Туалет для графской крепости. Как в средние века справляли нужду

127
Темы, связанные с отправкой естественных потребностей, люди обычно стыдливо обходят вниманием, хотя в действительности вопросы санитарного, скажем так, характера всегда имели огромное значение в жизни человеческого общества.

На самом деле канализация и туалет не столь давно получили всеобщее распространение. Но люди как-то справлялись и без них. Скажем, в средние века отношение к отправке естественных потребностей было несколько иным, чем сейчас. Оно определялось не только общепринятыми нормами приличия, но и религиозными взглядами.



Для средневекового человека мир был полярен – все, что хорошо и красиво, это от Бога, а все, что мерзко и вызывает отвращение – от дьявола. Естественно, связывались с дьяволом мочеиспускание и дефекация. Запах кишечных газов считался дьявольским. Люди верили, что колдуны и ведьмы употребляют в пищу экскременты.



Вместе с тем особыми правилами поведения в связи с отправкой естественных потребностей средневековые люди себя не ограничивали. Это сейчас громко выпустить кишечные газы считается неприличным действием, хотя деликатные люди сделают вид, что ничего не заметили. В средние века все было немного иначе. Не стеснялись кишечных газов даже короли и князья.

Например, великий граф Сицилии Рожер I, правивший островом в конце XI – начале XII вв., имел привычку выпускать кишечные газы, не стесняясь присутствия посторонних. И делал это даже тогда, когда принимал иностранных посланников. Примерно таким же был и уровень личной гигиены. Например, Людовик XIV мылся всего два раза в жизни – и то лишь потому, что так настояли придворные медики, опасавшиеся за здоровье царственной особы. Такое поведение казалось естественным, а вот на чрезмерных «чистюль» смотрели скорее с подозрением. Не случайно европейцев так удивляли русские или восточные обычаи, предписывавшие следить за собой, за состоянием своего тела.

Что уж говорить о простых рыцарях и тем более о крестьянах или городской черни! Описывая трактиры, авторы того времени в красках повествовали о том, как вели себя посетители — рыгали, испускали кишечные газы, справляли нужду, совершенно не стесняясь окружающих. Образованные люди стеснялись такого поведения своих соплеменников, но ничего не могли с ними поделать — в то время представления об этикете отсутствовали даже у самых знатных людей, точнее, были весьма специфическими.

Известный средневековый мыслитель Эразм Роттердамский в своих работах много внимания уделял этой деликатной теме. Он, конечно, подвергал бестактные привычки своих современников критике, но признавал, что лучше, чем терпеть, все же своевременно выпускать газы, дабы не наносить вреда своему здоровью.

Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри,

— писал Эразм Роттердамский в 1530 году в сочинении «О приличии детских нравов».

Как правило, большинство простолюдинов в те времена справляли естественные потребности где угодно. Шел, захотелось «по-большому» или «по-маленькому» — сходил. Все относились к этому процессу как чему-то очень обыденному, но при этом не чурались показывать друг другу кучи экскрементов на улицах.

У более продвинутых людей были ночные горшки, содержимое которых, за отсутствием каких-либо специальных систем и даже ям, просто выливалось на улицы. По средневековым городам текли зловонные ручьи. Люди, жившие на вторых и третьих этажах, имели привычку не утруждать себя спускаться вниз, а выливать содержимое горшков прямо из окон, поэтому прохожего в любой момент могли облить вонючей жидкостью.

Туалет для графской крепости. Как в средние века справляли нужду


В XIV веке, к примеру, в районе Лондонского моста на 138 домов имелась лишь одна уборная, поэтому местные жители справляли нужду либо в Темзу, либо просто на улице. Знать, конечно, вела себя несколько «поприличнее» — покупала ночные горшки и активно их использовала, но такой горшок мог находиться в том же зале, где принимали гостей, и в этом, опять же, никто не видел ничего зазорного. Если ночной горшок отсутствовал, мочились обычно в камин. Доходило до того, что многие дамы в длинных платьях вообще просто мочились под себя. И это считалось в порядке вещей.

В некоторых дворцах, впрочем, все же были отдельные туалетные комнаты, но они были обычно совмещены с залами для приема гостей. Поэтому пока одни гости общались и трапезничали, другие тут же могли справлять естественную нужду. И никого такое положение дел не смущало. Например, в ратуше Йорка лишь в XVII веке была возведена стена, отделившая уборную от переговорного зала.



Кроме того, в некоторых крупных европейских городах жилые дома имели специальные туалетные комнаты на втором или третьем этажах, нависавшие над улицей. Можно себе представить негодование случайного прохожего, которому доводилось пройти под такой пристройкой в самый неподходящий момент!

Единственным настоящим санитарным служителем средневекового европейского города в то время был только дождь, но его надо было еще дождаться. Дождь смывал нечистоты с городских улиц, и тогда по Парижу и Лондону, Бремену и Гамбургу текли потоки фекалий. Некоторые реки, в которые они стекали, даже получили характерные названия типа «речка-дерьмо».

Даже в сельской местности, и то было попроще с санитарными вопросами, учитывая меньшую скученность населения и возможность оборудования во дворах выгребных ям. Впрочем, большинство крестьян созданием выгребных ям себя не озадачивало и справляло нужду в любом месте.

На фоне гражданского населения куда более обстоятельно подходили к делу оборудования отхожих мест военные. Еще во времена Римской империи легионеры, как только располагались для обустройства лагеря, первым делом рыли ров, а вторым – латрину. В средние века в простых укреплениях, представлявших собой просто защищенные валами поселения, нужду справляли в обычную выгребную яму. Строительством специальных сооружений никто не озадачивался. Они имелись лишь в каменных замках. Здесь оборудование отхожих мест было продиктовано как самой спецификой укреплений, так и заботой о безопасности гарнизона крепости.



Строители средневековых крепостей додумались оборудовать отхожие места в эркерах, вынося их за крепостную стену. Отходы, таким образом, падали в крепостной ров. Если обратить внимание на картины Питера Брейгеля или Иеронима Босха, то мы видим, что аналогичным образом были оборудованы сортиры и во многих богатых домах того времени. Отхожие места выносили за стену сооружения и они как бы нависали над каналами и рвами. Такой принцип строительства позволял не заботиться о создании и чистке выгребной ямы на территории крепости или замка. Часто туалеты размещали вблизи дымохода, чтобы посетителям «заведения» было теплее суровыми зимами.

В средневековых замках специальные ниши, оборудованные для отправки естественных экскрементов, были совмещены с гардеробами – в них хранили верхнюю одежду, поскольку считали, что пары и запах аммиака отпугивают паразитов. За состоянием гардеробов следили оруженосцы. Начинающий оруженосец именно с уборки гардеробов и приступал к своей службе.



В более крупных замках, впрочем, подобные туалеты не могли обеспечить потребности многочисленных крепостных гарнизонов. Поэтому в стороне от основного укрепления строили специальную башню – данцкер, соединенную галереей – переходом с основной крепостью. Башня была укреплена, но переход в случае серьезной осады подлежал блокировке или уничтожению. Кстати, именно невнимательное отношение к безопасности данцкера в свое время погубило крепость Шато-Гайар Ричарда Львиное Сердце. Воины противника смогли пробраться в крепость через ходы данцкера.

Как правило, башню-данцкер строили над рвом, каналом или рекой. Иногда сооружали довольно сложные конструкции, в которых для смыва нечистот использовалась дождевая вода, накапливавшаяся в специальных резервуарах. Такая конструкция, например, присутствовала в замке Бург Эльц. Если же год выдавался засушливым и дожди почти не шли, то нечистоты приходилось убирать вручную.

В 1183 году в Эрфурте пировали гости императора Фридриха. Во время пира пол общей залы, которая находилась над выгребной ямой, не выдержал воздействия испарений, многие годы точивших дерево, и рухнул. Прямо в выгребную яму с 12-метровой высоты полетели гости императора. В нечистотах утонули один епископ, восемь князей и около ста знатных рыцарей, присутствовавших на приеме. Повезло императору Фридриху – он смог зацепиться за обломок окна и провисел в таком положении около двух часов, пока его не спасли. Непосредственным же виновником произошедшего был как раз комендант крепости, который, по всей видимости, пренебрегал своими обязанностями и не организовывал своевременную чистку выгребной ямы.



Интересно, что наиболее «продвинутыми» в техническом отношении туалетами в средние века обладали монастыри. Это было связано со строгими монастырскими нравами – считалось, что монахам полагается жить не только в духовной, но и в физической чистоте. Поэтому в монастырях существовали специальные системы вывода сточных вод – или по канализационным трубам, или через специальные канавы, которые копались под сортирами. Так как естественную нужду в монастырях чаще всего справляли по часам, монастырские туалеты оборудовались большим количеством отверстий. Монахи старались содержать отхожие места в чистоте, по крайней мере настолько, насколько это было возможно, учитывая реалии того времени.

Проблемы с организацией санитарного обслуживания европейских городов сохранялись даже в XVII веке. В Лувре пришлось достраивать крепостные стены, поскольку объем фекалий, сваливавшихся в крепостной ров, стал настолько большим, что уже выпирал за пределы рва. И это была проблема не только Лувра, но и многих других европейских крепостей.

Версальский дворец сегодня представляется нам символом французской изысканности, хороших манер. Но если бы современный человек побывал на балу в Версале при Людовике XIV, он бы подумал, что находится в лечебнице для умалишенных. Например, самые знатные и красивые дамы двора могли спокойно во время разговора отойти в угол и справить, присев, малую и даже большую нужду. Иногда такое поведение они позволяли себе даже в соборе.

Рассказывают историю о том, как посол испанского двора на аудиенции у короля Людовика XIV не выдержал вони и попросил перенести встречу в парк. Но в парке посол просто потерял сознание – оказалось, что парк использовался главным образом для сваливания в кустах и под деревьями куч экскрементов, а также для отправки большой и малой нужды во время прогулок.

Это, конечно, может быть и байка, но факт остается фактом – до XIX века с гигиеной в европейских городах и замках было не все гладко.

Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него,

— рассказывал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII».

Таким благодетелем, к сожалению для европейцев, оказалось лишь время. Технический прогресс и развитие общественных нравов постепенно привели к тому, что туалетная комната стала рассматриваться как неотъемлемый компонент благоустроенного жилища. В европейских городах появились централизованные канализационные системы, а собственными туалетами обзаводились уже не только представители обеспеченных слоев населения, но и самые обычные люди.
127 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    1 апреля 2019 19:05
    Вот это 1 апреля!!! belay
    1. Комментарий был удален.
      1. +4
        1 апреля 2019 20:21
        В России тоже эти проблемы не изжиты. Вот не имеющий аналогов в мире сталагмит (ну или анало-говнет).
        1. +10
          1 апреля 2019 20:52
          Цитата: Аристарх Людвигович
          В России тоже эти проблемы не изжиты.

          Не стоит путать закономерности с исключениями.
    2. +3
      3 апреля 2019 13:34
      Михаил Лермонтов. Боевой офицер. Часть 4 - 8 комментариев
      Свет и жизнь Павла Яблочкова - 9 комментариев
      Князь Ярослав Всеволодович. Часть 4. Поход на емь и крещение корел -11 комментариев
      Туалет для графской крепости. Как в средние века справляли нужду - Уже 107 комментариев
      Любит читатель узнать Европу!
      Каюсь, сам прочитал с интересом...
  2. +8
    1 апреля 2019 19:10
    Какие же варвары эти европейцы. Чуть получше папуасов. Просто дикари по сравнению с нами, византийцами. У немцев, до сих пор принято пердеть за столом.
  3. +8
    1 апреля 2019 19:15
    На самом деле канализация и туалет не столь давно получили всеобщее распространение. Но люди как-то справлялись и без них. Скажем, в средние века отношение к отправке естественных потребностей было несколько иным, чем сейчас. Оно определялось не только общепринятыми нормами приличия, но и религиозными взглядами.

    Почему автор обошел стороной канализацию в древнем Риме (Большая Клоака)?
    1. +20
      1 апреля 2019 20:01
      это было в языческие времена . с распространением католичества которое считало что грешно заботиться о грешной плоти мыться перестали , более того были времена когда за мытье наказывали .
      так что факт остается фактом , почти тысячу лет европейцы были обычными вонючими бомжарами (бомж не в смысле что негде было жить , а в смысле что наши бомжи НАМНОГО чище чем среднестатический европеец тех времен , а для нас даже бомжи невыносимы своей вонью , то что уж говорить про иврапейцеф )
    2. +8
      2 апреля 2019 00:32
      Цитата: профессор

      Почему автор обошел стороной канализацию в древнем Риме (Большая Клоака)?

      Наверное потому что : Как в средние века справляли нужду
    3. +5
      2 апреля 2019 00:53
      Цитата: профессор
      Почему автор обошел стороной канализацию в древнем Риме (Большая Клоака)?

      Это верно ! Автор восхвалил римскую армию,как пример;но "скромно умолчал" об общественных "туалетах" Рима и других городах Италии того времени . Уровень культуры в стране того времени был достаточен ,чтобы не позволять себе "гадить" ни в городах,ни на биваках ... Достаточно высокий уровень "туалетной" культуры был присущ античной цивилизации(т.е. "цивилизованным" странам ,,античного,, периода...) . Крушение "греко-римской" цивилизации отбросило Европу в "первобытные" времена...
  4. +15
    1 апреля 2019 19:16
    до XIX века с гигиеной в европейских городах и замках было не все гладко.

    так и сейчас там нравы не лучше


  5. +1
    1 апреля 2019 19:37
    О нравы в век просвещения.
  6. +6
    1 апреля 2019 19:43
    И сии европейцы нас варварамИ счИтали1
  7. 0
    1 апреля 2019 19:45
    Вопрос практически немаловажный!
    1. +3
      1 апреля 2019 19:51
      Не то слово. У меня друг получает бабла как начальник отдела it. Хотя простой ассенизатор. Кроме шуток, важное дело, особенно после его рассказов.
  8. +8
    1 апреля 2019 20:00
    Первым ассенизатором ,полагаю ,был Геракл. И чистил он не конюшни ,а
    царские туалеты.
    1. +3
      1 апреля 2019 21:24
      Цитата: podval57
      Первым ассенизатором ,полагаю ,был Геракл. И чистил он не конюшни ,а
      царские туалеты.

      Причем объем работы был таков, что оказалось выгоднее снести здание целиком, нежели чистить его.
  9. +2
    1 апреля 2019 20:09
    вспомнил.
    крепость Фуна на Демержи.

    туалет в наружной стене. в средневекорвье и дверь была.
    Примерно в средней части передовой оборонительной стены, замыкающей двор с востока, было построено отхожее место (помещение XII на плане крепости) — высота 1,73—1,80 м, ширина 0,90, длина 1,50 м.
    Из него за пределы крепости, вероятно, к сточной яме, ведет канал длиной 1,32 м, размеры у выхода: 0,30 х 0,40 м. В нижней части помещения сохранились пазы для деревянного настила, а у входа — пазы для крепления дверной коробки. Через канализационный канал сливались не только нечистоты, но и дождевая вода.

  10. +6
    1 апреля 2019 20:14
    Да, Илья...
    Нелёгкую ты тему разгреб.
    1. +3
      2 апреля 2019 01:00
      Цитата: Плотник 2329
      Нелёгкую ты тему разгреб.

      А кто "выпустил в свет" серию статей,как из дерьма, трупов,прокисшего йогурта, сгнивших яблок изготавливать взрывчатые вещества ,лекарства и ,даже, провиант ? Не тот же самый автор,али как ? what
  11. Можно себе представить негодование случайного прохожего, которому доводилось пройти под такой пристройкой в самый неподходящий момент!


    Вот откуда была мода на широкополые шляпы.

    laughing

    Не шучу.
    1. +5
      1 апреля 2019 21:23
      Именно так и было
    2. +15
      1 апреля 2019 21:24
      и реверансы когда шляпой махали перед кем то , тоже оттуда . изначально шляпу стряхивали перед входом в дом , что бы гуано в дом не тащить ,а уж потом они это дело развили и пошли реверансы и с чистой шляпой . что и стало традицией .
      1. +2
        2 апреля 2019 01:03
        Цитата: просто экспл
        когда шляпой махали перед кем то

        Ну,бывало и так,что шляпа исполняла роль "горшка"...
    3. +4
      1 апреля 2019 21:26
      Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
      Можно себе представить негодование случайного прохожего, которому доводилось пройти под такой пристройкой в самый неподходящий момент!


      Вот откуда была мода на широкополые шляпы.

      laughing

      Не шучу.

      И на знаменитую французскую косметику. Кстати, автор обошел вниманием проблему отсутствия туалетной бумаги. Справить нужду-это одно, а вот ходить и вонять потом-совсем другое.
      1. 0
        2 апреля 2019 01:41
        Цитата: Альф
        автор обошел вниманием проблему отсутствия туалетной бумаги. Справить нужду-это одно, а вот ходить и вонять потом-совсем другое.

        Ну,всяко бывало ! Пользовались и "подручными" средствами : листьями растений, паклей,"пучками" соломы и шерсти, дощечками..."почти небожители"- аналогом туалетной бумаги-"туалетным текстилем";т.е. , тканью типа "носовых" платков. Опять же , вполне цивилизовано было в античной цивилизации wink В общественных "туалетах" Рима применялись "губки на палочках" с "полосканием" их в проточной канавке...в домашних "туалетах" использовали фонтанчики для подмывания. Кстати,читал ,что туалетная бумага не в почёте в ряде "восточных" стран...например,в Индии....там используются "водные процедуры" (типа "античного рима"...).Ну и анекдот "времён Сталина"... В то время газеты обильно "украшались" портретами вождя...Дошло до Сталина,что газетами с "изображениями" ,,активно,, пользуются в общественных сортирах.Дал вождь команду Берии "разобраться" ! Вот и поставили в Москве в наиболее "людном" общественном сортире пост НКВД... Один гражданин,справив нужду, оторвал кусок газеты с портретом... и воспользовался...Тут же его схватили и ..."10 лет без права переписки..."; другой гражданин воспользовался своим пальцем и...на стенку ! Схватили и его...за "порчу народного имущества" на 3 года ( кстати, ф. Баядер": там талибы не "брезговали" пользоваться таким методом...)
        ... Остался "третий"... Ждут нквдешники час...третий...пятый..."Постовым" и есть давно хочется...и по нужде...и "ночь на дворе"-домой идти надо ! А гражданин всё сидит... Не выдержали "бойцы" и к нему: что ты делаешь ? Жду,когда высохнет !
      2. +8
        2 апреля 2019 06:56
        так они и ходили и воняли .
        у рыцарей так вообще абзац полный был .
        это наши бабы дуры мечтают о прынце на белом коне , а по факту прынц ездил в доспехах и нужду справлял в них же , поэтому у них на ноге был отверстие на доспехе что бы моча стекала , а срали они прямо в доспехах и только вечером возможно как то очищались , хотя точно не мылись , может вытирались как то . но точно не мылись . и представьте себе коня прынца , обоссаный , обкаканный , и кони мылись только когда реку пересекали .
        хотя в те времена и прынцессы были не лучше .
        как то описывали пир в те времена . и бабы просто на месте . там где стояли и разговаривали , присаживались (платья были длинные) и справляли нужду не прекращая разговора .
        блин , аж трясет от того как представишь такое .
        я бы у них в те времена умер бы девственником .
        1. +1
          3 апреля 2019 20:50
          Не помню где, но читал, что британские ученые выяснили, как сарацины находили рыцарей в пустыне. Все очень просто, по запаху. А в пустыне запах, ой как хорошо расходится :)
      3. +1
        2 апреля 2019 18:03
        Кстати, во королевский туалет в Версале, язвительно назывался "английским сидением", специально, что бы подразнить соседей за Ла Маншем))))
    4. +3
      1 апреля 2019 21:50
      Привет, Дружище! hi

      В Польше, в одном из монастырей, на стене возле входа в туалет был изображен чёрный чёртик сидящий в позе "орла". У кого-то из монахов было неплохое чувство юмора.
  12. +6
    1 апреля 2019 20:51
    Штурмовать замок, преодолевая ров с нечистотами - то еще "удовольствие".
    1. +4
      1 апреля 2019 21:21
      Если во время атаки упал в сортирную яму ничего страшного, оближись и воюй далше [c} Швейк wink
    2. +1
      2 апреля 2019 01:49
      Цитата: Nord2015
      Штурмовать замок, преодолевая ров с нечистотами - то еще "удовольствие".

      Ничего вы не понимаете в воинском искусстве ! Т.к. было принято в "срендевековые" времена нечистоты выбрасывать за крепостную стену,то,со временем, за стеной образовывался вал "отходов" с высоту стены... Как-то, в "морозную зимнюю пору" к крепостной стене подошёл враг и...бодро перемахнул стену по замёрзшему "гуно" !
      1. +1
        2 апреля 2019 05:01
        Цитата: Nikolaevich I
        Цитата: Nord2015
        Штурмовать замок, преодолевая ров с нечистотами - то еще "удовольствие".

        Ничего вы не понимаете в воинском искусстве ! Т.к. было принято в "срендевековые" времена нечистоты выбрасывать за крепостную стену,то,со временем, за стеной образовывался вал "отходов" с высоту стены... Как-то, в "морозную зимнюю пору" к крепостной стене подошёл враг и...бодро перемахнул стену по замёрзшему "гуно" !

        хитрые французы надстроят стену, вместо расчистки рва wassat
        1. 0
          2 апреля 2019 06:41
          Цитата: тлауикол
          хитрые французы надстроят стену, вместо расчистки рва

          Дык....не успели !
  13. Иногда такое поведение они позволяли себе даже в соборе.


    В церквях в Европе справляли нужду на земляной пол веками, что потом пригодилось для выработки селитры для пороха, когда появилось огнестрельное оружие и нужно было откуда-то брать селитру. Птичье говно и земля из церквей.

    Не шучу.
  14. +5
    1 апреля 2019 21:16
    1)широкополые шляпы и появились изза того что они дерьмо из окон выливали
    2)эпидемии чумы,холеры и тп были изза антисанитарии и отсутствии элементарной гигиены
  15. +6
    1 апреля 2019 21:22
    Проспер Мериме "Хроника царствования Карла 9" (1550-1574 гг)
    камердинер говорит королю: "Если бы Ваше Величество мылось хотя бы раз в год, от Вашего Величества так бы не воняло"
  16. +6
    1 апреля 2019 21:32
    А золотые блохоловки версальских дам , У наших то не было
    1. +6
      1 апреля 2019 21:58
      Цитата: Ламатинец
      У наших то не было

      так наши - варвары
      в бане кажНую неделю мыться изволили
      1. +8
        1 апреля 2019 22:28
        так наши - варвары
        в бане кажНую неделю мыться изволили

        ,,,так мылись ажно Указы пришлось писатьwinked
        "Замечено,что жены и девицы,на ассамблеях являющиеся,не зная политесу и правил одежды иностранной,яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее,потеют гораздо,отчего гнусный запах распространяется,приводя в смятение гостей иностранных.

        Указую: впредь перед ассамблеей мыться в бане с мылом,со тщанием и не только за чистотой верхней робы,но и за исподним также следить усердно,дабы гнусным видом своим не позорить жен российских"
        1. +5
          2 апреля 2019 06:50
          Этот Указ Петр, скорее всего, написал, нанюхавшись на ассамблеях в "цивилизованной" Европе, так как в России сборы на празднества всегда начинались с бани.
        2. 0
          2 апреля 2019 07:03
          это уже при петрушке было и было среди тех кто пошел по европейским стопам .
          те кто побывал в ивропах тоже перестал мыться .
          1. +1
            2 апреля 2019 20:19
            какой он тебе петрушка? Это ты петрушка. Не смей о императоре России так говорить.Кто ты сам после этого?
            1. +5
              3 апреля 2019 13:12
              Что за "защитник" императоров? О Петре I можно много говорить, но по факту очень мало хорошего. Россия стала великой державой не благодаря ему, а вопреки. По сути искажение русской истории и даже ее уничтожение инициировал именно Петр I. Его аферы с родовыми книгами и переписью истории с помощи немецких "ученых" даже не маскировались. Личность безусловно сильная, но крайне негативная. Поэтому Петрушка для него даже ласково.
        3. +3
          3 апреля 2019 04:04
          Эти "указы" современное интернет-творчество.
      2. 0
        3 января 2020 22:53
        Не мылись ваши, совсем не мылись. Почитай "Быт русского крестьянства до революции" - мигом все иллюзии утратишь.
    2. 0
      3 января 2020 22:50
      Был в Петергофе. Так вот, видел там блохоловки и чесалки для знатных русских дам.
  17. +3
    1 апреля 2019 21:56
    товарищи, взял с полки книгу В. Мединского "О русской грязи и вековой технической отсталости" (серия "Мифы о России") издана в 2015 году. Там про все это. Вообще серию рекомендую. Она того стоит.
    Что до "сталагмита из дерьма"... Ну в книгу рекордов Гиннеса что ли обратиться надо. После прокурорской проверки и наказания виновных в такой пакости.
  18. +8
    1 апреля 2019 22:00
    Когда какая то организма женского роду спускает в унитаз прокладки.....
    Это весело..... Очень весело!!!!)))))
    Дело в том что в подвале колено изгибается ......
    Эххххх........
    И фонтан из унитаза и из ванной на всю квартиру.......
    Первый этаж.....
    Так дома не было меня. Я от знакомых с дачи приехал захожу и радуюсь!!!)))))))
    За сутки там такой Версаль случился......)))))))
    1. +2
      1 апреля 2019 22:59
      "За сутки там такой Версаль случился."
      - тогда надо говорить не Версаль, а Всесраль, ближе к теме получится ))
    2. 0
      2 апреля 2019 06:48
      Ну, прокладки - это "радость" всех сантехников. "Притча во языцех".
  19. +1
    1 апреля 2019 22:25
    У финнов в рамках приличия пёрнуть за столом. Все ещё и смеются.
  20. +3
    1 апреля 2019 22:42
    аким благодетелем, к сожалению для европейцев, оказалось лишь время. Технический прогресс и развитие общественных нравов постепенно привели к тому, что туалетная комната стала рассматриваться как неотъемлемый компонент благоустроенного жилища.

    Не время, а развитие медицины. Пришло осознание, что болезни и эпидемии в том числе от отсутствия гигиены происходят. В результате , через 1 500 лет европейская цивилизация поднялась на уровень почившей римской.
    1. +7
      1 апреля 2019 23:54
      Перестали мыться в Европе после великой эпидемии чумы. До этого были и бани
      и приемы ванны раз в неделю( Есть гравюры и картины общественных бань, ванн в домах).
      Тогда врачи сказали, что чума распространяется с водяным паром в общественных
      банях. "Научная ошибка". И бани позакрывали, и вместо воды пошла в ход косметика.
      1. +7
        2 апреля 2019 01:59
        Вы бы получше изучили тему, прежде чем писать такую билиберду!!!
        Цитата: voyaka uh
        Перестали мыться в Европе после великой эпидемии чумы. До этого были и бани
        и приемы ванны раз в неделю
        Как раз пренебрежение личной гигиеной, а в частности отказ от мытья и загаженные города (где пили из водоёмов , куда писали и какали) с крысами блохастыми и стало благотворной почвой для распространения болезни! И косметика вместо мытья практиковалась задолго до чумы! Так католическая практика alousia существовала с раннего средневековья. И предполагала оная отказ от телесных необходимостей , в коих и мытьё! Так Святой Бенедикт ещё за 8 столетий до чумы напутствовал "Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже"....
        Цитата: voyaka uh
        Тогда врачи сказали, что чума распространяется с водяным паром в общественных
        банях.

        Это вы сами придумали ? Первый раз "слышу" такой бред!!!
        1. +7
          2 апреля 2019 06:52
          Это не бред.Он прав. Источники это подтверждают.
          1. +1
            2 апреля 2019 21:54
            Какие источники!!?? Источники подтверждают, что позакрывали и без того не многочисленные бани аж в 16-м веке (через ДВА СТОЛЕТИЯ после чумы). А распространяли эти бани , причём реально, сифилис (и никакие типа ошибочные диагнозы про чуму тут ни при чём), т.к. зачастую в этих банях было популярным не только (а часто не столько) помыться, но и совокупиться группой лиц или тет-а -тет.... А данное деяние в католицизме и протестантстве тоже , как-то, не одобрительно (мягко говоря)!
            Потому, УЧИТЕ ИСТОЧНИКИ!!!
        2. +2
          2 апреля 2019 07:05
          militarist63 +1 , чума появилась намного позже чем они перестали мыться .
          а мыться они перестали потому что католичество распространилось .
          1. +7
            2 апреля 2019 09:24
            Мыться перестали потому что дрова стали очень дорогими. За незаконную вырубку леса полагалась смертная казнь на месте преступления, преступника, рубившего дерево, вешали на этом же дереве, если он успел дерево срубить, то вешали на соседнем дереве. Это в России, где плотность населения была раза в 5 меньше плотности европейского населения, можно было позволить использовать дрова для бани. Финны и шведы, где плотность населения сопоставима с российской, тоже мылись в бане.
            1. +1
              2 апреля 2019 21:57
              СОВЕРШЕННО ВЕРНО, БЫЛО ТАКОЕ! И СИФИЛИС "БАННЫЙ" СТАЛ ОДОЛЕВАТЬ! wassat
            2. 0
              7 апреля 2019 05:40
              мыться они перестали потому что католичество это запрещало . более того и инквизиция этому помогла .а дороговизна леса это всего лишь один из многих факторов .
              да он тоже внес свое значение , но он был далеко не решающим , ибо в реках мыться им по этому поводу никто не запрещал , но они и в них не мылись .
          2. 0
            2 апреля 2019 21:13
            О чём я и пишу!
          3. 0
            2 апреля 2019 21:13
            О чём я и пишу!
      2. +2
        2 апреля 2019 11:02
        "Перестали мыться в Европе после великой эпидемии чумы".
        Наконец-то первый здравый комментарий.
        На ВО уже была статья с подобным трэшем. Повторю свой коммент.
        В Лотарингии в г. Арлоне до 14 века по назначению функционировала баня, точнее сохранившиеся там римские термы.
        Венецианцы и генуэзцы подписывая договора о предоставлении помощи иерусалимским королям требовали в оплату предоставить им в завоеванных городах квартал с рынком, церковью и баней!
        Перестали мыться в Европе действительно в 14 веке. Связь с Великой чумой напрашивается.
        1. +3
          2 апреля 2019 21:39
          Доставшиеся ойропейским варварам от римлян термы существовали и работали до чумы и после неё , кроме того были и новые общественные бани и по совместительству церюльни... Только , во-первых, бани эти были характерны (в основном) для больших городов , а во-вторых, не было такого широкого культа мыться (и баниться) как на Руси, в связи с католическим мракобесием на эту тему!!! И закрываться (и без того немногочисленные) бани в европе стали не после чумы , а аж через 200 лет после оной - в 16 веке (а никак не в 14-м). А одной из основных причин было признание оных заведений рассадником бесстыдства (в них популярно было не токма мыться) и местом распространения сифилиса!!!! wassat ... wassat ... stop ... УЧИТЕ ИСТОРИЮ!!!
        2. 0
          7 апреля 2019 05:41
          пара семей всего не подтверждают правило , а лишь доказывают исключение .
          ибо у арабов были свои бани .
    2. +1
      2 апреля 2019 14:51
      Слышал версию гибели Римской империи от того, что трубы водопровода стали делать из свинца. Отсюда медленное отравление свинцом в больших масштабах.
      1. 0
        2 апреля 2019 16:41
        трубы водопровода стали делать из свинца
        Не только трубы, но и посуду, и украшения...
      2. 0
        3 апреля 2019 00:59
        Цитата: Урал-4320
        Слышал версию гибели Римской империи от того, что трубы водопровода стали делать из свинца.

        В Московском Кремле в 17 веке был водопровод из свинцовых труб. Вообще Алексей Тишайший в переводе с политкорректного -"слабоумный". Петр 1 Софьей был выселен из Кремля,поэтому свинцом сильно не отравился.
  21. +3
    1 апреля 2019 22:58
    Огромное спасибо за поднятую тему. О некоторых моментах слышал, а вот о всём + в комплексе ( + комментарии) впервые.
  22. +2
    1 апреля 2019 23:42
    Цитата: Бородач
    Какие же варвары эти европейцы. Чуть получше папуасов. Просто дикари по сравнению с нами, византийцами. У немцев, до сих пор принято пердеть за столом.

    Вы несколько недооцениваете европейцев) Ходять упорные слухи, что в той же Чехии существовали общественные бани, где за небольшую плату можно было помыться и постирать одежду, и о боже, раз в месяц (надеюсь тут я не ошибаюсь со сроками) бесплатно пускали в бани все нищие слои населения. hi
    1. +4
      1 апреля 2019 23:59
      И в Германии. Есть сохранившийся дневник немецкого мастерового (среднее сословие).
      Он описывал каждый день своей жизни. Много лет. Включая естественные потребности.
      Ванну с мылом и теплой водой принимал, как все, раз в неделю. Какал/писал в горшок.
      Я написал выше пост: разрушила систему гигиены чума. Когда треть Европы вымерло.
      1. +2
        2 апреля 2019 04:02
        Цитата: voyaka uh
        Я написал выше пост: разрушила систему гигиены чума.

        Я оценил оба ваших поста и, вероятно, соглашусь с тем, что одни создают и внедряют в общество систему гигиены, а другие успешно это разрушают. Что касается Европы или там Таити:

        Что касается удобств во дворе, то этот вопрос в моём городе решается по-разному. Есть у человека внутренняя потребность - он будет соблюдать эти правила, а если нет никаких потребностей, то и живёт он - не приведи Господь. Неоднократно встречал (когда работал - работа такая) одиноких людей, проживающих в частном секторе, которые уже просто не в состоянии блюсти эти правила и помочь им в этом некому.
        Я хочу спросить, а как вы считаете, вот эти установки счётчиков, тарифы на воду способствуют развитию культуры гигиены? Я периодически вижу, как люди превращают свои жилища в свалки. Я знаю, что поддерживать порядок в собственной квартире бывает очень трудно, но у меня есть примеры, когда люди на девятом десятке лет содержат и себя и жильё в хорошем состоянии (даже посторонние люди это отмечают). Но есть и другие, когда люди в 30 лет выглядят на 50, а из всей мебели в квартире - ванна, унитаз, плита и раковина на кухне...
        И последнее, мы с вами разбираем темы, свидетелями которой не могли быть априори. Возможно, в "высших кругах" Европы графья и короли вели себя скотским образом, и горожане, как тот "Крокодил Данди в Лос-Анжелесе" разбирались в нюансах, но и у нас, в деревне у бабушки (когда построили благоустроенные дома) тоже называли их дурдомами. А посмотрите на нашу "элиту" - они бывают настолько далеки от подражания, а чудачества в виде отправления естественных надобностей за угол, могут выглядеть в сравнении с их проделками, невинной шуткой.
      2. +2
        2 апреля 2019 08:27
        Читал Уилбура Смита, он пишет про средневековую Англию: " А не моемся мы зимой. Холодно, а дрова дорогие.Да и нет нам необходимости."
        Думаю и в Европе, после того как повырубали леса, а оставшиеся стали принадлежать графьям, да другим господам, с банями для простого народа стало очень плохо.Тут уж не мытья за деньги.
        1. 0
          2 апреля 2019 09:55
          А летом в ручье помыться., слабо
        2. 0
          2 апреля 2019 15:31
          уилбур смит фантаст
      3. 0
        2 апреля 2019 21:18
        Здравствуйте, Алексей! Благодарю за качественные комментарии! Впрочем, как всегда.
      4. 0
        2 апреля 2019 22:14
        А в каком , пардонте, веке жил этот мастеровой???!
  23. 0
    2 апреля 2019 01:00
    ПРОСВЕЩЁННАЯ ОЙРОПА! laughing laughing laughing КУДА НАМ ВАРВАРАМ! lol
  24. +11
    2 апреля 2019 04:51
    «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!

    Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи — неймут науку, и все тут. «Мадам, — говорят, — это невозможно». Я отвечаю: «Не поленитесь, поезжайте на Русь, у нас в каждой деревянной избе печка есть, не то что в каменных палатах». А они мне: «Мадам, мы не верим. Чтобы в доме была каморка с огнем, и пожара не было? О, нон-нон!» Я им поклялась. Они говорят: «Вы, рюссы, — варвары, скифы, азиаты, это у вас колдовство такое. Смотрите, мадам, никому, кроме нас, не говорите, а то нас с вами на костре сожгут!»

    А едят они, тятенька, знаешь что? Ты не поверишь — лягушек! У нас даже простой народ такое в рот взять постыдится, а у них герцоги с герцогинями едят, да при этом нахваливают. А еще едят котлеты. Возьмут кусок мяса, отлупят его молотком, зажарят и съедят.

    У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали. Я своему супругу королю Генриху однажды взяла да приготовила курник. Он прямо руки облизал. «Анкор! — кричит. — Еще!» Я ему приготовила еще. Он снова как закричит: «Анкор!» Я ему: «Желудок заболит!» Он: «Кес-кё-сэ? — Что это такое?» Я ему растолковала по Клавдию Галену. Он говорит: «Ты чернокнижница! Смотри, никому не скажи, а то папа римский нас на костре сжечь велит».

    В другой раз я Генриху говорю: «Давай научу твоих шутов «Александрию» ставить». Он: «А что это такое?» Я говорю: «История войн Александра Македонского». — «А кто он такой?» Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему. Он мне: «О, нон-нон! Это невероятно! Один человек столько стран завоевать не может!» Тогда я ему книжку показала. Он поморщился брезгливо и говорит: «Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют!» Вот такая жизнь тут, тятенька.

    А еще приезжали к нам сарацины. Никто, кроме меня, сарацинской молвою не говорит, пришлось королеве переводчицей стать, ажно герцоги с графами зубами скрипели. Да этого-то я не боюсь, мои варяги всегда со мной. Иное страшно. Эти сарацины изобрели алькугль (араб. — спирт), он покрепче даже нашей браги и медовухи, не то что польской вод

    Вот за этим тебе, тятенька, и пишу, чтобы этого алькугля на Русь даже и одного бочонка не пришло. Ни Боженьки! А то погибель будет русскому человеку. За сим кланяюсь тебе прощавательно, будучи верная дочь твоя Анна Ярославна Рюрикович, а по мужу Anna Regina Francorum».
    1. +2
      2 апреля 2019 10:44
      смешно, Задорнов сочинил ?
      Что же он забыл, как были устроены русские печи при Ярославе ? От камина и то меньше дыма было
    2. 0
      2 апреля 2019 15:16
      однако ведь какое сокровище отослал во Европу …, как в воду глядел...
    3. -3
      3 апреля 2019 01:14
      Цитата: Витас
      Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки не знают

      Бабушка 1907 года рождения рассказывала, как в деревне Сибировка Тамбовской области построили и затопили первую печку. До этого все топили по черному. Топливо-сухой навоз.

      Цитата: Витас
      Как начнется зима, так давай камин топить.
      На территории новой Москвы есть дома где еще существуют русские печи с дровяным отоплением. В отличии от Украины газовое отопление в России непозволительная роскошь.На Украине как известно в 1990 годы была повсеместно проведена гозофикация. Голландская печь по сравнению с русской более экономичная, но русская позволяет готовить в глиняной посуде, также она проветривает помещение в котором находится. Зимой раньше люди переселялись в комнату где стояла эта печь, на кухню и жили практически там.Раньше это 50-е- 70-е годы 20 века в Московской области.
  25. +5
    2 апреля 2019 07:26
    Тенденциозный материал, основанный на байках и минимуме источников.
    1. +1
      2 апреля 2019 21:10
      Согласен полностью! Как-то автор зачастил с бульварным изложением.
      1. 0
        2 апреля 2019 21:18
        Дело в том, что есть масса миниатюр на которых изображено совсем другое, есть ценники на посещение общественных бань в Европе, расчеты на ванны королям Англии (еженедельные) в Средневековье, есть... так много всего есть, что впору писать материал о том, как было на самом деле. Это все политика, между прочем. Все американцы родную мать готовые продать, все европейцы были грязные... ну и так далее... А мы самые чистые и лучшие! Как приятно!
        1. +1
          2 апреля 2019 21:27
          Да я то знаю! В Париже до середины 14 века существовала гильдия банщиков, причём, "мастерами" там были женщины, в большинстве! Около 80 общественных бань в Париже, рубежа 13-14вв., не считая частных.
          1. +3
            5 апреля 2019 00:30
            Ага, мастерами греховного промысла! Отчего те бани потом и закрывать стали!
            1. 0
              5 апреля 2019 00:41
              Да, не без этого... А Вы всегда были святых в гендерных отношениях? Ну, так, честно?
              1. +1
                5 апреля 2019 01:17
                what Вы вначале разберитесь в терминологии..., в контексте что есть "гендерные отношения"! Чтоб не изрекать глупые вопросы! lol Ну, так, честно
                1. 0
                  5 апреля 2019 01:29
                  Вероятно, в отличии от Вас , я разбираюсь в вопросе, и знаю почему Людовик Святой был противником общественных бань.
        2. +2
          3 апреля 2019 03:42
          Цитата: kalibr
          есть ценники на посещение общественных бань в Европе, расчеты на ванны короля

          Вы не учитываете такого фактора,что это было,но в "один печальный ,,день" сплыло.. Что-то в таком роде: после эпидемий чумы высокопоставленное духовенство (кажется,даже, с подачи известных медиков...) объявили,что виной болезней -бани ( и вообще-"омовения" !) и начались гонения на бани,купальни..... Известные врачи,даже писали "трактаты",как вода (мытьё) способствует возникновению болезней...
      2. +3
        3 апреля 2019 03:32
        Цитата: 3x3zsave
        Как-то автор зачастил с бульварным изложением.

        Аааа ! Значит, фотки ,где фрицы-гансы справляют нужду ...ну,например во время празднования октоберфеста- фотомонтаж !? fellow
  26. -1
    2 апреля 2019 07:45
    к сожалению и наша страна была не менее грязной и убогой..., а указывать пальцем глупо, с той стороны пальцев больше...
    1. BAI
      +3
      2 апреля 2019 09:52
      Кстати, водопровод и канализация появились в Великом Новгороде уже в XII веке, чего еще сотню лет дожидались москвичи. В древнем Новгородском кремле уцелело интереснейшее сооружение – толстые глиняные трубы длиной около двадцати пяти сантиметров, соединенные друг с другом и образующие водопровод.
      Найдены остатки канализационных устройств XV века – самых древних на территории нашей страны. Кроме того, в Великом Новгороде сохранилась в рабочем состоянии деревянная трубопроводная система дореволюционной постройки протяженностью 4 км.
      1. -1
        2 апреля 2019 15:22
        Это было, было, было..., все в прошлом...., и даже классики отмечали немытость России, они очень хотели в немытую Европу …., оттуда Россия выглядела намного привлекательнее...
  27. +2
    2 апреля 2019 08:26
    Читал Уилбура Смита, он пишет про средневековую Англию: " А не моемся мы зимой. Холодно, а дрова дорогие.Да и нет нам необходимости."
    Думаю и в Европе, после того как повырубали леса, а оставшиеся стали принадлежать графьям, да другим господам, с банями для простого народа стало очень плохо.
    1. +3
      2 апреля 2019 08:40
      Это верно. И отсюда "спартанские" привычки англичан. В домах топят до 16-18 градусов, не больше. Я всегда замерзал там, когда жил у знакомых в Лондоне. Причем, это были богатые люди, которые не экономили на ресторанах, например. Но зимой ( ноль градусов) выходили на улицу в майке и рубашке. А я - в свитере и куртке.
    2. +1
      2 апреля 2019 13:28
      Цитата: слава1974
      дрова дорогие.Да и нет нам необходимости."
      Думаю и в Европе, после того как повырубали леса, а оставшиеся стали принадлежать графьям, да другим господам, с банями для простого народа стало очень плохо.

      Спору нет-леса повырубали " ...Но англичане и являются "пионерами" в деле интенсивного использования каменного угля ! Уголь,как топливо в каминах , кокс в металлургии, "светильный" газ...
      1. 0
        2 апреля 2019 20:23
        Но англичане и являются "пионерами" в деле интенсивного использования каменного угля

        Несколько лет назад по сообщениям СМИ, в Англии замерзли несколько десятков человек. В основном пенсионеры, которые не могли купить угля для обогрева жилища.
        Не думаю ,что в средние века несчастным англичанам жилось легче.
  28. BAI
    +3
    2 апреля 2019 09:45
    Но если бы современный человек побывал на балу в Версале при Людовике XIV, он бы подумал, что находится в лечебнице для умалишенных.

    Так французские короли и построили несколько резиденций именно поэтому. Загаживали одну, переезжали в следующую, а предыдущие выветривались естественным путем. И так по кругу.
    1. -1
      2 апреля 2019 18:16
      теперь понятно почему в России есть золотое кольцо и почему основали Москву....
  29. +3
    2 апреля 2019 10:38
    Иван Сергеевич Тургенев однажды сказал: "Европа в русском языке рифмуется только с одним словом...."
    1. +4
      2 апреля 2019 11:28
      Но жить он предпочитал Европе..., русские классики весьма лицемерны..., в рифму стоит очередь , в Россию ажиотажа не наблюдается..., хвалиться прежними заслугами - не самое умное..., а еще мы жили при социализме..., а у нас было чисто, теперь ни социализма ни чистоты...
      1. -3
        2 апреля 2019 22:49
        Чистоты, у сравнении с социализмом прибавилось.
  30. -1
    2 апреля 2019 17:14
    Цитата: MoJloT
    трубы водопровода стали делать из свинца
    Не только трубы, но и посуду, и украшения...

    А вот про это не знал, спасибо!
    1. +2
      2 апреля 2019 21:50
      Не сами основные трубы (это вышло бы дико дорого), а стыки труб и ответвлений
      - герметизация свинцом. А также ответвления в домах.
      Не всю посуду. Посуда была, конечно, керамической, а кубки и бокалы
      сложной формы - свинцовые. Богачи травились больше.
      Говорить, что Рим вымер от свинцового отравления - преувеличения,
      но навредили им эти технологии точно.
      В 20 веке пережили точно такое же увлечение алюминием. Алюминиевые
      кастрюли, которые отскребывали до блеска от остатков пищи, а потом
      кипятили воду, варили супы. Тоже - отравление неслабое.
      1. 0
        2 апреля 2019 22:25
        Я слышал версию, что свинец провоцировал слабоумие у детей, отсюда и угасание империи.
      2. +2
        3 апреля 2019 03:14
        Цитата: voyaka uh
        Не сами основные трубы (это вышло бы дико дорого), а стыки труб и ответвлений

        Свинцовые трубы...
        Цитата: voyaka uh
        это вышло бы дико дорого

        Свинец стал "дико дорогим",когда из него стали лить пули,делать оболочку для кабелей,защиту на ядерных реакторах,производить сотни(тысячи) тонн припоя...
        Но с некоторыми вашими доводами можно согласиться : 1.по поводу алюминия wink ; 2.отравление свинцом-не "категорическое" утверждение,а одно из многих предположений,которое многими современными учёными отвергается,после того,как исследования костей из захоронений "античных" римлян не выявили высокого содержания свинца....3.Римляне в какой-то период времени узнали о вредности свинца ( в первую очередь врачи,учёные...).При строительстве водопровода, "стоячие" участки они старались делать из керамических труб... На наклонных участках вода быстро "пробегала" по трубам,не успевая "насытиться" свинцом...К тому же, внутри свинцовые трубы покрывались кальцием...получалась "изоляция" свинца от воды. Свинцовая посуда...У богатых римлян хватало и серебряной,бронзовой,стеклянной и ,даже,золотой посуды..у простолюдинов-деревянной, глиняной(!) посуды. Если свинцовая посуда и была в домах римлян, то она не играла "первую роль" ! Известно,что из свинца делали "общественные" кубки,чаши...они находились у фонтанов,бассейнов... Более достойны внимательного рассмотрения утверждения,что римляне : а) добавляли свинцовый порошок в вино для "улучшения вкуса" belay ;б) вываривали в свинцовых "котлах" belay ( может...внутреннее покрытие ?) виноградный и прочие фруктовые соки для получения сиропа(дефрутузы) ...в) хранили вино в свинцовых(внутренним покрытием из свинца..?.) чанах. Но и тут кое-что сомнительно...например,есть заявления,что римляне не варили дефрутузу в свинцовых "котлах"...
        1. +1
          3 апреля 2019 11:13
          Спасибо за поправки и очень интересные дополнения good
        2. 0
          3 апреля 2019 17:35
          ..лизать свинец весьма опасно.. не " Евгений Онегин"?
  31. 0
    2 апреля 2019 21:19
    Цитата: Урал-4320
    трубы водопровода стали делать из свинца
    Не только трубы, но и посуду, и украшения...

    Из-за этого Рим и погиб...
    1. +2
      3 апреля 2019 03:24
      Весьма многие современные учёные отвергают эту версию...исследования костей "античных" римлян не показали высокого содержания свинца... Хотя есть и другие "интересные" замечания : симптомы отравления свинцом тождественны тем буйствам,сумасбродству ,неадекватности "высокопоставленных" римлян ( Нерон,Калигула и многих др.) . Особенности структуры тела,которые могут быть вызваны "систематическим" отравлением свинцом (Иван Грозный ,Пётр I...)
  32. -2
    3 апреля 2019 01:37
    Скажем в Европе хоть замки были тысячу лет назад, а в мусульманском Чаде и в 21 веке помои текущие по улице- норма( потом удивляются, откуда холера?)
  33. 0
    3 апреля 2019 05:58
    Пока читал материал и дошёл до комментариев - сварились пельмени. Под трапезу невозможно выдержать это чтиво более двух минут, срочно переключаюсь на другую статью))))
  34. +1
    3 апреля 2019 08:41
    Всем коментаторам советую зайти в коммунальный туалет на территории рынка в каком нибудь райцентре.Очень много узнаете о нашей культуре и чисто плотности.
    1. 0
      3 апреля 2019 11:05
      Лучше в бесплатный, в платных картина всё же смазанная.... laughing
    2. 0
      3 апреля 2019 19:24
      Цитата: Stroi76
      Всем коментаторам советую зайти в коммунальный туалет на территории рынка в каком нибудь райцентре.Очень много узнаете о нашей культуре и чисто плотности.

      Совсем не нужно так далеко ехать. Не только в любом районе, но и во всей стране уже не осталось ни одного общественного туалета в жилом массиве. По правде сказать, не очень-то и жалко эти «общественные уборные». Кажется, на всю оставшуюся жизнь останутся в глазах и носу их специфическая антисанитария и запах. Но проблема культурного оправления естественных надобностей при их неплановом возникновении от этого никуда не делась. Как результат загаженные испражнениями подъезды, скверы, детсады, придомовые территории и повсюду сверкающие гениталиями «приспиченные» граждане, которым уже совершенно невтерпёж. Кстати сказать, в большинстве своём это, вопреки расхожему мнению, совсем не алкаши и асоциальные типы, а старики, дети, беременные и больные, которых ну никак не убедить «потерпеть». Да и здоровым терпеть вредно. Таким образом, проблема создания общедоступных туалетов требует своего решения и решение её, на мой взгляд, выведенного яйца не стоит.
      На всех основных улицах, где в основном и фланирует праздная публика, склонная к внеплановому оправлению естественных надобностей, все первые этажи давно превращены в торговые точки или общепит и процесс этот продолжается. Все они переоборудованы из жилых помещений, в которых туалеты существовали и до сих пор существуют, но не являются общедоступными, главным образом по причине жлобства их хозяев и сотрудников, которые не жалеют денег и стараний на замки и запоры для изоляции туалетов от посетителей. По моему мнению, довольно странно, что до сих пор никто не догадался вносить в договоры о переоборудовании помещений из жилого в нежилое, пункт о сохранении там общедоступных туалетов, а не только туалетов для хозяев и сотрудников.
      Как вы можете видеть, это предложение не будет стоить бюджету ни копейки, а вместе с тем позволит решить весьма назревшую (точнее перезревшую) проблему, напрягающую организм и оскверняющую обоняние и зрение добропорядочных граждан. Нужно лишь внести поправки в соответствующие законодательные, нормативные и правовые акты. Но нашим законодателям не до этого, их основное занятие - РОСПИЛ.
  35. 0
    3 апреля 2019 10:59
    прочитал... и так бермудно стало на душе!
  36. 0
    3 апреля 2019 11:30
    Интересный аспект деликатной темы наших предков belay
  37. 0
    3 апреля 2019 12:33
    Цитата: просто экспл
    это наши бабы дуры мечтают о прынце на белом коне , а по факту прынц ездил в доспехах и нужду справлял в них же , поэтому у них на ноге был отверстие на доспехе что бы моча стекала , а срали они прямо в доспехах и только вечером возможно как то очищались , хотя точно не мылись , может вытирались как то . но точно не мылись . и представьте себе коня прынца , обоссаный , обкаканный

    Что ж Вы бредите-то... Покажите мне хоть один доспех с отверстием на ноге...
  38. 0
    4 апреля 2019 16:12
    Для средневекового человека мир был полярен – все, что хорошо и красиво, это от Бога, а все, что мерзко и вызывает отвращение – от дьявола.

    Сомнительное утверждение. Церковь как раз насаждала представление о том, что земная красота - дьявольский соблазн, аскетическое ее отвержение - подвиг, ибо подлинно красиво только то, что ведет к спасению.
  39. +1
    5 апреля 2019 05:32
    Автор несколько сгущает краски относительно гигиены ранних Средних Веков. Мылись тогда так же часто и охотно, как на Востоке и на Руси. Ну, может пореже, чем арабы, но и не два раза в жизни. По крупным городам стояли общественные бани, и народ обоего пола с удовольствием там плескался, заодно предаваясь и разным грехам) Церковь на бани смотрела с осуждением, но всем было начхать. Чистота закончилась вместе с дармовым лесом. Топить печи стало нечем, уцелевшие леса массово переводили в категорию заповедных, за охоту в них, а равно и за порубку вешали на ближайшем суку. Вот века с 15 и стали зарастать европеи грязью. Потом добрые доктора придумали байку, что все болезни от воды, и мыться перестали даже монархи, для которых-то дровишки всегда нашлись бы. Такое положение вещей подтверждается и тем, что со столов бедняков и среднего класса в это же время практически исчезли термически обработанные блюда. Нет дров - не на чем варить и жарить.
  40. 0
    5 апреля 2019 11:16
    Цитата: просто экспл
    поэтому у них на ноге был отверстие на доспехе что бы моча стекала

    Ну что... соврал про дырку,да? Хоть один доспех посмотреть... и источник этой... "инфоормации". Книгу, автора, стр. Глупость писать не надо!
  41. 0
    5 апреля 2019 12:04
    Цитата: militarist63
    Потому, УЧИТЕ ИСТОЧНИКИ!!!

    Это Вы МНЕ, Виктор? Давно так не смеялся...
  42. 0
    5 апреля 2019 16:21
    Цитата: Татьяна Першина

    Этот Указ Петр, скорее всего,

    Увы нет, именно в России!
  43. +2
    8 апреля 2019 10:02
    Не верю. Вернее, описанное - полуправда. Односторонний подход, причём в отрыве от исторической реальности! А значит обман.
    Просто, чтоб осознать отрыв написанного от реальности надо спросить, слово "золотарь" в статье кто-то заметил? А домашние зверюшки где, когда и как опорожнялись? Ведь авто ещё не было... Автор тоже забыл описать? А ведь эти животные фекалий производят поболее человека, причём в конюшнях, загонах, на улицах и т.д. Деревенские знают... Но есть чистые деревни, а есть по грязнее, и описанные ужасы неопрятности поведения находятся как-то в области исключений. Нормально в деревнях с чистотой. А кто жил в деревне, понимает, что на заднем дворе строить отдельный туалет для человека - глупость, а допускать животных на передний двор - ещё большая глупость. В хороших деревнях коров даже не на все улицы пускали. Не, они конечно прорывались и "мины" подкладывали, но люди соблюдали правила. Также и в древних городах. В некоторых было плохо с санитарией и их, скажем так, критиковали, а некоторые были вполне чисты. И зависит это не от древности, а от текущей власти. У нас вот прямо сейчас, в 21-веке, на всю пятикилометровую набережную стоит один туалет, который открывают только по большим праздникам приезда больших начальников. Так что кустики "заминированы", причём, если припрёт, то от культуры прогуливающего это не зависит, а в основном от власти.

    В общем. Не уважаю людей считающих наших предков вонючими грязнулями - тенденция явно идёт от интеллигенции, зажимавшей нос от запаха рабочего пота и навоза. Моя бабка заставляла скрести некрашеный деревянный пол чуть ли не каждый день. И двор подметать пару раз в день. Не им говорить о ней и большинстве наших предков как о "большинство простолюдинов в те времена справляли естественные потребности где угодно."