Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54

В 1947 году на омском заводе №147 прекратили выпуск самоходно-артиллерийской установки (САУ) СУ-100, куда ее производство в начале 1946 года передали с Уралмашзавода. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1948 года конструкторскому бюро Омского завода №174 (руководитель И.С. Бушнев) поручалось разработать на базе танка Т-54 эскизно-технический проект самоходной артиллерийской установки, оснащенной 122-миллиметровой пушкой Д-25. Срок окончания работ в июле 1948 года.

Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54



Проект установки и ее макет, выполненный в натуральную величину, в Министерстве транспортного машиностроения рассмотрели лишь в декабре 1948 года. Задержка была обусловлена несвоевременным получением от завода №9 чертежей 122-миллиметровой пушки Д-49, малочисленностью состава конструкторского бюро, а также сложностью поставленной задачи. Позднее проект самоходной установки доработали и в июле 1949 года вместе с макетом представили спец. макетной комиссии, в состав которой входили представители командования БТ и MB и НТК ГБТУ.

Заключение макетной комиссии заказчик утвердил лишь в августе 1949 года, после чего завод начал подготовку чертежей самоходки для производства опытного образца, но работы приостановили, поскольку конструкция базового танка Т-54 была не доведена.



В октябре 1949 года в соответствии с постановлением Совета Министров работы по СУ-122 передали с завода №174 на нижнетагильский завод №183. Данное решение было связано с проработкой возможности оснащения танка Т-54 122-миллиметровой пушкой Д-25. В то же время постановлением Совета Министров СССР №4742-1832с от 15.10.1949 были утверждены окончательные тактико-технические требования к СУ-122.

В конструкторском бюро завода №183 решили изменить компоновку самоходной установки. Вновь приступили к эскизным проработкам, что вновь привело к затягиванию сроков представления проекта. Но в мае 1950 года работа над СУ-122 была возвращена в конструкторское бюро завода №174, где ее продолжили по прежней схеме компоновки.

САУ СУ-122, разработанная под руководством главного конструктор проекта А.Е. Сулина и получившая при проектировании в КБ завода №174 обозначение «Объект 600», являлась современной боевой машиной, имеющей мощную пушку, противоснарядную бронезащиту, хорошую обзорность с мест членов экипажа, а также обладавшей достаточной подвижностью. Наличие механизма заряжания, дальномера, продувки канала ствола при помощи сжатого воздуха, а также свободное общение между членами экипажа являлись благоприятными условиями для ведения эффективного артиллерийского огня и поражения как бронетехники, так и мощных укрепсооружений противника.



Установка крупнокалиберного зенитного пулеметов КПВ, спаренного с пушкой, повысили защищенность САУ от средств ближнего боя.

Первый опытный образец СУ-122, изготовленный в декабре 1950 года заводом № 174, прошел заводские испытания до конца года.

В июне—июле 51-го года на ГНИАП ГАУ прошел первый этап гос. испытаний, а в начале августа СУ-122 поступила на полигон НИИБТ для проведения второго этапа.

Применение дальномера позволяло при ведении огня с места поражать мишень типа «Танк» на дальности до 3 тыс. метров.

В ходе испытаний были выявлены недостатки в работе пулемета КПВ и повышенные усилия на маховиках его наведения, недостаточная кучность стрельбы крупнокалиберного пулемета КПВ по вертикали, а также неудовлетворительная работа дозатора механизма продувки канала ствола. Несмотря на это, самоходная установка гос. испытания выдержала. Сразу после этого завод №174 начал вносить изменения в рабочие чертежи для производства установочной партии. До 1 января 1952 года чертежи были выполнены и переданы в производство.




В конце 1951 года были проведены дополнительные ходовые испытания в ходе которых самоходная установка прошла 1000 километров.

В I квартале следующего года собрали второй образец СУ-122, который с июня по июль прошел заводские испытания.

По результатам заводских и гос. испытаний опытных образцов в течение 3-го квартала 1952 года в конструкцию пулеметной зенитной установки внесли необходимые изменения. Но изготовление опытных образцов самоходной установки на заводе №174 приостановили, так как отсутствовали 122-миллиметровые пушки Д-49.

15 марта 1954 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №438-194 самоходную установку на базе Т-54 приняли на вооружение, однако серийное производство было начато лишь в 1955 году.

СУ-122 являлась закрытой самоходной артустановкой с передним расположением бронерубки. Экипаж машины состоял из пяти человек.

Отделение управления и боевое отделение были совмещены, поэтому все члены экипажа могли свободное общаться между собой. Размещение в боевом отделении рабочего места механика-водителя позволило уменьшить высоту линии огня до 1505 миллиметров и, следовательно, улучшить устойчивость машины во время ведения огня. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части.

Основное оружие – 122-миллиметровая нарезная пушка Д-49, длина ствола которой составляла 48,7 калибра (5497 мм). Пушка имела клиновый горизонтальный полуавтоматический затвор с электромеханическим досыланием и эжекционной продувкой канала ствола. Продувка ствола служила для уменьшения количества газов попадающих в боевое отделение при стрельбе, для 122-миллиметровых пушек эжектор устанавливался впервые. Орудие являлось модернизированным вариантом пушки Д-25Т танка ИС-3. Пушка устанавливалась в рамке, которая закреплялась на лобовом листе бронерубки.

При ведении огня прямой наводкой на дальности до 6 тыс. метров использовали телескопический прицел ТШ-2-24, имеющий переменное увеличение (3.5х, 7х), а при огне с закрытой позиции на дальности до 13,4 тыс. метров использовали прицел С71-24-1 и орудийную панораму. Углы горизонтальной наводки в секторе 16°, вертикальной – от -4 до +16°.



Благодаря использованию электромеханического досылателя скорострельность составляла 4-5 выстрелов в минуту.

Для стрельбы из пушки использовали танковые осколочно-фугасные и бронебойные снаряды, а также осколочно-фугасные гранаты гаубиц Д-30 и М-30. После того как в начале 60-х годов появились американский танк М60 и английский «Чифтен» для пушки Д-49 разработали бронебойно-кумулятивный и бронебойно-подкалиберный снаряды.

Справа от пушки был установлен спаренный 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ. Также имелся второй пулемет КПВТ имеющий зенитную установку. Турель зенитного пулемета смонтировали на основании люка заряжающего.

Боекомплект самоходной установки состоял из 35 выстрелов и 600 патронов к пулеметам КПВТ.

Противоснарядная бронезащита сварного корпуса самоходной установки выполнялась из катаных бронелистов.

Силовую установку, трансмиссию с системой управления и ходовую часть с некоторыми конструктивными изменениями заимствовали у танка Т-54.



Впервые в отечественном танкостроении в системе пуска двигателя сжатым воздухом использовался заимствованный из авиации (без конструктивных изменений) воздушный компрессор АК-150В, но так как он не был приспособлен для работы в условиях движения самоходной артиллерийской установки, требовалась его доработка. Сжатый воздух использовали не только для запуска дизеля и пневматической перезарядки пулемета КПВТ, но и для очистки боекомплекта и агрегатов от пыли. Поскольку центр тяжести машины сместился вперед, в ходовой части изменили взаимное расположение опорных катков и уменьшили угол закрутки торсионных валов, что позволило получить более равномерное распределение нагрузки.

Серийное производство СУ-122 («Объект 600») осуществлялось в Омске на заводе №174 в 1955—1957 годах на базе Т-54А. В этот период было изготовлено 77 машин, после чего их производство было свернуто, поскольку правительство приняло решение прекратить работы по ствольной артиллерии. Кроме того, в это же время были созданы и приняты на вооружение ПТРК (самоходные противотанковые ракетные комплексы) на гусеничной и колесной базах.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти