Не-162 Salamander – реактивный «народный истребитель» Третьего рейха

Истребитель Не-162 Salamander (Саламандра) вызывает сегодня у многих людей уважение к тем невероятным усилиям, которые прилагала немецкая авиапромышленность в достаточно страшных для нее условиях окончания Второй мировой войны. Всего 69 дней отделяли начало постройки истребителя Не-162 от полета первого прототипа машины, который состоялся в декабре 1944 года. Спроектированный как турбореактивный истребитель-перехватчик самолет строился с использованием дерева – для удешевления и облегчения производства. Сейчас в это невозможно поверить, но немецкая промышленность собиралась строить до 4000 данных самолетов в месяц. Естественно эти цифры были утопическими.

История создания данного истребителя, наверно, является наиболее захватывающей среди всех когда-либо создаваемых боевых самолетов. Идея постройки так называемого «фольксягере» – «народного истребителя» родилась в уме начальника специально созданного «истребительного штаба» Отто Заура, который был протеже министра вооружений Германии Альберта Шпеера. От возникновения задумки до постройки первого самолет прошло всего 90 дней! Идея «народного истребителя» предусматривала разработку дешевого, простого истребителя, который бы был пригоден для массового выпуска при использовании низкоквалифицированной рабочей силы и дешевых материалов.

Поводом к рождению данной идеи была слабость немецкой системы ПВО, которая к осени 1944 года стала уже достаточно очевидной для руководства Третьего Рейха. Принимая это во внимание, Министерство авиации Германии приняло идею по проведению конкурса на разработку реактивного истребителя, который предполагалось производить в достаточно крупных объемах – от 1000 до 5000 истребителей ежемесячно. Конкурсные условия были отправлены всем основным авиастроительным компаниям страны и содержали в себе перечень следующих тактико-технические требования к будущему самолету:


Максимальная скорость до 750 км/ч
Двигатель BMW-003 с тягой в 800 кгс.
Удельная нагрузка на крыло не более 200 кг/м2
Максимальное время полета у земли 20 мин.
Вооружение: 1 или 2 пушки МК-108.
Максимальная дальность разбега самолета не больше 0,5 км.
Масса брони не более 50 кг., предполагалось использовать только спереди
Масса самолета взлетная не более 2000 кг.
Не-162 Salamander – реактивный «народный истребитель» Третьего рейха

Помимо этого в числе требований указывалась простота оборудования машины и удешевление производства, легкость пилотирования. Интересно было также то, что дерево решено было использовать и в конструкции крыльев.

Фирма «Хейнкель» получила все необходимые для данного конкурса документы 8 сентября 1944 года, а уже 24 сентября группа конструкторов компании, находящаяся в Вене приступила к конструкторской проработке будущего истребителя, получившего обозначение Не-162 и заводское обозначение «Саламандра». Уже к началу ноября они подготовили рабочие чертежи машины, при этом по мере готовности чертежей осуществлялось производство отдельных агрегатов и узлов истребителя. Все это позволило закончить работы над истребителем-перехватчиком уже к 6 декабря 1944 года. В этот же день первый Не-162 поднялся в воздух.

Описание конструкции

Heinkel He-162 представлял из себя одноместный одномоторный истребитель, оснащенный турбореактивным двигателем. Это был высокоплан смешанной конструкции с разнесенным вертикальным оперением и трехстоечным шасси, передняя стойка которого была управляемой.

Передняя часть фюзеляжа до крыла была отъемная типа монокок, остальная часть – полумонокок. В основном конструкция была металлической, при этом створки отсеков шасси, носовой обтекатель, крышка аккумуляторного отсека, люки вооружения, внутренние стенки отсека фюзеляжного топливного бака были изготовлены из дерева. Сверху за кабиной пилота монтировалось крыло, а над ним устанавливалась мотогондола двигателя. Самолет отличался необычным верхним расположением двигателя. Турбореактивный двигатель крепился на гребне фюзеляжа спереди 2-мя вертикальными болтами, сзади – 2-мя горизонтальными.
Не-162 Salamander – реактивный «народный истребитель» Третьего рейха

Крыло самолета было деревянным. Оно было неразъемным, трапециевидным и двухлонжеронным. Его рабочая обшивка имела толщину в 4-5 мм. и была фанерной. Дюралевыми были лишь законцовки крыла, которые отклонялись вниз под углом в 55 градусов. Крыло крепилось к фюзеляжу истребителя при помощи 4 болтов. Между лонжеронами крыла были расположены 2 небольших топливных бака. Закрылки и элероны также были деревянными. Привод закрылков был гидравлическим, а элеронов механическим.

Шасси самолета было трехстоечным, убирающимся. Передняя стойка шасси в убранном положении находилась в специально нише, находящейся под приборной доской. Размер переднего колеса составлял 380 на 150 мм., на передней стойке использовались шины Buna или Continental. Основные стойки шасси были консольного типа и крепились к фюзеляжу машины и убирались в него назад против направления полета. Колеса основного шасси имели размер 660 на 190 мм. Привод уборки шасси был гидравлическим, а их выпуска – механический пружинный. Амортизация шасси была масляной. Шасси оснащались барабанными тормозами. Створки ниш шасси также изготавливались из дерева, но были усилены дюралевыми элементами.

Фонарь кабины пилота был выполнен из оргстекла и был двухсекционным. Задняя часть фонаря откидывалась назад и вверх, в открытом положении ее можно было зафиксировать при помощи упора и замка. С левой стороны в фонаре кабины была остекленная круглая вентиляционная форточка. Кабина самолета не была герметичной. В кабине устанавливался коллиматорный прицел двух типов Revi 16A или Revi 16B, который крепился на специальном кронштейне, установленном над приборной доской. Навигационные приборы, приборы управления двигателем, радиооборудованием размещались на приборной доске и частично на боковых консолях. Кресло пилота на данном истребителе было катапультируемым, было приспособлено для укладки парашюта и использовало пороховой заряд. Сразу за креслом пилота размещалась бронеплита.
Не-162 Salamander – реактивный «народный истребитель» Третьего рейха

На истребителе был установлен турбореактивный двигатель BMW-003E1 с тягой в 800 кгс. Двигатель позволял самолету развивать на высоте скорость в районе 900 км/ч. Запас горючего равнялся 945 литрам, из которых 763 литра находились в фюзеляжном баке, который находился сразу за сидением полета, еще 182 литра находились в 2-х крыльевых баках.

Вооружение самолета состояло из 2-х автоматических пушек, которые были различны в зависимости от модификации самолета. В модификации Не-162 А-1 это были 30-мм пушки Rheinmetall-Borsig MK 108 с боезапасом по 50 снарядов на ствол, в модификации Не-162 А-2 использовались две автоматических 20-мм пушки Mauser MG 151/20 с боезапасом в 120 снарядов на ствол. В процессе стрельбы гильзы и звенья цепи выбрасывались через специальные отверстия в нижней части фюзеляжа самолета. Перезарядка и спуск пушек у MG 151/20 был электрическим, а у пушек МК 108 электропневматическим.

Производство и боевое применение

Для обеспечения производства истребителей Не-162 в условиях непрекращающихся налетов авиации союзников большая часть предприятий была перенесена под землю. Так только в заброшенных гипсовых шахтах в Мёдлинге (в районе Вены) союзники обнаружили сборочный завод, в цехах которого на разной стадии готовности было найдено более 1000 истребителей Не-162. Серийный выпуск данных машины был начат только в январе 1945 года, когда удалось собрать первые 6 самолетов. Всего до завершения воды предприятия передали частям люфтваффе около 120 самолетов, еще более 200 машин проходили в это время заводские испытания.
Не-162 Salamander – реактивный «народный истребитель» Третьего рейха

Несмотря на свои высокие ТТХ «Саламандра» так и не стала палочкой-выручалочкой для люфтваффе. Достоверных данных о количестве сбитых ими самолетов союзников нет, но счет тут идет на единицы. Во многом этом объяснялось тем, что «народный истребитель» не был самолетом для новичков. Не-162 из-за установки двигателя над фюзеляжем обладал неустойчивым тангажом. Истребитель был не самой приятной в управлении машиной, которая требовала от пилота очень большой аккуратности. Не случайно первое правило для пилотов данных истребителей гласило: «Ручкой управления всегда работай плавно – никаких резких маневров, никаких резких движений!». Даже опытные пилоты нуждались в прохождении существенной летной подготовки, для того чтобы привыкнуть к истребителю, выработать необходимое «чувство машины».

Все это приводило к многочисленным авариям и катастрофам с участием данных самолетов. Многие из них были обусловлены конструкторскими просчетами, а также производственными дефектами истребителей. Так только в течение 3-х недель с 13 апреля и до конца войны 1-я эскадрилья 1-й эскадры, имевшая на вооружении истребители Не-162, потеряла 13 истребителей и 10 пилотов. При этом только 3 истребителя были сбиты союзниками, остальные же относились к небоевым потерям. Таким образом, только в данной эскадрилье на каждые 2 дня приходилась в среднем 1 авария.

Отдельно стоит отметить, что все эти результаты необходимо рассматривать в контексте тотального развала вооруженных сил и промышленности Германии в заключительные месяцы войны в результате уже фактически свершившегося поражения рейха. В том случае, если бы данный истребитель добрался до боевых частей хотя бы годом ранее, результаты его боевого применения могли бы быть совершенно другими.

Тактико-технические характеристики Hе-162a-2

Размеры: размах крыла – 7,02 м., длина - 9,03 м, высота - 2,6 м.
Площадь крыла – 11,1 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 1 664
- нормальная взлетная – 2 600
- максимальная взлетная – 2 800
Тип двигателя – 1 ТРД BMW-003, тяга 800 кгс.
Максимальная скорость на высоте – 900 км/ч.
Практическая дальность – 970 км.
Практический потолок – 12 000 м.
Экипаж – 1 человек
Вооружение: 2×20-мм пушки МG-151/20 со 120 снарядами на ствол.

Использованы источники:
www.airpages.ru/lw/he162.shtml
www.pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/reaktiv/200-he-162-salamandra
www.airwar.ru/enc/fww2/he162.html
www.airx.ru/planes/he162/he162.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. biglow 23 июня 2012 09:38
    ничем вся эта техника уже немцам помочь бы не смогла ни за год до того ни раньше.Возмездие это как движение гильотины его уже ничем не остановить .Тем более что у немцев был ресурсный голод,Сырье для промышленности кончалось ,и после 9 мая вся немецкая промышленность могла бы прожить еще пару недель не более.Есть воспоминания немецкого министра вооружений Шпеера ,там все подробно расписано
    biglow
  2. Дублер 23 июня 2012 11:07
    Чем больше подобной информации, тем больше возникает мыслей о том, что немцам помогали, как минимум, "инопланетяне". Уж очень много действительно "прорывных" решений и реальных достижений...
    1. starded 23 июня 2012 18:01
      Эсэсовцы были обычными сатанистами. Это известный факт. Кто им "помогал" - ответ очевиден...
    2. biglow 23 июня 2012 19:23
      реактивными двигателями немцы стали заниматься еще в 20 годах ,как и у нас королев в 30 годах.А такой прорыв в технике произошел по той причине что в состоянии агонии государство соглашалось реализовывать любые самые безумные и сырые проэкты которые в обычной обстановке требовали бы длительной доработки и нормальных испытаний.Тот же шпеер министр вооруужений в своих воспоминаниях писал что оборонные фирмы ради заказов и финансирования приносили самые невероятные и часто бесполезные проэкты ,но в условия войны вдумчивую тех экспертизу делать было некому и некогда и одобряли все сходу.Были конечно и жемчужины в куче грязи но и была куча грязи
      biglow
      1. Гамдлислям 25 июня 2012 08:00
        Ракетными и "реактивными двигателями немцы стали заниматься еще в 20 годах" потому, что они не подпадали под запрет Версальского мирного договора 1919 года, в отличие от поршнёвых.
        У нас в 30-е годы начали заниматься реактивными двигателями. Были разработаны прямоточные двигатели. Архип Михайлович Люлька занимался этой турбореактивными двигателями. В 1939-41 годах он начал строить уже прототип, но в связи с войной работы были прекращены. В 1943 году работы над двигателем были возобновлены. В 1946 году двигатели были испытаны и устанавливались на 4-х моторном Ил-22 (в серию не пошёл). А вот последующие двигатели Люльки А.М. уже выпускались серийно.
    3. Zerstorer 24 июня 2012 09:42
      Просто они очень много внимания уделяли фундаментальным исследованиям. Например первую сверхзвуковую аэродинамическую трубу они построили в 1909! Практические исследования по сверхзвуку относятся к 40 годам (могу ошибаться прошу уточнить).
    4. Kibb 24 июня 2012 18:51
      Цитата: Дублер
      тем больше возникает мыслей о том, что немцам помогали, как минимум, "инопланетяне"

      Ничего в этом особого нет, просто им воевать нужно было(хорошо что они этого не делали) - сбить Б17 можно и на обычном Ме109, тем более Ланкастер, с "Москто" посложнее
      Kibb
  3. laurbalaur 23 июня 2012 12:08
    Дублер , а британцам , с их Метеором , тоже инопланетяне помогли ? Летал он , между прочим до 70-х годов и был не менее удачным (а скорее даже более) самолетом , чем МЕ-262.
    laurbalaur
    1. Kibb 24 июня 2012 18:54
      Да, неплой был самолет -Только с МиГ15 ему тягатся не надо было, а вот двигатели на МиГ 15 стояли британские
      Kibb
  4. Дублер 23 июня 2012 12:23
    Так я говорю не только об этом самолете... от стрелкового и до ракет.
  5. Rascopov 23 июня 2012 15:10
    Это скорее напоминает жест отчаяния , чем что-то реально могущее помочь в войне , которая к этому моменту для немцев была проиграна.
    Компоновка неудачная . Но немецкий промышленный потенциал вызывает уважение !
    Rascopov
  6. Boz Qurd 23 июня 2012 16:28
    Немецкие технологие самые лучшие в мире. начиная от Мерседес и заканчивая.....чем хочешь.
    Boz Qurd
    1. Zerstorer 24 июня 2012 09:46
      Ага! Только дикие русские этого не знали smile
  7. viktor_ui 23 июня 2012 16:31
    Учитывая, с какой скоростью пытались наладить массовое производство на пороге краха..., собранный из подручных средств (для немцев) не доведённый до ума планер летает 900 км..., поражает наличие катапульты для пилота... У МЕНЯ ПРОСТО НЕТ СЛОВ и это большая удача, что они ПРОСТО НЕ УСПЕЛИ.
    Rascopov - нихрена себе жест отчаяния.... нам бы такую тягу со времён долбаной перестройки...
    1. biglow 23 июня 2012 19:29
      в условиях войны и торговой блокады все ресурсы были на исходе.Например легирующих присадок для металлов оставалось всего менее 100 кг и такое состояние было по многим позициям и кстати продовольствие тоже физически было на исходе.Поэтому партизанской войны после окупации германии не было воевать было просто нечем
      biglow
      1. Волхов 24 июня 2012 12:34
        Партизанскую войну отменил приказом Дениц, как бессмысленную, у них просто была и есть вторая Германия, она и рулит.
        Волхов
        1. Гамдлислям 25 июня 2012 08:14
          Уважаемый коллега Волхов, партизанскую войну отменил не адмирал Дёнец, а народ немецкий. К ней готовились в Германии, создавая специальные отряды. Готовислись и союзники, в том числе СМЕРШ. Другое дело, что она быстро сошла на нет, так и не получив массового распространения и поддержки населения. Менталитет у немцев оказался не тот, что у русских.
          1. Волхов 25 июня 2012 18:04
            Рад, что Вы пишете из леса, сражаясь за СССР. Шлите ролики на сайт.
            Волхов
  8. тюменец 23 июня 2012 23:35
    Фаустпатрон в варианте ВВС. Хотя в обувном варианте Salamander
    немцы СССР покорили.)
    тюменец
  9. Волхов 24 июня 2012 01:36
    Машину явно спроектировали раньше и делать тоже начали раньше - невозможен проект самолёта за считанные недели, особенно скоростного, а для производства нужна куча оснастки.
    Реактивный двигатель выглядит чужеродным, как пропеллер на иранских летающих лодках. Скорее предполагался принципиально другой внутри фюзеляжа.
    Наиболее вероятно, машина делалась для упорной обороны, но после договора с союзниками о замирении осенью 44 секретный двигатель заменили известным и демо-версию стали поставлять в войска. В эвакуацию могли отправлять и исходный вариант - в старой германии такую кучу самолётов и заправить нечем было.
    Волхов
    1. Kibb 24 июня 2012 22:01
      Нет, возможно, двигатель уже был, пушки там далеко не самые лутшие, планер тоже ничго обого не представляет -Основная проблема найти на него летчиков, что - не Хартман , не остальные супер пупер нецкие ассы на нем не летали
      Kibb
    2. Гамдлислям 25 июня 2012 08:24
      Хейнкель занимался реактивными самолётами ещё с конца 30-х годов. Он построил первый реактивный истребитель в Германии. Другое дело, что Мессершмитт обошёл его в под ковёрной борьбе за заказ самолётов для Люфтваффе.
      1. Волхов 25 июня 2012 17:58
        Просто на первом фюзеляже в цеху просматривается шаблон двигателя - внутри фюзеляжа и вихревой торообразный, как маленькая тарелка. Это скорее всего только для проверки посадочных мест. Фюзеляж настоящий, металлический, а крыло деревянное и реактивный двигатель - эрзац для прикрытия производства и немного полетать. Когда экономят металл, в первую очередь применяют дерево в фюзеляже - он больше и менее нагружен, и в последнюю - в крыле, а здесь наоборот, т.е. дурят союзников.
        Всё лучшее немцы отправляли в 4 Рейх.
        Волхов
  10. Волхов 24 июня 2012 01:55
    Машину явно спроектировали раньше и делать тоже начали раньше - невозможен проект самолёта за считанные недели, особенно скоростного, а для производства нужна куча оснастки.
    Реактивный двигатель выглядит чужеродным, как пропеллер на иранских летающих лодках. Скорее предполагался принципиально другой внутри фюзеляжа.
    Наиболее вероятно, машина делалась для упорной обороны, но после договора с союзниками о замирении осенью 44 секретный двигатель заменили известным и демо-версию стали поставлять в войска. В эвакуацию могли отправлять и исходный вариант - в старой германии такую кучу самолётов и заправить нечем было. На фото цеха в первом самолёте просматривается торообразный макет двигателя примерно там, где он должен быть, то есть это фабрика настоящих фюзеляжей и демо - самолётов.
    Волхов
  11. Багно 26 июня 2012 19:15
    вот это я понимаю уровень... не то что наши бараны.. ну ничего сами придумать не смогли.. ничегошеньки....
    Багно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня