Проект самолёта М-25: ударная волна против наземных целей

41
В прошлом в нашей стране прорабатывались разные варианты боевых самолетов, в том числе самые смелые. Так, в рамках проекта ССН / «Тема 25» / М-25 изучалась возможность уничтожения наземных сил противника без применения вооружения: поражающим фактором должна была стать мощная ударная волна, создаваемая при полете со сверхзвуковой скоростью. Эту идею тщательно изучили и проработали, после чего отправили в архив. А спустя много лет о проекте узнала широкая общественности, и вскоре он оброс разнообразными слухами и версиями.

Ходят упорные слухи…



Первые упоминания о проекте штурмовика под названием М-25 разработки ОКБ В.М. Мясищева появились несколько лет назад. Впоследствии появлялись различные публикации об этом самолете, и тема пополнялась новыми подробностями. Кроме того, появлялись свидетели, которые в свое время якобы видели опытный самолет. Наконец, к проекту под безликим названием М-25 добавилось громкое прозвище «Адский косильщик».

Проект самолёта М-25: ударная волна против наземных целей
Современная реконструкция одной из версий проекта М-25. Рисунок Alternathistory.com


Согласно распространенным сведениям, проект М-25 стартовал в 1969 году, и его запуск был прямо связан с событиями на о. Даманский. Для борьбы с противником на открытых пространствах предлагалось построить специальный самолет, способный летать со сверхзвуковой скоростью на минимальных высотах. Образуемая им ударная волна должна была служить поражающим фактором и воздействовать на войска противника. Пролет такого самолета на высоте 30-50 м мог уничтожить или, как минимум, временно вывести из строя живую силу в полосе шириной до 100-150 м.

«Адский косильщик» виделся удобной и удачной альтернативой конвенциональному вооружению и тактическому ядерному оружию. Его применение, давая нужные эффекты, не оставляло зараженной местности и не могло привести к началу ядерного конфликта.

В публикациях на тему М-25 приводились схемы разных версий самолета, а также рисунки, изображавшие такую технику в полете. Также со временем нашлись люди, утверждавшие, что опытный «Косильщик» был построен и проходил испытания, а им удалось увидеть эту машину. Мало того, приводились спутниковые фотографии аэродрома с неопознанным объектом, который мог быть самолетом М-25.

Таким образом, несколько лет назад сформировался некоторый объем информации вокруг проекта М-25, позволявший представить примерные цели и задачи, а также облик самолета. При этом присутствовали неподтвержденные или сомнительные данные, что затрудняло формирование общей картины.

Глазами участника

Ситуация вокруг проекта М-25 исправилась в середине 2017 года. В номере журнала «Крылья Родины» за июнь-июль вышла новая статья о М-25, автором которой был С.Г. Смирнов – ведущий конструктор по сложным объектам Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. В прошлом он был одним из участников работ, и теперь в статье «Неизвестный проект Мясищева – штурмовик М-25 по прозвищу «Адский косильщик» рассказал о его разработке.


Летящий М-25 в представлении художника. Рисунок Dogswar.ru


Статья в «Крыльях Родины» позволила скорректировать известную картину, дополнив новыми подробностями. Кроме того, она опровергала часть слухов и версий. В частности, С.Г. Смирнов отверг прямую связь М-25 и боев на Даманском, а также указал, что опытный образец самолета не строился. При этом непосредственный участник работ привел крайне интересные сведения о поиске оптимальных решений, о возникших трудностях и о причинах, по которым новый самолет так и остался на бумаге.

Настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей в «Крыльях Родины» №6-7, 2017. Пока же рассмотрим основные и наиболее интересные ее тезисы, показывающие реальную историю проекта М-25.

Формирование идеи

Новый проект стартовал 17 июня 1969 года по решению Научно-технического совета министерства авиационной промышленности. Инициатором работ стал академик В.В. Струминский, директор Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Сибирского отделения Академии наук СССР. Тему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ обозначили как «самолет специального назначения с ударной волной» или просто ССН. В середине июля появился план проведения НИОКР с участием ряда предприятий науки и промышленности, а также ВВС.

Следует отметить, что первые исследования по тематике «самолета с ударной волной» начались раньше, еще в середине 1968 года. Во второй половине шестидесятых в профильной зарубежной прессе появились сообщения о разработке новых ударных самолетов, способных атаковать противника без «обычного» вооружения. Такие машины должны были иметь чрезвычайно высокую тяговооруженность, позволяющую развивать сверхзвуковую скорость на малых и сверхмалых высотах. Пролетая над позициями противника, самолет должен был создавать мощную ударную волну и поражать живую силу и незащищенную технику, а также разрушать легкие постройки.


М-25 нормальной аэродинамической схемы. Рисунок журнала "Крылья Родины"


Летом 1968 года в ИТПМ проработали вопрос воздействия сверхзвуковой волны на наземные объекты. В конце того же года состоялись эксперименты с использованием истребителя МиГ-21. Они показали, что низковысотный полет дает удар до 0,025-0,05 кг/кв.см. Это было достаточно для нанесения травм живой силе, в том числе летальных. Одновременно установили, что складки местности и окопы снижают интенсивность удара. Исследования были продолжены, а решение НТС МАП по ССН привлекло к работам новые организации. Стоит отметить, что исследования начались за несколько месяцев до событий на Даманском.

В 1969 году к проекту ССН присоединился ЭМЗ во главе с В.М. Мясищевым. В том же году ЭМЗ и ИТПМ подготовили ряд отчетов о проблемах и задачах проекта. К тому времени было установлено, что создание «самолета с ударной волной» является крайне сложной комплексной задачей. Требовалось с нуля проработать особый планер, подобрать к нему подходящую силовую установку и создать новые системы управления. Все это требовало объединить усилия массы организаций и предприятий для проведения множества исследований и экспериментов.

«Тема 25»

В 1969 году вопрос ССН обсудили В.В. Струминский и В.М. Мясищев. Вскоре появился план совместных работ с участием ИТПМ, ЭМЗ, ЦАГИ и Липецкого центра ВВС. В конце того же года на Экспериментальном машиностроительном заводе утвердили план работ на 1970-72 годы, в котором присутствовал новый проект. Работы по ССН в заводском плане обозначались как «Тема 25. Штурмовой самолет специального назначения с ударной звуковой волной». Индекс М-25 появился чуть позже и применялся в отношении будущих самолетов по «Теме 25».

По результатам предварительных исследований в ЦАГИ, были сформированы основные положения проекта. Самолет М-25 должен был иметь большие габариты и соответствующий взлетный вес. Ему требовались мощные двигатели, способные обеспечить сверхзвуковую скорость на малой высоте. Следовало предусмотреть некие агрегаты для создания ударной волны. Для этого предлагалось использовать «неаэродинамичную» носовую часть фюзеляжа или иные нестандартные средства – т.н. волнообразователь.


М-25 как "утка" с двигателями под крылом. Рисунок журнала "Крылья Родины"


Волнообразователь и мощная силовая установка стали основными элементами, от которых зависела компоновка всей машины. В порядке поиска оптимальных решений на ЭМЗ проработали несколько вариантов самолета с разными планерами и т.д. взлетной массой от 20 до 165 т. Такие проекты прорабатывались вплоть до уровня бортовых систем и стоимости серийного производства. Схемы некоторых вариантов М-25 были опубликованы, и именно они стали основой для известных рисунков.

Все рассматривавшиеся проекты имели две общие черты. Первая – волнообразователь. Его выполнили в виде клиновидной передней кромки центроплана, под которой располагался т.н. уступ в виде подвижной пластины. В рабочем положении она выдвигалась в поток и изменяла обтекание самолета, обеспечивая образование мощной ударной волны, направленной вниз и в стороны. Ввиду большого сопротивления уступ убирался в днище. По бокам от выдвижного уступа могли присутствовать неподвижные или убираемые плоскости-ребра, образующие с ним единую аэродинамическую систему. Наличие волнообразователя привело к формированию характерной носовой части планера, а также заставило инженеров усилить центроплан.

Согласно всем версиям проекта, М-25 должен был иметь не более четырех турбореактивных двигателей. Однако выбрать подходящие моторы не удалось. На боевом режиме скорость самолета-штурмовика должна была достигать М=1,4. Новейшие двигатели АЛ-21Ф ОКБ А.М. Люльки и Р59Ф-300 ОКБ С.К. Туманского могли разогнать машину лишь до М=1,15. В связи с этим появилось предложение о применении жидкостных ракетных двигателей для дополнительного разгона на режиме атаки. Возможно, в средней перспективе могли бы появиться новые проекты двигателей с желаемыми характеристиками.

Также возникли проблемы с компоновкой двигателей. Наличие клина и убираемого уступа влияло на характер обтекания фюзеляжа. Как следствие, могли возникнуть проблемы с поступлением воздуха в заборные устройства двигателей под крылом или фюзеляжем. Оптимальной посчитали компоновку двигательной установки с хвостовым размещением моторов и надфюзеляжными воздухозаборниками. Однако прорабатывались и иные компоновки.


Вариант с двигателями над фюзеляжем - именно этот вариант реконструирован на рисунках выше. Рисунок журнала "Крылья Родины"


В статье С.Г. Смирнова приводились схемы четырех вариантов самолета М-25, отличавшихся основными особенностями архитектуры. При этом все версии имели взлетный вес 110 т и примерно одинаковые габариты. При полете на высоте 50 м все они должны были создавать волну с давлением 0,22 кг/кв.см – достаточную для поражения живой силы на открытой местности.

Первый вариант самолета предлагал строительство машины с развитым центропланом, занимающим почти всю длину фюзеляжа, и стреловидным крылом со спаренными мотогондолами под ним. Оперение включало стабилизатор и пару килей. Выдвижной уступ поместили под полуклином центроплана. Три других варианта подразумевали использование схемы «утка» с разными конструкциями плоскостей и отличающимся размещением двигателей. Предлагалось устанавливать их над фюзеляжем и под крылом. Уступ размещали со сдвигом к носу и в центре днища. Оперение включало передний стабилизатор и два киля, установленных на стреловидном крыле.

Расчеты показали, что эффективность ударной волны от штурмовика М-25 можно увеличить в полтора-два раза за счет организации боевой работы авиации. Для этого над целью должны пролетать строем несколько самолетов, образующих несколько ударных волн. Одновременное образование нескольких волн и их отражение от поверхности должно было приводить к сложению энергий и усилению воздействия на цель. По расчетам, такие волны могли даже срывать башни с танков.

Финал проекта

Работы по «Теме 25» продолжались до 1972 года, и за это время все организации-участники программы успели провести массу исследований и проработать множество вариантов самолета. Однако все эти усилия так и не привели к ожидаемым результатам. Проект столкнулся с рядом трудностей, от которых в то время нельзя было избавиться.

Прежде всего, ЭМЗ и смежным организациям предстояло определить оптимальный технический облик самолета, а затем проработать его в техническом плане. При этом можно было ожидать определенные сложности, связанные с повышенными нагрузками и характерным способом применения техники. Планер на основных рабочих режимах должен был испытывать высокие механические и тепловые нагрузки. Оставался нерешенным вопрос двигателей. Кроме того, самолет нуждался в сложных системах управления с особыми возможностями.


"Утка" с воздухозаборниками в клине. Рисунок журнала "Крылья Родины"


Штурмовикам М-25 предстояло летать на сверхзвуковой скорости на малой высоте с огибанием рельефа местности. Все это предъявляло особые требования к системам управления или даже приводило к необходимости применения автопилота. Предложение о полетах строем приводило к новым сложностям.

Таким образом, даже после длительной теоретической проработки проект «Тема 25» не мог быть реализован в ближайшем будущем. Дальнейшие работы были невозможны без значительного финансирования. Это не устроило руководителей авиационной промышленности, и в 1972 году было принято решение о прекращении всей НИОКР по программе ССН / «Тема 25» / М-25. Документы по проекту отправились в архив. Очевидно, что опытный самолет, несмотря на утверждения «свидетелей», не строился и не выходил на испытания.

Итоги программы

Из воспоминаний непосредственного участника следует, что проект М-25 дал определенные результаты теоретического характера, но не дошел до практической реализации. Примечательно, что на бумаге остались сразу несколько вариантов предварительных проектов с теми или иными характерными особенностями. Каждый из них имел преимущества и недостатки, но при этом присутствовали общие проблемы.

Несмотря на некоторые версии и слухи, опытная техника не строилась и не испытывалась. Однако и при этом «Тема 25» дала реальные результаты. После проведения теоретических исследований и натурных испытаний стало ясно, что сверхзвуковой самолет действительно может атаковать наземные объекты при помощи ударной волны. Тем не менее, строительство специализированного самолета с такими функциями оказывалось крайне сложным, а при технологиях конца шестидесятых и начала семидесятых – едва ли не невозможным.

В связи с этим в 1972 году от «самолета специального назначения» отказались. Мало того, отвергли и саму концепцию поражения целей ударной волной. Дальнейшее развитие фронтовой авиации пошло по традиционным путям, а оригинальная концепция была забыта на несколько десятилетий. Об интересном проекте вспомнили лишь несколько лет назад, и он ожидаемо привлек внимание. Впрочем, такое внимание, среди прочего, вылилось и в появление необоснованных версий и слухов.

По материалам:
http://dogswar.ru/
http://alternathistory.com/
https://forumavia.ru/
http://emz-m.ru/
Смирнов С.Г. Неизвестный проект Мясищева – штурмовик М-25 по прозвищу «Адский косильщик» // Крылья Родины, 2017, № 6-7.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    28 марта 2019 18:35
    Американцы, по слухам, во Вьетнаме F-4 - ми летали на малой высоте на сверх звуке. Якобы солдатам, попавшим в зону поражения разрывало кишки, глаза и ушные перепонки.
    1. +7
      28 марта 2019 18:52
      Сомнительно.. Вьетнам - это, по большей части, джунгли. Деревья от ударной волны не плохо защитят.
    2. +4
      28 марта 2019 23:57
      Цитата: SarS
      Американцы, по слухам, во Вьетнаме F-4 - ми летали на малой высоте на сверх звуке. Якобы солдатам, попавшим в зону поражения разрывало кишки, глаза и ушные перепонки.

      =======
      Не знаю, как там "кишки-глаза", но мне с приятелями, в детстве как то довелось оказаться под пролетевшим на бреющем Су-15 (он видимо "промазал" при заходе на аэродром) и прошел метрах в 15-20 (с выпущенными шасси) как раз над берегом залива (мы с пацанами как раз "бреднем" креветок ловили..... Бахнуло так, что мы минуты 2 за уши держались, а потом еще с минут 10-15 друг-другу на уши кричали (так оглохли)....
      1. +7
        29 марта 2019 01:53
        Цитата: venik
        Не знаю, как там "кишки-глаза",

        И это, походу, был обычный уход на второй круг, естественно на дозвуковой скорости. Это был просто звук от двигателей.
        А если прикинуть сверхзвук на такой высоте...
        Может кто не понимает в чем фишка, то на сверхзвуке возникает ударная волна, не звуковая от движков, а именно ударная от планера. Многие наверняка слышали о такой волне как об одном из поражающих факторов ядерного взрыва, который распространяется со сверхзвуковой скоростью.
      2. +1
        30 марта 2019 09:06
        Хоть и по не нашему.Зато посмотрите на ударную волну у поверхности.
      3. 0
        5 апреля 2019 14:06
        "Гоните", Вы, батенька. С выпущенный шасси даже сейчас и один самолёт не сможет лететь, а уж тем более СУ-15 да ещё и у земли! Точно пацаном был. Со страху, наверное? В штаны ни кто не обделался?
    3. 0
      29 марта 2019 04:46
      Это в ряд ли. Для человека смертельный уровень шума - 200 децибел. Самолет преодолевая звуковой барьер издает звук мощностью 140 децибел. Стекла в домах повылетают, напугает, но не более. Ракета при старте шумит с мощностью 150-180 децибел.
      1. t-4
        +5
        29 марта 2019 11:53
        Не совсем верную информацию даете.
        100 дБ — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5—7 м
        110 дБ — шум работающего трактора на расстоянии 1 м
        120 дБ — порог болевого ощущения человека
        140 дБ — звук взлетающего реактивного самолета у края взлётно-посадочной полосы
        160 дБ — ударная волна от сверхзвукового самолёта
        200 дБ — взрыв атомной бомбы
        При уровнях звука свыше 160 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 - смерть .
  2. +10
    28 марта 2019 18:53
    Адский косильщик! Аццкий да ещё косильщик...
    Не, не по нашему звучит.
    У нас бы как-нить по интереснее назвали. "Незабудка" там, или ещё какая флора-фауна.
    Да и в 1969-м косильщиков-то не было. Если только косари...
    Натовский репринт сто пудов.
    negative
    1. +1
      30 марта 2019 09:48
      Аццкий да ещё косильщик...


      стандартное нагло-саксовское прозвище митральезы-пулемета )
      100500% репринт
    2. +1
      1 апреля 2019 06:38
      Можно было бы " Щелкунчиком" назвать
  3. +11
    28 марта 2019 18:55
    Что только не пробовали в те времена, каких только проектов не было! Люди не боялись пробовать, не думали, что на ставят дизлайков или негативных комментариев... Эх, были времена...
    1. 0
      30 марта 2019 10:13
      Да. Времена были еще те!!!!
      Тогда даже грамотнее были люди.
      Они слово наставят писали слитно. hi
  4. 0
    28 марта 2019 19:18
    Как то так наверное, только в джунглях laughing [media=https://ok.ru/video/8253868706]
  5. 0
    28 марта 2019 19:31
    Аааа. Если даже верить статье, всё равно враг не боится , а почему? Потому что боятся не оружия, а того, кто его имеет и применит!
  6. Комментарий был удален.
  7. +1
    28 марта 2019 20:22
    Спасибо. Интересный материал.
  8. -1
    28 марта 2019 20:34
    Интересно для общего развития. Но сама идея изначально не рабочая. Да и где столько смертников-пилотов найти. Да еще и подготовить.
    1. +4
      28 марта 2019 22:51
      История авиации знает много "смертников". Первым в голову Ту-22 пришел, в первой версии просто зашкаливающая аварийность была. А ведь готовили пилотов. И знали о происшествиях.
    2. +3
      29 марта 2019 01:35
      Цитата: evgic
      где столько смертников-пилотов найти

      Не пойму, а почему "смертников"?
      1. +2
        29 марта 2019 11:22
        Полет на высоте 50м сам по себе опасен, даже сейчас. А тут основной боевой режим. Работать с земли будут из всего что стреляет. Соответственно и попадать иногда. Пару раз такой фокус пройдет, потом организуют противодействие. В случае поражения самолета пилот скорее всего не успеет катапультироваться. Отсюда и смертники
    3. +3
      29 марта 2019 03:25
      Цитата: evgic
      де столько смертников-пилотов найти. Да еще и подготовить.

      Ну...сейчас много "римейков " выпускается..."старые песни на новый лад"-в тренде. Может ещё появится " новейший ударный беспилотник на "старый" лад " !
  9. -3
    28 марта 2019 20:59
    немного неба
  10. -9
    28 марта 2019 21:59
    Было в Афгане
    "Грач" после задания , без бк , обнаружил колонну "духов"
    Форсаж над ними
    Последствия были..... ужасные, мягко выражаясь!
    Лучше такое не видеть, мужики!
    1. +8
      28 марта 2019 23:18
      на Граче (Су-25) стоят бесфорсажные двигатели Р-95ш
    2. 0
      29 марта 2019 13:04
      Опять нафантазировал диванный вояка?
    3. -1
      30 марта 2019 10:41
      Я даже знаю этого парня (знал).
      Звезду Героя получил.
      Правда "духи" Стингер через месяц в хвост всадили ему.
      При катапультировании оторвало руку.
      Очень достойный был летчик.
      Умер в 2011 году.
  11. +2
    28 марта 2019 22:08
    . При полете на высоте 50 м все они должны были создавать волну с давлением 0,22 кг/кв.см – достаточную для поражения живой силы на открытой местности

    Очень рационально, "городить" 110-ти тонный летательный аппарат который, исходя из приведенных цифр избыточного давления, может обеспечить только легкую контузию солдат противника
    1. 0
      28 марта 2019 22:50
      У А.И.Шумилина(Ванька-ротный)есть интересный момент.Автор был контужен ударной волной пролетевшего рядом 20мм зенитного снаряда.Так что,как знать...
      1. +1
        29 марта 2019 08:45
        У Шумилина много чего написано. К ряду вещей стоит относиться критически.
    2. +4
      29 марта 2019 03:31
      Цитата: BORMAN82
      сходя из приведенных цифр избыточного давления, может обеспечить только легкую контузию солдат противника

      Пригодится демонстрантов разгонять ! Особенно,когда гос.дума примет закон о выходе на пенсию в 80 лет...
  12. 0
    28 марта 2019 22:18
    Спасибо за статью.Интересно.Великая страна -великие люди!
  13. 0
    28 марта 2019 22:58
    и сколько он пролетит на форсаже?
    а без форсажа большого эффекта не будет
    1. 0
      28 марта 2019 23:08
      Нужен сверхзвук.Возможно тогда будет эффект.Вот только...Не могу представить как такая махина летает на сверхмалой высоте на окопами туда-сюда...Возможно поэтому и прикрыли тему.
      1. 0
        29 марта 2019 03:40
        Хорошо,что не слышно криков: В Сирию бы его !" Нее...а чё? Над пустынями эффективность сиго девайса-максимальная! fellow Только вот..."бармалеи" предпочитают воевать в городах...остаётся придумать эффективный способ выманивания таких "персонажей" из городов + сделать М-25 и ..."Мальбрук в поход собрался..." ! good
  14. 0
    28 марта 2019 23:38
    Странно, админы, а что, ссылки давать в комментариях запрещено?
    Я дал ссылку на статью Смирнов С.Г. Неизвестный проект Мясищева – штурмовик М-25 по прозвищу «Адский косильщик» // Крылья Родины, 2017, № 6-7, с которой сам автор рекомендует ознакомиться.
    Комментарий удалили. А в чем нарушение?
  15. 0
    29 марта 2019 08:46
    Слышал об этом проекте в студенческие времена, в середине 70-х.
  16. 0
    29 марта 2019 13:00
    клюквалет , начитаются баек а потом высасывают из пальца адских молотильщиков, в этот бред что всерьез кто то может поверить ?
  17. -1
    29 марта 2019 15:30
    Какая то странная идея... Наушники оденут и все дела... Зато сбить его можно чуть ли не камнями
    1. +1
      29 марта 2019 18:15
      При подрыве ядерной вы, после световой волны, одев наушники гордо в полный рост встанете и с криками "щас наваляю!" вперед побежите? Не путайте звуковую и ударную волны...
  18. +1
    29 марта 2019 19:22
    Летчики из Чирчикского полка на Су-17м3 специально летали на сверхзвуке на предельно малой над духами в районе Лашкаргаха. Результат лично мне неизвестен. Сам прошел парой над зеленкой в Шинданте на сверхзвуке на Су-17м4. Как у духов не знаю, на КДП, хотя на подлете к аэродрому уже форсаж выключил, чуть стекла не вылетели, РП долго ругался. Считаю что идея неэффективная, так попугать, эффект как у листовок. Кровь из ушей пары солдат противнмка того не стоит.
  19. +3
    30 марта 2019 03:41
    Вроде "Разрушители" на эту тему экспериментировали what