Роскосмос: минус «Ангара», минус спутники, минус премии

Да, рассказы о буднях Роскосмоса все больше напоминают если не сводки с фронта, то репортаж из реанимации. Все больше и больше информации подобно крику «Доктор, мы его теряем!»

А мы действительно теряем, вот в чем проблема. И по мере поступления новостей это становится все более ясно. Роскосмос в глубочайшем кризисе, а метания Рогозина, увы, все больше напоминают суету при пожаре.


Но пойдем по порядку.

Неразбериха с носителями, или «Ангара» больше не нужна

Роскосмос: минус «Ангара», минус спутники, минус премии


Итак, громом среди ясного неба шарахнуло заявление Рогозина о том, что РН среднего класса «Ангара-А3» больше не нужна и все работы по ней прекращаются.

По словам главы Роскосмоса, такое решение было принято из-за параллельной разработки носителя «Союз-5» аналогичной грузоподъемности.

Сразу возникает вопрос: у нас так мало мозгов и так много денег?

Вообще, оригинально, если бы не смотрелось откровенным цинизмом. Но кто это придумал вообще? Нам пробили всю голову этой «Ангарой», носились с ней, как с писаной торбой, угробили гору денег на космодром, заточенный под эту систему, и?..

И все. Наигрались. Оказывается, «Союз-5» обладает теми же характеристиками, что и «Ангара». Но видимо, дешевле чуть ли не в несколько раз, поскольку в его основе все та же ракета великого Сергея Королева.

Но подождите, это вообще-то только присказка. Сказочка сейчас начнется. С цитаты того же Рогозина.

«Ангара-А3» — ракета среднего класса грузоподъемностью 17 тонн на низкую опорную орбиту. Те же самые характеристики, которые закладываются в ракету «Союз-5». Поэтому есть смысл сосредоточиться на легкой и тяжелой «Ангаре», — заявил Рогозин.

Нет, определенная логика в этом есть. Рогозин признает, что «Ангара-А3» то ли не получилась вообще, то ли вышла совершеннейшим дерьмом по сравнению с «Союзом». И потому принято (наконец-то) решение о прекращении страданий над «Ангарой», чтобы избавить и без того жалкую научную часть Роскосмоса и производственные комплексы от двойной нагрузки.

А ведь с 90-х годов прошлого века нам мурыжили головы обещанками с этой «Ангарой»… Сколько денег с тех пор утекло…


Ну да ладно. Идем дальше.

Стоит, наверное, напомнить, что вообще входило в эту «Ангару». Носители легкого класса «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2», носители среднего класса «Ангара-А3», тяжелого класса «Ангара-А5» и сверхтяжелые «Ангара-А5В».
А дальше у нас, судя по словам господина Рогозина, остается вот что: легкая «Ангара-1.1» и тяжелая «Ангара-А5», потому что от «Ангары-5В» отказались еще в 2016-м.

Вообще, там интересно получилось. А5В и А3 должны были оснащаться неким кислородно-водородным разгонным блоком, но что-то не задалось. И сперва прошла информация, что вместо «Ангары-А5В» будут разрабатывать новый сверхтяжелый носитель с жидкостными двигателями, а теперь отказались и от А3.

Все закономерно. И так легко… А правда, чего уж там? Ну не получилось, «ну не шмогла». Ничего, сейчас новое придумаем. Это же так просто!

Но вот следующий вопрос. А что там с «Иртышом»? И вообще, что такое «Иртыш»?

А «Иртыш» — это всего-навсего другое название «Союза-5». Скажем так, семейное. И если решение о применении «Союза-5» вместо «Союза-2» и «Ангары-А3» выглядит немного странновато, то, если всмотреться вглубь вопроса, получаются весьма интересные расклады.

1. «Союз-5» — это работа для конструкторов и инженеров проектов «Прогресс» и «Энергия», сегодня фактически выброшенных на обочину жизни. Причем, этот проект опирается на самый мощный в мире жидкостной ракетный двигатель РД-171МВ, который представляет собой следующий этап проверенного годами и пусками (тех же «Зенитов») РД-171. Из которого же были сделаны РД-180, на которых так легко и непринужденно рассекают американцы.

2. «Союз-5» в основе своей имеет все тот же упомянутый «Зенит», а значит, вполне вероятно возвращение «Морского старта», о чем мы уже писали. Но «Союз-5» — это не совсем «Зенит», или скажем так, «Зенит» без украинской составляющей. Что выглядит более надежно.

3. Именно на базе «Союза-5» планируется дальнейшее сотрудничество России и Казахстана. И можно сколько угодно завывать на тему что «мы сами можем», но пока не будет потрачено еще лет 7-8 и несколько сотен миллиардов рублей на космодром Восточный, без Байконура развития не будет. И пилотируемых стартов тоже, поскольку Восточный (по словам все того же Рогозина) к пилотируемым пускам не готов.

4. Несколько непонятно, если честно, но все больше в стенах Роскосмоса говорят о том, что «Иртыш»/«Союз-5» должен конкурировать с американским Falcon 9 на рынке коммерческих запусков.

Видимо, там, в Роскосмосе, понимают, что «Ангара» — мыльный пузырь, до громкого «чпок!» которого не так уж и долго ждать.

5. Самое интересное. «Иртыш» рассматривается как основа для разработки сверхтяжелых ракет «Дон» и «Енисей».

У меня остается только один вопрос: а где «Ангара»?

Да, где «Ангара», где возврат потраченных триллионов и лет, где вообще хоть какая-то перспектива?

Ведь на деле получается, что в России параллельно шли разработки ДВУХ совершенно разных семейств носителей. «Ангары» и «Иртыша». Нет, когда есть выбор, это прекрасно. Это великолепно. Но выбор обязан был состояться на уровне проектно-модельных работ.

На деле же вышло вообще восхитительно (впрочем, как всегда): запилили «Ангару», почти построили космодром под «Ангару», отказались от «Ангары» и спокойно так перешли на «Иртыш»/«Союз-5» и Байконур.

Вот такие мы легкие и непринужденные.

Очень хочется спросить всех, от Рогозина до Путина (назначившего Рогозина, а значит, при теме): ребята, вы когда наиграетесь и наконец-то космосом займетесь? Не на словах, а на деле?

Ах, да, на деле… На деле господин Рогозин тут недавно начал грозить. Увольнением — нерадивым и лишением годовых премий — всем остальным, кто будет плохо работать.

В марте 2019 года Роскосмос объявил о намерении потратить до 2022 года более 450 миллионов рублей на контроль качества продукции, изготавливаемой предприятиями госкорпорации. В рамках работ оценку соответствия продукции и процессов ее создания установленным требованиям планируется выполнить путем инспекционного контроля предприятий Роскосмоса: РКЦ "Прогресс", Центр Хруничева, РКК "Энергия", "Информационные спутниковые системы", НПО Лавочкина, НПО «Энергомаш», КБ ХимАвтоматики, Воронежский механический завод.

Жаль, никто не слышал жуткого гомерического хохота сотрудников двух последних предприятий, у которых я осведомился на эту тему.

Смешно было то, что Рогозин грозит лишением того, чего уже несколько лет никто не видел. Нет, может быть, в высших эшелонах годовая премия – это обыденность, но вот ИТР давно забыли, что это такое. Так что, Дмитрий Олегович, лишайте сколько угодно. Никого вы этим не испугаете.

А 450 миллионов, наверное, потратят на очередную партию планшетов, чтобы сотрудники отдела кадров фиксировали, как работают на местах. А что, такое на КБХА уже было. Бегали какие-то девочки с планшетиками и что-то снимали. Потом к главменеджеру завода (бывшему сотруднику «Связьинформа») пришел отдел ЗГТ (защиты гостайны) с вопросом насчет того, кому головку напекло. Девочки пропали, планшетики тоже. Видимо, надо повторить.

Вот такие смешные расклады. Цирк, да и только.

Но все было бы реально смешно, если бы не было так печально. А к сожалению, смотрится именно так: печально и со слезами на глазах. Особенно когда понимаешь, что «Ангара» — это просто распил денег. Никуда она не полетит, и ничего не понесет, кроме расходов.

Так про «Ангару» впору мультяшный сериал снять. Зайдет. Даже название есть: «Незнайка на Луне». «Незнайка» – это не имя, это будет символический космический позывной. Потому что никто сегодня не знает, как мы окажемся на Луне, но в том, что это когда-то произойдет, сомнений нет.

Да, добавлю нюансик. Та самая «Ангара-5В», которая уже все, была частью той самой «лунной» программы. Испытания по которой должны были начаться в 2026 году, но теперь, понятное дело, уже не начнутся. Но Дмитрий Олегович что-нибудь нам еще придумает.

И это, заметьте, я про «Федерацию» ни слова не сказал. Хотя того, что есть, за глаза хватает, чтобы понять процессы, происходящие в Роскосмосе. Действительно, перенос первого старта всего на два года вправо – это вообще сегодня мелочь.

Хотя, судя по тому, сколько было уволено «нерадивых», скоро мы услышим о переносе из-за вредителей (знакомая тема, правда?) старта «Федерации» год этак на 2028-й.

Но это мелочи, если честно. Поговорим о делах более приземленных, если это применительно к орбитальным вопросам.

Пока тут господин Рогозин лишает, увольняет и в ударном темпе сочиняет, в СМИ, которые уделяют внимание делам орбитальным, прошла информация о том, что в самом ближайшем будущем нашим космическим ученым и инженерам придется разрабатывать облегченные версии навигационных спутников системы ГЛОНАСС.

Ситуация, как и все сегодня в Роскосмосе, закачаешься. Носители «Протон-М» летать упорно не хотят, да и время их эксплуатации завершается. И тут не поспоришь, гептил надо заменять чем-то менее ядовитым. Подойдет все: метан, водород, керосин.

Но в том бардаке, что культивируют в Роскосмосе, происходит следующее: эксплуатация «Протона-М» завершается, а «Ангара-А5»… не готова! Более того, нет ни малейшей определенности в том, когда эти ракеты-носители смогут заняться своим делом, то есть выводить на орбиту спутники.

Ага, но у нас же есть «Союз»? Да, «Союз» есть. Но увы, эта РН может вывести на орбиту только один тяжелый спутник серии «ГЛОНАСС-М» или «ГЛОНАСС-К». Один. Что делает запуск совершенно нерентабельным.

В связи с этим в Роскосмосе было принято потрясающее своей простотой решение! Начать выпуск малых аппаратов весом до 500 кг! И тогда «Союз» сможет вытащить на орбиту сразу три таких спутника.

Все это лишний раз подтверждает, что дела с «Ангарой» — не более чем сказка.

Понятно, что ради снижения массы спутники потеряют часть своих аппаратных функций. Например, (так утверждают РИА «Новости») они лишатся возможности приема и передачи сигналов бедствия в рамках системы «КОСПАС-САРСАТ».

Но это ничего, думаю, старый добрый GPS нам поможет, если припрет к стенке проблема.

В целом чем дальше, тем все больше становится очевидно, что все у нас будет просто очаровательно. Полетит «Федерация», начнут эксплуатацию «Ангара», «Иртыш», «Енисей», «Дон», мы сядем на Луну, мы сделаем свою орбитальную станцию.

А Рогозин наконец-то получит Нобелевскую премию по литературе. Ну или Пулитцеровскую на крайний случай.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

366 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти