Многоцелевой БПЛА Bell V-247 Vigilant (США)

Компания Bell Helicopter продолжает работы по перспективному беспилотному конвертоплану V-247 Vigilant, предназначенному для вооруженных сил США. По последним данным, компания-разработчик уже приступила к испытаниям опытного образца и проводит другие необходимые работы. Ожидается, что в ближайшее время V-247 полноценно присоединится к одной из перспективных программ Корпуса морской пехоты. Также эту машину могут предложить другим структурам вооруженных сил США и других стран.


Впервые информация по новому проекту V-247 была представлена в 2016 году. После этого компания Bell неоднократно демонстрировала рекламные материалы. Полноразмерный макет будущего беспилотника-конвертоплана впервые показали в сентябре прошлого года. Площадкой для его премьеры стала выставка морской пехоты Modern Day Marine Expo 2018. С начала марта этого года в зарубежной прессе появляются сообщения о завершении строительства опытного V-247 и о старте испытаний. Впрочем, такие данные пока не получили официального подтверждения.

Технические подробности

Согласно доступным данным, проект V-247 Vigilant («Бдительный») предусматривает строительство многоцелевого тяжелого беспилотного летательного аппарата схему Tiltrotor. Эта машина предназначается для ведения разведки и нанесения ударов по целям противника. Заявлена возможность применения управляемых ракет и бомб «воздух-поверхность», а также торпед. В качестве полезной нагрузки также могут применяться подвесные контейнеры со специализированной аппаратурой. Компания-разработчик полагает, что подобные широкие возможности станут конкурентным преимуществом новой машины.


Рекламное изображение, демонстрирующее ранний вариант облика БПЛА V-247


За счет примененных решений и устройств новый беспилотник сможет работать в любое время и в любых условиях. В зарубежных изданиях предполагают, что число «247» в его индексе расшифровывается как «24 часа, 7 дней в неделю».

БПЛА получает планер, построенный с применением металлических сплавов и композиционных материалов. Использован фюзеляж характерной формы, на котором устанавливается высокорасположенное прямое крыло. На краях центроплана помещаются две подвижные мотогондолы, служащие основанием для консолей крыла. В зависимости от режима, гондолы и консоли они могут занимать горизонтальное, вертикальное или промежуточное положение. Применяется горизонтальный стабилизатор с изогнутыми шайбами-килями. Любопытно, что на более старых рекламных изображениях присутствовало V-образное хвостовое оперение.

Пожалуй, главной особенностью изделия V-247 является конструкция его винтомоторных групп. В подвижных мотогондолах помещаются турбовинтовые двигатели неназванного типа, соединенные с редукторами и трехлопастными винтами изменяемого шага. Такая силовая установка должна обеспечивать вертикальный взлет (при горизонтальном положении дисков винтов) или полет «по-самолетному» – при вертикальной ориентации винтов. За счет этого предлагается снижать требования к взлетно-посадочным площадкам, а также повышать летные и эксплуатационные характеристики. Фактически «Бдительный» должен иметь все преимущества, свойственные «тилтроторам».

Конструкция крыла проработана с учетом базирования на авианесущих кораблях, а также для упрощения эксплуатации на суше. Законцовки с мотогондолами и винты могут складываться, что сокращает поперечный габарит машины до разумных пределов.

В базовую комплектацию БПЛА V-247 входит набор радиоэлектронного оборудования различного назначения – автопилот, средства наблюдения, навигации и т.д. Под носовой частью помещается сферическая оптико-электронная станция со стандартным набором приборов наблюдения оптического диапазона. Для ведения разведки или повышения ситуационной осведомленности могут использоваться подвесные контейнеры с РЛС, ОЛС или LIDAR.

Представленный макет и, вероятно, полноценный беспилотник имеет четыре пилона под крылом для размещения вооружения. Заявлена совместимость с разными авиационными средствами поражения, предназначенными для атак наземных и надводных объектов. На прошлогодней выставке макет V-247 «нес» управляемые ракеты AGM-114 Hellfire и управляемые бомбы Textron Fury. В центральной части фюзеляжа имеются свободные объемы, пригодные для использования в качестве грузоотсека.


Макет Vigilant на выставке Modern Day Marine Expo 2018


Также на выставках демонстрировался вариант «Бдительного» для военно-морских сил. Эта машина предназначается для базирования на кораблях и призвана решать задачи противолодочной обороны. Для этого V-247 может получать гидроакустическую станцию и другие приборы. Бортовые грузоотсеки предлагается отдавать под сбрасываемые буи. Под крылом должны перевозиться торпеды или бомбы.

БПЛА Bell V-247 Vigilant отнесен к тяжелому классу: его максимальная взлетная масса достигает 13 т. Максимальная полезная нагрузка определена в 5,9 т. Размах крыла с учетом ометаемых дисков винтов – 20 м. По расчетам, максимальная скорость машины в горизонтальном полете достигнет 560 км/ч. Боевой радиус с максимальной нагрузкой – 830 км. Сократив нагрузку, можно будет совершать полет длительностью в несколько часов. Для увеличения продолжительности полета имеется система дозаправки типа «шланг-конус».

Макет и прототип

На прошлогодней выставке Modern Day Marine Expo компания Bell Helicopter показала только полноразмерный макет перспективного беспилотника, а также некоторые материалы по этому проекту. По всей видимости, на тот момент полноценный прототип отсутствовал либо не был готов к публичному показу. Однако за прошедшие месяцы ситуация изменилась.

Несколько дней назад армия США сообщила, что полигон Yuma Proving Ground готовится к проведению новых испытаний беспилотной авиационной техники. Представители вооруженных сил не стали уточнять, какие именно образцы будут проверяться в ближайшем будущем, но зарубежная и российская пресса уже высказали свое предположение. Вполне возможно, что в ходе ближайших испытаний в воздух поднимется первый опытный БПЛА V-247. Впрочем, официальные источники пока не подтверждают и не опровергают такую версию.

Схожая ситуация имеет место и в контексте опытного изделия Vigilant. Оно уже должно находиться на стадии строительства, но компания-разработчик не оглашает такую информацию. Таким образом, очевидно, что в Bell Helicotper в настоящее время должны заниматься сборкой первого опытного образца и готовиться к его испытаниям. Но когда готовый беспилотник выкатят из цеха и выведут на испытания – неизвестно.

Программы и перспективы

Компания-разработчик планирует предложить свой новый БПЛА V-247 всем потенциальным эксплуатантам из состава вооруженных сил США. В качестве наиболее перспективного заказчика рассматривается Корпус морской пехоты. Эта структура сейчас проводит программу MUX (Marine Air Ground Task Force Unmanned Aircraft System Expeditionary – «Беспилотная экспедиционная система КМП воздушной поддержки»), целью которой является поиск наилучшего беспилотника для решения широкого круга задач.


Макет противолодочной версии беспилотника. Видны пусковые устройства для гидроакустических буев


Согласно условиям программы, КМП хочет получить многоцелевой БПЛА среднего или тяжелого класса, способный работать с ограниченных взлетных площадок и решать разные задачи. На беспилотник MUX возлагаются семь типов миссий разного типа, от ведения разведки до непосредственной огневой поддержки подразделений. Машина будет выполнять ту или иную работу при помощи соответствующей полезной нагрузки.

Программа MUX стартовала в 2016 году, и с тех пор КМП рассмотрел несколько предложенных проектов. Осенью прошлого года, во время первой демонстрации макета V-247, утверждалось, что в скором будущем этот проект тоже представят КМП.

Доступная информация о V-247 позволяет предполагать, что эта машина имеет шансы на победу в конкурсе, и это позволит ей поступить на вооружение КМП США. Однако программа MUX давно является темой споров, а ее результаты предсказать достаточно трудно. С 2016 года командованию Корпуса морской пехоты приходится отстаивать необходимость этой программы, а также бороться за необходимое финансирование. Конгресс сомневается в перспективах MUX, и не спешит выделять требуемые деньги в полном объеме.

Это уже привело к частичному срыву графика работ. Сохранение такой ситуации в будущем не поспособствует успешному завершению программы. Как следствие, под вопросом оказываются и перспективы БПЛА Bell V-247 в контексте перевооружения КМП.

Компания Bell Helicopter намерена продвигать свой новый проект на рынке и не собирается сосредотачивать усилия только на одном потенциальном заказчике в лице КМП. Изделие Vigilant планируют предложить сухопутным войскам, военно-воздушным и военно-морским силам. Беспилотник можно будет адаптировать к решению тех или иных задач путем замены бортового оборудования либо подвески соответствующего вооружения. При этом в Bell желают вывести новую разработку на международный рынок. Компания считает, что V-247 может быть интересен и армиям других стран.

Тяжелый БПЛА с разнообразным разведывательным оснащением и вооружением, как ожидается, может найти свое место в армейской авиации. В этой сфере он способен дополнить существующие боевые вертолеты. Схожим образом дело обстоит и в сфере военно-воздушных сил. Военным флотам могут быть интересны разведывательная и противолодочная модификации «Бдительного». Для решения таких задач сейчас используются пилотируемые вертолеты, имеющие ограничения по характеристикам и возможностям. Отсутствие экипажа на борту дает V-247 некоторые преимущества перед вертолетами.

Отдаленное будущее

Таким образом, компания-разработчик смотрит в будущее своего нового проекта с оптимизмом и ищет потенциальных покупателей серийной техники. Опытный образец еще не достроен и не прошел необходимых испытаний, но это не мешает Bell Helicopter продвигать новую разработку на рынке. Учитывая все известные данные и обстоятельства, оптимизм разработчиков можно считать излишним и не в полной мере оправданным.


Многозамковый балочный держатель для боекомплекта. В данном случае изделие несет управляемые бомбы Textron Fury


В первую очередь, поводом для беспокойства в отношении проекта Vigilant является выбранная схема «тилтротор». Подобная архитектура летательного аппарата достаточно сложна, и ее использование связано с рядом трудностей. Впрочем, компания Bell уже имеет опыт разработки крупных летательных аппаратов такого рода, и его необходимо использовать в проекте V-247. При этом, очевидно, существующие наработки приходится адаптировать под новый БПЛА.

При всех своих преимуществах, конвертопланы разных схем, в том числе Tiltrotor пока не получили широкого распространения в США и других странах, и не смогли стать полноценной заменой для техники других классов. Этот факт, а также его причины могут указывать на ограниченные коммерческие перспективы V-247 Vigilant. Далеко не все потенциальные заказчики посчитают необходимым освоение БПЛА необычного класса; особенно если учесть, что радикальные преимущества перед другой техникой попросту отсутствуют.

Действительно, летательный аппарат V-247 и подобные ему машины сочетают в себе определенные черты самолетов и вертолетов, что дает некоторые преимущества перед теми и другими. В то же время, это усложняет производство и эксплуатацию, а также накладывает ограничения на некоторые летно-технические характеристики и практически возможности. Таким образом, перед потенциальным покупателем встает несколько важных вопросов. Поиск ответов на них может привести к отказу от конвертоплана.

Впрочем, рассматривая проект Bell B-247 Vigilant и его будущее, пока следует обойтись без радикальных и чрезмерно смелых прогнозов. Машина еще не вышла на испытания, не победила в конкурсе MUX и не пошла в серию, что не дает поводов для оптимизма. С другой стороны, проект еще не провалил проверки и рекламную кампанию – и это не позволяет давать негативные оценки.

Представленный макет выглядит интересно, а заявленные характеристики и возможности не производят впечатления невозможных. В ближайшем будущем должны начаться летные испытания «Бдительного», которые дадут новую информацию и вновь подготовят почву для выводов. Какими будут результаты испытаний, и какие выводы можно будет сделать их них – станет ясно позже.

По материалам сайтов:
http://bellflight.com/
https://defence-blog.com/
http://thedrive.com/
http://nevskii-bastion.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Использованы фотографии:
Bell Helicopter, Thedrive.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. riwas 20 марта 2019 06:12 Новый
    • 4
    • 2
    +2
    Американцы могут себе позволить такой беспилотник, так как у них есть технический задел. Может быть нам сосредоточиться на скоростном беспилотном вертолете.
  2. Cowbra 20 марта 2019 06:24 Новый
    • 3
    • 13
    -10
    Опять воняет распилом. Где его область применения?! Выясняется, что в любой из заявленных он уступит традиционным схемам. Тогда зачем именно конвертоплан? Даже в роли десантной машины конвертоплан небесспорен, беспилотнику поддержки же - такая схема НАХРЕН не нужна тупо потому, что она сложней, а потому менее надежна, к тому же дороже.
    Вот же страна распилов
    1. voyaka uh 20 марта 2019 12:25 Новый
      • 8
      • 4
      +4
      "Опять воняет распилом."////
      -----
      Опять воняет завистью. smile
      1. вадим dok 20 марта 2019 18:32 Новый
        • 3
        • 1
        +2
        И я того же мнения!
      2. morgan 3 мая 2019 15:13 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Совершенно с Вами согласен или завистью или глупостью
    2. ProkletyiPirat 20 марта 2019 21:43 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: Cowbra
      беспилотнику поддержки же - такая схема НАХРЕН не нужна тупо потому, что она сложней, а потому менее надежна, к тому же дороже.

      Вообще-то всё как раз с точности да наоборот, "беспилотнику поддержки" именно такая схема и нужна, не в том смысле что "конвертоплан конструкции оспрея", а в том смысле что "скорость самолёта+зависание вертолёта+базирование в поле". Такие летательные аппараты наибольшую эффективность проявляют в сценарии: временная опорная база(т.е. тупо перекрёсток двух дорог или банальная парковка) и замаскированный противник рассредоточенный на местности(горы\леса\застройка) в этом случае обычное вооружение теряет всю свою эффективность, а вот такие машинки перекрывают данную область. Для этого БПЛА должен иметь скорость и топливную эффективность самолёта(300+км\ч), зависание в воздухе подобно вертолётам, и транспортировку в формфакторе TEU\FEU контейнера. Так вот Bell B-247 Vigilant судя по фото как раз соответствует примерно таким ТТХ.
      1. Cowbra 20 марта 2019 23:58 Новый
        • 0
        • 3
        -3
        Сразу нет, если у противника есть что-то напоминающее ПВО - зависать самоубийство, если нет - вертолетная компоновка, для того, чтоб поодиночке отстреливать и БЛА дешевле/надежней. Примечание: тоже дурь редкая, самолетный БЛА может сделать столько заходов, сколько захочет. А вертолетной схемы плюс только в том, что ее можно где угодно разместить, хоть на крыше дома аэродром.
        В роли "скорой помощи" не подойдет уже потому, что тогда ТОЛЬКО самолетная компоновка и ТОЛЬКО реактивные двигатели. Тут уже выигрыш не в 2 раза как меж схемами вертолет-самолет, конвертоплан посередке, а минимум в 3 меж винтовой-ревктивный, в 6 примерно вертолет-реактивный.
        этом случае обычное вооружение теряет всю свою эффективность
        Шо вы говорите! Вижу цель - вооружение эффективно, не вижу - неэффективно, вертолет и самолет видеть будут примерно одинаково.
        1. ProkletyiPirat 21 марта 2019 03:45 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: Cowbra

          этом случае обычное вооружение теряет всю свою эффективность
          Шо вы говорите! Вижу цель - вооружение эффективно, не вижу - неэффективно, вертолет и самолет видеть будут примерно одинаково.

          Вы не понимаете процесс\особенности применения! Вы смотрите на этот ЛА и видите его применение в рамках пилотируемой авиации, это то же самое что ругать бомбардировщик за невозможность догнать истребитель....
          Как я уже говорил боевая ситуация для применения такого типа техники это наличие замаскированного рассредоточенного противника который своими тактическими действиями сводит к нулю эффективность действия классической пилотируемой авиации или её аналогов. Судя по вашим словам вам не нравится "конвертопланность" данного ЛА и вы считаете что отдельно самолёты и вертолёты лучше. Так вот тут то и возникает ваша ошибка. Ваша ошибка заключается в том что вы оцениваете технику саму по себе без учёта её численного состава и мест базирования. Например если взять вертолёт и конвертоплан то хоть вертолёты проще\дешевле(если сравнивать с оспрееподобными конвертопланами) но зато требуют большего количества мест базирования и большего количества списочного состава для получения одинаковой эффективности. По примерным оценкам у вертолётов придётся как минимум в 4 раза больше штук иметь(ибо боевой радиус в 2-а раза меньше), примерно во столько же раз больше опорных баз(и это минимальные оценки).
          1. Cowbra 21 марта 2019 04:55 Новый
            • 0
            • 4
            -4
            Смотрите: охват патрулируемой территории зависит ТОЛЬКО от возможностей средств наблюдения.. Условно говоря 10 вертолетов и 10 самолетов в любой момент времени контролируют одинаковую территорию(вообще самолет больше, ибо болтается выше). Дальше простой вопрос - кто дольше может держаться в воздухе - БЛА самолетного, конвертопланного или вертолетного типа?
            Все. Ваш рассредоточенный противник вечно в щели сидеть не будет, повесил над ним БЛА самолетного типа на высоте 11 км - он его никогда не увидит, БЛА висит там 36 часов. Этим рассредоточеным хана, и дешевле обойдется.
            Опять же, искать такие точки - снова дешевле БЛА самолетного типа, опять же, они дольше держатся в воздухе - то есть именно что их реже надо отзывать, меньше их надо.
            Остается один-единственный плюс - вертикальный взлет - при минусах: Неэкономичность, малая грузоподъемность, малое время патрулирования, малая скорость, малая высота(т.е. заметность и уязвимость) - при большой цене.
            Распил...
            1. ProkletyiPirat 21 марта 2019 22:27 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Цитата: Cowbra
              Дальше простой вопрос - кто дольше может держаться в воздухе - БЛА самолетного, конвертопланного или вертолетного типа?

              Вы допустили ошибку, вы считаете продолжительность в воздухе, а надо продолжительность в зоне ведения боевых действий, налицо не приведение к общему знаменателю.
              Цитата: Cowbra
              охват патрулируемой территории зависит ТОЛЬКО от возможностей средств наблюдения..

              Вы снова допустили ошибку, так как не привели к общему знаменателю, например снова не учитываете большее количество этих самых средств наблюдения ведь вам понадобится как минимум 4 вертолёта +2 самолёта вместо 2 конвертопланов, +разное количество опорных баз. ОБРАТИТЕ внимание это при одинаковых системах наблюдения, и одинаковом времени до поражения и это как минимум(на деле техники понадобится точно больше из-за обеспечения боеприпасами).
              Цитата: Cowbra
              Ваш рассредоточенный противник вечно в щели сидеть не будет, повесил над ним БЛА самолетного типа на высоте 11 км - он его никогда не увидит, БЛА висит там 36 часов. Этим рассредоточеным хана, и дешевле обойдется.

              А как вы уничтожите противника? БПЛА который сможет долго висеть не будет иметь вооружения, а если повесить вооружение то уменьшится продолжительность патрулирования, а если повесить мало вооружения то понадобится много больше аппаратов для обеспечения того же времени реакции. В общем замкнутый круг уходящий в сторону пилотируемой авиации и более крупных скоплений противника.
              Цитата: Cowbra
              Опять же, искать такие точки - снова дешевле БЛА самолетного типа, опять же, они дольше держатся в воздухе - то есть именно что их реже надо отзывать, меньше их надо.

              Если только наблюдение то да меньше, а вот если ввести требование поражение цели то наоборот больше. При том же знаменателе в виде времени реакции.
              Цитата: Cowbra
              при большой цене.
              Распил...

              Вы и тут допускаете ошибку, ваша ошибка заключается в том что вы сравниваете цену в валюте, а нужно сравнивать стоимость в человеко-часах(сравнение в них всё равно не точное но на порядки точнее валютного сравнения, ибо приводит к общему знаменателю прибыль, амортизацию, etc). А то получите тоже что и при сравнении с ВВП:
        2. ВАШ 21 марта 2019 15:32 Новый
          • 1
          • 1
          0
          ПВО не всесильно и оно по определению везде быть не может. Ничего универсального быть не может, самолет свои задачи выполняет, вертолет свои.
          НО
          Конвертоплан вполне возможно что в будущем будет востребован и актуален. Но сейчас это супердорогая игрушка. Столько сложной механики, столько связанной с ней электроники, известно чем сложнее механизм тем больше вероятности выхода его из строя. Пусть строят, пусть тратят деньги, уверен на 100% дальше прототипов не пойдет.
          1. ProkletyiPirat 21 марта 2019 21:23 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Цитата: ВАШ
            известно чем сложнее механизм тем больше вероятности выхода его из строя

            Вы в инженерном деле полный ноль, потому что
            1)вы утверждаете что добавляя датчик прочности конструкции в механизм, т.е. увеличивая количество деталей т.е. увеличивая "сложность" по вашему механизм становится менее надёжным fool .
            2)вы утверждаете что добавляя в болтовое соединение(гайка+болт) дополнительную распорную\упорную шайбу предотвращающею раскручивание у вас падает надёжность(деталей же то же больше) fool
            Можно было бы приводить ещё примеры но мне лень их разжевывать.
  3. svp67 20 марта 2019 07:23 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    На ранней версии видна штанга дозаправки - считаю разумным решением, такой БПЛА до расходования боезапаса вполне разумно держать в воздухе как можно дольше.
  4. Лес 20 марта 2019 08:18 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Я так понял синхронизация как и на оспри - валом .Миллиарды им в помощь )
    1. voyaka uh 20 марта 2019 12:35 Новый
      • 5
      • 1
      +4
      Синхронизации, я думаю, не будет вообще. Вал между двумя роторами у Оспри ввели для безопасности людей. Если отказывает один движок, то можно тянуть-лететь на втором. Тут дрон - людей нет - чего вводить лишние системы?
      1. Лес 21 марта 2019 07:48 Новый
        • 0
        • 0
        0
        "то можно тянуть-лететь на втором."-так и на оспри можно было бы "тянуть" ).Посмотрим ,мне кажется они так синхронизируют дв-ли.
  5. ares1988 20 марта 2019 12:25 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Извиняюсь за оффтоп, но статью про 20386 (https://topwar.ru/155697-korvet-20386-prodolzhenie-afery.html), кажется, из доступа сняли, хотя утром она тут была. Видимо, автор был прав. Или это уважаемая редакция так перестраховывается в связи с новым законом о фэйках?
  6. voyaka uh 20 марта 2019 12:30 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Опыт у Bell солидный.
    V-280 Valor: