Рассказы об оружии. Бронетрактор ХТЗ-16

29
Рассказав о полусамопальной ЗиС-30, не рассказать о бронетракторах – преступление перед читателями. Так что... Но здесь детектив с самого начала.

Вообще, этот шедевр, если честно, то есть его макет, я узрел впервые воочию в музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.





Впечатлило. Начал копать источники, и тут нарисовался еще один бронетрактор, вроде бы родной брат, но не совсем. Если верить Википедии (ну да, кто ей, типа, верит), то единственный бронетрактор ХТЗ-16 находится в... Киеве. На выставке... простите, я это не выговорю. Короче, в бывшем музее Великой Отечественной войны в Киеве.



Итак, естественно, я попросил нашего киевского коллегу Околорадского пройтись вечерком до музея и...









Это не то, что я ожидал увидеть. Хотя — реально бронетрактор!

Хотя сами киевские музейные пишут, что это НИ-1. Который "На испуг". Но простите великодушно, от Одессы до Киева эта машина вряд ли бы доехала, особенно учитывая, что у нее и шансов не было из-под Одессы уйти, учитывая то, что там в 1941-м творилось. Могли, конечно, восстановить недобитый, могли.

Так что оставим киевский экземпляр то ли НИ-1, то ли ХТЗ-16 на совести Вики и станем отталкиваться от того, что я увидел в пышминском музее, тем более, что бронетрактор из Верхней Пышмы весьма похож на те фото, что есть на просторах интернета.

Вот такое начало истории. История, она вообще, штука такая... В ней бывает много всего.

Действительно, такое было и в нашей истории, что тут скрывать? Жить и воевать хотелось еще во времена Первой мировой войны, тогда и появились такие творения, что диву даешься, глядя на фотографии. Бронировалось и блиндировалось все, до чего руки дотягивались у умельцев.

Но с моей точки зрения, круче всех были испанские республиканцы. Эти горячие парни вообще творили бронешедевры. Но это достойно отдельной темы.

Мы не стали исключением. Особенно в тот самый 1941 год, когда внезапно у нас не стало танков. И вход пошло все. Мы уже рассказывали на примере бронепоезда «Тульский рабочий», что могут сделать русские головы с подключением таких же рук.

Вот примерно так же появились и бронетракторы. Деваться было совершенно некуда, поэтому они и появились.

Итак, появление бронетракторов было обусловлено потерями на фронтах и невозможностью быстро компенсировать эти потери.

Украина, по земле которой уже вовсю шагали солдаты Вермахта. Город Харьков, в котором, так сложилось, было несколько профильных предприятий.

Завод № 75, где выпускали двигатели для танков.

Завод № 183, где выпускали танки Т-34.

Завод ХТЗ, который выпускал совершенно гражданский трактор СХТЗ-НАТИ.

Так вот, именно СХТЗ-НАТИ послужил платформой для создания бронетрактора ХТЗ-16 или Т-16 (ХТЗ). Как сказал известный у нас специалист по танкам Юрий Пашолок, «Импровизация в промышленных масштабах», ни больше, ни меньше.

Понятно, что импровизация была инициативой рабочих и инженеров завода, но инициатива была такая… Получившая одобрение на самом верху. По крайней мере, нарком среднего машиностроения В. А. Малышев, рассмотрев проект бронетрактора, отправил его на самый верх с положительным отзывом.

Харьковский бронетрактор был одобрен, и 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 219/сс «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов».

Согласно указанным в постановлении срокам, уже в августе ожидалось получить от харьковчан первые 50, в сентябре 850 и в октябре 1100 машин.

В постановлении ГКО №219/сс чётко прописаны не только база (СХТЗ-НАТИ), но и тактико-технические характеристики бронетрактора. Вооружение машины состояло из 45-мм пушки, спаренной с пулемётом ДТ, бронирование лба достигало 30 мм, бортов 13,5 мм. Трактор должен был развивать скорость 18–20 км/ч по дороге и до 10 км/ч по целине.

Работа началась.

В некоторых источниках немного некорректно отображен процесс работы над бронетрактором. Конструировать было нечего, СХТЗ-НАТИ был давно освоенной машиной. Но потребовались в приличных количествах доработки конструкции. Но в итоге это был не просто трактор, обшитый бронелистами, нет. Это была машина на основании вполне нормальных конструкторских решений и промышленного производства.

Но естественно, понадобились изрядные изменения в конструкции, хотя бы для того, чтобы разместить других членов экипажа, компенсировать возросшую массу машины.

Рассказы об оружии. Бронетрактор ХТЗ-16

С чего все началось. СХТЗ-НАТИ


Мощность двигателя удалось увеличить с 52 до 58 лошадиных сил. Масса возросла с 5,1 до 8,6 тонн. В связи с этими факторами пришлось переделывать и коробку передач.

Раму удлинили, каретки катков расставили как у трактора СТЗ-5, а ленивцы вынесли вперёд. У СТЗ-5 позаимствовали и гусеницы, поскольку они были рассчитаны на более тяжелую машину.



Бензобак сместили влево, а место механика-водителя удалось передвинуть вперёд и вправо, освободив боевое отделение, где размещались стрелок и наводчик.



На переделанное таким образом шасси устанавливался бронекорпус, причем харьковским инженерам почти удалось придать броне рациональные углы наклона.



Лобовой лист толщиной 30 мм в передней части (перед мотором) имел наклон 20 градусов, у боевого отделения этот показатель удалось довести до 25 градусов. Таким образом, бронетрактор спереди получил защиту от крупнокалиберных пулемётов и 20-мм автоматических пушек.



Кстати, это было даже толще, чем броня тогдашних советских легких танков. Хотя, уже 37-мм противотанковая пушка спокойно пробивала ХТЗ-16.

И вот что получилось: вместо отчаянной попытки «я его слепила из того, что было», перед нами стоит то ли тяжелый трактор, то ли танкетка (это с 45-мм пушкой!), в целом, весьма грамотно построенная.



Броня – вполне. Повторюсь, не каждый танк столько имел. Вооружение. Да. Хоть 45-мм пушка 20К была и не очень, честно скажем, но это была пушка. Для того, чтобы вразумить особо назойливых пехотинцев врага, ХТЗ-16 имел пулемет. Если не ДТ, спаренный с пушкой, то ДП, который находился внутри рубки.

И самое интересное, этот полусамопал прошел полноценные испытания! Что сразу придает машине вес и законченность.

И это не шутка и не издевка.

Было запланировано пройти на бронетракторе 500 километров. Опытный образец ХТЗ-16 прошёл 470 километров, включая 240 км по булыжному шоссе, 69 по грунтовому грейдерному шоссе, 139 км по проселку и 22 км – в других дорожных условиях. На шоссе средняя скорость бронетрактора достигала 17 км/ч, запас хода оценивался в 119 км. По полю средняя скорость составила 8,9 км/ч, при этом запас хода составил 61 километр.

Кроме того, были проведены полноценные огневые испытания. Всего было произведено 247 выстрелов, из них 147 бронебойными снарядами. Кучность оказалась вполне удовлетворительной, хотя и несколько ниже табличной. Средняя скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту.



Понятно, что полноценной боевой машиной эту самоходку назвать сложно. Все-таки есть отличия, и они не в пользу бронетрактора. Тем не менее, 7 сентября 1941 года (война шла 2 месяца!) первые ХТЗ-16, которые начали именовать Т-16, начали выходить из цехов завода.

Всего было выпущено 142 бронетрактора.

Боевое применение.

Оно было. Понятно, что местом боевого крещения Т-16 стали окрестности Харькова, к которому как раз начали подходить немцы и итальянцы.



Участвовали ХТЗ-16 и в обороне Харькова.



Большинство ХТЗ-16 оказалось подбитыми осенью 1941 года. Впрочем, небольшое число бронетракторов смогло пережить сражения 1941 года. Отдельные машины засветились в битве под Москвой зимой 1941 года (в составе 133-й тбр), а последние случаи применения опять под Харьковым в мае 1942 года. Это было последнее их боевое применение, по крайней мере в качестве боевых машин.







Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка.

Эрзац-танк… Не от хорошей жизни.

ТТХ Т-16 (ХТЗ)



Боевая масса, т: 8-8,5
Экипаж, чел: 3-4

Бронирование
Тип брони: стальная катаная
— лоб корпуса, мм: 20
— борт, корма, крыша корпуса, мм: 10
— лоб рубки, мм: 25
— борт, корма рубки, мм: 10

Вооружение:
— пушка 20К 45-мм, боекомплект 25-30 снарядов
— пулемёт 7,62-мм ДП/ДТ, боекомплект 470 патронов

Двигатель: четырёхцилиндровый, керосиновый
Мощность двигателя, л. с: 52
Скорость по шоссе, км/ч: 15-20
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 5
Запас хода по шоссе, км: 120

Если честно, возникает такое странное чувство, когда смотришь на эту машину... Знаете, вот в дуло ей, как в глаза человеку, прямо смотреть не хочется. Трактор, он не виноват, что на него наварили броню, дали пушку и послали воевать. Он танком от этого не стал. И самоходкой тоже. И не знаю, насколько результативно воевали эти полторы сотни "боевых" машин, но вот есть такое ощущение несправедливости.

Обидно, но не должно было так быть.

Источники:
https://warspot.ru/6466-improvizatsiya-v-promyshlennyh-masshtabah
https://topwar.ru/108500-htz-16-samyy-massovyy-sovetskiy-bronetraktor.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    25 марта 2019 18:26
    Обидно, но не должно было так быть.
    Но так было, не стоит об этом забывать. И стоит видимо мужеству людей идущих в бой на этих эрзацах восхититься.




    И еще в Кубинке есть такой вариант НИ-1
    1. +1
      26 марта 2019 08:07
      В Кубинке поделка сделанная по желанию или для радости одного из ГенСеков и приуроченная к одному из юбилеев.
      1. 0
        26 марта 2019 10:51
        Точно! Ходовая одинаковая.
    2. 0
      26 марта 2019 22:43
      И стоит видимо мужеству людей идущих в бой на этих эрзацах восхититься.

      Тут некоторые серийные образцы бронетехники были не лучше этой поделки. Так, что танкисты - люди привыкшие. Но несмотря на всё это... Слава героям.

      Бригада братьев Зайцевых ремонтирует танки БТ, уходящие на фронт, в мастерской в Одессе. На переднем плане БТ-2 на дальнем Т-26.

      Источник информации о фото:
      1. visualrian.ru

      P.S.
      Отдельное спасибо за фотографии. smile
      1. +1
        27 марта 2019 07:13
        Цитата: VictorZhivilov
        Тут некоторые серийные образцы бронетехники были не лучше этой поделки.

        Серийные - однозначно лучше
        1. 0
          27 марта 2019 09:26
          Да, ладно.

          Сгоревшие советские танкисты легкого танка БТ-2 (пулеметный вариант). Деревня Романищи, Белоруссия.

          Сгоревший механик -водитель в люке советского легкого танка Т-40 в районе Леминахо (Leminahо).

          Источник: sa-kuva.fi.

          И, ещё отдельно стоит выделить легкий плавающий танк Т-37А.

          Захваченный советский легкий плавающий танк Т-37А в ангаре испытательного полигона Куммерсдорф. На листах корпуса и башнях проставлены толщины броневых листов. Машина получила инвентарный №332.

          Источник: vk.com.
          1. +1
            27 марта 2019 11:15
            Цитата: VictorZhivilov
            Да, ладно.
            Не ладно. Вы, что решили меня на "ужасть" взять? Глупо и что ж Вы остановились?
            Цитата: VictorZhivilov
            Сгоревшие советские танкисты
            и их уничтоженный внутренним взрывом танк Т-34

            Причем это один из первых выпущенных Т-34, судя по элементам конструкции, то есть тот, что был "непоражаемым".
            Горящий КВ-1 и погибший член экипажа...


            Можно продолжить и далее, по всем видам танков, как нашим, так и иностранным.
            И я так и не понял, для чего Вы решили выложить эти фото. Хотя даже на них видно, что люди дрались до последнего, так как это были полноценные боевые машины, позволяющие им это делать. А вот подобные "эрзацы" это импровизации, не обеспечивающие не защищенности, не скорости, не проходимости, не удобства действия боевого расчета, так мало того у них и пулеметов для защиты не было. Почти все фото этих бронетракторов показывает, что их бросили на поле боя, при малейших неисправностях и винить в этом наших бойцов как то не приходится, лишенный подвижности "эрзац" так же лишался возможности и защищаться, в отличии от танка, где и вращающаяся башня есть и пулемет, да не один, для самозащиты
  2. +1
    25 марта 2019 18:39
    Спасибо автору за хорошую статью good
  3. 0
    25 марта 2019 18:41
    Да, ему еще бы башню с возможность вращения...В тяжелейших условиях начала войны и эта машина была к месту
  4. +1
    25 марта 2019 19:51
    Ну так после ПМВ танки от тракторов плясали:
    1. +3
      25 марта 2019 23:57
      Цитата: Журавль
      Ну так после ПМВ танки от тракторов плясали:

      Скорее от от ПМВ. Если англичане создавали танки от нуля, то немцы и французы использовали тракторные шасси.Обычно использовалось шасси трактора Холт.
  5. exo
    +2
    25 марта 2019 20:26
    Ему бы,название подошло "Ополченец". Там тоже были люди,не всегда бравого вида. Но,Родину они защищали с Честью.
  6. +1
    25 марта 2019 21:22
    Хорошая история. Спасибо! Самое интересное что это действительно не самопал обшитый железом на скорую руку а именно продуманная переделка трактора. Судя по небольшому количеству выпущенных бронетракторов, результат не очень понравился и на других заводах повторять опыт не стали.
    1. +1
      27 марта 2019 07:29
      Произвели столько, сколько успели. И только на этом заводе, потому что, только он производил первоисточник -трактор СХТЗ-НАТИ. После эвакуации завода прекратился и выпуск ХТЗ-19. Завод был эвакуирован сначала в Сталинград, затем на Алтай, к тому моменту выпуск налаживать выпуск эрзац-танков было незачем, потому завод вновь занялся выпуском тракторов. А на счёт не понравился, ну как такое может превзойти настоящий танк, не от хорошей жизни производили, и в основном кустарно. Этот, как вы правильно заметили единственный серийный.
  7. +1
    25 марта 2019 23:29
    Эрзац-танк… Не от хорошей жизни.
    Автор, спасибо! Очень интересно. Действительно не от хорошей появлялись самоделки и импровизации бронетехники. Тем и ценно что в музеях сохранились подобные образцы. Ещё раз спасибо.
  8. +4
    26 марта 2019 00:27
    Похоже, их много разных было
    и вот такой можно увидеть

    и в 2013 году статья была
    https://topwar.ru/1851-tank-ni-1.html
    или вот это
    https://youtu.be/exMIKgvE3-Q
    в самой Одессе стоит вот такой памятник

    В Вики есть статья тоже
    https://ru.wikipedia.org/wiki/НИ-1
    Сложно сказать, что из них реальные танки времен войны, а что макеты послевоенные.
    Но всё равно- история мужества тех, кто в них в бой шёл.
    1. +4
      26 марта 2019 08:12

      Вот одесский НИ.

      Танки НИ на Таможенной площади в Одессе. Зима 1941-42 г.
      1. 0
        27 марта 2019 07:34
        Спасибо за фото, обычно попадаются кадры из сериала "Великая отечественная" ("Неизвестная война"), с муляжами сделанными специально для съёмок. То, что у Сергея на верхнем фото.
  9. +2
    26 марта 2019 10:52
    Да....действительно,эрзац-ТАНК ! Абидно,понимаешь,обзывать его "бронетрактором"! Если трактор(хоть и броне...),то должен таскать за собой артиллерию, "палубы" с подбитыми танками и ещё...чего-нибудь ! А вооружение так....для самообороны ! А мы видим боевую машину ! Предназначенную,если и умереть,то в бою,а не в какой-то грязной канаве ! Поэтому,только ТАНК !...хоть и эрзац recourse
  10. 0
    26 марта 2019 11:01
    спасибо автору - любопытный момент истории... а с учетом того, сколько танков было в КОВО - действительно так не должно было быть... request
  11. +1
    26 марта 2019 12:10
    Трактор, он не виноват, что на него наварили броню, дали пушку и послали воевать.
    Не могу спокойно смотреть фотографии брошенных летом 1941 года танков. Не подбитых, а брошенных в парках, увязших в болотах и оставленных на обочинах дорог. Ведь потом кому-то пришлось идти в бой на тракторе с наспех наваренной бронёй..
    Не мне судить, конечно, тех людей, кто оставлял свои боевые машины или кто не смог обеспечить их топливом, боеприпасами, запчастями.. Но с Романом согласен, есть ощущение несправедливости.. Как так?
    1. +1
      26 марта 2019 13:40
      Не могу спокойно смотреть фотографии брошенных летом 1941 года танков. Не подбитых, а брошенных в парках, увязших в болотах и оставленных на обочинах дорог.

      Увы, но эвакуировать и ремонтировать их было нечем. Порой и заправить можно было только ВОДОЙ!
      Сливали горючее в более новые и исправные машины и отходили на восток. Не только танки бросали...

      Советская автомобильная техника, брошенная и уничтоженная при отступлении в Карелии.
      Все при глобальных отступлениях бросали технику. И французы и британцы. Британцы в Греции даже винтовки ломали и бросали на глазах местных...

      Британские танки A10, Греция. Апрель 1941г.
  12. +1
    26 марта 2019 17:19
    Хотя сами киевские музейные пишут, что это НИ-1. Который "На испуг". Но простите великодушно, от Одессы до Киева эта машина вряд ли бы доехала, особенно учитывая, что у нее и шансов не было из-под Одессы уйти, учитывая то, что там в 1941-м творилось. Могли, конечно, восстановить недобитый, могли.

    В Киеве стоит реальный макет забронированного ДТ-75М. Для сравнения фото самого ДТ-75 и их макета,видно сразу что их роднит, это траки , подвеска и упор для бульдозерного отвала, а учитывая что перед армией я изучал трактор ДТ-75, отрабатывал на нём ЛПЗ, то уж эту подвеску я ни с чем не спутаю. В Киеве музейщики сильно не заморачивались, где поблизости списанный трактор нашли, с того и сделали.

    1. -2
      26 марта 2019 22:13
      Самое весёлое что это изделие смотрится чудо как креативно. Удивляюсь как с такой внешностью его ещё в "Танчики" не приспособили.
  13. 0
    26 марта 2019 19:53
    И в обороне Ленинграда участвовали бронированные тракторы, оборудованные на ленинградских заводах .
  14. +1
    27 марта 2019 00:27
    Практически все использованные фото, это макеты. Настоящие танки НИ 1 Можно увидеть, если покопаться в интернете, в момент, когда они покидают проходную завода "январское восстание".
  15. 0
    27 марта 2019 09:14
    нам всем очень легко рассуждать о недостатках оружия того периода. через 74 года после Победы, сидя за компами в тёплых квартирах. давайте будем сдержаннее в своих негативных оценках! не нам судить тех людей! они делали, что могли, чтобы мы родились! и у них был свой взгляд, своё понимание той ситуации! в последнем номере ТиВ статья о броневиках Ленинграда, в том числе о *мобилизационных* БА, коих было сделано 285 штук, разных, без учёта радиомашин с кустарным бронирование, например-10 ГАЗ-А
  16. +1
    29 марта 2019 00:13
    не от хорошой жизни наклепали мы
    этих 60 танков на Январском восстании..
    скорость 7 км зато скрежетали и этот скрежет с формой под танк помогли откинуть румын.Другого оружия кроме этого психологического под рукой не было.
    Броня кстати с Потемкина.
    Изначально эту технику называли боевой машиной "Январец". Название "На испуг" появилось после первого же боя с их участием. В ночь на 20 сентября 1941 года, двадцать бронетанков приняли участие в ночной атаке под селом Большой Дальник. Там удерживали врага подразделения 25-ой Чапаевской дивизии.
    После того, как на румынские траншеи поехала неизвестная техника, с включенными фарами и сиренами, с громким скрежетом и лязганьем - робкие румыны дрогнули и пустились драпать. Психологическая атака прошла на ура
    Над проектом танка работали главный инженер "Январки" П.Романов, А.Обедников и капитан У.Коган
  17. 0
    9 мая 2019 09:32
    Киевское страшилище, если присмотреться, даже башню не способно повернуть - маска пушки упрётся в угол рубки - я ещё лет 30 назад понял, что это - тупой самопал для "галочки". А вот ХТЗ - хоть и понятно, что не настоящий - сделан очень аккуратно, и следы коррозии на стволе и щитке водителя говорят, что не без реальных деталей.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»