Как советский химик спас от бомбёжек блокадный Ленинград

В сентябре 1941 года гитлеровская Германия при помощи Финляндии и Италии начала блокаду Ленинграда. Попытка молниеносного взятия города силами вермахта провалилась. Но части группы армий «Север» 8 сентября 1941 года смогли блокировать Ленинград с суши, захватив город Шлиссельбург.


С северной части Ленинград был блокирован войсками Финляндии. Продвижение финнов смогли остановить части 23-й армии в Карельском укрепленном районе. Так началась блокада, продлившаяся 872 дня и приведшая к колоссальным людским потерям и разрушениям инфраструктуры города. Самым страшным в блокаде был, безусловно, голод, возникший в результате нехватки продуктов питания и ставший одной из главных причин массовых смертей гражданского населения северной столицы.

Окружив Ленинград со всех сторон, противник регулярно бомбил город с воздуха. Бомбардировки города приносили большой урон – гибли люди, разрушались бесценные исторические здания и важные объекты городской инфраструктуры. Наконец, постоянный гул немецких бомбардировщиков имел и большое деморализующее значение.



Конечно, наши зенитчики делали все, что могли, и столь же регулярно сбивали немецкие самолеты. Так, в начале октября 1941 года над Ленинградом сбили немецкий Ме-109. Пилот подбитого самолета не смог долететь до расположения вермахта и был вынужден посадить машину на окраине города.

К немецкому самолету сразу же подбежали советские военнослужащие. Немецкий летчик был арестован. Естественно, собралась и толпа горожан, желавших поглядеть на сбитый самолет и арест гитлеровского пилота. Где-то в толпе затесался и Александр Дмитриевич Петров – химик-органик, ученый высочайшего класса. Пока жители блокадного Ленинграда наблюдали за арестом немца, химик Петров куда больше был заинтересован не задержанием летчика, а содержимым топливного бака самолета.

Поскольку баки самолета были пробиты, добыть образец топлива не составило для профессора особого труда. Он подставил бутылку под струю стекавшего топлива и набрал небольшое количество. Что было дальше, мы расскажем ниже, а пока – несколько слов о самом Александре Дмитриевиче Петрове.

Петров был человеком еще дореволюционного поколения. Он родился в 1895 году в Санкт-Петербурге в семье служащего и, как и многие представители семей его уровня, поступил в реальное училище. В то время реальные училища давали очень неплохое техническое образование. В 1913 году молодой Петров училище закончил, после чего поступил в юнкерское училище в Павловске. В 1916 году, после окончания училища, он был распределен в звании прапорщика в армию, в запасный пехотный полк, дислоцировавшийся в Оренбурге. Там и проходила служба Петрова с ноября 1916 по февраль 1917 гг. В феврале Петров поступил в Высшую военно-химическую школу в Петрограде.

В то время химическая служба в армии только создавалась. Но у всех уже были на слуху знаменитые газовые атаки на фронтах Первой мировой войны. Петров сначала и связал себя с военно-химической службой. После Октябрьской революции, с ноября 1917 по июнь 1918 года, молодой выпускник Высшей военно-химической школы служил начальником противогазового отряда на Кавказском фронте.

Затем Петров добровольцем вступил в Красную Армию. Военные специалисты уровня Петрова ценились и его направили в Петроградское отделение Высшей химической школы. В 1922 году Петров получил университетское образование в Петроградском университете. Так из военного химика он превратился в академического ученого.

В студенческие годы Петров учился у легендарного химика Алексея Евграфовича Фаворского, который уже давно руководил кафедрой технологии и технической химии в Петроградском университете.

Именно Фаворский стал учителем Петрова и способствовал превращению последнего в одного из наиболее перспективных советских ученых. После окончания университета Александр Дмитриевич Петров начал работать в Химической ассоциации Академии наук СССР и в Лаборатории высоких давлений АН СССР в Ленинграде.

Он сделал быструю и впечатляющую научную карьеру – в 1931 году, в возрасте 36 лет, Александр Дмитриевич был уже директором Ленинградского сланцевого института. В 1935 году без защиты диссертации ему присудили ученую степень доктора химических наук. Такой чести Александр Петров удостоился за свои исследования катализа при высоких температурах и давлениях. Александр Дмитриевич Петров был утвержден в звании профессора.

Иосиф Сталин, прекрасно понимавший значение науки для укрепления обороноспособности советского государства, ценил ученых и не скупился на подтверждение их заслуг. Тем более, что Александр Петров работал в стратегически важной области химии и его исследования имели большую пользу для развития советской химической промышленности.

Примечательно, что учитель Петрова Алексей Евграфович Фаворский в 1934-1938 гг. возглавлял созданный по его инициативе Институт органической химии, был награжден Сталинской премией первой степени – и это при том, что до революции Фаворский дослужился до действительного статского советника, был типичным представителем «царской профессуры», который, тем не менее, принял советскую власть.



Когда началась блокада Ленинграда, персонал лаборатории практически полностью был эвакуирован в Казань. Петров, как настоящий руководитель, остался в осажденном Ленинграде наблюдать за сохранностью остававшегося в городе имущества лаборатории. Одновременно он, как специалист по нефтехимическому синтезу, обдумывал, как его знания могут быть полезны защитникам родного Ленинграда. И, в конце концов, благодаря чистой случайности, понял, в чем он точно сможет оказать помощь Красной Армии.

Именно такому высокообразованному человеку и настоящему патриоту советской страны и попал в руки образец немецкого авиационного топлива. Добравшись до лаборатории, химик первым делом бросился изучать добытый образец. Он установил, что трофейное топливо, в отличие от советского топлива, замерзало при температуре минус 14ºC. Наше топливо замерзало при минус 60ºC. Ученый сразу же сделал очень примечательный вывод – из-за температуры замерзания немецкие самолеты не могут взлетать высоко. А самое главное – когда в Ленинграде стукнут морозы ниже минус 15ºC, немецкие самолеты просто не смогут взлетать.

Будучи не только профессиональным химиком, но и человеком военным, много лет прослужившим в российской императорской, а затем и в Красной армиях, Александр Дмитриевич Петров сразу же понял, какое значение приобретет его открытие для фронта. Он вышел на связь с командованием ВВС Северно-Западного фронта и вскоре смог добиться встречи с заместителем командующего. Конечно, тот сначала отнесся к словам химика с недоверием, но затем, внимательно выслушав ученого, понял, что к чему. Петрову доставили несколько других образцов немецкого топлива, добытых со сбитых самолетов люфтваффе.

Изучение этих образцов топлива лишь подтвердило правоту ученого. С этого момента военные приступили к разработке плана по уничтожению немецких самолетов. Более всего генералов авиации интересовала теперь температура воздуха в Ленинградской области.

Как советский химик спас от бомбёжек блокадный Ленинград


Одновременно военная разведка изучала возможные места дислокации немецких самолетов. И вот 30 октября командованию ВВС Северо-Западного фронта сообщили – немецкие самолеты 1-го воздушного флота, которым командовал генерал-полковник люфтваффе Альфред Келлер, базируются на аэродромах в Гатчине и Сиверской. Например, в Сиверской базировались 40 многоцелевых самолетов Junkers Ju 88 , 31 истребитель и 4 транспортных самолета. Теперь оставалось дождаться лишь крепкого мороза.

Утром 6 ноября 1941 года в небо поднялись самолеты 125-го бомбардировочного авиационного полка, которым командовал майор Сандалов. Бомбардировщики Пе-2 приступили к бомбежке немецкого аэродрома с высоты 2550 метров. Советские летчики сбросили бомбы на аэродром. Хотя немецкая зенитная артиллерия делала все возможное, чтобы сбить советских пилотов, но ни один истребитель люфтваффе так и не смог подняться в воздух. Ведь его температура составляла ниже двадцати градусов мороза.

Через 15 минут после начала атаки на смену бомбардировщикам пришли 6 самолетов-штурмовиков 174 штурмового авиационного полка. Командовал ими старший лейтенант Смышляев. Одновременно 9 самолетов И-153 били по позициям немецких зенитчиков. Из пулеметов с воздуха были обстреляны стоянки самолетов люфтваффе. Прошло два с половиной часа, а операция советской авиации не прекращалась. Семь бомбардировщиков 125-го бомбардировочного авиационного полка под командованием капитана Резвых нанесли второй мощный удар по гитлеровскому аэродрому.

Всего в атаке немецких позиций участвовало 14 советских бомбардировщиков, 6 штурмовиков и 33 истребителя. Результаты операции впечатляли – 1-й немецкий воздушный флот понес очень серьезные потери и оказался практически небоеспособным на определенное время. Так опыт химика Петрова принес удивительные результаты.

Естественно, разгром воздушного флота, который так и не поднялся с аэродромов, сразу же заинтересовал командование люфтваффе. Вскоре немцы озаботились созданием более морозостойкого авиационного топлива, которое уже не замерзало при минус 20 градусах. Но в полной мере свою боеспособность 1-й воздушный флот, бомбивший Ленинград, смог восстановить лишь к апрелю 1942 года. На полгода он оказался практически парализованным и не мог осуществлять массированные бомбардировки Ленинграда.

Благодаря находчивости химика Петрова, город Ленинград на шесть месяцев подвергался куда меньшему количеству налетов немецкой авиации, чем могло бы быть, не окажись тогда ученый у сбитого немецкого самолета. Сам же Александр Дмитриевич Петров вскоре был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Москву. В 1943 году, в разгар войны, он стал профессором Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева.

Александр Дмитриевич Петров увидел Великую Победу. Дожил до нее и его учитель Алексей Евграфович Фаворский – он умер в августе 1945 года. Уже после Великой Победы, в 1947 году, Александр Дмитриевич Петров возглавил лабораторию органической химии Академии наук СССР. С 1946 года и до конца жизни профессор Петров заведовал кафедрой нефтехимического синтеза Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева. Он скончался 31 января 1964 года в Москве в возрасте 68 лет.

Командующий 1-м воздушным флотом, чьи самолеты были уничтожены благодаря стараниям Петрова, пережил химика на десять лет. Бывший генерал-полковник люфтваффе Альфред Келлер умер в 1974 году в возрасте 91 года.

Жизнь Александра Дмитриевича Петрова – пример служения не только науке, но и интересам своей родной страны. Конечно, коренной петербуржец и ленинградец, профессор Петров не мог спокойно смотреть на то, как гитлеровцы терзают его родной город, изводят его блокадой и уничтожают постоянными бомбежками. И Александр Дмитриевич Петров внес очень серьезный вклад в снижение того ущерба, который гитлеровцы могли нанести Ленинграду, не окажись советский профессор поблизости от сбитого нашими воинами самолета люфтваффе.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. ФЕОДОР 28 марта 2019 18:23 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Ну это лично я уже лет 6, как знаю ! Но с просвещением других !
    1. Nikolaevich I 29 марта 2019 04:56 Новый
      • 11
      • 1
      +10
      Да эта "инфа" ,,озвучивалась" куда "давнее" 6 лет ! Мне она встречалась ещё в "прошлом веке"... Но некоторые историки заявляют,что нет доказательств достоверности существования такого факта ! И ещё...не было у немцев бензина,замерзающего при (-14 гр.) ! А вообще,замерзает не "углеводород",а вода,содержащаяся в бензине. (поэтому можно продвигать и такую легенду,что идея "разбавлять" бензин водой (или ослиной мочой-восточный вариант ! wink ) не "чисто русская" идея ! Это всё "немецкая предприимчивость" ! Война войной,а бизнес есть бизнес ! ) Бензин(не высокого качества...) может "загустевать " из-за повышенного содержания парафина... Для повышения "морозоустойчивости "бензина применяются метиловые "вливания"... Немецкие "мессеры" заправлялись бензином С3 (зелёный...ниже -60С...) на Bf-109-F-2 (посадки этого самолёта зафиксированы под Ленинградом, правда в июле и августе), например, стоял DB-601N под бензин С3, с температурой застывания около -90С.
      P.S. Ещё смущает немного одна мелочь : "бак пробит...бензин течёт..." а как же протектированные баки ? request Ну,допустим...не дырки, дырища ! Но самолёт бы "вспыхнул" тады ещё в воздухе...
      1. свой1970 29 марта 2019 11:21 Новый
        • 6
        • 1
        +5
        меня также терзают смутные сомнения -а морозы под 20 больше нигде вдоль фронта в это время не наблюдались?т.е. вот только под Ленинградом самолеты не могли летать и все?а севернее,да даже и южнее(до средней полосы)-морозов таких не бывает?или не бывает наблюдательных военных которые обратили бы внимание - что в ясную морозную погоду в условиях нормальной видимости немцы отчего то не летают?

        З.Ы. похоже на "Нас победил генерал Мороз" - только с нашей стороны.Не надо делать из немцев глупцов- это оскорбление для нашей армии:мол, воевали 4 года с недоумками не знающими что бывает на морозе с техникой.Они знали....
        И даже практический опыт был в 30-х изучения нашего климата в совместных учебных центрах -Казани,Вольске и проч.
      2. Fitter65 29 марта 2019 13:07 Новый
        • 4
        • 1
        +3
        Цитата: Nikolaevich I
        Ещё смущает немного одна мелочь : "бак пробит...бензин течёт..." а как же протектированные баки ?

        Ну и ещё такой момент из статьи,
        Ученый сразу же сделал очень примечательный вывод – из-за температуры замерзания немецкие самолеты не могут взлетать высоко.

        К примеру Ju-88 разных модификаций имели потолок от 8200м до 11600м.
        Bf-109f-4 максимальная высота 12000м. Не-111 от 8000м до 8500м.
        Поэтому это скорее всего очередная легенда, о замерзающем "немецком топливе" при "русских морозах" из серии почему они проиграли, а вот в реалии различные масла и смазки могли и подмерзать. Помню как меня , по прибытию в КДВО, учили пользоваться предпусковым подогревателем,моя РРС Р-409МА на базе ЗиЛ-131 стояла на открытой стоянке (просто на улице), а на улице морозы под -40. Так после 30-40 минут прогрева, отжимали педель сцепления, и только тогда заводили, потому что замёрзшую коробку стартёр не мог прокрутить, постепенно повышали обороты двигателя и отпускали сцепление... Кстате во многих мемуарах наших лётчиков встречаются моменты о том как наши техники в зимнее время прогревали двигатели самолётов, как работали водо-маслогрейки, была даже спецмашина на базе ЗиС-5...
        1. Зимой 41-го у немцев были проблемы с маслами для вооружения и техники - общеизвестный факт. Синтетический бензин без добавок мог загустевать при низких температурах. Если на земле температура была -15, то на 5000 м она могла быть -50. В 42-м проблемы были решены.
  2. Блестящие химики Ленинграда внесли огромный вклад в победу над врагом в годы блокады: пороха, ВВ, пищевые добавки, витамины, лекарства и многое другое.
  3. gridasov 28 марта 2019 18:34 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Почему войны способствуют развитию инновационных проектов .Потому ,что приходиться хвататься за любую идею как за соломинку ,чтобы не проиграть борьбу за реальную жизнь. Тогда почему сейчас когда все знают и понимают , что масштабы произведенного и накопленного оружия огромны и войны неизбежны не думают об прорывных разработках. Как увеличить ту же потенциальную энергию любого топлива и не искать панацею в виде химических формул и новых веществ .Нет таких веществ как топлив или взрывчатых веществ ,которые бы удовлетворяли всем условиям . При этом вещества безопасные в хранении и перемещении могут быть кардинально актвизированы в непосредственном применении . Поэтому не зря говорят войны выигрывают и проигрывают изобретатели и ученые ,а порой еще до горячих конфликтов.
  4. серж сибиряк 28 марта 2019 19:18 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Истинный патриот своей Родины.И фанатик(в хорошем смысле) химии. hi
  5. stalki 28 марта 2019 19:24 Новый
    • 12
    • 1
    +11
    Великолепная статья, интереснейшая информация, прекрасный учёный и человек. Побольше подобных историй, как можно больше. Образец гражданина своей страны. Автору спасибо. Александру Дмитриевичу низкий поклон и вечная память.
    1. stalki 29 марта 2019 18:47 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Приношу свои извинения всем кому успел минусы тут наставить. Прочитал комментарии ниже, полез разбираться поскольку чайник в двигателях, нарыл кучу подтверждений что это байка, ещё раз приношу извинения что купился на развод, уж больно красиво завернули. Если кто в обиде накидайте мне минусов. А ВО за непроверенные данные километровый минусище.
  6. Astra wild 28 марта 2019 20:09 Новый
    • 8
    • 0
    +8
    Когда-то в детстве видела фильм: "Кутузов" фактически из фильма мне запомнился лишь один эпидот: солдат командир партизанского отряда, принёс Кутузову с десяток полков с убитых французских лошадей и говорит,что они без шипов,а значит будут скользить по льду. Кутозов обрадовался и говорит,что тот ему подарил всю французскую кавалерию. Точно так можно сказать ,что А. Д. Петров подарил советской авиации: 1 флот люфтваффе
  7. Albatroz 28 марта 2019 20:28 Новый
    • 18
    • 0
    +18
    Интересная статья.
    Интересно, а цифры потерь 1-го флота Люфтваффе за 6-е ноября известны? Чтобы сделать вывод об утрате боеспособности.
  8. Вождь краснокожих 28 марта 2019 20:36 Новый
    • 1
    • 2
    -1
    Спасибо, очень интересный факт!))
    1. Avior 28 марта 2019 22:41 Новый
      • 4
      • 1
      +3
      к сожалению, это не факт, а байка
  9. evgic 28 марта 2019 20:39 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Блестящая идея и отлично проведенная операция
  10. rammjager 28 марта 2019 22:27 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Проблема не столько в топливе была(в Норвегии как то же летали),сколько в запуске холодных движков.Геморное это дело.А уж тем более,когда стоянки под огнем.
    1. Avior 28 марта 2019 22:42 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      на Ме-109 стоял необычный для того времени электростартер
      1. rammjager 28 марта 2019 22:58 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Ага.А еще,ручная крутилка:)Но дело не в этом.На морозе промерзало все.Нужно было время для прогрева моторов.Есть масса фотографий на эту тему.Наши,кстати так же сталкивались с такими трудностями.
        1. Fayter 28 марта 2019 23:07 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          К сожалению были и предатели - в книге про Эрика Хартмана, описывается случай, когда пленный советский летчик научил немецких авиатехников запускать самолёты в мороз.
          1. rammjager 28 марта 2019 23:15 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Кстати,да.Был такой эпизод.Но мне кажется,это был частный случай.Разводить открытый огонь...Как то не по-немецки fellow У них специальные агрегаты были.Повторюсь,в сети масса фотографий.Но все равно,это весьма нудное занятие.
          2. Avior 29 марта 2019 00:00 Новый
            • 5
            • 1
            +4
            а финны, например, союзники немцев там же под Ленинградом, о морозах ничего не слышали, думаете?
        2. Avior 28 марта 2019 23:59 Новый
          • 3
          • 1
          +2
          и стартер и крутилка раскручивали маховик вначале, а потом уже он запускал двигатель.
          Прогрев двигателя- общая проблема зимой.
          если противник уже над головой, не взлетишь уже в любом случае, собъют на взлёте.
          впрочем, дежурное звено с прогретыми двигателями должно быть, да и соседи должны помочь.
          я не знаю, был ли и вправду такой результативный налет, но то что история с бензином- байка, сомнений нет.
          иначе на всех фронтах немецкую авиацию перебили бы в первые же морозы, и никакие химики для этого не нужны бы были.
      2. амурец 29 марта 2019 00:08 Новый
        • 2
        • 1
        +1
        Цитата: Avior
        на Ме-109 стоял необычный для того времени электростартер

        Ага! В немецкой авиации все двигателя жидкостного охлаждения, что Даймлер- Бенц 600-й серии, что Юнкерс-Юмо были перевернутого типа:коленчатый вал у них стоял вверху картера, потому и требования к смазке были очень жёсткие.

        1. Avior 29 марта 2019 00:46 Новый
          • 1
          • 1
          0
          инжектор с непосредственным впрыском, очень удачный мотор.
          четыре клапана, две свечи на цилиндр.
          не должно было быть очень уж больших проблем с заводом.
          требования по смазке были связаны с ресурсом, а не к возможности завести.
          а уж к бензину это никакого отношения не имело.
          маховик в любом случае раскручивал двигатель
        2. Ольгович 29 марта 2019 09:56 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Цитата: амурец
          В немецкой авиации все двигателя жидкостного охлаждения,

          А как же, например, один из самых массовых самолетов ФВ 190 с воздушным охлаждением двигателя бмв? recourse
          1. амурец 29 марта 2019 13:52 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: Ольгович
            А как же, например, один из самых массовых самолетов ФВ 190 с воздушным охлаждением двигателя бмв?

            В статье идёт речь о1941годе, когда ФВ-190 и духу не было на Восточном фронте
    2. амурец 28 марта 2019 23:50 Новый
      • 8
      • 2
      +6
      Цитата: rammjager
      Проблема не столько в топливе была(в Норвегии как то же летали),сколько в запуске холодных движков.

      Правильно! Вся проблема в авиамасле, на морозе оно превращалось в густую, желеобразную массу. Синтетики тогда не было. Не буду вдаваться историю кто это придумал, но в годы ВОВ, РККА в маслобаки самолётов добавляли небольшое количество бензина, чтобы при остывании масло не густело и когда запускали двигатель, то пары бензина быстро испарялись и масло приобретало свою нормальную вязкость.
      1. Ищущий 29 марта 2019 13:55 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Ага.а немцы значит дураки были-не знали такую элементарщину?
        1. амурец 29 марта 2019 23:15 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: Ищущий
          Ага.а немцы значит дураки были-не знали такую элементарщину?

          Увы, не только немцы. Если вы не эсплуатировали ДВС в условия северных районов, то не знаете сколько проблем это доставляет. И не только масло, но и дизтопливо, когда при низких температурах выпавший из топлива парафин забивает фильтра и затрудняет подачу топлива.
          1. Avior 30 марта 2019 22:47 Новый
            • 1
            • 1
            0
            немцы эксплуатировали в том числе на севере Норвегии за северным полярным кругом.
            1. амурец 31 марта 2019 15:39 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Цитата: Avior
              немцы эксплуатировали в том числе на севере Норвегии за северным полярным кругом.

              Наши тоже, но каких усилий это требовало от технического персонала, причём как с нашей так и с немецкой стороны. Прогретый двигатель запустить не проблема, вот поэтому, с немецкой стороны и взлетела только дежурная пара, у которых двигателя были прогреты.
            2. Андрей НМ 1 апреля 2019 07:35 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: Avior
              немцы эксплуатировали в том числе на севере Норвегии за северным полярным кругом.

              Вы посмотрите погодные условия в Норвегии за полярным кругом. Будете сильно удивлены. Есть там два города, Будё и Тромсё. Немцы Будё сильно бомбили. Будё чуть южнее, а Тромсё чуть севернее Мурманска. В этих городах размещены военные базы НАТО. Так вот в Тромсё абсолютный минимум температур, зафиксированный за всю историю наблюдений - минус 18 градусов, а средний минимум зимой не переваливает -6 градусов. В Будё еще смешнее, там самая низкая зафиксированная температура была в 1966 году, аж -9 градусов, а средняя температура января -2град. А если сместиться на 450 км на восток, то в Мурманске абсолютный минимум уже -40град., а средняя температура зимой -14град. Помню, как однажды в 80-е годы даже Кольский залив замерзал. А в той заполярной Норвегии зимой даже на летней соляре можно ездить. А причиной всему этому Гольфстрим. Так что нет там суровой эксплуатации техники.
      2. 73petia 2 апреля 2019 18:35 Новый
        • 0
        • 0
        0
        ..."Не буду вдаваться историю кто это придумал, но в годы ВОВ, РККА в маслобаки самолётов добавляли небольшое количество бензина"...

        Зимой использовались "водомаслогрейки".
        После полётов воду и горячее масло сливали. И перед полётами в холодные двигатели заливали горячее масло и горячую воду.
  11. Avior 28 марта 2019 22:37 Новый
    • 8
    • 2
    +6
    История звучит красиво, но , сожалению, выдумка, хотя и растиражированная в интернете.
    Немцы заправляли истребители авиабензином марки С3 или С2, температурный диапазон у них был ниже 60 градусов, иначе и быть не могло- температура понижается на 6,5 градусов в среднем на каждый километр высоты, так что на 4 километровой высоте они б уже с сентября не летали, а в прохладные дни- и с августа, если б написанное правдой было.
    чего, понятно, и близко не было.
    Лучше б написали об успехах в организации производства витаминов в осажденном Ленинграде, спасшей жизни многим людям.
  12. kukriniks 29 марта 2019 00:37 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Спасибо за статью,очень интересно.Исправьте пожалуйста текст,думаю,что уважаемый человек в юности закончил ремесленное училище.
    1. 16329 3 апреля 2019 10:22 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Нет, все правильно относительно реальных училищ, в Российской империи, как и в Германии, существовала альтернатива гимназиям- реальные училища, где преподавались в основном естественные науки и выпускники которых поступали в технические училища (институты) и коммерческие училища, при этом выпускники гимназий поступали в университеты
      Кстати барон Врангель Петр Николаевич, последний командующий ВС Юга России, также окончил реальное училище и был выпускником Горного института
      Реальные училища и сейчас существуют в Германии, правда уровень образования в них снижен относительно гимназий и они дают неполное среднее образование
      А ремесляные училища -это предшественники советской системы ПТУ существовали в 1940е- 1950е годы
      1. kukriniks 3 апреля 2019 10:30 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Спасибо.Буду знать.
  13. САША СТАРЫЙ 29 марта 2019 04:24 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    тема отличная, автору статьи плюс, вот в общем и целом по работе ученых-блокадников
  14. Али Коканд 29 марта 2019 07:35 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    Топливо,особенно для военных, проходит немалые испытания по многим показателям, тем более для авиации. Температурные одни из самых важных, не думаю что немцы могли пропустить такое. Дураками их никто не считает. Но если такой факт был,возможно причина в другом,а бензином прикрыли основную причину.
  15. Egor88 29 марта 2019 08:43 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    "Благодаря находчивости химика Петрова, город Ленинград на шесть месяцев подвергался куда меньшему количеству налетов немецкой авиации, чем могло бы быть, не окажись тогда ученый у сбитого немецкого самолета"...А в чем его находчивость-то была? Не окажись он у сбитого самолета, налетов было бы больше - это почему? Не окажись он у самолета, немецкий бензин на замерз бы при -14 С? И без этого химика наши знали, что у немцев проблемы с моторами в сильный мороз, и не из-за бензина, а из-за масла - оно замерзало. В книге "Эрих Хартманн - белокурый рыцарь рейха" читал, что пленный русский летчик подсказал немцам, что надо заливать в авиадвигатель немного бензина, тогда они будут заводиться в мороз. А налетов на Ленинград было немного благодаря сильнейшему прикрытию ПВО как с воздуха, так и с земли. И не замерзал у немцев бензин при -14 С, это же бред натуральный! Как можно публиковать статьи с таким очевидным бредом?!
    1. 16329 3 апреля 2019 10:47 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Паспортные данные немецкого авиабензина C3, октановое число 90, указывали точку замерзания - 60С, при этом немецкий синтетический бензин (октановое число 72) получаемый процессом Фишер - Тропш, сейчас это CTL (coal to liquid) терял текучесть при - 23С, являлся основой для C3
      Немцы не пишут о разложении синтетического бензина на фракции при низких температурах, но теоретически это возможно ( там вообще то сперва восковые массы образуются из сингаза на катализаторе, потом их разгоняют в колоннах на фракции).
      Общеизвестно, что немцы имели проблемы с запуском двигателей в зимних условиях, но списывается это на загустевание смазки и т д.
      Не надо думать о немцах, как о сверхлюдях, которые не ошибаются и методики лабораторных испытаний для определения паспортных показателей продукта часто не соответствуют реальным условиям эксплуатации
      Огромные потери немецкой техники, брошенной из за морозов в битве под Москвой указывают на проблемы с топливом, хотя конечно бензин для танков и грузовиков отличался низким октановым числом ( около 70)
      Вполне возможно, что химик Петров получил выпадение каких то восковых фракций при низкой температуре, используя свои, «независимые» методы испытаний
  16. serg.shishkov2015 30 марта 2019 13:12 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Правдивая история, рассказанная Мазуруком как в СССР попал первый В-24. этот В-24 лидировал по трассе АЛСИБ группу Аэрокобр. На нашей земле их встретили по русски- мир, дружба, водка, утром американцам лететь обратно, но ночью ударил сильный мороз. наши предложили прогреть движки В-24 по нашему-открытым огнём. американцы возмутились- у нас суперсовременная техника, а вы со своими пещерными способами! и на не прогретых движках пошли на взлёт. случилось то, что и должно было случиться- на взлёте отказали все четыре. пилот в немыслимом вираже развернул В-24 и благополучно сел на контркурсе, а после посадки выяснилось- В-24 личная собственность второго пилота! мама -миллионерша купила сыночку самолёт, что бы он мог бить бошей, а тот, на радостях, что жив остался, подарил его нам! движки перебрали-нормально! для сомневающихся- история из книги *Над Арктикой и Антарктикой* , Мазурук, Лебедев
    1. Avior 30 марта 2019 22:44 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      на байку похоже.
      если движки запустились, никто не мешал их прогреть.
      если не прогрели- была какая-то другая причина для этого
  17. Иван Васильевич 30 марта 2019 14:02 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    Сожжение Мурманска и арктические конвои как бы наводят на мысль...)))) Что статья фуфло )))
  18. meandr51 30 марта 2019 14:39 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Статья основана на байке, но проблемы со стартом в мороз у немцев были. Пока они не перешли на советские методы подогрева.
    1. Avior 30 марта 2019 22:45 Новый
      • 1
      • 1
      0
      слабо верится, что воевавшие на севере Норвегии немцы не знали, как в мороз движки запускать
  19. bubalik 30 марта 2019 15:15 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    в Сиверской базировались 40 многоцелевых самолетов Junkers Ju 88 , 31 истребитель и 4 транспортных самолета. Теперь оставалось дождаться лишь крепкого мороза.


    Всего в атаке немецких позиций участвовало 14 советских бомбардировщиков, 6 штурмовиков и 33 истребителя. Результаты операции впечатляли – 1-й немецкий воздушный флот понес очень серьезные потери и оказался практически небоеспособным на определенное время. Так опыт химика Петрова принес удивительные результаты.


    ,,,два истребителя дежурного звена взлетели по тревоге и сбили на преследовании два неприятельских самолета.(Не вернулись из боя лейтенант Тимошенко и младший лейтенант Столетов, первый погиб, а второй попал в плен.)
    ,,по данным «Журнала боевых действий 18-й армии» немецкие потери при двух налетах составили – уничтоженными шесть самолетов, серьезно поврежденными пять и легко поврежденными десять машин.

    https://topwar.ru/29659-chudesa-nemeckoy-statistiki.html
    1. 16329 3 апреля 2019 10:52 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      То что немцы записывали в «серьезно поврежденные», скорее всего не подлежало восстановлению в полевых условиях, требовало отправки на завод, ну а там как получиться