Скрытность носителей четырёхсот «Калибров». Почему ВМФ РФ лишают аналога ПЛАРК «Огайо»?
И действительно, вооружившись циркулем и листом бумаги, а также ознакомившись с конструкцией неподвижных 7-зарядных револьверных пусковых установок для 533-мм СКР «Томагавк», интегрированных в 2200-мм шахтные ПУ ударных модификаций АПЛ класса «Ohio» (SSGN), ранее предназначенные для размещения баллистических ракет «Trident-D5», можно сделать вывод, что количество транспортно-пусковых ячеек для «Калибров» в аналогичной револьверной ПУ, размещённой в каждой шахте комплекса Д-19, может достигать 10 или 11 единиц. Следовательно, боекомплект «Калибров», загруженный в «ракетные банкеты» «Архангельска» или «Северстали», может и вовсе достичь 220 ракет 3М54Э/3М14К, превосходя «Огайо» на 48%! И это без учёта возможности размещения части ракет (10—15 ед.) на стеллажах 6x533-мм торпедных аппаратов. Что касается ПКР «Оникс» и «Циркон», размещаемых в переработанных шахтных пусковых установках подлодок пр. 941, то их количество может доходить лишь до 80 ед. на каждой субмарине (по 4 в каждой ШПУ), поскольку оба изделия обладают диаметром корпуса порядка 670 мм. Здесь же стоит упомянуть и о необходимости разработки отдельной цилиндрической 4-зарядной модульной ПУ, унифицированной по диаметру с 7-зарядной.
В итоге получаем два вполне достойных многоцелевых атомных подводных крейсера-арсенала, способных посредством даже одного залпа из 160 «Ониксов» вывести из строя далеко не одну авианосную или корабельную ударную группировку ВМС США или Объединённых ВМС НАТО, либо стереть с лица земли береговую военно-морскую инфраструктуру противника 400 «Калибрами», уверенно прорывающими эшелонированные «противоракетные зонтики» противника. Если же учесть ещё и способность подлодок данного проекта проламывать 2,5-метровый габарит ледового покрова (достигается благодаря упрочнению конструкции носовой части и рубки субмарины, а также водоизмещению в 48000 тонн), а затем производить пуск полутора сотен «Цирконов» или 400 «Калибров» по корабельным ударным группировкам США и Великобритании в Норвежском и Гренландском морях, то «Архангельск» и «Северсталь», на первый взгляд, можно автоматически причислить к перечню неотъемлемых компонентов ВМФ России, поддерживающих боевую устойчивость группировки российских войск в Арктике путём создания противокорабельных зон A2/AD. Между тем даже вышеуказанная концепция дальнейшего применения находящихся в отстое атомоходов, вкратце рассмотренная вице-адмиралом Олегом Бурцевым 20 марта, не спасает их от итоговой утилизации без малейшей возможности на восстановление. И аргументированное объяснение этому есть…
Даже несмотря на тот факт, что РПКСН / ПЛАРБ ТК-17 и ТК-20 прошли комплекс модернизационных мероприятий, предусматривающий прежде всего снижение акустической сигнатуры (первичного акустического поля), а также уменьшение влияния собственных шумов своим же гидроакустическим средствам, общее положение дел с уровнем акустической скрытности данных субмарин, увы, оставляло желать лучшего. Спаренная движительная установка, представленная двумя 5,55-метровыми 7-лопастными винтами в узких кольцевых обтекателях (данные насадки лишь частично снижают шумность в сравнении с современными широкими обтекателями водомётных движителей), гигантское подводное водоизмещение в 48 тыс. тонн (в 2,56 раза превышающее показатель «Огайо» — 18,75 тыс. тонн), отсутствие перспективных звукопоглощающих покрытий корпуса и т.д. хоть и не превращало подлодки 941-го проекта в «ревущих коров», однозначно сохраняло акустическую сигнатуру в пределах показателей ранней модификации (пр. 688) многоцелевых атомных подводных лодок класса «Los Angeles», либо на уровне ещё более старых МАПЛ класса «Sturgeon», принятых в состав ВМС США с 1971 по 1987 годы.
И даже учитывая тот факт, что гидроакустическая архитектура субмарин проекта 941 «Акула» построена вокруг достаточно эффективного пассивно-активного ГАК МГК-540 «Скат-3» («Shark Gill»), способного пеленговать подлодки класса «Los Angeles» усовершенствованной модификации 688i на удалении порядка 50—70 км в нормальных гидрологических условиях, более современные американские многоцелевые атомные подводные крейсера класса «Virginia», обладающие в 4—5 раз более низкой шумностью, могут быть обнаружены посредством «Ската-3» на удалении лишь от 10 до 20 км (в сложных гидрологических условиях — от 2 до 5 км). На этом фоне «Вирджинии» версий Block I/II/III, располагающие передовыми носовыми гидроакустическими комплексами AN/BQQ-10, широкоапертурными бортовыми пассивными ГАС AN/BQG-5A, а также переоснащаемые на ещё более продвинутые комплексы «Large Aperture Bow» с 1800 гидрофонами в приёмном массиве (данная программа обновления была несколько лет назад анонсирована американскими СМИ), смогут обнаружить «Архангельск» и «Северсталь» на удалении от 70 до 100 км.
Вследствие этого игра в кошки-мышки с «Вирджиниями» под арктическими льдами будет заканчиваться для более шумных «Акул» полным фиаско; а это значит, что для прикрытия данных критически важных «подводных арсеналов» командование Северного флота будет вынуждено задействовать несколько более «тихих» многоцелевых АПЛ пр. 971 «Щука-Б» («Improved AKULA») и «Ясень», что крайне негативно скажется на построении противолодочных рубежей на дальних североатлантических подступах к военно-морской инфраструктуре Северного флота ВМФ России. Имеющегося в распоряжении СФ количества современных малошумных многоцелевых атомных подводных крейсеров банально не будет хватать для одновременного выполнения задач прикрытия «Акул» в арктическом регионе и боевого дежурства в Северной Атлантике.
Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-578.html
http://gentleseas.blogspot.com/2016/10/submarine-sonar-upgrades-virginia.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-273.html
https://tass.ru/armiya-i-opk/6237778
Информация