Военное обозрение

Тот самый «Братишка»

34
«Братишка» – таким негласным позывным десантники, которых он спасал, окрестили Сергея Вячеславовича Палагина, пилота многоцелевого вертолета Ми-8 МТ. Так было заведено в его экипаже, что правому пилоту поручалось вымывать мокрой губкой «БРАТИШКА» на закопченном борту их Ми-8, такое тёплое и родное слово посреди войны. Его вертушку и «позывной» знали практически все, кому довелось воевать на Северном Кавказе. И часто в опасной ситуации они просили прийти на помощь именно его «восьмёрку». Знали, что он никогда не откажет. Отправляя Палагина на эвакуацию разведгруппы, генерал Казанцев скажет: «…десантники попросили, чтобы ты снова прилетел, как они там тебя прозвали, «Братишкой», что ли? Ну, вот и давай, вытаскивай своих братишек из беды». Рискуя собой, своим экипажем и боевой машиной, Сергей вытаскивал из самого пекла наших бойцов, грязных и уставших, часто «трёхсотых», а порой и «двухсотых». Потому что крепки на войне традиции боевого братства: сам погибай, а товарища выручай. Но если ты хоть раз дашь слабину и откажешься идти на выручку туда, где пекло, то не факт, что потом за тобой придут другие. О Сергее Палагине ходили легенды среди тех, кому довелось стать участником этих горячих событий.


Тот самый «Братишка»

Энгеной. 1996 год


Он сам называет это просто «работой». Ежедневная работа днем и ночью, под огнём противника, на пределе возможностей машины и людей. Летать в горах в непогоду, когда другие борта вынуждены стоять на земле, способен был только Палагин. Монетки выпускающему на удачу, взлет, контрольное висение, и вереница вертушек пошла на задание. Его Ми-8, который бойцы ещё ласково называли «зелёненьким», на боевых вылетах обычно прикрывала пара ударных вертолетов Ми-24, получивших своё прозвище «полосатые» из-за характерной маскирующей расцветки. Они были его ангелами-хранителями, когда своим огнём давили огневые позиции «духов», давая возможность «восьмёрке» высадить десант, подобрать раненых, а если придётся, то и прикрыть её от пуль своим бортом. Лишь после приземления на площадке, когда напряжение отпускало, он замечал, как дрожат руки. А техники водой из шланга смывали грязь и кровь в грузовой кабине его «восьмёрки», осматривали повреждения, меняли разбитые блоки, латали пробоины в бортах.

Вот так напишет Сергей Палагин о том, как ему порой приходилось работать с прикрытием:

— Где вы были, где вас черт носил? Мы без вас минуты две под огнём кувыркались.
— Но, Вячеславович, как четко получилось: мы выскакиваем, а вся оборона «духов» вскрылась и по тебе «работает», вот мы их и стали накрывать, прям как на полигоне, — оправдывались парни с «полосатых» за своё опоздание.


Из-за отсутствия собственной брони, за исключением бронеплиты для защиты экипажа и бронежилетов в кабине, Ми-8, как консервную банку, можно было продырявить из чего угодно. Поэтому с уверенностью можно сказать, что экипажу фартило невероятно, когда по ним «работали» с земли, борт получал повреждения, но никого не зацепило, и вертушка добралась до площадки. Так и рождались слухи о том, что их командир — заговорённый.


Иногда приходилось браться за пулемет, на войне как на войне. 1995г.


Но, невзирая на свою незащищенность, «восьмерка» Сергея Палагина отчаянно ходила на штурмовки наравне с бронированными «двадцатьчетверками», молотя по позициям боевиков НАРами (неуправляемые авиационные ракеты) и ведя огонь из курсового пулемёта ПКТ калибра 7,62 мм. В одном из вылетов, обнаружив огонь противника по выходившей из атаки «двадцатьчетверке», он крикнул в эфир ставшую легендарной фразу: «Полосатые», отходите, я вас прикрою!» — и ударил разом всем своим бортовым оружием, сорвавшись с небес в крутом пикировании на своём Ми-8. Боевики вертушку Палагина за его дерзость уважительно прозвали «Дикая птица». Он знал, что захваченных в плен вертолётчиков «духи» живыми не оставляют, и поэтому в его кармане на крайний случай были припасены две гранаты Ф-1. Одна для них, вторая для себя.

А чего стоила его отчаянная атака в сентябре 1999 года! Они только что отработали НАРами, когда при пикировании увидели ожившую зенитку боевиков ЗУ-23-2, стволы которой смотрели прямо на них. Выходить из пике, подставляя свой борт, было поздно. Тогда Сергей Палагин и повёл вертушку в лобовую атаку на зенитку. Переключив курсовой пулемёт на себя, он бил длинной очередью в изрыгающую огонь установку, пока та, в конце концов, не заткнулась. Их вертолёт весь в окружении дымных шапок от разрывов исчез за склоном в ущелье, и со стороны показалось, что его сбили. А с каким все с облегчением вздохнули, когда через некоторое время он снова показался, возвращаясь!..


Комсомольское. Мой экипаж (слева направо) С. Стукаленко, С. Палагин, Н. Стоц, А. Нестеров. 2000 г.


Мне посчастливилось лично познакомиться с живой легендой – боевым вертолётчиком Сергеем Вячеславовичем Палагиным, чтобы рассказать о том, как становятся героями. Наша встреча не была случайной. Предварительно я «пролистал» в Интернете весь материал о нём, что смог найти. Мне удалось приобрести и прочитать его редкую авторскую книгу, которая не попала в свободную продажу. Книга «Братишка» из 487-го… Война глазами боевого вертолётчика» была издана в Краснодаре тиражом всего в одну тысячу экземпляров. Но об этом чуть позже.

Сергей оказался весьма радушным хозяином, пригласив меня к себе. Вечером мы сидим на кухне семьи Палагиных, и Сергей угощает коньяком со «своего» завода. Дело в том, что его родной 487-й вертолётный полк располагался на Ставрополье, в городе Буденновске, где на коньячном заводе «Русь» и производится этот янтарный напиток. Да, это именно тот самый Буденновск, больницу которого в июне 1995 года захватила вооруженная до зубов банда Шамиля Басаева. Сергею Вячеславовичу, тогда второму пилоту, пришлось в составе экипажа «восьмерки» капитана Александра Кушнарева летать над больницей, вызывая на себя огонь боевиков для того, чтобы выявить их огневые позиции перед штурмом силовиков. Так они и кружили почти два часа, играя с бандитами в «кошки-мышки» и стараясь не подставить свой борт под потоки свинца. Пулей разбило остекление кабины и осколком оцарапало Сергею голову, но они продолжили полёт. А всего в нескольких минутах лёта от этой трагедии находился его дом, где жена Ирина ждала его с двумя маленькими дочками. Они только что махали ему ручками с балкона, когда он пролетал над домом.

Сергей Палагин родился в Саратове 26 марта 1968 года. Из-за частой смены мест работы отца, инженера-сварщика, работавшего с нефтяниками, семья Палагиных неоднократно меняла место жительства. В 1970 году они переехали в столицу Туркмении город Ашхабад. Сергей вспоминал, как они с местными мальчишками целыми днями лазили по местной аэродромной свалке, забирались в самолёты, знали там всё до мелочей. А главным его «трофеем» был настоящий штурвал самолёта — он им очень гордился, притащив домой. В 1981 году они переехали в районный посёлок Безмеин, где возле военного аэродрома тоже была своя свалка, на этот раз — военных самолётов. Но однажды в небе над посёлком разыгралась драма, когда военные лётчики уводили свой падающий самолёт за окраину посёлка и погибли, спасая мирных жителей. За это подвиг они были посмертно награждены Орденами Красной Звезды. Тогда у Сергея и зародилась мечта стать военным лётчиком.

Однажды он вместе с мальчишками тайком забрался в кабину «кукурузника» Ан-2, пилоты которого ушли на обед. Озорники стали щёлкать тумблерами и, дёргая за все рычаги, случайно выполнили нужную последовательность для запуска двигателя. Самолёт вдруг «пошёл», а ребята, испугавшись и не зная как заглушить двигатель, выскочили из кабины. «Кукурузник» повернулся и зацепил аэродромную постройку. Ох, и досталось тогда всем «на орехи». Их разбирали на совете отряда и «песочили» на школьной линейке, поставили на учёт в милиции, но за ними тогда закрепилось прозвище «лётчики».

Дальше была служба в армии и учёба в Саратовском высшем военном авиационном училище лётчиков. Женитьба и рождение двух дочерей. Служба в авиационных вертолётных частях Группы советских войск в Германии. В 1993 году Сергей Палагин прибыл в Будённовск, на службу в 487-й отдельный вертолётный полк. Сергей Вячеславович с особой благодарностью вспоминает своих учителей, прошедших Афганистан и передавших свой боевой опыт им, начинающим пилотам. Они даже не представляли, как скоро сами станут участниками боевых действий.


Беслан. Возвращение десантной группы. 2008 г.


Дальше потянулась череда войн и военных конфликтов. Сергей Палагин участвовал в ликвидации осетино-ингушского конфликта 1993 года. Он воевал на первой чеченской войне (1994-1996 гг.), участвовал в боевых действиях в Дагестане (1998-1999 гг.), был командирован для участия в боевых действиях во второй чеченской войне (1999-2008 гг.). Его экипаж был одним из первых, кто принял участие в операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году. Обо всех этих периодах своей жизни он так честно и ярко напишет в своей книге, что это вызовет отклик одобрения не только у его боевых товарищей, но и у командного состава.

Бывало, что командир полка и начальник службы безопасности полётов устраивали ему разнос. Тут же вспоминали и ночные эвакуации, и заходы в Ботлих в облаках, и штурмовки на «живца», и нетактичное поведение с начальством. Однажды между генералом Трошевым, командующим 58-й армией, и Палагиным во время полёта на борту его Ми-8 произошел неприятный «инцидент». Генерал приказал садиться, а Сергей Вячеславович категорически отказывался подчиняться из-за соображений безопасности в указанном месте посадки. В памяти лётчика были случаи, когда экипажи с пассажирами разбивались, согласившись сесть там, куда указало высокое начальство. Трошев не стеснялся в выражениях, грозя увольнением и трибуналом. Не выдержав потока угроз и незаслуженных оскорблений, Палагин достал пистолет. Он спокойно передернул затвор и, направив его Трошеву в лицо, прокричал: «Если вы сейчас же не покинете кабину, я вас застрелю как лицо, препятствующее безопасности полёта». Его отстраняли от полётов, но ненадолго. Потому что некому было работать на предельных высотах, да и для полетов ночью в горах нужен не только допуск, а ещё и навыки. Поэтому экипаж Палагина снова возвращали в работу, и опять ставили самые сложные задачи. Вертолётчики «двадцатьчетвёрок» между собой в шутку называли его «Бог войны и криминала».


Каспийск. После боевого вылета. 1999 г.



С захваченным у духов и вывезенным оружием. Урус Мартан. 2001 г.


Но видно, чему суждено случиться, того не миновать. За допущенную ошибку на площадке в Каспийске, когда в командирском кресле во время выруливания был обучающийся, а Сергей занимал кресло инструктора, произошло непоправимое. Лопасти его вертолета ударили по рулевому винту другого. Оказались выведены из строя две машины, да ещё вдобавок осколок оторвавшейся лопасти сделал пробоину в борту корабля на воздушной подушке. За это с Палагина взыскали по всей строгости и отправили на штрафные работы авианаводчиком в самое опасное направление, до тех пор, «пока кровью не смоет». Руководящий действиями самолётов и вертолётов, обозначая им цели, передовой авиационный наводчик (ПАН) — это самая желанная цель для снайперского и минометного огня противника. Поэтому многих из них награждали орденами и медалями, иногда посмертно. Сергей не уволился и не отказался, а вскоре его снова вернули к полётам, где без него не справлялись.

Певец и рок-музыкант Александр Маршал посвятил ему свою песню «Братишка».



Фотографии из личного архива Палагина С.В.


Ханкала. После выполнения боевого задания.








Горы — наши!


С атаманом Святокрестовского ГКО С. Рыбальченко, Ханкала


На "БРАТИШКЕ" в окрестностях Бамута. 2000 г.


Беслан, доставляют войска.


Заночевали где придётся


Высадка на зачистку


Мекали. Посадка в ущелье. 2004 г.


Эвакуация раненых — святая задача для вертолетчика


Дачу-Борзой. Эвакуация раненого. 2000 г.


Бамута. Эвакуация раненого. 2006 г.


Белгатой. Эвакуация раненого. 2004 г.


Ханкала, перегрузка раненого на таблетку. 2004 г.


Ца-Ведено. Эвакуация раненого. 2005 г.


Барахчи. Эвакуация разведгруппы. 2002 г.




Моздок. Встречаем командующего генерала В. А. Шаманова.


Боевые друзья А. Азарнов и А. Лебедь у меня в гостях.


Продолжение следует…
Автор:
Использованы фотографии:
Из личного архива Палагина С.В.
Статьи из этой серии:
Человек со "стальным сердечником"
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дмитрий Потапов
    Дмитрий Потапов 5 апреля 2019 05:28 Новый
    +35
    О таких людях чаще надо писать, снимать фильмы,приглашать на передачи!
    1. Тот же ЛЕХА
      Тот же ЛЕХА 5 апреля 2019 05:51 Новый
      +23
      Палагин достал пистолет. Он спокойно передернул затвор и, направив его Трошеву в лицо, прокричал: «Если вы сейчас же не покинете кабину, я вас застрелю как лицо, препятствующее безопасности полёта».

      Уважаю таких людей...не побояться пойти против самодурства и глупости начальства это надо иметь крепкую волю ...мое почтение этому настоящему Русскому офицеру. hi
      Долгих лет жизни ему пожелаю.
      1. pafegosoff
        pafegosoff 5 апреля 2019 06:35 Новый
        +15
        Приходилось указывать своим генералам, кто дома хозяин.
        Хорошо, что они сами регулярно (в обязательном порядке) летали, потому сразу приходили в себя и - без претензий. Ну это лет сорок назад - молодой, горячий был. За это даже квартирки в щитовом бараке не получил...
        1. slasha
          slasha 5 апреля 2019 11:17 Новый
          +3
          Это правда! Пехотные особенно любят командовать, пытаются в кабину влезть, дают указания "смазать все подшипники, чтоб не гудели".
    2. Pete Mitchell
      Pete Mitchell 5 апреля 2019 06:33 Новый
      +13
      Цитата: Дмитрий Потапов
      О таких людях чаще надо писать, снимать фильмы,приглашать на передачи!

      Со всем соглашусь, а еще надо обеспечивать приемственность поколений и удерживать их в армии. Такие люди задают стандарты: отношения к службе, к жизни.
      1. ГКС 2111
        ГКС 2111 5 апреля 2019 06:51 Новый
        +13
        Спасибо за труд автору!Побольше и почаще надо писать таких статей!
        1. bouncyhunter
          bouncyhunter 5 апреля 2019 09:41 Новый
          +11
          Присоединяюсь к словам благодарности автору и жду продолжения ! soldier
          1. Reptiloid
            Reptiloid 5 апреля 2019 12:45 Новый
            +6
            Цитата: bouncyhunter
            Присоединяюсь к словам благодарности автору и жду продолжения ! soldier

            Также присоединяюсь. Два дня подряд выходят статьи про людей, прошедших последние войны.Хотя рубрики разные, цель одна----дать нам знание о Героях страны.
            1. bouncyhunter
              bouncyhunter 8 апреля 2019 06:26 Новый
              +5
              Цитата: Reptiloid
              цель одна----дать нам знание о Героях страны

              Добавлю : не только и не столько нам , сколько молодёжи . Дабы знали и помнили . soldier
  2. EwgenyZ
    EwgenyZ 5 апреля 2019 06:03 Новый
    +17
    У каждого своя дорога по жизни, у Матросова, Казарского, Гастелло, Колобанова, Капустина с Яновым, Космодемьянской, Родионова, Прохоренко, Нурбагандова, Палагина.... и.др. А конец пути один - стать Легендой, кто при жизни, кто после. При чем каждый из них специально к этому не стремился, просто "делал своё дело", как в песне - "А в общем, надо просто помнить долг. От первого мгновенья до последнего".
    1. asar
      asar 5 апреля 2019 09:00 Новый
      +5
      good Отличный коммент, Брат!
  3. Yngvar
    Yngvar 5 апреля 2019 06:20 Новый
    +6
    Такие люди - честь и совесть российской Армии!
  4. pafegosoff
    pafegosoff 5 апреля 2019 06:27 Новый
    +5
    Вот фильмов снимать не надо! Потому что.
    Если отнять деньги у пенсионеров и дать снять фильм Лунгину (ибо он снимает только на деньги, отнятые у пенсионеров), то этот "мастер" соорудит блогбастер, где все боевики будут такими красивыми-умными и праведными, а русские непременно - скотами, насильниками, живодёрами и просто - тупым хламом.
    Так что про хороших людей лучше писать, чем отдавать материал в руки современных "мастеров".
    1. knyf
      knyf 5 апреля 2019 07:59 Новый
      +3
      Пойду Рембо пересмотрю ещё раз. Блогбастер. А Лунгину надо лицо набить. На будущее.
      1. asar
        asar 5 апреля 2019 08:57 Новый
        +1
        Да, Лунгин еще тот лунгин
    2. asar
      asar 5 апреля 2019 09:05 Новый
      +3
      Фильм о войне должен снимать тот, кто ее прошел, кто ждал!
      Вот тогда получится Шедевр!
  5. parusnik
    parusnik 5 апреля 2019 06:41 Новый
    +10
    Спасибо, свое вспомнилось..
    1. Reptiloid
      Reptiloid 5 апреля 2019 12:49 Новый
      +2
      Цитата: parusnik
      Спасибо, свое вспомнилось..

      С уважением к Вам
  6. AlexVas44
    AlexVas44 5 апреля 2019 08:09 Новый
    -2
    Интересно, автор сам придумал что авианаводчики это штрафники, т.е. в чём то провинившиеся. Творческий подход?
    1. asar
      asar 7 апреля 2019 20:44 Новый
      0
      ЧУШЬ Собачья!
    2. helilelik
      helilelik 28 мая 2020 21:19 Новый
      0
      В те времена в авианаводчики отправляли и залетчиков и начфинов и кого попало . Потом начали готовить профессиональных ,в Ейске,если не ошибаюсь.
  7. Злое эхо
    Злое эхо 5 апреля 2019 08:25 Новый
    +3
    Браво Виктор. Классная статья.
  8. Нонна
    Нонна 5 апреля 2019 08:27 Новый
    +2
    Отличная статья. Жду с нетерпением продолжения.
  9. asar
    asar 5 апреля 2019 08:56 Новый
    +4
    Спасибо ВАМ, "винтокрылые", сколько раз с "того света" вытаскивали!

    Когда думали Хана!
    Пацаны! У кого что осталось? Щас пойдем, в рукопажку!
    Тут вылетает "Мишка"!
    - Бортуемся, мужики!
  10. mertz
    mertz 5 апреля 2019 10:14 Новый
    +7
    у А.Маршала есть песня "Братишка" как раз про этот самый вертолет, песню много раз слушал, но как то не задумывался по какому мотиву она и с реальных ли людей, до этого момента. Вот они настоящие люди в честь которых и пишут песни.
  11. Goldmitro
    Goldmitro 5 апреля 2019 10:17 Новый
    +3
    Цитата: knyf
    Лунгину надо лицо набить

    Лицо - это у уважаемого человека. А у любителя снимать фильмы, где русских постоянно смешивают с грязью, это не лицо, а , по которой хочется ...!
  12. Танковый пиджак
    Танковый пиджак 5 апреля 2019 10:31 Новый
    +4
    На таких Братишках держится русская земля. Спасибо за статью.
  13. slasha
    slasha 5 апреля 2019 11:36 Новый
    +4
    Хорошая статья! Даже можно сказать - жизненная! Сам это видел в первую чеченскую Тогда наш 440 почти в полном составе работал там. Даже казаков выручали под Аргунем.
  14. iouris
    iouris 5 апреля 2019 13:50 Новый
    +1
    Всё по-настоящему, без кетчупа, а настоящие герои совсем не похожи на героев, не фотогеничны... Это надо знать, что стандарты Голливуда совсем не стандарты.
  15. radiootdel4
    radiootdel4 5 апреля 2019 15:38 Новый
    +3
    Послушал Маршала "Братишка".. . Хорошая песня.
    Но когда знаешь о ком эта песня, что все это правда - аж "мороз по коже..". У меня только один вопрос - когда ждать фильм о Сергее Палагине, где все сценаристы-режисеры, писатели. Какие нахрен Рембы могут сравниться с ним. Напишите уже и снимете еще одну "Повесть о настояшем человеке"...
    Сергею желаю здоровья (ему и его близким), долгих лет и удачи во всем.
  16. убей фашиста
    убей фашиста 5 апреля 2019 20:37 Новый
    +2
    Здоровья и благополучия ПИЛОТУ!
    1. intuzazist
      intuzazist 8 апреля 2019 07:12 Новый
      0
      Пилот-это в гражданской авиации!!! В ВВС-ЛЁТЧИК!!!!!
  17. Orkraider
    Orkraider 5 апреля 2019 22:19 Новый
    +4
    Спасибо за статью. Как жаль, что мы знаем мало, про таких людей среди нас. Горжусь ими. Слава Богу, что они есть. Спаси и храни их Господь. Знайте их, люди, помните о них, и просто говорите «спасибо»
  18. Катран
    8 апреля 2019 22:01 Новый
    +1
    На днях вышел документальный фильм "В небе "Братишка". Будем жить !!!"
    Вот ссылка https://www.youtube.com/watch?v=8_ad3_NRNHA

    В основе данного видео лежит запись радиообмена во время боя в районе населённого пункта Тазен-Кале в Чеченской республике между экипажами вертолётов огневой поддержки Ми-24, радистом морских пехотинцев и экипажем Героя России майора Сергея Палагина. Подробно об этой истории можно прочитать в книге Сергея Палагина "Братишка из 487-го".