Ка-52 расширяет возможности с помощью ГОЭС-451 и системы РЭБ

23
На днях Сергей Шойгу заявил, что 11 вертолетов и самолетов проходят модернизацию и модификацию в рамках полученного в Сирии опыта. Среди этих машин находится и Ка-52 «Аллигатор», потомок легендарной «Черной акулы».





Ка-52, как и его основной конкурент на российском поле Ми-28, имеет крайне противоречивую судьбу и сложную историю преодоления «детских болезней». В частности, много вопросов вызвала сама соосная схема несущих винтов (но это камовский вариант, который неоспорим). С одной стороны, повышенная мощность продольного управления позволяли вертолету выполнять фигуры высшего пилотажа и более эффективно маневрировать, с другой – ее считают менее надежной по сравнению с традиционной схемой.

Издание «Коммерсантъ» отмечает, что общее количество Ка-52 к 2027-му году должно составить 260 машин, что сделает «Аллигатора» главным ударным вертолетом России.

Впервые о предшественнике «Аллигатора», вертолете Ка-50, широко заговорили после появления в начале 90-х фильма «Черная Акула» - он стал бенефисом машины «Камова», лихо уничтожавшей боевиков противника десятками.

Вертолет прошел апробацию в боевых действиях в Чечне, по итогам которых родилась концепция Ка-52. На сегодняшний день «Аллигатор» фактически полностью вытеснил «Черную Акулу», которой осталось на вооружении не более 6 машин.

За время эксплуатации в мирное время было потеряно 2 аппарата этого типа – все от технических неполадок.



В ноябре 2018-го появились данные о том, что у Ка-52 «Катран», вертолетов морского базирования, закупленных Египтом для использования на УДК (вертолётоносцах) типа «Мистраль», имеются «технические проблемы с двигателями и авионикой», также у покупателей возникли вопросы к надежности навигационных систем.

Первое упоминание о появлении Ка-52 в Сирии зафиксировано 14 марта 2016-го года. За время действия машин этого типа в САР была потеряна одна машина, опять-таки - по причинам технической неисправности. Счет потерянных "Камовых" в итоге возрос до трех.



При этом в целом к Ка-52 у ВКС России имеется меньше нареканий, чем к Ми-28. Последний, как уже сообщалось, ранее подвергался резкой критике со стороны Минобороны.

11 февраля 2019 Андрей Богинский, генеральный директор холдинга «Вертолеты России», года рассказал журналистам о том, что Ка-52 пройдут модернизацию.

Они [требования по модернизации] сформированы по результатам Сирии. Мы уже работаем по замене генераторов, чтобы они обеспечивали [вертолеты] большим количеством энергии


Богинский отметил, что Минобороны уже утвердило план как по обновлению систем «Аллигатора», так и «Ночного охотника»

На Ка-52 установят модифицированную версию гиростабилизированной оптико-электронной системы ГОЭС-451, что расширит возможности вертолёта в нанесении ударов по дальним целям. Благодаря новым системам, Ка-52 обретет способность обнаружить танк на дистанции 10 км, а определять модификацию – на 8-ми. На сегодняшний день его возможности в этом плане ниже – 8 и 5 км соответственно.

Стоит отметить, что ГОЭС-451 производства «Уральского оптико-механического завода» имени Яламова» (УОМЗ) предназначена не только для продукции «Камова». Данная система уже устанавливается на «Ночной охотник», Ми-8 и Ми-24. На экспорт она не идет.

На египетской версии вертолета (на данный момент единственного контракта «Камова» за пределами РФ) установлена система ОЭС-52, тоже российской разработки, но на основе заграничной гиростабилизированной платформы Safran (Sagem) Strix, используемой также на европейском боевом вертолете Airbus Helicopters Tiger.

Впервые о модернизации Ка-52 заговорили в 2015-м году. Тогда шла речь о замене РЛС вертолета. В апреле 2017-го года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил:

После практической работы в Сирии у нас появились определенные пожелания по повышению эффективности этой машины. Мы обговаривали вопросы модернизации с разработчиками основных боевых узлов


Тогда же Борисов упомянул о ведущихся работах по модернизации УР «Вихрь» (в целях повышения прицельной дальности последних) и разработке новой системы наведения артиллерийского вооружения.

На Ка-52, как и на Ми-28, появился новый комплекс обороны. Это модернизированная версия достаточно недавней системы «Витебск» (она пошла в серию в 2015-м году). В состав комплекса входит устройства выброса ложных целей, ультрафиолетовый и инфракрасный пеленгаторы пуска ПЗРК, станция оптико-электронного подавления и станция постановки радиолокационных помех (система РЭБ), аппаратура обнаружения лазерного излучения.

Анализ, опубликованный французским журналом Air&Cosmos в статье La montee en puissance des helicopteres russes, посвященной действиям российских вооруженных сил в Сирии, ставит этот комплекс в качестве одного из основных преимуществ как Ка-52, так и Ми-28 (на который он также установлен).

Для того, чтобы удовлетворить требования заказчика, «Вертолеты России» приобрели ударный и вакуумный стенды, была закуплена система для стендовых испытаний.

На данный момент КБ «Камов» создает на базе Ка-52 летающую лабораторию для работы над проектом по созданию перспективного скоростного ударного вертолета будущего. Машина будет разрабатываться на базе соосной схемы.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 марта 2019 14:54
    Во всей этой истории меня волнует только одно. Сирийский конфликт, это борьба наших ВКС против противника не имеющего эшелонированную ПВО и централизованную систему РЭБ. И то, что вертушки модернизируют, это хорошо, но как быть, если завтра придется схлестнуться с противником более сильным? Будет ли эффективна данная модернизация для такой войны?
    Издание «Коммерсантъ» отмечает, что общее количество Ка-52 к 2027-му году должно составить 260 машин, что сделает «Аллигатора» главным ударным вертолетом России.
    Я ничего не имею против такого количества "боевых камушков", но был бы рад, если бы им в помощь было еще и порядка четырех сотен "боевых милей", которые имеют свои положительные качества.
    1. -14
      15 марта 2019 14:57
      Цитата: svp67
      в помощь было еще и порядка четырех сотен "боевых милей"

      Не будет.
      МО РФ отказалось от приобретения вертолетов Ми-28НМ из-за высокой цены.
      https://topwar.ru/154468-mo-rf-otkazalos-ot-zakupki-nochnyh-ohotnikov-iz-za-vysokoj-ceny.html
      1. +15
        15 марта 2019 15:00
        Цитата: ВАШ
        Не будет.
        МО РФ отказалось от приобретения вертолетов Ми-28НМ из-за высокой цены.

        Ваша новость УСТАРЕЛА - БУДЕТ
        "Минобороны и "Вертолеты России" договорились о цене на вертолеты Ми-28НМ"
        https://nation-news.ru/435624-minoborony-i-vertolety-rossii-dogovorilis-o-cene-na-vertolety-mi-28nm
        1. +3
          15 марта 2019 15:09
          Ну и отлично. Быстро решили. Одно настораживает. .....объем первого контракта на поставку вертолетов. Речь идет о шести или 18 машинах, объяснил Криворучко....маловато будет.
          то что это называют ......Заместитель главы Минобороны РФ добавил, что, согласно договоренности, большой контракт будет заключен не только по Ми-28, но и по вертолетам Ка-52. ...........БОЛЬШИМ КОНТРАКТОМ
          1. 0
            15 марта 2019 15:38
            Цитата: ВАШ
            Речь идет о шести или 18 машинах

            Обкатать надо в центре боевого применения и в той же Сирии, выявить недоработки, устранить и только потом заказывать серию
            1. +2
              15 марта 2019 16:15
              Сколько уже лет их обкатывают?
              Первый полет - 1982 год
              МИ-28Н - 1996 год
              Ми-28МН -2016 год
              Вы хоть изредка в интернете просматривайте такие вещи.
    2. +1
      15 марта 2019 15:11
      hi
      Я ничего не имею против такого количества "боевых камушков", но был бы рад, если бы им в помощь было еще и порядка четырех сотен "боевых милей", которые имеют свои положительные качества.

      А Кудаж без Милевских машин. Договорились уж о цене. На медни статья была.
    3. +1
      15 марта 2019 15:58
      Цитата: svp67
      Во всей этой истории меня волнует только одно. Сирийский конфликт, это борьба наших ВКС против противника не имеющего эшелонированную ПВО и централизованную систему РЭБ. И то, что вертушки модернизируют, это хорошо, но как быть, если завтра придется схлестнуться с противником более сильным? Будет ли эффективна данная модернизация для такой войны?

      Как раз правильно делают. Если наши машины не смогут работать по барадатым папуасам, то уж к более серьзному противнику вообще лучше не подлетать. И опять же. Доктрина применения винтокрылых машин не подразумевает уже хоть какую то сильное противодействия эшелонированной ПВО и средств РЭБ. Все исходящие излучения либо глушатся, либо обнаруживаются и уничтожаются дальними бомбардировщиками и крылатыми ракетами. Которым в свою очередь открывают дорогу истребители завоевания господства в небе.
      1. +3
        15 марта 2019 16:18
        Западные вертолеты тоже не лишены проблем, но у них по лучше будут локаторы и ударные ракеты "воздух-земля" (по принципу выстрелил-забыл), мы только начинаем эксплуатацию аналогичных ракетных систем...но в цело по защищенности и надежности наши вертушки лучше американских и европейских..
        1. +1
          18 марта 2019 10:36
          Ранее писали ещё не понятно что лучше. Выстрелил и забыл или ведение на цель оператором. Чтобы АГСН захватила цель это тоже нужно висеть и ждать, в то время когда Ка-52 уже пустил ракету и она уже вовсю летит к цели. Хотя я с Вами согласен, ракет с принципом выстрелил и забыл не хватает. Но и отказываться от старых считаю нецелесообразно.

          Активное РЭБ может напрочь лишить возможности навести ракету на цель, кроме визуального и тепловизионного канала.
      2. 0
        17 марта 2019 10:25
        Ну ПВО дальники точно не полетят "гасить", это вы неправду пишете, хотя бы потому что даже в боевом уставе для ДА таких задач нет!
    4. +1
      15 марта 2019 16:57
      Дай бог чтоб их было столько сколько имеет США. или хоть половину четверти.
      http://www.opoccuu.com/usa-military-helicopters.htm
      Сколько каких вертолетов имеется в вооружённых силах США
      Тип вертолёта
      Количество
      ВВС

      HH-60G 99
      HH-60U 4

      UH-1N 62

      UH-1H 3

      TH-1H 27

      Сухопутные силы

      MH/AH-6M 51

      AH-64A 107

      AH-64D 619!

      CH-47D 394

      CH-47F 48

      EH-60A 64

      MH-47D 11

      MH-47E 23

      MH-47G 27

      MH-60K 23

      MH-60L 35

      OH-58A 150

      OH-58C 210

      OH-58D 368

      TH-67 172

      UH-1H 875

      UH-60A 751

      UH-60L 592

      UH-60M 100

      UH-72A 250

      Морская пехота

      AH-1W 153

      AH-1Z 28

      CH-46E 111

      CH-53E 139

      UH-1N 88

      UH-1Y 31

      VH-3D 11

      Президентские вертолёты

      VH-53D 2

      VH-60N 7

      Вертолёты ВМФ США

      HH-60H 49

      MH-53E 36

      MH-60R 76

      MH-60S 145

      SH-60B 129

      SH-60F 60

      TH-57B 44

      TH-57C 85

      Береговая охрана

      MH-65D Dolphin 101
    5. +2
      15 марта 2019 17:46
      Цитата: svp67
      Будет ли эффективна данная модернизация для такой войны?

      В отличии от США,мы изначально разрабатываем вооружение под сильного противника. Но...30 лет застоя в вопросе эволюции нашего оружие все таки сказывается. Сейчас,просто приходится догонять ,причем галопом. Конфликт в Сирии -это прежде всего полигон для нашего оружия. Это нам экономит годы,в совершенствовании оружия,но все таки пока,мы лишь догоняем во многом. Ну и расслабленность матрассов после развала СССР нам сыграла на руку.Хотя,если честно,я думаю СССР не развалился,и США не одержали победу в Холодной войне.
      1. +1
        16 марта 2019 18:01
        Цитата: НЕКСУС
        ,я думаю СССР не развалился,

        Де-юре СССР существует.
      2. +1
        19 марта 2019 08:32
        Абсолютно с вами согласен Андрей.
    6. +1
      15 марта 2019 19:58
      Цитата: svp67
      Во всей этой истории меня волнует только одно. Сирийский конфликт, это борьба наших ВКС против противника не имеющего эшелонированную ПВО и централизованную систему РЭБ.

      Был интересный эпизод во время агрессии против Югославии. В 1999 году югославский Ми-24В сбил “Штурмом” боевой АН-64D “Апач” и транспортный “Блек хоук” ВВС США, выполняющих операцию по спасению сбитого пилота F-16. Миссию обеспечивал еще самолет ДРЛО. Вот вам примет когда все зависит от пилота.
      1. 0
        17 марта 2019 12:21
        Ни фига се. Я про этот случай не слышал, знаю что фантома завалил в 88м году, ай да крокодил!!!
        1. 0
          17 марта 2019 17:52
          Цитата: Рашнэйрфорс
          Ни фига се

          Если интересно вот ссылки все о победах Ми-24
          https://frederick-taer.livejournal.com/24749.html
          https://pikabu.ru/story/boi_mi24vzyato_iz_zhzh_ch2_5951874
  2. +1
    15 марта 2019 14:56
    Хорошо когда упорно дорабатывают все изъяны. Получится сильная и надёжная машина. Успеха камовцам.
  3. +1
    15 марта 2019 15:08
    Хорошая статья и автору спасибо, очень доходчиво и правдиво донёс информацию. Остаётся только добавить:"нет предела совершенству".
  4. +2
    15 марта 2019 15:18
    Гермес бы поскорее, хотя по заявлению КБП контейнеры Вихря и Гермеса идентичны, может испытали его тоже?
  5. Kaw
    0
    15 марта 2019 16:31
    На Ка-52, как и на Ми-28, появился новый комплекс обороны.... В состав комплекса входит устройства выброса ложных целей, ультрафиолетовый и инфракрасный пеленгаторы пуска ПЗРК, станция оптико-электронного подавления и станция постановки радиолокационных помех (система РЭБ), аппаратура обнаружения лазерного излучения.

    Где-то читал, что в состав вертолётного Витебска, станция радиолокационных помех не входит, для неё недостаточно энергии вырабатывают бортовые генераторы.
    1. 0
      16 марта 2019 11:49
      Цитата: Kaw
      Где-то читал, что в состав вертолётного Витебска, станция радиолокационных помех не входит, для неё недостаточно энергии вырабатывают бортовые генераторы.

      Ну так написано же в статье
      Они [требования по модернизации] сформированы по результатам Сирии. Мы уже работаем по замене генераторов, чтобы они обеспечивали [вертолеты] большим количеством энергии