Ядерный ракетный двигатель РД0410. Смелая разработка без перспектив

46
В прошлом ведущие страны вели поиск принципиально новых решений в области двигателей для ракетно-космической техники. Наиболее смелые предложения касались создания т.н. ядерных ракетных двигателей, основой которых являлся реактор с делящимся веществом. В нашей стране работы в этом направлении дали реальный результат в виде опытного двигателя РД0410. Тем не менее, этому изделию так и не удалось найти свое место в перспективных проектах и повлиять на развитие отечественной и мировой космонавтики.

Предложения и проекты



Уже в пятидесятых годах, за несколько лет до запусков первого спутника и пилотируемого космического корабля, были определены перспективы развития ракетных двигателей на химическом топливе. Последнее позволяло получать весьма высокие характеристики, но рост параметров не мог быть бесконечным. В будущем двигатели должны были «упереться в потолок» своих возможностей. В связи с этим для дальнейшего развития ракетно-космических систем требовались принципиально новые решения.

Ядерный ракетный двигатель РД0410. Смелая разработка без перспектив
Построенный, но не испытанный ЯРД типа РД0410


В 1955 году академик М.В. Келдыш выступил с инициативой о создании ракетного двигателя особой конструкции, в которой источником энергии выступал бы ядерный реактор. Проработку этой идеи поручили НИИ-1 министерства авиационной промышленности; руководителем работ стал В.М. Иевлев. В кратчайшие сроки специалисты проработали основные вопросы и предложили два варианта перспективного ЯРД с наилучшими характеристиками.

Первый вариант двигателя, обозначенный как «Схема А», предлагал использование реактора с твердофазной активной зоной и твердых поверхностей теплообмена. Второй вариант, «Схема В», предусматривал применение реактора с газофазной активной зоной – делящееся вещество должно было находиться в состоянии плазмы, а тепловая энергия передавалась рабочему телу посредством излучения. Специалисты сравнили две схемы и посчитали вариант «А» более удачным. В дальнейшем именно он прорабатывался активнее всего и даже дошел до полноценных испытаний.

Параллельно с поиском оптимальных конструкций ЯРД шла проработка вопросов создания научной, производственной и испытательной базы. Так, в 1957 году В.М. Иевлев предложил новую концепцию проведения испытаний и доводки. Все основные элементы конструкции должны были проходить проверку на разных стендах, и только после этого их можно было собирать в единую конструкцию. В случае со «Схемой А» такой подход подразумевал создание натурных реакторов для проведения испытаний.

В 1958 году появилось развернутое постановление Совмина, определявшее ход дальнейших работ. Ответственными за разработку ЯРД назначались М.В. Келдыш, И.В. Курчатов и С.П. Королев. В НИИ-1 сформировали особый отдел во главе с В.М. Иевлевым, которому предстояло заниматься новым направлением. Также к работам привлекались несколько десятков научных и проектных организаций. Планировалось участие министерства обороны. Определялся график выполнения работ и прочие нюансы обширной программы.

Впоследствии все участники проекта активно взаимодействовали тем или иным образом. Кроме того, в шестидесятых годах дважды проводились конференции, посвященные исключительно тематике ЯРД и смежным вопросам.

Испытательная база

В рамках программы разработки ЯРД предлагалось применить новый подход к испытаниям и отработке необходимых агрегатов. При этом специалисты столкнулись с серьезной проблемой. Проверка некоторых изделий должна была осуществляться в условиях ядерного реактора, но проведение таких мероприятий было крайне сложным или даже невозможным. Испытаниям могли помешать затруднения экономического, организационного или экологического характера.


Схема тепловыделяющей сборки для ИР-100


В связи с этим были разработаны новые методики испытаний изделий без применения ядерных реакторов. Подобные проверки разделялись на три этапа. Первый предусматривал исследование процессов в реакторе на моделях. Затем узлы реактора или двигателя должны были проходить механические и гидравлические «холодные» испытания. Только после этого узлы следовало проверять в высокотемпературных условиях. Отдельно отработав все компоненты ЯРД на стендах, можно было приступать к сборке полноценного опытного реактора или двигателя.

Для проведения трехэтапных испытаний узлов силами нескольких предприятий разработали и построили различные стенды. Особый интерес представляет техника для высокотемпературных испытаний. При ее разработке пришлось создавать новые технологии нагрева газов. С 1959 по 1972 годы НИИ-1 разработал целый ряд плазмотронов высокой мощности, обеспечивавших нагрев газов до 3000°K и позволявших проводить высокотемпературных испытаний.

Специально для отработки «Схемы В» пришлось разрабатывать еще более сложные устройства. Для таких задач требовался плазмотрон с выходным давлением в сотни атмосфер и температурой 10-15 тыс. град K. К концу шестидесятых годов появилась технология нагрева газа на основе его взаимодействия с пучками электронов, позволившая получить требуемые характеристики.

Постановление Совмина предусматривало строительство нового объекта на Семипалатинском полигоне. Там следовало построить испытательный стенд и опытный реактор для дальнейшего тестирования тепловыделяющих сборок и других компонентов ЯРД. Все основные сооружения были построены к 1961 году, и тогда же состоялся первый пуск реактора. Затем полигонное оснащение несколько раз дорабатывалось и совершенствовалось. Для размещения реактора и персонала предназначались несколько подземных бункеров с необходимой защитой.

По сути, проект перспективного ЯРД был одним из самых смелых начинаний своего времени, и потому привел к разработке и строительству массы уникальных устройств и приборов испытательного назначения. Все эти стенды позволили провести массу экспериментов и собрать большой объем данных разного рода, пригодных для развития различных проектов.

«Схема А»

Еще в конце пятидесятых наиболее удачной и перспективной посчитали вариант двигателя типа «А». Эта концепция предлагала строительство ЯРД на основе реактора с теплообменниками, отвечающими за нагрев газообразного рабочего тела. Выброс последнего через сопло должен был создавать требуемую тягу. При всей простоте концепции, реализация таких идей была связана с рядом сложностей.


Макет ТВС для реактора ИР-100


Прежде всего, проявилась проблема выбора материалов для строительства активной зоны. Конструкция реактора должна была выдерживать высокие тепловые нагрузки и сохранять требуемую прочность. Кроме того, она должна была пропускать тепловые нейтроны, но при этом не терять характеристики из-за ионизирующего излучения. Также ожидалось неравномерное тепловыделение в активной зоне, что предъявляло новые требования к ее конструкции.

Для поиска решений и отработки конструкции в НИИ-1 организовали специальную мастерскую, которой предстояло делать модельные тепловыделяющие сборки и другие компоненты активной зоны. На этом этапе работы были проверены различные металлы и сплавы, а также иные материалы. Для изготовления ТВС могли применяться вольфрам, молибден, графит, высокотемпературные карбиды и т.д. Также осуществлялся поиск защитных покрытий, предотвращающих разрушение конструкции.

В ходе экспериментов были найдены оптимальные материалы для изготовления отдельных компонентов ЯРД. Кроме того, удалось подтвердить принципиальную возможность получения удельного импульса порядка 850-900 с. Это давало перспективному двигателю высочайшие характеристики и существенное преимущество перед системами на химическом топливе.

Активная зона реактора представляла собой цилиндр длиной около 1 м и диаметром 50 мм. При этом предусматривалось создание 26 вариантов ТВС с теми или иными особенностями. По итогам последующих испытаний выбрали наиболее удачные и эффективные. Найденная конструкция ТВС предусматривала применение двух топливных композиций. Первая представляла собой смесь урана-235 (90%) с ниобием или карбидом циркония. Такая смесь формовалась в виде четырехлучевого витого стержня длиной 100 мм и диаметром 2,2 мм. Вторая композиция состояла из урана и графита; она выполнялась в виде шестигранных призм длиной 100-200 мм с 1-мм внутренним каналом, имевшим облицовку. Стержни и призмы помещались в герметичном теплостойком металлическом корпусе.

Испытания сборок и элементов на Семипалатинском полигоне начались в 1962 году. За два года работ состоялся 41 пуск реактора. Прежде всего, удалось найти наиболее эффективный вариант содержимого активной зоны. Также были подтверждены все основные решения и характеристики. В частности, все узлы реактора справились с тепловыми и радиационными нагрузками. Таким образом, было установлено, что разработанный реактор способен решать свою основную задачу – нагревать газообразный водород до 3000-3100°K при заданном расходе. Все это позволяло приступать к разработке полноценного ядерного ракетного двигателя.

11Б91 на «Байкале»

В начале шестидесятых стартовали работы по созданию полноценного ЯРД на основе имеющихся изделий и наработок. В первую очередь в НИИ-1 изучили возможность создания целого семейства ракетных двигателей с разными параметрами, пригодного для использования в разных проектах ракетной техники. Из этого семейства первым решили проектировать и строить двигатель малой тяги – 36 кН. Такое изделие в дальнейшем можно было бы использовать в перспективном разгонном блоке, пригодном для отправки космических аппаратов к другим небесным телам.


Реактор ИРГИТ во время сборки


В 1966 году НИИ-1 и Конструкторское бюро химавтоматики начали совместные работы по формированию облика и проектированию будущего ЯРД. Вскоре двигатель получил индексы 11Б91 и РД0410. Основным его элементом являлся реактор, названный ИР-100. Позже реактору присвоили название ИРГИТ («Исследовательский реактор для групповых исследований ТВЭЛ»). Изначально планировалось создать два отличающихся ЯРД. Первый представлял собой экспериментальное изделие для проверки на полигоне, а второй являлся летным образцом. Однако в 1970 году два проекта объединили с прицелом на проведение полигонных испытаний. После этого ведущим разработчиком новой системы стало КБХА.

С использованием наработок по предварительным исследованиям в области ЯРД, а также с применением существующей испытательной базы удалось в краткие сроки определить облик будущего 11Б91 и начать полноценное техническое проектирование.

Параллельно создавался стендовый комплекс «Байкал» для проведения будущих испытаний на полигоне. Новый двигатель предлагалось испытывать в подземном сооружении с полным набором защиты. Предусматривались средства сбора и отстаивания газообразного рабочего тела. Во избежание выбросов радиации газ должен был выдерживаться в газгольдерах, и только после этого его можно было стравливать в атмосферу. В связи с особой сложностью работ комплекс «Байкал» строился около 15 лет. Последние его объекты достраивались уже после начала испытаний на первых.

В 1977 году на комплексе «Байкал» ввели в эксплуатацию второе рабочее место для опытных установок, оснащенное средствами подачи рабочего тела в виде водорода. 17 сентября выполнили физический пуск изделия 11Б91. 27 марта 1978-го состоялся энергетический пуск. 3 июля и 11 августа провели два огневых испытания с полноценной работой изделия в качестве ЯРД. В этих тестах реактор постепенно выводился на мощность 24, 33 и 42 МВт. Водород удалось нагреть до 2630°K. В начале восьмидесятых годов состоялись испытания двух других опытных образцов. Они показывали мощность до 62-63 МВт и нагревали газ до 2500°K.

Проект РД0410

На рубеже семидесятых и восьмидесятых годов речь шла о создании полноценного ЯРД, полностью пригодного для установки на ракеты или разгонные блоки. Был сформирован окончательный облик такого изделия, а испытания на Семипалатинском полигоне подтвердили все основные расчетные характеристики.

Готовый двигатель РД0410 заметным образом отличался от существующих изделий. Его отличали состав агрегатов, компоновка и даже внешний вид, обусловленный иными принципами работы. Фактически РД0410 разделялся на несколько основных блоков: реактор, средства подачи рабочего тела и теплообменник и соплом. Компактный реактор занимал центральное положение, а рядом с ним помещались остальные устройства. Также ЯРД нуждался в отдельном баке для жидкого водорода.



Общая высота изделия РД0410 / 11Б91 достигала 3,5 м, максимальный диаметр – 1,6 м. Масса с учетом радиационной защитой – 2 т. Расчетная тяга двигателя в пустоте достигала 35,2 кН или 3,59 тс. Удельный импульс в пустоте – 910 кгс•с/кг или 8927 м/с. Двигатель можно было включить 10 раз. Ресурс – 1 ч. Путем тех или иных доработок в дальнейшем можно было повысить характеристики до требуемого уровня.

Известно, что нагретое рабочее тело такого ЯРД имело ограниченную радиоактивность. Тем не менее, после испытаний его отстаивали, а район нахождения стенда приходилось закрывать на сутки. Применение подобного двигателя в атмосфере Земли считалось небезопасным. В то же время, его можно было использовать в составе разгонных блоков, начинающих работу за пределами атмосферы. После использования такие блоки следовало отправлять на орбиту захоронения.

Еще в шестидесятых годах появилась идея создания энергоустановки на базе ЯРД. Разогретое рабочее тело можно было подавать на турбину, соединенную с генератором. Такие энергоустановки представляли интерес для дальнейшего развития космонавтики, поскольку позволяли избавиться от существующих проблем и ограничений в сфере выработки электричества для бортовой аппаратуры.

В восьмидесятых годах идея энергоустановки дошла до стадии проектирования. Прорабатывался проект такого изделия на основе двигателя РД0410. Один из опытных реакторов ИР-100 / ИРГИТ задействовали в опытах на эту тему, в ходе которых он обеспечил работу генератора мощностью 200 кВт.

Новая обстановка

Основные теоретические и практические работы по тематике советского ЯРД с твердофазной активной зоной завершились к середине восьмидесятых годов. Промышленность могла начинать разработку разгонного блока или иной ракетно-космической техники под существующий двигатель РД0410. Однако подобные работы так и не удалось начать вовремя, а вскоре их старт стал невозможным.

В это время у космической отрасли уже не хватало ресурсов для своевременной реализации всех планов и задумок. Кроме того, вскоре началась печально известная Перестройка, поставившая крест на массе предложений и наработок. По репутации ядерных технологий серьезно ударила чернобыльская авария. Наконец, в тот период не обошлось без проблем политического характера. В 1988 году все работы по теме ЯРД 11Б91 / РД0410 были остановлены.

По разным данным, как минимум, до начала двухтысячных годов некоторые объекты комплекса «Байкал» все еще оставались на Семипалатинском полигоне. Мало того, на одном из т.н. рабочих мест по-прежнему находился опытный реактор. КБХА успело изготовить полноценный двигатель РД0410, пригодный для установки на будущий разгонный блок. Впрочем, техника для его использования так и осталась в планах.

После РД0410

Наработки по теме ЯРД нашли применение в новом проекте. В 1992 году ряд российских предприятий совместными усилиями разработал двухрежимный двигатель с твердофазной активной зоной и рабочим телом в виде водорода. В режиме ракетного двигателя такое изделие должно развивать тягу 70 кН с удельным импульсом 920 с, а энергетический режим обеспечивает 25 кВт электрической мощности. Такой ЯРД предлагался для использования в проектах межпланетных космических аппаратов.

К сожалению, в то время обстановка не располагала к созданию новой и смелой ракетно-космической техники, и потому второй вариант ядерного ракетного двигателя остался на бумаге. Насколько известно, отечественные предприятия по-прежнему проявляют определенный интерес к тематике ЯРД, но реализация таких проектов пока не представляется возможной или целесообразной. Тем не менее, нельзя не отметить, что в рамках предыдущих проектов советские и российские ученые и инженеры смогли накопить значительный объем информации и получить важнейший опыт. Это означает, что при появлении потребности и соответствующего заказа в нашей стране может быть создан новый ЯРД по типу испытывавшегося в прошлом.

По материалам:
http://kbkha.ru/
https://popmech.ru/
http://cosmoworld.ru/
http://tehnoomsk.ru/
Акимов В.Н., Коротеев А.С., Гафаров А.А. и др. Исследовательский центр имени М. В. Келдыша. 1933-2003: 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники. – М: «Машиностроение», 2003.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 апреля 2019 05:26
    Интересно,может и про ядерный ТРД кто расскажет подробнее?
    1. +3
      9 апреля 2019 08:28
      Цитата: Пессимист22
      Интересно,может и про ядерный ТРД кто расскажет подробнее?

      =====
      Можете посмотреть здесь:
      https://www.popmech.ru/technologies/8841-verkhom-na-reaktore-atomnyy-samolet/#part3
      http://engine.aviaport.ru/issues/30/page22.html
      https://tech.onliner.by/2016/03/14/sovetskij-atomolet
      ---
      http://vfk1.narod.ru/JACU.htm
      http://vfk1.narod.ru/JACU2.htm
      -----
      Из статьи в Википедии можно глянуть и другие ссылки:
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82
    2. +3
      9 апреля 2019 14:32
      Цитата: Пессимист22
      .... про ядерный ТРД кто расскажет подробнее?

      .....Краткий ролик, рассказывающий об экспериментальном термальном ядерном ракетном двигателе.... hi
  2. 0
    9 апреля 2019 07:27
    Наверняка эта тема "в современной обработке" присутствовала при создании "Буревестника".
    1. +1
      9 апреля 2019 08:36
      Цитата: Плотник 2329
      Наверняка эта тема "в современной обработке" присутствовала при создании "Буревестника".

      ======
      Разумеется. В технике - вообще НИЧТО не создается "на пустом месте". Всегда есть что в той или иной степени могло служить "прототипом" или "предпосылкой" послужившей ступенькой к созданию новых образцов!
      С чего бы двигателю "Буревестника" быть исключением? Принцип тот же, какой был в ядерных ТРД - нагрев газа в камере сгорания происходит не в следствии сгорания топливо-воздушной смеси, а под нагревом ТВЭл-ов!
      Но двигатель - уже не турбореактивный, а прямоточный!
      Где-то так! drinks
      1. -1
        9 апреля 2019 09:17
        Ничто...
        А фон Охайн на основе чего ТРД разработал?
        1. +2
          9 апреля 2019 09:47
          Цитата: Плотник 2329
          А фон Охайн на основе чего ТРД разработал?

          =======
          А что, паровых турбин тогда не существовало? Вот, если хотите и своеобразный "прототип"! Что сделать для того, чтобы поставить турбину на самолет? Прежде всего избавиться от громоздкого и тяжелого парогенератора, заменить его на камеру сгорания и разогревать сам воздух поступающий в турбину... А чтобы заставить работать турбину работать на 0-ой скорости - поставить перед ней компрессор!
          Кстати Охайн был далеко не первым, кто занимался этой темой: первый патент на прототип ТРД получил Н. В. Герасимов, в 1921 году патент на газовую турбину получил Максим Гийом, в 1937 году первый работающий ТРД представил Фрэнк Уиттл....
          Так что фон Охайн начинал тоже как бы "не на пустом месте".... Что отнюдь не умаляет его заслуг!
          1. +1
            9 апреля 2019 10:28
            Ну да... Согласен.
            Люлька тоже с пара начинал.
            Да и "реактивный" авиа- патент вперые в1912 году появился. Коанда. Румын ( как ни странно request ) :))
            1. 0
              9 апреля 2019 17:53
              Коанд одним из первых именно и обратил внимание на прилепание воды при стекании с трубки .Это именно процессы ионизации поверхности истечения и применение такого истечения для обеспечения вектора поляризации от поверхности Земли .Люлька использовал только маленький элемент системы и получил огромный эффект.Обьяснять не буду-слишком близко .
        2. 0
          14 апреля 2019 12:29
          Цитата: Плотник 2329
          Ничто...
          А фон Охайн на основе чего ТРД разработал?

          Если помните, то создатель паровой турбины Парсонс изначально хотел делать ГТД, избавившись тем самым от громоздкой котельной установки, но после экспериментов пришёл к выводу, что существовашие в то время стали не позволяют сделать даже парогазовую турбину. Затык был только в материалах.
  3. +1
    9 апреля 2019 07:37
    Игорь Негода оценит good
  4. +1
    9 апреля 2019 09:30
    Однозначно можно сказать ,что базовая концепция построения физ процесса и достижения высоких температур опирается на ,очень так сказать- выбранное частное решение . Это значит ,что существует проблема обоснованных научных идей ,которые позволят создать и быстро воспроизводить такие двигатели , на основе более рациональных решений, до которых еще не дошли. Если кратко то новые идеи состоят в том ,что использовать необходимо не внешний радиоактивный источник энергии в виде материала с высокой плотностью атомно молекулярных взаимодействий в виде рад.мат , а процессы трансформации вещества самой среды полета в пределах атмосферы . Поэтому такой метод и способ сводится только к достижению скоростей вращения деталей двигателя до уровней не достижимых на современном этапе .И эта задача теоретически решена. Вопрос состоит только в том как сформировать магнитные силовые взаимодействия ,чтобы изменить направления поляризации или управлять изменением вектора поляризации в те или иные необходимые моменты .
  5. 0
    9 апреля 2019 11:32
    Эта концепция предлагала строительство ЯРД на основе реактора с теплообменниками, отвечающими за нагрев газообразного рабочего тела.

    Т.е. эти ракетные двигатели только для атмосферы, без космоса?
    1. -3
      9 апреля 2019 12:37
      Работа двигателя в космосе осуществляется либо через создание сверхмощного магнитного поля вырабатываемого как системный процесс работы реактора в замкнутом цикле , вспомните эффект Магф или генератор Ван дер Граафа ,а так же выполняющего и комплекс защитных процессов и одновременно функцию движителя. В любом случае мы будем иметь источник энергии неисчерпаемый поскольку физический процесс цикличный и сбалансированный .К тому же на тех веществах которые для человека жизнеобразующие . Т,е процессы жизнеобеспечения и энергии от одного и того же .
      1. +1
        9 апреля 2019 17:10
        Цитата: gridasov
        генератор Ван дер Граафа

        а он то тут причем? bully
        Цитата: gridasov
        через создание сверхмощного магнитного поля вырабатываемого как системный процесс работы реактора в замкнутом цикле

        псевдонаучный бред... request
        1. -1
          9 апреля 2019 17:40
          Генератор ВдГ со всей очевидностью показывает ,что и сфера и любая замкнутая форма имеет внешнее и внутреннее магнитное поле. Но поле это для тех кто говорит ,что это псевдонаучны бред, а для нормальных людей это магнитные потоки образующие систсему векторов и поляризации.Поэтому генератор ВдГ построен на шеточках и является низкопотенциальным.Я же говорю о системе распределяющих напряжение или заряды от движения жидкости ,которая ионизирует всю поверхность истечения.При этом ,чтобы не было пробоя при сверхвысоких напряжениях и токах позционируется устройство создающее плотность магнитных потоков ,а значит и не дающего возможности пробоя на Землю. Кстати на коллайдере эту проблему и не могут решить . Сверхмощные эл.магниты все время пробивают на витках и на Землю. Так вот человеку нужно понимать ,что система магнитных потоков образует пространство которое и именуется центром гравитации или черными дырами. Математически это все просто ,но я пользуюсь терминологией именно умников от науки .
          1. +2
            9 апреля 2019 17:46
            Цитата: gridasov
            Генератор ВдГ со всей очевидностью показывает ,что и сфера и любая замкнутая форма имеет внешнее и внутреннее магнитное поле

            экий бред - то! bully Этот генератор подтверждает верность закона Кулона и все! bully
            Цитата: gridasov
            Поэтому генератор ВдГ построен на шеточках и является низкопотенциальным

            позоритесь не знанием принципа работы генератора...
            Цитата: gridasov
            которая ионизирует всю поверхность

            какой бред... bully На поверхности скапливается заряд...
            Цитата: gridasov
            ,а значит и не дающего возможности пробоя на Землю.

            для этого есть опорный изолятор, верно рассчитанный...
            gridasov вы несете псевдонаучный бред... hi
      2. 0
        13 апреля 2019 02:07
        Мощность Вашего потока сознания - беспредельна...
    2. 0
      9 апреля 2019 13:12
      Почему-же. Газ из баллонов - это рабочее тело, которое подается в реактор, где нагревается, расширяется и выбрасывается через сопловой аппарат. Просто вместо химической энергии окисления топлива для нагрева используется ядерная энергия. Проблема только в конструкционных материалах, а так тяга и импульс такого двигателя могут иметь фантастические значения по сравнению с обычными химическими.
      1. +1
        9 апреля 2019 13:28
        не могут, все упирается в неэффективность схемы с разогревом рабочего тела от внешнего источника, высокие параметры скорости истечения в движке можно получить только за счет смешения ядерного топлива в плазмообразном состоянии с дополнительным рабочим телом, варианты с твердотельными твэлами в принципе не могут дать нужных температур, в общем пока у нас есть только мультики про некую стратегическую крылатую ракету, сильно подозреваю что концепция сего фундерваффе - догрев рабочего тела и как следствие высокая экономия вполне обычного топлива
        1. 0
          9 апреля 2019 14:07
          Отличный вариант.Однако мы говорим о том ,что сама поверхность истечения может быть из радиоактивного материала и в таком случае в потоке воздуха мы получим возможность формировать нк радиальное излучение ,а линейное с возможностью концентрации поляризации на этих поверхностях. Тогда сверхвысокие токи при высоких скоростях и будут инициировать эффекты термоэл.эмиссии . Нужно вообще анализ таких процессов проводить на уровне эл.магнитных процессов
        2. -1
          9 апреля 2019 17:13
          Цитата: viktorish007
          а счет смешения ядерного топлива в плазмообразном состоянии с

          зачем? Нужен источник энергии - ядерный реактор... нужен ускоритель плазмы - т.е. ионный источник с компенсацией заряда электронными пушками...
          такая схема позволит иметь тягу при минимальном расходе вещества... её сейчас и реализуют - недавно проходили сообщения про испытания капельной системы охлаждения реактора... hi
          1. +2
            9 апреля 2019 17:45
            найн, вы говорите об схеме источник-реактор+двигун, допустим термоэлектрический твердотельник с капельным охлаждением - тот самый космический и движок: ионный, плазменный без разницы,

            я говорю об схеме когда сам движок ядерный, тут либо медленный и печальный разогрев на твэлах, - газа или любого другого рабочего тела - что не особо эффективно так как температура твэлов ограничена как и теплоотдача - по скорости так и по макс темп нагрева РТ,

            единственный вариант который не идет по принципу: за хз какие затраты и хз какую опсность конструкции мы можем летать медленно и печально зато на 30-40% дальше чем на обычных движках

            является вариант с прямым впрыском в движок плазмы после взывной микрореакции, фактически речь идет о детонационном ядерном двигателе с открытой активной зоной, ничего другого не позволяет по настоящему реализовать потенциал ядерного топлива в ракетной технике
            1. -1
              9 апреля 2019 17:54
              Цитата: viktorish007
              я говорю об схеме когда сам движок ядерный,

              я понял, но эта схема порочна в принципе! как вы помните импульс это произведение массы на скорость... с собой много массы топлива не возьмешь - значит нужно увеличить скорость request
              1. +2
                9 апреля 2019 17:59
                зависит от целей, ели хотите сделать разгонный блок для разгона межпланетных станций - то реактор+ плазменный движок, вполне канает, если надо взлететь с земли - то только детонационый, просто без вариантов, ну или кто то сможет домучать токомак и сделать компактный термояд, что бы плазму постоянно можно было сосать в фокусную точку движка прямо из контура

                п.с. в природе не существуют физические процессы которые бы смогли передавать тепловую энергию от разогретого тела -ТВЭЛА к неразогретому- рабочему телу, с скоростью сравнимой с передачей энергии через выброс самого нагретого тела - выброс плазмы в обьем с рабочим телам, просто скорость передачи энергии при любых инженерных решениях меньше на многие порядки тут хоть как извращайся.
                1. -1
                  9 апреля 2019 18:01
                  Цитата: viktorish007
                  если надо взлететь с земли - то только детонационый

                  вы не жалко Землю? crying
                  Цитата: viktorish007
                  что бы плазму постоянно можно было сосать в фокусную точку движка прямо из контура

                  и загрязнить атмосферу тритием? request
                  1. +2
                    9 апреля 2019 18:14
                    подобрать изотопы, и наработать их в реакторах особой конструкции, или на ускорителях, то что используется в современной атомной энергетики или даже то что пытаются приспособить - священная корова токомак святых великомученников итэр, непригодно для использования в атомных двигателях от слова совсем, это то же самое как проектировать ракеты на сгорании угля с угольными топками и кочегарами,

                    все кто интересовался темой атомолетов вкурсе что еще в 70тые сказано было про поиск комбинированных сборок из короткоживущих изотопов, эти ниокир по этой теме - СУПЕРДОРОГИЕ их никто не проводил в мире еще, так как там требуются такие офигенные вливания в экспериментальные атомные реакторы и ускорители, что все магатэ может просто удавиться, точнее их удавят если финасирование на эти темы вдруг пойдет
                  2. +1
                    9 апреля 2019 20:53
                    изотопы с безопасным выхлопом, быстрые цепочки радиоктивных преобразований изотопов с коротким периодом полураспада и безопасным конечным продуктом,
                    топить ураном что бы период полураспада был у месива выхлопа в 10К лет и вовсе необязательно, да и не получится, стандартное ядерное топливо не подойдет
                    1. 0
                      10 апреля 2019 09:13
                      Да все давно придумано - материя + антиматерия в фокусе электромагнитного зеркала на
                      сотню тесла с слоем жертвенных электронов/ионов из источника в несколько десятков килоампер за охлаждаемым слоем свинца/полиэтилена/бора wassat
          2. -1
            9 апреля 2019 17:47
            Плазменные процессы это пробой на эл.магнитном контуре.Только ученые за контур принимают линейные структуры ,а в природе это замкнутые пространственные образования .Поэтому эл магнитный контур природного вида можно создать не только достаточной энергией на пробой ,но и контуром образовываюшим так наз индукционную катушку с комплексом функций и контур от внешнего потенциала во внутрь пространств или наоборот .Думаю ,что бы это даже представить нужно особое воображение
            1. 0
              9 апреля 2019 17:57
              Цитата: gridasov
              Только ученые за контур принимают линейные структуры

              это у вас трансформатор с сердечником - линейная структура в переходном процессе? laughing
              Цитата: gridasov
              Плазменные процессы это пробой на эл.магнитном контуре.

              какой бред-то! bully просто феерический... crying
              Цитата: gridasov
              Думаю ,что бы это даже представить нужно особое воображение

              нет, для этого нужно полное отсутствие знаний... bully
              1. +1
                9 апреля 2019 18:17
                не читайте этот поток, я в бсод выпал с первого поста бота
              2. 0
                9 апреля 2019 19:45
                Трансформатор с сердечником работает на доминирующем возвратно поступательном процессе возмущения магнитных потоков . И видимо это сложно понять ,что чтобы не было мертвых точек как у маятника необходимо использовать вращающиеся доминирующие магнитые потоки и их обкаточные моменты. Тогда и амплитудно -частотные характеристики будут совершенно иными и без мертвых точек, а значит .Ну ладно бот ,так бот
                1. 0
                  12 апреля 2019 17:23
                  Быков хорош троллить
        3. 0
          17 сентября 2022 09:38
          Первоначальный вариант ракеты Н-1, с ядерными двигателями второй ступени, имел грузоподъёмность 160 тонн, вторая ступень выходила на орбиту, и далее, уводилась на орбиту захоронения. В угоду американцам ЦК КПСС заблокировал ядерные двигатели, уменьшив грузоподъёмность Н-1 до 100 тонн, а потом и саму ракету зарубили. Фактически, вторая ступень, да хоть третью космическую скорость могла набрать, с нагрузкой. А США полетели в космос только в 1981 году... А сейчас они оторвали шаттлу крылышки, сделали ракету одноразовой, ну в самом деле, только идиоты, или в конец отчаявшиеся инженеры, могли поставить пороховые бочки на многоразовый корабль. Теперь у SLS те же самые пороховые бочки, тот же бак с водородом, но полетит один раз. В отличии от России, они даже ступень с ЖРД не смогли осилить для большегрузной ракеты, какие там ядерные американские двигатели? А если бы ещё российские либералы, в желании стать капиталистами, не разваливали экономику СССР, в угоду американам, советские люди, вот сейчас, уже по Марсу ходили бы.
  6. -1
    9 апреля 2019 15:44
    Ну-ну, "царь" уже всему миру доложил что ракета летает, даже мультик показали и вдруг " реализация таких проектов пока не представляется возможной или целесообразной" - за это можно "партбилет положить"!
    1. +2
      9 апреля 2019 17:49
      царь доложил о реинкаранации старого советского проекта, что в ссср что в сша после пилотируемых самолетов- с реакторами, речь пошла об автоматических системах с гибридными установками, не чистая ядерная тяга а комбинашка, речь скорее всего именно об тех шаландах 30-40% в плюс по дальности относительно аналогичных движков но только на химическом топливе, другое дело все это должно летать очень медленно и печально, хоть и долго.

      какой смысл в крылатой ракете с кресерской скоростью в лучшем случае как у гражданского боинга - вопрос не детский, а скорее всего еще медленнее лететь должна калоша
  7. -1
    9 апреля 2019 18:36
    Автор видно не в теме. Путин сказал, что наши ракеты с ядерными двигателями летают по всему свету. А своему президенту мы верим безоговорочно.
  8. -2
    9 апреля 2019 23:05
    ЯРД NERVA , испытан полностью ещё в 1966 году, показал отличные результаты и полную пригодность для космических полетов.
    Штаты отказались от использования, чтобы не форсировать космическую гонку и не тратить лишних денег.


    Тяга в вакууме: 333,6 кН
    Удельный импульс (в вакууме): 850 с (8,09 кН·с/кг)
    1. +2
      9 апреля 2019 23:40
      ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники
      1. -2
        9 апреля 2019 23:42
        это вы о чём?
        https://ru.wikipedia.org/wiki/NERVA
        1. +2
          9 апреля 2019 23:48
          да знаю я эту ссылку, на вике он представлен как законченный рабочий движок с подтвержденными характеристиками что очень смешно

          п.с. есть момент это ПУСТОТНЫЙ движок, полностью непригодный для атмосферного полета

          в пустоте реактор на термопарах с плазменным или ионным движком - в разы полезнее
          1. -2
            10 апреля 2019 00:01
            я написал что-то другое?
            полную пригодность для космических полетов

            рассматривается его применение и сейчас.
            https://en.wikipedia.org/wiki/Project_Timberwind
            1. +1
              10 апреля 2019 12:25
              ну ок, странно только если он такой готовый что его не используют в качестве возвращаемой последней ступени при выводе на орбиту, хотя бы в качестве эксперимента
  9. -1
    10 апреля 2019 08:12
    Самая интересная статья за последнее время.
  10. 0
    24 мая 2019 14:25
    Отсутствие эффективных методов анализа приводит к тому , что человечество как цивилизация не эффективна не потому ,что не способно развиваться ,а потому ,что тратит значительный ресурс на доказывание своих неразумных поступков