Перспективы отечественного неатомного подводного флота. Что будет с проектом 677 "Лада"?

68
В последний раз к теме неатомных подводных лодок ВМФ РФ автор возвращался в январе 2018 г., то есть более года тому назад. Давайте посмотрим, что изменилось с тех времен.

Итак, год тому назад основу наших подводных неатомных сил составляли 15 ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877 «Палтус», из которых, по мнению автора, 12 находились в составе флота, а 3 – в ремонте. К сожалению, автор оказался слишком оптимистичен в своей оценке. Дело в том, что две ДЭПЛ Тихоокеанского флота, «Святитель Николай Чудотворец» и «Нурлат», которые он числил «к походу и бою готовыми», на самом деле находились в бесконечном ожидании ремонта на «Дальзаводе». Более того, одна из ДЭПЛ, которую он считал ремонтирующейся, по всей видимости, тоже оказалась в отстое. Речь идет о ДЭПЛ «Ярославль», которая несла службу на СФ.





Корабль планировали поставить на средний ремонт с модернизацией еще в 4 квартале 2016 г., но, видимо в силу различных кризисов и пересмотров бюджета Министерства обороны, денег на это так и не нашлось. В результате ДЭПЛ выведена из эксплуатации, но ремонт на «Ярославле» до настоящего времени так и не начался.

Таким образом, на самом деле на начало 2018 г ВМФ РФ имел 10 «Палтусов» в строю, 3 в отстое и 2 – в ремонте. Что же изменилось?

Из хорошего: в марте 2018 г. закончился ремонт ДЭПЛ «Дмитров» и она вернулась в состав Балтийского флота. В остальном же ситуация предсказуемо ухудшилась – одна из старейших лодок этого типа, «Выборг», покинула строй и ждет переоборудования в корабль-музей. Что у нас прибавится кораблей-музеев – это просто прекрасно, но выход из строя пускай даже старой лодки, с учетом их общего дефицита в ВМФ РФ, конечно, расстраивает.

Таким образом, на сегодня у на осталось 14 «Палтусов», из которых 3 самых старых лодки (вступили в строй в 1988 г.) пребывают в отстое, который вряд ли уже когда-либо покинут. Тем более, что единственная их «ровесница» «Выборг», до недавнего времени остававшаяся в составе БФ, также «ушла на покой». Вероятнее всего, что на этом история «изначального» проекта 877, к которому принадлежали все эти 4 корабля в ВМФ РФ, следует считать оконченной: остальные лодки, находящиеся в составе флота, представляют собой модификации проекта 877 (877ЛПМБ, 877М, 877ЭКМ и 877В).

Можно говорить, что в 2019 г. у флота осталось 11 «Палтусов», из которых 10 находятся в строю: 6 служат на Дальнем Востоке, 3 – на Северном флоте и 1 – на Балтике. Черноморская «Алроса» ремонтируется в Севастополе, а ее возвращение в состав флота ожидается в 2019 г. Все бы ничего, но первоначально планировалось завершить ремонт в 2015 г., потом – в 2017 г., затем в 2018 г…. И сейчас вот обещают сдать лодку в текущем году. Что ж, будем надеяться, что это обещание будет все-таки выполнено, тем более что руководство РФ все-таки обозначило восстановление судостроительных мощностей Крыма одной из важнейших задач – может, после этого что-то и сдвинется с мертвой точки.

Если «Алросу» все же вернут в состав флота, то она покинет Черное море и отправится в Балтийское, с тем, чтобы общее количество ДЭПЛ БФ вновь, как и до ухода «Выборга» «на пенсию», составляло 2 ед. Тогда ЧФ полностью лишится ДЭПЛ проекта 877, но это как раз неважно, потому что в период 2014-16 гг. он получил на вооружение 6 более современных и мощных кораблей проекта 636.3. В сущности, на сегодня именно Черноморский флот является сильнейшим по ДЭПЛ среди 4-х военных флотов Российской Федерации.



В одной из итераций ГПВ 2011-2020 было анонсировано строительство еще 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Необходимость в этом была осознана после того как стало ясно, что серийное строительство новейших ДЭПЛ 4-го поколения «Лада» проекта 677 будет невозможно развернуть до начала 30-х годов, а быть может – и вообще никогда, потому что головная лодка столкнулась с огромным количеством проблем, которые категорически не желали решаться.

Как известно, лодки 636.3 при всех своих достоинствах представляли собой модернизированные «Варшавянки», которые сами являлись экспортным вариантом «Палтусов». Эти корабли лучше и сильнее оставшихся у нас ДЭПЛ проекта 877, но они, конечно, уже не находятся на острие военно-технического прогресса. Правомерно будет говорить о том, что лодки проекта 636.3 морально устарели. Тем не менее, очевидно, что «Палтусам» не так долго осталось находиться в строю, потому что даже самая «юная» лодка этого типа, «Могоча», служит уже четверть века. И, раз уж с серийным строительством проекта 677 не сложилось, то возобновление производства ДЭПЛ 636.3 для ТОФ было совершенно безальтернативно.

Тем не менее, планы – это одно, а их выполнение – совершенно иное. Стало очевидно, что гигантские запланированные траты на ГПВ 2011- 2020 гг. в размере 20 трлн. руб., большую часть которых следовало «освоить» в период 2016-2020 гг., стране не по силам. В итоге руководство РФ вынуждено было отказаться от ГПВ 2011-2020 гг., заменив ее новой ГПВ 2018-2027 гг. К сожалению, подробности новой госпрограммы вооружений в широкой печати не раскрывались, о ней достоверно известно только одно – ее финансирование будет значительно скромнее, чем планировалось для предыдущей ГПВ. Впрочем, в бочке дегтя присутствовала и ложка меда — планировалось удержаться на достигнутом уровне, то есть затраты на ГПВ 2018-2027 гг. просчитывалось так, что хуже, чем сейчас, ВС РФ финансироваться не будут.

Тем не менее, раз уж пошла речь об ограничении финансирования, то, естественно, возникли опасения за судьбу 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для ТОФ. Тем более, что, несмотря на очевидное высвобождение производственных мощностей АО «Адмиралтейские верфи», после строительства черноморских ДЭПЛ, было заложено всего 2 новых корабля. Речь идет о Б-274 «Петропавловск-Камчатский» и о Б-603 «Волхов», официальная закладка которых состоялась 28 июля 2018 г. Автор настоящей статьи всерьез начал опасаться, что этими двумя лодками дело и ограничится…

Но, похоже, что все может еще закончиться хорошо. Итак, первая хорошая новость: 28 марта 2019 г. состоялась церемония спуска на воду головной ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота.



Фотографии с церемонии спуска Б-274 «Петропавловск-Камчатский»


Но самое приятное заключается в том, что что блог bmpd в статье, посвященной этому радостному событию, сообщил также, что работы по строительству следующих двух ДЭПЛ того же проекта уже начаты, и что корабли, получившие наименования ««Магадан» и «Уфа», находятся на стадии формирования блоков и проведения гидравлических испытаний». Официальная закладка состоится позднее, в 2019 г., причем bmpd сообщает, что указанные сроки находятся в полном соответствии с ранее подписанным контрактом на строительство данной серии ДЭПЛ.

Таким образом, можно констатировать, что как минимум 4 ДЭПЛ из 6 запланированных все-таки будут построены и войдут в состав ВМФ РФ. А вот с двумя крайними кораблями серии ситуация не так однозначна – пока известно только, что пятую субмарину планируют назвать «Можайск», а именование шестого корабля еще не утверждено, и никаких сведений об их грядущей закладке нет. Но, как ни странно это прозвучит, вполне возможно, что это нисколько не печальная, а самая что ни на есть радостная новость.

Все дело в прогрессе ДЭПЛ проекта 677 «Лада».

Упомянутые выше «Палтусы», как и созданные на их основе «Варшавянки», являлись ДЭПЛ 3-его поколения, то есть того же технологического уровня, что и американские атомные «Лос-Анджелесы» и советские «Щуки-Б». При этом и «Палтусы», и «Варшавянки», конечно, по множеству своих характеристик уступали своим атомным «старшим сестрам»: они имели куда более скромную подводную скорость, несопоставимо меньшую автономность, относительно слабые гидроакустические комплексы… Но при всем при этом «Палтусы» и «Варшавянки» обладали одним-единственным, но зато колоссальным преимуществом: значительно меньшей шумностью.

В результате этого ДЭПЛ в определенных условиях могли сыграть роль высокоэффективного «охотника за АПЛ» — патрулируя в заданном районе, «Палтус» вполне способен был засечь «Лос-Анджелес» до того, как более мощный ГАК американской атомарины обнаружит более тихую отечественную неатомную подводную лодку. И, опять же, ДЭПЛ проектов 877 и 636, пользуясь своей малошумностью, в некоторых ситуациях могли атаковать вражеский корабельный ордер более эффективно, чем та же самая «Щука-Б». В общем, наши неатомные подводные корабли совершенно заслужено получили прозвище «Черная дыра». А кроме этого ДЭПЛ по размерам и стоимости значительно скромнее многоцелевой АПЛ и это, разумеется, тоже имело значение.

Но научно-технический прогресс не стоит на месте. СССР и США приступили к созданию многоцелевых АПЛ следующего, 4-го поколения: у нас это был «Ясень», в Америке — «Сивулф», а затем «Вирджиния». Против них ДЭПЛ 3-го поколения уже не имели былого преимущества (а скорее всего и вовсе не имели никакого преимущества), поэтому на повестку дня встал вопрос создания ДЭПЛ нового типа, чьи боевые возможности позволяли ей занимать ту же нишу по отношению к «Сивулфам» и «Ясеням», какое «Палтус» занимал в отношении «Лос-Анджелесов» и «Щук».

К сожалению, к созданию ДЭПЛ 4-го поколения в СССР приступили с известным запозданием: работы по проекту 677 «Лада» были начаты только в 1987 г. Это и предопределило все последующие сложности проекта. МАПЛ «Ясень» мы начали разрабатывать в 1977 г., и к развалу СССР она была во многом закончена, так что в 1993 г. удалось заложить головную лодку серии. А вот работы по «Ладе», очевидно, в 1991 г. находились еще на ранней стадии, отчего создавалась она по большей части уже в «лихие 90-е» со всеми вытекающими «радостями», включая хроническое недофинансирование, развал кооперационных цепочек и т.д. и т.п.

ДЭПЛ «Лада» содержала в себе огромное количество нововведений, речь шла о создании принципиально нового корабля. Меньшее, чем у ДЭПЛ проекта 636 водоизмещение, меньшая численность экипажа, но при этом сохранение того же вооружения. Однокорпусная конструкция (второй корпус сохранялся только в кормовой части ДЭПЛ), новый электродвигатель, ГАК, БИУС, новое покрытие, новые средства снижения шумности, по принципу действия аналогичные тем, что были использованы на «Ясенях», новые аккумуляторные батареи, которые должны были обеспечить дальность подводного хода 650 миль на экономических 3 узлах против 400 миль у «Варшавянок».

Головную лодку «Санкт-Петербург» заложили в 1997 г., а смогли ввести в строй только в 2010 г., но первые же испытания показали – почти ничего из основных нововведений не работает как надо.



Боевая информационная система «Литий» барахлила. Замечательный, в теории, ГАК «Лира», включавший себя не только классическую антенну, размещенную в носовой части лодки, но и дополнительные боковые, расположенные непосредственно на корпусе ДЭПЛ, а также буксируемую антенны, не соответствовал заявленным характеристикам. Новейший тип аккумуляторных батарей, которые должны были обеспечить «Ладе» более чем полуторакратное превосходство в дальности хода, почему-то выдавали мощность на уровне 60% от запланированной.

Надежды на то, что все это детские болезни, которые будут быстро исправлены, не оправдывались. «Санкт-Петербург» в итоге все же была сдана флоту, но находилась в опытной эксплуатации, а две заложенные за ней серийные лодки, «Кронштадт» и «Великие Луки», вообще были остановлены постройкой и перезаложены по откорректированному проекту 677Д в 2013 и 2015 гг. соответственно. Тем не менее, даже и к этому времени не было ясности, насколько удалось преодолеть проблемы, преследующие «Санкт-Петербург». С одной стороны, были отдельные сообщения об определенных успехах «Санкт-Петербурга». Но с другой стороны, в 2016 г. РИА Новости сообщали со ссылкой на неназванного представителя ВМФ РФ, что командование флота приняло решение отказаться от дальнейшего строительства ДЭПЛ проекта 677. С одной стороны, конечно, «неназванный представитель» — не самый авторитетный источник, но был и намного более серьезный симптом, свидетельствующий о провале проекта 677.

Дело в том, что 7 сентября 2016 г. был заключен контракт на постройку «великолепной шестерки» ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Понятно, что «заключить контракт» и «построить» — принципиально разные понятия, но дело в том, что если бы в 2016 г. проблемы головного корабля проекта 677 были решены, или хотя бы имелась твердая уверенность в том, что серийные лодки 677Д выйдут на приемлемый уровень, то какой тогда смысл было строить для моряков-тихоокеанцев морально устаревшие ДЭПЛ предыдущего проекта? Хотя ДЭПЛ проекта 636.3 и представляют собой глубокую модернизацию «Варшавянок», но по своим боевым качествам это, конечно, никак не лодки 4-го поколения.

Все это говорило о том, что на «Ладах» был поставлен жирный крест, и потому периодически всплывающие сообщения о том, что флот, возможно, закажет еще 2 лодки этого типа, мелькавшие в 2017 г., всерьез не воспринимались. Помимо вышесказанного, тому было еще две причины. Во-первых, новости эти, как правило, исходили не от представителей ВМФ, а от руководителей АО «Адмиралтейские верфи», которые могли выдавать желаемое за действительное. А во-вторых, на тот момент новая ГПВ 2018-2027 гг. еще не была утверждена, так что любые мысли по поводу того, что же именно в конечном итоге закажет флот, представляли скорее гадание на кофейной гуще, нежели сколько-то достоверную информацию.

Правда, о «Ладах» говорил и заместитель командующего ВМФ РФ В. Бурсук: по его словам, флот все же собирался заказывать лодки проекта 677 большой серией. Но здесь, по всей видимости, речь шла о тех счастливых временах, когда для «Лады» будет создана воздухонезависимая энергетическая установка. С учетом тупика, в котором оказались наши конструкторы, пытавшиеся такую установку спроектировать, слова замкомфлота выглядели вежливым эвфемизмом выражения «Когда рак на горе свистнет». Это было тем более неприятно, что, по некоторым данным, «Санкт-Петербург» постепенно избавлялся от своих недостатков. Так, «в интернетах», в июле 2018 г. появилась новость, со ссылкой на слова главы ОСК, что затянувшаяся опытная эксплуатация все-таки подходит к концу, и что головной корабль серии 677 будет передан флоту в 2019 г.



Однако 20 сентября 2018 г. произошло целых три интереснейших события. Во-первых, была спущена на воду 2-я ДЭПЛ серии, заложенная по проекту 677 в 2005 г., приостановленная строительством в 2009 г. и перезаложенная по проекту 677Д в 2013 г. – речь идет о Б-586 «Кронштадт». Во-вторых, генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Вильнит выступил с весьма неожиданным сообщением. С его слов, ДЭПЛ «Санкт-Петербург» в конце концов не просто подтвердила все заявленные характеристики, но даже превзошла их. И, наконец, в-третьих, генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» в очередной раз анонсировал строительство еще двух ДЭПЛ по проекту 677Д, причем с его слов подписание контракта планируется на 2019 г.

Конечно, сомнения все еще остаются – не выдают ли генеральные директора «Рубина» и «Адмиралтейских верфей» желаемое за действительное? Если вспомнить, например, сколько раз И. Вильнит говорил о «ну вот совсем почти готовой» анаэробной установке, которую разрабатывал его ЦКБ, то оптимизм по поводу судьбы проекта 677 уменьшается резко и кратно.

Но 28 марта сего года заместитель главнокомандующего по вооружению ВМФ РФ Игорь Мухаметшин сообщил, что производство ДЭПЛ «Лада» проекта 677 (вероятно, все же речь идет о 677Д) будет возобновлено. Причем отнюдь не в светлом капиталистическом будущем, а в самое ближайшее время: по словам И. Мухаметшина документы для заключения контракта уже готовятся соответствующими специалистами военного ведомства.

Понятно, что обещаниями сыт не будешь, и что по-хорошему радоваться надо начинать после завершения контракта на строительство серии ДЭПЛ проекта 677 (677Д), или хотя бы завершения опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». Тем не менее, с учетом вышесказанного, можно говорить о том, что состояние программы неатомных подводных кораблей 4-го поколения внушает осторожный оптимизм.

И еще. В последнее время на «ВО» появился ряд статей, посвященных анаэробным установкам, под влиянием которых у части уважаемой аудитории могло сложиться впечатление, что классические дизель-электрические лодки совершенно устарели, и неспособны сегодня успешно действовать в конфликтах высокой интенсивности. Но на самом деле это, конечно, не так. Безусловно, подводные корабли с ВНЭУ будут иметь определенные тактические преимущества. Но боевой потенциал отечественных «черных дыр» всегда оценивался высоко, и корабль следующего поколения, имеющий лучший ГАК, меньшую шумность и множество других преимуществ, будет чрезвычайно опасным подводным противником, даже имея классическую дизель-электрическую энергетику. Особенно, если работы по литий-ионным, или иным аккумуляторам большой емкости увенчаются успехом, что позволит существенно увеличить автономность отечественных ДЭПЛ.

В целом же ближайшее будущее нашего неатомного подводного флота выглядит так. По всей видимости, на Балтике наши подводные силы будут представлены двумя «Палтусами», «Алроса» и «Дмитров» — оба они прошли ремонт и модернизацию (точнее – «Алроса» все еще в процессе) и можно надеяться, что при наличии соответствующего техобслуживания корабли «протянут» еще лет 8-10 или около того. Черноморский флот, получивший недавно 6 новых «Варшавянок» проекта 636.3, в обозримом будущем не будет получать пополнения кораблями того же класса. Тихоокеанский флот, имеющий в своем составе 6 «Палтусов», по всей видимости, будет постепенно перевооружаться на 636.3 новой постройки – то есть, по мере поступления «Варшавянок» от «Адмиралтейских верфей», старые лодки проекта 877 будут выводиться из состава флота. Хотя нельзя исключать и того, что какое-то их количество все же останется в строю, и на некоторое время общая численность ДЭПЛ ТОФ превысит сегодняшние 6 единиц. Пополняться новыми лодками будет также Северный флот – на сегодняшний день он располагает только 3 «Палтусами» и «Санкт-Петербургом». Вероятнее всего, обе лодки проекта 677Д, находящиеся сегодня в постройке, пойдут именно на север, с тем чтобы довести общее количество ДЭПЛ до 6 единиц. И, скорее всего, новые ДЭПЛ того же проекта также пойдут на СФ, с тем чтобы сформировать там соединение из 6 однотипных лодок. Впрочем, нельзя исключать и того, что существующий контракт на 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для тихоокеанцев будет сокращен до 4 единиц, а вместо оставшихся двух на ТОФ будут поставлены новейшие «Лады».

Таким образом, можно предполагать, что «под занавес» существующей ГПВ «Палтусы» совершенно покинут состав ВМФ РФ, но при этом общая численность ДЭПЛ даже увеличится: если сегодня, по факту, мы имеем 11 «Палтусов», 6 «Варшавянок» и одну «Ладу», которая так и не вышла из опытной эксплуатации, то к 2028 г. можно ожидать 8 «Лад» (2 на БФ, и 6 на СФ) и 12 «Варшавянок» (по 6 на ЧФ и ТФ). Конечно, нам необходимо значительно большее их количество, особенно на фоне обвального сокращения МАПЛ, но сомнительно, что на это найдутся средства. Все-таки для реализации этой программы нам необходимо за ближайшее десятилетие построить пять новых ДЭПЛ проекта 677 и четыре – 636.3, не считая ввода в строй двух ДЭПЛ проекта 677Д и 636.3, которые сегодня находятся в разных стадиях постройки.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 апреля 2019 05:11
    Буквально в конце марта "Военно-промышленный курьер" сообщил
    Российские разработчики готовы сделать химическую воздухо-независимую энергетическую установку (ВНЭУ) в течение трех лет после открытия соответствующей ОКР. Об этом заявил заместитель гендиректора ЦКБ МТ "Рубин" Валентин Фролов на церемонии спуска на воду ДЭПЛ "Петропавловск-Камчатский" – первой в серии "Варшавянок" для Тихоокеанского флота.
    Надежда умирает последней. А умирать никому не хочется, думаю еще поживем и спляшем на ее свадьбе!
    1. +1
      5 апреля 2019 05:27
      ...кхе, кхе - плавали -знаем..
  2. -1
    5 апреля 2019 06:05
    --- " ... но сомнительно, что на это найдутся средства. " --- Было бы в этой цепочке желание, причём у каждого звена. Деньги в России есть, а уж как там доказать, о необходимости выделение доп. средств, опять же желание. А доказательство одно - сильный подводный флот. А вот ждущие кап. ремонта, ти по ДЭПЛ «Ярославль», а будет ли он стоить того ?
  3. 0
    5 апреля 2019 06:20
    А что мешает к новым ДЭПЛ "яйца Доллежаля" " прикрутить",вроде бы положительный опыт есть?
    1. +2
      5 апреля 2019 07:03
      Ну к минусу не плохо бы получить комментарии ибо самомнение помноженное на чванство может привести, в конечном итоге, к поражению нервной системы самомнящего выраженной т.н. манией величия.
      1. +1
        5 апреля 2019 12:43
        Цитата: mark1
        Ну к минусу не плохо бы получить комментарии

        согласен, минус без обоснования выглядит как плевок в спину.
        1. 0
          5 апреля 2019 14:26
          Цитата: NEOZ
          согласен, минус без обоснования выглядит как плевок в спину.

          Как фига в кармане. Как я понимаю, некоторые тупо минусуют из мести, потому что вы им когда то "на хвост наступили" или просто ваш фейс не понравился.
    2. -1
      5 апреля 2019 14:45
      очень разумное предложение, а на минусы не обращ bully айте внимание!
    3. +1
      5 апреля 2019 16:38
      Цитата: mark1
      А что мешает к новым ДЭПЛ "яйца Доллежаля" " прикрутить"

      Вопрос, конечно, интересный. И ответа на него у меня нет - чтобы тут что-то внятное сказать, нужно знать результаты испытаний. В инете обычно пишут про увеличенную дальность, а как с шумностью, стоимостью, и проч?
      1. 0
        5 апреля 2019 18:43
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Вопрос, конечно, интересный.

        Вот именно -очень интересный.На счет стоимости и прочего трудно сказать,. но шумность, можно предположить, для того времени, была не высокой (отсутствие циркуляционных насосов, как основной источник шума ). Более того, тема, можно предположить, развивается - по крайней мере космическая "ядерная установка мегаваттного класса" прекрасно бы могла "прописаться" и во флоте (с определенными условиями)
  4. +3
    5 апреля 2019 07:00
    Андрей, спасибо за статью, мое мнение по поводу не атомных ПЛ в целом совпадает с вашим, было интересно почитать, вот только ошибочку нашел в статье - Впрочем, нельзя исключать и того, что существующий контракт на 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для тихоокеанцев будет сокращен до 4 единиц, а вместо оставшихся двух на СФ будут поставлены новейшие «Лады»., наверное надо было написать так - а вместо оставшихся двух для ТОФа, на СФ........
    1. +3
      5 апреля 2019 16:38
      Спасибо, очепяточка вышла:) Попрошу модераторов исправить
  5. +1
    5 апреля 2019 07:03
    Интересно, а когда окончательно Ладу до ума доведут, будет ли в дальнейшем техническая возможность воткнуть в неё ВНЭУ или придется серьёзно лодку переделывать?
    1. 0
      6 апреля 2019 23:36
      Пишут, что можно будет вварить доп секцию, а получится ли, если доживём увидим.
  6. 0
    5 апреля 2019 08:07
    На Алросу надежд практически нет
  7. +3
    5 апреля 2019 09:40
    несчастные барабанщицы.
    попки-то явно подзамерзли... laughing
    а насчет анаэробных установок, на мой взгляд, автор не совсем прав.
    без них лодка сильно ограничена в применении , её удел- сидеть в засадах.
    да, пишут, что скорость хода- 19 узлов, но скромно опускают, какая при этом дальность плавания.
    Но тактика засад могла быть эффективной для немцев, у которых эти лодки сотнями исчислялись (да и то- гонялись за конвоями в надводном положениии на дизелях, сейчас, понятно, это нереально, сейчас даже под перископом лодка легко обнаруживается визуально с вертолета), а с десятком- что за засады? Только на волю случая и удачи. ну, или как нашумевшие случаи на учениях, когда подводникам место противника заведомо известно.
    Да и новые типы аккумуляторов японцы ставят как временное решение, без анаэробных установок будущее неатомных ПЛ очень туманное.
    Без анаэробных установок никакого будущего у неатомных подлодок явно нет.
    1. -4
      5 апреля 2019 10:52
      американцы не дураки отказались от не атомных мы по бедности продолжаем строить мне просто дико интересно услышать мнение акустика с бф по шумам германских пл с внэу
    2. +6
      5 апреля 2019 11:08
      Сергей, мощность реально находящихся в эксплуатации анаэробных установок не превышает 100 киловатт. Продолжать нужно?
      1. +1
        5 апреля 2019 23:54
        на проекте 877 электродвигатель экономического хода- аж 190 лс.
        продолжать нужно? wink
        на самом деле тех же Стирлингов шведы ставят по 2 штуки- получают экономических ход без расходования батарей.
        батареи и дизели ведь никто не убирает, все на месте.
        1. +3
          6 апреля 2019 00:32
          получают экономических ход без расходования батарей.
          Уважаемый, где Вы прочитали этот бред? Шведский Стирлинг весит 30+ тон и выдает что-то около 70 киловатт электрической мощности. Точные цифры не помню, искать лень. Сколько жрут вентиляторы, регенерация, освещение, сам Стирлинг и прочие бытовые и боевые системы у шведов я не знаю, думаю, что в нормальном режиме не меньше 30-50 киловатт. Соответственно (2х70)-30=110 на гребном двигателе. И это крайне оптимистичная цифра, не учитывающая многочисленные потери. Пессимистичная будет 90-20% на потери. В лучшем случае получаем ход 1-2 узла если дышать, 3-4 в суперэкономном режиме. В худшем, лежим на грунте и не расходуем батареи. И все это счастье с двумя огромными, тяжеленными Стирлингами, требующими жидкий кислород для работы. Кстати, историю с двумя оставляю на Вашей совести, я читал, что он там один. Дело правда было давно, может с тех пор и второй воткнули.
          1. -1
            6 апреля 2019 01:02
            я вам все нашел и привел ниже в ветке, если вам искать лень.
            слово "бред" оставляю на вашей совести.
            не думаю, что употреблять его стоит в вопросах, в которых вы "краем уха" слышали что-то.
            1. 0
              6 апреля 2019 12:32
              Прочитал. Впечатлился Вашими цифрами. Аргументировано возразить на настоящий момент не могу. Интересовался вопросом несколько лет назад, возможно, что в отрасли произошел резкий прогресс, не затронувший РФ. Также допускаю, что приведенные Вами цифры взяты из рекламных материалов и не совсем соответствуют действительности.
              Был бы благодарен за ссылку на источник информации о двух 150 кВт стирлингах на шведской лодке. Если это правда, то это прорыв.
    3. +5
      5 апреля 2019 11:25
      Почему-то, у многих сложилось мнение,что ДЭПЛ-"вчерашний" день...устарело(!); а ВНЭУ - "то что доктор прописал" ! "Обоснуйте,сэр !"
      ВНЭУ "точно позарез нужна" можно было сказать при условии,если бы не было "атомных" подлодок...но они есть ! Можно сказать так: атомные подлодки- океанский класс; ДЭПЛ- "морской" класс ! А шо ? Балтийское и Чёрное моря так велики,что не хватит ДЭПЛ ? Ведь осталась ещё надёжа,что в ближайщее время начнётся производство "улучшенных" (более энергоёмких) аккумуляторов ! Скажут-дорого ! Ну и шо ! Всё "сравнительно-относительно" ! Если надо заиметь 100-200 подлодок-то это "одно дело"...а если 10 на "одно море"-другое... Нужны ли ВНЭУ-подлодки ? Вполне,могут и нужны...но это будет "промежуточный" класс...между океанскими атомными подлодками и "морскими" ДЭПЛ...( если море "большое" или нужно контролировать часть океана...) На ВО уже рассматривались различные варианты ВНЭУ...На "цвет и вкус товарища нет",но лично я симпатизирую комбинированным установкам ( стирлинг + тепловые(!) аккумуляторы...Тепловые аккумуляторы раннего "предложения"-это "ёмкости" с расплавом солей металлов...Недавно прочитал сообщение о создании австралийскими(?) учёными тепловых аккумуляторов на основе кремния...(говорят,что весьма "многообещающе" ! )...
      1. +1
        5 апреля 2019 12:33
        если мы делаем посейдоны чем плохи малые атомные как у францев к примеру, а мы их на голову превосходим в этом деле
        1. +2
          5 апреля 2019 13:08
          Цитата: rayruav
          чем плохи малые атомные

          Да не плохи ! Но "желание иметь" атомные подлодки типа "Лада" упирается : 1. в международное право; 2.экологический "кодекс" мирового сообщества..Что ни говори...но "атомное перевоплощение" ДЭПЛ реально увеличивают риск "атомных аварий" !
          1. +2
            5 апреля 2019 13:15
            владимир вы тут накидали какоето международное право,если мы с штатами плюнули на ракеты средней дальности то по атомным лодкам нет ни каких ограничений а если даже есть плевать игры пошли на выживаемость и тут но мерси
            1. 0
              5 апреля 2019 15:43
              Цитата: rayruav
              если мы с штатами плюнули на ракеты средней дальности то по атомным лодкам нет ни каких ограничений а если даже есть плевать

              Спокуха,товарисч ! Дело то в том,что теперича такие времена,что производитель вооружения должен думать и об экспорте своего "товара" за рубеж ! По экологическому законодательству ЕС у России не только никто не "купит" такие подлодки,но и не разрешат таким подлодкам "бороздить мировой океан" ! Ну.океан-не океан ,но моря,ставшие "внутренними морями" ,,мировой цивилизации,,- это точно !
              1. 0
                8 апреля 2019 09:57
                Цитата: Nikolaevich I
                никто не "купит"

                с этим понятно.
                Цитата: Nikolaevich I
                но и не разрешат таким подлодкам "бороздить мировой океан"

                кто конкретно не разрешит? на каком основании?
                пс
                що на мою думку АПЛ запрещен проход ТОЛЬКО в черное и каспийское море, в остальные можно.
                1. 0
                  8 апреля 2019 11:31
                  В данном случае,я опирался ...по памяти(!)... на "безъядерные зоны"...Безъядерная зона — зона, регион (район), на территории которого в договорном порядке запрещено размещение ядерного оружия, средств его доставки к целям, проведение испытаний и производства ядерных боеприпасов. При этом ядерные государства принимают на себя определённые международно-правовые гарантии как в отношении других государств, так и собственных территорий, входящих в безъядерные зоны.
                  Они обязуются не применять ядерное оружие против государств-участниц безъядерной зоны, не вводить в эти страны корабли и части, оснащённые ядерными боеприпасами и /ядерными энергетическими установками/, не передавать участникам зоны ядерное оружие, не помогать им в создании своего ядерного потенциала.
                  На 2009 год безъядерными зонами были объявлены:
                  Район Антарктики (Договор 1959 года);
                  Латинская Америка (Договор Тлателолько 1967 года);
                  Южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 года);
                  Юго-Восточная Азия (Бангкокский договор 1995 года);
                  Африка (Договор Пелиндаба 1996 года);
                  Средняя Азия (Семипалатинский договор 2007 года
                  Но по "любому" сказать ...если ,сейчас,в акваториях Чёрного,Балтийского морей ,например,на постоянной основе разместить на базах(базе) подлодки с ЯЭУ(неважно,какой "разновидности"!),то такой грандиозный "хай" в "близлежащих" странах поднимется...что "мама-не горюй!"...и не зависимо от "статуса атомных подлодок" в данном регионе !
                  1. 0
                    8 апреля 2019 12:05
                    Цитата: Nikolaevich I
                    В данном случае,я опирался ...по памяти(!)... на "безъядерные зоны"...

                    Спасибо! расширили мой кругозор... с подобными зонами сталкиваюсь впервые...
                    пс
                    мой диван так далеко еще не заплывал!
    4. +3
      5 апреля 2019 12:46
      Цитата: Avior
      на мой взгляд, автор не совсем прав.
      без них лодка сильно ограничена в применении , её удел- сидеть в засадах.

      с ВНЭУ лодка имеет тот же ход в 3 узла как и при использовании АКБ.
    5. +2
      5 апреля 2019 13:39
      Анаэробные установки необходимы странам,не имеющим атомных ПЛ.Для наших лодок,которые действуют недалеко от своего побережья и во внутренних морях они не нужны.Да,они разрабатываются.Но будут идти только на подводные лодки для экспорта в другие страны.И это правильно.Все сильные морские державы вроде США,Китая,Франции,Англии и России умеют строить атомные подводные лодки.США вообще давно от ДЭПЛ отказались.Для нас ДЭПЛ это просто более дешевый вариант для защиты своего побережья.А ДЭПЛ с ВНЭУ по цене будет приближаться к АПЛ.Так что Андрей прав,для нас они не нужны.
      1. AVM
        +1
        5 апреля 2019 15:47
        Цитата: Xscorpion
        ...США вообще давно от ДЭПЛ отказались...


        США много отчего отказались, от фрегатов например, а теперь собираются вернуться к ним. Кто знает, возможно завтра их и НАПЛ заинтересуют.

        Я к тому, что брать чей-то отказ за обоснование своего отказа неправильно, надо исходить из своей ситуации.

        Мы не можем знать, как ВНЭУ отечественной разработки повлияет на цену. Сделают, тогда и смотреть можно будет. Как минимум это возможность экспорта.

        А Андрей за ДЭПЛ не потому что считает что нам не нужны НАПЛ, как мне кажется, а потому что синица в руках лучше...
    6. -1
      5 апреля 2019 14:47
      Цитата: Avior
      Но тактика засад могла быть эффективной

      просто засады надо ставить в нужных местах, куда партнеры лезут сами... bully
      1. 0
        5 апреля 2019 23:55
        слишком много мест на десяток- другой лодок.
    7. Да и новые типы аккумуляторов японцы ставят как временное решение, без анаэробных установок будущее неатомных ПЛ очень туманное.


      Была недавно "новость", что то ли японцы, то ли корейцы построили полностью электрическую лодку на одних только аккумуляторов.

      hi
  8. 0
    5 апреля 2019 10:47
    отличные лодки но много но внэу за которую все так ратуют на данный момент только для прибрежных действий хранить водород на пл не безопасно лучший выход новейшие аккумуляторы никакиж тепловых генерааторов это всетаки источники шумов,а вот чисто электролодка с чего собственно началось подводное кораблестроение это идеальный вариант к примеру автономность 20 суток для этих лодок самый раз потрясающая бесшумность я думаю это будущее ну а сегодня альтернативы малым атомным пл нет ,да дороже но это здесь и сейчас и последнее по поводу фото барабанщицам обязательно такие юбки одевать?
    1. +1
      5 апреля 2019 10:51
      юбки отличные, лучшее фото good
    2. 0
      5 апреля 2019 12:48
      Цитата: rayruav
      хранить водород на пл не безопасно

      полностью согласен!
      п.с.
      литий полимерные акб тоже взрывоопасны...
      1. 0
        5 апреля 2019 13:04
        вчера кажется проскочила статья про австралийские акб лучше литиевых а насчет вдорода из акб так там давно стоят автоматы по сжиганию
        1. 0
          5 апреля 2019 13:09
          Цитата: rayruav
          а насчет вдорода из акб

          на мой взгляд, речь шла о запасе водорода для ВНЭУ
          1. +1
            5 апреля 2019 13:29
            и я о том же водород под давлением даже в торпедах это не есть хорошо поэтому все внэу на основе аш два до добра не доводят
            1. 0
              5 апреля 2019 19:36
              вообще тема водорода поражает своей тупостью, профаны верят в водород....между тем водород не есть хорошо во всех отношениях и особенно на ПЛ. Он очень вреден. Например есть лучшее топливо С3H8 пропан или еще лучше C4H10 бутан и к чему нам этот вшивый H2? объясняю, в молекуле пропана и бутана содержится 11 -14 энергетических молекул, а в водороде всего две, то есть это будут пустые газголдеры практически не несущие энергии, а чтобы лодка не выпрыгнуля как воздушный шарик и не улетела, придется ее пригружать балластом, сокращать и без того тесные объемы....просто идиотизм в вквадрате. ТЕма вордорода взята из 19 века когда думали что он экоологически чистый (что правда) потому что городской газ делали тогда из городского мусора и дров с углем получалась низкокалорийная смесь СО и Н2, И не знали тогда что можно проложить трубы из Уренгоя, но природный газ не слишком то грязнее водорода , это не соляра и тем более не мазут все же. Но профаны все вытаскивают совершено тупую тему думая, что открыли нечто новое...... Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
              Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.......Екклезиаст
  9. +6
    5 апреля 2019 11:07
    Цитата: Avior
    да, пишут, что скорость хода- 19 узлов, но скромно опускают, какая при этом дальность плавания.
    Но тактика засад могла быть эффективной для немцев, у которых эти лодки сотнями исчислялись (да и то- гонялись за конвоями в надводном положениии на дизелях, сейчас, понятно, это нереально

    Вы тёплое с мягким не путайте.
    Варшавянки в Атлантику или Тихий океан никто гонять не собирается. На ТОФе ими будут затыкать дырки между островами от Камчатки до Японских островов, дабы не допустит противника в Охотское море. В меньшей степени, для обеспечения выхода ПЛАРБ из базы. На СФ для патрулирования прилегающих морей до Арктических льдов. Тут дальность особо не нужна. А прикрытие базовой авиацией будет приятным бонусом. Про БФ и ЧФ говорить даже нечего. Черноморские Варшавянки челночат в Тартус и обратно, а на Балтике и того меньшие расстояния.
    Только на волю случая и удачи

    В тот момент, когда наши лодки начнут атаковать лодки и корабли противника, всем нам нужно надеятся на удачу и необъятные просторы Родины! Тут уже не будет иметь значения количественный состав флотов. Это будет глобальная война,в которой проигравшими будут все.
    1. -1
      5 апреля 2019 23:57
      Черноморские Варшавянки челночат в Тартус и обратно,

      это в мирное время. но лодки вроде для военного делают.
  10. +3
    5 апреля 2019 14:12
    Хорошая статья на современную тему, успел "двадцатьпервым" yes плюс поставить! yes
    hi
  11. +2
    5 апреля 2019 14:44
    спасибо автору за анализ...
    хотя не очень понимаю посыл, что " Безусловно, подводные корабли с ВНЭУ будут иметь определенные тактические преимущества.", т.к. 1) ВНЭУ бывают разные, и схема Стирлинга имеет повышенную шумность... recourse 2) Топливные элементы требуют запас жидкого кислорода - что опасная штука...
    Так что единственно разумная ВНЭУ это атомный реактор... hi НО малой мощности, до 1МВт в электричестве, чтобы обеспечить питание корабельных систем, приборов и малошумный ход... Причем не просто реактор, а сразу с тепло электрическими преобразователями, т.е. без шумных турбин... feel
    1. 0
      6 апреля 2019 00:52
      кислород требуется для стирлигов, и он потом используется для дыхания.
      для топливных элементов нужен водород, но он хранится вне прочного корпуса
      1. -1
        6 апреля 2019 14:14
        Цитата: Avior
        для топливных элементов нужен водород

        если не секрет - чем вы будете оный окислять до воды? bully
    2. После новостей о "Посейдоне", ракеты "Буревестник" с ядерным двигателем и лазерной установки "Пересвет" с огромным фургоном, предположительно с ядерным реактором и биозащитой, я не удивлюсь новости об оснащении ядерным реактором для подзарядки аккумуляторов ДЭПЛ.

      Анаэробные установки и Стирлинг останутся курьёзом и тупиковым этапом в развитии, который России удалось пропустить.
  12. 0
    5 апреля 2019 18:47
    Фотографии с церемонии спуска Б-274 «Петропавловск-Камчатский»

    Барабанщицы зачётные. У амеров таких 100% нет.
    1. Есть. Молодые латиночки! Но они бы замёрзли.

      А наши - ГОРЯЧИ!
  13. -1
    5 апреля 2019 19:25
    интересная статья, ПЛ основа флота, нужно больше их
  14. 0
    5 апреля 2019 22:46
    Церемония - что надо
    Барабаны бьют - отрада
    Прямо глаз не отвести
    Могут ж наши завести!
  15. +4
    6 апреля 2019 00:50
    по поводу ВНЭУ напишу всем сразу.
    ВНЭУ на современных лодках ставят не на замену дизеля, а в дополнение к нему.
    Шведы так вообще просто без затей ставят дополнительный отсек для Стирлингов и всё остальное - аккумуляторы , дизели и прочее- на месте.
    Немцы к своим топливным ячейкам тщательнее подошли, но тоже все остальное стоит на месте.
    То есть ВНЭУ никак не ухудшает показатели ДЭПЛ.
    Мощность ВНЭУ, как заметили выше, намного меньше , чем мощность дизелей- Стирлинги у шведов по 204 лс, топливные элементы на тип 212 - или 9 по 30- 40 кВт, или 2 по 120 кВт, на тип 214- 2 по 120 кВт.
    9 HDW/Siemens PEM fuel cells, 30–40 kW each (U31)
    2 HDW/Siemens PEM fuel cells each with 120 kW (U32, U33, U34)[3]

    Стирлинги у шведов или японцев аналогично, только у шведов 2 ставят, а у японцев 4.
    много это или мало?
    Анализируя старые проекты, можно легко увидет, что ВНЭУ обеспечивает экономический ход как минимум.
    например, на 877 проекте для экономического хода стоит электродвигатель 190 лс (водоизмещение около 3000 тонн), на 641- двигатель 140 лс (2500 тонн).
    А у немцев, например, водоизмещение намного меньше- 1800 тонн.
    и дальность плавания под водой у них достаточно большая- для тип 214, например
    12,000 miles (19,300 km) (surfaced)
    420 nmi (780 km) @ 8 kt (submerged)
    1,248 nmi (2,311 km) @ 4 kt (submerged)

    у шведов водоизмещение ещё меньше.
    Скорость Готланда на двигателях Стирлинга- 5 узлов.
    Submerged: 20 knots (37 km/h) on batteries; 5 knots (9.3 km/h) on AIP

    Современное ПЛО способно довольно эффективно отслеживать лодки на перископной глубине- как визуально, так и по отметкам РДП на РЛС , особенно статистическим анализом, и газоанализатором- по выхлопу дизелей, и по шумной работе дизелей во время зарядки батарей или хода на поверхности.
    На перископной глубине и тем более на поверхности кроме как на очень короткое время лодке находится в зоне, опасной с точки зрения авиации (и не только авиации) ПЛО - смерти подобно, и батареи так не зарядишь.
    А ДЭПЛ так или иначе должна расходовать батареи- как на собственные нужды, так и на ход- например патрулирование района, ход для нормальной работы рулей глубины, для выдвижения в район, для перемещения на другую позицию и прочее.
    На практике это и приводит к тому, что реально лодка в зоне, опасной по ПЛО, очень ограничена в перемещениях и оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку не сможет, что приводит к резкому ухудшению реальной эффективности ДЭПЛ без ВНЭУ, способной как использовать ВНЭУ для экономического хода под водой, так и подзарядки батарей без всплытия на перископную глубину и без большого шума от дизелей.
    Что касается шумности Стирлингом- то хотя они и чуть шумнее, чем чистый электроход, но несопоставимо тише, чем работа дизеля.
    Водород для ячеек большой опасности не имеет- емкости с ним находятся вне прочного корпуса лодки.
    Вывод- лодки с ВНЭУ имеют большое преимущество перед ДЭПЛ без них.
    hi
    1. 0
      6 апреля 2019 14:19
      Цитата: Avior
      лодки с ВНЭУ имеют большое преимущество перед ДЭПЛ без них.

      Вы правы. Грамотные люди это очень хорошо понимают, поэтому и не влезают в этот спор о ненужности ВНЭУ. Всё! Зелен виноград! Обделались. Деньги потрачены и проект закрыт. Концы - в воду.
      Что теперь? Всё то же, и одно и то же. Дальше пилить. Теперь на аккумуляторах. Да, литий-ионные аккумуляторы имеют очень хорошую энергоемкость. Многие тут полагают, что емкость аккумуляторных батарей будет расти согласно эмпирическому закону Мура. Так нет же! Этот закон Мура на аккумуляторы никак не распространяется. На горизонте прорыва пока не наблюдается. Разработки ведутся, но прорыва не наблюдается.
      А что мы имеем по Топливным элементам? "Мираи" - серийный автомобиль компании Тойота. https://ssl.toyota.com/mirai/fcv.html
      Выпускается уже четвертый год. Электрическая мощность ЭУ - 113 кВт. Стоимость всего автомобиля - в пределах 60 тыс. долларов. Продается пока только там, где уже создана сеть заправок для него.
      Вопрос: Сколько будет стоить и весить аккумуляторный автомобиль с той же самой дальностью хода на одной полной зарядке?
      Это же всё считать надо, чтобы понять? А зачем считать? Лучше флагами размахивать. Не получились топливные элементы? Не беда! Давайте потратим деньги на новые супер-пупер аккумуляторы. А тот факт, что топливные элементы точно так же продолжают совершенствоваться, как и аккумуляторы, так зачем над этим задумываться? Для этого задумываться надо. А если нет такой способности? Тогда только флаги.
      1. Цитата из статьи на "Военном обозрении" из 2014-го года.

        https://topwar.ru/59618-podlodki-nindzya-na-batareykah.html


        "Сорю" использует несколько источников энергии (дизельные силовые установки, воздухонезависимые двигатели и свинцово-кислотные аккумуляторы). Сейчас они (японцы) отказываются от вторичного двигателя, зато увеличивают и расширяют устройства для накопления энергии, переходя от свинцово-кислотных аккумуляторов к литий-ионным батареям. Эти аккумуляторы имеют гораздо большую энергетическую плотность. Для обеспечения стабильности каждой батареи они могут разработать дополнительные электронные системы безопасности»
        1. 0
          6 апреля 2019 23:08
          Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
          "Сорю" использует несколько источников энергии (дизельные силовые установки, воздухонезависимые двигатели и свинцово-кислотные аккумуляторы).

          Простите, но на Сорю установлены двигатели Стирлинга. Если эти двигатели по какой-либо причине перестали устраивать японцев, то они, естественно, перешли на аккумуляторы. Разместить там Топливные Элементы уже невозможно. Конструкцию надо серьезно менять. Я могу только гадать о рассуждениях японцев при принятии этого их решения. Надо знать детали, чего здесь не знает никто.
          В России были потрачены деньги именно на Топливные Элементы. Топливные элементы требуют специальных условий хранения водорода и кислорода, что закладывается в конструкцию ПЛ изначально.
          В Германии начали строить с 2001 и строят по сегодняшний день. В них устанавливают два модуля ТЭ (РЕМ) по 120 кВт каждый. Эта ВНЭУ позволяет пройти под водой 420 миль со скоростью 8 узлов, или 1248 миль со скоростью 4 узла. На каких аккумуляторах сегодня такое можно повторить?
          Но, ЭУ на ТЭ не стоят на месте (конец прошлого века). Сегодня только на серийном легковом автомобиле компании Тойота устанавливают ЭУ мощностью 113 кВт. Габариты представляете? Если нет, я выше дал ссылку. Там и цена должна Вас удивить.
          К чему я это? Только к тому, что габариты ЭУ на ТЭ уже незначительны. Там вопрос стоит только в размещении водорода и кислорода.
          ЭУ на ТЭ более гибкие нежели "Стирлинги". И вот на этой теме поставили крест. А как с будущими различными подводными беспилотниками? Тоже только на аккумуляторах? Или на каждый - по АЭУ?
          1. Выла информация, что до 2014 года в России проводили испытания немецких топливных элементов и пытались делать свои, но...

            По более поздней информации от топливных элементов в России решили отказаться в пользу риформинга дизельного топлива прямо на борту.
            1. 0
              7 апреля 2019 01:18
              Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
              По более поздней информации от топливных элементов в России решили отказаться в пользу риформинга дизельного топлива прямо на борту.

              У Вас неправильное представление об этой теме. Процесс риформинга (процесс получения водорода из дизельного топлива) был составляющим компонентом ВНЭУ ТЭ. (см. Каталитический риформинг). Просто имело место быть "пацанское" желание "всех сделать", но в результате "весь пар ушел в свисток".
    2. Пока тут спорят в 2019-м году на "Военном обозрении", японцы, поиграв с анаэробным двигателем на "Сорю", решили уже в 2014-м году от него отказаться в пользу замены кислотно-свинцовых аккумуляторов на литий-ионные с использованием объёмов, ранее занятых анаэробной установкой.

      Цитата из статьи на "Военном обозрении" из 2014-го года.

      https://topwar.ru/59618-podlodki-nindzya-na-batareykah.html


      "Сорю" использует несколько источников энергии (дизельные силовые установки, воздухонезависимые двигатели и свинцово-кислотные аккумуляторы). Сейчас они (японцы) отказываются от вторичного двигателя, зато увеличивают и расширяют устройства для накопления энергии, переходя от свинцово-кислотных аккумуляторов к литий-ионным батареям. Эти аккумуляторы имеют гораздо большую энергетическую плотность. Для обеспечения стабильности каждой батареи они могут разработать дополнительные электронные системы безопасности»
      1. -1
        8 апреля 2019 00:57
        то что японцы решили заменить ВНЭУ на очень дорогие литий- ионные аккумуляторы японского производства на паре лодок проекта Сорю против десятки лодок того же проекта с Стирлигами, говорит только о том, что японцы поддерживают своего производителя, даже если придется платить втридорога.
        но другим это явно не нужно.
        не говоря уж о их пожароопасности, что проявилось на Боингах, где их использовали
        1. Поживём - увидим.
          1. +1
            8 апреля 2019 08:11
            пока видим какими темпами заказывают тип 212 и 214 у немцев- счет на десятки пошёл.
            1. Где-то была информация, что для себя 212 и 214 немцы уже не строят. На экспорт - любой каприз за ваши деньги.
              1. +1
                9 апреля 2019 00:29
                Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
                Где-то была информация, что для себя 212 и 214 немцы уже не строят

                Была. Потому что для себя немцы вообще ничего подводного не строят
                1. Я думаю, что немцы попробовали, сделали и решили, что не нужно. Для себя будут, как японцы, ставить литиевые аккумуляторы, а на экспорт - любой каприз за ваши деньги.

                  России удалось этот этап проскочить.

                  Для себя будут либо литиевые аккумуляторы, либо литиевые аккумуляторы и ядерный реактор для подзарядки аккумуляторов.

                  После "Посейдона", "Буревестника" с ядерными реакторами и "Пересвета" с ядерной электростанцией в фургоне я уже ничему не удивлюсь.

                  Логичный шаг. ЭХГ и Стирлинг против компактного ядерного реактора - сразу выглядят стимпанком.
              2. -1
                9 апреля 2019 09:31
                так на экспорт -то как раз самое наглядное при определении тенденций.
                для себя можно поддержать отечественного производителя, как японцы с новыми загорающимися батарейками втридорога, а на экспорт такое не прокатит