Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 1

57
Поражение Французских колониальных войск во Вьетнаме в битве при Дьенбьенфу открыло путь для принятия мирного плана, который мог привести к прекращению войны на вьетнамских землях. Согласно этому плану, враждующие стороны (Вьетнамская народная армия, подчиняющаяся правительству в Ханое, и французские силы) должны были быть разведены, страна должна была быть демилитаризована, а в 1956 году и на севере, и на юге должны были пройти выборы, которые и определили бы будущее Вьетнама.

Всё это было зафиксировано в решениях Женевской конференции 1954 года, целью которой было добиться мира на Корейском полуострове и в Индокитае.



Но в 1955 году на юге, в нарушение этих решений была провозглашена республика Вьетнам, со столицей в Сайгоне, во главе с Нго Динь Зьемом. Последний, имея сначала серьёзный кредит доверия от населения, очень быстро трансформировал политическую власть в стране в режим ничем не ограниченной личной диктатуры. Естественно, что никаких выборов в 1956 году не произошло.

США, имевшие давние планы закрепиться в Индокитае и стремившиеся задушить местные освободительные движения левацкого толка, не подписали Женевские соглашения (хотя были участником конференции), и подержали диктатора Нго Динь Зьема. Таким образом, южновьетнамский режим практически с самого начала потерял легитимность. В дальнейшем, удерживаться у власти южновьетнамским правителям удавалось только на американских штыках. Это был откровенно уродливый режим, проводивший массовые принудительные переселения граждан, стремившийся к насаждению католицизма среди вьетнамских буддистов, очень жестокий с одной стороны, но крайне неэффективный и беспомощный в управлении государством с другой, несамостоятельный во внешней и оборонной сфере и предельно коррумпированный.

Нго Динь Зьему пришлось с самого начала вести борьбу с политическими противниками, стремившимися к перехвату власти, и с коммунистами, возобновившими вооружённую борьбу за объединение Вьетнама после узурпации Нго Динь Дьемом власти на юге. В ответ, на население южного Вьетнама обрушились довольно серьёзные репрессии – за считанные годы количество убитых политических противников президента подошло к двадцати тысячам человек, из которых больше половины были коммунисты. Две попытки переворота против диктатора оказались неудачными, но в ходе третьей, в 1963 году, он был всё-таки убит. Надо сказать, что к его убийству приложили руку и американцы, знавшие о планируемом перевороте и не попытавшиеся его предотвратить. Скорее всего дело было в том, что методы Нго Динь Дьема были настолько жестокими, что от них «воротило» даже не страдающих гуманизмом американцев.

Задолго до этого, в январе 1959 года, под давлением активистов будущего Вьетконга, которые несли огромные потери от рук секретной полиции Южного Вьетнама, ЦК Партии трудящихся Вьетнама в Ханое принял решение о резком усилении помощи южновьетнамским коммунистам и переходе к объединению страны в единое государство с помощью силы. Конечно, Ханой и раньше поддерживал левых повстанцев, но теперь это предстояло делать в совсем других масштабах.

Вьетнам представляет собой узкую полоску суши, тянущуюся вдоль морского берега, и только севернее Ханоя его территория расширяется, занимая обширный горный массив, граничащий с Китаем. В годы разделения, демилитаризованная зона надёжно разрезала страну пополам, и о том, чтобы доставлять через неё какие-то припасы для партизан не было и речи.

Существовали, однако, два обходных пути. Первый – контрабандой по морю. Было сразу понятно, что в ходе большой войны он будет перерезан – и с приходом американцев это так и случилось. Второй – через территорию Лаоса, где тогда шла гражданская война между монархическим проамериканским правительством с одной стороны, и левыми движениями, выступавшими совместно как силы Патет Лао. Патет Лао, воевали в тесном взаимодействии с Вьетнамской народной армией и правительство Вьетнама имело на них серьёзное влияние. Восточный Лаос, будучи малонаселённой и малопроходимой территорией, представлялся идеальным местом для переброски ресурсов для ведения войны с севера Вьетнама на юг.

Караваны с оружием, припасами и даже людьми через эту территорию шли много лет, ещё при французах, но это носило вялотекущий характер — люди несли грузы на руках, везли на лодках и вьючных животных, крайне редко на одиночных машинах (часть маршрута), количество их было небольшим. Американцы тоже вели довольно вялые операции против этого маршрута, в основном силами своих наёмников, из народа Хмонг, вяло поддерживаемых (в части действий против Вьетнамских коммуникаций) королевскими войсками Лаоса и американскими пилотами-наёмниками из «Air America». Всё это было несерьёзно, но после января 1959 года обстановка начала меняться.

Поначалу резкую интенсификацию поставок обеспечили на морском маршруте – именно морем пошёл основной поток оружия, боеприпасов и разного род спец.средств для повстанцев юга. Это был очень эффективный маршрут. Но на разного рода судёнышках и джонках нельзя было спрятать массу людей, а после январского решения на юг понадобилось перебрасывать и дополнительных бойцов. И вот для этого вьетнамцы и решили повторно «активировать» и расширить лаосский маршрут.

Вскоре после решения ЦК ПТВ о расширении партизанской войны на юге, в составе Вьетнамской народной армии было сформировано новое транспортное подразделение – 559-я транспортная группа под командованием полковника Во Бама. Сначала, эта группа имела численность в буквально пару батальонов, и имела на вооружении небольшое количество грузовиков, а основным её грузовым средством были велосипеды. Но уже в том же 1959-м году в её состав уже входили два транспортных полка – 70-й и 71-й, и количество автомобилей в ней начало расти. Во Бам вскоре получил звание генерала, а командование группы стало координировать не только перевозки, но и строительные работы по совершенствованию дорожной сети на лаосском маршруте. К концу года в двух её полках было уже 6000 бойцов, не считая набранных на работы гражданских строителей и частей охраны.

Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни. Часть 1






Сначала велосипеды, потом автомобили, чуть погодя — дороги. Сначала узкие... "Тропа" непрерывно развивалась.


К моменту открытого вступления в войну американцев 559-я группа, которой к тому времени командовал генерал Фан Трон Ту, имела в своём составе почти 24000 человек, в её состав входили шесть автомобильных батальонов, два транспортных велосипедных батальона, лодочный транспортный батальон, восемь инженерно-сапёрных батальонов и 45 отрядов тылового обеспечения, обслуживавших перевалочные базы на маршрутах.

К тому времени вместе с тропками по склонам гор и речными маршрутами транспортная группа обеспечила строительство нескольких сотен километров автомобильных дорог, частью покрытых гравием или выполненных в виде гатей. Группа также строила мосты, перевалочные базы и склады, пункты отдыха для личного состава транспортных подразделений, ремонтные мастерские, госпитали, схроны и бункеры и осуществляла не только доставку людей и грузов на юг, но и доставку строительных материалов для дальнейшего расширения коммуникаций. К середине 1965 года это был уже не маршрут – это было огромная логистическая система из множества маршрутов, доставлявшая воюющим на юге отрядам Вьетконга сотни тонн грузов в день – каждый день. И тысячи бойцов каждый год. И это было только начало.




Техника на тропе. Обращаем внимание на экипировку солдат.


Вьетнамцы действовали крайне оригинально. Так, часть припасов доставлялась путём их упаковки в герметичные бочки и банального сброса этих бочек в реки. Ниже по течению, на перевалочной базе, реки были перегорожены сетями, а на берегу были построены импровизированные краны с длинными стрелами и канатами, чтобы доставать бочки из воды. В 1969 году американцы выяснили, что вьетнамцы построили через территорию Лаоса топливопровод, через который поступали бензин, дизельное топливо и керосин, прокачивавшиеся через одну и ту же трубу в разное время. Чуть позже обнаружилось присутствие на «тропе» 592-го трубопроводного полка Вьетнамской народной армии, а уже в 1970 году таких трубопроводов стало шесть.

Со временем, вьетнамцы, непрерывно расширявшие «тропу», смогли покрыть существенную часть автодорог асфальтом и сделать их функционирование независящим от сезона и дождей. Вьетнамские военные строители прокладывали мосты ниже зеркала воды на реках, чтобы скрыть эти переправы от авиаразведки США. Уже в 1965-м количество грузовиков, непрерывно находившихся в движении на «тропе» составляло примерно 90 машин, и в дальнейшем только росло.

К тому времени у вьетнамцев этот транспортный коридор получил своё традиционное с тех пор название «Стратегический маршрут снабжения Труонг Сон», по названию горной гряды.


Строительство дороги на "тропе".


Дорога между воронками от бомб.


Но в мировой истории этот маршрут остался под своим американским названием: «Тропа Хо Ши Мина».



Схема "тропы". Отдельным цветом выделена сеть, созданная в Камбодже. "Тропа Сиханука"


Американцы аккуратно пытались вести целевой саботаж работы «Тропы» многие годы, но после открытого вмешательства США во Вьетнамскую войну, прятаться стало бессмысленно и США начали серию военных операций, направленных на разрушение этого маршрута.

14 сентября 1964 года США начали против «Тропы» воздушную наступательную операцию «Barrel Roll» («Поворот ствола»). Так началась самая жестокая кампания бомбардировок в человеческой истории. В течение следующих без малого девяти лет, США будут наносить по «Тропе» бомбовый удар каждые семь минут. Каждый час, каждый день, до весны 1973 года. Это приведёт к массовой гибели не только военных Вьетнамской народной армии, но и гражданских лиц. На «Тропу», особенно на её части на Вьетнамской территории будет сброшено столько бомб, что они в некоторых местах изменят рельеф местности. И даже сорок лет спустя джунгли вокруг «Тропы» всё ещё переполнены неразорвавшимися бомбами и сброшенными подвесными топливными баками.

Но начиналось всё скромно.

Лаос, по территории которого американцам предстояло наносить свои удары, формально был нейтральным по отношению к Вьетнамскому конфликту. И чтобы не создавать политических осложнений, США должны были бомбить объекты «Тропы» тайно. С другой стороны, вытянутая форма территории Вьетнама делала боевые вылеты в северную часть тропы с Вьетнамской территории делом довольно трудным.

Поэтому США задействовали свои авиационные силы с авиабазы Нахом Паном в Тайланде, откуда им было максимально удобно достигать целей в Лаосе и где было обеспечено безопасное базирование. Некоторое время ушло на утрясание формальностей со старым королём Лаоса, и вскоре «Скайрейдеры» очередных «Воздушных коммандос» начали свои атаки. Как обычно, без опознавательных знаков.


А-1 "Скайрейдер" на базе в Тайланде


Первыми американскими подразделениями, нанёсшими удары по «тропе» были 602-я и 606-я эскадрильи специальных операций, вооружённые самолётами А-1 Skyraider, AT-28 Trojan и транспортниками C-47. Операция замышлялась бессрочной. По факту она продлилась до конца войны и покрывала территорию на северо-востоке Лаоса. Именно там всё выполнялось в секрете, без опознавательных знаков, на старых самолётах.


Учебно-боевой АТ-28 "Троян"


Но это была не единственная операция. Схема ниже показывает зоны на территории Лаоса, в которых происходили другие. И если операция «Barrel Roll» в целях секретности была возложена на эскадрильи специальных операций, то «Steel Tiger» и «Tiger Hound», были поручены линейным частям ВВС. Отчасти это было обусловлено тем, что зоны проведения операций «Steel Tiger» и «Tiger Hound» не граничили с Северным Вьетнамом, и там можно было действовать свободнее. Так или иначе, но над южными районами «тропы» американская авиация вела себя по-хозяйски, и только на севере осторожничала, прячась за «анонимными» авиаударами, наносимыми самолётами без опознавательных знаков.


Зоны проведения воздушных операций против "тропы".


Сначала бомбардировки имели несколько бессистемный характер. Американцы бомбили всё, что по их мнению относилось к «Тропе» — без разбора. Это касалось и населённых пунктов, находившихся рядом. Подвергались массированным ударам переправы на реках, участки дорог, которые могли бы быть блокированы завалами, возникшими при бомбовом ударе, и, конечно, грузовики.

Очень скоро наступило разделение труда. ВВС и ВМС со своими реактивными самолётами, стали работать по принципу «бомбить всё, что шевелится», и уничтожать выявленные объекты инфраструктуры «Тропы», то лётчики эскадрилий специального назначения ВВС на поршневых самолётах стали специализироваться на отстреле грузовиков, которые после середины 60-х уже были основным средством доставки всего необходимого Вьетконгу.


F-100. Такие самолёты были главной рабочей лошадкой ВВС США во Вьетнаме. В составе авиагруппы "Мисти" такие самолёты бомбили и тропу.


Последние, конечно, атаковались и другими самолётами, при обнаружении, но принципиальная охота на грузовики стала задачей специальных частей ВВС. Они же специализировались на ночных атаках – самолёт передового наведения, лёгкая «Цессна» обычно сбрасывал сигнальную ракету на землю, и от неё пилот-авианаводчик давал направление на цель и дальность до неё. Экипажи ударных самолётов, используя сигнальную ракету как ориентир, атаковали цели в темноте — и как правило успешно.


"Цессны" О-2А передового авианаведения в Тайланде.


Этапным для борьбы за пресечение поставок с севера стал 1965 год. Именно в этом году ВМС США пресекли морской трафик, после чего «тропа» стала единственной артерией партизан на юге. И именно в этом году на «тропе» появилась американская войсковая разведка – MACV-SOG (англ. Military Assistance Command, Vietnam — Studies and Observations Group, букв. «Командование по оказанию военной помощи Вьетнаму — группа исследований и наблюдений»). Хорошо натренированный спецназ, опиравшийся на участие в своих разведывательных выходах вьетнамцев и нац.меншинств, обеспечил американские войска массой разведданных о том, что происходит на «Тропе» реально и дал возможность авиации работать точнее и наносить Вьетнаму большие, чем раньше потери. Впоследствии эти подразделения вели не только разведпоиск, но и захват пленных, и вполне успешно.

Количество боевых вылетов по «тропе» тоже непрерывно росло. Оно начиналось с двадцати в сутки, к концу 1965 составляло уже тысячу в месяц, а спустя несколько лет стабильно колебалось около отметок 10-13 тысяч вылетов в месяц. Иногда это могло выглядеть как рейд 10-12 бомбардировщиков B-52 Stratofortress, которые разом вываливали на предположительно важные места «Тропы» по 1000 с лишним бомб. Часто это была непрерывная многочасовая бомбёжка самолётами с разных авиабаз. Доходило до того, что пилоты, бомбящие «тропу» опасались столкнуться в воздухе со своими же самолётами – так их могло быть много. Но это будет несколько позже.

В 1966 году, над тропой появились А-26K Counter Invader – глубоко переделанный и осовремененный поршневый бомбардировщик В-26 Invader времён ВМВ и Войны в Корее. Эти машины были кардинально перестроены из обычных В-26, эксплуатация которых в ВВС была запрещена после ряда разрушений крыльев самолётов в полёте (включая одно с гибелью экипажа). Так как Тайланд запрещал базирование бомбардировщиков на своей территории, то их переклассифицировали в штурмовики, заменив букву В в названии (от англ. Bomber) на А, производную от слова Attack и траиционную для всех штурмовиков ВВС и ВМС США после Второй Мировой войны.


А-26К в Тайланде.


Самолёты были переоборудованы компанией On Mark Engineering:

После анализа требований ВВС инженеры On Mark предложили следующие главные модификации планера B-26: полное переизготовление фюзеляжа и хвостового оперения, руль направления увеличенной площади для улучшения управляемости самолета при полете на одном двигателе, усиление от корневой части крыла до законцовки оригинальных алюминиевых лонжеронов крыла стальными накладками, установка 18-цилиндровых двухрядных звездообразных двигателей воздушного охлаждения с системой впрыска водно-метаноловой смеси Pratt&Whitney R-2800-103W взлетной мощностью 2500 л.с. Двигатели вращали полностью реверсируемые автоматические флюгируемые трехлопастные воздушные винты большего диаметра. Самолет оснастили двойными органами управления с установленной с правой стороны станцией бомбардира, антиобледенительной системой крыльев и карбюраторов двигателей, противообледенительной системой и стеклоочистителем ветрового стекла кабины, усиленными тормозами с антиблокировочной системой, системой отопления мощностью 100000 BTU (BTU — британская тепловая единица). Претерпели некоторые изменения конструкция приборной панели, а сами приборы заменили на более совершенные. В панели на правой стороне кабины была установлена новая аппаратура. На самолете установили систему пожаротушения, восемь подкрыльных точек подвески (специально разработанных для первого прототипа YB-26K), топливные баки на законцовках крыла емкостью по 165 американских галлонов с системой быстрого аварийного слива топлива.
Специально были разработаны быстросменные стеклянная носовая часть и носовая часть с восемью 12,7-мм пулеметами. Надфюзеляжная и подфюзеляжная защитные турельные установки были сняты. Кроме перечисленного на самолете установили полный комплект бортовой электроники (HF (high frequency — высокочастотная), VHF (very high frequenc — сверхвысокочастотная), UHF (ultrahigh frequency — ультравысокочастотная), коммуникации селекторной связи, навигационную систему VOR, низкочастотный автоматический радиопеленгатор LF/ADF, систему "слепой" посадки ILS (instrument landing system — посадка по приборам), радионавигационную систему TACAN, систему IFF (Identification Friend or Foe — радиолокационная система опознавания самолетов и кораблей "свой-чужой") кодер и радиомаркер), два 300-амперных генератора постоянного тока и два обратных преобразователя мощностью по 2500 вольт-ампер. Была предусмотрена возможность установки сложного фотооборудования для выполнения разведывательных полетов.


А-26К оказались самыми лучшими «Охотниками на грузовики» в первой половине войны. К концу 1966 года на счету этих самолётов, которые тоже летали с базы Нахом Паном было 99 уничтоженных грузовиков с предметами снабжения или бойцами. Надо понимать, что и другие американские самолёты тоже имели свою статистику.

К концу 1966 «роли» авиации разделились окончательно. Реактивные истребители-бомбардировщики уничтожали объекты инфраструктуры на «тропе», при возможности атакуя и грузовики. Тихоходные поршневые штурмовики в основном охотились на автомобили. Разведку обеспечивали спецподразделения и самолёты передового авианаведения-легкомоторные «Цессны».

Однако, несмотря на непрерывное увеличение американских сил, действующих против «тропы», она только росла. ЦРУ непрерывно сообщало о росте числа задействованных грузовиков, и самое главное – автодорог с покрытием. Последнее было самым важным – во время сезона дождей перевозки на грузовиках становились крайне сложными и часто невозможными, в результате поток материалов на юг ослабевал. Строительство вьетнамцами дорог с твёрдым покрытием снимало эту проблему.

В 1967 году, в конце марта, бывший командующий американскими войсками во Вьетнаме, а на тот момент уже председатель ОКНШ генерал Уильям Уэстморленд направил министру обороны Роберту Макнамаре запрос на увеличение численности американских войск во Вьетнаме на 200 000 солдат и офицеров, с доведением общей численности группировки до 672000 человек. Чуть позже, 29 апреля, генерал направил Макнамаре меморандум, в котором указывал, что новые войска (предполагалась мобилизация резервистов) должны будут быть использованы для военной экспансии в Лаос, Камбоджу и Северный Вьетнам. Также в меморандуме было требование начать минирование северовьетнамских портов.

Фактически Уэстморленд хотел использовать новые войска для разрушения логистической сети вьетнамцев в Лаосе.

Но этого не произошло. Потом, конечно и численность войск пришлось увеличить, пусть и не до такой величины (но почти до той, которую Уэстморленд считал минимальной для той войны) и минировать пришлось, но самого главного – вторжения в соседние страны с целью разрушения «тропы» сделано не было.

Теперь у американцев не оставалось никакого выхода, кроме продолжения воздушной войны. Но старые рецепты не работали – потери не заставляли вьетнамцев остановить перевозки по «тропе». Не удавалось и пресечь дорожное строительство. Более того, «тропа» экспансировала на территорию Камбоджи.

В 1968 год, параллельно с бомбардировками ВВС США приступили к выполнению «Проекта Попай» — рассыпке с самолётов реактивов, которые приводили к дополнительному образованию дождевых облаков. Американцы планировали увеличить продолжительность сезона дождей и сорвать перевозки по «тропе». Первые 65 операций по рассыпке реактивов дали реальный результат – дождей действительно стало больше. В дальнейшем, американцы вели рассыпку реактивов почти до конца войны.

Вторым необычным проектом стал проект химического смывания троп и дорожек, по которым шёл поток добровольцев и оружия.

Для этого также предназначался специальный реактив, напоминающий после смешения с водой мыло – и разлагающий уплотнённый грунт дорог и тропинок также, как мыло растворяет грязь. 17 августа 1968 тройка самолётов С-130 из состава 41-го транспортного авиакрыла ВВС начала полёты с авиабаз в Таиланде и вести рассыпку порошкового состава. Первоначальный эффект был многообещающий – размывать дороги и превращать их в реки из грязи у состава получилось. Но, только после дождя, что серьёзно ограничивало применение «химии». Вьетнамцы быстро адаптировались к новой тактике – они посылали массу солдат или добровольцев на уборку средства, до того, как прошедший дождь активировал его и произошло то самое смывание дороги. Однако после потери от огня с земли одного из самолётов с экипажем операция была прекращена.

В 1966 году над тропой появились первые «Ганшипы» АС-47 Spooky из состава 4-й эскадрильи спецопераций. Тихоходные самолёты, вооружённые пулемётной батареей не смогли себя проявить – ПВО «тропы» к тому времени уже имела массу автоматических пушек. За короткое время вьетнамцы свалили шесть «ганшипов», после чего их перестали привлекать к охоте на грузовики.


Пулемёты на АС-47


Ведение огня. Снято в полёте через дверь.


Но американцы смогли понять, что дело тут было не в идее, а в исполнении – старенький самолёт времён Второй мировой с пулемётной батареей просто «не потянул», а вот если бы была машина помощнее…

В 1967 над тропой появился её будущий «Бич» – «Ганшип» АС-130, на тот момент вооружённый двумя многоствольными пулемётами «Миниган», калибра 7,62 мм, и парой 20-миллиметровых автоматических пушек.

Самолёт по своей идеологии «восходил» к АС-47 Spooky, на базе самолёта С-47 вооружённого несколькими пулемётами «Миниган», стреляющими вбок. Но в отличие от АС-47, новые машины оснащались не только более мощным оружием, но и автоматизированными поисково-прицельными системами, имевшими в своём составе приборы ночного видения. В общем, сравнивать их просто не стоило.

9-го ноября в ходе своего первого экспериментального боевого вылета, АС-130 уничтожил шесть грузовиков. Командовал первыми вылетами нового «Ганшипа» фактический создатель этого класса самолётов в ВВС США, майор Рональд Терри. В отличие от старичка АС-47, новый АС-130 выглядел весьма многообещающим, и результаты боевого применения над "тропой" это подтверждали.


Один из первых АС-130 времён войны во Вьетнаме. Отчётливо видны и пулемёты и пушки.


Теперь надо было заняться формированием новой авиачасти под эти самолёты и их производством.

Продолжение следует...
  • Александр Тимохин
  • USAF, Ken Burns, Hua Kiem, Peter Alan Lloyd, Horst Faas/Associated Press, Wikipedia, Vietnam News, George Miller, Phill Caroll, LIFE, Jacob Van Staaveren
  • https://topwar.ru/154862-bez-opoznavatelnyh-znakov-vtjagivanie-ssha-v-vojnu-vo-vetname-i-rol-staryh-bombardirovschikov.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    4 апреля 2019 18:24
    Поражаюсь упорству въетнамцев в борьбе с американцами...вот у кого есть поучиться тем кто сейчас подвергается атаке США.
    Будь у въетнамцев полноценная ПВО туго пришлось бы всем этим АС-130 и штурмовикам различного класса.
    1. +17
      4 апреля 2019 18:28
      Она у них была, под конец. И таки пришлось туго)))

      А вот упорство это да. Не занимать. Лаос, кстати, самая разбомбленная страна в мире, столько бомб, сколько на неё не кидали ни на кого и никогда. В следующей части выложу какой ущерб ландшафту нанесли бомбёжки американцев - это надо видеть.
      1. +4
        4 апреля 2019 19:25
        Лаос, кстати, самая разбомбленная страна в мире

        Суббоеприпас BLU-26B, которым снаряжались американские кассетные бомбы (В — baseball) Этот осколочный суббоеприпас мгновенного действия (масса 1 фунт (454 грамма), диаметр 2,75 дюйма) был практически идентичен суббоеприпасам BLU-36/B и BLU-59/B замедленного действия, имея с ними и одинаковые цвет (оливковый) и форму корпуса с четырьмя ребрами крылышками, но отличался лишь характером поверхности корпуса. Боеприпасы BLU-26B и BLU-63/B, внешне похожие друг на друга (масса 1 фунт (454 грамма), диаметр 70 мм), отличались предназначением: первый был осколочным мгновенного действия, второй — миной осколочного действия.
        По сегодняшним оценкам, по 15 из 17 провинций Лаоса разбросано около 80 000 000 таких неразорвавшихся суббоеприпасов. 40% всех несчастных случаев со взрывоопасными предметами приходится на эти суббоеприпасы. особенно они привлекают детей.
        1. +3
          4 апреля 2019 19:44
          Там до сих пор разминирование идёт, и ещё десятки лет будет идти. Да и во Вьетнаме не лучше местами.
        2. +11
          4 апреля 2019 22:26
          В 1969-1971 гг (мне было 13-15 лет) я лично распилил штук 40 этих шариковых бомб – нам (детям) были нужны детонаторы для самодельных мин (ай да глушить рыбу в реке!). Взрывчатого вещества было много (наше местечко бомбили в 1965-1968 гг через каждые 2-3 дня, от бомб замедленного действия саперы просто отвинчивали взрывное устройство и они валяли везде, мы вооружались ломом и добывали взрывчатку), но детонаторов не было, и мы добывали их у шариковых бомб.
          Возле нашей деревни был пересохший колодец, взрослые собрали тысячи невзрывавшихся шариковых бомб и закопали их в этом колодце. После уроков мы приходили к колодцу, извлекали оттуда шариковые бомбы, аккуратно клали их в бамбуковые корзины в том положении, в каком они лежали в колодце, и осторожно несли к берегу реки. Там, у реки, мы бросали эти шариковые бомбы в валуны в реке. Эти шариковые бомбы очень редко взрывались, в большинстве случаев они просто падали в реку, мы поднимали их со дна реки и распиливали для извлечения детонаторов (белого цвета, цилиндрической формы диаметром примерно 20-25 мм и толщиной около 5 мм).
          Для изготовления мин пригодились любые металлические емкости. Мы плавили взрывное вещество в кастрюле, затем один держит пруть вертикально в середине емкости, другой заливает жидное взрывное вещество. Минут через 10 взрывное вещество затвердевает, мы вынимаем пруть, кладем в глубокое отверстие детонатор и бикфордов шнур, заделываем пустое пространство глиной – и мина готова!
          Сейчас я бы к таким опасным вещам не подходил близко, но тогда мы почему-то не боялись совсем. Бывало, мы всей компанией в 6-7 пацанов сидели в круг и весело распиливали шариковые бомбы! Может от того, что наше местечно бомбили регулярно в течение 3 лет и мы привыкли к взрывам и смертям.
          1. 0
            4 апреля 2019 22:31
            наше местечко
            А название?
            1. +8
              4 апреля 2019 22:43
              Городок Донгмо, уезд Тиланг, провинция Лангшон (120 км от Ханоя и 50 км от границы с Китаем):
              https://www.youtube.com/watch?v=3gISRb56sdY
              1. +1
                4 апреля 2019 23:07
                Озеро Донгмо знаю, городок не знаю. Из Ханоя ребята у нас учились, все взрослые, воевавшие.
                1. +2
                  5 апреля 2019 00:21
                  Координаты ж-д станции Донгмо (дом моих родителей в 300 м от станции):
                  21.656389 C, 106.577389B.
    2. +8
      4 апреля 2019 19:25
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Поражаюсь упорству въетнамцев в борьбе с американцами...вот у кого есть поучиться тем кто сейчас подвергается атаке США.

      учится такому зтруднительно. это упорство есть то что называется " характер народа "
      развитие характера у народов длится столетия
  2. +9
    4 апреля 2019 18:32
    Наши ПВО-шники отметились во Вьетнаме неплохо
    1. +7
      4 апреля 2019 19:03
      Да и Вьетнамские нехило так отожгли.
      1. +1
        4 апреля 2019 19:42
        Не помните имя того вьетнамского парня, который на нашем МИГе впервые в мире сбил с истребителя В-52 ? Он, случаем, уже в полковниках, не летал в космос с нашими ребятами? Как-то стёрлось из памяти, а жаль...
        1. +4
          4 апреля 2019 22:34
          Читайте о нем здесь - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BC_%D0%A2%D1%83%D0%B0%D0%BD
      2. +7
        4 апреля 2019 19:54
        Фам Туан.
        Но там куда покруче были пилоты, Нгуен Ван Кок например.
        1. 0
          4 апреля 2019 21:41
          Александр, в комментариях на ВО читал историю о том, как вьетнамцы закрывали наших операторов ПВО своими телами (вставали вокруг него) дабы его не посекло осколками, подскажите пожалуйста, Вам встречалась подобная информация? hi
          1. +2
            4 апреля 2019 22:14
            Нет, не встречалась.
          2. +3
            4 апреля 2019 22:51
            Здесь, с 16мин10cек:
            https://www.youtube.com/watch?v=1WtsDxyX6A4&t=391s
            1. +1
              4 апреля 2019 23:28
              Цитата: Vivan
              Здесь, с 16мин10cек

              Спасибо за ссылку good
          3. +2
            4 апреля 2019 22:57
            Цитата: Dym71
            Александр, в комментариях на ВО читал историю о том, как вьетнамцы закрывали наших операторов ПВО своими телами (вставали вокруг него) дабы его не посекло осколками, подскажите пожалуйста, Вам встречалась подобная информация? hi
            Н, Колесник
            Война во Вьетнаме… Как это было (1965-1973)"
        2. +1
          4 апреля 2019 22:46
          Спасибо, Александр. hi Если есть информация о сбитых американцах, напишите -- интересно. Столько лет прошло, да и память уже не та.
    2. +2
      5 апреля 2019 00:32
      Цитата: Адьютант
      Наши ПВО-шники отметились во Вьетнаме неплохо

      Да, неплохо. Три тысячи единиц авиатехники подбили... fellow
      1. 0
        5 апреля 2019 11:30
        Намного больше! См. газету Правда!
        1. +3
          5 апреля 2019 12:18
          Официальная справка ДРВ:
          Во время войны c 05.08.1964 г. по 31.12.1972 г. над территорией Северного Вьетнама был сбит 4181 американский самолёт, в том числе: зенитной артиллерией - 2568 (60%), истребительной авиацией - 320 (9%), зенитными ракетными войсками – 1293 самолета (31%), из них 32 (90%) стратегических бомбардировщика В-52.
          В 1965 г. – ПВО ВНА сбила 834 боевых самолёта.
          В 1966 г. – ПВО ВНА сбила 773 самолета, из них 221 уничтожено ракетами.
          В 1967 г. – ПВО ВНА сбила 1067 самолетов, в т.ч. ЗРВ – 435, ИА – 129 (1 B-52), ЗА – 503 самолета.
          В 1968 г. – 557 самолетов, в т.ч. ЗРВ – 119, ИА – 47 самолетов.
          В 1969 г. – 71 самолет.
          В 1970 г. – 43 самолета.
          В 1971 г. – 56 самолетов.
          В 1972 г. – 922 самолета, в т.ч. 34 В-52, из них 32 - ракетами.
          Соотношение потерь сторон в воздушных боях за всю войну 131/320 в пользу вьетнамских ВВС.

          PS. В период апрель 1968 г – март 1972 г американцы бомбили лишь узкую полосу территории ДРВ (от 17-й до 20-й параллели).
          1. +4
            5 апреля 2019 12:35
            Помню как мы в школе отвечали: сбито 3000! Сбито 4000! Ура вьетнамскому народу. И деньги в помощь собирали. По 20 коп с носа!
  3. +3
    4 апреля 2019 19:25
    Отлично! Жду продолжения с нетерпением!
  4. +7
    4 апреля 2019 19:37
    Вьетнамцы достойны уважения. Франция, США и Китай. От всех отбились
    1. 0
      4 апреля 2019 19:42
      От Китая не особо на самом деле. Если мифы отбросить, то картинка для Вьетнама не очень получается.
  5. +3
    4 апреля 2019 19:38
    ГАЗ-63, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130 -- кабы не ландшафт, то решил бы, что эти фото с учений нашей армии. Тут сразу видно кто кому помогал. )))
    Автору спасибо и плюс. hi
    1. +1
      4 апреля 2019 19:41
      Пожалуйста

      Но вообще там ещё китайцы очень сильно помогали. Я просто фото не стал искать.
      1. +1
        4 апреля 2019 19:50
        Да, я в курсе. Но были, и не раз, проблемы с грузами, которые отправлялись из Союза по "железке" через Китай. Задерживали, или вообще не доставляли адресату. Всё было. А здесь я просто конкретно за автомобили сказал. smile
        1. +1
          4 апреля 2019 19:55
          Китайских машин на тропе было очень много.
          1. 0
            4 апреля 2019 20:02
            Китайцы копировали наши авто, но они заметно отличались по внешнему виду, да и по качеству тоже. На фото в статье я не увидел "китайцев".
            1. +1
              4 апреля 2019 22:05



              На первом фото первая машина - DongFeng
              На втором первые две машины той же марки, потом ЗиЛ.
              1. 0
                4 апреля 2019 22:26
                Да, верно, особенно хорошо заметно на нижнем фото. Но я и не возражал, вроде. hi
              2. +1
                4 апреля 2019 23:23
                Цитата: timokhin-a-a
                На первом фото первая машина - DongFeng
                На втором первые две машины той же марки, потом ЗиЛ.

                Один чёрт. "15 июня 1953 года принято считать днём рождения всего автопрома в КНР. Тогда в Пекине начала свою работу FAW. ру "15 июня 1953 года принято считать днём рождения всего автопрома в КНР. Тогда в Пекине начала свою работу FAW. https://fishki.net/auto/1315773-kitajskij-avtoprom-velikij-i-uzhasnyj.html


                10 марта 1958 года — первый грузовик (NJ130) грузоподъёмностью в 2,5 тонны, основанный на ГАЗ-51, был произведен в Нанкине.
                10 марта 1958 года — первый грузовик (NJ130) грузоподъёмностью в 2,5 тонны, основанный на ГАЗ-51, был произведен в Нанкине."
  6. -2
    4 апреля 2019 20:07
    Такое ощущение, что автор на стороне американцев. С их стороны подробно описано, а про вьетнамцев вскользь. Наверняка были попытки обезопасить тропу.
    1. -11
      4 апреля 2019 21:09
      Не плохо бы было вспомнить, что был Северный Вьетнам и был Южный Вьетнам. Ребятки из Северного воевали руками китайских и Советских "добровольцев", по-нынешнему "ихтамнетов", а вот Южные воевали за себя и не хило накладывали всем этим северным заложникам идеи "всемирной пролетарской революции".
      А зверства? С обоих сторон были. à la guerre comme à la guerre.
      1. +6
        4 апреля 2019 21:26
        Цитата: R.L.
        а вот Южные воевали за себя

        А Северные за дядю? belay
      2. +3
        4 апреля 2019 21:41
        Ну вообще всё было ровно наоборот.

        Даже шутка была в те годы у американцев "ARVN rifles for sale. Never fired, just dropped once". Переделка прикола про французов в ВМВ.

        Переводить надо?
        1. +1
          4 апреля 2019 21:46
          Цитата: timokhin-a-a
          Переводить надо?

          Чётко, Александр good
      3. 0
        4 апреля 2019 22:20
        а вот Южные воевали за себя и не хило накладывали всем этим северным заложникам идеи "всемирной пролетарской революции".

        Особенно их "не хилость" проявилась при проведении операции Lam Son 719!
    2. 0
      4 апреля 2019 21:38
      Конечно были. Об этом в следующей части.
  7. -1
    4 апреля 2019 21:24
    Статью плюсанул, в связи с чем пожелание автору - обращайте и дальше свой взгляд в ретроспективу, а перспективу пошлите куда подальше laughing
    1. +4
      4 апреля 2019 21:39
      Я не принимаю советы от людей, путающих тёплое с мягким, а белое с квадратным, которые ещё и гордятся неспособностью думать хотя бы как-то.
      1. -10
        4 апреля 2019 21:47
        Да ради Бога - вы только ретроспективу в перспективу не конвертируйте и будет вам счастье laughing
        1. +2
          4 апреля 2019 22:17
          Да у меня и так счастье. Касательно Вас, не забывайте - всё, что Вы понимаете, понимаете неправильно. Если Вы в чём-то уверены, то это не так и т.д.

          Поэтому ёрничать не стоит, надо озадачиться саморазвитием, например старый учебник логики для средней школы скачать, развивать мозг, он же у Вас вообще не работает, абсолютно.

          Порефлексируйте, попробуйте позадавать себе вопрос "в чём я могу быть неправ" (обнаружите, что во всём laughing ) и т.д.

          До определённого возраста мозг можно спасти. Не упускайте свой шанс.
  8. -4
    4 апреля 2019 22:36
    Цитата: timokhin-a-a
    До определённого возраста мозг можно спасти

    О чем я вам и говорю laughing
    1. +3
      5 апреля 2019 08:45
      Нет, это я Вам не говорю, а пишу.

      У Вас явно застрял Посейдон в мозгу, вы что сами не видите laughing
  9. 0
    5 апреля 2019 00:16
    Любопытен перечень изменений A-26K. Что в нем осталось от оригинального - подстаканники? Какой смысл в переделке, которая дороже разработки нового самолета?
    1. +1
      5 апреля 2019 08:47
      Не дороже в итоге вышло. Дело в том, что ВВС не хотели вкладываться в штурмовую авиацию, они её ненавидели тогда, ненавидят сейчас, и всю войну пытались обходиться полумерами.

      Я писал об этом здесь - https://topwar.ru/155817-sabotazh-vvs-ssha-protiv-idei-legkogo-shturmovika.html
  10. +1
    5 апреля 2019 04:58
    Однозначно плюс, ждем продолжения.
  11. +1
    5 апреля 2019 07:30
    Огромное спасибо! С нетерпением жду продолжения. Про эту тропу слышал с детства. Всегда восхищался мужеством вьетнамского народа!
  12. 0
    5 апреля 2019 13:50
    режим, проводивший массовые принудительные переселения граждан, стремившийся к насаждению католицизма среди вьетнамских буддистов, очень жестокий с одной стороны, но крайне неэффективный и беспомощный в управлении государством с другой, несамостоятельный во внешней и оборонной сфере и предельно коррумпированны


    Что-то до боли знакомое просматривается, или мне только кажется?
    1. +2
      5 апреля 2019 14:41
      Просматривается вассал США. Классический вариант.
    2. 0
      5 апреля 2019 15:07
      У нас в городе есть маленькая речушка, вытекающая из озера. Вдоль неё протоптана тропинка. Летом пойма зарастает, как в джунглях. Так эту тропинку в народе до сих пор называют "Тропа Хо Ши Мина". Автору респект!
  13. 0
    14 апреля 2019 08:15
    MACV-SOG - это стратегическая разведка, а не войсковая

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»