


Идея появления Ми-26 пришла после тщательного анализа работы предшественника Ми-6, который поднялся в небо 1957 году и к началу 70-х уже слабо соответствовал запросам как военных, так и хозяйственников.

Советский «супертяж» Ми-26. Часть 1

Ми-26 в последней модификации

На первый план встали задачи переброски крупногабаритных грузов массой 15-20 тонн на 500-800 километров. Среди всего прочего, это было обусловлено появлением в СССР тяжелого транспортного Ан-22, который габаритный груз до грунтового аэродрома доставлял, а вот к месту назначения перебрасывать было особо нечем — проект сверхтяжелого вертолета В-12 свернули еще до выхода в серию. По расчетам, около 85% всех грузов для перспективного вертолета должны были составлять новые и перспективные образцы техники мотострелковых войск, которые в некоторых случаях требовалось доставлять на местность, находящуюся на 1000-1500 метрах над уровнем моря.



Естественно, первой мыслью у конструкторского штаба была идея модернизировать старичка Ми-6, установив более тяговитые двигатели Д-25ВФ. Каждый такой мотор выдавал 6500 л.с., но в итоге коммерческая нагрузка увеличивалась только до 13-14 тонн. Основной причиной был потолок возможностей пятилопастного винта Ми-6, что, собственно, и поставило крест на модернизации старого вертолета.

Выбор концепции новой машины совпал с трагическим событием: 31 января 1970 года скончался Михаил Леонтьевич Миль. Главный конструктор Марат Николаевич Тищенко собрал вокруг себя команду, перед которой встала проблема схемы тяжелого вертолета. Компоновки рассматривали три: классическую одновинтовую (визитная карточка КБ Миля), двухвинтовую поперечную и продольную. К примеру, машина с поперечно расположенными несущими винтами должна была иметь лопасти от Ми-8. Двухвинтовой вертолет продольной компоновки предполагалось оснастить винтами диаметров 23 и 35 метров. Но такие схемы были с парой минусов – низкой весовой отдачей и большой взлетной массой, что не укладывалось в техзадание. Столь любимая американцами в те времена продольная схема вертолета, кроме вышесказанного, не удовлетворяла инженеров сложностью трансмиссии и производства, а также вибрациями, которые неизбежны для такой компоновки. Приоритетной стала классическая для Миля одновинтовая схема с рулевым винтом в хвостовой балке и массой инноваций в проектировании. Проект получил индекс Ми-6М, но в 1970 году до окончательного определения компоновки было далеко. Интересно, что по предварительным расчетам масса машины во всех вариантах приближалась к 70 тоннам, а инженерам требовалось снизить этот параметр сразу на 20 тонн. Как это делать, не знал никто ни в КБ Миля, ни в одной другой вертолетостроительной конторе мира.

Решение проблемы поручили О. П. Бахову. Работа в КБ закипела. Были созданы конкурирующие группы инженеров, работающие над одними и теми же узлами, схемами и агрегатами. Главным были поставлены ключевые критерии: скорость полета, весовая отдача и приведенная производительность. Последний критерий был предложен лично Тищенко. Были разработаны специальные методы оценки массы динамическим агрегатов – лопастей, втулок и трансмиссии. В общей сложности за год с небольшим было проработано девять схем компоновок с привлечением новых приемов проектирования.


ТВД Д-136 (модификация АИ136Т) на авиасалоне МАКС-2009

Летом 1971 года все решилось — в воздух должна было подняться все-таки одновинтовая машина с диаметром винта в 32 метра и нормальной взлетной массой в 48 тонн. На Запорожском моторостроительном заводе в КБ «Прогресс» под руководством Ф. М. Муравченко приступили к разработке газотурбинного мотора Д-136, пара которых в Ми-26 должна была развивать около 20000 л. с. Такая мощь требовалась, чтобы поднять в небо 20 тонн груза при статическом потолке в 1500 метров. Базой для Д-136 стал двухконтурный Д-36, использующийся на самолетах. Несомненным плюсом нового силового агрегата стал низкий удельный расход топлива – всего 0,196 г/(л.с.*ч), что стало фундаментов многих будущих успехов тяжелой машины.





К концу лета 1971 года перспективная машины получила имя Ми-26, заводское обозначение «изделие 90», и конструкторский штаб МВЗ им. Миля приступил к разработке аванпроекта. На тот момент вертолет был первым изделием третьего поколения, выделяясь прежде всего транспортной эффективностью, превосходя по этому параметру все существующие машины. Весовая отдача достигала неимоверных 50% — у предшественника Ми-6 было всего 34%, а грузоподъёмность вообще выросла в два раза. К концу декабря 71-го года аванпроект был одобрен, для дальнейшей работы пришлось привлечь ЦАГИ, ЛИИ, ВИАМ, НИАТ, ЦИАМ с массой других мелких контор.

Готовый эскизный проект презентовали в конце 1972 года, предварительно обойдя в соревновании винтокрыл, разрабатываемый на Ухтомском вертолетном заводе. Отличительной особенностью стала разработка внешней обшивки фюзеляжа методом задания поверхностей кривыми второго порядка — так появился узнаваемый «дельфиноподобный» облик Ми-26. Важным компоновочным моментом стало расположение силовой установки над кабиной экипажа впереди главного редуктора, что позволили уравновесить немаленький хвост вертолета. Инженерам удалось убедить заказчика в лице МО отказаться от тяжелого вооружения, привода колес, герметичной кабины, а также фантастической способности моторов работать на некачественном дизельном топливе. Практически одновременно с защитой «эскиза» принялись собирать первый макет машины в главном сборочном цеху МВЗ под началом заместителя главного конструктора И. С. Дмитриева. При этом некоторые моменты плана пришлось корректировать — турбоагрегат запуска моторов перенесли с потолка под пол кабины экипажа, изменили конструкцию киля и «пробили» проход к хвостовому редуктору. В основной кабине разместили командира, летчика, штурмана, борттехника, а во втором отсеке располагались четыре человека, сопровождающие груз, и бортмеханик.


Ми-26 несет на внешний подвеске вертолет Ми-10 "летающий кран"

Грузовая кабина имела длину в 12,1 м, ширину — 3,2 м и высоту от 2,95 до 3,17 м. В чрево Ми-26 свободно входила любая военная техника массой до 20 тонн, причем аналогичная масса крепилась к внешней подвеске. Десантный вариант вмещал в себя 82 солдата или 68 парашютистов, а санитарный уносил с поля боя 60 раненых на носилках и троих медиков.

Отдельным фрагментом работы над Ми-26 стала разработка стендов для испытаний деталей и узлов перспективного вертолета. Вообще, объем предварительных расчетов, которые провели специалисты МВЗ, был беспрецедентным для отечественной авиапромышленности. Только таким путем удалось создать действительно выдающийся вертолет.

Продолжение следует…

По материалам:
Е. Бобков. Тяжелый вертолет Ми-26.
И. Величко. Изящный грузовоз.
В. Михеев. МВЗ им. М. Л. Миля 50 лет.
К. Аносов. Для Ми-26 ничего неподъемного нет.
Автор:
Использованы фотографии:
militaryrussia.ru, wikipedia.org
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ламатинец
    Ламатинец 12 марта 2019 15:08 Новый
    0
    Внушительная машина , не летал , но видел , очень внушает .
    1. Дырокол
      Дырокол 12 марта 2019 18:00 Новый
      0
      Цитата: Ламатинец
      Внушительная машина , не летал , но видел , очень внушает .

      Ооооооооооооооооооооочень медленный. Неимоверно. Когда нас меняли в 2000 я его ещё с блокпоста увидел, успел смениться, доехать до базы, собрать вещи и ещё на площадке ждали пока он спустится. Потом до Ханкалы пилили 250 человек, забили как консерву шпротами. Что удивило лётчики в белых рубашках и фуражках, на Ми-8 лётчики в комках были.
      Машина для глубокого тыла.
      1. Ламатинец
        Ламатинец 12 марта 2019 18:07 Новый
        +2
        Может и для тыла , а Вы на Урале часов так 5 в кузове проедте , и потом спросите свой организм hi
        1. Дырокол
          Дырокол 13 марта 2019 04:17 Новый
          +2
          Цитата: Ламатинец
          Может и для тыла , а Вы на Урале часов так 5 в кузове проедте , и потом спросите свой организм hi

          Это точно, на "корове" вышло куда быстрее...
      2. Narak-zempo
        Narak-zempo 12 марта 2019 19:44 Новый
        0
        Цитата: Дырокол
        Потом до Ханкалы пилили 250 человек, забили как консерву шпротами

        Перегруз, нарушение норм. Один раз так боевики с "Иглой" подкараулили такой же перегруженный борт - и песец, до нормальной площадки не дотянул, сел на минное поле.
      3. Авиатор_
        Авиатор_ 12 марта 2019 20:24 Новый
        +3
        Это кажется, что он медленный. Психологический эффект. Вы неосознанно оцениваете скорость аппарата по его размеру, то есть за какое время он переместится на длину фюзеляжа. Большие самолёты тоже кажутся медленными.
        1. Дырокол
          Дырокол 13 марта 2019 04:16 Новый
          +1
          Цитата: Авиатор_
          Это кажется, что он медленный. Психологический эффект.

          Возможно. Но я помню, что Ми-8 садились у нас сразу, а Ми-26 предварительно несколько кругов сделал над площадкой.
          1. helmi8
            helmi8 13 марта 2019 14:32 Новый
            +1
            Цитата: Дырокол
            Но я помню, что Ми-8 садились у нас сразу, а Ми-26 предварительно несколько кругов сделал над площадкой.

            Если незнакомая площадка, да еще ограниченных размеров - и на Ми-2 будешь круги нарезать прежде чем сесть...
      4. ангел-истребитель
        ангел-истребитель 13 марта 2019 14:42 Новый
        0
        Дырокол.
        "Ооооооооооооооооооооочень медленный. Неимоверно..."

        Да ну ладно!
        На "Авиадартсе", еще под Воронежем, годика 3-4 тому назад, Ми-26 очень резво вышел на малой высоте, завис, высадил десант, после этого сел- открылся, выпустил "Тигра"...
        Достаточно быстро.
        После этого еще показательный полет был с маневрированием и отстрелом ловушек.
        Ни Ка-52, конечно, но для своих размеров весьма шустро исполнял.
  2. Андрей ВОВ
    Андрей ВОВ 12 марта 2019 15:15 Новый
    0
    Изучал физику,все понимаю,подъемная сила,все такое,моторы,но когда как о он пролетал мимо и довольно низко,звук незабываемы вообще и все же ловишь себя на мысли-с...ка,как же он летает такой здоровый....
    1. BAI
      BAI 12 марта 2019 15:30 Новый
      +7
      Майский жук по законам физики летать не может. Но он не знает об этом и летает.
      1. Narak-zempo
        Narak-zempo 12 марта 2019 19:45 Новый
        +4
        Цитата: BAI
        Майский жук по законам физики летать не может. Но он не знает об этом и летает.

        Вы отстали от жизни. Насекомых ещё года 3 назад привели в соответствие с законами.
        1. faiver
          faiver 14 марта 2019 16:20 Новый
          0
          Это согласно последнему постановлению ВЦСПС? laughing
          1. Narak-zempo
            Narak-zempo 14 марта 2019 18:26 Новый
            0
            Цитата: faiver
            Это согласно последнему постановлению ВЦСПС? laughing

            Когда-то на Элементах (вроде бы) заметку видел относительно шмеля. Что обсчитали его полёт на суперкомпьютере с учётом вязкости воздуха, и всё сошлось с законами.
  3. BAI
    BAI 12 марта 2019 15:29 Новый
    0
    Ми-26 прошел Афганистан, чеченские конфликты, ликвидацию Чернобыльской катастрофы и освоение месторождений углеводородов Западной Сибири

    К сожалению, тут грузоподъемность и габариты сыграли против него. В одном сбитом Ми-26 сразу погибло больше 100 человек.
    1. Андрей ВОВ
      Андрей ВОВ 12 марта 2019 15:36 Новый
      +2
      При трагедии в Грозном наложилось несколько факторов конечно,которые в итоге привели к гибели такого большого количества человек...без прикрытия шел,реальный перегруз,ребят набили как сельдь в банку(извините за такое сравнение)уже на заходе на посадку и упал на минное поля
      1. pilot69
        pilot69 13 марта 2019 09:38 Новый
        +2
        Там 100 процентов человеческий фактор, буквально за несколько дней до этого нас этим же бортом из Моздока в Ханкалу перебрасывали, 160 человек+броники+сидора. Стояли как в трамвае. Август 2002. Помню, ругань была часа на два, экипаж не хотел взлетать. Но в Моздоке же все начальство умное. Керосин экономили.
      2. Раджа
        Раджа 16 марта 2019 07:54 Новый
        0
        Помню на этом сайте были мемуары майора Помыткина, в которой он описывал свои полеты на Ми-26. 18. 10. 1985 г. его борт номер 69 разбился в Московском погранотряде. В газетах писали о герое-вертолетчике, который с разрушенным редуктором стабилизирующего винта, увел неуправляемую машину от мирного поселка. В своих воспоминаниях он указал что причина гибели людей в Чечне в том что грузовой вертолет использовали для перевозки людей, а в Душанбинском ОВП Ми-26 использовали только для перевозки грузов. Да ладно?Сам видел как борт с "той стороны" перевез около 100 человек личного состава ДШМГ, да ещё с полной боевой экипировкой. Когда я впервые увидел Ми-26 и его возможности, сказать что я был поражен, это ничего не сказать.
    2. mr.ZinGer
      mr.ZinGer 12 марта 2019 16:16 Новый
      +2
      Да и в этом случае машина не виновата.
      1. Андрей ВОВ
        Андрей ВОВ 12 марта 2019 16:19 Новый
        0
        Там был 100% человеческий фактор....а вот сейчас,эти новые Боинги,машины губят людей...как прелюдия и иллюстрация восстания машин и искусственного интеллекта
  4. malyvalv
    malyvalv 12 марта 2019 18:27 Новый
    -1
    Цеплял я как то подвески на этот Ми-26. Вентилятор ещё тот. Пока пустой за подвеской подлетает ещё ничего. Единственный шанс устоять на ногах после того как он подвеску зацепил это остаться под ним. Если в сторону отбежал то с ног валит.
  5. ohka
    ohka 12 марта 2019 18:30 Новый
    +1
    Поправка - не "всего 0,196 г/(л.с.*ч)" а "всего 0,196 Кг/(л.с.*ч)"
  6. riwas
    riwas 15 марта 2019 06:22 Новый
    -1
    А если использовать Ми-26 (Ми-10) в качестве носителя "Калибров"?