Штамм U. Трагедия доктора Устинова

29
С 1994 года полное наименование учреждения в Кольцово – государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», или ГНЦ ВБ «Вектор». Основан он был в 1974 году, а основателем и главным действующим лицом проекта стал Лев Степанович Сандахчиев (1937-2006), крупный ученый в области вирусологии, академик РАН. Как обычно это бывает, практически любое советское учреждение, занимавшееся вирусами и болезнетворными бактериями, должно быть обвинено западными СМИ в разработке наступательного биологического оружия.

Штамм U. Трагедия доктора Устинова

Зловещий Марбург



Журналист The Washington Post Дэвид Хоффман в книге «Мертвая рука» напрямую указывает на эту специфику работы «Вектора». Документальное произведение Хоффмана имело на Западе столь большой успех, что даже удостоилось Пулитцеровской премии. О программе разработки биологического оружия пишет и бывший советский ученый Канатжан Алибеков в паре с Стивеном Хендельманом в резонансной книге «Осторожно! Биологическое оружие». По мнению данных авторов, НПО «Вектор» был одним из важнейших элементов советской программы разработки биологического оружия, получившей название «Биопрепарат».


Академик РАН и основатель "Вектора" Лев Сандахчиев

Курировало программу создания биооружия 15-е управление МО СССР. Стоит заметить, что никто из руководства «Вектора» никогда не упоминал о разработках биооружия – Лев Сандахчиев до конца дней отрицал эту возможность. Однако в 1999 году начальник Управления по биологической защите МО РФ генерал-лейтенант медицинской службы Валентин Евстигнеев в интервью сборнику «Ядерный контроль» рассказал, что 15-е управление МО РФ (СССР) только в 1992 году закрыло все программы по разработке наступательного биологического оружия. По его словам, вся работа 15-го управления была направлена на моделирование биологического оружия на основе разведданных из-за границы. Такая вот расплывчатая формулировка.


НПО "Вектор", Кольцово

Одним их направлений работы «Вектора» была линия исследования и культивирования вируса Марбург, который относится к смертоносному «семейству» Эболы. Название вирус получил в честь университетского города Марбурга, расположенного недалеко от Франкфурта. Именно туда в 1967 году завезли зеленых мартышек из Центральной Африки, от которых неизвестной болезнью заразился смотритель питомника. Он промучился две недели и скончался. Позже погибли еще несколько сотрудников лаборатории, использующих клетки почек обезьян для выращивания вакцины. Специфика действия Марбурга на человека ужасна – он провоцирует по всему телу кровоизлияния, фактически растворяя человека в собственной крови. Родственниками вируса (филовируса) геморрагической лихорадки Марбурга (Marburg marburgvirus) являются Эбола с разновидностями Бундибуго, Заир, Судан, Тай и Рестон. Названия этим «существам» давали либо по месту обнаружения, либо по наименованию лаборатории, в которой удалось вирус идентифицировать. Смертность от Марбурга и ему подобных в некоторых случаях может достигать 70%, но средний показатель около 45%. Это относит их к категории «экстренных и чрезвычайных вирусов».






Осторожно! Биологическая угроза

В Советском Союзе Марбург оказался ориентировочно в 1977 году и сразу попал под пристальное наблюдение ученых. Появился в стране, конечно, не естественным путем, а был приобретён по разведывательным каналам, предположительно, в Германии. В это время у нас работали с большим спектром возбудителей геморрагической лихорадки – Крымско-Конгским вирусом, Хунин из Аргентины и боливийским Мачупо. Непосредственно в Кольцово работу по Марбургу возглавлял кандидат медицинских наук Николай Васильевич Устинов, который в 1988 году проводил серию опытов с кроликами и морскими свинками. Специфика экспериментов была в постоянном увеличении концентрации впрыскиваемого вируса и наблюдении за реакциями умирающих животных. В один из апрельских дней Устинов работал с морскими свинкам в специальной перчаточной камере, но не уберег себя от укола большого пальца иглой шприца. С самого начала у исследователя практически не было шансов на выживание – концентрация вируса Марбург, попавшая в кровь, в несколько раз превышала любые допустимые нормы.










Часть производственных и лабораторных помещений "Вектора" сейчас заброшена

Как оказалось, соответствующей сыворотки в «Векторе» не было, а ближайшая находилась в подмосковном Сергиевом Посаде в Институте вирусологии МО. По любым раскладам, прошло бы не менее суток, пока инфицированному Устинову поставили бы сыворотку, а для Марбурга это целая вечность.

Теории о том, почему произошло это ЧП, разнятся. В одном случае говорят, что медик не зафиксировал морскую свинку перед введением вируса, и это привело к случайному уколу. Во второй версии вину возлагают на лаборанта, которая толкнула Устинова в локоть в момент впрыскивания содержимого шприца в кожную складку морской свинки. Рука дернулась и проколола два слоя перчаток, на пальце проступила кровь. По третьей версии, Николай Васильевич вместе с лаборантом проводили очень сложную процедуру: брали кровь у морской свинки, которая была заражена вирусом Марбург. По неосторожности лаборант проткнул животное насквозь иглой от шприца, и эта же игла прошла через резиновые перчатки и оцарапала Устинову руку. Далее Николай Устинов действовал по инструкции – вызвал диспетчера, принял душ и вышел к медикам, которые успели облачиться в защитные костюмы. Далее изолирующий бокс в больнице на территории комплекса зданий «Вектора» и три недели мучений.

Безусловно, Устинов отлично понимал, что случилось и какие фатальные последствия его ждут, но, когда ему все-таки ввели сыворотку из Москвы, он на некоторое время смог поверить в благоприятный исход. Хроника течения болезни подробно документировалась и осталась в архивах «Вектора». Через два дня несчастный стал жаловаться на тошноту и головную боль – в организме развивался токсический шок от метаболитов вирусов. Непосредственно клинические признаки геморрагической лихорадки появились на четвертый день в виде кровоизлияний под кожей и в глазных яблоках. Неизвестно, получал ли Устинов сильные обезболивающие, но он регулярно терял сознание на несколько часов. При этом он смог найти в себе силы и записывать свои ощущения во время течения болезни. Это, безусловно, уникальный случай, подтверждающий героизм исследователя. До сих пор ничего не известно о том, что в этих записях: они засекречены. По истечении десяти дней наступил период временного облегчения, у больного прошли рвота и боли. Но уже через пять дней состояние резко ухудшилось – кожа истончилась, кровоподтеки стали темно-фиолетовыми, а кровь стала просачиваться наружу. Теперь Устинов писать не мог, долгое время находился в бессознательном состоянии, сменяющимся бредом. 30 апреля Николай Васильевич Устинов скончался…










Часть производственных и лабораторных помещений "Вектора" сейчас заброшена

В пробах крови, которые забирали у умирающего, оказался новый штамм вируса, гораздо более устойчивый, чем все остальные, полученные в лабораторных условиях. Специалисты «Вектора» выделили штамм в новую линию, которой дали имя U — в честь погибшего исследователя. Легенда из уст «перебежчика» Канатжана гласит, что уже к 1989 году штамм U вируса Марбург был готов для испытаний в качестве биологического оружия. Якобы Лев Сандахчиев лично просил разрешения на их проведение на базе полигона в Степногорске (Казахстан). После испытаний двенадцать несчастных обезьян в течение трех недель погибли, что подтвердило успешность работы. К концу 1990 году исследования в «Векторе» привели фактически к созданию биологического оружия на базе вируса Марбург, оставались только небольшие доработки по достижению необходимой концентрации на время боевого применения.

Но наступившая эпоха разрухи и безденежья поставила крест на этой и других разработках. Однако гибель Николая Устинова от сверхопасного вируса не была уникальной — в дальнейшем несколько человек в стенах «Вектора» положили свои жизни и здоровье на алтарь военной биологии.

По материалам:
Издание «Ядерный контроль». Международная безопасность. Нераспространение оружия массового уничтожения. Журнал ПИР-Центра политических исследований (Россия). 1999. №4.
armahema.livejournal.com
meduza.io
ru.wikipedia.org
nsk.kp.ru
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 марта 2019 05:42
    Мда what очень интересно.
    К сожалению изучение сил матушки Природы занятие не безопасное...сочувствую судьбе Устинова.
    Спасибо Евгений за познавательную статью hi ...о таких делах в СМИ мало информации.
  2. +8
    18 марта 2019 06:07
    Да, впечатляющий " зверинец ". На счёт случайного укола иглой, естественно лапша. У таких людей, практически случайностей не бывает. Тут, либо сам решил опробывать, что маловероятно, за отсутствием сыворотки, либо помогли и не обязательно именно в данный момент со свинкой. Ну да царство ему и спасибо, за продолжения ведения дневника. Не ошибусь , если скажу - подобные лаборатории, к сожалению нужны, нас всякое ожидает, вплоть до неизвестных на земле, вирусов из космоса. Автору статьи - огромнейшее спасибо - сильная тема, а какие фото !
    1. +5
      18 марта 2019 09:18
      Цитата: лысова
      Да, впечатляющий " зверинец

      Еще бы, особо вот это "понравилось":"Появился в стране, конечно, не естественным путем, а был приобретён по разведывательным каналам, предположительно, в Германии." Во бардак, если его смогли "приобрести" наши разведчики,как в каком то супермаркете, то точно так же его могли и видимо могут приобрести всякие "темные личности"
      Хроника течения болезни подробно документировалась
      Прочел это и сразу вспомнил рассказ В.Пикуля "Письмо студента Мамонтова" про борьбу нашик докторов-добровольцев с эпидемией легочной чумы в Маньчжурии в 1910-1911 годах... Вот тоже были безвестные герои, спасшие человечество.
      1. +7
        18 марта 2019 10:40
        был приобретён по разведывательным каналам, предположительно, в Германии Наверно это было через немецких коммунистов? Как-то читал о том что Штази активно действовала , сотрудничала с СССР, много принесла пользы для СССР в области коммерческого и научного шпионажа. Девиз Штази был: "Неважной информации не существует". С немецкой пунктуальностью собрали массу сведений, одна из самых эффективных разведок мира. Была.
        Нельзя не вспомнить, что, как меченый , так и пьяный, обрекли многих из них на смерть , в 90е
        1. +2
          18 марта 2019 10:57
          Цитата: Reptiloid
          Как-то читал о том что Штази активно действовала

          Эффективность сотрудников Штази ни кто под сомнение не ставит, но вот что они делали после того, как перешли в "вольные стрелки"? Есть ли уверенность, что они не стали работать на тех же "пламенных революционеров" "исламского толка" и не прикупали, что то для них в таких "супермаркетах"?
          1. +2
            18 марта 2019 11:37
            Цитата: svp67

            Эффективность сотрудников Штази ни кто под сомнение не ставит, но вот что они делали после того, как перешли в "вольные стрелки"? Есть ли уверенность, что они не стали работать на тех же "пламенных революционеров" "исламского толка" и не прикупали, что то для них в таких "супермаркетах"?

            Наверное, после подобных перемен ""наверху "" судьбы менялись, часто калечились. Я имел ввиду погибших в результате ухода советских войск из ГДР. Читал о том, что были их безответные обращения к горбачёву и ельцину.
            А когда оказались брошенными ---каждый выживал как мог, наверное. Ведь у них и семьи, дети! Надо мне ещё почитать по этой теме.
          2. +2
            18 марта 2019 14:44
            Никакой уверенности нет и быть не может, тут вы правы. С другой стороны, что-либо предъявить им.... А за что? за то, что система, на которую они работали, выкинула их, как туалетную бумагу? ну, и, по слухам, само собой))), оптовый покупатель на них все же нашелся.....
        2. 0
          22 апреля 2019 18:14
          Цитата: Reptiloid
          Нельзя не вспомнить, что, как меченый , так и пьяный, обрекли многих из них на смерть , в 90е
          Да ну, не рассказывайте сказки, даже со многими высшими руководителями Штази, явно запятнавшими себя прошлыми преступлениями, обошлись более чем корректно, лишь некоторые из них получили реальные сроки заключения.

          Цитата: Reptiloid
          Девиз Штази был: "Неважной информации не существует". С немецкой пунктуальностью собрали массу сведений, одна из самых эффективных разведок мира. Была.
          Ага. Только прославилась среди немцев хуже Гестапо. По вашему это нормально ?
      2. +2
        18 марта 2019 11:35
        Цитата: svp67
        Еще бы, особо вот это "понравилось":"Появился в стране, конечно, не естественным путем, а был приобретён по разведывательным каналам, предположительно, в Германии." Во бардак, если его смогли "приобрести" наши разведчики,как в каком то супермаркете, то точно так же его могли и видимо могут приобрести всякие "темные личности"
        Вам не приходила мысль о том, что фраза о покупке есть не более чем способ прикрытия, озвученный под видом утечки для того, чтобы увести любопытствующих в сторону от поиска реальных каналов получения вируса? Или под словом "приобретён" следует понимать премию глубоко зарытому агенту который смог передать образец в центр? Или еще вариант - может быть там были сочувствующие нашей стране люди, вроде Розенбергов из США, которые сами передали образец нашим спецслужбам. Кто его знает как там было, но вряд ли покупка была похожа на торговлю на авторынке, это уж точно.
      3. 0
        18 марта 2019 13:17
        Приходится мириться и этим, быть готовым ко всему. Да на счёт Устинова не до выразился. При испытании на человеке, человек бы со стороны не подошёл, а Устинов самый подходящий. Он как никто другой, мог описать действие вируса. Это только догадки.
    2. +4
      19 марта 2019 11:12
      На счёт случайного укола иглой, естественно лапша.
      Любой человек делая самые обыденные действия которые он делает по много десятков раз в день может допустить ошибку. И микробиологи с научными степенями тут не исключение.
      Массовая культура привила нам штамп что истиной бывает только очень запутанная не очевидная сразу версия. И сделано это сознательно, для большей зрелищности. Но в реальной жизни доминируют простые варианты развития событий.
  3. 0
    18 марта 2019 06:50
    Странно читать про лабораторию вирусологии аж 15 управления МО и случайного укола исследователя. Даже в лабораторных занятиях в вузе с химическим уклоном так зодолбали с техникой безопасности,до сих пор помню. А тут... дааа. Не верю..
    1. +9
      18 марта 2019 11:01
      Цитата: Али Коканд
      А тут... дааа. Не верю..

      А что одна из сотрудниц, лаборантка, там же в Новосибирске умерла от Эболы и тоже от случайного укола, через две защитные перчатки, и что в Свердловске случилась катастрофа из-за разгильдяйства Вы верите? А ведь эти люди тоже где то учились и изучали требования безопасности
      1. +3
        18 марта 2019 13:25
        Как нам рассказывали про ТБ: наибольшая опасность нарушения ТБ исходит от совсем зеленых, у которых еще не все в голове на место встало, или у мастеров, которые работают лет 20 и сознательно плюют на нормы
  4. +1
    18 марта 2019 07:35
    Читал, что жителям Новосибирской области "повезло" быть частью экспериментов с биологическим оружием. Мол, распыляли безопасные штаммы над населенной местностью, а потом отслеживали распространение вирусов среди населения. Скорость, направление и прочее. Не знаю, правда или нет. Но судя по фото, Вектор был серьезной организацией. Биореакторов столько..
    1. +5
      18 марта 2019 07:39
      Вектор и был, и есть очень серьезная организация. Странно, что его расположили под боком миллионного Новосиба... По поводу испытаний "безопасных" вирусов не могу поддержать вас. Не хочу в такое верить, если честно.
      1. +3
        18 марта 2019 07:58
        Я не утверждаю, что это правда. Но построить такую опасную махину возле Новосибирска, тоже надо было додуматься. Еще и в Бердске филиал.
        1. +5
          18 марта 2019 10:00
          Есть такая хитрая организация "Врачи без границ". Если искать о ней информацию, то в открытом доступе можно прочитать, что она содержтся на деньги ООН и всяческих "благотворительных" фондов и организаций и частично на деньки фармакомпаний. однако, мне самому доводилось видеть, как эти "волонтеры" оперировали сверх-дорогостоящим оборудованиeм, под охраной ЧВК в таких местах, куда практически, невозможно получить доступ от местных властей. Как-то разговаривал с одним из "волонтеров" -он о многом предпочитал помалкивать, но все же рассказал, что учился в Германии на вирусолога и якобы, там система- обязательно пробыть минимум год в системе "врачей без границ", причем они едут туда не как обычные волонтеры, а подписывают специальный "контракт" с некоей организацией, где четко регламентированы их обязанности и особенно пункт о неразглашении. По приезду на место тебя сразу берут в оборот-подписываешь еще один контракт с уже окончательными обязанностями и где их выполнять, выдаются временные удостоверения и пр. Сама система "очень закрыта"-напоминает военнизированную организацию и четко контролируется понятно, что не "врачами". О заданиях, которые выполняют одни, ничего не знают другие, за секретностью особый надзор. Для прикрытия этой, основной деятельности, во всю пиарят "достижения" немногочисленных "настоящих" волонтеров, которые действуют совершенно отдельно. Чем, на самом деле занимается эта организация "Врачи без границ", можно догадаться, но любые поползновения на ее имидж, мгновенно пресекаются с самых высоких трибун международных oрганизаций. yes
          1. +2
            18 марта 2019 10:45
            Статья очень понравилась. Материал ----редкий, важный. Комментарии также.
            Спасибо, ещё вернусь к статье, попробую и сам что поискать близкое по теме.
          2. +3
            18 марта 2019 21:59
            Цитата: Monster_Fat
            Есть такая хитрая организация "Врачи без границ". Если искать о ней информацию, то в открытом доступе можно прочитать, что она содержтся на деньги ООН и всяческих "благотворительных" фондов и организаций и частично на деньки фармакомпаний. однако, мне самому доводилось видеть, как эти "волонтеры" оперировали сверх-дорогостоящим оборудованиeм .......Как-то разговаривал с одним из "волонтеров" -он о многом предпочитал помалкивать, но все же рассказал, что учился в Германии на вирусолога и якобы, там система- обязательно пробыть минимум год в системе "врачей без границ",

            Согласен с Вами, самому в 90-х довелось плотно пообщаться с представителем данной организации, врач-онколог из Л.-А., приезжали по Тоцкому полигону работали, ну и попал в руки, сам латинос, ну вылитый цветочник Гуссейн с местного рынка, кстати и также неплохо говорил по-русски. Я с ним за столом посидел и он много интересного рассказывал про Штату, лос-анджелесскую полицию,про работу свою не очень много, но упоминал много мест,где бывал, в общем интересный мужик.
            А про
            Цитата: Moskovit
            Читал, что жителям Новосибирской области "повезло" быть частью экспериментов с биологическим оружием. Мол, распыляли безопасные штаммы над населенной местностью, а потом отслеживали распространение вирусов среди населения. Скорость, направление и прочее. Не знаю, правда или нет.

            не исключаю,что всё возможно. Читал как-то про лабораторию биооружия в Форт-Деррик и её руководителя Сиднея Готтлиба, к сожалению не помню название книги. Те тоже распыляли споры какой-то бациллы в метро, чтобы выяснить скорость распространения, в водопровод тоже запускали не смертельные вирусы, а где-то в Гватемале или Сальвадоре,сейчас уже не помню, на жителях пробовали и туберкулёз, и холеру. В общем, если есть оружие, то надо испытывать его поражающие свойства, а так как оно предназначено против людей,то и испытывают на людях. Может цинично,ну,а что поделать. Это в броневой лист можно стрельнуть бронебойным снарядом и никто не пострадает(кроме листа), а тут микробы,они живые и испытать их можно только на живом.И потом где такую кучу обезьян наберёшь? Дорого...
        2. -1
          22 апреля 2019 18:17
          Цитата: Moskovit
          Я не утверждаю, что это правда. Но построить такую опасную махину возле Новосибирска, тоже надо было додуматься. Еще и в Бердске филиал.

          К сожалению, это была вполне обычная практика для СССР.
      2. +1
        18 марта 2019 14:55
        Кому же хочется верить? Но вот, скажем, «Sea Spray», шо характерно, даже в вики попал. И, опять же, совсем не у нас. и подобные игрища случались...... чаще, чем хотелось бы простым гражданам. Просто на этот хоть какие ссылки есть, а прочие...... Адекватных для широкой публики пруфов не будет. А уж там - кто как знает))
      3. +2
        19 марта 2019 06:11
        Создавали компактный научный кластер. Академгородок - РАН, Краснообск - ВАСХНиЛ, Кольцово - СО АМН
      4. Комментарий был удален.
    2. 0
      18 марта 2019 11:37
      Цитата: Moskovit
      Мол, распыляли безопасные штаммы над населенной местностью, а потом отслеживали распространение вирусов среди населения.

      Похоже на "скандалы, интриги, расследования" и прочее. Из разряда "до Гагарина летал другой, но погиб, власти скрывают".
      1. +1
        18 марта 2019 12:44
        Я вспомнил, читал у Льва Федорова в "Советское биологическое оружие: история, экология, политика". Знаю, книга ангажированная, но ряд фактов подтверждается.
        Советский ВПК умеет хранить тайны и ради безопасности страны могли вполне проводить такие эксперименты.
  5. +8
    18 марта 2019 09:19
    никто из руководства «Вектора» никогда не упоминал о разработках биооружия – Лев Сандахчиев до конца дней отрицал эту возможность.

    вся работа 15-го управления была направлена на моделирование биологического оружия на основе разведданных из-за границы.

    Чтобы сделать противоядие, нужно знать как действует яд. Поэтому наверное были и образцы биооружия, были и антидоты. Ничего здесь постыдного или запрещенного нет. У границ России много лабараторий американских работает, чем они занимаются, неизвестно. Но нужно быть в готовности, это как минимум иметь технику и специалистов, чтобы купировать возможные угрозы.
    На фото смотрю, и сердце кровью обливается. Где наша наука, где специалисты, где оборудование? Наверное экономически не выгодно содержать.А вот то, что они могут спасти жизни тысяч людей никто не думает.
    1. +1
      18 марта 2019 11:24
      Вспомнился давнишний советский фильм.(название ??? позабыл) Там робот преднамеренно уколол девушку шприцом, заражённым вирусом Эбола.
      Есть разные предположения про вирус Эбола и летучих мышей----или распространяется их слюной и экскрементами, или ещё как, но будто бы этот вирус, как и другие, Марбург, например, у них уже многие миллионы лет .
      Как животное ,так и человек может вирусом Эбола заразиться от заболевшего через нарушения кожного покрова, через вещи больного, а также при погребальных обрядах.
      1. 0
        22 апреля 2019 18:19
        Цитата: Reptiloid
        но будто бы этот вирус, как и другие, Марбург, например, у них уже многие миллионы лет .
        Как это наверное ни странно будет вам услышать, но возраст Земли в миллионы лет научно не доказан. Это всего лишь гипотеза. Огромная масса научных фактов свидетельствует о достаточно молодом возрасте нашей планеты, измеряемом в тысячах или, в крайнем случае, в десятках тысяч, лет.

        Цитата: Reptiloid
        Как животное ,так и человек может вирусом Эбола заразиться от заболевшего через нарушения кожного покрова, через вещи больного, а также при погребальных обрядах.
        К огромному сожалению, экваториальные геморрагические лихорадки главным образом распространяются как грипп или как лёгочная чума - воздушно-капельным путём...
  6. 0
    1 мая 2019 22:08
    Не могу без набегающих слёз видеть эти фото.... Мерзость и запустение - вот что оставили после себя Горбачёв и Ельцын.
    Богатейшие научные и прикладные школы пущены на ветер.. Школы - то, что нельзя купить ни за какие деньги!
    Будьте прокляты коммунистические, выродки и их комсомольские пособники.