День моряка-подводника. От "Форели" до АПРК нового поколения

56
Сегодня, 19 марта, в Военно-морском флоте России отмечают День моряка-подводника. Подводный флот Отечества имеет богатейшую и славную историю. Сегодня эта история перевернула 113 страниц-лет, начавшись ещё во времена Российской империи. По указу императора Николая II в марте 1906 года на флоте было утверждено создание отряда подводного плавания, а все подводные аппараты выделялись в отдельный класс, который и получил название подводных лодок.

Однако сами подводные лодки на флоте России появились раньше 1906 года. Первый отряд ПЛ был сформирован на Дальнем Востоке в годы Русско-японской войны (1904-1905 годы). Командовал отрядом лейтенант Александр Плотто. Само появление подводных лодок в строю Русского императорского флота имело в первую очередь сильный психологический эффект. Причём эффект этот был произведён на японцев, которые, узнав о появлении у русских ПЛ, отказались от проведения операции в районе Владивостока, которую на тот момент вынашивали.

Первой подводной лодкой Русского императорского флота считается «Форель», которая была доставлена во Владивосток в сентябре 1904 года. Лодка имела массу около 16 тонн, и транспортировали её на тихоокеанское побережье по железной дороге. Буквально через несколько дней после прибытия «Форель» уже вошла в состав сформированной СВФ (Сибирской военной флотилии).



День моряка-подводника. От "Форели" до АПРК нового поколения

ПЛ "Форель". Снимок 1907 года


Впоследствии подводные силы у России появились и на Балтике, где главной базой стал порт Либава (сегодня это латвийская Лиепая). Произошло это 108 лет назад.

За эти годы российский подводный флот претерпел огромные изменения. Подводные лодки и крейсеры являются одной из основ военного паритета в мире. Создаются новейшие образцы, которые будут оснащаться передовыми вооружениями, такими как стратегический подводный беспилотник «Посейдон». Первой ПЛ, которая получит такой аппарат на вооружение, станет субмарина ВМФ РФ «Белгород».

Подводный флот России защищает российские морские рубежи, а также ведёт патрулирование дальних вод Мирового океана. Это ещё и мощнейший фактор сдерживания потенциального противника от тех шагов, которые могут угрожать российскому суверенитету.

«Военное обозрение» поздравляет моряков-подводников и ветеранов подводного флота ВМФ РФ (СССР) с праздником!
  • "Старый Владивосток", Минобороны
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    19 марта 2019 06:17
    С Праздником всех причастных к этой трудной и нужной работе,мужики! drinks hi
    1. +4
      19 марта 2019 22:31


      И традиционный тост:

      Стаканы и кружки содвиньте.
      Наполним их дозой весомой...
      Количество градусов в спирте
      Равно широте, где живем мы.
      Мы выпьем
      За отдых короткий,
      За то,
      Что сегодня мы в сборе,
      За наши подводные лодки,
      За наше полярное море.
      За бурю тревог и учений,
      За рост попаданий
      И «сбитий»,
      За то,
      Чтоб число погружений
      Равнялось количеству
      Всплытий!
  2. +16
    19 марта 2019 06:17
    Моряков подплава с праздником ! drinks
    1. +7
      19 марта 2019 06:54
      Цитата: Uncle Lee
      Моряков подплава с праздником ! drinks

      Поддерживаю поздравление коллег по флоту с профессиональным праздником.И вам тоже семь футов под килем братцы,и спокойной безаварийной службы..
      1. +9
        19 марта 2019 08:45
        С Праздником моряки-подводники , желаю после походов всегда возвращаться в родную гавань !!!
      2. +8
        19 марта 2019 09:06
        За тех кто в прочном корпусе и ниже ватерлинии!!! drinks
    2. Комментарий был удален.
  3. +11
    19 марта 2019 06:20
    С праздником! Чтобы каждое погружение заканчивалось всплытием!
  4. +9
    19 марта 2019 06:29
    Благодарность нашим подводникам, которые могут отрезвить какого угодно потенциального агрессора. hi
  5. +8
    19 марта 2019 06:40
    С праздником! новых горизонтов! и чтоб на базах не стоять и новую технику получать, ну и квартиры с премиями drinks

  6. +12
    19 марта 2019 06:42
    Всех, кто имел и имеет отношение - с Днем подводника! Особенно хочу поздравить гаджиевцев и оленегубцев, экипаж "Тулы". Удачи и всех благ!
  7. +12
    19 марта 2019 06:46
    Поздравляю моряков подплава от "сухопутных". Героическая профессия, но очерь нужная.
    Чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий!
  8. +8
    19 марта 2019 06:49
    С праздником, всего самого наилучшего! hi
  9. +8
    19 марта 2019 06:54
    Всех----- с Праздником! Встретить этот День вместе с друзьями!
  10. +7
    19 марта 2019 06:56
    Первой подводной лодкой Русского императорского флота считается «Форель», которая была доставлена во Владивосток в сентябре 1904 года. Лодка имела массу около 16 тонн, и транспортировали её на тихоокеанское побережье по железной дороге. Буквально через несколько дней после прибытия «Форель» уже вошла в состав сформированной СВФ (Сибирской военной флотилии).
    Ее помню у кого читал, но хорошо помню что автор, что экипажи первых щук и малюток ТОФа обживали и восстанавливали те помещения, которых жили экипажи подводных Сибирской Военной Флотилии. и автор статьи прав, что появление первых ПЛ в составе СВФ имело сильный психологический эффект.
    С праздником подводники! С вашим профессиональным праздником.
  11. +10
    19 марта 2019 06:59
    С праздником подплав!!! drinks
    1. +2
      19 марта 2019 07:37
      жалеешь, что подводником не стал?? hi
      1. +1
        19 марта 2019 10:20
        bully Бог миловал, за что и спасибо!
  12. +5
    19 марта 2019 08:15
    С Праздником всех причастных. Крепкого здоровья, счастья Вам и вашим близким. drinks
  13. +7
    19 марта 2019 08:16
    Подводники с Праздником Вас!!!!!! drinks
  14. +4
    19 марта 2019 08:23
    С Праздником, мужики! drinks
  15. +11
    19 марта 2019 08:36
    Ура!!! С Праздником!!! drinks
    Честь и слава подводному флоту —
    Он вдали от родных берегов
    Выполняет достойно работу
    И к любым переходам готов.
    Пусть шторма и нелёгкие будни,
    Остаются у вас за кормой ...
    Мы вас ждём, мы вас помним и любим —
    Из глубин возвращайтесь домой!
  16. Комментарий был удален.
    1. +5
      19 марта 2019 10:20
      Рудольф, тебя персонально! drinks soldier
      1. Комментарий был удален.
        1. +6
          19 марта 2019 12:01
          Рудольф hi Прими и от меня поздравления с профессиональным праздником.
          1. Комментарий был удален.
            1. +6
              19 марта 2019 14:12
              Вот ещё - в честь Праздника. drinks Удаву КАА тоже привет и поздравления.
    2. +5
      19 марта 2019 20:50
      Цитата: rudolff
      С праздником,

      С праздником, Рудольф!!! soldier drinks Подплаву - от "пассажиров". hi Ну, за рыцарей глубин и, конечно же, за родной ВВМУПП, давший стране не одно поколение подводников !!! drinks drinks drinks
      1. Комментарий был удален.
  17. +3
    19 марта 2019 08:56
    По указу императора Николая II в марте 1906 года на флоте было утверждено создание отряда подводного плавания
    Император-основатель подводного флота России.
    Остается добавить, что самая первая дизельная лодка мира-была создана в России, на ней были установлены русские дизели.

    Первый поход подлодки в мире подо льдом был тоже совершен русскими подводниками.

    Всех подводников-с ПРАЗДНИКОМ!
    1. +1
      19 марта 2019 09:08
      Подписать там, где показали - не значит стать основателем. Бубнов, Джевецкий и им подобные - вот кто основатели.
      1. 0
        19 марта 2019 09:24
        Цитата: Галеон
        Подписать там, где показали - не значит стать основателем. .

        И -кто показал? lol
        Бубнов, Джевецкий и им подобные - вот кто основатели

        Талантливые. замечательные исполнители решений.
        1. +2
          19 марта 2019 09:43
          Цитата: Ольгович
          Талантливые. замечательные исполнители решений.

          Это Джевецкий исполнитель? Который построил свою лодку на средства знакомого купца-грека? И ради положительного решения о развитии подводных сил флота всплыл рядом с императорской шлюпкой и вылез из нее с огромным букетом роз для Марии Федоровны? Не надо было испытаний на автономность, боевые качества, целеприменение...
          Простите, забыл с кем разговариваю.
          1. 0
            19 марта 2019 09:53
            Мастер пиара 80-го уровня! Ну что ж, если только так и можно было пробиться к царю...
            За идею спасибо, побегу реализовывать...
            1. 0
              19 марта 2019 09:55
              глубоко не погружайтесь - вода холодная. laughing
          2. 0
            19 марта 2019 10:08
            [quote=Галеон]Это Джевецкий исполнитель? Который построил свою лодку на средства знакомого купца-грека? [/quote]
            ага. грека fool [quote]Впервые с предложением о постройке подводной лодки с единым двигателем для надводного и подводного хода С. К. Джевецкий выступил в 1903 году. Отказ от подводных электродвигателей приводил к экономии места и упрощению конструкции за счёт исключения электрической движительной системы. Проект был представлен к рассмотрению в 1905 году. Он был очень детально проработан, поэтому комиссия не только дала разрешение на постройку корабля, но издала постановление о постройке сразу двух субмарин. Первая лодка была построена на Металлическом заводе в 1906 году. 29 ноября 1906 в Кронштадте начались швартовые испытания лодки. Ходовые испытания были завершены в 1909 году, по их результатам головная лодка так и осталась единственной. Техническое задание было выполнено, но при этом отмечались существенные недостатки:

            плохая мореходность, из-за малого водоизмещения и недостаточного запаса плавучести,
            большая шумность бензомоторов,
            плохая обитаемость, в том числе вызванная несогласованностью работы механизмов, приводящей к частому изменению давления воздуха в лодке,
            сложность и недостаточная конструктивная надёжность оборудования, затруднённость обслуживания механизмов,
            плохая работа системы замещения водой израсходованных запасов топлива,
            сопутствующие трудности при обеспечении лодки запасом сжатого воздуха,
            следы выхлопных газов и масла, позволявшие легко обнаруживать лодку.
            Комиссия признала опыты «далеко не законченными», а их продолжение в дальнейшем — «в высшей степени желательными»[1].

            Во время испытаний лодкой командовал лейтенант запаса А. Н. Никифораки.

            В апреле 1908 года М. Н. Беклемишев (на то время председатель приемной комиссии) выступил с предложением о присвоении лодки имени «Змея» и скорейшем зачислении её в списки флота, но только 23 сентября 1908 года вышел приказ о зачислении лодки в состав Балтийского флота с присвоением имени «Почтовый»[/quote]
            Впервые с предложением о постройке подводной лодки с единым двигателем для надводного и подводного хода С. К. Джевецкий выступил в 1903 году. Отказ от подводных электродвигателей приводил к экономии места и упрощению конструкции за счёт исключения электрической движительной системы. Проект был представлен к рассмотрению в 1905 году. Он был очень детально проработан, поэтому комиссия не только дала разрешение на постройку корабля, но издала постановление о постройке сразу двух субмарин. Первая лодка была построена на Металлическом заводе в 1906 году. 29 ноября 1906 в Кронштадте начались швартовые испытания лодки. Ходовые испытания были завершены в 1909 году, по их результатам головная лодка так и осталась единственной. Техническое задание было выполнено, но при этом отмечались существенные недостатки:

            плохая мореходность, из-за малого водоизмещения и недостаточного запаса плавучести,
            большая шумность бензомоторов,
            плохая обитаемость, в том числе вызванная несогласованностью работы механизмов, приводящей к частому изменению давления воздуха в лодке,
            сложность и недостаточная конструктивная надёжность оборудования, затруднённость обслуживания механизмов,
            плохая работа системы замещения водой израсходованных запасов топлива,
            сопутствующие трудности при обеспечении лодки запасом сжатого воздуха,
            следы выхлопных газов и масла, позволявшие легко обнаруживать лодку.
            Комиссия признала опыты «далеко не законченными», а их продолжение в дальнейшем — «в высшей степени желательными»[1].

            Во время испытаний лодкой командовал лейтенант запаса А. Н. Никифораки.

            В апреле 1908 года М. Н. Беклемишев (на то время председатель приемной комиссии) выступил с предложением о присвоении лодки имени «Змея» и скорейшем зачислении её в списки флота, но только 23 сентября 1908 года вышел приказ о зачислении лодки в состав Балтийского флота с присвоением имени «Почтовый»
            [/quote]Впервые с предложением о постройке подводной лодки с единым двигателем для надводного и подводного хода С. К. Джевецкий выступил в 1903 году. Отказ от подводных электродвигателей приводил к экономии места и упрощению конструкции за счёт исключения электрической движительной системы. Проект был представлен к рассмотрению в 1905 году. Он был очень детально проработан, поэтому комиссия не только дала разрешение на постройку корабля, но издала постановление о постройке сразу двух субмарин. Первая лодка была построена на Металлическом заводе в 1906 году. 29 ноября 1906 в Кронштадте начались швартовые испытания лодки. Ходовые испытания были завершены в 1909 году, по их результатам головная лодка так и осталась единственной. Техническое задание было выполнено, но при этом отмечались существенные недостатки:

            плохая мореходность, из-за малого водоизмещения и недостаточного запаса плавучести,
            большая шумность бензомоторов,
            плохая обитаемость, в том числе вызванная несогласованностью работы механизмов, приводящей к частому изменению давления воздуха в лодке,
            сложность и недостаточная конструктивная надёжность оборудования, затруднённость обслуживания механизмов,
            плохая работа системы замещения водой израсходованных запасов топлива,
            сопутствующие трудности при обеспечении лодки запасом сжатого воздуха,
            следы выхлопных газов и масла, позволявшие легко обнаруживать лодку.
            Комиссия признала опыты «далеко не законченными», а их продолжение в дальнейшем — «в высшей степени желательными»[1].

            Во время испытаний лодкой командовал лейтенант запаса А. Н. Никифораки.

            В апреле 1908 года М. Н. Беклемишев (на то время председатель приемной комиссии) выступил с предложением о присвоении лодки имени «Змея» и скорейшем зачислении её в списки флота, но только 23 сентября 1908 года вышел приказ о зачислении лодки в состав Балтийского флота с присвоением имени «Почтовый»
            [/quote]
            Климовский С. Д. «Почтовый» - Подводная лодка с единым двигателем. Власов Виталий Петрович. Подводные лодки. История развития. [quote=Галеон]Простите, забыл с кем разговариваю.[/quote]
            не прощаю: не забывайтесь, мил человек! yes
            1. +1
              19 марта 2019 12:00
              Структура вашего сообщения (повторное копирование текста) говорит о сумбурности мыслей и вашей неуверенности в себе. bully
              Джевецкий делал свои лодки в 19 веке, первую лодку он сделал именно на деньги купца. в 1879 году он продемонстрировал свою вторую лодку великому князю Александру Александровичу с упомянутыми мной обстоятельствами. Между прочим, получил заказ на 50 шт для обороны морских крепостей.
              Цитата: Ольгович
              не прощаю: не забывайтесь, мил человек!

              ну и ладно. Поститесь дальше.
              1. 0
                19 марта 2019 14:07
                Цитата: Галеон
                Структура вашего сообщения (повторное копирование текста) говорит о сумбурности мыслей и вашей неуверенности в себе.

                У меня текст был показан ОДИН раз, так что все ваши выводы, получается-чушь.
                Цитата: Галеон
                Джевецкий делал свои лодки в 19 веке, первую лодку он сделал именно на деньги купца.

                Ага, поэтому и "основатель" подводного флота. А Никита из александрова, прыгнувший с колокольни с крыльями в 16 веке-"основатель" ВВС yes
                Цитата: Галеон
                Между прочим, получил заказ на 50 шт для обороны морских крепостей.

                Про что вам и сказано: талантливиый исполнитель заказа за деньги.
                Цитата: Галеон
                ну и ладно. Поститесь дальше.

                По-русски -скажите, что вы хотели сказать-то? belay
  18. +8
    19 марта 2019 09:05
    Ура братья-мореманы-подводники! КСФ, в/ч 95095, 1992г.-1993г...
  19. +7
    19 марта 2019 09:06
    Подводникам от надводника мое поздравление! drinks 2 месяца однажды в море прослонялись - выполнение задач подводникам обеспечивали yes . Так что мы сверху были вам в помощь.. wink
  20. +6
    19 марта 2019 09:06
    Ура братья-мореманы-подводники! КСФ, в/ч 95095, БЧ-5. 1992г.-1993г...
    1. +10
      19 марта 2019 09:33
      С праздником мужики!!! drinks - от интеллигенции Флота БЧ-4, 1977-1980 г.г.- 26 ДиПЛ!!! Всё пропьём, а Флот не опозорим!!! drinks
    2. +6
      19 марта 2019 11:32
      Моё почтение! 1998-2000, БЧ-1, экипаж Бута А.П. С Днем Подводника!
  21. +5
    19 марта 2019 09:52
    С праздником МУЖИКИ!!! Чтобы всегда число погружений ровнялось числу всплытий. Привет всем выпускникам "ГАЛОШИ" drinks
  22. +1
    19 марта 2019 09:59
    Присоединяюсь к поздравлениям!!! Кто знает (не могу вспомнить) как изначально называли ПЛ-когда ещё деревянными они были с велосипедом внутри на 1-2 человека?
    1. +3
      19 марта 2019 10:05
      «Потаённое судно» Е. П. Никонова
  23. +7
    19 марта 2019 10:04
    С праздником!

    Сергей Иванов был очень популярен в 80-90-е годы на Дальнем Востоке.
    1. +5
      19 марта 2019 10:17
      И ещё Иванов со старой своей песней:
      1. +2
        19 марта 2019 14:04
        Ну и последнюю песню Сергея Иванова, тут его голос настоящий из конца 80-ых:

        Послушайте его песню в ютюбе Ракушка. Здесь не рискну её показать, могут забанить. Но это действительно такая жизнь была в отдалённых гарнизонах, это жизнь.
    2. +5
      19 марта 2019 14:58
      Во Владике (1988 г.) в кубрике бригады (номер не вспомню) Кефали и Ленка сидя на шконках с гитарами я(ст.1ст.) и старлей С.Иванов играли и пели эту песню.
      Это была единственная с ним всреча.
      Спасибо вам.
      Всех братишек с нашим Праздником! Ура Товарищи Подводники!
  24. +5
    19 марта 2019 10:30
    Всех подводников с праздником!!!Пусть количество погружений равняется количеству с всплытий! И 7 футов под килем Вам!!!
  25. +4
    19 марта 2019 11:17
    Поздравляю всех отважных подводников!
  26. +10
    19 марта 2019 11:23
    Всех кто в прочном с Праздником! Кто служит-доброй вахты, кто на берегу -здоровья. Западной Лице 33дивизии низкий поклон.
  27. +5
    19 марта 2019 12:23
    Поздравляю моряков-подводников с ПРАЗДНИКОМ!
    И пусть никогда не прерывается преемственность поколений! drinks

    "Гимн подводников" 1943 год.

  28. +4
    19 марта 2019 17:01
    поздравляю всех причастных с праздником,особенно родную 11 дивизию ПЛ КСФ и "816" бортовой
  29. +3
    19 марта 2019 18:40
    Честь и слава Подплаву Советского и Российского ВМФ!
    Спасибо за преданность профессии.Здоровья,удачи!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»