Военное обозрение

Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев

21
Слово «авианосец» обычно ассоциируется с огромным кораблём, несущим сотни самолётов и тысячи человек экипажа. Однако в процессе развитии авиации предпринималось немало попыток использовать в качестве носителя самолётов другой самолёт-авиаматку или дирижабль.


Проекты воздушных авианосцев разрабатывались ещё в Первую мировую войну. В Великобритании разместили истребитель Bristol Scout на самолёте Porte Baby с целью повышения эффективности борьбы с немецкими дирижаблями.

В свою очередь, немцы рассматривали размещение истребителей на борту дирижабля для защиты от британских истребителей. В 1917 году с цеппелина L-35 был сброшен истребитель Albatros D.III, совершивший затем благополучную посадку.

И британский, и немецкий проекты воздушного авианосца не вышли из стадии испытаний.


Истребитель Bristol Scout на самолёте Porte Baby и истребитель Albatros D.III под дирижаблем L-35


После Первой мировой войны эстафету приняли американцы. Они предприняли несколько попыток создать дирижабли – носители истребителей, предназначенных для проведения морской разведки. Огромные дирижабли флота США Akron и Macon должны были нести по четыре-пять истребителей Curtiss F9C Sparrowhawk. Оба воздушных авианосца потерпели крушение, после чего дирижаблестроительная программа США была свёрнута.


Дирижабль USS Akron (ZRS-4) и выпуск истребителя через Т-образный вырез в корпусе


В СССР проект летающего авианосца «Звено» разрабатывался с начала 30-х годов XX века. В качестве носителей предусматривались тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, в перспективе рассматривались бомбардировщики ТБ-7 и МТБ-2. В качестве истребителей, по мере развития проекта, предполагались самолёты И-4, И-5, И-Z, И-16. Работы велись достаточно активно, было рассмотрено много концептуальных проектов и проведено практический испытаний. В перспективе планировалось создание авиаматки с восемью самолётами на борту (два самолёта должны были устанавливаться сразу и ещё шесть стыковаться после взлёта). Планам помешала война.

К началу Великой Отечественной войны был реализован проект усовершенствованного воздушного авианосца «Звено-СПБ» (СБП, составной пикирующий бомбардировщик). За 1941-1942 годы самолёты «Звено-СПБ» совершили несколько десятков боевых вылетов, уничтожая точечные цели противника у вступая в бой с истребителями. Несколько истребителей было потеряно, но в целом опыт можно считать удачным.


Слева экспериментальное «Звено-2» – три истребителя И-5 на модернизированном ТБ-3, справа мелкосерийное «Звено-СПБ» – два истребителя И-16 под крыльями ТБ-3


Почему проект не получил развития? Вначале помешала война, а затем, возможно из-за того, что близилась эра реактивной авиации, а с реактивными самолётами такие фокусы проделывать на порядок сложнее. Тем не менее, в годы холодной войны проекты воздушных авианосцев разрабатывались как в США, так и в СССР.

В начале 50-х годов XX века США озаботились авиационным прикрытием стратегических бомбардировщиков Convair B-36, предназначенных для нанесения ударов по Советскому Союзу. Поскольку существующие истребители не могли прикрывать бомбардировщики на всём маршруте полёта из-за малого радиуса действия, родилась идея создания специального истребителя, предназначенного для транспортировки на бомбардировщике. Такой истребитель был реализован по проекту компании McDonnell – XF-85 Goblin. Испытания прошли успешно, истребитель развивал скорость до 1043 км/ч и мог действовать на высотах до 14 249 метров, и в целом летал неплохо, несмотря на крайне специфичную конструкцию. Вооружение истребителя составляли четыре пулемёта калибра 12,7 мм с боезапасом 1200 патронов.

Программа была закрыта из-за сложностей со стыковкой истребителя и носителя, и появления у СССР новых истребителей, лётные данные которых существенно превосходили возможности XF-85.


Тестовый сброс истребителя XF-85 с борта бомбардировщика Boeing ЕВ-29В и сам XF-85 Goblin крупным планом


В другом американском проекте, Tom-Tom, рассматривался концепт из связки модернизированного бомбардировщика EB-29A и двух пристыкованных к нему истребителей EF-84B. Истребители крепились к бомбардировщику за законцовки крыла гибкими креплениями. Вся конструкция была крайне неустойчива, а её аэродинамика оставляла желать лучшего. После нескольких происшествий проект был закрыт.


Модернизированный бомбардировщик EB-29A и двумя пристыкованными к нему истребителями


Во время войны во Вьетнаме ВВС США использовали разведывательные беспилотники AQM-34 Firebee запускающиеся с самолёта управления DC-130. После проведения разведки Firebee выпускали парашют и в воздухе их подбирал многоцелевой вертолет.


Беспилотники AQM-34 Firebee под крыльями самолёта DC-130 и эвакуация БПЛА вертолётом


В СССР рассматривался проект своего рода двухступенчатого бомбардировщика. В грузоотсеке Ту-95Н в полуутопленном состоянии должен был размещаться сверхзвуковой бомбардировщик РС со скоростью полёта до 3000 км/ч. После сброса РС вне зоны ПВО противника Ту-95Н возвращался на аэродром, а бомбардировщик РС осуществлял сверхзвуковой бросок к цели на высоте до 30 000 метров, после чего самостоятельно возвращался на базу. Развитие проекта было остановлено на этапе создания модернизированного самолёта-носителя Ту-95Н.


Эскиз сверхзвукового бомбардировщика РС, предназначенного для запуска с Ту-95Н


После этого проекты воздушных авианосцев надолго канули в забвение.

В XXI веке в военно-воздушных силах (ВВС) ведущих стран мира начинается активное внедрение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). На самом деле, правильнее называть из дистанционно-пилотируемыми аппаратами (ДПЛА), поскольку основные задачи чаще всего решаются оператором, расположенном иногда в другом полушарии Земли, от места действия БПЛА/ДПЛА.

Впрочем, развитие средств автоматизации позволяет всё больше действий перекладывать на системы управления, позволяя не пилотировать БПЛА, а отдавать ему команды на выполнение определённых действий.

Применение БПЛА рассматривается как отдельно (по одиночке или в группах), так и в связке с пилотируемыми боевыми самолётами и вертолётами. Концепции совместных действий с БПЛА активно прорабатываются для истребителей F-35 и вертолётов AH-64D/E Apache.


Истребитель F-35 с ведомыми БПЛА (концепт)


Одним из претендентов на роль ведомого для истребителей F-35, F-22 и других боевых самолётов стал недавно продемонстрированный БПЛА XQ-58A Valkyrie компании Kratos. Данный БПЛА имеет размах крыла в 8,2 м, его длина составляет 9,1 м. Боевая нагрузка массой 272 кг может располагаться на внешней подвеске и во внутренних отсеках. Беспилотник способен летать на высотах до 13,7 тысяч метро и относится к классу околозвуковых аппаратов с большой дальностью полета. Проект БПЛА XQ-58A Valkyrie считается одним из наиболее близких к принятию на вооружение.


Ведомый БПЛА XQ-58A Valkyrie



Демонстрационный полёт БПЛА XQ-58A Valkyrie, состоявшийся в марте 2019 года

Другой проект ведомого БПЛА прорабатывается компанией Boeing. Дальность полета должна составлять порядка 3700 км. Предусматривается работа вместе с такими самолетами как истребители F-35, EA-18G, F/A-18E/F, самолётом дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) E-7, противолодочным самолётом P-8 Poseidon. Первоначально на БПЛА возлагаются задачи разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Разработку и производство БПЛА предполагается развернуть в Австралии для обхода экспортных процедур, требующихся по законодательству США.

Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев

Концепт ведомых БПЛА компании Boeing


В России роль ведомого прочат перспективному БПЛА «Охотник». Предположительно БПЛА «Охотник» сможет действовать в связке с истребителем пятого поколения Су-57. Следует отметить, что использование БПЛА в качестве ведомых для истребителей или самолётов ДРЛО может стать для российских ВВС наиболее реальным сценарием в настоящее время. Отсутствие глобальных высокоскоростных спутниковых каналов связи ограничивает дальность полёта российских БПЛА при управлении с наземных пунктов, а использование в качестве командного пункта воздушной платформы позволит существенно расширить радиус их действия.


Многофункциональный истребитель Су-57 и его предполагаемый ведомый БПЛА «Охотник»


Таким образом, можно считать, что концепция взаимодействия пилотируемых самолётов и вертолётов с БПЛА является одним из наиболее перспективных направлений развития ВВС. Но какое отношение это имеет к воздушным авианосцам?

В сентябре 2015 года агентством DARPA была обнародована программа Gremlins. Суть программы – создание компактных многоразовых многофункциональных БПЛА, способных размещаться на воздушных носителях – транспортных самолётах C-17, C-130 Hercules и бомбардировщиках B-52 Stratofortress, B-1B Lancer, а в дальнейшем и на тактических самолётах. К разработке привлекли четыре компании: Composite Engineering, Dynetics, General Atomics Aeronautical Systems и Lockheed Martin.


Изображение программы Gremlins с сайта DARPA


Компания General Atomics Aeronautical представила в 2016 году макет БПЛА, разрабатываемого в рамках программы Gremlins. Представленный General Atomics БПЛА предназначен для запуска с транспортного самолёта C-130 Hercules. Беспилотник получил складное крыло и реактивный двигатель и внешне аппарат похож на крылатую ракету типа JASSM. Его испытания планируется начать в 2019 году.


Макет БПЛА, анонсированного компанией General Atomics Aeronautical по программе Gremlins


Компания Dynetics представила свои наработки по программе Gremlins в марте 2019 года. Конструкция БПЛА должна позволять им нести различные типы полезной нагрузки в зависимости от боевой задачи и участвовать в автономных, а также групповых беспилотных операциях (в составе «роя»). После завершения миссии самолёт носитель должен забирать БПЛА и доставлять на оперативную базу, где наземный экипаж в течение 24 часов готовит их к следующей операции.


Изображение и прототип БПЛА компании Dynetics по программе Gremlins



Захват БПЛА Gremlin и подъём на борт носителя



Пункт управления БПЛА Gremlin на борту самолёта-носителя



Презентация компании Dynetics по программе Gremlin

По техзаданию DARPPA БПЛА Gremlin должны быть способны выполнить не менее 20 запусков с борта самолёта носителя (ограниченно-многоразовая конструкция). Возможно в дальнейшем эта цифра будет откорректирована.

Насколько перспективен данный проект для ВВС? По-моему, потенциал у программы Gremlins достаточно высокий.

Один носитель на базе транспортного самолёта с десятками БПЛА Gremlin сможет контролировать огромную территорию, оперативно получая информацию о противнике и при необходимости принимая решения о его уничтожении. Потенциально группы БПЛА Gremlin могут выполнять роль антенны с огромной апертурой для обнаружения малозаметных или удалённых объектов.

Стаи «Гремлинов» могут применяться для прорыва противовоздушной обороны (ПВО) противника. В этом случае часть БПЛА может нести специализированные боеприпасы, часть средства РЭБ, при необходимости сами «Гремлины» могут выступать в качестве средств поражения.



В составе боекомплекта стратегических бомбардировщиков БПЛА Gremlin могут применяться для обороны от истребителей противника, разумеется, при условии их оснащения соответствующим боекомплектом.

Возможности по постановке помех противником могут быть компенсированы созданием высокозащищённых каналов связи, например, в качестве резервного, может использоваться односторонний оптический канал связи по лазерному лучу (в случае потери радиоканала по нему могут быть переданы координаты БПЛА относительно носителя, отданы команды на возвращение или выход в определённую точку). Совершенствование систем управления, с применением возможностей нейросетей, позволит увеличить автономность БПЛА в части принятия решений, снизив их зависимость от человеческого контроля.

Не обязательно зацикливаться на необходимости жесткой связки БПЛА и носителя. Потенциально могут быть реализованы различные тактические группы, например – тактическая группа, состоящая из самолёта ДРЛО, беспилотного топливозаправщика и группы из четырёх-восьми БПЛА. Такая тактическая группа может решать задачи ПВО, изоляции района боевых действий, прорыва ПВО противника и многие другие.

Таким образом, программа воздушных авианосцев, не получившая развития в XX веке, в наше время может быть реализована на новом технологическом уровне. Взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов будет определять возможности ВВС мировых держав как минимум в первой половине XXI века.
Автор:
Использованы фотографии:
militaryparitet.com, vpk.name, popmech.ru, aviaforum.ru, topwar.ru, dynetics.com, darpa.mil
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Starover_Z
    Starover_Z 8 апреля 2019 05:38 Новый
    +1
    Если воздушный авианосец, то считаю правильным подход к созданию БПЛА со складными крыльями, похожий на КР. Если подогнать размеры, то те же бомбардировщики, носители КР вполне могут нести то же количество БПЛА, что и ракет. И вопрос с носителями будет решён.
    1. Uncle Lee
      Uncle Lee 8 апреля 2019 06:07 Новый
      0
      не пилотировать БПЛА, а отдавать ему команды
      и исключить "слабое звено" - человека !
      1. ВАШ
        ВАШ 8 апреля 2019 06:36 Новый
        0
        Ибо при размене БПЛА на пилотируемый самолет выигрывает сторона потерявшая БПЛА.
  2. rocket757
    rocket757 8 апреля 2019 08:24 Новый
    0
    Перспективы перспективные!
    Эт нам ещё предстоит увидеть, какие концепции будут реализованы на практике.
  3. Avior
    Avior 8 апреля 2019 08:55 Новый
    0
    Истребитель F-35 с ведомыми БПЛА (концепт)

    плохо представляю, как в одноместном самолете можно управлять дронами.
    1. Вадим237
      Вадим237 8 апреля 2019 10:13 Новый
      0
      В автоматическом режиме, с привязкой к бортовой РЛС, а также изначальное распределение целей между собой.
    2. voyaka uh
      voyaka uh 8 апреля 2019 14:20 Новый
      -1
      "как в одноместном самолете можно управлять дронами"////
      -----
      Можно. В Ф-35 - развитый автопилот. Летчик может не держать штурвал (даже на поворотах), а сосредоточится на управлении дронами.
      1. Yarhann
        Yarhann 8 апреля 2019 22:34 Новый
        0
        ))) на поворотах )) крепче за шоферку держись баран - какие блин повороты в воздухе и автопилоты на самолетах уже минимум 20-30 лет как бы существуют и развитые и недоразвитые .
      2. Avior
        Avior 9 апреля 2019 09:44 Новый
        -2
        а как же самолет узнает, что нужно поворачивать?
        имхо, ф-18 для этой цели намного лучше подходят.
        особенно Гроулеры.
  4. uskrabut
    uskrabut 8 апреля 2019 10:29 Новый
    +1
    В качестве дезориентации ПВО противника рой БПЛА под управлением ДРЛО имеет место быть и весьма успешно. В остальном всё очень сомнительно. Кто будет терпеть в своём воздушном пространстве чужие беспилотники? Их или собьют или забьют помехами и они сами упадут на землю.
    1. yehat
      yehat 8 апреля 2019 12:26 Новый
      +3
      с чего вы взяли, что беспилотник легко забить помехами?
      у него может быть автономная задача без внешнего управления
      например, просто лететь в строю до новой команды
  5. Serzh_R
    Serzh_R 8 апреля 2019 15:22 Новый
    +2
    Задача США - выпуск подавляющего числа боевых дронов, количеству целей вероятного противника.
  6. баклан
    баклан 8 апреля 2019 17:03 Новый
    0
    В этом случае часть БПЛА может нести специализированные боеприпасы, часть средства РЭБ, при необходимости сами «Гремлины» могут выступать в качестве средств поражения.

    Вообще интересная концепция. Выпустил крылатую ракету, а потом она же вернулась под брюхо. Как то все это "стрёмно".
  7. Yarhann
    Yarhann 8 апреля 2019 22:41 Новый
    0
    Хрень это все ребяты , смысл в том что какого дрона не бери если он будет на борту иметь меньше средствобнаружения и нападения чем на современном МФИ то толку с него нуль . А если он будет все это иметь он будет стоит чуть меньше современного МФИ . То есть мы опять упираемся в современные МФИ .
    А вот высокоскоростные высокоманеврненные истребители с тушечным вооружением , оптической системой наведения и внешним командным целеуказанием да возможно пойдут . Они смогут осуществлять как защиту от ЗР , так же и борьбу с МФИ - но опять же только если у них будут скорости гиперзвуковые иначе все это бесмыслено .
    Возможно применения подобных пушечных дронов в размере КР и хорошей броней для штурмовки наземки , скорость околозвуковая защита от стрелкового оружия , то есть машины для замены а 10 и су 25 , хотя так же сомнительно .
  8. Saxahorse
    Saxahorse 9 апреля 2019 00:22 Новый
    +1
    Гремлины край интересная и перспективная тема! Атака роем, взаимодействие роя в бою там куча вопросов которые у нас еще совсем не проработаны. По моему только Китай и США это направление всерьез изучают сегодня. Побольше бы таких статей!
  9. riwas
    riwas 9 апреля 2019 05:57 Новый
    +1
    Ну а наземная платформа для роя боевых беспилотников - не вариант?
  10. капсид
    капсид 9 апреля 2019 08:28 Новый
    -1
    Да тут уже надо С-1000.
  11. Sancho_SP
    Sancho_SP 9 апреля 2019 10:36 Новый
    0
    БПЛА - тупиковая ветвь развития ударных систем в условиях череды локальных войн. При эффективном противодействии БПЛА становится почти одноразовым и экономически проигрывает изначально одноразовым ракетам.
    1. AVM
      9 апреля 2019 14:48 Новый
      0
      Цитата: Sancho_SP
      БПЛА - тупиковая ветвь развития ударных систем в условиях череды локальных войн. При эффективном противодействии БПЛА становится почти одноразовым и экономически проигрывает изначально одноразовым ракетам.


      В чём заключается эффективное противодействие?
  12. Serzh_R
    Serzh_R 10 апреля 2019 06:10 Новый
    0
    Оружие Йоду Удонта нужно применять протиа роя.
  13. AVM
    16 мая 2019 19:25 Новый
    0
    Соединенные Штаты разрабатывают систему запуска беспилотников для конвертопланов MV-22 Osprey, стоящих на вооружении Корпуса морской пехоты США. Об этом сообщает "Nplus1" со ссылкой на MarineCorpsTimes.

    В США стартовала разработка нового дрона, предназначенного для запуска с конвертопланов, работы ведутся Лабораторией боевых действий Морской пехоты США. Планируется, что с помощью нового беспилотника экипаж конвертоплана сможет разведывать обстановку в месте высадки десанта, так как своего вооружения MV-22 не имеют и не могут обеспечить огневую поддержку во время десантирования.

    Программой предполагается оснастить конвертоплан одним разведывательным дроном AFARS с ракетным двигателем, который будет запускаться из хвостовой части MV-22 Osprey, где у него расположена аппарель.

    Сам разрабатываемый беспилотник имеет в длину 1,8 метра, способен подниматься на высоту до 7,6 тысяч метров и нести 2 кг полезной нагрузки. Дальность полета составляет 306 километров, при этом на удалении до 93 км от носителя он способен поддерживать обмен данными с оператором. Другие подробности проекта не раскрываются.


    https://topwar.ru/157925-konvertoplany-mv-22-osprey-kmp-ssha-osnastjat-razvedyvatelnymi-dronami.html