Small, but very dangerous for the enemy

Small, but very dangerous for the enemy
"A wonderful" Alpha "called the experts of the US Navy, the Soviet submarine of the 705 Project

At the end of 1958 of the year, when state tests of the first domestic nuclear submarine were held, the State Committee for Shipbuilding announced a tender for the development of proposals for the next-generation submarines.


As a result, SKB-143 (now the Malachite SPMBM) appeared to be designed, which were then embodied in the ships of the second generation of 671 and 670 projects. One of the results of the competition was the development of the project idea of ​​creating an automated small displacement submarine and its preliminary appearance was determined. The author of the idea is one of the winners of the above-named competition, talented designer Anatoly Borisovich Petrov, who led a group of young scientists.

FROM WHAT IT STARTED

Petrov Anatoly Borisovich

The chief of the bureau and the chief designer of the first national nuclear boat, Vladimir Peregudov, warmly supported the idea of ​​the ship, told Academician A. P. Alexandrov about it and asked him to accept A. B. Petrov with a report on this ship. And in the early spring of 1959, Anatoly Petrovich Alexandrov received Petrov and the author of these lines at the Institute of Atomic Energy. The conversation lasted more than two hours. The academician listened very attentively to us, asked a lot of questions, thinking with us, joked, kept simple and easy. And Petrov and I did not feel any pressure from his enormous authority. He did not show the slightest shade of superiority, condescension or teaching. It was a conversation of colleagues and like-minded people. Anatoly Petrovich asked to bring tea and continued to ask us briskly about the features of the new ship. Hearing about the single-hull architecture, a small reserve of buoyancy and the associated rejection of the requirements of the surface flooding, he said that it was healthy and organic, but the sailors would not accept this.

As a result, Aleksandrov asked to send materials to the developments, promised full support for the project. It was a late hour. Upon learning that we were leaving the same day, he ordered to take us to the train.

In June, A. P. Alexandrov, 1959, directly at the SKB, organized a large meeting with the participation of Academician V. A. Trapeznikov, Director of the Institute of Automation and Remote Control, and the entire management team of the bureau. Works turned.

The chief designer appointed Mikhail Georgievich Rusanov. It was an extremely good choice. Rusanov deeply imbued with the design solutions of the ship and began to implement them with extraordinary perseverance and enthusiasm. At first, he worked together with A. B. Petrov, but then they parted ways. Petrov, an unusually talented and gifted engineer, could constantly invent and propose new and new ideas, which in many respects determine the main directions of development of submarine construction. However, he was not given to implement them, to constantly eliminate the next technical and organizational problems. This brilliantly performed Rusanov. He assumed enormous responsibility and made it without exaggeration the meaning of his existence. He gave all the forces and time allotted to him to the creation of this ship.

The main innovative technical solutions of the project, which determined its appearance, were as follows:

- complex automation of technical equipment, crew crew threefold, single central ship control console, titanium hull;

- reactor power plant with liquid metal coolant, the use of alternating current frequency 400 hertz, block steam turbine installation, the use of pop-up rescue chamber for all personnel;

- the use of split rudders and combined retractable devices, the use of hydraulic torpedo tubes.

And all this should be implemented subject to a small displacement.




Dozens, if not hundreds of various organizations - design bureaus, factories, research institutes took part in the creation of the ship. They were captured by the novelty and unusualness of the project, the opportunity to creatively solve interesting technical problems, and they enthralled the enthusiasm and dedication of SKB-143 employees and, above all, the chief designer Rusanov. New productions and technologies were developed, in particular, titanium metallurgy for serial construction, automation and automation of technical means, small-scale reactor plant with liquid metal coolant and block steam-turbine plant of high power, new radio-electronic hydroacoustics, radar, navigation and radio communications. It was possible to create the latest equipment, instruments of control and management, new design schemes for all systems and devices of the ship.

It can be said that the 705 project has raised the level of scientific and engineering developments in shipbuilding, power engineering, radio electronics, as well as the work culture in factories, pilot plants and research laboratories to a new level. And all this happened in the 60s of the last century, and we did not have digital electronics and computers at our disposal. When, in 1999, the author of these lines made a report on the 705 project at the Warsaws-99 International Symposium in London, those present, and this is the elite of world shipbuilding, stood up. As a result, such a ship was born. The first submarine of the 705 project was built at the Leningrad Admiralty Union in the 1971 year, the last in the series, the seventh in the 1981. Our fleet received four ships from the Leningrad Admiralty Association, three - from the Northern Machine-Building Enterprise.

Original technical solutions made it possible to create a nuclear submarine with a displacement of just over two thousand tons with tactical and technical characteristics that are not inferior to the performance characteristics of any other nuclear submarine.

For the first time in the world, titanium alloy was used in the construction of a series of warships. This served as a powerful impetus to the development of titanium metallurgy, the development of new structural materials based on this metal.

The first submarine has entered combat operation with complex automation of basic technical means, a small number of personnel, an original layout of the shelter compartment, limited by bulkheads designed for full overboard pressure, and includes the main command post, residential and service premises. Above the compartment was a pop-up rescue chamber for all personnel.



New was the decision to use electrical equipment with a frequency of not 50 hertz, as it was made, but 400 hertz, which ensured the creation of small-sized electrical equipment. The liquid-metal coolant at the power plant made it possible to drastically reduce its size and weight, and also significantly improve maneuverability in terms of recruiting and power release. At the same time, the main power plant (GEM) required a new approach to operating the reactor, since constant operation of the pumps of the 1 circuit was necessary because of the threat of alloy freezing and plant failure. This complicated the basic support and maintenance of the ship in the database. It was right to say that the high technical level of the ship and its outstanding combat characteristics demanded a new, more advanced organization of service and basing.

During the construction and operation of submarines of the 705 project, the bureau carried out continuous intensive work on a constant search for design and engineering solutions aimed at improving equipment reliability and also reducing noise. This concerned, first of all, the systems and devices of the power plant (steam fittings, attachments for the installation of steam pipes, leaks of steam generators, etc.).

Below are the main elements of the submarine of the 705 project (according to the NATO classification - Alfa) in comparison with the data of American nuclear submarines of that time.

These tables eloquently testify to the extremely high performance of the submarines of the 705 project.

LIGHT, FAST AND MANOVA

Rusanov Mikhail Georgievich

The operation of these submarines confirmed their high performance characteristics. Despite the many unfavorable circumstances specific to this series of ships - the protracted construction period, the extremely poor quality of the infrastructure in the home (here you need to add newness and a sharp difference from all previous nuclear submarines), the 705 submarine of the project proved to be reliable and efficient ships . The intensity of their use was quite high, they regularly made autonomous campaigns, participated in almost all naval exercises and maneuvers in the Atlantic theater, showed high efficiency, each had several contacts with foreign submarines and, due to their high maneuverability and speed, received certain advantages over them. In 1983, the naval formation, which included the submarines of the 705 project, was recognized as the best in the Navy.

Possessing a maximum travel speed comparable to that of anti-submarine torpedoes, Alpha could develop a full stroke within one minute from the moment the command was given. This allowed her to enter the shadow feed sector of any surface ship and submarine. According to the testimony of the submarine commanders, it could turn almost "on the patch".

There was a case in the North Atlantic when one of the Alphas hung on the tail of a NATO nuclear submarine for desperate attempts to leave for more than 20 hours. Tracking stopped only on command from the shore.



According to the testimony of the crews of the submarines, which highly appreciated the fighting qualities of these ships, the submarines of the 705 project were superior to other submarines by the following properties:

- a significantly higher readiness for going out to sea from the initial state when the GEM is not commissioned due to a higher (almost three times) input speed, a significantly greater maximum speed, opening up the possibility of rapid deployment to the destination areas;

- high maneuverability, allowing more successfully to evade from all types of existing foreign anti-submarine torpedoes (before adopting the US Navy torpedoes MK-48) and providing a sufficiently long tracking of foreign submarines;

- automation of ship control processes, weapons and the power plant, even for the level of that time, was efficient and reliable, the service life of the automation equipment for general ship systems and the power plant on all ships was more than doubled.

Nevertheless, the construction of these submarines was discontinued and the project did not receive further development. This was largely due to the premature selection of an unprocessed reactor with a liquid-metal coolant (the ground stand of the PUU was never created) and, unfortunately, affected the fate of the advanced and unique design solutions of the submarine of the 705 project. The general level of the state of domestic industry and production technologies, the conditions of infrastructure and basing, as well as the training of personnel and organization of service in the fleet could not ensure the full and reliable operation of these ships - they were too ahead of their time.

Since 1986, the use of nuclear submarines of the 705 project, as well as other submarines and the fleet as a whole, began to decline, they were not repaired, the turnaround time was out, the automation resources were exhausted, the reactor core resource was less than 30%. Since the beginning of 90, the fleet financing has practically ceased, which resulted in the actual destruction of these remarkable, far ahead of their time ships.

It remains only to express regret that not a single ship of such an outstanding project, which aroused the enthusiasm and envy of our probable enemy, was left at least as a monument-museum to the creative feat of the constructors of the Malachit SPMBM, the contractors and crews of these submarines.

The design ideas and technical solutions for the development of the 705 submarine served as the basis for many constructive and technological solutions when creating submarines of the third and fourth generations.

The fate of the ships was both beautiful and tragic. The same fate befell many of the authors and developers of the project, including the chief designer of the project, M. G. Rusanov, who has devoted his whole life to him. It can be said without exaggeration - without purposefulness, energy, erudition, experience and professionalism, the power of persuasion, and the organizational abilities of Mikhail Georgievich, the 705 project ship would hardly have been created. In 1974, he was relieved of his post as chief designer.

This also applies to Anatoly Petrov, whose design idea and concept of an automated small-displacement submarine formed the basis of the development. It's a shame that his name did not receive the corresponding recognition.



REMAINING ONLY REWARDS AND MEMORIES

The submarines of the 705 project are an example of the creative take-off of domestic and world submarine shipbuilding. This was one of the most outstanding achievements of the bureau, which our likely adversaries also appreciated. There were no analogs of 705 in submarine shipbuilding, and not only in Russia. “The remarkable Alpha was the submarine of the 705 project, a prominent American naval historian and analyst Norman Polmar in the book Submarines of the Cold War. These submarines opened the way to a new direction in the creation of multi-purpose submarines - complex-automated high-speed and maneuverable ships of a small displacement. Unfortunately, the end of the intensive operation of a series of submarines of 705 and 705K projects, understanding the experience of creating these ships and their further improvement coincided with the collapse of the Soviet Union, the collapse of industry and the fleet. One of the 705 submarine commanders, V. T. Bulgakov, wrote: “During 10, the building was completed, commissioned into the Navy, and without a single shot, the division of unique, unparalleled ships in the world with a hull and with a limited shelf life was destroyed.”

The cast into the future did not receive reinforcements today, submarine shipbuilding is developing further along a more traditional path. The modern level of advanced technologies shows the promise of Alpha’s ideas and gives hope for its further development.

The high scientific and technical level achieved during the creation of the nuclear submarine of the 705 project was marked by a decree of the Presidium of the USSR Supreme Council on December 16 of 1981. SPMBM Malachite team awarded the Order of the October Revolution, and 113 employees received orders and medals. The orders of Lenin were awarded to M. G. Rusanov and L. A. Podvyaznikov. Among the co-authors V. V. Romin, replacing M. G. Rusanov as chief designer in 1974, became the winner of the Lenin Prize, and the State Prize was received by Yu. A. Blinkov, V. V. Krylov, V. V. Lavrentiev, KA Landgraf and V.V. Borisov.

Here are the most distinguished of the winners: A. B. Petrov, Yu. V. Sokolovsky, N. I. Tarasov, I. M. Fedorov, B. P. Sushko, M. I. Korolev, L. V. Kalacheva, V. G. Tikhomirov, V. I. Barantsev, V. P. Bogdanovich, B. V. Grigoriev, I. S. Sorokin, I. N. Loschinsky, V. A. Ustinov, B. M. Kozlov, S. P. Katkov, V. G. Borodenkova, Yu. A. Chekhonin, V. A. Danilov, I. M. Grabalin, I. M. Valuyev, B. F. Dronov, V. Ya. Veksler, G. N. Pichugin, N. A. Sadovnikov, V. V. Yurin, O. A. Zuev-Nosov, V. R. Vinogradova, Yu. D. Perepelkin, O. P. Perepelkin, M. M. Kholodova, A. I. Sidorenko, V. A. Lebedev, G. I. Turkunov and a number of other employees Office.

It should be noted also the rewarding of a large group of specialists from counterpart enterprises, science and the Navy, and about 40 of them were awarded the Lenin and State Prizes.

Creating a ship project 705 convincingly showed the high potential of science and industry of the Soviet Union 60-70-s.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Мала, но очень опасна для противника

Мала, но очень опасна для противника
«Замечательной «Альфой» назвали специалисты ВМС США Советскую АПЛ Проекта 705

В конце 1958 года, когда проходили государственные испытания первой отечественной атомной подводной лодки, Госкомитетом по судостроению был объявлен конкурс на разработку предложений по АПЛ следующего поколения.

В итоге в СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») появились проектные разработки, которые воплотились затем в кораблях второго поколения проектов 671 и 670. Одним из результатов конкурса явилась разработка проектной идеи создания автоматизированной подводной лодки малого водоизмещения и был определен ее предварительный облик. Автор идеи - один из победителей вышеназванного конкурса, талантливый конструктор Анатолий Борисович Петров, возглавлявший группу молодых ученых.


С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Мала, но очень опасна для противникаПетров Анатолий Борисович

Начальник бюро и главный конструктор первой отечественной атомной лодки Владимир Перегудов горячо поддержал идею корабля, рассказал о ней академику А. П. Александрову и попросил его принять А. Б. Петрова с докладом об этом корабле. И вот ранней весной 1959 года Анатолий Петрович Александров принял Петрова и автора этих строк в Институте атомной энергии. Беседа продолжалась более двух часов. Академик очень внимательно слушал нас, задавал массу вопросов, размышляя вместе с нами, шутил, держался просто и непринужденно. И мы с Петровым не ощущали никакого давления его огромного авторитета. У него не проявлялось ни малейшего оттенка превосходства, снисхождения или поучения. Это была беседа коллег и единомышленников. Анатолий Петрович попросил принести чай и продолжал оживленно расспрашивать нас об особенностях нового корабля. Услышав про однокорпусную архитектуру, малый запас плавучести и связанный с этим отказ от требований надводной непотопляемости, он сказал, что это здорово и органично, но моряки на это не пойдут.

В итоге Александров попросил прислать материалы разработок, обещал полную поддержку проекта. Был поздний час. Узнав, что мы в тот же день уезжаем, он распорядился отвезти нас к поезду.

В июне 1959 года А. П. Александров непосредственно в СКБ организовал большое совещание с участием академика В. А. Трапезникова, директора Института автоматики и телемеханики, и всего руководящего состава бюро. Работы развернулись.

Главным конструктором назначили Михаила Георгиевича Русанова. Это был на редкость удачный выбор. Русанов глубоко проникся проектными решениями корабля и стал их реализовывать с необыкновенным упорством и воодушевлением. Вначале он работал вместе с А. Б. Петровым, но затем их пути разошлись. Необычайно талантливый и одаренный инженер Петров мог постоянно придумывать и предлагать все новые и новые идеи, во многом определяющие основные направления развития подводного кораблестроения. Однако реализовывать их, постоянно устранять очередные технические и организационные проблемы ему было не дано. Это блестяще выполнял Русанов. Он принял на себя громадную ответственность и сделал ее без преувеличения смыслом своего существования. Все отпущенные ему силы и время он отдал созданию этого корабля.

Основные новаторские технические решения проекта, определившие его облик, заключались в следующем:

- комплексная автоматизация технических средств, сокращение экипажа втрое, единый центральный пульт управления кораблем, титановый корпус;

- реакторная энергоустановка с жидкометаллическим теплоносителем, применение переменного тока частотой 400 герц, блочная паротурбинная установка, применение всплывающей спасательной камеры на весь личный состав;

- использование разрезных рулей и совмещенных выдвижных устройств, применение гидравлических торпедных аппаратов.

И все это должно быть реализовано при условии получения малого водоизмещения.

Мала, но очень опасна для противника


В создании корабля принимали участие десятки, если не сотни различных организаций - конструкторские бюро, заводы, научно-исследовательские институты. Их захватывали новизна и необычность проекта, возможность творчески решать интересные технические задачи, увлекали энтузиазм и самоотверженность сотрудников СКБ-143 и прежде всего главного конструктора Русанова. Были разработаны новые производства и технологии, в частности титановая металлургия для серийного строительства, автоматика и автоматизация технических средств, малогабаритные реакторная установка с жидкометаллическим теплоносителем и блочная паротурбинная установка большой мощности, новые радиоэлектронные комплексы гидроакустики, радиолокации, навигации и радиосвязи. Удалось создать новейшее оборудование, приборы контроля и управления, новые конструктивные схемы ко всем системам и устройствам корабля.

Можно сказать, что проект 705 поднял на новую ступень уровень научных и конструкторских разработок в судостроении, энергетике, радиоэлектронике, а также культуру труда на заводах, опытных производствах и в научных лабораториях. И все это происходило в 60-х годах прошлого века, причем в нашем распоряжении не было цифровой электроники и компьютеров. Когда в 1999 году автор этих строк делал сообщение по проекту 705 на международном симпозиуме Warships-99 в Лондоне, присутствующие, а это элита мирового судостроения, встали. В результате такой корабль появился на свет. Первую подводную лодку проекта 705 построили на Ленинградском Адмиралтейском объединении в 1971 году, последнюю в серии, седьмую - в 1981-м. Четыре корабля наш флот получил от Ленинградского Адмиралтейского объединения, три - от Северного машиностроительного предприятия.

Оригинальные технические решения позволили создать АПЛ водоизмещением всего две с небольшим тысячи тонн с тактико-техническими характеристиками, не уступающими ТТХ любых других атомных подводных лодок.

Впервые в мире титановый сплав использовался в строительстве серии боевых кораблей. Это служило мощным толчком развитию титановой металлургии, разработке новых конструкционных материалов на основе данного металла.

В боевой строй вступила первая АПЛ с комплексной автоматизацией основных технических средств, малым числом личного состава, оригинальной компоновкой отсека убежища, ограниченного переборками, рассчитанными на полное забортное давление, и включающего в себя главный командный пост, жилые и служебные помещения. Над отсеком располагалась всплывающая спасательная камера на весь личный состав.

Мала, но очень опасна для противника


Новым являлось решение о применении электрооборудования с частотой не 50 герц, как это было принято, а 400 герц, что обеспечило создание малогабаритного электрооборудования. Жидкометаллический теплоноситель на энергоустановке позволил резко уменьшить ее размеры и вес, а также значительно улучшить маневренность в смысле набора и сброса мощности. В то же время главная энергетическая установка (ГЭУ) потребовала нового подхода к эксплуатации реактора, так как была необходима постоянная работа насосов 1-го контура из-за угрозы замерзания сплава и выхода установки из строя. Это усложняло базовое обеспечение и обслуживание корабля в базе. Правильно было сказать, что высокий технический уровень корабля и его выдающиеся боевые характеристики требовали новой, более совершенной организации обслуживания и базирования.

При строительстве и эксплуатации подводных лодок проекта 705 в бюро велась непрерывная интенсивная работа по постоянному поиску проектных и конструкторских решений, направленных на повышение надежности оборудования, а также снижение шумности. Это касалось прежде всего систем и устройств ГЭУ (паровая арматура, узлы крепления паропроводов, неплотности парогенераторов и т. п.).

Ниже приводятся основные элементы подводной лодки проекта 705 (по классификации НАТО - Alfa) в сравнении с данными американских атомных субмарин той поры.

Данные таблицы красноречиво свидетельствуют об исключительно высоких характеристиках АПЛ проекта 705.

ЛЕГКАЯ, БЫСТРАЯ И МАНЕВРЕННАЯ

Мала, но очень опасна для противникаРусанов Михаил Георгиевич

Эксплуатация этих подводных лодок подтвердила их высокие тактико-технические характеристики. Несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, специфические для этой серии кораблей - затянувшийся срок строительства, крайне низкое качество инфраструктуры в местах базирования (сюда же надо приплюсовать новизну и резкое отличие от всех предыдущих атомных подводных лодок), АПЛ проекта 705 проявили себя как надежные и боеспособные корабли. Интенсивность их использования была достаточно высокой, они регулярно совершали автономные походы, участвовали практически во всех учениях и маневрах ВМФ на атлантическом театре, показали высокую эффективность, каждая имела несколько контактов с иностранными субмаринами и благодаря высокой маневренности и скорости получала определенные преимущества перед ними. В 1983 году соединение ВМФ, в которое входили подводные лодки проекта 705, признали лучшим в Военно-морском флоте.

Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростями противолодочных торпед, «Альфа» могла развивать полный ход в течение одной минуты с момента подачи команды. Это позволяло ей зайти в теневой кормовой сектор любого надводного корабля и подводной лодки. По свидетельству командиров АПЛ, она могла развернуться практически «на пятачке».

Был случай в Северной Атлантике, когда одна из «Альф» в течение более 20 часов висела на хвосте натовской атомной подлодки, предпринимавшей отчаянные попытки уйти. Слежение прекратилось только по команде с берега.

Мала, но очень опасна для противника


По свидетельству экипажей АПЛ, которые высоко оценивали боевые качества этих кораблей, подводные лодки проекта 705 превосходили другие АПЛ по следующим свойствам:

- значительно более высокая готовность к выходу в море из исходного состояния при не введенной в действие ГЭУ в связи с более высокой (почти в три раза) скоростью ввода, значительно большая максимальная скорость хода, открывающая возможность быстрого развертывания в районы предназначения;

- высокая маневренность, позволяющая более успешно уклоняться от всех типов существовавших иностранных противолодочных торпед (до принятия на вооружение ВМС США торпеды МК-48) и обеспечивающая достаточно длительное слежение за иностранными АПЛ;

- автоматизация процессов управления кораблем, оружием и ГЭУ даже для уровня того времени являлась эффективной и надежной, ресурс эксплуатации средств автоматизации общекорабельных систем и ГЭУ на всех кораблях был превышен более чем в два раза.

Тем не менее строительство этих АПЛ было прекращено и проект не получил дальнейшего развития. Это произошло в значительной степени из-за преждевременного выбора неотработанной реакторной установки с жидкометаллическим теплоносителем (наземный стенд ППУ так и не был создан) и, к сожалению, отразилось на судьбе передовых и уникальных проектных решений подводной лодки проекта 705. Общий уровень состояния отечественной промышленности и производственных технологий, условий инфраструктуры и базирования, а также подготовки личного состава и организации службы на флоте не мог обеспечить полноценную и надежную эксплуатацию этих кораблей - они слишком опередили свое время.

С 1986 года напряженность использования АПЛ проекта 705, как и других подводных лодок и флота в целом, стала снижаться, они не ставились в ремонт, межремонтные сроки вышли, ресурсы автоматики были исчерпаны, ресурс активной зоны реакторов составлял менее 30%. С начала 90-х годов финансирование флота практически прекратилось, что повлекло за собой фактическое уничтожение этих замечательных, далеко опередивших свое время кораблей.

Остается только высказать сожаление, что ни один корабль такого выдающегося проекта, который вызывал восторг и зависть нашего вероятного противника, не был оставлен хотя бы в качестве памятника-музея творческому подвигу конструкторов СПМБМ «Малахит», заводов-строителей, организаций-контрагентов и экипажей этих подводных лодок.

Проектные идеи и технические решения при разработке 705-й ПЛ послужили основой для многих конструктивных и технологических решений при создании АПЛ третьего и четвертого поколений.

Судьба кораблей оказалась и прекрасной, и трагической. Такая же участь постигла и многих авторов, разработчиков проекта, в том числе главного конструктора проекта М. Г. Русанова, посвятившего ему всю жизнь. Можно без преувеличения сказать - без целенаправленности, энергии, эрудиции, опыта и профессионализма, силы убеждения, организационных способностей Михаила Георгиевича корабль проекта 705 вряд ли был бы создан. В 1974 году его освободили от должности главного конструктора.

Это касается и Анатолия Петрова, чья проектная идея и концепция автоматизированной подводной лодки малого водоизмещения легла в основу разработки. Обидно, что его имя не получило соответствующего признания.

Мала, но очень опасна для противника


ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО НАГРАДЫ И ВОСПОМИНАНИЯ

АПЛ проекта 705 стали примером творческого взлета отечественного и мирового подводного кораблестроения. Это было одним из самых выдающихся достижений бюро, которое по достоинству оценили и наши вероятные противники. Аналогов 705-му в подводном кораблестроении не было, и не только в России. «Замечательной «Альфой» назвал подводную лодку проекта 705 видный американский военно-морской историк и аналитик Норман Полмар в книге «Подводные лодки холодной войны». Эти субмарины открывали дорогу новому направлению в создании многоцелевых ПЛ - комплексно-автоматизированных высокоскоростных и маневренных кораблей небольшого водоизмещения. К сожалению, время окончания интенсивной эксплуатации серии АПЛ проектов 705 и 705К, осмысление опыта создания этих кораблей и их дальнейшего совершенствования совпало с периодом распада Советского Союза, развала промышленности и флота. Один из командиров АПЛ проекта 705 В. Т. Булгаков писал: «В течение 10 лет была закончена постройкой, введена в боевой состав ВМФ и без единого выстрела уничтожена дивизия уникальных, не имеющих аналогов в мире кораблей с корпусами, не ограниченными сроками годности».

Выполненный бросок в будущее и сегодня не получил подкрепления, подводное кораблестроение развивается дальше по более традиционному пути. Современный уровень передовых технологий показывает перспективность идей «Альфы» и вселяет надежду на дальнейшее ее развитие.

Высокий научно-технический уровень, достигнутый при создании АПЛ проекта 705, был отмечен указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1981 года. Коллектив СПМБМ «Малахит» наградили орденом Октябрьской Революции, а 113 сотрудников - орденами и медалями. Ордена Ленина вручили М. Г. Русанову и Л. А. Подвязникову. Из числа соавторов В. В. Ромин, заменивший М. Г. Русанова на посту главного конструктора в 1974 году, стал лауреатом Ленинской премии, а Государственную премию получили Ю. А. Блинков, В. В. Крылов, В. В. Лаврентьев, К. А. Ландграф и В. В. Борисов.

Вот наиболее отличившиеся из награжденных: А. Б. Петров, Ю. В. Соколовский, Н. И. Тарасов, И. М. Федоров, Б. П. Сушко, М. И. Королев, Л. В. Калачева, В. Г. Тихомиров, В. И. Баранцев, В. П. Богданович, Б. В. Григорьев, И. С. Сорокин, И. Н. Лощинский, В. А. Устинов, Б. М. Козлов, С. П. Катков, В. Г. Бороденкова, Ю. А. Чехонин, В. А. Данилов, И. М. Грабалин, И. М. Валуев, Б. Ф. Дронов, В. Я. Векслер, Г. Н. Пичугин, Н. А. Садовников, В. В. Юрин, О. А. Зуев-Носов, В. Р. Виноградова, Ю. Д. Перепелкин, О. П. Перепелкина, М. М. Холодова, А. И. Сидоренко, В. А. Лебедев, Г. И. Туркунов и ряд других сотрудников бюро.

Следует отметить также награждение большой группы специалистов предприятий-контрагентов, науки и Военно-морского флота, причем около 40 из них были удостоены Ленинской и Государственной премий.

Создание корабля проекта 705 убедительно показало высокий потенциал науки и промышленности Советского Союза 60-70-х годов.
Автор: Борис ДРОНОВ главный научный сотрудник санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. ПАТРОН 13 августа 2011 12:04
    Иногда возникает такое ощущение,что при развале страны умышленно уничтожалось всё самое совершенное.
    ПАТРОН
  2. Isk1984 13 августа 2011 12:36
    Уникальные корабли, нигде в мире больше небыло папыток сделать что-нибудь подобное, правда есть мнение, что они были очень дороги по стоимости, но я думаю, технологии созданные при их проектировании и создании сослужили бы в дальнейшем огромную пользу стране...
    1. Алекс 28 июня 2014 16:36
      Цитата: Isk1984
      есть мнение, что они были очень дороги по стоимости
      Ну, такие корабли и не могли быть дешёвыми, особенно учитывая уникальность многих разработок. Но что-то подсказывает мне .что финансы тут были не главным фактором. Хотя и очень удобным.
  3. профессор 14 августа 2011 10:49
    Если мне не изменяет память то именно эту лодку прозвали на флоте "Золотая рыбка" из-за её стоимости.
    А ещё ходит байка как пришвартовали лодку к железному пирсу и оставили на ночь алюминиевый трап. К утру от трапа практически ничего не осталось. Гальваническая пара сделала своё дело. С тех пор стали пользоваться деревянными трапами.
    1. Bond 18 августа 2011 23:54
      Ошибаетесь, милейший ))) Золотой рыбкой называли единственную лодку проекта 661, а не 705 и 705К. И трапы у нас были нормальные, не деревянные ))))) Не забывайте, что трап опирается на корпус, покрытый краской, и под него еще подкладывается слой (обычно) резины, чтобы краску не сдирать. Так что никакой гальваники...
      Bond
      1. desava 24 сентября 2011 01:41
        Золотой рыбкой называли оба проекта. Поэтому Вы оба правы. А 705-й проект опередил свое время лет на сорок, по-этому они недолго служили в нашем флоте. Кстати, Вы знаете, что когда назначали командиром этой малютки к.1р. после ТРПКСН пр.941 это считалось повышением. У нас в то, да и сейчас, время нет соответствующей базы, чтобы поддерживать ПЛ в готовности. У них всех застыл теплоноситель.... Запустили в 90-е, что и неудивительно. А корабль, действительно, гениальный!
    2. Алекс 28 июня 2014 16:38
      Цитата: профессор
      А ещё ходит байка как пришвартовали лодку к железному пирсу и оставили на ночь алюминиевый трап. К утру от трапа практически ничего не осталось. Гальваническая пара сделала своё дело.
      Такие сказки не единичны,хотя эта довольно красочна. Никакой гальванопары в данном случае возникнуть не может, не говоря уже про массу покрытий на корпусе.
  4. Алекс 28 июня 2014 16:40
    Отличная статья, прекрасный корабль, замечательные люди. Нет пророка в своём отечестве...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня