О проекте ПАК ДА спустя 10 лет после заключения контракта на НИОКР

87
В 2019 году исполняется ровно 10 лет с момента начала работ в рамках концепции перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Именно в 2009 году был подписан контракт на НИОКР. При этом утверждение проекта состоялось в 2013 году.

О проекте ПАК ДА спустя 10 лет после заключения контракта на НИОКР




По изначальному плану, первый полёт новый дальний бомбардировщик-ракетоносец должен совершить в 2025 году. На какой стадии реализации проект ПАК ДА находится на сегодняшний день?

Спустя десять лет после начала изысканий в рамках проекта известно об утверждении главным оборонным ведомством облика перспективного авиакомплекса. Также Минобороны утвердило основные параметры и характеристики самолёта. Стало окончательно ясно, что самолёт будет выполняться, исходя из реализации схемы «летающее крыло».

При этом заказ военного ведомства нацелен и на активное использование технологий повышенной скрытности. Это заявление, опубликованное некоторое время назад, вызвало немало вопросов в экспертной среде. Основной вопрос: значит ли это, что на ПАК ДА собираются в полной мере реализовать идею с так называемым стелс-покрытием? И если да, то говорит ли это о том, что у отечественных производителей «на руках» имеются соответствующие технологии?

Судя по всему, в полной мере о стелс-покрытии (для всего корпуса) говорить на данный момент всё-таки не приходится. Однако следует учесть, что несколько месяцев назад в Ростехе сообщили о создании такой композиции материалов, которая вдвое повышает уровень поглощения волн, испускаемых РЛС противника. Причём речь идёт о стелс-покрытии для авиационного стекла. Разработку осуществили специалисты ГНЦ РФ ОНПП «Технология» (Обнинск). Речь идёт о металлооптической среде размерности «10 в минус 9-й» (нано), которая нацелена на то, чтобы в конечном итоге снизить заметность самолёта и повысить его выживаемость в боевых условиях. Общие показатели поглощения волн РЛС для такого покрытия превышают 80 процентов.

В этой связи можно предположить, что при развитии технологии есть варианты по созданию соответствующего покрытия и непосредственно для фюзеляжа самолёта, включая тот же ПАК ДА.

Стоит также отметить, что новое композитное покрытие авиастекла существенно повышает пропускаемость света. Разработчики отмечают, что это позволит пилотам получать больше визуальной информации в сумеречное время суток.

Отдельный вопрос: уложатся ли производители в ранее установленные сроки? Напомним, что на вооружение ПАК ДА, для которого в скором времени собираются подобрать номенклатурное обозначение, согласно планам, должен поступить в 2028 году.

Контракт реализуется ПАО Туполев. На данном этапе проект самолёта реализуется в рамках госпрограммы вооружений 2016-2025 года.
  • Туполев
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +58
    13 марта 2019 13:41
    Новость про отсутствие новостей
    1. +4
      13 марта 2019 13:50
      Им же деньги давали,хотя бы модельку какую нибудь сделали бы,а то вообще ничего.
      1. +7
        13 марта 2019 14:00
        Модельку сделали и не одну - зайдите на сайт ЦАГИ
      2. +8
        13 марта 2019 17:49
        Цитата: Пессимист22
        Им же деньги давали,

        Следователи Главного следственного управления (ГСУ) СК РФ не исключают, что деньги, которые были выделены на создание тяжёлого беспилотного летательного аппарата "Альтаир", были похищены и переведены в Европу. Следователи готовят запросы в бюро Интерпола с просьбой оказать содействие в розыске сообщников руководителя АО "Научно-производственное объединение "Опытно-конструкторское бюро им. М.П. Симонова" Александра Гомзина.
        Гомзин обвиняется в мошенничестве и нецелевом расходовании средств на общую сумму свыше 1 млрд рублей. По версии следствия, он мог быть причастен к афёрам с деньгами, выделенными Минобороны РФ и Министерством промышленности и торговли на создание тяжёлого беспилотного летательного аппарата "Альтаир". Есть основания полагать, что деньги были выведены на банковские счета подконтрольных сообщникам Гомзина фирм в Великобритании и похищены.
    2. +6
      13 марта 2019 13:54
      Особенно если учесть что все реальные новости по теме ДА проходят по формам 1 и 2)))
      1. +2
        13 марта 2019 13:59
        Джеймсыбонды в замешательстве: Уже ехать? Не ехать? Твиттер молчит, гипс снимают, клиент уезжает... )))
      2. +9
        13 марта 2019 14:07
        ПАК ДА не ждите ранее 2028-2030 годов отложили из-за того что контракт на разработку его двигателей изделие 80 был заключен только в 2018 году.Там сначала хотели модернизированный НК-65 в качестве движка поставить,но передумали.
        https://www.nasha-strana.info/archives/32661
        https://aviation21.ru/izdelie-80-v-samare-pristupili-k-razrabotke-dvigatelya-dlya-pak-da/
        " Постройка и начало испытаний первых опытных образцов бомбардировщика (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации, ПАК ДА) перенесено ориентировочно на 2030 год, сообщает блог bmpd со ссылкой на французский журнал A?ronautique Militaire.Это связано со сроками создания для ПАК ДА перспективного двигателя «Изделие 80» в классе тяги 25 тонн, который до сих пор остается на эскизной стадии, а также с необходимостью решения ряда проблем по приданию самолету малозаметности.Тем временем в госпрограмму вооружений (ГПВ-2027) включили программу восстановления в модифицированном виде серийного производства дальних бомбардировщиков Ту-22М Исследование возможности модификации Ту-22М было начато еще в соответствии с принятой в 2010 году нынешней ГПВ на 2011–2020 годы (НИР «Магнитка»).В ПАО «Туполев» проект радикальной модернизации Ту-22М обозначается как «Изделие 345» (также используется индекс «45-30»), в связи с чем самолет может получить официальный индекс Ту-345 Самолет «345» должен сохранить в основном планер бомбардировщика Ту-22М3, но вместо двигателей НК-25 будет оснащен двумя двигателями НК-32 серии 02.Известно, что самолет «345» будет иметь экипаж из двух человек и будет штатно оснащаться убираемой штангой для дозаправки в воздухе.Рассматривается возможность применения на нем конформных топливных баков сверху планера, что, в сочетании с более экономичными двигателями НК-32, позволит значительно повысить дальность самолета, доведя ее в перегоночном варианте якобы до 9–10 тыс. километров.Предположительно, «345» получит бортовое радиоэлектронное оборудование, аналогичное модернизированному самолету Ту-160М2.В состав вооружения войдут крылатые ракеты как имеющихся типов (Х-55/Х-555, Х-101/Х-102, Х-32), так и перспективные ракетные системы «Кинжал», ГЗУР и Х-50, а также широкий спектр управляемых и неуправляемых авиационных бомб.Кроме того, самолет будет носителем ядерного вооружения, в том числе на стратегическую дальность, причем, вероятно, будет увеличен объем бомбоотсека. "
        https://tehnowar.ru/77587-sozdanie-pak-da-otlozhili-radi-modernizacii-tu-22.html
        https://naukatehnika.com/avanproekt-pak-da-utverzhden.-kakim-on-budet.html
        1. +2
          13 марта 2019 16:41
          Со ссылкой на французский журнал?? Вы серьезно?
        2. +1
          13 марта 2019 17:47
          у нас популярны стали бюджетные проекты - модернизация вместо новых, но при всем уважении к ту-22,
          потенциал этого самолета уже слишком устарел.Мне кажется, проектировать надо заново и было бы большой ошибкой пытаться создать ту-345. А вместо модернизации т72 и армат стоило делать изначало советский непорезанный проект. А без сомнительного моста на Сахалин, чм по футболу и пары новых миллиардероносцев рекордной длинны можно обойтись.
          1. +1
            13 марта 2019 18:07
            Так проектируют ПАК ДА аванпроект защитили внешний вид определен двигатели создают но на это еще уйдет уйма времени.Тут и пригодится Ту-345,не выкидывать же столько бортов.Ту-160М2 дорогой их много не сделают,а вот ПАК ДА более дешевая замена для Ту-95МСМ и Ту-22М3М.
            Цитата: yehat
            у нас популярны стали бюджетные проекты - модернизация вместо новых, но при всем уважении к ту-22,
            потенциал этого самолета уже слишком устарел.Мне кажется, проектировать надо заново и было бы большой ошибкой пытаться создать ту-345. А вместо модернизации т72 и армат стоило делать изначало советский непорезанный проект. А без сомнительного моста на Сахалин, чм по футболу и пары новых миллиардероносцев рекордной длинны можно обойтись.
        3. 0
          14 марта 2019 10:14
          Вот схема ПАК ДА
          https://naukatehnika.com/pak-da-obrel-svoe-liczo.html
          "Новейший бомбардировщик заменит в ВКС России сразу три типа боевых самолётов: Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС. Кроме функции стратегического бомбардировщика, ПАК ДА также будет использоваться в качестве ракетоносца, дальнего перехватчика и даже как платформа для запуска космических аппаратов. Самолёт сделают по схеме «летающее крыло» с широким применением технологий малозаметности.Перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет способен выполнять полёты на дозвуковой скорости, а в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика войдёт гиперзвуковое оружие. Выкатка первого лётного образца самолёта запланирована на 2021−2022 год, а его первый полёт может состояться в 2025—2026 году. Серийное производство ПАК ДА ориентировочно стартует с 2028—2029 года. "
          https://www.popmech.ru/weapon/news-463712-pak-da-obryol-oblik-i-harakteristiki/
          1. +1
            14 марта 2019 17:55
            Божечки. Так ведь это B1 Spirit! Только упрощённый.
          2. 0
            14 марта 2019 20:25
            по первой ссылке: на схеме 2 движка, в статье 4. Что за фигня? Туфта все эти картинки, так же как было с ПАК ФА. И с производством будет то жк самое
        4. 0
          14 марта 2019 17:26
          Интересно ,чего ждать .Что есть идеи и теор.разработки такого уровня , что позволяет говорить об обоснованности и перспективности .Нету таких идей .Поэтому можно и сто лет ждать
    3. +4
      13 марта 2019 15:26
      Да нет. В том то и дело, что не сделали не чего, а прошло 10 лет.КАРЛ ПРОШЛО 10 ЛЕТ.
      1. +8
        13 марта 2019 16:14
        Подождите еще 10 и летающий прототип покажут. Потомм еще лет десят будут летать на прототипе. Даже штук наверное 6-8 соберут. Потом скажут что слишком дорого и количество в оборонзаказе урежут. И лет через 30 Россия получит таки свой ПАК ДА. Ничего история не напоминает?
        1. -2
          13 марта 2019 18:12
          Цитата: shark
          Подождите еще 10 и летающий прототип покажут. Потомм еще лет десят будут летать на прототипе. Даже штук наверное 6-8 соберут. Потом скажут что слишком дорого и количество в оборонзаказе урежут. И лет через 30 Россия получит таки свой ПАК ДА. Ничего история не напоминает?

          Делу время.Тем более когда что-то делают с чистого листа.Когда все абсолютно новое.После стольких лет разрухи.На Западе удивляются что у нас что-то получается после всего что с нами было за прошедшие годы.Вы строго не судите это обьективные причины.
          1. +2
            14 марта 2019 09:25
            Хочу возразить. В Союзе тоже новую технику создавали с " чистого листа". Пожалуй лист по чище был. И знаний поменьше ,и хваленых компьютеров не было. Только коммунисты ставили задачу - сделать за год. И делали. И делали гораздо лучше чем требовалось в ТЗ. Вопрос конечно не чисто военный, а скорее политический. Но демократия ,права человека, свобода выбора профессии ,места жительства и т.д. делают Россию банановой республикой. И очень успешно делают.
            1. -1
              14 марта 2019 17:59
              Низкие зарплаты и коррупция делают Россию банановой республикой, а не то что вы перечислили. Что то в США равенство белых и чернокожих не разрушило страну. Все на жёсткого, но справедливого царя надеетесь?
      2. -1
        13 марта 2019 22:00
        Я с вами не соглашусь.Очень много сделано.Вот почитайте статью. Реальная схема ПАК ДА уже месяц как в интернете оказывается. Кому интересна реальная схема ПАК ДА?https://naukatehnika.com/pak-da-obrel-svoe-liczo.html
    4. +4
      13 марта 2019 16:18
      Вот после таких новостей и приходится делать вывод, когда говорят о том, что в России начинают разработку чего-то принципиально нового, то это лет на 30 (а то и больше).
  2. +2
    13 марта 2019 13:44
    Чего об этом говорить, когда проект в начальной стадии, ещё даже обсуждать нечего, ни моделей для отработки, ни примерных ттх ничего.
    1. +4
      13 марта 2019 14:05
      Если облик утвержден то: концептуально ТТХ есть, модели созданы и продуты, с двигателем ясность есть, комплекс вооружения понятен, смежники по кооперации определены в основном.
      1. +3
        13 марта 2019 14:12
        Концептуально это значит их нет. Много вы концепт-каров видели в серийном производстве? В серию любой прототип идёт в многократно трансформированном виде.
    2. +13
      13 марта 2019 14:12
      Вот это вы зря. КБ Туполева уже все требования имеет. ТТХ заявлены, модели продуваются в Цаги.
      В статье другое удивило... Полное непонимание физики. Ну хоть статью про малозаметность почитали бы в ВИКИ. Красок поглощающих и композиций полно, куча патентов в свободном доступе. Причем поглощение до -40dB по спектру доходит. Вся сложность была как раз в Аэродинамической модели, которая бы не имела плоскостей вообще. Вот это решали. Тут возникает огромное количество аэродинамических проблем с управлением, курсовой устойчивостью и т.д. Вот эти вопросы самое главное. А сделать смогут. Я, например, уверен. Но опять 10 штук максимум :(((

      Кстати посмотрите на B2 в профиль и сравните с профилем хищной птицы в полете...
      1. +3
        13 марта 2019 14:25
        И что, это так же похоже и на ската и на сковородку с крышкой. Мне вот всё интересно откуда все всё знают и что модели есть и что будет? Вы чаем не военную тайну сдаёте. Кстати ттх даже если и заявлены, по факту ничего нет. Уж тем более официально. Не будем обсуждать воздух.
      2. +2
        13 марта 2019 17:41
        у цикады в полете похожий профиль
  3. -5
    13 марта 2019 13:48
    Отдельный вопрос: уложатся ли производители в ранее установленные сроки?

    Разработать в срок успеют, и даже успеют единичные экземпляры сделать в +- срок. Но размножить в срок - вот это вопрос
    1. +3
      13 марта 2019 13:51
      Размножаются кролики.
  4. +10
    13 марта 2019 13:49
    честно говоря никто не будет сообщать на какой стадии идет проект.. может там уже макет давно на стапеле стоит, но для общего сведения еще только чертежи готовят... принцип мало знаешь лучше спишь никто не отменял
    1. +2
      13 марта 2019 15:20
      Да стадию легко понять по тому как 160ый (полностью с новья,а не тот который недавно выкатывали с "позвоночником" из консервации ) ещё не вылетел,о каком ПАК ДА может идти речь? Про финансы вообще молчу Армата уже есть-серии нет ну и с 57ым аналогично,а стоимость бомбера понимаете......и тут заведомо явно без экспортной версии для поддержки конвеера и удешевления единицы.
      И в целом много на ВО неувязок:
      -в дебатах об истребительной авиации частенько вспоминают РАФАР,который должен появиться со дня на день и своим появлением разнесет в клочья все программы стелс
      -в дебатах о новых ракетах,учитывая их радиус,нет необходимости вхождения в зону ПВО противника.
      Вопрос, зачем тогда разрабатывать дозвуковой стелс-бомбер?
  5. 0
    13 марта 2019 13:52
    Проект состоится, возможно с незначительными задержками по срокам.
    1. +1
      13 марта 2019 13:57
      Проект состоится, возможно с незначительными задержками по срокам.
      А вы откуда знаете? Может не будем загадывать. Я бы молча подождал результатов. Знаете ли суеверен последнее время. Даже не знаю с чего бы это.
      1. 0
        13 марта 2019 15:07
        Откуда, оттуда. wink
  6. +5
    13 марта 2019 13:58
    О проекте ПАК ДА спустя 10 лет после заключения контракта на НИОКР

    Я планов наших люблю громадье,
    Размаха шаги саженья.
    =В.В.Маяковский=

    Лучше бы вообще ничего не писали о своих планах, чтобы не раздражать народ. Постоянно все планы уходят глубоко "вправо". Сделали - доложили.
    1. +4
      13 марта 2019 14:06
      Цитата: Piramidon
      Лучше бы вообще ничего не писали о своих планах, чтобы не раздражать народ.

      это опасно. в секте свидетелей "проных полимеров" могут начаться самоубийства и Россия рискует потерять оппозиционное движение. soldier
      1. +4
        13 марта 2019 14:28
        Согласен, и в среде диванных требователей с их топанья ножками и постукивания кулачками- "дайте нам полный расклад по наличию!", "где подробные ТТХ?"... могут тоже возобладать суицидальные случаи.
    2. +1
      13 марта 2019 14:14
      Вот тут я полностью согласен... Пролетели вдоль Американского побережья с нагрузкой... Вот это было бы заявление... Болтать - не мешки ворочать...
  7. +3
    13 марта 2019 14:03
    "Причём речь идёт о стелс-покрытии для авиационного стекла"////
    ----
    Это совсем не то. Стелс-покрытие стекла было сделано на Ф-16 еще до появления Ф-22.
    Судя по тому, что на фюзеляж Су-57 даже не пытаются нанести стелс-покрытие, поглощающее радиоволны, его нет в наличии.
    1. +3
      13 марта 2019 14:09
      Не факт: может нет, может есть, а может не считают это за необходимость, ведь обнаружить можно всё. Насколько экономически и стратегически будет оправдано использование этого покрытия?
      1. +1
        13 марта 2019 14:18
        "может не считают это за необходимость,"////
        ----
        Если бы было, то попробовали бы намазать на один из прототипов и измерить эффект.
        1. +3
          13 марта 2019 14:19
          Может уже и мазали, так они всем об этом и сказали, ага.
        2. +2
          13 марта 2019 18:10
          Цитата: voyaka uh
          Если бы было, то попробовали бы

          Леш, а ты точно обладаешь ВСЕЙ полнотой данных о НИОКР по Су-57? Может уже сделали, но в отличии от F-35 эта краска от дождя не "слезает" с планера... А может нашли другой способ (плазменно-электронный, фазовый, или еще там какой!) защиты планера от РЛС противника... Что Моссад-то по этому поводу "молчит"? laughing
    2. +3
      13 марта 2019 14:19
      Из чего сделан такой вывод интересно?
      1. +4
        13 марта 2019 14:59
        [К-612-О.....Из чего сделан такой вывод интересно?

        voyaka - давний поклонник F-35 !
        Его "вывод": - к F-35 без перчаток техников не подпускают, и хранят его только в ангаре , чтобы не поцарапали.
        А Су 57 обслуживается без таких ограничений - значит он не имеет стелс-покрытия. hi
        1. +3
          13 марта 2019 15:33
          Стелс-покрытие есть на многих самолетах: B-2, F-22, F-35.
          Оно требует тщательного межполетного осмотра и периодического восстановления, особенно на стыках поверхностей.
          Но если Вы хотите подлететь к противнику незамеченным на близкую дистанцию и выстрелить первым, то эти неудобства обслуживания - мелочи по сравнению с успешно выполненной боевой операцией.
          Так как Россия собирается выпускать малозаметный ПАК-ДА, который без радиопоглощающего покрытия вообще не имеет смысла проектировать, то полезно знать эти нюансы hi
        2. 0
          15 марта 2019 09:35
          Либо имеет стойкое покрытие.
    3. -8
      13 марта 2019 14:32
      Цитата: voyaka uh
      Стелс-покрытие стекла было сделано на Ф-16

      Ну, Фу-16 - это ваше фсё. Поцелуй янкесов в.филейную часть засчитан. Все таки подарок.
    4. 0
      13 марта 2019 16:35
      Цитата: voyaka uh
      Судя по тому, что на фюзеляж Су-57 даже не пытаются нанести стелс-покрытие, поглощающее радиоволны, его нет в наличии.

      А разве углепластик, из которого сделан весь планер, не поглощает радиоволны? Зачем покрытие?
      1. +2
        13 марта 2019 16:50
        Очень незначительно. Если Вы хотите уменьшить ЭПР в сотни раз, а не в 2-3 раза, то в дополнение к тщательно выверенным угловатым формам
        (и сокрытию любых движущихся частей) необходимо наносить спец. покрытие.
        Американцы набрали в этом 40-ка летний опыт, начиная с Ф-117. А Россия только вступает на этот путь.
        1. 0
          13 марта 2019 17:56
          вы забываетесь, наука СССР вступила на этот путь до того, как американцы вообще узнали о технологии стелс. Проблема в другом - серьезные разработки должен кто-то вести, а в РФ свободных высококлассных специалистов, в сотни раз меньше,чем в СССР. У нас нет ресурса притока тысяч грамотных инженеров и ученых из-за границы, а местных загнобили, заклеймили ботаниками и их очень мало. в МФТИ уже идут не для того, чтобы сделать научную карьеру, а для связей в бизнесе и резюме.
        2. +2
          13 марта 2019 18:17
          Цитата: voyaka uh
          Американцы набрали в этом 40-ка летний опыт, начиная с Ф-117. А Россия только вступает на этот путь.

          Еще при СССР на наших МБР стояли 40см "втулки", превращавшие 100т махины в физическую точку...При этом амы даже не подозревали об этом, пока не случился очередной "перебежчик"... А ты тут военные песни про Гоблина поешь, как о вершине "стелс"-технолоджи! Смешно, право дело! bully
          1. +2
            13 марта 2019 18:31
            Отлично. good Значит проблем со стелс-покрытием не будет.
            И на Су-57 , и на ПАК-ДА.
            1. +1
              14 марта 2019 15:27
              Цитата: voyaka uh
              Отлично. Значит проблем со стелс-покрытием не будет.
              И на Су-57 , и на ПАК-ДА.

              Это если не вымрут настоящие ученые. Проблема невидимости в различных спектральных диапазонах действительно решалась успешно с помощью новых физических принципов.
              Если будут эффективные копипастеры, коих сейчас большинство, - проблемы гарантированы при тройной цене.
        3. 0
          14 марта 2019 12:13
          Цитата: voyaka uh
          Очень незначительно.

          Вы наверно спутали со стеклопластиком или другими волокнами. Углеродное волокно имеет хорошее объёмное поглощение радиоволн, а толщина спец-покрытия не сопоставима с толщиной углерод-композитной обшивки.
          1. 0
            14 марта 2019 12:41
            "а толщина спец-покрытия не сопоставима с толщиной углерод-композитной обшивки."////
            -----
            Тут дело не в толщине. В стелс-покрытие замешана в определенных пропорциях мелкая металлическая "шрапнель" определенной граненой формы (типа, ромбиков-пирамидок). Они и меняют направление радиоволн, направляя их вдоль покрытия.
            Волна "исчезает", поглощается.
    5. -2
      13 марта 2019 16:48
      Судя по тому, что на фюзеляж Су-57 даже не пытаются нанести стелс-покрытие, поглощающее радиоволны, его нет в наличии.

      И я о том же. Из-за санкций на Су-57 нет стелс покрытия, нет современной авионики, поэтому и не идет в серию, а не потому, что дорогой.
      На Су-57 нет стелс, так откуда ему взяться на ПАК ДА. То есть сначала стелс надо сделать, современную авионику, а потом уж приступать к проектированию ПАК ДА. А то получится как с ПАК ФА.
    6. -1
      13 марта 2019 17:50
      создать такое с научной базой РФ не составляет труда.
      1. +1
        14 марта 2019 15:50
        создать такое с научной базой РФ не составляет труда.

        И где оно? Покажите или нанесите на Су-57. А вы тут говорите в тоне российских пропагандистких СМИ - У нас все есть. Ну, вот вот сделаем. Осталось чуть чуть. И это чуть чуть на протяжении 10 лет.
  8. 0
    13 марта 2019 14:06
    известно об утверждении главным оборонным ведомством облика перспективного авиакомплекса.
    Кто хоть немного понимает в проектировании вообще и проектировании летательных аппаратов в частности, тот понимает и то, что более дурацкой формулировки придумать просто невозможно.
    Для информации - облик - внешний вид, очертание, наружность.
    1. +2
      13 марта 2019 16:12
      Ага.
      А вот при прочтении этой фразы
      Речь идёт о металлооптической среде размерности «10 в минус 9-й» (нано), которая нацелена на то, чтобы в конечном итоге снизить заметность самолёта

      невольно вспоминается пользователь сайта под ником Гридасов (прошу прощения, если был не точен hi ). Что-то в этой фразе конечно же есть, но что именно не понятно.
      1. +3
        13 марта 2019 17:03
        Расшифрую: колпак покрывается прозрачной пленкой, которую добавлен или мельчайший золотой порошок или Indium-Tin-Oxide. ( индий с оловом).
        Первый получил такую кабину Ф-22, потом Ф-16, потом Ф-35.
        1. 0
          13 марта 2019 19:15
          А толщина этой пленки, похоже, пару сотен нанометров. Но неужели нельзя было сразу по-русски написать...
        2. +2
          14 марта 2019 07:29
          Цитата: voyaka uh
          Расшифрую: колпак покрывается прозрачной пленкой, которую добавлен или мельчайший золотой порошок или Indium-Tin-Oxide. ( индий с оловом).
          Первый получил такую кабину Ф-22, потом Ф-16, потом Ф-35.

          Этой технологии -двести лет в обед . Во первых не "покрывается мелким порошком " ,а напыляется в вакуум камере магнетронным распылением . На объективы это покрытие наносят до 20 слоев ,так называемое мультикотинг -МС ,на фонари это понятно сложнее напылить ,но возможно . Вспомните детские игрушки -гоночные машинки из пластмассы ,с напылением алюминием . Нанося и чередуя разные материалы можно получить разные эффекты . Например получить зональный фильтр который пропускает строго определенную волну , дихроичные фильтры в фотоувеличителях ,лазеры ,лампы накаливания с интерференционным отражателем -он отражает видимое ,а пропускает инфракрасное -короче это давно и активно используется .
          1. 0
            14 марта 2019 09:31
            ",на фонари это понятно сложнее напылить ,но возможно"////
            ----
            И я подозреваю, что сложнее. wink
            Иначе давно бы напыляли. А так, напыление появилось только на
            Су-57. Хотя очень бы помогло и на Су-35, например.
            1. +1
              14 марта 2019 18:37
              Цитата: voyaka uh
              И я подозреваю, что сложнее.
              Иначе давно бы напыляли.

              Да напылить то как раз не сложно -нужен был нормальный фонарь из термостойкой и бронестойкой композиции ,вот этого и ждали .
              90-е полностью убили композиты и химию ,все на партнеров надеялись ... laughing
              Я в авиамодельном кружке видел углепластиковые балки планеров в 1978 году ,а термостойкая эпоксидка шла на изготовление чего то там военного ,к-156 ,такая плоская банка ,я из неё выклеивал в 80 скоростную "кочергу" ,уголь ,в-95 -крыло . laughing А вы говорите японцы ,японцы ...
    2. Комментарий был удален.
  9. +5
    13 марта 2019 14:07
    Спустя десять лет после начала изысканий в рамках проекта известно об утверждении главным оборонным ведомством облика перспективного авиакомплекса.

    laughing lol love
  10. -3
    13 марта 2019 14:17
    Раньше 2030 года НИЧЕГО НЕ БУДЕТ!
    Можно сказками кормить сколько угодно. Пока в стране власти заинтересованы в распиле, а не восстановлении и заботе о людях НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ.....
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      13 марта 2019 15:32
      Лопухан! А давайте не будем смешивать котлеты и мухи. "Власти" это не единое целое по одному тарифу. Кто-то берет кто-то нет, кто больше кто меньше, кто умнее кто тупее,кто-то берет но работает, ибо радеет за Отечество, а кому лишь бы урвать и на Канары. Воруют даже в КНДР. Или в ВОВ не воровали? Вопрос только в том кого больше, так корабль и поплывет.
      1. 0
        14 марта 2019 15:16
        Можно по другому- сейчас лоббируются взаимоотношения власть-бизнесс-заказ и результат в последнюю очередь ( примеры Восточный, Ан-148, космос, судостроение и тд). И на данный момент илиты не проявляют патриотизма ни разу.
  11. +6
    13 марта 2019 14:19
    "...Основной вопрос: значит ли это, что на ПАК ДА собираются в полной мере реализовать идею с так называемым стелс-покрытием? И если да, то говорит ли это о том, что у отечественных производителей «на руках» имеются соответствующие технологии?...."
    ====
    Как это не "парадоксально" звучит, но именно в СССР и были разработаны многослойные "лакокрасочные" , обеспечивающие снижение ЭПР, как минимум В ДВА РАЗА!!!
    Хотите верьте, хотите - НЕТ! Но было именно ТАК!
    Когда "янкесы" запустили F-117, он имел 2-х слойную обшивку: между 2-мя слоями обшивки из алюминиевых сплавов располагалось "ячеистая прокладка" из тех же сплавов на основе алюминия...
    Именно ЭТА ячеистая "сетка", толщиной ок. 3 см, и являлась той самой структурой, которая обладала высоким коэффициентом интерференционного поглощения с сантиметровом и дециметровом диапазоне волн!
    В СССР пошли ДРУГИМ путем и еще в 80-х создали "лакокрасочное" (в кавычках) покрытие (наносившееся послойно), имевшими разную диэлектрическую проницаемость... При испытаниях выяснилось, что ЭПР МиГ-23 и МиГ-29 снижается практически ВДВОЕ!!!
    Впоследствии (после развала СССР), эта технология была "успешно" "стырена" американцами....
    Это к вопросу о том, "есть ли у нас ТАКИЕ технологии"!!!
    1. 0
      13 марта 2019 15:49
      Веник! Впервые в СССР эти покрытия были разработаны и внедрены на Ту-160. Работали 14 (если не ошибаюсь, институтов). Эти технологии может и стырили, а может и продали, но они есть, нужно просто двигаться дальше, и я уверен, это происходит...
      1. +2
        13 марта 2019 16:22
        Цитата: URAL72
        Веник! Впервые в СССР эти покрытия были разработаны и внедрены на Ту-160

        ==========================================
        Олег! Вполне возможно!! Мне лично известна эта "история" именно в таком виде!!! Тем более, что тема "интерференционного поглощения", как то очень близка! Сам этим занимался...
        Насчет того, что технологии НАМ известны - это ТОЧНО!!! Насчет "стырили" или "не стырили" - ну это в 90-х ходили такие слухи.... Возможно и обоснованные! Тогда, в "лихие 90-е" - у нас "тырили" - ВСЕ "кому не лень" и ВСЁ, что было!!!
        Но то,что такие технологии у нас ЕСТЬ!!! "Съем свою шляпу и "пиджаковскую" фуражку - в придачу!!! ЕСТЬ!!!
        1. 0
          13 марта 2019 18:06
          проблема не в знаниях, а в затратах на практические опыты.
          покрытие должно иметь комбинированные свойства, не только отражать, но и например, не отваливаться, не разрушаться от трения или нагрева или перехода звука.
          А для этого должна существовать реальная опытная база с тысячами часов экспериментов, но все такие начинания оптимизуют, до профанации работы. Ровно это уже несколько лет происходит с динамической защитой танков. Ровно такой же нулевой результат будет и с покрытиями.
          1. +2
            13 марта 2019 20:51
            Почитайте как отваливались звезды на МиГ-25,- может поймёте когда у нас разработали жаропрочные краски...
      2. 0
        14 марта 2019 20:16
        0 лишний: еще Ту-16 имели ферритовое покрытие, ЕМНИП.
  12. 0
    13 марта 2019 16:26
    Если бы не проект ТУ-160М,то может и уложились бы,а так значительная часть ресурсов тратится(очень тяжело воевать на два фронта).
    1. +1
      13 марта 2019 18:09
      Я считаю очень плохой тенденцию на модернизацию образцов техники, созданных по 40-50 лет назад
      Итог дорогой и малоэффективный. Уклоняться от создания нового нельзя, но с другой стороны - а способен-ли ВПК создать новое? Это очень большой вопрос.
      1. -1
        14 марта 2019 01:44
        Не я то думаю,что они сделают ТУ-160М, (потому что уже технологии отработаны),а на счёт нового самолёта невидимки сейчас не потянут,денег мало,спецов мало и так далее,может лет через 15 возможно.
  13. -1
    13 марта 2019 16:41
    Если Армата -система , то пичаль , а если единичный случай , то надежда есть ,что ПАК ДА будет вовремя и в серию пойдет.
  14. -1
    13 марта 2019 18:40
    Цитата: stalki
    И что, это так же похоже и на ската и на сковородку с крышкой. Мне вот всё интересно откуда все всё знают и что модели есть и что будет? Вы чаем не военную тайну сдаёте. Кстати ттх даже если и заявлены, по факту ничего нет. Уж тем более официально. Не будем обсуждать воздух.

    Нет военную тайну не сдаем. Почему облик B1B Lancer очень похож на ТУ-160 и Concord на Ту-144?
    Не догадываетесь. Умные люди подходят к одной проблеме с разных сторон и приходят к одной схеме. Кстати посмотрите на B1 и ТУ-160 - у нас очень хорошая аэродинамическая схема - вся интегральная с плавными обводами. Её ЭПР Можно на порядок уменьшить, если не на 2 порядка при желании.

    Есть картинка растиражированная в СМИ - предполагаемый облик ПАК ДА. Вы убедитесь, что оригинал будет одновременно похож на B2 Spirit и эту картинку - что-то посередине. Есть кстати фотки с продуваемой моделькой из Цаги - тоже в СМИ - там немного другой вид. Конечно это все секретная инфа и облик я смогу увидеть только когда он над моим домом летать начнет (я недалеко от ВПП КАПО Горбунова живу) Как увижу всем скину фотку посмотрите.
  15. -2
    13 марта 2019 19:33
    США не выпускает аналогичную технику Б-2 Спирит уже 20 лет. Почему? Потому что есть другая техника намного превосходящая такие "малозаметные" самолёты. Это авиакосмический гиперзвуковой летательный аппарат типа TR-3B и его многочисленные модификации. У таких аппаратов ускорение на старте от 5 км в сек в кв.. УСКОРЕНИЕ, а не скорость.
    1. +1
      14 марта 2019 00:01
      "США не выпускает аналогичную технику Б-2 Спирит уже 20 лет"////
      ------
      Утвержден к проектированию B-21 Raider. Тоже дозвуковой
      стелс-бомбер типа: летающей крыло, бесхвостка.
      Уменьшенная и улучшенная копия В-2.
      1. 0
        14 марта 2019 13:48
        Схема ПАК ДА
        https://naukatehnika.com/pak-da-obrel-svoe-liczo.html
  16. 0
    14 марта 2019 02:16
    Стекла нужны на взлёте и посадке.. В небе зачем? Лети по приборам, а стекла можно закрыть.. Как на том же ту144.... И не надо мудр ть н какое мудренное стекло...
    Просто и сердито)
  17. 0
    14 марта 2019 18:06
    Как было в СССР. Объявлялся конкурс и несколько КБ предлагали свои концептуальные варианты. Из них выбирали несколько наиболее перспективных. Потом могли делаться некие образцы а дальше решалось у кого образец лучше того и запускать в серию. Тоже и в США. Что делается в современной России. Убивается конкуренция и упрощается нужный порядок. Результат - в серию не идёт даже тестовый образец.
  18. 0
    14 марта 2019 19:32
    Необходимо проектировать более легкие стратегические бомбардировщики, двухдвигательные. Плюсы: меньшая стоимость самолета, большее количество самолетов можно построить за те же деньги, меньшая радиолокационная заметность, менее жесткие требования к ВПП. Единственный минус - меньшее количество ракет на борту. При нанесении ударов обычным оружием, разница в количестве ракет, УАБ существенного значения иметь не будет, а при применении ядерного оружия, тем более.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»