Линкоры как страх Китая и Северной Кореи

73
Дай бог здоровья адъюнкт-профессору социологии и социальной политики Университета Сиднея Сальваторе Бабоне и нашим коллегам из издания National Interest. Не оставят без тем, от которых мозг радостно закипает, волосы встают дыбом, приветствуя тень надвигающегося веселья и всего прочего.

Ссылка на оригинал в конце повествования.



Итак, господин Бабоне советует ВМС США срочно приступить… к строительству линкоров! Они, линейные корабли – это единственный способ обуздать аппетиты Китая в Тихоокеанском регионе в целом и в Южно-Китайском море в частности.

Оказывается, этот корабль может наделать много дел в противостоянии с китайцами!



Может, например, ответить на китайские провокации, отключив китайские датчики на морском дне или перерезав китайские подводные кабели. Может быть, я плохо соображаю в английском, но первый раз встречаю проект линкора, который способен к подводным операциям подобного плана. Может, профессор имел в виду работу глубинными бомбами, но на это и тривиальный катер-тральщик способен.

Но это ладно, главная особенность линкора: ему не страшна излюбленная тактика китайцев и северокорейцев – морской таран. Поскольку корпус более чем крепок и прочен.

И если попытка контроля региона перерастет в войну без применения ядерного оружия, линкор сможет действовать в зоне конфликта, по-видимому, отвлекая на себя внимание, в то время как наступательные действия других сил США изменят ситуацию.

На первый взгляд, смотрится более чем странно. Но господин профессор приводит интересную аргументацию.

В качестве примера служат, как это ни странно, японские суперлинкоры "Ямато" и "Мусаси", чьи 460-мм орудия не причинили ни малейшего ущерба противнику. Потопленные американской авиацией линкоры использовались, как их немецкий коллега «Тирпитц», исключительно в качестве пугала.



Ну или в качестве флагманов соединений. Хорошо хоть не дошло дело до чего-то такого, прозаического, типа транспорта или танкера.

И тем не менее, господин Бабоне использует стальных гигантов в качестве примера или ориентира. Справедливо, правда, именуя линкоры динозаврами ушедшей эпохи.

Однако господин профессор задает очень интересный вопрос: как утопить такого стального динозавра?

И сам же дает ответ: с трудом.

Опять же, приводя в пример японские корабли. Чтобы упокоить «Ямато», потребовалось одиннадцать торпед и шесть бомб. "Мусаси" взяли девятнадцать торпед и семнадцать бомб. В целом результат более чем неплохой, конечно, учитывая, какими в ту войну были бомбы и торпеды. Не чета современным.

Вообще, начиная с той войны, тактическое (да и стратегическое) планирование ВМС США строилось вокруг авианосцев. Что было и разумно, и показательно.

Но сегодня, когда мы ведем речь не о мировой войне, переходящей во всеобщий «апокалипсис», а о мелочах типа операций FONOP, ставящих целью противодействие ограничению навигации, например, с точки зрения профессора, линкор в новой интерпретации будет весьма полезной силой.

В США (и Австралии) в течение последних нескольких лет Китай считают все более агрессивным в плане отстаивания морских претензий в Южно-Китайском море. Зачастую – незаконных претензий.

И несчастные военные моряки Соединенных Штатов вынуждены регулярно проводить эти FONOPы. Эсминцы патрулируют районы в пределах двенадцати морских миль от искусственных островов, сооружаемых Китаем, чтобы помешать китайским военным препятствовать судоходству.

Отмечается, кстати, что Китай достаточно спокойно относится к этим демонстрациям и не нагнетал ситуацию в сторону обострений.

Но есть нюанс.

Практика показала, что эсминец – ну очень хрупкая вещь. Прямо-таки хрустальный молот. И для боевого корабля, мягко говоря, слабоват в плане прочности.

В июне прошлого года ЭМ «Фитцджеральд» был выведен из строя в результате столкновения с контейнеровозом, с потерей семи моряков из числа экипажа эсминца.

Линкоры как страх Китая и Северной Кореи


Затем в августе ЭМ «Джон МакКейн» был почти потоплен нефтяным танкером. Десять моряков погибли. Танкер не пострадал.



Оставим в стороне вопрос об откровенно слабом мореходстве, эти два столкновения проиллюстрировали серьезный недостаток современных военно-морских кораблей: плохая живучесть и недостаточная прочность.

Не корабли ВМС угрожали нефтяным танкерам, а наоборот. Танкер и грузовик оказались намного опаснее эсминца.

А в ВМС США, увы, но помимо авианосцев, огневая мощь обеспечивается именно хлипкими такими ракетными крейсерами и эсминцами. Но получается, что флоту также нужны корабли, которые могут принять удар и продолжить выполнение задачи.

Прочность и живучесть, вероятно, станут весьма важным качеством, поскольку Китай развивает свои возможности в плане противокорабельных средств обороны. А если принять во внимание агрессивную политику Китая в регионе, то судоходство в Южно-Китайском море может оказаться весьма проблемным занятием.

«Стелс» — это один из способов избежать попаданий. Да, Соединенные Штаты лидируют в разработке и постройке малозаметных эсминцев.

Но незаметность не всегда полезна. Особенно в операциях типа FONOP, когда наоборот, как раз требуется именно открытая демонстрация.

Линкор времен Второй мировой войны – это заметный корабль во всех смыслах.



Но военно-морскому флоту нет необходимости строить старомодный линкор в двадцать первом веке. Флоту нужен несколько иной формат.

Современный линкор будет сочетать передовые броневые материалы с автоматизированным контролем повреждений, на выходе будет (теоретически) практически непотопляемый корабль.

Его наступательные вооружения могут варьироваться для выполнения конкретной миссии, но его ключевым атрибутом будет живучесть.

Этот "линкор будущего" может решить проблемы, возникающие по вине Китая в вопросах блокирования судоходства и вытеснения США из зоны влияния в западной части Тихого океана.

Китай быстро расширяет и совершенствует свои сети береговых, морских, подводных и космических систем наблюдения и контроля. Скоро он сможет видеть и контролировать все, что движется между материковой частью Китая и первой островной цепью, образованной Японией, Окинавой, Тайванем и Филиппинами. А совершенствование высокоточного оружия будет означать, что Китай сможет не только наблюдать, но и реально контролировать ситуацию в регионе.

В ответ на расширяющееся влияние Китая в США был разработан ряд тактических планов. Все эти планы имели некую общую идею: лучшая защита — это нападение. В принципе, ничего нового в США давно не могут придумать, но эта пластинка редко дает сбои.

И вместо защиты от китайских атак A2/AD командование ВМС США запросто предложило идею превентивного удара по командно-контрольным сетям Китая с целью вывода из строя как системы наблюдения, так и систем высокоточного вооружения.

Проблема в том (и в США это понимают), что это подразумевает немедленную эскалацию любого сценария A2/AD в полномасштабную войну. С переходом в полное и тотальное безобразие мирового масштаба.

И здесь, по мнению автора, и есть спасительный выход в виде «нового линкора». Оборонительного (с ума сойти) варианта для ограниченного конфликта. Который, опираясь на собственную неуязвимость, сможет контролировать (какое-то время) ситуацию в районе, не переводя в фазу «горячего» конфликта.

Как? К сожалению, господин Бабоне не уточняет.

Вообще, некая здравая мысль в посыле имеется. Я не эксперт в вопросах кораблестроения (но такой жути не напишу все же), но некое рациональное маковое зернышко есть у австралийца.

Да, вопросы увеличения бронирования время от времени всплывают к обсуждению. И тут сказано уже столько, что добавить нечего. По итогам Второй мировой войны соединенными усилиями победили снаряд, торпеда и бомба.

Сегодня все выглядит несколько иначе. Бал правят ракеты, которые по сути своей (мощности заряда ВВ) все те же торпеды, только летающие. И летят они несколько дальше, чем снаряды и торпеды той войны.

Хотя и снаряды усохли калибром. Сегодня основной калибр по меркам той войны (120-140-мм) – это что? Это всего лишь стандартный ГК эсминцев и противоминный калибр крейсеров и линкоров.

Появление такого чудовища, как линкоры Второй мировой, в плане живучести и бронирования – это нечто. Кстати, в США 8 линкоров в качестве памятников, можно один отцепить и поэкспериментировать. Там половина на ходу, а некоторые (типа «Миссури») не так давно еще болванками швырялись в Персидском заливе.



Соглашусь, что ТОТ линкор прежде всего очень большой и очень крепкий. Фанаты и поклонники проводили моделирование на компьютерах (не показатель, конечно, но как отправная точка отсчета пойдет), которое показало, что для потопления линкора ТОЙ войны сегодня потребуется в полтора-два раза больше «Топоров», чем для отправки в утиль современного авианосца.

А если пулять чем-то меньшим, то и вообще смех выходит, да и только.

Причем нюанс: современные корабли не таскают с собой сотни ПКР, так что тут тоже интересно может выйти. Может и не хватить количественно ракет, чтобы тот же «Миссури» затыкать.

Броня, знаете ли… Рассчитанная не на чахленькие «Гарпуны» с их 225 кг тротила, а на штуки поувесистее и более наглые, и пробивные.

Так что современная ударная группа с таким чудом очень долго может ковыряться. И не факт, что успешно.

Про самолеты я вообще молчу. Где торпеды? Бомбы? Такие, нормальные, которые могли бронепалубу пробить и внутри от души шарахнуть? Опять только ПКР воздушного базирования, где самой жирной выглядит наша П-800 «Оникс» с 300 кг БЧ.

Возможно, да, вполне возможно, что такой корабль где-то и сочтут целесообразным. Бронированный и живучий. С мощной силовой установкой, которая сможет позволить нафаршировать его различными видами вооружений.

Жаль, что господин австралийский профессор нашего «Петра Великого» не видел. Вот, наверное, идеал для него.



Но даже очень хорошо забронированный корабль с умной броней не будет сегодня настолько полезен, как это кажется господину Бабоне. Да, построить можно. С броней. С пушками калибром изрядно побольше, чем 130-мм. С ракетами. Большой.

А зачем? Просто потому, что в реальных боевых действиях он проживет подольше? Да не проживет он. Это ж не компьютерная игра, где все по определенным правилам. Те же китайцы просто долбанут чем-то более тяжелым, и на этом все, пузыри и пятна масла на воде. И подводные лодки никто еще не отменил в этом мире.

И самое главное. Сэр Уинстон Черчилль, который кое-что смыслил в делах флотских, как-то сказал: «Если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер…»

Но да, забавно там, в Австралии… С флотом из одного эсминца, десяти фрегатов и шести подводных лодок. Замечательная страна, замечательный флот, замечательные советы.

Надеюсь, в США последуют советам австралийского профессора благодаря усилиям коллег из издания National Interest и бросятся строить «новые линкоры». Толстые, мощные, живучие. И окончательно угробят свою экономику нам на радость.

Конечно, такого не произойдет. Просто посмеялись вместе с американцами над проектом австралийского профессора, да и все. Без далеко идущих выводов.

Интересно, это сало кенгуру такой эффект линкорный имеет, или что-то другое?

Источник.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    12 марта 2019 06:12
    Блин а я то подумал что это Капцов, ан нет, похоже Скоморохов по его стопам пошёл!!!
    1. +9
      12 марта 2019 06:27
      Что бы не говорили, а линкор это Корабль и вызывает уважение !
      1. +6
        12 марта 2019 09:00
        Цитата: Uncle Lee
        Что бы не говорили, а линкор это Корабль и вызывает уважение !


        Такой красоты, как настоящие линкоры, уже наверное не будет ...

  2. +16
    12 марта 2019 06:17
    Господа авторы, вас силой заставляют цитировать такую помойку как National Interest? Ну не имеет она к американской военной аналитике никакого отношения, абсолютно никакого. И не является она рупором американского ВПК или ВС, типа нашего издания "Военно промышленный курьер".
    Вы же не используете для исторических статей такие издания:
    1. -4
      12 марта 2019 07:07
      Ну не имеет она к американской военной аналитике никакого отношения, абсолютно никакого.

      А Киссенджер имеет? просто он там в редколлегии (( laughing ))
      Консультативный совет возглавляется почетным председателем журнала Генри Киссинджером.
      1. +3
        12 марта 2019 07:40
        Цитата: Cowbra
        А Киссенджер имеет? просто он там в редколлегии (( ))

        Вы типичный читатель подобных изданий, статья "Иосиф Сталин и вомбат" для вас. Продолжайте в том же духе, много наверное узнаете о вомбатах и их влиянии на политику Сталина.
        П.С: Кто вам сказал, что КиссИнджер "в редколегии" этой помойки? В самой помойке написали? Тогда читайте про вомбатов...
        1. -3
          12 марта 2019 07:46
          А вам похрену кто написал, главное прокукарекал - а там и вовсе не рассветай. Не я тут выкладываю сталиновомбатов, я про такое и не слыхал... Зайдите на Иносми, например, там каждый источник обрисован... В том числе и про НИ.
          1. +4
            12 марта 2019 09:26
            Цитата: Cowbra
            айдите на Иносми, например, там каждый источник обрисован... В том числе и про НИ

            Ино СМИ для вас авторитетный источник? Так то это ресурс который переводит НЕ СВОИ статьи и выкладывает у себя. Т.е. не несет за содержание статей никакой ответственности.
            Про National Interest вы могли прочитать только на их сайте, или в Википедии, где все ссылки из описания ведут на сам же National Interest. Т.е. в Википедии кто-то написал статью про National Interest с ссылкой на сам же National Interest.
            П.С: В Википедии статья про National Interest начинается с красного баннера, потому что все что в статье написано не более чем вранье.
            Эта статья предлагается к удалению.
            1. -3
              12 марта 2019 09:41
              Ну так читайте: рубрика истории от Киссенджера:
              https://nationalinterest.org/tag/henry-kissinger
              Н-ну? И что вы тут за ОЧЕРЕДНУЮ ахинею на два поста набросали без смысла? Прочитать можно на ИХ сайте? Чтож ВЫ не прочитали, палец в клавиатуре застрял? ИноСМИ для вас не источник потому что они выкладывают только переводы чужих статей?!!! И потому добавляют описание к каждому из источников?! Это ВЫ - как раз НЕ источник. А вот НИ на своем сайте не расписывают, кто у них в редколлегии. По понятным причинам, чтоб авторы не доставали
              Аргументировать сперва научитесь
              1. +3
                12 марта 2019 10:57
                [/quote]
                Цитата: Cowbra
                И что вы тут за ОЧЕРЕДНУЮ ахинею на два поста набросали без смысла?

                [quote=Cowbra]палец в клавиатуре застрял?

                Чтож вы так беситесь то, поберегите свои нервы, а то удар хватит.
                Ну так читайте: рубрика истории от Киссенджера:

                Зачем? Я могу открыть рубрику "Истории от от Аллы Пугачевой", могу даже в ней опубликовать ее интервью. Что это доказывает?
        2. +4
          12 марта 2019 08:01
          Цитата: Дырокол
          Вы типичный читатель подобных изданий, статья "Иосиф Сталин и вомбат"

          Про что статья то. Может чего полезного пишут.
          1. 0
            12 марта 2019 11:05
            Цитата: Chertt
            Про что статья то. Может чего полезного пишут.

            Самому интересно стало, но где теперь найдешь сей кладезь истины...
    2. +5
      12 марта 2019 09:06
      Цитата: Дырокол
      Господа авторы, вас силой заставляют цитировать такую помойку как National Interest?

      В журнале MAXIM когда-то была рубрика "MAXIM отвечает на вопросы читателей других журналов". Полемика ВО с NI это несколько напоминает.
      Цитата: Cowbra
      А Киссенджер имеет?

      Генри Альфредычу скоро 96. Ему главное в туалет не забывать вовремя войти, а Вы про редколлегию какую-то.
  3. -1
    12 марта 2019 06:31
    Удивляюсь периодическим появлениям на горизонте экспертов разного рода из Австралии. Стоят в сторонке, никаких достижений за плечами не имеют, но поучают как жить, что делать и как воевать. Видимо складывается дурная наследственность от Британии.
  4. -2
    12 марта 2019 07:06
    И самое главное. Сэр Уинстон Черчилль, который кое-что смыслил в делах флотских, как-то сказал: «Если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер…»

    Еще, когда разбирали эту же статью, уточнили, что содержание линкора обходится СИЛЬНО дороже даже содержания авианосца... В 1,5-2 раза так... А тут еще такая штука, что уже официально предлагают сократить авианосцы - мол много денег жрут. Там какой-то пора на ремонт ставить, вот не смотря на то, что у него еще 25 лет ресурса - предлагают списать wink
    А вообще - нормальный матрасный распил. Обамка попилил, трампу тоже охота. А мы все - за. Главе Фашингтонского обкома - медаль...
  5. +7
    12 марта 2019 07:10
    показало, что для потопления линкора ТОЙ войны сегодня потребуется в полтора-два раза больше «Топоров», чем для отправки в утиль современного авианосца.
    С одним маленьким нюансом. утверждение верно, если оба не будут сопротивляться. И кстати, авианосцы по толщине металла на сегодняшний день самые броненосные корабли. Если не брать ледоколы.
    Так что современная ударная группа с таким чудом очень долго может ковыряться. И не факт, что успешно.
    Одна ныряющая под днище ПКР или торпеда и все, корабль пополам. Либо размер пробоин такой, что никакой изоляцией отсеков уже не спастись. В современном флоте рулит только активная оборона. Просто пассивное наращивание брони уже не решает ничего.
    1. 0
      12 марта 2019 07:44
      Вы правы , да и линкор можно просто засыпать бомбами его надстройки .Очень так хорошо показано в фильм последний бой Ямато . Просто лишить его управления .
      1. 0
        12 марта 2019 16:09
        Линкор не понадобится засыпать бомбами. Их американцы использовали до 92 года, англичане до 70 х. Плюс ракетные крейсера, переделанные из обычных, плюс наши артиллерийские крейсера. Против этого всего придумали кумулятивные боеголовки на тяжёлые пкр. Для гранита броня линкора времён вмв не является преградой. Потому и отказались от бронированных кораблей
        1. 0
          12 марта 2019 18:12
          Когда это англы пользолвали линкоры до 70 ., они свой последний Вэнгард то попили в 60 -х
      2. 0
        27 марта 2019 17:10
        Угу а ЗРК наверно на него забудут поставить:)
  6. +2
    12 марта 2019 07:51
    Достаточно будет КРТ типа Де Мойн, линкоры не нужны.
  7. +3
    12 марта 2019 07:52
    Практика показала, что эсминец – ну очень хрупкая вещь. Прямо-таки хрустальный молот.
    Наверное, можно ёрничать, если видеть буквально линкор из начала-середины ХХ века, и не видеть главного, повышения живучести, что всегда будет востребовано. Кстати, говоря про хрупкий эсминец, что по водоизмещению достиг крейсера Второй мировой, американские эсминцы типа "Арли Бёрк" не такие уж "хрустальные молоты". Например, помещения ГЭУ, РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту. Всего для защиты основных боевых постов и агрегатов каждого эсминца типа «Арли Бёрк» при строительстве расходуется более 130 тонн кевлара, в том числе 70 тонн идёт на защиту боевых постов.
    Кроме того, целям защиты механизмов и оборудования ниже конструктивной ватерлинии также служит местное противоосколочное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25,4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы, кабели и наиболее важные боевые посты (верхние ярусы надстроек, помещения БИП, погреба боезапаса).
    Вообще, если лезть в абсолют, так и не нужны бронежилеты, их пробьёт крупнокалиберная бронебойная пуля. Но, все понимают, что кроме бронебойных пуль есть обычные, наконец, те же осколки, и бронежилет повышает защиту, а, значит, нужен.
    Был на флоте такой критерий, как зона свободного маневрирования (англ. Immune zone), в основном в расчётах для линкоров, тяжёлых крейсеров. Так вот, этот показатель бронирования корабля, который характеризуется диапазоном дистанций, на которых броня корабля выдерживает попадания снарядов разного калибра. Зона свободного маневрирования под вражеским огнём ограничивается ближним пределом зоны, - расстоянием, с которого снаряд уже не пробивает броневой пояс корабля и дальним пределом зоны свободного маневрирования — расстоянием, с которого летящий по баллистической траектории снаряд начинает поражать палубную защиту. Что плохого, в сохранении жизней своих моряков, хотя бы уже в том, что даже поражённый корабль будет тонуть быстрее или медленнее, в зависимости от его защиты, дав либо больше времени на эвакуацию, либо на возможность ответного залпа (пуска)? Лично я бы не иронизировал и на счёт ренессанса "линкоров", имеющими как дальнобойное ракетное оружие, так и артиллерию, от 152 до 210 мм. Схема такого ракетно-пушечного линкора вполне бы могла быть на общей компоновке французского линкора типа "Ришелье".
    1. +3
      12 марта 2019 08:05
      Каким слоем брони будете защищать РЛС?
      Тяжесть это хорошо, тяжесть это надежно.
      Даже Х-48 это прямой аналог 250кг авиабомбы. Это уже нужен пояс и палуба больше 100мм.
      1. +7
        12 марта 2019 10:10
        Цитата: demiurg
        Каким слоем брони будете защищать РЛС?
        Вот Вы, Валера, как раз из тех, кто ищет абсолют. Нет неуязвимой техники, всё можно подбить, потопить, повредить. Речь о усилении защиты, о том, насколько повысится живучесть корабля, пусть бы и с разбитой РЛС, пусть бы и с половиной выведенного из строя вооружения, лишь бы корабль дольше держался на плаву, лишь бы при попадании той же ракеты или снаряда, меньше погибло моряков. Наконец, те же РЛС, настройки, можно защитить ни только бронёй. Например, если минимизированы размеры, настройки полностью стальные, если наружные поверхности надстройки получат наклон к основной плоскости с поверхностями, если они облицованными снижающими ЭПР радиопоглощающим покрытием. Когда жизненно важные боевые посты расположены ниже главной палубы,- антенные посты РЭВ распредены по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения, посты управления противолодочными сенсорами и управления стрельбой ракет помещены отдельно от БИЦ. Так сделано на уже упомянутом эсминце типа "Арли Бёрк". Иронизируете, мол, лучшая броня у чугунного утюга, ещё бы он и плавал... Вот только зря, не всякий снаряд будет с ядерной головной частью, и не всякая ПКР типа "Гранит". Так рассуждать, так и надводный флот утопят одним ядерным взрывом, незачем и в море выходить. Вообще, бронирование на кораблях подвинуло не списание его в анахронизм, а возросший вес и объёмы первых ЭВМ на кораблях и далеко не компактного ракетного оружия. Теперь и ракеты, и вся электроника стала намного легче и компактнее, ко всему появились новые сплавы и композиты, значительно снижающие вес бронирования (защиты), делающее защиту эффективнее при том же весе, в сравнении с прежней бронёй. Добавьте к разумному компромиссу в бронировании другие виды защиты, типа снижения заметности, активную защиту, вот и будет тема по увеличению выживаемости в бою корабля и его экипажа. Когда корабль дом родной, а вокруг лишь пучина морская, думаю, большинство бы предпочло выходить в море не на дюралевой консервной банке.
        1. +1
          12 марта 2019 11:10
          Толково....
        2. +4
          12 марта 2019 15:56
          Цитата: Per se.
          Вот только зря, не всякий снаряд будет с ядерной головной частью, и не всякая ПКР типа "Гранит".

          Как раз с вооружением проблем нет. Оно проектируется под конкретные задачи. Менять вооружение получается быстрее и дешевле, чем менять корабли.
          Цитата: Per se.
          лишь бы при попадании той же ракеты или снаряда, меньше погибло моряков.

          Американцы как раз пытаются решить этот вопрос с помощью Замволтов, автоматизированных по максимуму. Нет моряков - нет проблем. Вот только автоматика при штучной сборке ненадежна и обходится слишком дорого. Но кто сказал, что так будет всегда?
          Цитата: Per se.
          Теперь и ракеты, и вся электроника стала намного легче и компактнее, ко всему появились новые сплавы и композиты, значительно снижающие вес бронирования (защиты), делающее защиту эффективнее при том же весе, в сравнении с прежней бронёй.

          И таким образом к чему мы приходим? К линкорам? Наоборот, к москитному флоту из фрегатов. С поддержкой из эсминцев, которые вместо того, чтобы обзаводиться броней, становятся все "глазастее" и "ушастее". Все ради того, чтобы первыми заметить угрозу и вовремя нанести контрудар. У крупных кораблей существенный недостаток - они не могут находиться в 10 местах одновременно.
          Цитата: Per se.
          Вообще, бронирование на кораблях подвинуло не списание его в анахронизм

          Броня всегда была компромиссом, постепенно теряя свои позиции. В давние времена она действительно гарантировала неплохую выживаемость. Потом появились фугасные снаряды (бомбические орудия). Затем - торпеды и морские мины, а снаряды получили такую дистанцию поражения и точность, что попадали в палубы, а не в бронепояс. Затем добавились подводные лодки и авиация. Затем выяснилось, что авиация способна справиться с линкором самостоятельно, без привлечения артиллерийских кораблей. Примерно в это же время борьба с подводными лодками превратилась чуть ли не в первоочередную задачу, на фоне которой горстка линкоров просто терялась. На первую роль вышло вспомогательное оборудование, повреждение надстроек стало приравниваться к провалу боевой задачи. Линкоры тяжело и долго строились на единичных пригодных для этого верфях, впустую жрали ресурсы, требовали для обслуживания гигантские базы, но при этом превратились в своеобразных "свадебных генералов". Тогда как всю работу за них тянули другие корабли, которые фактически и были настоящими боевыми кораблями. Наконец появилось управляемое оружие, те же крылатые ракеты, которые позволяли наносить линкорам гарантированный урон, приводящий к существенному снижению боеспособности. И все, вспомогательный флот окончательно занял лидирующие позиции и приобрел ударные функции. Напомню, топить корабль не надо. Надо всего лишь выиграть боевую операцию и войну в целом. После чего противник либо сдаст, либо сам затопит собственный флот. Как японцы затопили свой Ямато, фактически отправив его на убой. Вместе с броней и командой. Моряки на нем всю войну играли роль выставочных оловянных солдатиков, а затем все же погибли. Героически, но бесполезно и глупо, не нанеся противнику почти никакого урона. В то время как настоящие герои плавали и сражались на эсминцах и подводных лодках, летали за штурвалами самолетов морской авиации. Ну да, у них не было почти никакой брони, и гибли они порой как мухи. Но именно они определяли, кто выиграет войну.
          1. +1
            12 марта 2019 20:30
            Цитата: brn521
            Оно проектируется под конкретные задачи. Менять вооружение получается быстрее и дешевле, чем менять корабли.

            Но есть один моент - легкую ПКР можно поставить на корвет, а вот для тяжелой нужен крейсер.
          2. +1
            13 марта 2019 22:20
            В то время как настоящие герои плавали и сражались на эсминцах и подводных лодках, летали за штурвалами самолетов морской авиации.


            американцы смогли решиться отправить к Соломоновым островам новейший линкор.
            японцы нет.

            "дело было не в бобине ..." (с) точнее далеко не только в ней
          3. 0
            27 марта 2019 17:27
            Весь комент и все события вырваны из контекста. Линкоры уши не ПКР а авиация, причём никто не задумывается что Штаты в той войне имели абсолютное превосходство, а вот в случае уничтожение базы Рабаул японцы не смогли реализовать авиа удар, плотность зенитного огня была такова что взрывали в воздухе бомбы падающие на палубу линкоров. Москитный флот чушь, чушью был чушью и остался чушью и абсолютно бесполезен.
            Войну на тихом океане выиграли экипажи линкоров и авианосцев 58/38 оперативного соединения а не мифические эсминцы и подлодки.
        3. +1
          13 марта 2019 14:46
          Цитата: Per se.
          Когда корабль дом родной, а вокруг лишь пучина морская, думаю, большинство бы предпочло выходить в море не на дюралевой консервной банке.

          Как говорили древние греки, есть живые, есть мёртвые, а есть те, кто плывёт по морю laughing
  8. 0
    12 марта 2019 08:03
    Надо строить им боевые танкера - скотовозы, ведь как показала практика сейчас действительно они угроза для надводного флота не только США, но к сожалению и России. ))
    1. 0
      13 марта 2019 14:50
      Цитата: Велобосс
      Надо строить им боевые танкера - скотовозы, ведь как показала практика сейчас действительно они угроза для надводного флота не только США, но к сожалению и России. ))

      Ага. Корабли типа "Ашот" с командой боевых баранов. Кстати, по-английски "баран" и "таран" таки одинаково будет "ram" laughing
  9. +4
    12 марта 2019 08:07
    Где торпеды?

    До х рена и больше. На любой вкус по системам наведения и типам взрывателей и даже не промахиваются. request fellow
    Бомбы? Такие, нормальные, которые могли бронепалубу пробить и внутри от души шарахнуть?

    Противобункерные устроят? Опять же с различными системами наведения и типами как взрывчатки, так и дальностью поражения.
    Какая-нибудь планирующая с дальностью пуска под сотню км с РГСН и весом взрывчатки под полтонну и выше, которая, в свою очередь, в разы мощнее тротила. Да она этот "линкор" пополам порвёт, как тузик грелку. yes
    Тут понимаете в чём дело. Сейчас не стоит вопрос в крепости конструкции, чтобы выжить. Сейчас всё по-другому. Не увидели, не обнаружили, выжил и выполнил боевую задачу.
    Обнаружили? Да хоть сплошняком в слиток обернись, всё равно разковыряют и утопят. yes
    Сложнее? Да, но на результат это не повлияет. request
    1. 0
      27 марта 2019 17:31
      ЗРК дальнего среднего и ближнего радиуса действия вас устроят, а также малокалиберные противоторпеды.
  10. +3
    12 марта 2019 09:58
    Чесно говоря, не нашел в статье ничего такого, что бы вызывало такие приступы веселья, разве что если пользоваться гугльпереводчиком, то некоторые моменты да, смешные.
    А автор линкоры строить не призывает. Слово "линкоры" в статье взято в кавычки. Автор высказывает вполне здравую мысль о том, что в современных условиях при выполнении флотом некоторых задач нынешним кораблям может элементарно недоставать живучести. Поэтому автор предлагает рассмотреть этот вопрос (повышения живучести) на базе нынешних технологий.
    И что тут смешного?
    А подводные кабели может перерезать глубоководный управляемый дистанционно аппарат, носителем которго может быть этот самый корабль с повышенной живучестью.
  11. 0
    12 марта 2019 10:56
    Однако господин профессор задает очень интересный вопрос: как утопить такого стального динозавра?
    И сам же дает ответ: с трудом.
    Опять же, приводя в пример японские корабли. Чтобы упокоить «Ямато», потребовалось одиннадцать торпед и шесть бомб. "Мусаси" взяли девятнадцать торпед и семнадцать бомб. В целом результат более чем неплохой, конечно, учитывая, какими в ту войну были бомбы и торпеды. Не чета современным.

    Господин профессор просто умело подбирает примеры. Для потопления другого поствашингтонского ЛК немцам потребовалось всего два попадания УАБ.
  12. +1
    12 марта 2019 10:59
    такое ощущение, что статью писал Капцов. такое же натягивание совы на глобус
  13. 0
    12 марта 2019 13:01
    Да, линкор - это красиво, мощно, можно сказать завораживающе.
    Сразу прошу прощения – я не специалист в военном деле, но думаю позволительно будет высказать свое мнение по вопросу, поднятому в статье.
    И так.
    Цель. Для примера. «…Назначением авианосных соединений является уничтожение сил флота и авиации противника, завоевание господства на море и в воздухе, нанесение ударов по наземным объектам противника, поддержка действий сухопутных войск, поддержка и обеспечение высадки десантов, а также охрана морских коммуникаций…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Авианосное_соединение)
    Атомный ракетный крейсер «Петр Великий» «…Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_Великий_(атомный_крейсер)
    Так для какой же цели можно использовать линкоры? С моей точки зрения для нанесение ударов по наземным объектам противника, поддержка действий сухопутных войск, поддержка и обеспечение высадки десантов. То есть для установления «демократии» в таких странах, которые не имеют средств для противодействия.
    1. 0
      12 марта 2019 13:04
      нигде их нельзя использовать, прошел их век, вон американцы в заливе постреляли по приколу, просадили ресурс стволов в пустыню, и поставили на прикол, зэ энд
      1. 0
        12 марта 2019 13:19
        Ну это, если использовать классические линкоры времен второй мировой. А, если построить по современным технологиям. Установить современную ПВО, ПЛО. Установить артсистемы в современном исполнении. Так скажем, если 152 мм системы стреляют до 80 км то 406 мм наверняка можно разогнать до 120 км при скорости снаряда около 900 м/сек (а это около 3 махов).
        1. 0
          12 марта 2019 13:31
          Ну они арли берки строят, зачем что то еще ?
    2. 0
      27 марта 2019 17:33
      Между прочим при расконсервации лк Миссури его планировали использовать против боевых кораблей противника.
  14. 0
    12 марта 2019 13:02
    А еще можно приделать к линкору ракеты и запустить его на орбиту, в австралии жарко слишком люди перегреваются
    1. +2
      12 марта 2019 15:12
      Цитата: viktorish007
      А еще можно приделать к линкору ракеты и запустить его на орбиту

      Uchuu Senkan Ya-ma-to! smile
    2. 0
      27 марта 2019 17:34
      А еще можно прекратить писать чушь, хотя наверно это не про вас.
  15. 0
    12 марта 2019 13:54
    Идея вернуть линкоры довольно занятная.
    Дразнить китайцев. Загоняешь парочку таких старичков к спорным островам. Типа - мы че, мы ни че, мы мимо проходили и никого не трогали. И пусть китайцы от злости изойдут. Пусть таранят, наваливаются, до посинения. Главное не стрелять и не провоцировать оружием. Поставить на него фейерверки мощные динамики и горланить на весь Тихий океан "Америка Америка"

    Крейсер "боевого издевательства", или "боевой тролькор"
    1. 0
      12 марта 2019 16:15
      Цитата: Старый Скептик
      Загоняешь парочку таких старичков к спорным островам.

      Этим старичкам самим требуется прикрытие из эсминцев и фрегатов, которые хрупкие и жестяные. А то того и гляди старичок себе "случайно" на винт что-нибудь намотает. Например морскую мину времен ВМВ. Подобные мины в тех краях встречаются до сих пор.
      1. 0
        12 марта 2019 18:19
        Можно придать им тральщики. они маленькие и юркие от таранов будут уходить. А старички стоят гордо все во флагах, гимн Америки орет на всё китайское море. Адмирал днюху гуляет.
        Издевается падла.
    2. +3
      12 марта 2019 16:17
      На абордаж возьмут. Пара тысяч китайских гопников на моторках = что можно открутить - открутят, что нельзя - сломают. Апосля просто загадят палубу и испишут всё похабщиной.
      1. 0
        12 марта 2019 18:12
        Это уже военная агрессия - "казус бели" понимаете ли.
        От гопников можно фейерверками отбиваться, штука болезненная но не смертельная, типо сами подвернулись, поке мы водку бухали.
        1. +2
          12 марта 2019 18:33
          Цитата: Старый Скептик
          Это уже военная агрессия - "казус бели" понимаете ли.

          Спишут всё на чаек. Тихоокеанские чайки вряд ли отстают от северотлантических в этом плане. Наверняка тоже уважают флаги и мундиры, гадя на них с особым старанием. И тащат все, что не прикручено.
          Но насчет морских мин я все же не зря написал. Были инциденты как раз в тех районах.
    3. +4
      12 марта 2019 18:36
      Цитата: Старый Скептик
      Дразнить китайцев. Загоняешь парочку таких старичков к спорным островам. Типа - мы че, мы ни че, мы мимо проходили и никого не трогали. И пусть китайцы от злости изойдут. Пусть таранят, наваливаются, до посинения.

      Ответ будет прост и незамысловат - "потерявший управление" китайский танкер водоизмещение этак 100-150... тысяч тонн. С заполненными водой танками и бульбом, залитым бетоном. smile
      1. -1
        16 марта 2019 14:04
        Упарится броня борта позволит выдержать пока танкер утонет. Ну надо быть полным идиотом, чтобы пропустить прямой удар в борт, тем более если этого ждешь от противника.
    4. 0
      15 марта 2019 21:11
      Пусть таранят, наваливаются, до посинения.

      Кстати, а как китайцы решают проблемы повреждений своих кораблей при таранах и навалах - они у них "не бумажные" ?
      Возможно, для отбития желания таранить можно использовать обычные старые невооруженные ледоколы - они должны мешать таранить более хрупкие и ценные корабли, подставляться, и, благодаря конструкции, лучше всего выдерживать тесные многократные контакты и при этом иметь довольно хорошую мореходность, что позволит им оставаться эффективными даже при плохих метеоусловиях.
  16. -2
    12 марта 2019 14:19
    Я не флотский специалист. Но удивляюсь почему не снять со старых линкоров пашни и не поставить ПУ для крылатых ракет. Такие корабли первого внезапного удара. Заходит такой нагло, в эксклюзивную экономическую зону, дает полный залп и отваливает, а издаля вне зоны ПВО и ПКР его прикрывает авианосная группа. Чем не тактика. Я понимаю, что можно использовать подлодки но их очень сильно пасут у своих берегов, а тут открыто подходит, пока не стреляет он условно мирный. И быстро его не потопить, и в любом случае он боевую задачу выполнит и вполне возможно уйдет живым.
    1. 0
      12 марта 2019 15:33
      Зачем так мудрить, проще сделать "арсенал" на несколько сот - пару тысяч КР из 200-300 метрового супертанкера, тому и маскироваться особо не надо, все УВП под палубой, минимум полчаса выстреливаться будет...
    2. +1
      12 марта 2019 16:07
      линкор - очень специализированный корабль, его специальность арт дуэль, с аналогичной посудиной вооруженной пухами калибра 300-400 мм, он для этого построен, он для этого оптимален, сейчас арт дуэли никто ни с кем не устраивает, против рокеток - бронепояса неэфективны
      1. -2
        12 марта 2019 18:25
        Сильно ошибаетесь. Снаряд 45 см. весит очень не мало и скорость приличная. И затачивался он под работу по броне, а ракеты особенно гарпуны под современную фольгу точились. Я не говорю про наши камешки (это отдельный разговор).
      2. 0
        27 марта 2019 17:37
        Ну как мне кажется жителям тех мест по которым отстреляются эти калибры будет далеко не до смеха.
  17. +2
    12 марта 2019 15:21
    Для утопления любого линкора достаточно одного батона laughing
    Ну и любители линкоров как-то забывают, что антенны броней не защитишь, а на ракету можно и бронебойную БЧ поставить.
    1. 0
      27 марта 2019 17:40
      Чтоб разрушить любой город и ваш в том числе достаточно одного батона, предлагаю вам переселится в лес. Вот Кузя к примеру рассчитан на 50к в 500 метрах.
      1. 0
        2 апреля 2019 15:58
        Полагаете могучая броня выдержит и 5 метров:))), по пкр ведь может и вовсе в контактный подрыв.
  18. +3
    12 марта 2019 17:05
    Современный линкор по цене будет на уровне самого навороченного авианосца, а реальной пользя от него будет куда меньше.
  19. +1
    12 марта 2019 19:19
    Некоторое бронирование для защиты от тарана каким-нибудь катером ещё куда-то годится, но линкоры - это явный перебор.
  20. 0
    12 марта 2019 20:51
    А так важно прокомментировать мнение по военно-морским вопросам профессора социологии из какого там Сиднея? belay -у меня вон у подъезда бабки сидят-может их спросим и прокомментируем? laughing
    1. 0
      12 марта 2019 21:14
      Цитата: костя1
      А так важно прокомментировать мнение по военно-морским вопросам профессора социологии из какого там Сиднея? belay -у меня вон у подъезда бабки сидят-может их спросим и прокомментируем? laughing


      Вполне может оказаться что кое кто из этих бабок ранее работали в оборонке и поэтому мнение такой бабки/таких бабок в ряде случаев чего то стоит.
      1. 0
        12 марта 2019 21:14
        Вот пусть автор этим делом и займется.
        1. 0
          12 марта 2019 21:22
          Цитата: костя1
          Вот пусть автор этим делом и займется.


          Автор этой статьи много чем занимается и судя по негативной реакции ряда коллег, этот автор часто выдает за реальность исключительно свое видение той или иной ситуации.
        2. 0
          13 марта 2019 15:56
          Цитата: костя1
          Вот пусть автор этим делом и займется.


          Ему этим некогда заниматься. Он все пишет и пишет.
          1. 0
            27 марта 2019 17:41
            Он хоть пишет вы и этого не можете.
  21. -1
    12 марта 2019 23:41
    все верно написал Роман
  22. 0
    13 марта 2019 16:51
    самой жирной выглядит наша П-800 «Оникс» с 300 кг БЧ.


    Самой жирной пожалуй выглядит американский "Толстый Альберт", авиабомба "Уоллай-2", с весом 905 кг, специально предназначенная для поражения кораблей. Правда ее сняли с вооружения в 90-ых годах. Остался ее аналог на вооружении американских ВВС - GBU-15(V) с тем же весом. Если речь идет о более дальнобойном оружии, то JSOW-C1. Вес боевой части правда поменьше, зато она уникальная с очень хитроумным устройством: первая боеголовка - кумулятивная, прожигает дырку; в проделанную дырку проходит осколочно-фугасная боеголовка 250 кг и взрывается глубоко внутри корабля. Еще у нее автономная боевая с часть ИК камерой и прицеливании по заранее сделанной виртуальной 3-d модельке, можно выбрать не только тип корабля, в который бомба будет целится, но и место, в какое надо попасть, хочешь в мостик стреляй, хочешь в ракетные установки, хочешь в мачту с радаром. В общем, очевидно основным оружием против корабля остается управляемая авиабомба. "Гарпуны" будут беречь на крайний случай, для стрельбы по кораблям с дальнобойными ЗРК, а таких в мировых флотах не слишком много, смотря по стране от ничего до 20%.
  23. Комментарий был удален.
  24. 0
    2 июня 2019 18:57
    А если США требуется не линкор в классическом варианте, а что-то "линкороподобное"?
    Что-то наподобие в фильме со Шварцнегером.
    Допустим, США разработали импульсную пушку/ рельсотрон/хренбатон, которая эффективна как и ракеты (летит далеко, мощь большая, с точностью то же порядок), но проблема что подобной системе надо до хрена энергии, и сама установка малость не совсем компактна. На эсминцы не влезет, на авианосцы не по статусу.
    Вот и сделают кораблик под 30 т.т., с двумя установками. А поскольку не с руки называть такое "канонеркой", ведь линкор - звучит гордо.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»