Небо будет помнить всегда

34
К моменту рождения человека Сергея Ильюшина мы сейчас перейдем. А вот момент рождения именно конструктора, наверное, знают не все. Но даже это у Ильюшина вышло в рамках истории.

Небо будет помнить всегда




Я считаю, что конструктор Ильюшин родился 8 сентября 1910 года. И знаю даже место рождения: бывший Коломяжский ипподром, ставший Комендантским аэродромом. Кстати, трудами Ильюшина.



Сергей Ильюшин в 1910 году нанялся землекопом в рабочую команду подготовки проведения Первого Всероссийского праздника воздухоплавания, который состоялся в сентябре того же года на бывшем петербуржском ипподроме.



Первые шаги в небо Ильюшин делал с лопатой в руках. Засыпая ямки, выравнивая полосы, разбирая ящики с аэропланами.

А потом, наблюдая за происходящим в небе, Ильюшин не сразу заметил, что небо теперь поселилось в нем. Навсегда. Как навсегда останется в истории русской, советской и российской авиации Сергей Ильюшин.






Вполне возможно, что где-то в этой толпе стоял Сергей Ильюшин…

А пока…

18 марта 1894 года по старому, 30 марта по новому стилю в деревне Дилялево Вологодской губернии, в семье крестьян Владимира Ивановича и Анны Васильевны Ильюшиных родился одиннадцатый ребенок. Сергей.

Детство в семье крестьян – оно не самое радостное. Но Сергей смог-таки выучиться грамоте в школе соседнего села Березняки, за что всегда вспоминал с теплотой своих сельских учителей.



В 1909 году, в возрасте 15 лет, как и многие сверстники и братья, ушел из дома на заработки. Начало трудовой карьеры будущего трижды Героя Социалистического Труда было просто потрясающим.

Трудился чернорабочим на фабрике, был землекопом на стройке дороги, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге, нанимался косить сено. Так он и попал на переделку ипподрома в аэродром, именно потому, что не чурался никакой работы.

Далее была работа возчиком молока маслодельного завода, строительство Амурской железной дороги, где стал аж табельщиком, поскольку был грамотным. А с Дальнего Востока — бросок на запад, где в Ревеле (это Таллинн теперь) нанялся на строительство судостроительного завода Русско-Балтийского общества. Был разнорабочим, смазчиком, помощником машиниста экскаватора.

Осенью 1914 года Ильюшина мобилизуют. Грамотный и повидавший жизнь, он быстро делает карьеру и становится писарем в управлении воинского начальника города Вологды. Весьма теплое местечко, но как только в руки писарю попадает запрос на семь человек для службы в авиации, Ильюшин бросает все и просит перевода.

Так Сергей Владимирович снова оказывается в Петербурге, на Комендантском аэродроме, где служит сперва ангарным, затем помощником авиамоториста, младшим и, наконец, старшим мотористом.

Ильюшин входил в состав аэродромной команды, которая принимала, проверяла, готовила к полётам самолёты от авиационных заводов С. С. Щетинина и В. А. Лебедева.

Притом без отрыва от службы ему разрешили пройти подготовку на летчика! И летом 1917 года Ильюшин сдал экзамен на права пилота, окончив солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба. Было такое интересное общество, руководил которым граф И.В. Стенбок-Фермор.

Но потом грянула революция, и как-то стало не до аэропланов…

В марте 1918 года в связи с сокращением выпуска самолётов заводами аэродромную команду расформировали. Ильюшин работал заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства: занимался налаживанием работы национализированных лесопилок, паровых мельниц, маслобойных заводов.

В мае 1919 года Ильюшин был призван в РККА. Но не в качестве летчика. Тогда особенно не хватало авиационных специалистов, способных обеспечить обслуживание, ремонт и подготовку к полетам разнотипной, до предела изношенной авиационной техники, как правило, иностранного происхождения.

Эту работу проводили подвижные технические подразделения – авиационные поезда, колесившие по фронтам гражданской войны. Передвижные мастерские, грубо говоря. Здесь, очевидно, началось глубокое и вдумчивое (иначе не полетит) изучение Ильюшиным самолетов, скажем так, в ассортименте.

Получилась такая своеобразная, правда, но школа будущего конструктора. Где Ильюшин получил и доскональное знание конструкции самолетов того времени, и особенности их эксплуатации, и боевого применения.

В сентябре 1921 года начальник авиационного поезда Кубанской армии Ильюшин получает направление в Институт инженеров Красного воздушного флота, в котором начинает обучение. В 1922 году институт преобразуется в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского.



В среде слушателей Ильюшин выделяется своими организаторскими и конструкторскими способностями. Его авторитета и знаний хватило на то, чтобы возглавить одну из секций Военно-научного общества академии.

Работа в научном обществе оказалась весьма полезна. Именно здесь Ильюшин начинает конструировать и строить. Сперва планеры, понятное дело. Но эти простые аппараты сыграли огромную роль в становлении конструктора Ильюшина, и не только его. Планеры строили Яковлев, Бериев, Петляков.

В 1926 году, после окончания Военно-воздушной академии Ильюшин становится председателем самолетостроительной секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии – НТК УВВС.

В те годы НТК УВВС непосредственно руководил программой создания и оснащения советских военно-воздушных сил. На него возлагались обязанности по планированию опытного и серийного строительства, разработке тактико-технических требований к опытным самолетам, двигателям, авиационному вооружению и оборудованию, наблюдению за ходом работ по созданию и испытаниям авиационной техники.

С июня 1926 по ноябрь 1931 года Сергей Владимирович работал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, где занимался изучением мирового опыта самолётостроения, разработкой тактико-технических требований к новым самолётам. Под руководством Ильюшина были составлены технические требования к некоторым самолётам Николая Поликарпова (в том числе к У-2), Андрея Туполева, Дмитрия Григоровича. Также в 1930—1931 годах Сергей Владимирович работал помощником начальника Научно-испытательного института ВВС по научно-технической части.

Здесь стоит заострить внимание на том, что Ильюшин стал одним из влиятельнейших людей в авиапроме. Без преувеличений. И на этой должности можно было бы и без проблем работать, и приносить пользу государству.

Но вирус 10 сентября делал свое дело. И летом 1931 года Ильюшин пишет рапорт с просьбой о переводе в авиационную промышленность. Ильюшин желает работать над самими самолетами, а не документацией к ним.

Рапорт Ильюшина был рассмотрен, и с ноября 1931 года по январь 1933 года Сергей Владимирович возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ.



Кстати, о возможностях Ильюшина.

В ноябре 1932 года Ильюшин предложил разделить КБ ЦАГИ на две самостоятельные структуры: ЦКБ авиазавода № 39 им. В. Р. Менжинского для строительства лёгких самолётов и конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов.

Предложение Сергея Владимировича было рассмотрено начальником Глававиапрома Петром Барановым и наркомом тяжёлой промышленности Григорием Орджоникидзе.

13 января 1933 года соответствующим приказом Глававиапрома было организовано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, начальником которого был назначен Ильюшин.

Одновременно Сергей Владимирович руководил конструкторской бригадой № 3. В сентябре 1935 года бригада Ильюшина была преобразована в Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Сергей Владимирович стал главным конструктором ОКБ.



Не погрязнуть в интригах, зная, что любое твое предложение будет принято и рассмотрено в кратчайшие сроки – это надо быть человеком. Ильюшин им был.

Как свидетельствуют современники, главным для него являлись знания и творческая отдача, а не должностное положение отдельных лиц. Такой подход к росту и положению сотрудников в коллективе привел к постоянству состава основной части коллектива. Ильюшинцы не уходили из организации даже тогда, когда им поступали довольно привлекательные предложения из других организаций, это отмечали многие в своих воспоминаниях.

Замечательным качеством Ильюшина (и полезнейшим в то время) была его способность заражать своим энтузиазмом, увлекать своей идеей людей без всякой агитации. Хотя, как отмечают бывшие его подчиненные, Сергей Владимирович всегда был весьма немногословен. Но, тем не менее, умел каким-то одним ему известным способом щедро делиться с людьми своими знаниями. И воспитывал, как показало время, отличных специалистов именно в духе своего умения решать инженерные проблемы и задачи.



Для молодых специалистов Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолета. «Памятка» — это не только полный перечень всех требований, влияющих на конструирование, но и инструкция по анализу всех факторов, которые необходимо учитывать при проектировании.

Что создал Ильюшин, в принципе, известно всем.

Первенцем ОКБ под руководством Ильюшина стал бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд высоты подъёма груза, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией.

Далее были созданы бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4), те самые, осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года. Ну и конечно, «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне.



С 1943 года ОКБ Ильюшина приступило к разработке пассажирских самолётов. Да, война еще шла полным ходом, а у Ильюшина уже смотрели вперед, начиная работу над мирными самолетами.

Серия гражданских «Илов» началась с Ил-12. Затем последовали Ил-14 и Ил-18.



Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62.

Пассажирский трансконтинентальный красавец Ил-62, вышедший на воздушные линии в 1967 году, и его модификация Ил-62М заслуженно стали флагманами Аэрофлота.

Пилоты лайнеров Ильюшина отмечали, что даже такой очень большой самолет сохранил простоту и легкость управления, присущую всем «Илам». Именно с тех пор руководители государства стали летать на самолетах Ильюшина, и делают это и сегодня.



Но и военная тематика не отставлялась в сторону.

Да, в годы войны основные силы ОКБ были брошены на совершенствование штурмовиков, но Ильюшин продолжал работу и по созданию новых бомбардировщиков.

Первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС, стал Ил-28.

Летом 1970 года С. В. Ильюшин в связи с болезнью сложил с себя обязанности руководителя ОКБ, однако остался членом Научно-технического совета и консультантом.

Всего семь лет заслуженного отдыха, и Сергей Владимирович завершил свой путь.



Что можно здесь еще добавить? Только благодарность за сделанное на благо страны и память. Память о творческом человеке, отдавшем всего себя ради того, чтобы в небе его страны летали только серебристые пассажирские красавцы.

И эта мечта, если она была, сбылась совершенно точно. Но именно ради нее с того самого неба несли смерть врагам тысячи «летающих танков».

Пройдя путь от планера весом менее 100 кг до межконтинентального лайнера с полетным весом 160 тонн за неполные 40 лет, Ильюшин стал настоящим Главным конструктором. Это не звание, это состояние ума и полета фантазии, воплощенное в металле.



Но, возможно, главное достижение конструктора Ильюшина — это не самолеты в прямом смысле. Как у любого мастера (а мы не ставим под сомнение то, что Сергей Владимирович был именно мастером), главное достижение – ученики и последователи. Которые продолжат дело учителя и даже разовьют его.

У Ильюшина было не просто много учеников и последователей. Этих учеников и ближайших помощников, проработавших с Ильюшиным не один десяток лет, часто называют «ильюшинской гвардией». И действительно, это специалисты, на которых он опирался при решении всевозможных вопросов и вместе с которыми он творил, и которые не просто продолжили его дело.

Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М, которые появились после того, как Сергей Владимирович оставил работу, лучшее подтверждение.

9 февраля 1977 Сергей Владимирович Ильюшин скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Но самолеты, которые были созданы им и его учениками, продолжают летать. Пусть и не в тех количествах, как нам хотелось бы, но летают. Но таковы реалии.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    30 марта 2019 05:18
    Вечная память Великому Конструктору!
    1. +20
      30 марта 2019 12:16
      Интересно, в 1917 от капитализма перешли к социализму. Появились Ильюшин, Курчатов, Королев и.т.д. В 1991 перешли от социализма к капитализму. Появились Чубайс, Березовский, Ходорковский.
      Странно, не правда ли
      1. +5
        30 марта 2019 14:22
        Ничего странного, всё закономерно.
      2. +1
        31 марта 2019 00:08
        Цитата: Сибирь 75
        Интересно, в 1917 от капитализма перешли к социализму. Появились Ильюшин, Курчатов, Королев и.т.д. В 1991 перешли от социализма к капитализму. Появились Чубайс, Березовский, Ходорковский.
        Странно, не правда ли

        Увы, какое время-такие и "герои"
  2. +6
    30 марта 2019 05:39
    Мне говорили братья-пилоты, что за всю историю КБ Ильюшина, на его самолётах не погиб ни один лётчик-испытатель.
  3. +13
    30 марта 2019 07:29
    Наименее скандальный и наиболее успешный из авиаконструкторов 1-го поколения...., хорошая статья.... Очень умный был человек во всех смыслах....
    1. +5
      30 марта 2019 08:05
      Цитата: wooja
      Очень умный был человек во всех смыслах....

      И красивое, волевое лицо.
  4. +5
    30 марта 2019 08:25
    Цитата: Русфанер
    Мне говорили братья-пилоты, что за всю историю КБ Ильюшина, на его самолётах не погиб ни один лётчик-испытатель.

    Если учесть что испытания проводил Владимир Коккинаки, который поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ выпущенных с 1935-1964 гг — штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3 (Ил-4), Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов. Испытал более 60-и типов опытных самолетов, не допустив ни одной аварии и гибели людей.
  5. 3vs
    +2
    30 марта 2019 08:31
    Великий человек!
    Вечная память!
  6. +13
    30 марта 2019 09:43
    Конструкторы, наподобии Ильюшина, могли появиться только в стране, скинувшей с себя оковы религиозного мракобесия и открывшей широкие пути для народного образования, предоставившей всему народу широкие возможности профессиональных и социальных лифтов. В результате... современная российская буржуазия, до сих пор, не может до конца сожрать, оставшееся после СССР наследие.... А сейчас....сейчас в России построено кланово-ассоциальное государство, где людям подобным Ильюшину уготовано место жалкого прозябания, полностью зависимого от своего господина-хозяина, да и вряд-ли люди подобные Ильюшину вообще, могут появиться в современной России, тем более добиться таких высот в профессиональной сфере-в кланово-ассоциальном буржуазно-чиновничьем государстве, это просто, невозможно.
    1. 0
      30 марта 2019 10:21
      теоретически можно, но намного намного сложнее...
    2. +2
      30 марта 2019 15:45
      Цитата: Monster_Fat
      оковы религиозного мракобесия

      а конструктор Поликарпов был верующим, его отец епископом... request
      и ничего, на У2 учились летать все асы ВОВ, а на И-16 воевали в самое сложное время начала войны... bully
      Цитата: Monster_Fat
      полностью зависимого от своего господина-хозяин

      как то сегодня взлетел Ил-112 bully
      1. +1
        31 марта 2019 00:22
        Цитата: ser56
        а конструктор Поликарпов был верующим, его отец епископом...
        и ничего, на У2 учились летать все асы ВОВ, а на И-16 воевали в самое сложное время начала войны...

        Согласен с Вами-его отец был священнослужителем, только Талант Поликарпова-при какой власти раскрылся.
        Цитата: ser56
        как то сегодня взлетел Ил-112

        "Волевым решением" главы ОКБ, сыном Рогозина, поднялся в небо-среднемагистральный грузопассажирский(и то в перспективе), самолет. Конечно радостно, что взлёт-посадка успехом прошли. Но это самолёт прошлого.
        1. 0
          2 апреля 2019 12:51
          Цитата: Петроградец
          только Талант Поликарпова-при какой власти раскрылся.

          а может наоборот был закопан? Это СВ власть его приговорила к смертной казни и посадила в шарашку... а при царе он спокойно учился и работал, причем с Сикорским, поэтому к 1917г уже был специалистом...
          Цитата: Петроградец
          Но это самолёт прошлого.

          с чего это? bully
          1. 0
            3 апреля 2019 01:01
            Цитата: ser56
            а может наоборот был закопан?

            Придерживайтесь фактов, история не знает, если бы и кабы.
            Цитата: ser56
            а при царе он спокойно учился и работал

            При каком царе - Ники№2-святом олухе-просравшем всё?
            Цитата: ser56
            причем с Сикорским

            Сикорский-быстро-"полетел" и именно в сшас-ещё тот прожекторист был.
            Цитата: ser56
            с чего это?

            Что в этом самолете-нового, какие принципиальные конструкторские-решения есть в нём ? Вы перестаньте "прыгать на батуте". ОКБ имени Ильюшина, сейчас "выдает" полёты, довольно заурядных машин-от того, что сынок рогозина там "шашкой" махает, как и папаша тот ещё пройдоха-с экономическим образованием - пополз в авиацию(поделюсь с Вами (секретом)-там деньги, по-этому и рогозины и прочие гуайдисты ползут туда)
            1. -2
              3 апреля 2019 10:58
              Цитата: Петроградец
              Придерживайтесь фактов, история не знает, если бы и кабы.

              Вы просто не слышите - при СВ Поликарпову не давали спокойно работать - сажали в тюрьмы, приговаривали к расстрелу... По вам это стимуляция? bully
              Цитата: Петроградец
              При каком царе - Ники№2-святом олухе-просравшем всё?

              Эка вас прет -то - чего так? bully При ИН2 РИ развивалась очень неплохо....
              Цитата: Петроградец
              Сикорский-быстро-"полетел"

              не слышали - Русский витязь, Илья Муромец... bully
              Цитата: Петроградец
              поделюсь с Вами (секретом)-там деньги, по-этому и рогозины и прочие гуайдисты ползут туда)

              скажем так - всегда умиляют диванные стратеги, которые в жизни зеро, но в Сети они ого-гооооо hi
              1. 0
                5 апреля 2019 00:47
                Цитата: ser56
                Вы просто не слышите - при СВ Поликарпову не давали спокойно работать - сажали в тюрьмы, приговаривали к расстрелу... По вам это стимуляция?

                Не не давали спокойно работать, в нервном состоянии под давлением "кровавой гэбни" под угрозой расстрела ПО-2, И-16, И-15, Р-5(сколько новых разработок применено было ?) и запущены в серию. Стимуляция-да, работай.
                Цитата: ser56
                Эка вас прет -то - чего так? При ИН2 РИ развивалась очень неплохо....

                Очень неплохо-это как ? Поступательно-возвратно и не о чём ? Или вы из клуба "великих достижений 1914 года", что развивалось при николя№2 в авиации-показательные полеты на иностранных аэропланах, обучение за границей?
                Цитата: ser56
                не слышали - Русский витязь, Илья Муромец...

                Слышал, для первенцев-весьма не плохи. Только вот немцы и англичане пошли дальше и разработали более скоростные, грузоподъёмные, защищенные самолёты. А при вашем коле№2, далее ничего-не было.
                Цитата: ser56
                скажем так - всегда умиляют диванные стратеги, которые в жизни зеро, но в Сети они ого-гооооо

                Умиляйтесь и дальше, вы можете себя погладить даже по-голове, по-гоготать и расправить крылья)))
                1. 0
                  5 апреля 2019 14:02
                  Цитата: Петроградец
                  Стимуляция-да, работай.

                  сами не хотите в тюрьму?
                  Цитата: Петроградец
                  Очень неплохо-это как ?

                  прирост промышленности в 1909-14г выше, чем в 1 пятилетку... при этом без сокращения потребления...
                  Цитата: Петроградец
                  обучение за границей?

                  вы даже не в курсе, что в РИ не признавались иностранные дипломы? bully а при ИН2 было открыто много ВУЗов, прежде всего технических - в СПБ, Киеве, Варшаве, Томске...
                  Цитата: Петроградец
                  Только вот немцы и англичане пошли дальше

                  да. большевики откинули развитие страны лет на 30... bully
                  Цитата: Петроградец
                  при вашем коле№2

                  Да, это часть истории моей страны! wink А вы откуда? hi
                  Цитата: Петроградец
                  миляйтесь и дальше, вы можете себя погладить даже по-голове, по-гоготать и расправить крылья)))

                  я был прав, вы гопота... bully
  7. +7
    30 марта 2019 10:18
    Очень много летал , в детстве , на Ил-18, Ташкент-Одесса и обратно , с посадкой в Симферополе . Это к чему . А к тому (давно читал на Ютубе) , что " тирания " рождает гениев , а т. н. " демократия " - уродов !
  8. exo
    +2
    30 марта 2019 12:44
    Великий Человек! Я, не имел чести работать на его самолётах (самостоятельно). Но,неоднократно общался с теми кто трудился на ИЛах. Из советских пассажирских самолетов- ИЛы,однозначно лучшие для технического персонала.
  9. +3
    30 марта 2019 13:06
    Не знаю как небо, но люди будут помнить всегда, этого легендарного человека. Хорошая статья!
  10. 0
    30 марта 2019 15:26
    Цитата: wooja
    Наименее скандальный и наиболее успешный из авиаконструкторов 1-го поколения...., хорошая статья.... Очень умный был человек во всех смыслах....

    Я бы добавил к нему ещё и П.О. Сухого (который, кстати работал под руководством Ильюшина в КБ ЦАГИ).
    Они были практически одного возраста, по "Пал-Осич" не был "функционером", и поэтому самостоятельности добился гораздо позже.
    Интересно, кстати, что в то же время (начало 1930-х гг.) под руководством Сухого работал... Поликарпов.
    Сухой ему творить не мешал, а Ильюшин, уходя в ЦКБ, забрал Поликарпова с собой.
    Коллизия была в том, что бригада Сухого разрабатывала тогда И-14, который был машиной передовой, но очень сложной. Поликарпов же ратовал за более простые решения и самостоятельно проектировал (при полном "попустительстве" Сухого и Ильюшина) тандем будущих И-15 и И-16.
    Забрав будущего "короля истребителей" в ЦКБ, Ильюшин продемонстрировал недюжинный стратегический талант и сослужил отличную службу советским ВВС, так как И-14 пришлось долго дорабатывать и переделывать...
    Редкий случай, когда три гения сошлись вместе и не превратили своё общение в вульгарный скандал...
    1. 0
      30 марта 2019 15:47
      Цитата: PilotS37
      Забрав будущего "короля истребителей"

      вроде тогда И-5 уже летал, так что Поликарпов уже был королем истребителей, а Ильюшин знал Поликарпова еще до 1МВ... hi
  11. +5
    30 марта 2019 15:33
    Надо сказать, что Сергею Владимировичу удавались не только самолеты...
    Его сын, Владимир Сергеевич, был одним из величайших советских летчиков-испытателей "второй волны".
    В КБ Сухого (опять эти фамилии оказались в одном ряду!) его просто боготворили.
    Он тоже был Великим мастером и прекрасным человеком (а ещё и интересным писателем).
  12. +1
    30 марта 2019 16:33
    Цитата: Monster_Fat
    Конструкторы, наподобии Ильюшина, могли появиться только в стране, скинувшей с себя оковы религиозного мракобесия и открывшей широкие пути для народного образования, предоставившей всему народу широкие возможности профессиональных и социальных лифтов. В результате... современная российская буржуазия, до сих пор, не может до конца сожрать, оставшееся после СССР наследие.... А сейчас....сейчас в России построено кланово-ассоциальное государство, где людям подобным Ильюшину уготовано место жалкого прозябания, полностью зависимого от своего господина-хозяина, да и вряд-ли люди подобные Ильюшину вообще, могут появиться в современной России, тем более добиться таких высот в профессиональной сфере-в кланово-ассоциальном буржуазно-чиновничьем государстве, это просто, невозможно.

    Хорошо сказано!
    Но вот я одного не могу понять, почему множество подобных Ильюшину людей так и не умеет "кучковатся" и отстаивать свои интересы? Даже в фильме "Я - робот" одним из основных моментов был парадокс, поставивший в тупик разработчика: "почему роботы даже в темноте стремятся быть рядом друг с другом?" Профсоюзы в России - их по пальцам можно пересчитать, какие-то центры, где можно реализовываться вырождаются по типу Сколково, а если что-то подобное найдешь, так ценник неподъемный.
  13. 0
    30 марта 2019 19:49
    Цитата: ser56
    вроде тогда И-5 уже летал, так что Поликарпов уже был королем истребителей, а Ильюшин знал Поликарпова еще до 1МВ...

    Ну, И-5 это был первый истребитель Поликарпова. Их выпустили всего 816 шт. Поликарпов, кстати, проектировал его, сидя в тюрьме по делу "Промпартии".
    А титул "король истребителей", насколько я могу судить, появился уже в конце 1930-х годов, когда все ВВС пересели на его машины (237 И-15 + 2408 И-15бис + 3437 "Чайки" + "более 10 тыс." И-16).
  14. +2
    30 марта 2019 21:01
    Я в своей жизни прочитал достаточно много жизнеописаний людей, что называется, с большой буквы, к коим без сомнения отношу Сергея Владимировича Ильюшина. Всякий раз задаю себе вопрос - а зачем я все это читаю? Какую пользу я могу извлечь из прочитанного? Я заметил, что все, или почти все, личности значительной величины обязательно обладали кроме прочего тремя качествами - они не были подонками, они были целеустремленными, настырными, они любили учиться. Три этих качества я поставил во главу угла в работе со своими детьми, потому что посчитал это залогом их успешности в их самостоятельной жизни. И не важно, в какой сфере они будут применять эти качества, важно, чтобы они присутствовали в каком-то значимом объеме в душе, системах ценностей. Тогда будет успех. И скажу - это работает. А что может быть приятней осознания успешности своих детей? Как-то так...
  15. 0
    30 марта 2019 21:07
    Спасибо автору за замечательную статью о замечательном человеке!
  16. 0
    30 марта 2019 21:09
    А почему на последней фотке у Ильюшина справа висит кортик ?
    1. 0
      30 марта 2019 21:55
      требования формы того времени....,
      1. +1
        30 марта 2019 23:02
        Но он же вроде не моряк. А у других генералов кортика почему-то нет.
        1. 0
          1 апреля 2019 23:45
          В те времена авиация считалась "воздушным флотом"...
  17. 0
    1 апреля 2019 11:40
    Спасибо за память о Великом Главном Конструкторе.
  18. 0
    2 апреля 2019 23:06
    Великий конструктор и просто Маэстро. smile