Как Иоанн Грозный черкесов крестил

17
Увы, в общественном сознании взаимоотношения черкесов с Россией (Русским царством, Российской империей) строились исключительно на войне и политическом противоборстве. Мягко говоря, это далеко не так. Такое мнение стало продуктом европейской пропаганды времён Кавказских войн, а также отчасти несколько доктринёрского политического взгляда на историю со стороны СССР, когда войну на Кавказе толковали исключительно как колониальную.

Взаимоотношения черкесов и русских уходят своими корнями в глубокую древность. Были они столь разнообразными, что и нескольких томов не хватит, чтобы все их описать. Поэтому автор сосредоточится на одном из ярких и примечательных фактов, описывающих всю сложность отношений между русскими и черкесами, которые были союзническими до начала экспансии третьих сил на Кавказе.



Черкесы длительное время были добычей татар и турок. Их опустошительные набеги не просто разоряли селения. Неприятель в огромных количествах уводил черкесов в плен с целью продажи их в рабство. Особенно высоко ценились черкешенки, которые пополняли турецкие и крымско-татарские гаремы. Так тянулись десятилетие за десятилетием. Казалось бы, сама судьба указывала черкесам путь к естественному союзнику – русским, но раздоры между черкесской аристократией не позволяли им пройти этот путь вплоть до 1552-го года.


Большая и Малая Кабарда (слева и справа соответственно)

Именно в 1552-м году в Москву приехало посольство из Большой Кабарды (старое географическое деление Кавказа на Большую и Малую Кабарду). Причина приезда была ясна и понятна всем. Недавно Москва захватила Казань, завоевав таким образом татарские земли. При этом отношения с Крымом, источником разорительных набегов на земли черкесов, у Русского царства были более чем напряжёнными. В следующем году, получив весть, что крымские татары собираются в очередной раз идти войной на черкесские земли, посольство засобиралось обратно домой. Но, что показательно, перед отъездом черкесские князья из рода Магаушко (Маашук или Амашук) целовали царский крест Иоанна Грозного и клялись, что будут «со всей землёй черкесской» служить государю верой и правдой. Вместе с князьями в Кабарду поехал и царский доверенный – особый посол Андрей Щепотев.

В августе 1554-го года Щепотев вернулся в столицу и доложил царю, что черкесы «дали правду всею землёй быть им неотступными от царя и служить им вовеки, как им государь повелит». Вместе с этим бывшие в Москве князья Магаушко прислали согласие служить царю от других знатных князей – Сибока, Ацимгука и прочих. К тому же князь Сибок «от всей земли Черкаской» (это название в русских документах того периода обозначало жителей Северного Кавказа и Причерноморья) просил Иоанна Васильевича о помощи в военных походах на турецкие, крымские и азовские города неприятеля.

За эту помощь князья, «холопы царские», как они сами себя в ту пору звали, вместе со всеми землями своими, детьми и жёнами переходили под власть русского царя. Также они обязались ежегодно выплачивать царю дань по 1000 аргамаков (кабардинская и персидская порода лошадей) и ходить во все военные походы царя со своим войском, количество которого насчитывало 20000 воинов.

Несмотря на то, что царь принял князей с явной симпатией, пожаловал им государственное содержание, дозволил им совершенно свободное посещение русских земель и столицы, а также свободное возвращение домой, не все просьбы черкесов были удовлетворены. С Турцией, с которой царь оговорил мир, ссориться Москва не хотела, поэтому в военной помощи им было отказано в мягкой форме.

Как Иоанн Грозный черкесов крестил

Знатный черкес

Стоит указать, что черкесские князья с пониманием отнеслись к подобному ответу. Поэтому, чтобы теснее сблизиться с Москвой и стать частью царства, черкесская аристократия попросила царя крестить их в православную веру. К примеру, вышеупомянутый князь Сибок попросил крестить своего сына Кудадека (позже он получил имя Александр), а князь Тутарык Езбузлуев решил креститься сам. Позже Александр Кудадек останется жить при царе и будет обучаться грамоте. Этот маневр в самом деле сблизил черкесов с Москвой.

В итоге в октябре 1556-го года черкесские князья Таздруй и Сибок, бывшие по крови своей жанеевцами, в то время как князь Дмитрий Иванович Вишневецкий воевал против татар под крепостью Ислам-Кермен (ныне Каховка) и под Очаковом, предприняли военный поход против Крыма. При этом стоит отдельно обозначить, что под понятием «Крым» подразумеваются земли Крымского ханства, которое давно вышло далеко за пределы полуострова. Поход в целом оказался удачным, Сибок и Таздруй овладели укреплёнными городами Темрюк и Тамань.


Иоанн Васильевич Грозный

В 1557-м году служить русскому царю в Москву прибыли князь Маашук Кануков (позже войдёт в историю как Иван Амашук), князь Сибок Кансауков, Чюгук-мурза и Тохта-мурза. Просьбы были теми же. А Маашук Кануков из племени бесленеевцев (одно из многочисленных черкесских племён) не только просил, «чтобы их пожаловал государь, вступился в них, а их с землями взял к себе в холопи, а от крымского царя оборонил», но и принял крещении под именем Иван. Позже Иван Амашук был участником Ливонской войны, Крымских походов, служил и жил в Пскове и Москве.

А в 1558-м году другой князь из Кабарды, Темрюк Идарович, последовал примеру соседей и отправил своё посольство в Москву во главе с двумя своими сыновьями: Салтанкулом и Булгайруком. Они просили у царя помощи в войне как против своих соседей кумыков, совершавших набеги на их земли, так и против турок-османов и крымского хана. Царь военную помощь дал, а сын князя Салтанкул крестился, получив имя во крещении Михаил, а фамилию – Черкасский. Салтанкул, т.е. Михаил Черкасский, остался жить в Москве. По другим данным, и его брат Булгайрук поселился в столице.

В том же 1558-м году многие черкесские князья, следуя данной ими клятве, сражались за интересы Русского царства на Ливонской войне, другая же их часть вместе с русскими воевала против Крымского ханства.


Поклонение черкесов христианскому кресту в священной роще

В следующем 1559-м году ко двору Иоанна Васильевича прибыл Чюрак-мурза (также его именуют Мурза Чюрак) с просьбой, которая может сломать сложившиеся стереотипы о Северном Кавказе даже у самых зашоренных обывателей. Чюрак-мурза просил царя дать своего русского воеводу в черкесские земли, а также просил, чтобы царь велел… крестить их в православную христианскую веру!

Пока обыватель отходит от культурно-исторического шока, продолжу. Черкесы изначально не были мусульманами от слова «совсем». Христианство проникло на Кавказ ещё в первом веке нашей эры. Главными проповедниками новой веры в этих землях были святые Андрей Первозванный и Симон Кананит. По преданию, святой апостол Андрей ещё в 40-м году н.э. проповедовал христианство среди предков черкесов и абхазов: алан, абазгов и зихов. А во времена расцвета Византии христианство становится основной верой на черкесских землях. Это подтверждает и один из известных историков, кабардинец по происхождению, поручик Русской императорской армии Шора Ногмов. Те же сведения можно найти и у венецианского историка 15-го века Иосафата Барбаро, который был торговым представителем в колонии Тане, ныне Азов.

Не секрет также и то, что во время возведения укреплений Черноморской береговой линии русские солдаты и офицеры во множестве находили в земле медные кресты и остатки греческих церквей. Кроме этого, общеизвестны знаменитые каменные кресты, в обилии установленные в горах на черкесских землях.



Тогда возникает вопрос: если черкесы имеют столь глубокие христианские корни, зачем им креститься под властью русского царя? На самом деле всё до банальности просто. За годы татарских и турецких набегов христианская вера у черкесов начала переживать глубокий кризис и вытесняться исламом, насильно насаждаемым османами. Поэтому черкесские князья, ещё сохранившие память по христианской вере, зная ревностное отношение русских к православию, решили не только оживить веру в своих землях, но и сделать широкий политический шаг к вступлению их земель в состав Русского царства.

Иоанн Васильевич внял просьбам черкесских князей и отослал на Северный Кавказ вышеуказанного воеводу и князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого вместе с отрядом и христианскими православными священниками. Отбытие состоялось в феврале 1560-го года. Его вполне можно было трактовать как назначение первого, конечно, весьма своеобразного генерал-губернатора части территории Северного Кавказа, которого к тому же черкесы просили назначить сами, добровольно.

Что показательно, уже тогда явственно показало себя сложнейшее внутреннее устройство Кавказа, его распри и, казалось бы, безвыходные политические тупики, ведущие к войнам. Так, в 1555 году в столицу прибыло посольство из Тарковского шамхальства от его главы Шевкала (Шамхала) князя Тарковского – ныне это часть территории Дагестана. Посольство просило Иоанна Грозного принять их князя в «холопи», а также помочь ему идти войной против… черкесов! Шевкал так хотел умилостивить русского царя, что вместе с прочими дарами преподнёс невиданного доселе в Москве животного – живого слона! Восток – дело тонкое.


Пятигорск в 15-м веке

В итоге посольства в Москву с просьбами как военного союза, так и прямого подданства Русскому царству, приезжали во множестве с представителями княжеств Кавказа. Прибывали бить челом и Крым-Шамхалы (к Крыму они, конечно, отношения не имели и правили в районе современного Буйнакска), и князья Иверии (ныне Восточная Грузия), и многие другие правители.

Увы, ныне все эти факты принято забывать, ковыряя этнические раны. Характер подобной забывчивости чаще всего политический. Читатель будет удивлён, но в польском сегменте Интернета, к примеру, в огромном количестве гуляет откровенная профанация истории. Основу этой профанации составляет материал некоего польского «историка» Крушиньского, который заведует кафедрой патриотического воспитания и истории Военной академии в Демблине. На основе его пропагандистского подлога, кстати, тщательно переведённого некоторыми этнически ангажированными отечественными историками на русский язык, ложь плодится буквально почкованием.

В своём «материале» эти польские «историки» приводят даже имена черкесских князей, якобы «бежавших» с Северного Кавказа от «кровавого русского царя» в Польшу. Их даже не смущают русские имена князей, видимо, крещёных. Но более интересно то, что двое из списка указанных поляками князей (Александр Кудадек Черкасский и Гавриил Камбулатович Черкасский) уж никак не могли в 1562-м году бежать в Польшу, т.к. в 1563-м году в составе русского войска участвовали в Полоцком походе.

Но главное, что бегство нескольких князей, которое вполне могло иметь место из-за междоусобиц на Кавказе, рассматривается польскими деятелями как мятеж всех черкесов против Москвы. Мятеж тех самых черкесов, которые буквально за год-два до этого просили взять себя в подданство русского царя.

Польских фальсификаторов вполне можно понять: они издавна пытались использовать черкесов в своих политических играх, применяя самые грязные методы, и ложь среди них — лишь самая малость. Но желание некоторых доморощенных «правдорубов», в том числе и из состава кавказских этносов, быть использованными — загадка. Эта загадка кроется либо в финансовой заинтересованности, либо в банальной исторической безграмотности.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    31 марта 2019 18:19
    Причина приезда была ясна и понятна всем. Недавно Москва захватила Казань, завоевав таким образом татарские земли.

    Тут вопрос не совсем ясен.. термин захват не очень подходит... Политические отношения с Казанью были сложные,но не вражеские.
    В строительстве Свияжска участвовали тататры во главе с Шиг Алеем(Шиголеем).. И когда защита Казани пала,мародеров пытавшихся грабить татар казнили.. и наместником в Казани Иван4 оставил его же..татарского хана.
    В целом это скорее выглядит как восстановление власти в мятежной провинции..,да и мутили там не казанские татары,а крымские..
  2. 0
    31 марта 2019 18:47
    Я имел счастье общатся с продолжатилми рода,с .....так они себя назвают.Судьба их рассыпала.но самое интересное,что дольше любых других евразйских народов они помнят своих дедов.Это краеугольный камень для понимания российских горцев ВООБЩЕ
  3. +3
    31 марта 2019 19:03
    Спасибо за статью...ислам особо сильно стал внедряться в последние годы кавказской войны. А так религии у нас мирно существовали с языческими верованиями. А самым главным законом был и остается -Хабзе. И внедрение Шариата часто вступало в конфликт с данным сводом законов.
  4. 0
    31 марта 2019 19:07
    Кстати, попытки репатриации обратно из Сирии, не приветствуются РФ и тема всячески педалируется. И беженцы вынуждены переселяться в Иорданию и Турцию.
    1. +1
      1 апреля 2019 13:59
      Пусть , как и их предки , крестятся сначала .
      В мусульманских странах неграмотность - 50 % .
      Зачем России люди из средневековья ?
      Вон , Казахстан , принял почти миллион оралманов из Монголии и Синцзяна - и теперь ему капец .
      1. +1
        1 апреля 2019 14:07
        Как правило Черкесы - военнослужащие или милиционеры в тех странах в которых живут и всегда верно служат правительств страны. Что в Израиле, что и в Турции, что в Сирии, что и в Иордании. А такие люди обычно имеют образование.
        P.S. Так и объявите своим согражданам с Кавказа, что вы недограждане и недо коренные жители РФ, а Империя Российская занималась геноцидом своего населения. Что бы люди знали об этом. И вспомните , что единственно , кто до последнего был верен царю во время революции - 2 казачьих дивизии и 2 диких...все - остальные предали.
        1. +2
          1 апреля 2019 21:09
          А при чем здесь сирийские черкесы? У них есть российский паспорт? Их предки подданными РИ как раз быть не захотели. Кто хотел, тот тогда ещё остался. И в Кремле могут справедливо опасаться, что и их потомки затаили обиду.
          Какие такие казачьи и горские дивизии были верны царю? Я так понимаю, имеется ввиду выступление корпуса генерала Крымова и Дикой Дивизии в августе 1917 года? Так инициатор этого похода Лавр Корнилов, будучи командующим войсками Петроградского военного округа в марте 1917 года арестовал царскую семью. Хорош монархист, ничего не скажешь.
          Если казаки - то был ещё т.н. гатчинский поход Красного -Керенского в ноябре 1917 года. Ну тут про царь тоже не при чем. Они шли за Временное правительство вписываться. Керенский приказывал Корнилову царскую семью арестовывать. Он уж точно не за царя.
          За царя вписался генерал Келлер, на тот момент командовавший тем же корпусом, что и впоследствии Крымов, но там все закончилось посылкой в Ставку телеграммы, которую замылил Алексеев и командующий кавкорпусом Гусейн хан Нахичеванский, но там тоже ограничилось телеграммой и Алексеевым. Все. Ни одного выстрела в защиту царя не прозвучало.
          1. 0
            1 апреля 2019 22:35
            Я и написал. Признайте геноцид и трезво рассказывайте в учебнике истории.
            1. +1
              2 апреля 2019 12:31
              О каком геноциде идёт речь? Воевали за стратегически важную территорию, которая жила, в том числе набеговой экономикой и работорговлей захваченных подданных РИ. Воевали долго, потому, что это направление не было основным и больших армий там не было никогда. И потому, что "союзники" горцев были готовы воевать до последнего горца. В том плане, что и Англии и Османской империи нужна была не быстрая победа одной из сторон, а что бы у РИ не было возможности переключиться на другие направления. Во время боевых действий может быть всякое, особенно когда комботанта от некомботанта не отличишь. А после, кто кого геноцидил? Переселение с гор на равнину. опять же, что бы по 10 раз выцарапывать не пришлось. мера вынужденная.
              Включился в орбиту правовых отношений - живи спокойно, имей все права. но в набеги ходить - тут уж извини.
              ЗЫ так что там про горцев, которые до конца за царя, продолжение будет?
              1. 0
                5 апреля 2019 08:10
                Поправлю...за законное правительство.

                Стратегически важная территория - место жительства аборигенов. Вы все верно написали, но это и есть геноцид. А мы каждый год отмечаем единение Русского и Адыгского народов. А местных учебниках уже давно пишут про ничейную территорию, которую Катерина 2я подарила Казакам и что местное население было представлено массой национальностей.
                Я за правду: были интересы Империи, но нужно правдиво описать в учебниках истории и объяснить политику в плане миграции обратно в РФ. А то Сирию поддерживаем, они наши, детей лечим....военных обучаем...а на историческую родину не пустим . Почему? не скажем.
                1. +1
                  5 апреля 2019 19:39
                  геноцид - это физическое уничтожение. Если бы его провели, то обсуждать эту тему было бы не с кем. Какого-то государства в понятиях 19 века на этой территории не было. Была совокупность племён, враждовавших между собой. Не было собственной финансовой системы. Политически это даже подобием Киевской Руси назвать трудно. Даже перед лицом "русской угрозы" данная территория не смогла выставить армию, способную нанести решительное поражение русским. Хотя людских ресурсов для этого было достаточно. И это при том, что боевые действия были весьма растянуты по времени и контингенты русских были небольшими.
                  Представьте себе Гитлер неспешно напал на СССР. Затронутые войной приграничные области героически сопротивляются своими силами. Вялую поддержку им оказывают соседние районы и то не все. Остальной СССР и ухом не ведет и живёт мирной жизнью. Вот примерный характер той войны.
                  Т. е. для Империи это была серая проблемная зона, к тому же под протекторатом враждебного государства.
                  Побережье освободили от местных - иначе войнушка продолжалась бы бесконечно - морем доставлялось оружие. Плюс пресечь работорговлю. Забавно, что торговали как христианами, так и своими же пленными соседями. Черкешенки были особо ценным "товаром". Это пресек в итоге Черноморский флот. То есть местный феодал со своей бригадой ехал к соседям в набег, брал там пленных и продавал туркам. Потом его подведомственная территория получала ответку от обиженного смотрящего. Представляю какая была вражда.
                  ЗЫ кто говорил что сирийцы "наши"? Там решаются некие внешнеполитические вопросы. Такие же вопросы решались во Корее, Вьетнаме, Анголе, Афганистане, Испании и тд.
                  А возвраты на историческую родину уже имели место в бывшем СССР. У осетин спросите, что вышло, когда ингушей вернули.
  5. +3
    31 марта 2019 19:23
    чем больше к кресту приобщаем тем лучше
    особенно диких или поганых
    Цивилизаторская миссия Второго Рима!
    1. 0
      1 апреля 2019 14:25
      ,, Погаными " - ( paganus (лат.) - сельский , отсталый , язычник ) - в Византии , которая и есть Второй Рим , называли язычников и их крестили , в том числе и на Кавказе , расспространяя науку и культуру .
      Ты что , старый , из Византии , что ли ? Так её нет уже .
      Видать кошки тебе сильно мозги засрали !
  6. 0
    31 марта 2019 20:52
    Когда то и среди чеченцев превалиловало христианство.
    1. +3
      1 апреля 2019 14:13
      Так и было - советские археологи находили кресты в могильниках и на камнях в Чечено- ингушетии .
      Христианизация шла из Грузии через Осетию , тогда же и строились людьми с высокой культурой строительства так называемые ,, вайнахские " сторожевые башни .
      Потом христианство и строители ушли , пришло магометанство , и когда разрозненные племена осели на землю , появилась легенда про ,,родовые" башни .
  7. +2
    1 апреля 2019 11:15
    Хоть это и не имеет непосредственного отношения к теме статьи, но если уж в ней был упомянут Темрюк Идарович, то сразу хотелось бы дополнить, что поздней он стал тестем Ивана Грозного. Его дочь Мария Темрюковна была второй женой царя (после смерти Анастасии Романовой).
    А у подаренного слона печальная история. По одной версии он был убит по приказу Грозного, за отказ вставать перед ним на колени. По другой версии слона обвинили в распространении чумы, выслали из Москвы, где, как и в первой версии, благополучно убили.
    1. 0
      8 апреля 2019 16:08
      А после смерти Темрюковны, при каких то интригах Грозный перерезал всех ее братьев вместе с семьями. Для того времени это обычная практика.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»