Закрытая тема. Что известно об «Изделии 30»?

85
В настоящее время продолжается подготовка к серийному производству перспективных истребителей Су-57. Как и в случае с прототипами, серийная техника будет комплектоваться двигателями двух моделей. Первые серийные образцы получат существующие двигатели АЛ-41Ф1 (они же «двигатели первого этапа»), а затем их в серии сменят более новые «Изделия 30». С конца 2017 года перспективные турбореактивные двигатели «Изделие 30» испытываются в воздухе, и в будущем ожидается освоение их производства в интересах серийного выпуска самолетов.

ТРДДФ типа «Изделие 30», или «двигатель второго этапа», является одной из главных тем в контексте проекта ПАК ФА / Т-50 / Су-57. При этом эта тема является одной из самых закрытых.



Впрочем, к настоящему времени разработчик в лице НПО «Сатурн», а также официальные лица из Министерства обороны и других структур успели раскрыть часть данных и составить примерную картину. Стоит ожидать, что в будущем продолжится поступление новой информации, и промышленность раскроет новые подробности интереснейшего проекта.

Двигатель пятого поколения

Истребитель Су-57 относят к условному пятому поколению, что говорит о наличии ряда характерных требований. Одно из главных таких требований – обеспечение крейсерской сверхзвуковой скорости, в том числе без использования форсажных камер. Существующие серийные двигатели не позволяют получить такие характеристики, в связи с чем требуется совершенно новая силовая установка. Перспективный двигатель, предназначенный для Су-57, как и сам самолет, относят к условному пятому поколению – однако уже в сфере моторостроения.


Самолет Су-57 с двигателями "первого этапа" — АЛ-41Ф1. Фото ОАК / uacrussia.ru


Считается, что разница между поколениями турбореактивных двигателей проявляется в изменении основных параметров. Резкий рост удельной тяги или сокращение удельного расхода топлива, достигнутые в новом проекте, позволяют относить его к следующему поколению. Новейший ТРДДФ «Изделие 30» по этим показателям выгодно отличается от существующих систем, что позволяет его разработчикам говорить о создании двигателя поколения «5» или «5+».

Высокие характеристики нового двигателя достигаются, в первую очередь, за счет применения самых современных технологий, материалов и решений. При этом используются и уже освоенные идеи. Так, «Изделие 30» продолжает линейку отечественных двигателей со штатным соплом, имеющим средства управления вектором тяги.

Впрочем, от некоторых современных решений пришлось отказаться. К примеру, в 2013 году НПО «Сатурн» показало перспективную конструкцию лопатки для компрессора высокого давления, изготовленную из алюминида титана. Появились сообщения о возможном внедрении такого материала в конструкцию турбины. Однако позже от алюминида титана в составе «Изделия 30» отказались. Экономия массы оказалась незначительной, а стойкость к повышенным механическим и тепловым нагрузкам, характерным для двигателей военного назначения, – недостаточной.

Технические подробности

По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.

Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.

Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление – неправильное сгорание топлива, скопившегося в двигателе. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.


Опытный Су-57 с двигателем "Изделие 30". Фото Nickolay Krasnov / russianplanes.net


Двигатель «30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму.

Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла.

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления с полной ответственностью. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

Все новые идеи и решения предназначаются для повышения основных характеристик двигателя. Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Удельные параметры нового двигателя либо улучшились, либо остались на уровне предшествующих изделий. Так, руководство НПО «Сатурн» указывает, что удельный расход топлива у «Изделия 30» остался на уровне двигателя АЛ-31Ф – около 0,67 кг•кгс/час. Одновременно повысилась удельная тяга, но точное значение этого параметра не называется. При таких параметрах, по своим габаритам и массе двигатель «30» почти не отличается от серийных отечественных ТРДДФ.

Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.

Планы на будущее

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется на опытных самолетах Т-50 / Су-57. К настоящему времени изготовлено около двух десятков опытных двигателей, предназначенных для проверок на земле и в воздухе. Летные испытания двигателей продолжаются больше года и требуют еще времени. Так, в начале прошлого года сообщалось, что весь цикл летных испытаний может занять три года.

Закрытая тема. Что известно об «Изделии 30»?
Двигатель "30" в сборочном цеху (предположительно). Фото Militaryrussia.ru


Согласно нынешним планам, в ближайшие годы российские воздушно-космические силы получат несколько первых серийных истребителей Су-57. Первые машины этого типа будут оснащаться т.н. двигателями первого этапа – ТРДДФ АЛ-41Ф1. В 2020 году должен появиться второй контракт на поставку серийной техники. На этот раз речь идет о внедрении новых двигателей. Часть истребителей второй серии будет оснащаться «Изделиями 30». Серийное производство таких двигателей будет освоено предприятием «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение». В дальнейшем, ориентировочно в середине двадцатых годов, новый двигатель станет стандартным для всех серийных Су-57.

Параллельно с испытаниями и доводкой «Изделия 30» в его существующей версии ведутся работы по созданию новых агрегатов для такого двигателя. Осуществляется разработка плоского сопла, способного снизить заметность самолета в разных спектрах. Вместо штатного сопла за двигателем планируется помещать изогнутый канал, на котором должны устанавливаться две подвижные плоские створки.

S-образный канал прикрывает лопатки турбины от излучения радиолокаторов, а прямоугольное сечение сопла сокращает инфракрасное излучение от реактивных газов. В то же время, такие агрегаты создают дополнительное сопротивление движению газов, что приводит к небольшому сокращению технических характеристик двигателя. Новое сопло пока находится на ранних стадиях, и пока неизвестно, внедрят ли его при проведении будущих модернизаций Су-57. Впрочем, с помощью такого проекта российские двигателестроители получают важный опыт.

Также сообщается о проработке вопросов создания двигателя «шестого поколения». Для дальнейшего повышения основных и удельных характеристик предлагается добавить третий контур в дополнение к двум существующим. Однако такие идеи пока остаются на стадиях самых ранних исследований, и потому их вряд ли можно рассматривать в контексте дальнейшей доработки истребителей Су-57.

Пока основной задачей двигателестроителей в рамках программы ПАК ФА является доводка «Изделия 30» с последующим запуском его производства и внедрением в серийный выпуск истребителей Су-57. По всей видимости, в серию пойдет двигатель в его нынешней конфигурации – с рядом особых технических решений, повышающих общие характеристики. При этом кардинальные переработки, такие как установка нового сопла, пока не планируются.

Главным результатом проекта под рабочим обозначением «30» является создание ТРДДФ с высокими характеристиками для новейшего российского истребителя. При этом не стоит забывать и о других важных моментах. Завершив работы по «Изделию 30» и доведя его до эксплуатации в войсках, российское двигателестроение в очередной раз покажет свой потенциал и подтвердит свои лидирующие позиции.

По материалам сайтов:
https://uacrussia.ru/
http://uecrus.com/
https://aviation21.ru/
https://nplus1.ru/
https://tass.ru/
https://ria.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    18 марта 2019 05:19
    Да что такое, нельзя что ли двигателя хотя бы кожухами закрыть? И это на всех наших машинах! Кто в теме обьясните пожалуйста. Почему это не делают!!!
    1. +7
      18 марта 2019 05:28
      охлаждение.
      1. 0
        18 марта 2019 06:48
        Из текста статьи:
        На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения.
        Не торопитесь с ответом. При чём здесь охлаждение? ;-)
        1. +3
          18 марта 2019 19:24
          Вниманию минусующих. Данный двигатель двухконтурный. Воздух во втором контуре не нагревается в камере сгорания, он просто обтекает снаружи первый контур и таким образом не позволяет нагреваться элементам двигателя, расположенным на его внешней поверхности. Так понятно?
        2. 0
          19 марта 2019 08:19
          Теплопроводность у металла априори высокая. В общем не стал бы я ложить руку на работающий реактивный двигатель.
      2. +3
        18 марта 2019 06:52
        Цитата: Быков.
        охлаждение.

        А так же доступность при обслуживании .
    2. +1
      18 марта 2019 06:28
      Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.

      Вы как себе этот кожух представляете? lol
    3. +8
      18 марта 2019 07:29
      Цитата: burigaz2010
      Да что такое, нельзя что ли двигателя хотя бы кожухами закрыть? И это на всех наших машинах! Кто в теме обьясните пожалуйста. Почему это не делают!!!

      Это и есть "кожух". Просто он не покрашен. А так он титановый.
    4. +11
      18 марта 2019 08:29
      Цитата: burigaz2010
      Да что такое, нельзя что ли двигателя хотя бы кожухами закрыть? И это на всех наших машинах!

      =========
      Почему на ВСЕХ??? Где вы видели "открытый двигатель?? Я - так только на французских вертолетах 60-х годов!
      А на "сушках" - он (кожух двигателя) конечно ЕСТЬ!!!
      Сравните 2 фото:


      На нижнем фото движок "без кожуха". Разница - ВИДНА?
      Фокус в том, что кожух изготавливается из тугоплавких сплавов и либо вообще не окрашиваются, либо окрашиваются специальными термостойкими покрытиями.... Отсюда и характерный цвет!
    5. +2
      18 марта 2019 09:52
      Цитата: burigaz2010
      Да что такое, нельзя что ли двигателя хотя бы кожухами закрыть?

      А он и прикрыт...невидимым "воздушным кожухом", как чулком.
      Меня же больше интересует, когда он массово пойдет в серию, а без этого он останется просто "дорогущей, неимеющейаналога игрушкой"
    6. +2
      18 марта 2019 11:54
      Потому что Вы один умный, а все остальные
      1. 0
        18 марта 2019 14:21
        Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно.

        Запомните отношение максимальной тяги к тяге на форсаже как правило 66% к 100%,то есть максимальная тяга составляет примерно 2/3 от тяги на форсаже.Поэтому исходя из того что форсажная тяга Изделия 30 составляет 18 000 кгс,то максимальная тяга составляет 12 000кгс.F-35 имеет максимальную тягу 13 000 кгс,а его форсажная 19 500 кгс.У Рафаля максимальная тяга 2 по 5 000кгс,а форсажная 2 по 7500кгс. Еврофайтер Тайфун максимальная тяга 2 по 6 000кгс,а форсажная 2 по 9000кгс.JAS 39 NG максимальная тяга 62300кгс,а форсажная 9800кгс.Миг-35 максимальная тяга 2 по 5600кгс,а форсажная 2 по 8800кгс.
        1. +1
          18 марта 2019 14:24
          JAS 39 NG максимальная тяга 62300кгс,а форсажная 9800кгс.

          Здесь ошибка нолик лишний.
          JAS 39 NG максимальная тяга 6230кгс,а форсажная 9800кгс.
    7. +3
      18 марта 2019 19:15
      Тифозный рынок проник во все сферы нашего государства.
  2. +4
    18 марта 2019 05:30
    По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5.
    Если это действительно так, то я в восхищении! good
    1. +3
      18 марта 2019 06:38
      Думаю на счёт цифр, можно не сомневаться, так как у нас (СССР - Россия), обычно данные, для огласки, занижают по понятным причинам.
    2. +8
      18 марта 2019 06:49
      Цитата: Эррр
      тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5.

      Вообще-то данную скорость заявляли для АЛ-41Ф с 9,5 тонн тяги без форсажа . Для "Изделия-30" с его 11 тоннами крейсерская скорость может приблизиться к 2М. вплотную .
      Для сравнения - у первых МиГ-25 тяга на форсаже была порядка 10 - 10,5 тонн . А у серийных - 12,5 т. Аэродинамикой Су-57 не обижен , взлётный вес меньше чем у МиГ-25 , поэтому 2 Маха в безфорсажном режиме Су-57 дать вполне сможет .
      По максимальной тяге на форсаже тоже информация разнИца - колеблется от 18 до 19,5-20 тонн . Причём самые последние сообщения были как раз о 20 тонн тяги . Температура-же на лопатках турбины просто поражает ... и собственно вес самого двигателя - меньше чем у АЛ-31Ф , а у того между прочим вес - 1300 кг ... А у Ф-35 двигатель почти 3 тонны весит .
      Хороший получается агрегат ... но долго .
      Зато для КБ Яковлева в самый аккурат будет - поспеет вовремя .
      1. 0
        18 марта 2019 07:06
        Миль, как говориться, пардон. Я не в теме... Что там назревает у "Яковлева"? ;-)
        1. +10
          18 марта 2019 08:02
          Да вроде как опять вертикалку ваяют . Пикнули в прессу , что начались работы года два как , на прежнем заделе , и тишина пока . Оно и к лучшему - в тишине работать сподручней . Лично я категорически ЗА такие ковыряния . Для флота и не только , очень полезная вещь может получиться . Главное не ходить по американским граблям , а делать просто хороший самолёт - без баловства со СТЕЛС (умеренно поиграться можно , но не более) , внутренней подвеской и подъёмным вентилятором(уж больно он корпус раздувает) , который кроме диких габаритов ещё и тяжелее простых и понятных малоресурсных двигателей .
          Если будут строить вокруг "Изделия-30" , очень хорошая машина может получиться - скоростная , маневренная , с характеристиками как у МиГ-29 или "Супер-Хорнета". И базироваться сможет на будущих УДК или лёгких авианосцах класса "Киев" , которые дешевле , легче и быстрей построить . ПВО флотского соединения и разведку они обеспечить смогут вполне , да и в ВВС\ВКС лишними не будут .
          1. -5
            18 марта 2019 12:34
            Цитата: bayard
            Лично я категорически ЗА такие ковыряния

            а я, вот, против... вертикалка очень ущербна по сравнению с конкурентами (классические палубники)
            Цитата: bayard
            Для флота и не только , очень полезная вещь может получиться

            чем вас МиГ29К не устраивает?
            Цитата: bayard
            с характеристиками как у МиГ-29 или "Супер-Хорнета"

            зачем проектировать то, что уже есть?
            Цитата: bayard
            базироваться сможет на будущих УДК или лёгких авианосцах класса "Киев"

            Викрамадитья вполне переваривает МиГ29К.....
            Цитата: bayard
            да и в ВВС\ВКС лишними не будут .

            тогда уж топите за Сухой С54/55/56!
            1. +3
              18 марта 2019 19:00
              Хорошо конечно иметь штук шесть классических авианосцев супер-класса с самолётами ДРЛО , электоро-магнитной катапультой и качественными аэрофинишорами ... Но это лишь мечты о далёком светлом будущем и несостоявшемся прошлом . А есть реальная жизнь в этом суровом и не очень дружественном мире . Есть экономическая реальность , реальность сроков строительства и фактор утраченных компетенций . Даже если в 2022 г. заложить первый авианосец(Шторм) , то флот его получит не раньше начала 30-х годов ... Если нам ещё дадут дожить до этого светлого времени . Тогда конечно "классический" палубник у нас будет ого-го - Су-57М с плоскими соплами и лазерными пушками ...
              Я же говорю о вещах вполне реальных - УДК у нас появятся гораздо раньше , они дешевле , у них большая палуба и ангар , вертолёты , корабли эскорта ... и никакого воздушного прикрытия вне родной прибрежной зоны ...
              Цитата: NEOZ
              чем вас МиГ29К не устраивает?

              Только тем , что кроме Кузи . ему базироваться негде . И так будет ещё лет 15 , а то и 20 .
              Цитата: NEOZ
              Викрамадитья вполне переваривает МиГ29К.....

              А сколько времени советский ТАРКР перестраивали в авианосец с аэрофинишорами и трамплином вместо катапульты ?
              В авиации всё имеет свою цену , и вертикалка всегда будет уступать своим однокласникам в максимальной дальности и полезной нагрузке , но сегодня уже , только в этом . Исключите у Ф-35 его врождённые недостатки , ограничившие лётные характеристики(подъёмный вентилятор и отсеки внутренней подвески , до безобразия раздувшие корпус , титан вместо алюминия в силовом наборе) и вы получите то , что и должно получиться у КБ Яковлева - скорость 2200 - 2300 км\ч минимум , радиус 800 км , порядка восьми узлов подвески и даже вполне вероятно - крейсерский сверхзвук до 1,5 Маха (11 тонн безфорсажной тяги для истребителя с нормальным взлётным весом 18 тонн , это обеспечит) , тяговооруженностью не ниже единицы при максимальном взлётном весе 20 тонн . И всё это без привязки к дорогущему гипотетическому авианосцу , который будет лишь в далёком светлом будущем . Достаточно обычного УДК или переоборудованного танкера\контейнеровоза .

              Цитата: NEOZ
              да и в ВВС\ВКС лишними не будут .

              Способность к базированию вне больших аэродромов , даст возможность в угрожаемый или военный период рассредоточить подобные самолёты и избежать их поражения . Базирование на островах Курильской гряды , в районах где отсутствует аэродромная сеть , способность стартовать с замаскированных позиций ...
              В 60-е - 70-е и даже 80-е года Советской Армией командовали ещё ветераны ВОВ , которые вопросам выживаемости авиации , способности её базирования на малоподготовленных площадках , маскировке , возможности её развёртывания вне аэродромной сети и действиям из засад , уделяли большое внимание . Вспомним "ракетный" старт на ускорителях с направляющей МиГ-19 и работу таких комплексов во Вьетнаме . Именно поэтому количество построенных (ещё не совершенных) Як-38 было за 200 шт. , в то время как на кораблях их базировалось от силы пять-шесть десятков . Остальные должны были действовать с замаскированных позиций , когда все аэродромы уже будут уничтожены .
              1. -2
                24 марта 2019 07:37
                Цитата: bayard
                Есть экономическая реальность

                Дык у них-жеж сплошной распил и всё дорого, а у нас дешевле и ассимметричнее?
      2. +1
        18 марта 2019 07:21
        По массе F-135-PW-100/400 я посмотрел в Вики - 1701 кг... what
        1. +3
          18 марта 2019 07:46
          Возможно 3 тонны с поворотным соплом , я не смотрел - по памяти двух-трёхлетней . Но даже если "сухой двигатель" у Ф-35 1701 кг. , а у "Изделия" порядка 1200 кг.(ибо сказано - легче , и на фотографии видно , что - короче(с АЛ-31Ф в сравнении)) , то получается , что преимущество почти в полтора раза .
          1. 0
            18 марта 2019 15:43
            Цитата: bayard
            Возможно 3 тонны с поворотным соплом , я не смотрел - по памяти двух-трёхлетней . Но даже если "сухой двигатель" у Ф-35 1701 кг. , а у "Изделия" порядка 1200 кг.(ибо сказано - легче , и на фотографии видно , что - короче(с АЛ-31Ф в сравнении)) , то получается , что преимущество почти в полтора раза .

            Что подтверждает мои слова о том что максимальная тяга Изделия 30 равна 12 000кгс а тяга на форсаже 18 000кгс, соотношение максимальной тяги к форсажной 2/3 к 1.
            " Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам. Удельной же тягой называется отношение полной тяги к расходу воздуха двигателем."
            https://nplus1.ru/material/2019/03/06/engines
            Вес Изделия 30 равен 1200 кг ,а его максимальная тяга выходит 12 000кгс.
            1. 0
              24 марта 2019 07:33
              А почему вы отталкиваетесь в расчётах от 18 т, а не от 11?
              1. 0
                24 марта 2019 08:22
                Последние данные о максимальной тяге на форсаже 19,5 - 20 тонн , а это возможно лишь при росте максимальной безфорсажной тяги примерно 12,5 - 13 тонн . Но пока не закончатся испытания точной цифры мы не узнаем . Цифры 11 и 18 тонн уже точно можно считать устаревшими .
      3. 0
        20 марта 2019 21:24
        Цитата: bayard
        .....Для сравнения - у первых МиГ-25 тяга на форсаже была порядка 10 - 10,5 тонн . А у серийных - 12,5 т. .........

        С МиГ-25 сравнение не корректно. У него двигатель с крейсерским режимом рассчитанным на сверхзвук, и сжатие воздуха на сверхзвуке происходило в большей части за счёт формы воздухозаборника (как у прямоточных двигателей), а не компрессора двигателя ( компрессор имел втрое меньше количеством ступеней, чем у движка Су-27). Тяга одного движка МиГ-25 на двух махах более 20-ти тонн.

        Кстати сказать, движок на фото явно от "Салюта" и не от "Сатурна", а на Су-57 планировали ставить именно "Сатурновские" (у "Салютовского" движка вектор тяги меняется за счёт самих лопаток сопла, а у "Сатурновского" сопло поворачивается с частью форсажной камеры)
        1. 0
          20 марта 2019 21:39
          Цитата: Bad_gr
          (у "Салютовского" движка вектор тяги меняется за счёт самих лопаток сопла, а у "Сатурновского" сопло поворачивается с частью форсажной камеры)

          Верхний снимок - движок с переменным вектором тяги от "Салюта", нижний от "Сатурна"

    3. 0
      18 марта 2019 08:21
      Думаю, восхищение намного возрастет, когда аэроплан с новым движком покажут на каком-то из МАКСов.
      А про кайф летчиков я уж и не знаю, как написать...
      good
  3. +6
    18 марта 2019 06:24
    Если их не экранировать, как на F-22, светится будут как новогодняя ёлка. Где в таком случае малозаметность?
    1. +1
      18 марта 2019 07:50
      https://www.youtube.com/watch?v=58N6Plr17GU так?
    2. 0
      18 марта 2019 09:02
      Цитата: varadero
      Если их не экранировать, как на F-22, светится будут как новогодняя ёлка. Где в таком случае малозаметность?

      Цитата: alid
      https://www.youtube.com/watch?v=58N6Plr17GU так?

      Экранирование есть, о чем нам фото поздних прототипов как бы прямо и показывают, например 511. Светиться будут как как елка как и Ф-22 - на форсаже, а без форсажа - существенно слабее.
    3. -2
      18 марта 2019 15:53
      Цитата: varadero
      Если их не экранировать, как на F-22, светится будут как новогодняя ёлка. Где в таком случае малозаметность?

      Там технологии плазменного двигателя,ионы плазмы при выходе из двигателя рассеиваются и не дают такого эффекта заметности как без использования этой технологии,так на F-35 и Су-57,поэтому их двигатели не экранируют .
      1. +4
        18 марта 2019 21:51
        там только плазменное зажигание. Из сопла же выходит такой же хвост, как и у ал41
  4. +5
    18 марта 2019 06:40
    На сопернике/F 22/ p&w F 119 форсажная тяга 15900 кгс. Да и лет 20 он как летает. По его двигателю особых проблем не было. Желаю удачи конструкторам.
    1. 0
      18 марта 2019 09:57
      Как раз у ф-22 проблемный двигатель. И его же поставили на ф-35
      1. +4
        18 марта 2019 11:53
        И какие же у него проблемы? smile
        180 штук Ф-22, 360 штук Ф-35...
  5. +7
    18 марта 2019 06:45
    А у меня вопрос другой, почему все считают что двигатель первого этапа не давал крейсерский сверхзвук? Ведь официально он это делает, а вот расход топлива военных не устраивал, что существенно уменьшало радиус боевого применения, да и по тепловой заметности к нему были вопросы, но свехсвук он выдавал на крейсерской скорости.....
    1. +2
      18 марта 2019 08:16
      И выдаёт - полтора Маха , как с куста . Просто с новым движком можно будет форсаж вообще не включать , разве , что на взлёте по готовности , совсем другие горизонты открываются . Но в серию лучше пускать с новым движком , к тому времени может и БРЭО допилят - там тоже ещё не всё гладко .
    2. +2
      18 марта 2019 10:36
      Вы в курсе, что такое крейсерский сверхзвук?
      1. +1
        18 марта 2019 10:57
        Тогда уж начнём с того что такое крейсерская скорость hi
        Оснавной скоростной режим движения, считающийся эканомическим для достижения максимальной дальности.
        Соответственно сверх звуковой крейсерский должен проходить на сверхзвуке hi
        1. +2
          18 марта 2019 13:19
          Меня тоже удивляет, особенно в свете массовой истерии на западных ресурсах, что раз двигатель только 1-го этапа и будет 2-й, значит первый не способен на крейсерский сверхзвук, хотя об обратном говорили еще давным-давно.

          Американцы интересующиеся авиацией все как один вообще сяитают, что Су-57 признан неудачным проектом нашим же правительством и поэтому стопорит проект и серийное производство. Двигатели не способны на крейс.сверзвук, малозаметности нет (как они это определили и подсчитали не понятно) и что Ф-22 съест его на завтрак.
        2. 0
          18 марта 2019 13:35
          Совершенно верно, только вот каверзный вопрос - неужели СУ 57 с нынешним движком на дозвуке (примерно М 0,8 на 10 км) будет иметь дальность меньшую, чем на сверхзвуке? Что-то не верится.
          1. 0
            19 марта 2019 01:01
            Не зная точного расхода топлива на разных режимах, высчитать не получится. Но теоретически, должен пролетать на дозвуке меньше, скорость ниже, а расход не многим меньше....
            1. 0
              20 марта 2019 08:40
              ничего что лобовое сопротивление в квадратичной зависимости от скорости? чем больше скорость, тем выше лобовое сопротивление, тем большую мощность необходимо прикладывать, ни как на сверхзвуке не может быть экономичнее дозвука, да и понятие крейсерской скорости весьма размытое, чтоб утверждать о топливной экономии по отношению с другими режимами
              1. 0
                20 марта 2019 09:50
                Тут вы забыли один момент, разницу в расстоянии. Например: время полёта МИГ-31 на максимальной скорости около часа, а растояние будет около 3 тысяч км, и на минимальной скорости около 1000 примерно 2 часа, что даёт растояние примерно 2 тысячи км. Следовательно у него есть скоростной режим при котором он пролетит максимальное растояние.
                1. 0
                  20 марта 2019 11:28
                  https://topwar.ru/80008-vpervye-rossiyskie-mig-31-nahodilis-v-polete-6-chasov-provedya-3-dozapravki-v-vozduhe.html можете самим посчитать ;)
                  1. 0
                    20 марта 2019 11:40
                    боевой радиус действия с четырьмя УР типа Р-33:

                    - при М=2,35 - 720 км,

                    - при М=0,85 - 1200 км,
  6. 0
    18 марта 2019 08:29
    Будет ли установка таких ТРД на самолеты типа Су35С?
    1. 0
      19 марта 2019 01:57
      Пока такой двигатель дороговат для 4го поколения и при этом с ним Су-35 будет конкурировать на рынке с 57м, когда по идее 57й идёт ему на замену.
      1. 0
        19 марта 2019 14:37
        Да но двигатель, дай Аллах, поставят в производство в ближайшие годы. А Су57 когда начнут делать массово?! А Су35С отработан, как и Су30СМ. и составляют основу ВВС.
    2. 0
      20 марта 2019 21:50
      Цитата: Zaurbek
      Будет ли установка таких ТРД на самолеты типа Су35С?

      Попадалась информация, что в перспективе движки Су-57-го будут ставится и на Су-35-ый. Вот только не помню, будет ставится самый современный или тот, который сейчас первой очереди.
      1. 0
        21 марта 2019 06:11
        Тот который сейчас - вариант АЛ-41 . с какимито изменениями типа полностью цифровой системой управления.. Су35С (Как и Ф-15) довольно нужная машина и переживет еще пару модернизаций. Лет 50 еще (мне кажется) простоит на вооружении.
  7. -3
    18 марта 2019 09:36
    Впечатляет МОЛОДЦЫ круто, только между словами и делами у нас пропасть. Что то а говорить и рассказывать, что там делаем... ого го шас как выкатим, вы только пугайтесь
  8. 0
    18 марта 2019 10:35
    Статья интересна и качественна.
    Спасибо!
    1. +7
      18 марта 2019 11:59
      Особеннт удалась автору сентенция о "изогнутых каналах с плоскими створками за двигателем".
      В таких случаях принято "молча протягивать пустой коробок", ибо трава у автора отменная, если так вштырило
  9. -2
    18 марта 2019 11:11
    Если с изделием 30 все получится, то почему бы его не установить на МиГ-31, это придаст ему новые возможности.
    1. 0
      19 марта 2019 01:03
      Минус не мой, но постараюсь ответить. Первое, тяга, движки 31 много мощнее. Второе размеры мотогонлол, радные много габоритнее чем изделие 30.
      1. 0
        10 апреля 2019 09:54
        Тяга Д30Ф6: на максимале 9500 на форсаже 15500, изделие 30 : 10700 и 17000 кгсилы. (думаю эти данные все таки близки к реальным). И где здесь тяга родных больше? Вес на 800 кг больше, значит можно взять дополнительно 1600кг топлива или другой нагрузки. То что движки меньше вообще не проблема, главное что бы были не больше.
        1. 0
          10 апреля 2019 14:28
          Вот тут не соглашусь, габариты на 31 важны и двигатель там также элемент силовой конструкции планера, если и ставить новый движок, то в тех же габаритах и с выдерживанием тех же нагрузок.
          1. 0
            17 апреля 2019 15:01
            Не думаю адаптировать движок под размеры будет проблемой, и с прочностью тоже. Су-57 тоже не картонный и рассчитан на серьезные нагрузки.
  10. 0
    18 марта 2019 11:45
    Интересно читать ,что параметры получены выше ,а двигатель обычный в архитектуре и процессах
    1. 0
      18 марта 2019 22:36
      М.б. новые материалы?
      1. 0
        18 марта 2019 22:54
        Если процесс построен таким образом ,что это вызывает сначала сопротивление ,нагрев и разрушение , то уже прослеживается алгоритм не в сторону эффективной работы двигателя.Поэтому временное решение может быть найдено таким способом ,но перспектива очевидна.
  11. 0
    18 марта 2019 11:51
    "В середине 20-х годов"
    То-есть, Су-57 пойдет в серию не раньше, чем через 7 лет.
  12. 0
    18 марта 2019 12:44
    Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности.

    обожаю такие статьи - даже не сказали в какую сторону изменение
    явно закрытая тема what
    1. 0
      19 марта 2019 12:24
      Я так понял, что изменение - это изменяемая в полете степень двухконтурности. Что у ж там будет - перепуск или смеситель регулируемый запилят... А вот про трехконтурность хотел посмеяться. Но не стал пока. Теорию двигателей подзабыл, но имхо это занос какой-то
  13. +1
    18 марта 2019 14:24
    Мда, Pratt & Whitney так и не догнали... Но осталось немного.
  14. 0
    18 марта 2019 14:33
    Цитата: Эррр
    По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5.
    Если это действительно так, то я в восхищении! good

    А чем именно восхищаетесь? С
    Цитата: Вояджер
    Меня тоже удивляет, особенно в свете массовой истерии на западных ресурсах, что раз двигатель только 1-го этапа и будет 2-й, значит первый не способен на крейсерский сверхзвук, хотя об обратном говорили еще давным-давно.

    Американцы интересующиеся авиацией все как один вообще сяитают, что Су-57 признан неудачным проектом нашим же правительством и поэтому стопорит проект и серийное производство. Двигатели не способны на крейс.сверзвук, малозаметности нет (как они это определили и подсчитали не понятно) и что Ф-22 съест его на завтрак.

    Так по американским меркам у су-57 и двигатели 2го этапа не имеют крейсерского сверхзвука. У них он от 1.6 м начинается, а ф-22 1.8 м может.
    Но на ф-35 уже не стали крейсерский сверхзвук делать (только урезанный вариант). Самолёт сильно нагревается при полете на больших скоростях и демаскируется. Не всегда можно применить этот режим.
    1. 0
      18 марта 2019 20:52
      Вы о чём ? крейсерский сверхзвук у су-57 2м.А на форсаже он на 500км быстрее раптора.
    2. 0
      22 марта 2019 21:59
      Цитата: Демагог
      Так по американским меркам у су-57 и двигатели 2го этапа не имеют крейсерского сверхзвука. У них он от 1.6 м начинается, а ф-22 1.8 м может.

      Начнём с того, что в воздуховодах F-22 нет регулировочных клиньев (в угоду малозаметности) поэтому даже на форсаже его скорость вряд ли превышает 1800 км/час, я уж молчу о подобной скорости без форсажа.
      У Су-57 с этим проблем нет. Обратите внимание на то, что стреловидность крыла Су-57 имеет более острый угол. Другими словами, планер самолёта рассчитан под большую крейсерскую скорость.

      Цитата: Демагог
      Но на ф-35 уже не стали крейсерский сверхзвук делать (только урезанный вариант). Самолёт сильно нагревается при полете на больших скоростях и демаскируется. Не всегда можно применить этот режим.

      Это называется "делать хорошую мину при плохой игре". У них не получилось создать достаточную энерговооружённость самолёта, что бы он был в состоянии выйти на сверхзвук без форсажа. Та же самая картина и с манёвренностью - не смогли, поэтому и заливают, что она на фиг не нужна на современном самолёте.
  15. -2
    18 марта 2019 15:18
    Цитата: Вояджер

    Американцы интересующиеся авиацией все как один вообще сяитают, что Су-57 признан неудачным проектом нашим же правительством и поэтому стопорит проект и серийное производство. Двигатели не способны на крейс.сверзвук, малозаметности нет (как они это определили и подсчитали не понятно) и что Ф-22 съест его на завтрак.


    Два главных параметра - малозаметность и возможности рлс.

    По малозаметности из явных минусов - не прикрытые изгибом воздуховодов лопатки. Но на одном из прототипов ф-22 у американцев тоже лопатки были открытые. С каких-то ракурсов влияет, с каких- то нет, на заметность. А так свойства материалов - какой процент облучения могут поглотить. Очевидно, что американцы здесь дальше ушли за столько лет. Плюс рациональность углов наклона элементов. В целом, эта часть до какой-то степени решаема. Конечно, еще культура производства и обслуживания должна быть на высоте - максимально гладкие поверхности нужны на фюзеляже.

    А вот с рлс все плохо. У нас рлс с афар не стоит ни на одной серийной машине. Индусы даже свою допилили уже. МиГ-35 с афар только начинают производить. В каком состоянии рлс для су-57 - одному богу известно. Но врядли сильно лучше, если ирбис никто даже не предлагает менять на рлс с афар.
    1. +1
      18 марта 2019 20:33
      Лопатками сверкал конкурент F22 YF-23,но как-то вышло что по критериям малозаметности этот самолёт был лутше.
      1. 0
        25 мая 2019 14:59
        как раз в YF-23 S-образные воздухозаборники, F22 лопатками сверкает

    2. +1
      18 марта 2019 23:00
      Я только по одному вопросу отмечу ,что гладкие поверхности при сверхзвуковых скоростях ионизируются быстрее и потенциал выше .Поэтому это необходимо учитывать
  16. +2
    18 марта 2019 18:18
    ...«Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41....
    ФГУП САЛЮТ модернизация АЛ-31Ф часть 2.VOB
    Опубликовано: 18 дек. 2010 г. ........................ soldier
  17. -1
    18 марта 2019 18:21
    Шутка про очень шумный двигатель у сверхзвукового истребителя уже не катит?
  18. 0
    18 марта 2019 20:53
    Цитата: Герман 4223
    Лопатками сверкал конкурент F22 YF-23,но как-то вышло что по критериям малозаметности этот самолёт был лутше.

    Я знаю, сформулировал не совсем верно. Зарезали yf-23 в итоге не за лопатки. Наоборот, в итоге он был на уровне ф-22 по эпр. Несмотря на лопатки. А в ик-диапазоне гораздо более скрытным. Это говорил главный учёный Нортропа в интервью. Никто не станет допускать такие детские ошибки, когда комиссия каждую сотку эпр считает. Лопатки - фетиш.
  19. -1
    18 марта 2019 21:00
    Цитата: Герман 4223
    Вы о чём ? крейсерский сверхзвук у су-57 2м.А на форсаже он на 500км быстрее раптора.

    Зачем вы здесь? По вам соскучились в Википедии. А вообще... Чего бы и нет? Даже 2500 кмч бесфорсажной крейсерский может... Наверное)) я не против, если вам так легче.
  20. 0
    19 марта 2019 05:41
    Секундный расход воздуха и степень сжатия указаны слишком маленькими
  21. +1
    19 марта 2019 15:50
    А что у нас за Уралом с двигателестроением?
    Два инвалида - Омский и Тюменский? А ведь в 1970-х, 80-х шебуршали довольно активно.
    А вот теперь США наложил эмбарго на поставку двигателей на судостроительные заводы.
    И моторным заводам надо параллельно авиационным выпускать усиленно ещё и судовые двигатели. Что касаемо приволжских заводов, они, по ходу - перегружены...
    "а вместо сердца - пламенный мотор".
  22. -3
    22 марта 2019 02:06
    Ничего прорывного нет, а жаль. Ну немного улучшили характеристики, опять с форсажной камерой.
  23. +1
    24 марта 2019 08:25
    Осуществляется разработка плоского сопла, способного снизить заметность самолета в разных спектрах

    А как ругали F-22 за плоское сопло, как ругали! Манёвренность мол плохая, в отличие от нашего всеракурсного. И саму концепцию "стелс" до сих пор не признают. Да Ирбис, да 91Н6Е - всех "стелсов" видим!
    Непонятно тогда, зачем строить фрегаты "стелс" и Су-57? Су-35 же всех "стелсов" рвёт как тузик грелку. Или это так, для своих лохов?
  24. 0
    27 мая 2019 10:48
    Когда этот двигатель запустят в серию,самолет уже устареет.Тем более,я что-то не припомню,чтобы у нас не срывались сроки.И,тем более,есть в высоких сферах ярые противники этого самолета.Это видно хотя бы из планов его выпуска

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»