Military Review

Light and Life of Pavel Yablochkov

10
31 March 1894, 125 years ago, Pavel Nikolayevich Yablochkov, a famous Russian scientist and entrepreneur, passed away. It was he who invented the famous "Yablochkov candle" - an arc lamp, which was first presented at the World Exhibition in Paris in 1878.


The life and work of Pavel Nikolaevich Yablochkov fell on a very significant period from the point of view of scientific and technological progress in the domestic and world stories. It was the second half of the XIX century that became the period when technical progress gained unprecedented momentum and, most importantly, began to be felt in everyday life, in the everyday life of people. In particular, for the first time cities began to be covered by electricity, and the hero of our article played one of very important roles in this matter.

Light and Life of Pavel Yablochkov


But first, tell us a little about the life path of the inventor. Pavel Nikolaevich Yablochkov lived a short life - only 46 years. But he managed for her very much. Yablochkov was born 2 (14) September 1847, in the village Yablochkovo (Zhadovka) Serdobsky district, Saratov province. His father, Nikolai Pavlovich Yablochkov, an impoverished small landowner, studied in the Marine Cadet Corps in his youth, but due to health reasons he was dismissed from service and received the civilian rank of provincial secretary - one of the youngest in the Table of Ranks. The mother of the future scientist, Elizaveta Petrovna, was engaged in housekeeping.

Yablochkovy were educated people and sought to give a good education and son. In the 1858 year, 11-year-old Paul took his father to Saratov, to a gymnasium. A well-developed boy was enrolled immediately to the second grade of the gymnasium, but already in 1865, Nikolai Yablochkov took his fifth-grader son from the gymnasium. This decision was connected with the difficult financial situation of the family - with all the desire, Nikolai Pavlovich could not provide his son with a further gymnasium education.

Therefore, it was decided to identify Pavel at the Nikolaev Engineering School, but this required preliminary preparation - and Pavel received it at the private preparatory boarding house of Caesar Antonovich Kühn. It was this person who played the most important role in the professional choice of Pavel Yablochkov, in fact becoming his first mentor in engineering and technical disciplines. Pavel Nikolaevich Yablochkov, until the end of his days, kept a reverent attitude to the first teacher and continued to communicate with him throughout his life.

September 30 1863 of the year 16-year-old Pavel was enrolled in the Nikolaev School of Engineering. He began his studies in junior conductor class. Began harsh everyday life and no less difficult to study. In August, 1866, Pavel Yablochkov graduated from the Nikolaev Engineering School for the first category and received the rank of second engineer. Thus began the short military career of Pavel Yablochkov. He was assigned as a junior officer in the 5 th battalion, stationed in the Kiev fortress. For his father, Nikolai Yablochkov, his son’s military career was very desirable. He wanted to see Paul as an officer who realized his own failed dreams of military service.

But the very Pavel Yablochkov, who sought to research and inventive activity, the army service. There are innate military, there are those who are drawn in and serve in good faith, but Yablochkov did not belong to them. He served in the sapper battalion for a little over a year and decided to leave the army. Referring to health problems, Pavel Yablochkov resigned from military service in the rank of lieutenant.

However, after succumbing to the insistence of his parents, Pavel returned to military service in January 1869. This time, the command took into account the inclinations and wishes of the young officer. Pavel Yablochkov was assigned to the Technical Galvanic Institution in Kronstadt - the only one in the Russian Empire where military electrical engineering specialists were trained. In Kronstadt Yablochkov plunged into the study of electric current, the characteristics of its use for military needs, primarily in the mine business.

After listening to the eight-month course of the galvanic institution, Pavel Yablochkov was appointed head of the galvanic team to the same 5 th engineer battalion, where he began his service. But even with the new specialty, an army career still did not seduce a young man. Therefore, as soon as the three-year term expired, 1 September 1872, Pavel Yablochkov resigned from the service - this time forever.

Apparently, Pavel Yablochkov was well aware that military service required total immersion, would impede his prospecting activities, while “in the civilian world” he expected to combine work and invention. Having retired from the army, Pavel Yablochkov got a job as head of the telegraph service of the Moscow-Kursk railway and almost immediately made his first invention - a black-and-white telegraph apparatus, about which, unfortunately, almost nothing is known.

In parallel with the service on the railway, Yablochkov actively participated in the activities of the circle of electricians and inventors at the Moscow Polytechnic Museum. Here, for the first time, he thought about the rich possibilities that electricity provides for lighting streets and premises. Having studied the experiments of Alexander Nikolaevich Lodygin in the field of electric lighting, Yablochkov began to work on the improvement of arc lamps.

The first thing Yablochkov turned to the improvement of the Foucault regulator - a complex mechanism that operated using three springs. Pavel Yablochkov stood on the front of the engine, changed coals, twisted the regulator, and then dragged the equipment to another engine. The experience turned out to be successful, but Yablochkov understood that such a method is too laborious, complex and therefore will never be widely used.

In 1874, Pavel Yablochkov resigned from his service at the telegraph and began to invent his life, opening a workshop of physical devices in Moscow. In the workshop, experiments were carried out to illuminate a large area with the help of a searchlight, to improve the dynamo. It was at this time that Yablochkov created an electromagnet by placing a copper tape winding on an edge with respect to the core. But most of all Yablochkov was interested in the improvement of arc lamps.

Electrical engineer NG became the closest associate of Pavel Nikolaevich. Glukhov, with whom Yablochkov was engaged in experiments on the electrolysis of salt solutions. In the 1875 year, conducting experiments on electrolysis, Yablochkov saw that parallel-lying coals, immersed in an electrolytic bath, accidentally touched each other and an electric arc flashed between them, which immediately illuminated the laboratory. This accident was the impulse that pushed Pavel Yablochkov to the idea of ​​creating a more advanced arc lamp, in which there would be no regulator of interelectronic distance.

In the 1875 year, having sent his wife and children to his parents, Yablochkov went abroad. He planned to show his invention in the United States, but due to certain circumstances he ended up in France, in Paris, where he met with Academician Louis Breguet, who offered him a place in his company. It was in Paris that Yablochkov completed work on his invention. So there was the famous "Yablochkov candle", thanks to which the name of the inventor and entered the history of world electrical engineering.

The device "candles" consists of two coal blocks 6 × 12 mm in cross section, which are separated by gypsum or kaolin. At the top end there is a jumper of thin wire or coal paste. The structure is mounted vertically on an insulated base. When the candle was connected to the current source, the wire burned, setting fire to the arc. The flame of the arc, gradually burning the coals and evaporating the insulating material, brightly illuminated the room or area. The device received alternating current from the Gram generator.

If the candle was disconnected from the current source, it went out and it could no longer be restarted. Therefore, Yablochkov continued to work on its improvement. He began to mix powders of various metals to the insulating material, so when the current was turned off and the candle went out, a metal strip formed on the end of the insulating mass and when the electricity was re-supplied, the candle was lit again. Electrodes enough for half an hour. Yablochkov's invention had undoubted advantages over the A.N. coal lamp. Lodygin.

15 April 1876, the London exhibition of physical devices. The French company Breguet was also represented there, from which Pavel Yablochkov came to the exhibition. At the same time, Yablochkov was also a separate participant of the exhibition, presenting his invention on it - a candle. On metal pedestals he installed four candles wrapped in asbestos. A current from the dynamo was connected to the luminaires. Yablochkov turned the handle, turning on the current, and the spacious exhibition hall was illuminated with a very bright electric light. All those present were amazed.

The effect of the candle demonstration exceeded all expectations of Yablochkov himself. The western press has broken out with numerous articles telling of unprecedented success in the business of electric lighting. Light comes to us from the North - from Russia ”- similar headlines in those days were filled with newspapers from England, France, and Germany. It would seem that such a large-scale recognition of Yablochkov’s merits should not have been left indifferent by the Russian state, but at home, Yablochkov’s invention at first was ignored.

As a result, having received a patent for an invention, Yablochkov ceded it to a French company, in which he continued to work as head of the technical department. Candles Yablochkov were launched into mass production, which reached an incredible scale. For example, the Breguet company produced 8 thousands of candles per day. One of the first candles was bought by the fashionable shops of the Louvre, and in May 1877 was lit with candles by Avenue de l'Opera in Paris.



Following France, Yablochkov's candles became widespread in the UK. 17 June 1877, they began to cover the West Indies docks in London, then - the Thames embankment, other streets and objects. Following the UK, Yablochkov's candles lit up in Germany and Italy, Sweden and Spain, even in Portugal, Greece, Mexico, Brazil, British India. Candles came to Russia later - in October 1878, they lit the barracks of the Kronstadt training crew.

The candle was not the only invention of Pavel Nikolaevich, which made life easier for mankind. So, Yablochkov created an alternator and an alternating current transformer, was the first to apply alternating current for industrial purposes, using an electromagnet with a flat winding. For the first time in the world, Yablochkov developed a system for crushing electric light, which allowed a large number of candles to be powered by a single current generator.

In 1878, Yablochkov, realizing that his work was finally recognized in Russia, decided to return to his homeland. The St. Petersburg Association of Electric Lighting and the Manufacture of Electric Machines and Apparatuses P. N. Yablochkov-inventor and Co. was founded in St. Petersburg. She took up the organization of electric lighting in the cities of Russia - St. Petersburg, Moscow, Kiev, Helsingfors, Arkhangelsk, and so on.

But all the same, electric lighting due to financial difficulties of Russia did not receive then in our country such distribution as in Europe. And in 1880, Yablochkov returned to Paris. For participation in the International Congress of Electricians in 1881, he was awarded the Order of the Legion of Honor.

Pavel Nikolayevich did not stop chemical experiments. Unfortunately, they cost him his life. During the experiment with Chlorine, Apple burned the lining of the lungs. His condition worsened - his legs swelled up, he often began to choke, cough. In 1892, the scientist returned to Russia, giving up all of his fortune to redeem his patents in the West. By this time, he already felt very bad himself - he suffered two strokes, he had dropsy, his legs refused.

19 (31) March 1894 of the year at 6 hours of the morning Pavel Nikolaevich Yablochkov died. The inventor of the famous candle literally burned down, giving his whole life to inventions and leaving this world only in 46 years. Interestingly, the present perpetuation of the memory of Pavel Nikolaevich took place already in Soviet times: it was in the USSR that educational institutions and streets were named after a scientist, and in 1947, the Yablochkov Prize for achievements in electrical engineering was established.
Author:
10 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. bya965
    bya965 31 March 2019 05: 50
    +12
    Yablochkov was born on September 2 (14), 1847 in the village of Yablochkovo (Zhadovka) of the Serdobsky district of the Saratov province.

    I've been there often, mowing hay. She’s been gone for 20 years. once the wires were cut off, the second time the electricians did not recover. Without electricity, the village immediately died. In the summer in August on Kamzol (a tributary of Khopr) 150 meters from the village, the former gather gatherings to spend. And they said that in honor of Yablochkov the first light was held in Zhadovka. Here is a paradox.
    Zhadovka is almost on the border of the Saratov and Penza regions.
  2. Ross xnumx
    Ross xnumx 31 March 2019 06: 54
    +6
    Firstly, many thanks for posting. From time to time, you need to be reminded that in Russia there were real patriots and people for whom the homeland was the key word.
    Second:
    It is interesting that the real perpetuation of the memory of Pavel Nikolaevich took place already in Soviet times: it was in the USSR that schools and streets were named after the scientist, and in 1947 the Yablochkov Prize for achievements in electrical engineering was established.

    It is by such facts that one can understand who was valuable to the Soviet people and how the memory of true statesmen was perpetuated.
    Thank you. hi
  3. Olgovich
    Olgovich 31 March 2019 07: 13
    0
    It is important to note that the education that allowed Yablochkov to become a world-famous scientist, he received in Russia. Real scientist.

    Interestingly, the true perpetuation Memory Pavel Nikolaevich was already in Soviet times

    Yeah, that’s exactly what the 1930s did. demolished the family crypt of the Yablochkovs and the scientist’s grave was lost. request
    1. Was mammoth
      Was mammoth 31 March 2019 08: 56
      +2
      Quote: Olgovich
      It is important to note that the education that allowed Yablochkov to become a world-famous scientist, he received in Russia.

      "... but already in 1865 Nikolai Yablochkov took his son - a fifth grader from the gymnasium. This decision was associated with the difficult financial situation of the family - with all the best. Nikolai Pavlovich could not provide his son with further high school education."

      Education P.N. Yablochkov received paid and forced to military school. And if the parents would be even poorer and not noble? Would there be a light bulb Yablochkova?
      I can assume that you were taught to read and write after 1991. In the USSR there was no accessible education. Then you learned about the Russian scientist and inventor.
      Quote: Olgovich
      ... and the scientist’s grave was lost. request

      Yes, this is blasphemy and loss. But, of course, you are not aware of the sacrilege over Soviet monuments and their demolition in modern Russia?
      PS A small typo:
      "... but already in 1865 ...". In 1862.
      1. vladcub
        vladcub 31 March 2019 14: 56
        +2
        Actually, in the demolition of monuments, modern Russia is at the end of the list, and in the "leaders": Poles, Balts and Ukrainians
  4. gla172
    gla172 31 March 2019 08: 57
    +3
    ... + from electricians !!! ....
  5. axiles100682
    axiles100682 31 March 2019 13: 42
    +2
    Thanks for the article. He is one of those without whom my profession simply would not exist. hi
  6. Astra wild
    Astra wild 31 March 2019 15: 04
    +2
    To my author at will: _read more to tell about our compatriots famous in the past, and now half-forgotten
  7. Aviator_
    Aviator_ 31 March 2019 17: 05
    +2
    Good article. Only need to write more accurately
    Yablochkov developed a system for crushing electric light, which allowed a large number of candles to be powered by a single current generator.

    Probably, still not "crushing light", but a workable system for switching on many current consumers from a single source.
  8. gridasov
    gridasov 21 May 2019 11: 07
    0
    Inventors, as a kind of caste of obsessed people, rely on the succession of knowledge. Therefore, to say about respect is not enough. These are people like air and salt from whom we learn and develop. However, in modern times there are new challenges and new foundations for further development. And knowledge of electricity requires new solutions, namely the ability to transform direct current

Военное обозрение

Свет и жизнь Павла Яблочкова

10
31 марта 1894 года, 125 лет назад, ушел из жизни Павел Николаевич Яблочков, известный русский ученый и предприниматель. Именно он изобрел знаменитую «свечу Яблочкова» — дуговую лампу, которая впервые была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.


Жизнь и деятельность Павла Николаевича Яблочкова пришлась на очень значимый с точки зрения научно-технического прогресса период в отечественной и мировой истории. Именно вторая половина XIX века стала тем периодом, когда технический прогресс набрал невиданные обороты и, что самое главное, стал чувствоваться и в быту, в повседневной жизни людей. В частности, города впервые начали освещаться электричеством, и герой нашей статьи сыграл в этом деле одну из очень важных ролей.

Свет и жизнь Павла Яблочкова


Но сначала расскажем немного о жизненном пути изобретателя. Павел Николаевич Яблочков прожил короткую жизнь – всего 46 лет. Но успел он за нее очень многое. Яблочков родился 2 (14) сентября 1847 года в деревне Яблочково (Жадовка) Сердобского уезда Саратовской губернии. Его отец Николай Павлович Яблочков, обедневший мелкий помещик, в юные годы учился в Морском кадетском корпусе, но по состоянию здоровья был со службы уволен и получил гражданский чин губернского секретаря – один из самых младших в Табели о рангах. Мать будущего ученого, Елизавета Петровна, занималась ведением хозяйства.

Яблочковы были людьми образованными и стремились дать хорошее образование и сыну. В 1858 году 11-летнего Павла отец отвез в Саратов, в мужскую гимназию. Хорошо развитого мальчика зачислили сразу во второй класс гимназии, но уже в 1865 году Николай Яблочков забрал сына – пятиклассника из гимназии. Это решение было связано с тяжелым финансовым положением семьи – при всем желании Николай Павлович не мог обеспечить сыну дальнейшее гимназическое образование.

Поэтому решили определить Павла в Николаевское инженерное училище, но для этого требовалась предварительная подготовка – и Павел получил ее в частном подготовительном пансионе Цезаря Антоновича Кюна. Именно этот человек сыграл важнейшую роль в профессиональном выборе Павла Яблочкова, по сути став его первым наставником в инженерно-технических дисциплинах. Павел Николаевич Яблочков до конца своих дней сохранил трепетное отношение к первому учителю и всю жизнь продолжал с ним общаться.

30 сентября 1863 года 16-летний Павел был зачислен в Николаевское инженерное училище. Он приступил к занятиям в младшем кондукторском классе. Начались суровые будни и не менее сложная учеба. В августе 1866 года Павел Яблочков окончил Николаевское инженерное училище по первому разряду и получил чин инженер-подпоручика. Так началась непродолжительная военная карьера Павла Яблочкова. Он был распределен младшим офицером в 5-й саперный батальон, расквартированный в Киевской крепости. Для отца, Николая Яблочкова, военная карьера сына была очень желанной. Он хотел видеть Павла офицером, реализовавшим его собственные несостоявшиеся мечты о военной службе.

Но самого Павла Яблочкова, стремившегося к научной и изобретательской деятельности, армейская служба тяготила. Есть прирожденные военные, есть те, кто втягивается и служит добросовестно, но Яблочков к ним не относился. Он прослужил в саперном батальоне чуть больше года и принял решение уйти из армии. Сославшись на проблемы со здоровьем, Павел Яблочков уволился с военной службы в чине поручика.

Тем не менее, поддавшись настояниям родителей, Павел вернулся на военную службу в январе 1869 года. На этот раз командование учло склонности и пожелания молодого офицера. Павел Яблочков получил назначение в Техническое гальваническое заведение в Кронштадте – единственное в Российской империи, где готовили военных специалистов по электротехнике. В Кронштадте Яблочков погрузился в изучение электрического тока, особенностей его применения для военных нужд, прежде всего – в минном деле.

Прослушав восьмимесячный курс Гальванического заведения, Павел Яблочков был назначен начальником гальванической команды в тот же 5-й саперный батальон, где он начинал службу. Но и с новой специальностью армейская карьера по-прежнему не прельщала молодого человека. Поэтому, как только истек трехлетний срок, 1 сентября 1872 года Павел Яблочков уволился со службы – на этот раз уже навсегда.

Судя по всему, Павел Яблочков прекрасно понимал, что военная служба требует полного погружения, будет препятствовать его изыскательской деятельности, тогда как «на гражданке» он рассчитывал совмещать работу и изобретательство. Уволившись из армии, Павел Яблочков устроился начальником службы телеграфа Московско-Курской железной дороги и практически сразу же сделал первое изобретение – черно-пишущий телеграфный аппарат, о котором, к сожалению, практически ничего неизвестно.

Параллельно со службой на железной дороге, Яблочков активно участвовал в деятельности кружка электриков-изобретателей при Московском политехническом музее. Здесь он впервые и задумался о тех богатых возможностях, которые электричество дает для освещения улиц и помещений. Изучив опыты Александра Николаевича Лодыгина в сфере электрического освещения, Яблочков стал работать над усовершенствованием дуговых ламп.

Первым делом Яблочков обратился к совершенствованию регулятора Фуко – сложного механизма, действовавшего с помощью трех пружин. Павел Яблочков стоял на передней площадке паровоза, менял угли, подкручивал регулятор, а затем перетаскивал оборудование на другой паровоз. Опыт оказался удачным, но Яблочков понял, что такой метод слишком трудоемкий, сложный и поэтому никогда не получит широкого распространения.

В 1874 году Павел Яблочков уволился со службы на телеграфе и вплотную занялся изобретательством, открыв в Москве мастерскую физических приборов. В мастерской проводились опыты по освещению большой площади с помощью прожектора, по усовершенствованию динамо-машины. Именно в это время Яблочков создал электромагнит, поставив обмотку из медной ленты на ребро по отношению к сердечнику. Но больше всего Яблочкова интересовало усовершенствование дуговых ламп.

Ближайшим соратником Павла Николаевича стал электротехник Н.Г. Глухов, с которым Яблочков занимался и опытами по электролизу растворов поваренной соли. В 1875 году, проводя опыты по электролизу, Яблочков увидел, что параллельно расположенные угли, погруженные в электролитическую ванну, случайно коснулись друг друга и между ними вспыхнула электрическая дуга, которая сразу осветила лабораторию. Эта случайность стала тем импульсом, который подтолкнул Павла Яблочкова к идее создания более совершенной дуговой лампы, в которой отсутствовал бы регулятор межэлектронного расстояния.

В 1875 году, отправив жену с детьми к своим родителям, Яблочков поехал за границу. Он планировал показать свое изобретение в США, но по определенным обстоятельствам оказался во Франции, в Париже, где встретился с академиком Луи Бреге, который предложил ему место в своей фирме. Именно в Париже Яблочков завершил работу над своим изобретением. Так появилась знаменитая «свеча Яблочкова», благодаря которой имя изобретателя и вошло в историю мировой электротехники.

Устройство «свечи» представляет собой два угольных блока 6 × 12 мм в сечении, которые разделены гипсом или каолином. На верхнем конце закреплена перемычка из тонкой проволоки или угольной пасты. Конструкция крепится вертикально на изолированном основании. При подключении свечи к источнику тока проволока сгорала, поджигая дугу. Пламя дуги, постепенно сжигая угли и испаряя изоляционный материал, ярко освещало помещение или площадь. Устройство получало переменный ток от генератора Грамма.

Если свеча отключалась от источника тока, то гасла и ее уже нельзя было запустить заново. Поэтому Яблочков продолжил работу над ее усовершенствованием. Он стал подмешивать к изоляционному материалу порошки различных металлов, поэтому при отключении тока и погасании свечи на торце изолирующей массы образовывалась металлическая полоска и при повторной подаче электричества свеча вновь зажигалась. Электродов хватало на полтора часа. Изобретение Яблочкова обладало несомненными преимуществами по сравнению с угольной лампой А.Н. Лодыгина.

15 апреля 1876 года в Лондоне началась выставка физических приборов. На ней была представлена и французская фирма Бреге, от которой на выставку приехал Павел Яблочков. Одновременно Яблочков был и отдельным участником выставки, представив на ней свое изобретение – свечу. На металлических постаментах он установил четыре свечи, обернутые в асбест. К светильникам был подведен ток от динамо-машины. Яблочков повернул рукоятку, включив ток, и просторный зал выставки был освещен очень ярким электрическим светом. Все присутствовавшие были поражены.

Эффект от демонстрации свечи превзошел все ожидания самого Яблочкова. Западная печать разразилась многочисленными статьями, повествующими о невиданном успехе в деле электрического освещения. Свет приходит к нам с Севера — из России» — подобными заголовками в те дни пестрели газеты Англии, Франции, Германии. Казалось бы, столь масштабное признание заслуг Яблочкова не должно было оставить равнодушным и российское государство, но на родине к изобретению Яблочкова первое время относились без должного внимания.

В результате, получив патент на изобретение, Яблочков уступил его французской компании, в которой продолжил работу начальником технического отдела. Свечи Яблочкова были запущены в массовое производство, которое достигло невероятных масштабов. Например, фирма Бреге выпускала 8 тысяч свечей в день. Одними из первых свечи купили фешенебельные магазины Лувра, а в мае 1877 года свечами осветили Avenue de l’Opera в Париже.



Вслед за Францией свечи Яблочкова получили распространение и в Великобритании. 17 июня 1877 года ими стали освещать Вест-Индские доки в Лондоне, затем – набережную Темзы, другие улицы и объекты. Вслед за Великобританией свечи Яблочкова загорелись в Германии и Италии, Швеции и Испании, даже в Португалии, Греции, Мексике, Бразилии, Британской Индии. В Россию свечи пришли позже – в октябре 1878 года они осветили казармы Кронштадтского учебного экипажа.

Свеча была далеко не единственным изобретением Павла Николаевича, облегчившим жизнь человечества. Так, Яблочков создал генератор переменного тока и трансформатор переменного тока, первым применил переменный ток в промышленных целях, использовал электромагнит с плоской обмоткой. Впервые в мире Яблочковым была разработана система дробления электрического света, позволявшая большому количеству свечей питаться от одного генератора тока.

В 1878 году Яблочков, поняв, что его деятельность наконец получила признание и в России, принял решение вернуться на родину. В Санкт-Петербурге была основана акционерная компания «Товарищество электрического освещения и изготовления электрических машин и аппаратов П. Н. Яблочков-изобретатель и Ко». Она занялась организацией электрического освещения в городах России – Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Гельсингфорсе, Архангельске и так далее.

Но все равно электрическое освещение из-за финансовых трудностей России не получило тогда в нашей стране такого распространения, как в Европе. И в 1880 году Яблочков вернулся в Париж. За участие в Международном конгрессе электриков в 1881 году он был награжден орденом Почетного легиона.

Не прекращал Павел Николаевич и химических опытов. Они, к сожалению, и стоили ему жизни. Во время опыта с хлором Яблочков сжег слизистую оболочку легких. Его состояние ухудшилось – у него опухли ноги, он стал часто задыхаться, кашлять. В 1892 году ученый вернулся в Россию, отдав все свое состояние за то, чтобы выкупить на Западе свои патенты. К этому времени он себя уже очень плохо чувствовал – перенес два инсульта, началась водянка, отказывали ноги.

19 (31) марта 1894 года в 6 часов утра Павел Николаевич Яблочков скончался. Изобретатель знаменитой свечи в буквальном смысле сгорел, отдав всю свою жизнь изобретениям и покинув этот мир всего в 46 лет. Интересно, что настоящее увековечение памяти Павла Николаевича происходило уже в советское время: именно в СССР в честь ученого были названы учебные заведения, улицы, а в 1947 г. была учреждена премия Яблочкова за достижения в электротехнике.
Автор:
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. bya965
    bya965 31 марта 2019 05:50
    +12
    Яблочков родился 2 (14) сентября 1847 года в деревне Яблочково (Жадовка) Сердобского уезда Саратовской губернии.

    Бывал я там часто, сено косил. Лет уж 20 ее нет. раз провода оборвали, второй раз и электрики не стали восстанавливать. Без электричества деревня сразу умерла. Летом в августе на Камзоле (приток Хопра) 150 метров от деревни бывшие собираются застолья проводят. А говорили, в честь Яблочкова в Жадовку первым свет провели. Вот такой парадокс.
    Жадовка почти на границе Саратовской и Пензенской области.
  2. ROSS 42
    ROSS 42 31 марта 2019 06:54
    +6
    Во-первых, большое спасибо за публикацию. Время от времени нужно напоминать, что в России были настоящие патриоты и люди, для которых ключевым словом являлось - Отечество.
    Во-вторых:
    Интересно, что настоящее увековечение памяти Павла Николаевича происходило уже в советское время: именно в СССР в честь ученого были названы учебные заведения, улицы, а в 1947 г. была учреждена премия Яблочкова за достижения в электротехнике.

    Именно по таким фактам можно понять кто был ценен для советского народа и как память истинных государственников увековечивали.
    Спасибо. hi
  3. Ольгович
    Ольгович 31 марта 2019 07:13
    0
    Важно отметить, что образование , позволившее Яблочкову стать ученым с мировым именем, он получил именно в России. Настоящий ученый.

    Интересно, что настоящее увековечение памяти Павла Николаевича происходило уже в советское время

    Ага, именно для этого в 1930х снесли фамильный склеп Яблочковых и могила ученого была утеряна. request
    1. Был Мамонт
      Был Мамонт 31 марта 2019 08:56
      +2
      Цитата: Ольгович
      Важно отметить, что образование , позволившее Яблочкову стать ученым с мировым именем, он получил именно в России.

      "... но уже в 1865 году Николай Яблочков забрал сына – пятиклассника из гимназии. Это решение было связано с тяжелым финансовым положением семьи – при всем желании Николай Павлович не мог обеспечить сыну дальнейшее гимназическое образование."

      Образование П.Н.Яблочков получил платное и вынужденно в военном училище. А, если бы родители были бы еще победнее и не дворянами? Не было бы лампочки Яблочкова?
      Могу предположить, что читать и писать Вас научили уже после 1991 года. В СССР не было доступного образования. Тогда же Вы и узнали о русском ученом и изобретателе.
      Цитата: Ольгович
      ...и могила ученого была утеряна. request

      Да, это кощунство и утрата. Но, Вам , конечно не известно о кощунстве над советскими памятниками и их сносе в современной России?
      P.S. Небольшая опечатка:
      " ...но уже в 1865 году... ". В 1862-м.
      1. vladcub
        vladcub 31 марта 2019 14:56
        +2
        Вообще-то по сносу памятников современная Россия в конце списка,а в " лидерах":поляки,прибалты и украинцы
  4. gla172
    gla172 31 марта 2019 08:57
    +3
    ...+ от электриков!!!....
  5. axiles100682
    axiles100682 31 марта 2019 13:42
    +2
    Спасибо за статью.Он один из тех без которых моей профессиипросто не существовало бы. hi
  6. Astra wild
    Astra wild 31 марта 2019 15:04
    +2
    Автору моё по желание:_подробнее рассказать о знаменитых в прошлом наших соотечественника,а сейчас полузабытых
  7. Авиатор_
    Авиатор_ 31 марта 2019 17:05
    +2
    Хорошая статья. Только писать надо более аккуратно
    Яблочковым была разработана система дробления электрического света, позволявшая большому количеству свечей питаться от одного генератора тока.

    Наверное, всё же не "дробления света", а работоспособная система включения многих потребителей тока от одного источника.
  8. gridasov
    gridasov 21 мая 2019 11:07
    0
    Изобретатели ,как некая каста одержимых держится на приемственности знаний.Поэтому сказать об уважении -мало сказать .Это люди как воздух и соль у которых мы учимся и развиваемся. Однако в нынешние времена и новые задачи и новые основы для дальнейшего развития . И знания об электричестве требуют новых решений ,а именно умения трансформировать постоянный ток