Минобороны рассекретило документы об освобождении Крыма

52
В этом году исполняется 75 лет с начала наступательной Крымской операции. К этому событию Министерство обороны Российской Федерации приурочило создание специального раздела на своем сайте, где разместило рассекреченные документы о событии.





Ранее информация, хранившаяся в архиве, была доступна только узкому кругу специалистов: она находилась на секретном хранении. Документы охватывают весь период Великой Отечественной войны, начиная от приказа о обороне полуострова, отданного командующим 51-й отдельной армией генерал-полковником Федором Исидоровичем Кузнецовым.

В частности, публикуются документы о работе севастопольской «Дороги жизни». Припасы осажденному городу доставляла деятельности 2-я бригада подводных лодок Черноморского флота: на них из Новороссийска транспортировавших продукты, топливо, боеприпасы, а на Большую землю вывозили раненых.



Благодаря опубликованной информации можно проследить, как детально просчитывались все шаги, насколько сложной была битва за полуостров, как готовилась Крымская наступательная операция по освобождению Севастополя, Симферополя, Судака, Ялты, Керчи.

Минобороны впервые публикует как секретные доселе свидетельства героизма защитников полуострова: например, отчет об осмотре Аджимушкайских каменоломен, в которых долгое время держали оборону, так и свидетельства преступлений немцев, готовившихся полностью разрушить инфраструктуру Крыма.

На сайте Министерства обороны говорится, что публикация исторических документов:

«направлена на сохранение исторической правды и противодействие фальсификации истории, а также попыткам пересмотра итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    8 апреля 2019 10:19
    Вот я не понимаю, зачем было такие документы секретить. Это подвиг. Надо об этом книги писать.
    1. +20
      8 апреля 2019 10:24
      Зачем эти документы грифовали? Чтобы избежать межнациональной напряженности, в том числе. Некоторые нации на территории Крыма, уж больно усердно служили гитлеровцам, что нашло отражение в этих документах.
      1. +4
        8 апреля 2019 10:55
        Чтобы избежать межнациональной напряженности, в том числе. Некоторые нации на территории Крыма, уж больно усердно служили гитлеровцам,

        Некоторые нации в Крыму уже требуют учебники истории переписать, чтобы оттуда тоже стереть упоминание об их службе фашистам.
        Что делать, переписать историю или все-таки правду говорить? Дилемма однако.
        1. +5
          8 апреля 2019 10:59
          При СССР многое замалчивалось, к сожалению. Я вот до недавних пор думал, что Хатынь сожгли немцы, а не айнзатц - группа, набранная из бандеровцев и прочих коллаборационистов.
          1. +4
            8 апреля 2019 11:05
            Посмотрите фильм - Иди и смотри.1986 года.там как раз каллабарационисты и показаны.ничего не замалчивалось
            1. +4
              8 апреля 2019 11:19
              На моей малой Родине, в Новгородской, зверствовали все оккупанты. Но особо запомнились, по рассказам стариков, латыши и эстонцы. Эти переплюнули даже войска СС. Об этом говорить открыто стали только недавно.
              1. +6
                8 апреля 2019 11:49
                Эстонцы и латыши, служа Гитлеру, так или иначе и были войсками СС. Две дивизии СС латышских и одна эстонская, плюс много более мелких формирований СС, плюс шуцманшафт, который подчинялся тому же СС. Хотя, какое то число добровольцев было направлено и в вермахт, но гораздо меньше, чем в СС.
                Хатынь сжёг 118й батальон шуцманшафта, состоявший, в-основном, из западенцев, большая часть которых была из Буковинского куреня (который расстреливал в Бабьем Яру).
                Айнзац группы же (на территории СССР их было 4) имели чуть другое назначение и состояли, в-основном, из немцев. Действовали подразделения айнзац групп: айнзац- и зондеркоманды. Но местных шуцманов тоже брали в штат, чтобы было кому показывать, кто коммунист, кто семья партизан, кто цыган, кто еврей и т.д. Западенцы особенно охотно шли в палачи. Такое впечатление, что это их (тех, кто пошёл) самая любимая работа из всех карательных. Как призвание.
                Статья на ВО про айнзац группы: https://topwar.ru/14908-aynzatcgruppy-istoriya-nemeckih-palachey.html
            2. +1
              8 апреля 2019 11:25
              Тем не менее - когда судили Васюру, в зал суда никого из журналистов не впустили. Исключение сделали для корреспондента "Известий". Он сделал репортаж, но публиковать его не стали по политическим соображениям.
            3. 0
              8 апреля 2019 13:15
              Смотрел этот фильм. Нас повели всем классом на просмотр.
              1. 0
                9 апреля 2019 18:40
                Меня школьником тоже на этот фильм с классом водили. Значит по всему союзу разнорядка пришла.
        2. 0
          10 апреля 2019 07:25
          ...согласен...но вот беда у нас такая...переписывают и перекраивают историю нашу....кто не попадя...на всём протяжении....
      2. +8
        8 апреля 2019 11:02
        Цитата: АС Иванов.
        Зачем эти документы грифовали?

        Если открыть все, то со многих золотых звезд, позолота слетит. Слишком трагично эта страничка нашей военной истории.
      3. +4
        8 апреля 2019 11:43
        Чтобы избежать межнациональной напряженности, в том числе.

        Ну и как? Помогло?
        Тупая бюрократия, которая не давала нормально исторические события изучать. Хотя, думаю, основная проблема была в том, что много в этих документах не очень укладывалось в рамки "официальных трактовок".
    2. Комментарий был удален.
      1. +4
        8 апреля 2019 10:33
        Цитата: 777-3-59-97
        Получу кучу минусов, но все же.

        1. +2
          8 апреля 2019 10:51
          Цитата: вдовец
          Получу кучу минусов, но все же.

          Вы бы их получили покажи вот этот вот памятник...
          1. +1
            8 апреля 2019 13:29
            Цитата: svp67
            Вы бы их получили покажи вот этот вот памятник...

            А что это за памятник?
            1. 0
              8 апреля 2019 13:30
              Цитата: AllXVahhaB
              А что это за памятник?

              У музея АТО в городе Днепре, ранее Днепропетровск
              1. +1
                8 апреля 2019 14:00
                Цитата: svp67
                У музея АТО в городе Днепре, ранее Днепропетровск

                Я правильно понимаю, что Днепровский памятник открыли на неделю раньше крымского?
                И у него, почти сразу яблоко спёрли:
                1. +1
                  8 апреля 2019 14:22
                  Цитата: AllXVahhaB
                  И у него, почти сразу яблоко спёрли:

                  Ну когда я его видел "тыблако" присутствовало.
          2. 0
            8 апреля 2019 16:13
            Цитата: svp67
            Вы бы их получили покажи вот этот вот памятник...

            уже получил laughing
            откуда берутся бойцы с памятниками laughing
    3. +8
      8 апреля 2019 10:52
      Цитата: Венд
      Вот я не понимаю, зачем было такие документы секретить.

      Военные документы идут под грифом "Секретно" , с разным сроком давности , конечно . yes
      Цитата: Венд
      Это подвиг

      Бесспорно , Анатолий ! soldier
      Цитата: Венд
      Надо об этом книги писать.

      Есть , пишут , я их с удовольствием читаю . Издательство "АСТ" , к примеру .
      1. +4
        8 апреля 2019 11:08
        Это подвиг

        Приветствую, Павел hi
        Да, это уже другое представление послевоенных поколений о ВОВ. Это не фильмы, где "косят идущих волнами" пьяных немцев из пулемета, тем самым, на мой взгляд, просто украдывали Великую Победу у наших солдат и народа над сильным, умным, беспощадным и умевшим воевать противником.
        Особо интересны - карандашные правки приказа командиром. good
        1. +6
          8 апреля 2019 11:13
          Гена , здравия желаю ! soldier
          Цитата: Теренин
          Особо интересны - карандашные правки приказа командиром

          Верно . Есть у меня в памяти стишок про армию и 23-е февраля , но его нельзя озвучивать или писать : расстреляють ... wink
        2. -1
          8 апреля 2019 11:45
          Цитата: Теренин
          Это не фильмы, где "косят идущих волнами" пьяных немцев из пулемета, тем самым, на мой взгляд, просто украдывали Великую Победу у наших солдат и народа над сильным, умным, беспощадным и умевшим воевать противником...

          Любите голову пеплом осыпать? Осыпайте, Ваш выбор. Но не это приводит к Победе.
          P.S. Очень люблю смотреть фильмы 40-вых годов. Наивные, насыщенные пропагандой нашей будущей Победы, именно они и привели нас к нашей Победе.
    4. -1
      8 апреля 2019 11:18
      Да дело скорее всего в бюрократии.
    5. +3
      8 апреля 2019 11:31
      Цитата: Венд
      зачем было такие документы секретить

      Там не только подвиги были....вот все и секретили!
  2. +3
    8 апреля 2019 10:47
    "Припасы осужденному городу доставляла деятельности 2-я бригада подводных лодок"
    request
    1. 0
      8 апреля 2019 11:13
      Цитата: svp67
      Смешно, а кто ж его "осудил"?

      Там простая опечатка. Нужно читать как осАжденному.
  3. +2
    8 апреля 2019 10:47
    Припасы осужденному городу доставляла деятельности 2-я бригада подводных лодок Черноморского флота
    Смешно, а кто ж его "осудил"?
    1. +1
      8 апреля 2019 11:21
      Цитата: svp67
      Припасы осужденному городу доставляла деятельности 2-я бригада подводных лодок Черноморского флота
      Смешно, а кто ж его "осудил"?

      Безответственность и разгильдяйство халтурщика.
  4. +2
    8 апреля 2019 10:56
    Дед там воевал. Царствия Герою.
  5. 0
    8 апреля 2019 11:00
    Крым, 1944: документы и материалы.Под общ. ред. С. Н. Ткаченко. — Феодосия: РИО НИЦ, 2017. — 330 с.

    В сборнике опубликованы малоизвестные архивные документы по различным аспектам подготовки,
    проведения освобождения Крыма и восстановления советской власти, а также по выселению некоторых
    народов из Крымской АССР. Републикованы документы немецко-румынских оккупационных структур.
    Широко представлены материалы печатных средств информации исследуемого периода. Сборник
    дополняют разнообразные статистические материалы и другие приложения.

    http://feolib.crimealib.ru/lilija/dokument/wort/krym_1944_dokumenty_i_materialy.pdf
  6. +1
    8 апреля 2019 11:04
    а правда ли что командование было эвакуировано,а остальные фактически были брошены?
    1. +1
      8 апреля 2019 11:36
      Цитата: taiga2018
      а правда ли что командование было эвакуировано,а остальные фактически были брошены?

      Большая часть командования тоже были брошены!
      1. +1
        8 апреля 2019 12:10
        Большая часть командования тоже были брошены!
        Многие поняв что эвакуации личного состава не будет, сами отказались бросить людей.
        1. 0
          8 апреля 2019 12:14
          Цитата: MoJloT
          сами отказались бросить людей.

          Было и такое! А было что до самой сдачи в плен просидели в коридорах 35-й...
          1. +2
            8 апреля 2019 12:24
            А было что до самой сдачи в плен просидели в коридорах 35-й
            Просидели это сильно сказано, да и сдача как то не совсем то что там произошло. Советую лично посетить, там сейчас музей, хорошие экскурсоводы, оригиналы документов, фото материал и все абсолютно бесплатно!
            1. 0
              8 апреля 2019 13:58
              Цитата: MoJloT
              Советую лично посетить

              Мне посчастливилось общаться со свидетелями и участниками последних дней обороны Севастополя, согласитесь это более чем музейные экспонаты.
              Цитата: MoJloT
              Просидели это сильно сказано

              Многие офицеры поняв что эвакуация это фикция, вернулись в окопы к своим частям, но в штольнях осталось тоже не мало, люди были дезориентированы, впали в депрессию и с апатией наблюдали за происходившим, тем боле на складах батареи находился немалый запас армянского коньяка.
              Цитата: MoJloT
              да и сдача как то не совсем то что там произошло

              По свидетельству очевидцев голова колонны наших пленных втягивалась в Лабораторную балку, а хвост колонны еще не оторвался от 35-й батареи...
              Возле Бахчисарая есть водохранилище Эгиз-Оба, раньше оно называлось Бахчисарайским. Осушив его, немцы там сделали перевалочный лагерь для наших пленных солдат и офицеров, моряков там было мало.....пленных моряков немцы зачастую сразу расстреливали.
              hi
              1. 0
                8 апреля 2019 14:27
                По свидетельству очевидцев голова колонны наших пленных втягивалась в Лабораторную балку, а хвост колонны еще не оторвался от 35-й батареи...
                Вы тогда в курсе что на батареи находились раненые, которых было очень много, и оставшиеся бойцы со всей округи, поэтому столько пленных.
                1. 0
                  8 апреля 2019 14:41
                  Цитата: MoJloT
                  Вы тогда в курсе что на батареи находились раненые

                  Да, я в курсе. Так же в курсе что, тяжелых раненных и не ходячих немцы расстреляли сразу.
    2. 0
      8 апреля 2019 11:58
      Это, положим, не секрет.
      1. +1
        8 апреля 2019 12:17
        Цитата: Рязанец87
        Это, положим, не секрет.

        В общих чертах не секрет, а в частностях? Тем более "положим, не секрет" основан на воспоминаниях оставшихся в живых, а не на документах!
        1. 0
          8 апреля 2019 12:28
          Все есть: приказы, телеграммы, радиосообщения. Картина так себе, неприглядная. Типа такого:

          "....Не было средств и условий, чтобы эвакуировать их для последующей борьбы. Поэтому была послана телеграмма наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, командующему Северо-Кавказским фронтом Маршалу С.М. Буденному о той обстановке, которая сложилась в Севастополе:
          «Противник прорвался с Северной стороны на Корабельную сторону. Боевые действия протекали в характере уличных боев. Оставшиеся войска сильно устали... хотя большинство продолжает героически драться. Противник резко увеличил нажим авиацией, танками, надо считать, в таком положении мы продержимся максимум 2—3 дня.
          Исходя из данной конкретной обстановки, прошу Вас разрешить мне в ночь с 30.06. на 1.07 вывезти самолетами 200—250 ответственных работников, командиров на Кавказ, а также, если удастся, самому покинуть Севастополь, оставив здесь своего заместителя генерал-майора Петрова.
          Октябрьский, Кулаков
          Подписано 30.06.42 г. 09 ч 50 м».
          ...На бланке телеграммы Октябрьского и Кулакова оперативный дежурный Главного морского штаба капитан 1-го ранга И.Ф. Голубев-Монаткин написал: «Нарком Ваше предложение целиком поддерживает. Будет доложено Ставке» и время-17 час. 10 мин. Такая особой важности телеграмма наркомом ВМФ была доложена немедленно, и через 19 мин. Голубев направил в Севастополь срочную телеграмму «о разрешении эвакуации ответственных работников и разрешении выезда Военного совета ЧФ на Кавказ». В то же время начальник Генерального штаба А.М. Василевский сообщил командованию Северо-Кавказским фронтом, что Ставка утверждает предложения фронта и приказывает приступить немедленно к их реализации."
          Цитата по:
          Басов А.В. Крым в Великой Отечественной войне 1941-1945. Ответственный редактор А.М. Самсонов.
          (Москва: Издательство «Наука», 1987. - Академия наук СССР. Отделение истории. Серия «Борьба народов против фашизма и агрессии»)
          1. +1
            8 апреля 2019 13:38
            Цитата: Рязанец87
            Все есть: приказы

            А приказ Октябрьского отозвать с передовой старших командиров от майора включительно и собрать их в штольнях 35-й батареи для эвакуации рассекречен? А поведение при эвакуации Октябрьского, Кулакова, Петрова, Новикова описано в документах!
  7. +3
    8 апреля 2019 11:16
    Цитата: из статьи
    Припасы осужденному городу доставляла деятельности 2-я бригада подводных лодок Черноморского флота: на них из Новороссийска транспортировавших продукты, топливо, боеприпасы, а на Большую землю вывозили раненых.

    Как надоела безграмотность и безответственность пишущей братии! Неужели в столь коротенькой статье нельзя было хотя бы мельком пробежаться трезвыми глазами, подумать яснодумающим мозгом и исправить столь нелепые ошибки. Это заняло бы несколько секунд (меньше минуты!).
    1. +3
      8 апреля 2019 11:45
      Николай Фёдоров.....Неужели в столь коротенькой статье нельзя было хотя бы мельком пробежаться трезвыми глазами, подумать яснодумающим мозгом и исправить столь нелепые ошибки.

      Да уж. Последние два года, редакторы ВО хлеб зря едят. Не читая, спешно выдают в "эфир". Или, пора Смирнову их повторно на ЕГ отправлять negative hi
  8. 0
    8 апреля 2019 12:58
    В детстве смотрел художественный фильм "Десятый удар". Это про освобождения Крыма от фашистов.
    1. 0
      8 апреля 2019 14:41
      Видимо, все-таки "Третий удар" 1948 года (позднее переименован в "Южный узел").
      Немцы там довольно потешные, однако много настоящей техники (даже БДБ есть) + показаны тактические приемы и в целом, войны с профессиональной точки зрения.
  9. 0
    8 апреля 2019 19:03
    Сначала прочитал и не понял - почему 75, а не 5, и почему наступательной - Крым то добровольно перешел в состав РФ, десант кое-какой то был, но не назвать это наступлением. А тут оказывается историческая статья)))
  10. 0
    8 апреля 2019 19:35
    Хорошо описаны боевые действия в крыму 41-42 в главе 9 книге "утерянные победы" 2002года с комментариями от издательства, где приводятся размышления и документы с противоположной стороны от автора
    1. +1
      10 апреля 2019 00:12
      ну автора смело назвать можно - эрих фон манштейн. хотя и полны реваншизма его мысли в книге как и гудериановские записки солдата ,но.. сослагательного наклонения история не имеет.

      меня больше тронул другой документ...



      и поразила массовость применения. это фото с постамента в Симферополе..


      интерес вызвал 2 пункт приказа где в состав отряда входили кроме самоходок и танков КВ 85 еще и три огнеметных танка на базе Т34.. таких машин было выпущено всего 1170 шт..На постаменте установлен средний огнемётный танк ОТ-34 № 201, который, по некоторым сведениям, одним из первых вошёл в город 13 апреля. Один из двух сохранившихся на территории бывшего СССР экземпляров. памятник был открыт в июне 1944 года. и тем он ценнее. Жизнь этой машины составила 3 месяца с февраля по апрель 1944 года, но это реальная машина, которая освобождала Крым и погибла освобождая Севастополь.





      а это экипаж той самой 201-й... (ошибки нет в огнеметном танке экипаж три человека)
      Фотографу, видно, некогда было выбирать более удобную точку для съемки, поэтому снимок получился не очень хорошего качества. Солнце бьет прямо в глаза стрелку-радисту Алексею Ковбасе, он щурится и широко улыбается. В сторону — на командира роты Павла Заргаряна — смотрит механик-водитель Владимир Мельников. Кажется, вот-вот прозвучит команда — и эти трое исчезнут в люке танка, и тот двинется дальше, на Севастополь. Эта фотография сделана в освобожденном Бахчисарае 14 апреля 1944 года. Между прочим, запечатлели экипаж как раз на фоне родного танка. Тогда еще никто не представлял, какой необычной будет его судьба: в Крыму закончится его боевая жизнь и начнется совсем другая.

      когда копнул глубже, поразила массовость применения огнеметных танков в Крымской операции... машины из приказа принадлежали 512 отдельному огнеметно танковому батальону освобождали Евпаторию (и 13 апреля в Симферополе этой машины физически не могло быть), а Симферополь освобождали танки 101 танковой бригады, но по штату у них огнеметных танков быть не должно было. учитывая что в январе 1944 на конвейер пошел новый Т34-85. видимо запасы старых башен образца 1943 года 183 завод так и решил выработать на огнеметные танки и они практически все ушли освобождать Украину. и видимо потому что все огнеметные танки были радийными их использовали как командирские машины в обычных бригадах и батальонах .если не прав поправляйте.
  11. +1
    8 апреля 2019 19:54
    А чего так дозированно-в час по чайной ложке?-75 лет прошло-сколько можно от народа его историю прятать? am