Невезучий эсминец. «Уильям Д. Портер» по прозвищу «Тупой республиканец». Часть 1

46
Как я уже писал, судьбы кораблей схожи с судьбами людей. Несмотря на моё скептическое отношение к разнообразным предрассудкам, можно выделить везучие и донельзя невезучие корабли. Стоит хотя бы вспомнить многострадальные и столь же разрекламированные эсминцы Zumwalt, которые, кажется, без серьёзной поломки и сезон проходить не могут. Или же недавнюю потерю Норвегией новейшего фрегата УРО Helge Ingstad типа Fridtjof Nansen, экипаж которого по злой иронии судьбы сделал всё, чтобы утопить корабль.

Но в пантеоне невезучих военных кораблей американские «утюги» далеко не одиноки. Стоит вспомнить основательно подзабытый своим патологическим невезением эсминец «Уильям Д. Портер». Этот в чём-то очень несчастный динозавр из прошлого века не только умудрился сам утонуть по несколько нелепой случайности, но за время карьеры чуть было не пустил на дно несколько своих морских соотечественников.



Эскадренный миноносец «Уильям Д. Портер» относился, пожалуй, к одной из самых массовых серий военных кораблей в истории: типу «Флетчер». С 1941 по 1945 гг. было построено 175 эсминцев этого типа. К тому же эсминцы типа «Флетчер» весьма недурно зарекомендовали себя в деле и после войны активно продавались дружественным США странам, сдавались в аренду, модернизировались и даже принимали участие в американской космической программе во время поиска астронавтов.

Невезучий эсминец. «Уильям Д. Портер» по прозвищу «Тупой республиканец». Часть 1

Эскадренный миноносец «Уильям Д. Портер»

«Флетчеры» отличались гладкопалубной конструкцией корпуса с заметной седловатостью. Это обеспечило небольшой выигрыш весовой нагрузки на корпус и несколько повысило продольную прочность корабля, но уменьшило объёмы внутренних помещений. Борта и палуба над энергетической установкой защищались 12,7-мм бронелистами, а в районе директора главного калибра броня доходила до 19 мм. Длина – 114,8 м, ширина – 12 м, осадка – 5,3 м. Численность экипажа 273 человека при водоизмещении в 2325 тонн.

«Флетчеры» были оборудованы энергетической установкой в виде двух паровых турбин и четырёх паровых котлов либо фирмы Foster-Wilier, либо Ваbсос & Wilcox. Данная ЭУ должна была позволить кораблям идти максимальным ходом в 37-38 узлов. Однако, как это порой бывает, у корабля поплыл вес, поэтому положенной скорости запланированные двигатели уже дать не могли. Отчасти виной этому послужил факт начала проектирования «Флетчеров» ещё в 1939 году, когда руки конструкторов были связаны различными ограничениями на строительство новых кораблей. Разразившаяся война всяческие ограничения сняла. Поэтому скорость не превышала 36 узлов. Дальность плавания при экономичном ходе — около 5500 миль.

Вооружение эсминца было весьма внушительным. Главным калибром корабля были целых пять 127-мм орудий Mark 12, обладавших скорострельностью до 15 выстрелов в минуту (в зависимости от модификации до 21-го выстрела). Система управления огнём позволяла использовать 127-мм орудия против авиации противника, уверенно поражая неприятельские самолёты на километровых высотах.

Зенитное вооружение с годами менялось, при этом менялся как калибр орудий, так и их количество. По проекту на эсминцы предполагали ставить и счетверённый 28-мм зенитный автомат («чикагское пианино»), и четыре пулемёта Браунинг M2. В 1942-м году же на корабли начали ставить спаренные 40-мм зенитные орудия Bofors и 20-мм автоматические орудия Oerlikon. Число Bofors и Oerlikon вскоре довели до пяти и семи, соответственно.

Также эсминцы, естественно, располагали и противолодочным вооружением. Корабли несли от 4-х до 6-ти бомбомётов с 28-ми глубинными бомбами, а также два 5-ствольных торпедных аппарата Mark 15. Не считая того, что на некоторые корабли даже устанавливали катапульты для самолётов, но практика показала, что эта затея бесперспективна.


Эскадренный миноносец «Уильям Д. Портер» на стапелях Consolidated Steel Corporation

Непосредственно наш герой «Уильям Д. Портер» возводился на верфи Consolidated Steel Corporation в Ориндже, штат Техас. Спуск на воду состоялся 27 сентября 1943 года, а в эксплуатацию эсминец был сдан 6 июля 1943-го. Назван корабль был в честь американского морского офицера и участника Гражданской войны Уильяма Портера, дослужившегося до звания коммодора. За штурвал эсминца встал лейтенант-коммандер Уилфред А. Уолтер.

Корабль был приписан к ВМБ в Норфолке, куда вскоре и пришёл собственным ходом. Некоторое время команда и сам эсминец действовали в связке с авианосцем Intrepid, получая боевую практику. И вроде бы эсминцу была уготована либо тяжёлая будничная служба, либо жаркие бои на Тихоокеанском ТВД. Но злой рок уже притаился на пути корабля.

Согласно приказу, 12 ноября эсминец должен был выйти из Норфолка на встречу с известным линкором Iowa. Миссия была весьма важной, т.к. линкор перевозил президента США Франклина Рузвельта в Каир, откуда тот должен был попасть в Тегеран на конференцию с главами стран антигитлеровской коалиции. Во время отхода от причала «Уильям Д. Портер» не до конца выбрал якорь, и на ходу буквально снёс с ошвартованного рядом систершипа лееры, спасательную шлюпку и малые плотики. И это было только начало.

Ввиду важности миссии эсминца, конечно, никто задерживать «до выяснения» корабль не стал. Поэтому уже 13 ноября «Уильям Д. Портер» вошёл в эскорт Iowa. И не успел капитан эсминца Уилфред вздохнуть спокойно, как штормовая погода сорвала с корабля глубинную бомбу. Последняя, как назло, находилась на боевом взводе. Поэтому вскоре после погружения ценного вооружения в океанскую волну грянул взрыв.


Франклин Делано Рузвельт

Естественно, в кильватерном строе возникла необычайная суматоха. Корабли эскорта бросились выполнять манёвры уклонения, опасаясь торпедной атаки, до конца не понимая, что случилось: атака подлодки, диверсия или банальная халатность? Ведь везли не кого-нибудь, самого президента, а строй кораблей находился в зоне действия «волчьих стай» адмирала Дёница. Естественно, ордер кораблей развалился на глазах. На самом эсминце волной от взрыва смыло за борт матроса и часть корабельного оборудования.

При этом командирам кораблей был дан строгий приказ держать радиомолчание. Поэтому вскоре беспомощный капитан эсминца «Уильям Д. Портер», не имея возможности своевременно доложить о непреднамеренном взрыве мины, был вынужден наблюдать, как эскорт президента начал совершенно бессмысленное бомбометание с целью уничтожить несуществующую подводную лодку противника.

Когда же ситуация прояснилась, пришла ещё одна новость с борта неудачливого корабля. Оказалось, что один из четырёх паровых котлов эсминца неисправен, поэтому корабль потерял скорость и выпал из ордера. В авральном режиме принялись разводить пары в четвёртом котле и догонять президентский «кортеж».

Наступило утро 14 ноября. Опять же, как назло, президенту Рузвельту вздумалось взглянуть на учебные зенитные и торпедные стрельбы. Командир соединения адмирал Эрнест Джордж Кинг, участник ещё Первой мировой войны, отдал соответствующие приказы. В воздух подняли воздушные шары, имитирующие цели, по которым зенитчики линкора и кораблей сопровождения благополучно отстрелялись. Пришло время показать себя торпедистам.



Роль учебной цели досталась… линкору Iowa с президентом на борту. А в числе выходящих в торпедную атаку кораблей числился в ряду других и эсминец «Уильям Д. Портер». Учебные стрельбы от боевых в данном случае отличались лишь извлечением из торпедных аппаратов стартовых зарядов, которые и отвечали за выход торпеды из трубы. В данном случае матрос Лоутон Доусон, отвечавший в тот момент за извлечение зарядов, проявил чудовищную халатность и оставил заряд внутри трубы.

В итоге 14 ноября 1943 года эсминец «Уильям Д. Портер» флота США предпринял вполне себе боевую торпедную атаку линкора Iowa флота США, на котором к тому же находился и президент этих самых США. Капитан Уилфред А. Уолтер отчаянно семафорил линкору световой сигнализацией о необходимости немедленно предпринять манёвр уклонения. Время текло безумно стремительно, и надежда капитана эсминца предупредить флагман об угрозе таяла на глазах. Поэтому Уилфред нарушил приказ о радиомолчании и буквально порвал эфир сообщением о торпедной атаке.

Линкор вовремя совершил манёвр. В это же время президент Рузвельт попросил подвезти его коляску так, чтобы он мог видеть проходящую мимо торпеду. Торпеда, в самом деле, прошла мимо, взорвавшись в 300 метрах за кормой корабля прямо в его кильватерном следе, чем порадовала президента как мальчишку и ввела в гнев адмирала Кинга.

По одной из версий, в тот же миг линкор навёл на проклятый судьбой эсминец свои орудия, опасаясь, что последний не успокоится, пока не перетопит весь эскорт.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 марта 2019 18:05
    ну их так много,что не удивительна их аварийность....теперь еще и "Форд"поломался...куда ни плюнь-везде "партнеры"
  2. +7
    27 марта 2019 18:21
    " Спуск на воду состоялся 27 сентября 1943 года, а в эксплуатацию эсминец был сдан 6 июля 1943-го."
    это как? bully
    1. +7
      27 марта 2019 20:12
      Все просто. В ходе эксплуатации выяснилось. что корабль весьма основательно не добирает ход( вообще), после тщательного изучения проблемы было предложено спустить эсминец на воду.
      1. +1
        27 марта 2019 21:27
        Отличная версия! laughing
      2. +2
        28 марта 2019 15:08
        На стапелях до спуска на воду не добирал ход? Класс!!!
  3. +7
    27 марта 2019 18:25
    Если бы лично сам не сталкивался с со случаями в жизни,когда по логике абсолютно невозможно происшедшее,то сказал бы, что вся история притянута за уши.... Но увы, мы,по самую макушку погрязшие в меркантильном материализме нашего бытия, совершенно упускаем из виду то, что приходится называть "чудо"( в негативном формате - "проклятье" ). Мы отказываемся верить в то, что многие называют Богом,Аллахом,Буддой.... Потому то, что в другом подтексте называется закономерностью, мы называем случайностью,подстраивая под свои знания реальность...
    А ведь и у нам все корабли ,носящие имя адмирала Нахимова, плохо кончали. Говорят, что Нахимов утоп свой флот,потому корабли,носящие его имя будут несчастливы.
    Немцы свой "Шарнхорст" времен ВМВ считали совершенно невезучим кораблём...
    Так что возможно по притягиванию неприятностей "Портер" отдувался если не за все,то хотя бы за часть кораблей ВМФ США feel
    Статье плюс!!! hi
    1. 0
      28 марта 2019 04:30
      Цитата: рюрикович
      Немцы свой "Шарнхорст" времен ВМВ считали совершенно невезучим кораблём...

      да и Мольтке был не лучше))))
    2. 0
      29 марта 2019 04:56
      Потому то, что в другом подтексте называется закономерностью, мы называем случайностью,подстраивая под свои знания реальность...
      Потому что в этом мире мысль - материальна. Особенно коллективная...
  4. +2
    27 марта 2019 18:28
    Спуск на воду состоялся 27 сентября 1943 года, а в эксплуатацию эсминец был сдан 6 июля 1943-го.

    Где-то что-то тут не правильно. what
    1. +1
      27 марта 2019 19:40
      Видать все эти байки про эсминец Элдридж и Филадельфийский эксперимент возникли неспроста laughing
    2. +3
      27 марта 2019 19:52
      Цитата: К-50
      Где-то что-то тут не правильно

      в СЕНТЯБРЕ спустили. сентябрь 9 месяц.
      в эксплуатацию сдали в ИЮЛЕ. июль 7 месяц.
      получается сдали в эксплуатацию, а потом только через 2 месяца спустили на воду?
      1. 0
        28 марта 2019 09:17
        Судя по фото, в статье, там корабль перед спуском на воду, в сентябре 1942 года!
  5. +1
    27 марта 2019 18:42
    А по моему мнению,в этом случае не корабль виноват,а его экипаж.Пресловутый человеческий фактор.Вот как-то так,извините если не прав!
    1. +4
      28 марта 2019 00:35
      Цитата: Фил77
      Пресловутый человеческий фактор.

      Об этом можно говорить, когда имеет место единичный случай. Тут же в наличии целая россыпь случайностей и факторов... fellow Ладно - раз, ладно - два, но, чёрт побери, дальше уже система. yes
  6. -1
    27 марта 2019 19:05
    Бывает .... ))))
  7. 0
    27 марта 2019 19:54
    в районе директора главного калибра броня доходила до 19 мм


    Что такое "директор главного калибра" ?
    1. +7
      27 марта 2019 20:14
      Цитата: Deck
      Что такое "директор главного калибра" ?

      У нас эта штука называется командно-дальномерный пост.

      КДП обнаруживает цель. Вычислитель, связанный с ним, автоматические решает огневые задачи и передает к орудиям электрические сигналы, управляющие наведением на цель. Гироскопический стабилизатор устраняет влияние продольной и поперечной качки.

      Командно-дальномерный пост расположен над мостиком. В КДП установлены зрительные трубы, которые действуют как визиры горизонтального и вертикального наводчиков отдельных орудий, оптический дальномер и радар.

      Управляющие огнем ловят цель и удерживают ее на перекрестиях своих зрительных труб. Дистанция и пеленг цели передаются электрическими сигналами вниз, в вычислительный центр. Там вводятся поправки на множество факторов: курс и скорость своего корабля, курс и скорость цели, баллистика орудий, погодные условия. Затем вычислитель их обрабатывает. Этот вычислитель представляет собой сложнейший набор тонких механизмов, циферблатов и ручек.

      По электрическим кабелям и с помощью синхронных моторов вычислитель передает данные ко всем орудиям. Установки с электрогидравлическим приводом автоматически разворачиваются в нужную сторону и получают требуемый угол возвышения. Установка взрывателей также производится автоматически. Командир расчета может получить информацию о типе используемых боеприпасов. Выстрел производится с КДП с помощью электрической системы. При таком методе стрельбы орудийный расчет не имеет никаких обязанностей, кроме заряжания орудия.

      Но бывает, что механизмы автоматики отказывают. Стрельбой по-прежнему управляет КДП, так как расчет получает приказы оттуда, а все данные идут из вычислительного центра и отображаются на специальных циферблатах поворотом стрелок. Однако теперь горизонтальный и вертикальный наводчики должны крутить свои маховички, чтобы совместить стрелки на циферблатах.
      © Теодор Роско
    2. +1
      27 марта 2019 20:14
      Цитата: Deck
      Что такое "директор главного калибра" ?

      Прибор управления артиллерийским огнем (ПУАЗО)
      1. +3
        27 марта 2019 21:31
        ПУАЗО - зенитным. :-)
      2. 0
        28 марта 2019 10:20
        Цитата: BORMAN82
        Прибор управления артиллерийским огнем (ПУАЗО)

        Хммм... вроде бы ПУАО - это всякая счётно-решающая машинерия и электрика с электроникой, которая упрятана в ЦАП и на основе данных о цели, своём корабле, орудиях, снарядах и метео выдаёт данные орудиям для стрельбы. А директор - это то, что красуется над мостиком и выдаёт ПУАО исходные данные о цели.

        ЕМНИП, совмещение собственно директора и ПУАЗО в одном устройстве было только у директоров 40-мм МЗА.
    3. +3
      27 марта 2019 20:15
      Цитата: Deck
      Что такое "директор главного калибра" ?

      Главный менеджер по целеуказанию и стрельбе.
      1. +1
        27 марта 2019 20:20
        Ну да, мы плохо говорим по русски. А уж изучить морскую терминологию писателям невозможно. Отсюда и любимые выражения ОСК типа : пропульсия, компетенция
      2. +3
        27 марта 2019 21:50
        Цитата: mark1
        Главный менеджер по целеуказанию и стрельбе.

        А еще он большой спец по директрисам.
      3. +1
        28 марта 2019 00:56
        Не главный а эффективный.
  8. +5
    27 марта 2019 20:11
    Статья читается как художественное произведение. С нетерпением жду продолжения...
    1. +1
      27 марта 2019 22:34
      Цитата: Игорь Гул
      Статья читается как художественное произведение. С нетерпением жду продолжения...

      Точно также! Взялся почитать перед сном...
      Начал угорать, заинтересовалась жена. Пришлось перечитывать вслух.
      Марк Твен и О'Генри отдыхают!
      Сонливость сбита напрочь...
      В итоге вечер перестал быть томным и скучным wink
  9. +3
    27 марта 2019 20:35
    Автор чуть попутал даты, на самом деле, В-579 William D.Porter:
    -закладка 7,5,1942, спуск на воду 27.9.1942, вступление в строй 7.1943. То есть достройка на плаву ещё 10 месяцев.
    Интересное изложение приключений этого корабля. Жду продолжения.
  10. +4
    27 марта 2019 20:47
    Также эсминцы, естественно, располагали и противолодочным вооружением. Корабли несли от 4-х до 6-ти бомбомётов с 28-ми глубинными бомбами, а также два 5-ствольных торпедных аппарата Mark 15.

    Вот так автор походя запихнул торпедное вооружение эсминца, которое тогда ещё считалось главным, в противолодочное...
    1. 0
      28 марта 2019 10:23
      Цитата: Narak-zempo
      Вот так автор походя запихнул торпедное вооружение эсминца, которое тогда ещё считалось главным, в противолодочное...

      Скажите спасибо, что "румынов" вообще упомянули. smile
  11. +2
    27 марта 2019 20:54
    Не совсем понятно как производилась учебная торпедная атака и причем тут доставание стартовых зарядов из торпедных аппаратов?-не понятно почему смытая глубинная бомба взорвалась?-у нее предохранителей, что не было? и почему при ее взрыве смыло матросов и повреждено имущество?
    1. +3
      28 марта 2019 01:01
      С торпедой действительно непонятно. А вот с бомбой всё просто. Это был эскорт президента в зоне действия сил противника. Бросать глубинные бомбы могло понадобится в любую даже не минуту а секунду. Поэтому все было максимально готово к применению.
      1. 0
        28 марта 2019 18:57
        Т..е ЭМ постоянно плавает с глубинными бомбами, способными взорваться от любого осколка?
        1. +1
          29 марта 2019 22:50
          Не от осколка а от повышения давления до предустановленного уровня.
  12. +3
    27 марта 2019 21:04
    Роль учебной цели досталась… линкору Iowa с президентом на борту.

    Альтернативно одаренные оказались не только на Портере..
    банальная халатность

    Это называется не "халатность", а рас...дальше склонения названия города Пиза.
    1. +4
      27 марта 2019 21:56
      Цитата: Альф
      Это называется не "халатность", а рас...дальше склонения названия города Пиза.

      Уроженцы города Пиза и др. дяи ( может негодяи?)
      1. 0
        28 марта 2019 18:39
        Цитата: mark1
        Цитата: Альф
        Это называется не "халатность", а рас...дальше склонения названия города Пиза.

        Уроженцы города Пиза и др. дяи ( может негодяи?)

        Именно.
  13. +5
    27 марта 2019 22:41
    В честь матроса Лоутона Доусона надо назвать улицу где находится американское посольство.
    1. +5
      28 марта 2019 00:43
      Цитата: Шуракен
      матроса Лоутона Доусона надо назвать улицу

      Ну, если брать за критерий эффективность действий, то первейший кандидат на такое "увековечение" ...это недавно отошедший к Рузвельту Джон Маккейн. laughing Этот дядечка нанёс матрасным ВМС ущерб, сопоставимый с потерями в ограниченном вооружённом конфликте. yes
      1. 0
        28 марта 2019 10:26
        Цитата: Paranoid50
        Этот дядечка нанёс матрасным ВМС ущерб, сопоставимый с потерями в ограниченном вооружённом конфликте.

        И чем же он нанёс такой ущерб? Тем, что на его самолёт перекинулось пламя с соседнего "Скайхока", загоревшегося после попадания НАР со стоявшего напротив "Фантома"? wink
  14. 0
    28 марта 2019 06:54
    Сразу вспомнилось laughing
  15. 0
    28 марта 2019 08:50
    Вспомним истории с неудачным крещением кораблей: где то довелось читать историю, что приглашенная крёстная мать, аристократка, в Великобритании ещё в начале прошлого века, не сумев разбить бутылку с шампанским ,схватила её и бросившись в воду всё же исполнила свой долг крёстной матери.
  16. 0
    28 марта 2019 10:16
    laughing продолжении будет не менее интересно
  17. 0
    28 марта 2019 10:59
    Однако традиции боевого дежурства на американских эсминцах нерушимы :)))
  18. 0
    29 марта 2019 05:32
    Называется нарочно не придумаешь, разгильдаев хватало всегда.
  19. 0
    29 марта 2019 07:40
    Статье однозначный плюс.
    Больше всего впечатлило количество кораблей в серии всего за 4 года постройки. А также вооружение эсминца, но самое главное - это скорость хода.
    Почему сейчас скорость хода эсминца, фрегата или корвета максимум 28-30 узлов?
  20. 0
    27 мая 2019 16:14
    Очень даже прикольно...вот где невезуха кораблю . я думал Джон Маккейн один такой был. Интересно прочитать продолжение

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»