Беспилотные подводные лодки Сталина

15
Сегодня беспилотные аппараты достаточно широко представлены на полях сражений, но первым их полноценным дебютом была Вторая мировая война. Еще до войны в СССР активно испытывались, а затем и производились телеуправляемые танки и танкетки разных типов. Телетанком можно было управлять по радиосвязи из танка управления, который мог находиться от него на удалении до 500-1500 метров, вместе они формировали телемеханическую группу. Телемеханическая группа из ТТ-26 и ТУ-26 была выпущена перед войной небольшой серией (55 машин), к началу Великой Отечественной войны в действующей армии имелось как минимум два подобных батальона. При этом наибольших успехов уже в ходе войны на этом поприще добились немцы, достаточно массово использующие телетанкетки Borgward и самоходные мины «Голиаф».

И если об использовании беспилотной бронетехники известно достаточно много, то о работах в области сверхмалых подводных лодок, которые могли управляться по радиосвязи, известно гораздо меньше. Между тем до начала войны в Советском Союзе велась работа в этом направлении. Речь идет об аэроподводных лодках, которые также называли аэро-подводными самодвижущимися снарядами (АПСС) или радиоуправляемыми (телемеханическими) подводными лодками. Планировалось, что такие субмарины будут использоваться в связке с гидросамолетом, с борта которого и будет осуществляться управление лодкой.



Разработкой субмарин, которые по концепции существенно опережали свое время, занималось ОстехБюро – Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения, расположенное в Ленинграде. Специалисты данной организации занимались разработкой перспективных образцов боевой техники. Бюро было основано еще в 1921 году и проработало до 1937 года. Руководил организацией конструктор и изобретатель Владимир Иванович Бекаури, который был известен в первую очередь своими военными разработками. Сотрудники ОстехБюро успели реализовать достаточно большое количество интересных для своего времени проектов. Они занимались созданием радиоуправляемых танков и торпедных катеров, работали над созданием радиоуправляемых мин-фугасов, создавали мины заграждения и торпеды, а также новые образцы радиостанций и металлоискателей. Многие предложенные ими проекты на тот момент значительно опережали время и возможности промышленности. К подобным проектам можно было отнести и радиоуправляемые мини-субмарины.

Беспилотные подводные лодки Сталина


Во многом тема создания малых беспилотных субмарин еще перед Великой Отечественной войной не получила существенной огласки по той причине, что в 1937 году ОстехБюро, которое специализировалось, в том числе, и на разработке сверхмалых подводных лодок, прекратило свое существование и было разделено на три самостоятельных отраслевых института. Тогда же в 1937 году был арестован начальник ОстехБюро и многие ведущие специалисты организации, в 1938 году Владимира Бекаури расстреляли, как «врага народа», посмертно реабилитировали в 1956 году. Так закончил свою жизнь создатель первых радиоуправляемых советских фугасов, которые произвели такое впечатление на немцев летом и осенью 1941 года. Первая советская радиомина называлась именно «БЕМИ», по инициалам ее создателей Бекаури и Миткевича. Стоит отметить, что в 1938 году расстреляли и конструктора ОстехБюро Фёдора Викторовича Щукина, который работал над созданием первых советских сверхмалых субмарин.

После того как работы по созданию сверхмалых подводных лодок в СССР были практически полностью прекращены большая часть технической документации, а также следственные материалы засекретили, они надолго осели в архивах НКВД. Лишь в 1980-е годы информация о проектировании различных сверхмалых субмарин в Советском Союзе в предвоенный период начала вновь открываться для широкой общественности, тогда же в специализированной литературе начали появляться первые статьи о создании и проведении испытаний первых советских сверхмалых подводных лодок.

Как вы уже поняли, в деятельности ОстехБюро подводные лодки занимали хоть и видное, но не главное место. Непосредственно работы над сверхмалыми субмаринами начались в Ленинграде только в 1934 году, когда в составе первого отдела ОстехБюро была образована отдельная группа, которая занималась проектированием подлодок. Первый проект, который был воплощен в металле, как уже отмечалось выше, получил обозначение АПСС – Аэро-подводный самодвижущийся снаряд. Над созданием необычной подводной лодки работала группа инженера К. В. Старчика, а непосредственно все работы по проекту курировал лично Бекаури, также контроль за проектом осуществляли специалисты Научно-исследовательского военно-морского института связи.


Модель лодки АПСС


Первая АПСС была классической сверхмалой подлодкой, ее водоизмещение не превышало 8,5 тонн, длина – 10 метров, ширина – 1,25 метра. Скорость подводного хода должна была составить до 4,5 узлов, а максимальная глубина погружения лодки ограничивалась десятью метрами. В качестве основного вооружения лодки рассматривалось два варианта: либо 457-мм торпеда образца 1912 года, которая размещалась в открытом торпедном аппарате внизу корпуса лодки, либо заряд взрывчатого вещества, который помещался непосредственно в ее корпус.

Лодка АПСС имела вытянутую сигарообразную форму с двумя накладными килями, между которыми можно было установить единственный открытый торпедный аппарат. Всего в лодке было 5 отсеков. Первый был съемным носовым, именно здесь можно было установить заряд взрывчатого вещества общей массой 360 кг, в действие заряд приводился неконтактным взрывателем. Второй и четвертый отсек служили для размещения аккумуляторных батарей (во втором – 33 элемента, в четвертом – 24 элемента). Также оба отсека использовались для размещения различных частей аппаратуры телеуправления лодкой. В четвертом отсеке находились также рулевые машины, которые работали на сжатом воздухе. В третьем отсеке находилась основная часть оборудования телеуправления, уравнительная, балластная и торпедозаместительная цистерны, а также механизмы, которые использовались для управления торпедным аппаратом. В пятом отсеке лодки был установлен электромотор постоянного тока, развивавший мощность 8,1 кВт (11 л.с.), а также гребной вал с винтом. В корме лодки располагалось хвостовое оперение с рулями. В прочных килях конструкторы расположили четыре баллона на 62 литра сжатого воздуха каждый, данные баллоны использовались для работы элементов автоматики лодки, а также продувки цистерн.

На прочном корпусе лодки в верхней части были расположены мачты антенн, а на верхней части второго и пятого отсеков имелись специальные иллюминаторы с фарами, которые были направлены вверх. Их планировалось использовать для того, чтобы опознавать и наблюдать за АПСС в темное время суток. Помимо этого в корме имелся специальный прибор, который отвечал за выброс в воду флуоресцирующего состава, имеющего зеленый цвет. Данный состав должен был облегчать процесс сопровождения лодки в светлое время суток. Главным режимом управления сверхмалой субмариной было управление по радиосвязи при визуальном слежении за АПСС с борта корабля или самолета-водителя, отсюда и название аэро-подводная. Управление субмариной планировалось осуществлять за счет передачи шифрованных радиосигналов в длинноволновом диапазоне при погружении лодки на глубину три метра и в УКВ-диапазоне при движении субмарины в надводном положении.



На борту подлодки располагались специальные приемники ДВ и УКВ-диапазона с дешифраторами, они преобразовывали поступающие радиокоманды в сигналы постоянного тока, которые управляли элементами автоматики субмарины. Помимо этого было предусмотрено и механическое вспомогательное управление, имелся механический автоматический курсопрокладчик. Подобный режим позволял погружаться на глубину до 10 метров, при этом лодка могла двигаться по заданному курсу до 5 часов.

Носителем аэро-подводной лодки планировалось сделать гидросамолет АНТ-22, который был разработан в КБ Туполева. Планировалось, что самолет сможет перевозить как минимум одну АПСС на внешней подвеске. Транспортно-подвесные узлы лодки находились сверху над вторым и четвертым отсеками, расстояние между элементами креплений составляло почти пять метров. Дальность полета АНТ-22 позволяла гидросамолету перебросить сверхмалую субмарину в район действия, удаленный от базы на расстояние в 500-600 км.

В 1935 и 1936 году были достроены две сверхмалых субмарины по данному проекту. Они отличались друг от друга корпусами. Одну лодку выполнили в клепаном, вторую – в сварном корпусе. Обе лодки дошли до стадии заводских испытаний, но дальше пройти путь приемки не смогли, на вооружение они никогда не принимались, также субмарины не дошли до испытаний с участием водителей, возможность ручного управления также была предусмотрена конструкторами. В опубликованных официальных отчетах, касающихся данного проекта, отмечалось, что «проблема дистанционного управления субмариной еще далека от положительного решения». Учитывая, что на дворе стояла вторая половина 1930-х годов, в этом нет ничего сверхъестественного.


Гидросамолет АНТ-22 в полете, именно его планировалось использовать в качестве носителя радиоуправляемых субмарин АПСС


Уже во втором проекте ОстехБюро по созданию сверхмалой субмарины от возможности радиоуправления с самолета отказались достаточно быстро. Все-таки создание радиоуправляемых фугасов – это одно, а разработка сложных подводных управляемых аппаратов – это совершенно другой уровень развития науки и технологий. Первоначально новинка также носила название АПЛ (Аэро-подводная лодка), но позднее проект получил новое условное обозначение «Пигмей». «Пигмей» был уже более консервативной сверхмалой подводной лодкой, на его борту должна была находиться команда из четырех матросов. За разработку сверхмалой подлодки отвечала команда инженеров во главе с Ф. В. Щукиным. По дошедшим до нас документам можно говорить о том, что «Пигмей» представлял собой однокорпусную лодку с максимальным водоизмещением уже около 18 тонн, длина лодки подросла до 16,4 метра, ширина – до 2,62 метра. Скорость подводного хода должна была составить около 3-х узлов, надводного – до 5 узлов. Основным вооружением лодки вновь должны были стать 457-мм торпеды образца 1912 года, расположенные в бортовых торпедных аппаратах открытого типа. Силовая установка лодки состояла из дизельного двигателя мощностью 24 л.с. (имелась возможность форсирования до 36 л.с.), а также гребного электромотора, который работал от бортовых аккумуляторов.

Заводские испытания новой лодки, которые проводились в Ораниенбауме в августе 1935 года, признавались в целом успешными. Сверхмалая советская лодка несколько раз самостоятельно выходила в акваторию Финского залива. Уже в ноябре того же года приказом наркома обороны предписывалось выпустить как минимум 10 сверхмалых подводных лодок, при этом первые шесть корпусов должны были быть готовы уже в 1936 году. В том же ноябре 1935 года единственный построенный образец по железной дороге перевезли в Крым в Балаклаву, где располагалась Севастопольская база ОстехБюро, здесь новая лодка должна была проходить стадию приемо-сдаточных испытаний. На основании данных испытаний в проект промышленной серии подлодок планировалось внести все необходимые изменения, направленные на улучшение тактико-технических характеристик субмарины и устранение выявленных недостатков. Испытания лодки проводились в рамках режима «Особой Секретности» (по грифу «ОС»). Особым отделом штаба Черноморского флота было принято решение о том, что испытания сверхмалой субмарины должны проводиться в пределах Карантинной бухты и главным образом в ночные часы.


Сверхмалая подводная лодка «Пигмей», захваченная немецкими войсками


Однако работы ни в 1936 году, ни в 1937 году не принесли никаких результатов. Довести сверхмалую субмарину до кондиций, которые были необходимы представителям флота, не удавалось. При этом за несколько лет ресурс аккумуляторов, электромотора и другого оборудования, установленного на борту лодки, был значительно уменьшен, в этом вскоре смогли убедиться и военные моряки, среди которых был и назначенный на лодку старший лейтенант Б. А. Успенский, служивший в 1-й бригаде подводных лодок Черноморского флота. В одном из актов приемной комиссии прямо говорилось о том, что условия обитаемости «Пигмея» оставляли желать лучшего и были исключительно тяжелыми для экипажа. К этому добавлялись и частые неполадки техники. Среди прочего отмечалось, что магнитный компас давал ошибку до 36 градусов, причиной была его близость к проложенному электрическому кабелю. Также выделялись сильные вибрации, которые могли говорить о рассогласованности электромотора с линией вала. Произведенный в единственном экземпляре для данной сверхмалой субмарины дизельный двигатель был опытным, он сильно нагревался, да к тому же дымил. Более того, грохот от его работы можно было услышать на удалении в несколько миль от лодки.

Сверхмалая подводная лодка «Пигмей» не была доведена до стадии приемки и никогда не вступала в строй, не входила лодка и в состав флота. Осенью 1937 года субмарину официально признали непригодной ни для приемки, ни для проведения испытаний, после чего ее разукомплектовали и переместили из Балаклавы в Феодосию, где подлодка находилась на территории испытательной базы морского оружия. При этом «Пигмей» продолжал числиться за Наркоматом Военно-морского флота СССР в качестве опытной подводной лодки. В годы Великой Отечественной войны разукомплектованная лодка оказалась трофеем немецких войск, до наших дней сохранились ее фотографии, сделанные захватчиками в начале июля 1942 года. При этом дальнейшая судьба субмарины неизвестна, что произошло с ней после 1942 года, не знает никто. Но одно известно совершенно точно, в Великую Отечественную войну наша страна вступила, не имея на вооружении сверхмалых подводных лодок, а в акватории Черного моря действовали итальянские сверхмалые субмарины, переброшенные туда по суше.

Источники информации:
Владимир Бойко. «Сверхмалые подводные лодки Второй мировой войны. Аэроподводная лодка «Пигмей»
https://vpk-news.ru
http://alternathistory.com
https://www.simvolika.org
https://humaninside.ru
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 марта 2019 18:24
    Сегодня беспилотные аппараты достаточно широко представлены на полях сражений, но первым их полноценным дебютом была Вторая мировая война.

    Начали мешать и путать разные части тела. Телеуправляемые (радиоуправляемые, дистанционно управляемые по проводам) устройства применяются действительно давно. Но все они имели "пилота", который управлял ими дистанционно при помощи управляющего сигнала передаваемого в эфире, или по проводам.
    Я не случайно в 1999 году представил концепцию ударного подводного беспилотника под названием Подводный Автономный Носитель (ПАН).
    Когда их сегодня называют подводными роботами, это тоже противоречит тем правилам, которые существовали в советской инженерной школе лет пятьдесят назад. Роботами называли управляемые системы с большим количеством степеней свободы. Примером являются программируемые манипуляторы, которые уже лет пятьдесят применяются в промышленном производстве. Исследовательские подводные аппараты с манипуляторами тоже можно назвать роботами. Но, подводный автономный носитель, по этой старой классификации, есть просто автоматизированная система, не робот.
  2. Опаньки... очень интересно!

    Спасибо!

    hi
  3. +2
    27 марта 2019 19:45
    В разных книжках были версии, что многие эти враги народа были попросту растратчиками.
    Пращурами современных удалых пильщиков-распильщиков.
    Ну а что: денех выделяли не скупились. Результатов было мизер. Или вообще не было по прошествии всех реальных сроков. Рэс-торанов в Питере/Москве хватало, как и соблазнов и понтов.
    На банальности типа "где деньги?" пильщики внятно ответить не могли. В Лондон авиалинии не было.
    А "разговор короткий" - был. request
    1. +2
      27 марта 2019 20:54
      Цитата: Плотник 2329
      Ну а что: денех выделяли не скупились. Результатов было мизер.

      Согласен, но не согласен.
      Обратите внимание на эту цитату-
      Многие предложенные ими проекты на тот момент значительно опережали время и возможности промышленности.
      1. -1
        28 марта 2019 03:46
        Всего лишь мнение написавшего статью.
      2. +1
        2 апреля 2019 12:38
        Ну... Дело также и в этом.
        А ты не предлагай нереальное. Денех народных не трать на личные, хоть и научные амбиции. Оне на насущное нужны. Которое завтра уже в бой пойдёт.
        А если этого не понял, и деньги потратил - получи. Незаменимых людей - нет.
        Со многими так было. И не только в сфере оборонки. Просто не поняли. Или не хотели понять. Думали - прокатит.
        Ошиблись.
        request
    2. +1
      27 марта 2019 21:04
      Крайне редко можно встретить мысль, что причиной практически всех провалов в СССР были не вредительство/шпионаж/воровство и т. п. а примитивная дремучая некомпетентность работников всех уровней - от наркомов/министров до простых рабочих. Кстати, именно это все более начинает расцветать и сейчас. Простой пример - незнание терминологии автором статьи. На флоте «беспилотников» нет в принципе, ибо корабли ни когда не пилотировались. Есть безэкипажные суда, теле-радио-по проводам управляемые.
    3. -5
      27 марта 2019 21:12
      Плотник...Не мелите ерунды... Расстрелянные сотни главных специалистов, закрыты нужнейшие центры разработок нового оружия... ,- и все только из-за растратчиков, чушь глупейшая для оправдания "сталинского мора"...Расстреливать за хищения сотнями и ЗАКРЫВАТЬ НИИ и прочие, вы хоть включите мозги...(извините за резкость). Сталинского диктаторства разрушительный вклад несоизмерим...Вопли о победах и достижениях, - только какой ценой, да и возможности более больших побед с наименьшими потерями, не будь этих расстрелов , почему то никто не осознаёт. Ведь продолжай далее работу, не только управляемые фугасы, но и более продвинутые образцы оружия появилось бы, но по штампованным приговорам вредительства и шпионажа не появились..........
      1. 0
        27 марта 2019 21:57
        Цитата: Vladimir 5
        Плотник...Не мелите ерунды... Расстрелянные сотни главных специалистов, закрыты нужнейшие центры разработок нового оружия... ,- и все только из-за растратчиков, чушь глупейшая для оправдания "сталинского мора"

        Глупость. Про Тухачевского, который все эти темы курировал расскажите. Расстреляны ворье и проходимцы. Поделом. Было время и Туполев с Королевым сидели за нецелевое расходование средств.
        1. -2
          28 марта 2019 03:59
          Цитата: антик
          Поделом.

          Многие так говорили, вот только когда приходили за ними они недоуменно говорили "а меня то за что? Надо товарищу Сталину написать, он разберётся".
      2. 0
        2 апреля 2019 12:42
        Владимир... Я понимаю Ваши эмоции. У Вас родственники пострадали в те времена.
        Но действительно - выбирайте выражения. Я не про себя. Я про нужнейшие центры разаработок.
  4. 0
    27 марта 2019 20:55
    Кстати, в нескольких источниках проскользнула информация, что до ВОВ в СССР строили ПОДЗЕМНЫЕ субмарины, но инфы-мизер.
    1. -1
      8 июня 2020 22:31
      Простите, совершенно случайно увидел ваш пост. Про подземные субмарины, читал ещё в детстве.
      Идут последние секунды перед выступлением в атаку. Вокруг царит торжественность. Тишину нарушает только равномерная дробь малых электромоторов где-то внутри литостата. В голове никаких воспоминаний, никаких посторонних мыслей. Все сосредоточено на ожидании. Мотористы ждут приказа включать большие моторы. Все ждут момента, когда подземная крепость начнет углубляться в землю.
      Наконец флагман приказывает всем машинам начать движение. Командир нашего корабля повторяет приказ. Едва мы включили звукофильтры на шлемах, как послышался грохот тяжелых моторов. Вся машина вздрогнула, раздался характерный присвистывающий скрежет.
      Так бывало всегда, когда литостат начинал зарываться в грунт, выбрасывая позади земляной фонтан. Конечно, мы этого фонтана видеть не могли.
      В темноте все машины углубились в землю, оставив на поверхности горы вывороченного грунта. Бригады подземных кораблей зарывались все глубже и глубже, оставляя за собой след — прокопанную почву и толстые кабели, по которым передавался электрический ток.

      https://libking.ru/books/sf-/sf/605685-95-nikolay-trublaini-glubinnyy-put.html#book
      smile
  5. 0
    28 марта 2019 15:18
    В общем пустая трата ресурсов, лучше бы делали управляемую авиабомбу.
  6. 0
    31 марта 2019 19:26
    Есть данные, что Пигмей затоплен в 4-5 милях южнее Феодосии на глубине около 50 м (либо оккупанты его затопили, чтобы не вернулся к нашим, либо хотели отбуксировать к себе, но не получилось).