Дважды Герой. Советский лётчик Раков топил немецкие корабли и спасал сослуживцев

40
16 июля 1944 года в небе над финским портом Котка, что на берегу Финского залива, появились советские самолеты – пикирующие бомбардировщики, топмачтовики, истребители сопровождения. Примерно в 16 часов 52 минуты на пришвартованный в порту Котка немецкий крейсер «Ниобе» посыпались бомбы с советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

Операция по уничтожению крейсера была тщательно спланированной и давно задуманной. Советское командование решило атаковать «Ниобе» как только получило сведения о его прибытии в порт Котка. «Ниобе», немецкий крейсер противовоздушной обороны, был переброшен в Финский залив для поддержки германских войск, действовавших на ленинградском направлении.





Всего лишь за четыре года до описываемых событий «Ниобе» назывался «Гелдерланд». Это было учебно-артиллерийское судно Королевских военно-морских сил Нидерландов. Но когда в 1940 году Нидерланды капитулировали, трофейный «Гелдерланд» был передан в состав кригсмарине и переоборудован в крейсер противовоздушной обороны. Второй раз на воду корабль спустили 16 марта 1944 года и практически сразу же направили в Финский залив.

12 июля 1944 года «Ниобе» был обнаружен в порту Котка, после чего 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота предприняли первую атаку на крейсер. Но эти атаки оказались безуспешными – несмотря на семьдесят бомб, сброшенных на плавучую батарею, «Ниобе» не получил серьезных повреждений.

После первой неудачи командование ВВС Балтийского флота во главе с генерал-лейтенантом авиации Михаилом Ивановичем Самохиным в течение трех дней разработало план новой операции. Были созданы две ударные группы. В первую ударную группу вошли 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 из 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, разделенные на 2 группы по 11 самолетов в каждой. Их сопровождали 18 истребителей Як-9. Каждый бомбардировщик снарядили 2 бомбами ФАБ-250.

Вторую ударную группу составили из 4 топмачтовиков A-20G Havoc 51-го минно-торпедного авиационного полка и 6 истребителей сопровождения Як-9. На каждом топмачтовике было по 2 бомбы ФАБ-100. Основной удар по немецкому крейсеру должны были нанести как раз Пе-2 первой ударной группы.

Командовать первой ударной группой поручили Герою Советского Союза подполковнику авиации Василию Ивановичу Ракову – одному из самых прославленных на тот момент летчиков советской морской авиации. Такой выбор не был случайным – уже то, что Раков был Героем Советского Союза, говорит о профессионализме и отваге военного летчика. Первую Золотую Звезду Раков получил еще в 1940 году – за участие в советско-финской войне.

Василий Иванович Раков родился 8 февраля (26 января) 1909 года в Санкт-Петербурге, но детские и юношеские годы провел в деревне Большое Кузнечково, ныне Кувшинского района Тверской области. Школа, фабрично-заводское училище – типичный путь простого паренька сталинской эпохи. В 1928 г. 19-летний Раков поступил на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, а в 1929 году окончил военно-теоретическую школу летчиков. В 1931 г. Раков окончил Севастопольскую военную школу морских летчиков, после чего был распределен в 62-й отдельный авиаотряд на Балтику.

В то время советская морская авиация только развивалась. Служба морских летчиков была известна широкой публике куда меньше, чем дела коллег – пилотов из ВВС. И у молодого Ракова был повод для гордости – он попал в малочисленную «элитную» когорту морских летчиков. Прослужив пять лет, Василий Раков пошел на повышение. Он был назначен командиром эскадрильи в составе 57-го бомбардировочного полка.

Когда в 1939 году началась советско-финская война, полк, в котором служил Василий Раков, сразу же был брошен на фронт. В самый первый день войны эскадрилья Ракова направилась на боевое задание. Несмотря на сложные погодные условия, которые очень сильно ограничивали видимость, советские летчики смогли разбомбить аэродром финских ВВС в нескольких километрах от Хельсинки. Финская зенитная артиллерия не смогла вовремя среагировать на налет советской авиации, поэтому летчики благополучно выполнили задание, отбомбившись с 400 метров. Лишь когда советские самолеты повернули назад, финские зенитчики открыли огонь. Но серьезных повреждений нашим самолетам они нанести не смогли – эскадрилья под командованием Ракова вернулась на аэродром без потерь.

Во время одного из боевых вылетов самолет Василия Ракова все же попал под обстрел финских зенитчиков. У бомбардировщика «СБ», на котором летал Раков, загорелся левый мотор, но летчик продолжил выполнять боевую задачу, сумев отбомбиться по позициям финской армии и вернуться на аэродром. Именно за этот подвиг в феврале 1940 года командир эскадрильи майор Василий Раков получил первую Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Дважды Герой. Советский лётчик Раков топил немецкие корабли и спасал сослуживцев


О том, каким Василий Раков был человеком и командиром, лучше всего свидетельствует история с бомбардировкой финского порта Турку. Во время этой операции эскадрилья Ракова потеряла свой первый бомбардировщик, но экипаж сбитого самолета смогли спасти. Бомбардировщики отбомбились по цели и начали уходить на аэродром, но в это время появился финский истребитель «Спитфайр», который ударил по отставшему самолету.

Однако финский летчик совершил роковую ошибку – развил очень большую скорость, в результате чего его выбросило под пулеметный огонь стрелка-радиста советского бомбардировщика. В результате «Спитфайр» разбился, но у советского самолета вышли из строя оба мотора. Самолет стал снижаться. Очевидцы боя – летчики из других самолетов – сочли экипаж погибшим или попавшим в плен, но командир эскадрильи Василий Раков был убежден, что экипаж спасся. И смог настоять на проведении поисково-спасательной операции.

Более суток советские летчики искали пропавших сослуживцев. Наконец самолет был обнаружен прямо на льду Финского залива. Пилот и стрелок-радист были ранены, но живы. Их эвакуировали со льда, направив к месту падения бомбардировщика биплан У-2 и летающую лодку МБР-2. Так советские летчики были спасены благодаря настойчивости и оптимизму своего командира Василия Ракова.

К моменту начала Великой Отечественной войны 32-летний Раков был уже опытным летчиком, слушателем Военно-морской академии. Естественно, он сразу же стал проситься на фронт, но ему пришлось полгода ждать окончания академии, пока в феврале 1942 года он не был назначен командиром 2-й морской авиационной бригады, входившей в состав Черноморского флота. Затем он возглавил Севастопольскую авиационную группу, но, несмотря на высокую должность, продолжал лично участвовать в воздушных боях.

После того, как Севастополь все же был взят гитлеровцами, Ракова перевели на Балтийский флот. Здесь он был назначен командиром 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, входившего в состав 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота. Под его командованием бомбардировщики Пе-2 бомбили артиллерийские батареи вермахта, обстреливавшие Ленинград. Раков часто использовал свой самолет как штурмовик, добивая немцев пулеметным огнем. К июлю 1944 года гвардии подполковник Василий Раков совершил 68 боевых вылетов.

16 июля 1944 г. Раков вместе с сослуживцами бомбил крейсер «Ниобе». В результате бомбардировок ударная группа Пе-2 четыре раза попала бомбами ФАБ-250 в цель. Еще несколько бомб взорвались вблизи плавучей батареи. Получив тяжелые повреждения, крейсер «Ниобе» стал тонуть с креном на левый борт.



Когда к «Ниобе» в 17 часов подлетели топмачтовики A-20G, они обнаружили плавучую батарею уже полузатонувшей. Тем не менее, топмачтовики сбросили на «Ниобе» шесть бомб ФАБ-100, две из которых попали на среднюю и кормовую части корабля. На «Ниобе» произошли сильные взрывы, после чего командир корабля приказал экипажу покинуть судно. В 18 часов 40 минут крейсер затонул. Потери советской морской авиации в результате 8-минутной операции составили 1 самолет сбитым и 4 самолета поврежденными.

Спустя три дня, 22 июля 1944 года, подполковник Василий Раков за умелое руководство действиями бомбардировочной авиации во время операции против крейсера «Ниобе» был второй раз удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Интересно, что до конца Великой Отечественной войны советские летчики были убеждены, что они потопили финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен» — один из двух аналогичных кораблей, которые имелись в распоряжении военно-морских сил Финляндии. Между тем, потопление немецкого крейсера принесло куда большую пользу, чем если бы была уничтожена первоначальная цель — финский броненосец.

Всего за годы Великой Отечественной войны Василию Ивановичу Ракову довелось совершить 170 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. Он участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника. Здесь стоит отметить, что летчики морской бомбардировочной авиации рисковали не меньше, чем пилоты истребителей .Так, очень опасным был выход из пикирования. Летчикам приходилось управлять самолетом и одновременно отбиваться от вражеских истребителей, пилоты которых прекрасно знали сложность выхода из пикирования и старались подстеречь советские бомбардировщики именно на выходе из пикирования.

Когда Пе-2 снижались на малые высоты для проведения бомбардировок, они становились крайне уязвимыми для огня вражеской зенитной артиллерии. Часто советские бомбардировщики попадали под огонь зенитных орудий вражеских крейсеров и эсминцев. Если самолет удавалось подбить, то летчик выпрыгивал с парашютом и попадал в холодную воду. Фактически это была стопроцентная гибель. И в таких сложнейших условиях Василию Ивановичу Ракову, совершившему 170 боевых вылетов, все же удалось выжить. Он прошел всю войну, сделал большую военную карьеру, но самое главное – берег себя и очень берег своих подчиненных.

В феврале – августе 1945 года Василий Раков служил уже на Тихоокеанском флоте, где в августе развернулись боевые действия против Японии. Здесь он занимал должность помощника командира дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС Тихоокеанского флота.

Служба кадрового военно-морского летчика Василия Ракова продолжалась и после войны. В 1946-1948 гг. он командовал дивизией на Тихоокеанском флоте. В 1946 году он окончил Военную академию Генерального штаба, а с ноября 1948 года перешел на преподавательскую работу в Военно-морскую академию.

В Военно-морской академии Василий Иванович в 1948-1950 гг. занимал должности заместителя начальника кафедры морской авиации, в 1950-1952 гг. – заместителя начальника кафедры тактики ВВС, в 1952-1959 гг. – начальника кафедры тактики ВВС, в 1959-1960 гг. – начальника кафедры авиации ВМФ, в 1960-1963 гг. – начальника кафедры авиатехники, самолетовождения и боевого применения авиационного оружия. В 1963-1970 гг. Василий Иванович руководил кафедрой авиационной техники и оружия на командном факультете Военно-морской академии, в 1970-1971 гг. занимал должность профессора-консультанта Ученого совета Военно-морской академии.

В 1958 году Василий Иванович получил звание генерал-майора авиации. В 1967 году он получил ученую степень доктора военно-морских наук, а в 1969 г. – звание профессора. В 1971 году, прослужив более двадцати лет в Военно-морской академии, дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Василий Иванович Раков вышел в запас.

После выхода в запас Василий Иванович продолжал жить в Ленинграде, занимался научной деятельностью, написал несколько книг по истории и тактике морской авиации. Он скончался 28 декабря 1996 года в возрасте 86 лет, был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

В Санкт-Петербурге установлен бронзовый бюст прославленного советского военно-морского летчика дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Ракова. Сегодня, в год столетия Василия Ивановича, остается лишь в очередной раз вспомнить о славном жизненном пути и доблестной службе этого отважного летчика и командира.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 апреля 2019 18:12
    Советское командование решило атаковать «Ниобе» как только получило сведения о его прибытии в порт Котка. «Ниобе», немецкий крейсер противовоздушной обороны, был переброшен в Финский залив для поддержки германских войск, действовавших на ленинградском направлении.
    Только вот наши то пытались потопить не его, а изрядно нам надоевший финский броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен» и топили то его, а утопили ""Ниобе". И так бывает на войне.
    1. +2
      12 апреля 2019 12:46
      Цитата: svp67
      Только вот наши то пытались потопить не его, а изрядно нам надоевший финский броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен» и топили то его, а утопили ""Ниобе".

      Было дело - и Раков сам об этом писал. Больее того, в документах операции уничтоженный корабль проходил именно как "Ваня-маня".
      В архивах ВМФ хранится "Отчет по операции уничтожения броненосца береговой обороны (ББО) "Вяйнямёйнен" в порту Котка", на титульном листе которого название "Вяйнямёйнен" зачеркнуто, а выше сделана надпись: "Считать крейсер ПВО "Ниобе".

      И лишь монитор "Выборг" окончательно поставил точку в деле об уничтожении "Вяйнямёйнена". smile

      Впрочем, не мы одни такие - финны тоже были немало удивлены, когда после выхода Финляндии из войны к ним пришла на базирование КЛ "Красное Знамя" ("Храбрый"), официально утопленная финскими ТКА в 1943.
      1. 0
        12 апреля 2019 12:48
        Цитата: Alexey RA
        И лишь монитор "Выборг" окончательно поставил точку в деле об уничтожении "Вяйнямёйнена".

        Причем раз и на всегда...
      2. +3
        12 апреля 2019 15:01
        Цитата: Alexey RA
        Впрочем, не мы одни такие - финны тоже были немало удивлены, когда после выхода Финляндии из войны к ним пришла на базирование КЛ "Красное Знамя" ("Храбрый"), официально утопленная финскими ТКА в 1943.
        И не только.Как вспоминал Адмирал Егоров в своих:" мемуарах:"- Возвращается подводная лодка "К-51" капитана 2 ранга Дроздова, - сказал он. - Пойдете на финском катере. На подходах к шхерному району у маяка Утэ встретьте лодку и обеспечьте охрану.
        На катере меня приняли с прохладцей. Командир катера, демонстративно носивший финский орден, молча указал на ходовой мостик.....На мой вопрос, за что офицер получил орден, командир катера (он все же знал английский язык), холодно взглянув на меня, ответил:
        - За потопление вашей подводной лодки у острова Гогланд. - И назвал дату.
        Я выразительно взглянул на него:
        - Награду вы получили зря. Я был штурманом на этой лодке. И вы не потопили ее".
        .
  2. +7
    11 апреля 2019 18:59
    Автор-исполнилось 110 лет. А В.И Ракова не зря называли "пикирующая смерть"...
    1. -1
      12 апреля 2019 12:51
      Цитата: knn54
      Автор-исполнилось 110 лет. А В.И Ракова не зря называли "пикирующая смерть"...

      Да, да...интересно как же тогда звали немца Руделя?
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        12 апреля 2019 13:26
        svp67
        "Да, да...интересно как же тогда звали немца Руделя?"

        Брехун-сказочник! Это если культурно выражаясь...
        А вы оказывается, модератор.
        Буду знать теперь...
        1. 0
          12 апреля 2019 13:28
          Цитата: ангел-истребитель
          Брехун-сказочник! Это если культурно выражаясь...

          Может Вы и правы, но одно потопление линкора "Марата" говорит, что это не так.
          1. +1
            12 апреля 2019 14:27
            svp67
            А давайте опираться на факты. Линкор Марат не был потоплен. Поврежден-да, попадания были, но он был полузатоплен, а в дальнейшем отбуксирован в док. На дно он не лег, соответственно потопленным не считается. А мудель был одним из нескольких пилотов, кто добился попаданий в Марат, преодолев зенитный огонь.Он попал в него один раз, и почему-то приписал в своих послевоенных "опусах" - "потопление и уничтожение" Марата себе только одному. Хотя в наш линкор попало от 3 до 5 бомб с разных пикировщиков. Но поскольку из всей нацистской братии летавшей на "Штуках", пудель выжил один, то и одергивать-опровергать его было уже некому. Вот и распоясалась эта нацистская мерзость в своих послевоенных "писульках".
            А вообще, статья посвящена Василию Ракову.
            Давайте не будем ее осквернять упоминанием нацистких недобитков.
            Уж если кого и вспоминать в комментариях, в связи с темой статьи, то Ивана Семеновича Полбина.
            1. 0
              12 апреля 2019 15:02
              Цитата: ангел-истребитель
              А давайте опираться на факты. Линкор Марат не был потоплен.

              Простите, но его спасло только то, что глубина была маленькая и честно говоря история "Императрицы Марии" и "Новороссийска" говорит о том, что и в бухтах можно утонуть...
              Цитата: ангел-истребитель
              На дно он не лег, соответственно потопленным не считается.

              О.....вот это Вы сейчас зря так сказали. Тогда получается, что и "Ниобе" не был потоплен, тогда, что же мы тут обсуждаем?

              А теперь касаемо "Марата". Лично для Вас
              "Но, несмотря на ужасные повреждения, вся команда корабля тут же начала борьбу за спасение, а точнее, того, что от него оставалось. Затопив помещения левого борта, удалось чуть выровнять крен, полному выпрямлению «Марата» мешала лежащая на грунте носовая часть. Попытка поднять пар в уцелевших котельных не стала успешной: из-за притока воды, не удавалось разжечь котлы. Работало только аварийное освещение, использование водоотливных и противопожарных средств было практически невозможным.
              Несмотря на самоотверженные действия экипажа по борьбе за живучесть, оставшаяся целой часть линкора, постепенно заполнилась водой и легла на грунт."

              Цитата: ангел-истребитель
              Хотя в наш линкор попало от 3 до 5 бомб с разных пикировщиков.

              В "Ниобе" то же попало не много.
              "Рапорт командира корабля: «Первое попадание (бомба АО-10 с Ил-2) последовало в 105-мм орудийную установку №7. После взрыва боезапаса орудийный ствол был сброшен с лафета и упал за борт, весь его расчет погиб. Начавшийся пожар был сразу ликвидирован подоспевшей спасательной партией. Вскоре последовало попадание ФАБ-100 с Пе-2 в 105-мм орудие – весь расчет, орудие и боезапас уничтожены. Несмотря на это, корабль сохранял боеготовность и вел активный заградительный огонь, сбив 3 самолета Пе-2 (ага, как же - прим.) . Затем последовали два попадания ФАБ-250 в вентиляционную трубу у машинного отделения и два ФАБ-100 в носовую и кормовую батареи. Управление огнем было полностью нарушено, теперь командиры орудий огонь вели самостоятельно. Им удалось сбить еще 7 самолетов (как видим, немцы значительно преувеличили количество участвовавших в атаке самолетов и понесенные ими потери. – прим.). Много бомб упало в воду вокруг «Ниобе», вызвав большие потери среди личного состава от осколков. После этого четыре бомбардировщика «Бостон» с очень малой высоты сбросили торпеды (фугасные бомбы калибра 1000 кг, в действительности - прим.), две из которых попали в правый борт «Ниобе», после чего корабль получил сильный крен. Борьба экипажа за свой корабль стала безнадежной. Только одна счетверенная 20-мм зенитная установка на корме могла продолжать вести огонь». В 16.08 командир отдал приказ покинуть корабль. Однако «Ниобе» еще держался на плаву и затонул на мелководье в 17.40 только после того, как достиг крена в 50°".
            2. +1
              12 апреля 2019 16:03
              Цитата: ангел-истребитель
              Линкор Марат не был потоплен. Поврежден-да, попадания были, но он был полузатоплен, а в дальнейшем отбуксирован в док.

              Линкор "Марат" после попадания бомбы потерял носовую оконечность до второй башни и половину башен ГК (вторую башню ввели в строй только через год). В док его поставили только в конце 1947 года - когда удалось обрезать разрушенную носовую часть.
              Восстановлен как ЛК он не был, переклассифицирован в плавбатарею "Волхов". Так что даже формально ЛК "Марат" был КБФ потерян.
  3. +2
    11 апреля 2019 19:08
    Спасибо за статью. Страна должна знать и помнить своих героев!
  4. +6
    11 апреля 2019 19:08
    12 июля 1944 года «Ниобе» был обнаружен в порту Котка, после чего 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота предприняли первую атаку на крейсер. Но эти атаки оказались безуспешными – несмотря на семьдесят бомб, сброшенных на плавучую батарею, «Ниобе» не получил серьезных повреждений.
    После первой неудачи командование ВВС Балтийского флота во главе с генерал-лейтенантом авиации Михаилом Ивановичем Самохиным в течение трех дней разработало план новой операции

    На самом деле командование ВВС КБФ рарабатывало операцию по потоплениюфинскогоо броненосца береговой обороны "Вяйнямейнен", за которым охотились еще с ноября 1940 года.

    Несмотря на возражения летавших на разведку лётчиков и дешифровальщиков полученных фотографий, командование КБФ было уверено, что наконец то неуловимый броненосец "пойман".
    Авиагруппа, предназначенная для уничтожения броненосца (на самом деле крейсера), насчитывала 142 самолета.
    В первую ударную группу входили 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 (двумя группами по 11 самолётов) в сопровождении 18-ти истребителей Як-9. Командовал ударной группой пикирующих бомбардировщиков Герой Советского Союза гвардии подполковник В. И. Раков, истребителями её прикрытия — подполковник П. И. Павлов. Вторая ударная группа — 4 топма́чтовика A-20G Havocминно (ведущий группы — подполковник И. Н. Пономаренко) и 6 истребителей сопровождения Як-9. От применения авиационных торпед отказались из-за мелководья.
    Обеспечивающие силы состояли из групп: подавления зенитной артиллерии в районе цели (23 Ил-2), сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков (30 Як-9 и 24 ЛаГГ-3), «выметания» истребителей противника из района цели (16 Ла-5), демонстративного удара и наведения топмачтовиков (6 Пе-2), а также фотоконтроля результатов удара (6 Як-9Р). Общая бомбовая нагрузка всех бомбардировщиков и штурмовиков, участвовавших в операции, составляла 38 тонн. Командовали всеми группами непосредственно командиры полков или их заместители по лётной части.
    1. +2
      11 апреля 2019 19:12
      В результате успешно проведенной операции броненосец "Вяйнямейнен" был потоплен. Выпущен даже плакат.
      1. +7
        11 апреля 2019 19:16
        Командующий КБФ адмирал В.Ф.Трибуц получил «Отчет по операции уничтожения ББО «Вяйнямейнен» в порту Котка». Трибуц подписал сразу 6 представлений на присвоение звания Героя Советского Союза, а В.И.Раков получил вторую золотую звезду Героя.

        А через некоторое время «Вяйнямейнен» был обнаружен разведкой совсем в другом месте. Целый и невредимый.
        Еще немного позже на титульном листе отчета, по указанию Главного штаба ВМФ, название «Вяйнямейнен» зачеркнуто, а выше сделана надпись: «Считать крейсер ПВО «Ниобе».
        А что же финский броненосец?
        По условиям Парижского мирного договора от 10 февраля 1947г. Финляндия лишалась права иметь в составе своего флота ББО и подводные лодки — они должны были продаваться или идти на слом. Вот тут бы и поставить «Вяйнямейнена» на вечную стоянку, сделать корабль-музей по типу «Авроры».
        Увы, чересчур прижимистые suomalaiset продали «Вяйнямейнена» Советскому правительству за 265 млн. финских марок.
        22 апреля 1947г. корабль зачислили в списки ВМФ СССР под наименованием «Выборг». Под этим именем он прослужил до 25 февраля 1966 г., а потом был разделан на металл.
        За все годы войн советская авиация пыталась потопить «Вяйнямейнена» 61 раз, но так и не смогла это сделать. Было сброшено в общей сложности 500 тонн бомб, но ни одна из них не достигла цели.
        1. +1
          11 апреля 2019 20:45
          Огромное спасибо за ценные дополниния. hi
        2. +1
          11 апреля 2019 23:04
          Добрый вечер, коллега! hi
          Значит всё, что было приготовлено для броненосца, пусть и БО, досталось несчастному развалюхе "Ниобе". Он, если не ошибаюсь, был построен ещё до первой мировой, и тогда уже был не из лучших. Но... с паршивой овцы хоть шерсти клок. Не так уж много военных кораблей потопили наши за эту войну. А "Выборг" на металл зря порезали, как-то у нас с этим не очень разумно обходятся, нужно было обратно финнам продать, сейчас бы в музей ходили.
          1. +1
            11 апреля 2019 23:09
            "Он, если не ошибаюсь, был построен ещё до первой мировой,"
            И даже до русско-японской. Заложен в 1897, спущен на воду в 1898. Так что на момент потопления старичку было под пятьдесят.
  5. +3
    11 апреля 2019 19:11
    Только на Хавоках (А-20) были 1000 кг. бомбы! Авфтор фрет! А Герою- СЛАВА! Надобно его именем новый боевой корабль назвать!
  6. +1
    11 апреля 2019 19:56
    «Первое попадание (бомба АО-10 с Ил-2) последовало в 105-мм орудийную установку № 7. После взрыва боезапаса орудийный ствол был сброшен с лафета и упал за борт, весь его расчёт погиб. Начавшийся пожар был сразу ликвидирован подоспевшей спасательной партией. Вскоре последовало попадание ФАБ-100 с Пе-2 в 105-мм орудие — весь расчёт, орудие и боезапас уничтожены. Несмотря на это, корабль сохранял боеготовность и вел активный заградительный огонь, сбив 3 самолета Пе-2. Затем последовали два попадания ФАБ-250 в вентиляционную трубу у машинного отделения и два — ФАБ-100 в носовую и кормовую батареи. Управление огнем было полностью нарушено, теперь командиры орудий огонь вели самостоятельно. Им удалось сбить ещё 7 самолетов. Много бомб упало в воду вокруг „Ниобе“, вызвав большие потери среди личного состава от осколков. После этого четыре бомбардировщика „Бостон“ с очень малой высоты сбросили торпеды, две из которых попали в правый борт „Ниобе“, после чего корабль получил сильный крен. Борьба экипажа за свой корабль стала безнадежной. Только одна счетверенная 20-мм зенитная установка на корме могла продолжать вести огонь» - это рапорт командира судна.
    А по нашим данным потери ВВС Краснознаменного Балтийского Флота в ходе 8-минутного налёта составили всего 1 самолет сбитым и 4 — поврежденными.
    1. +2
      11 апреля 2019 22:20
      Не всем рапортам можно верить. Вы этот рапорт не видели. А постить википедию - себя не уважать. Это во первых. Во вторых - от применения торпед отказались ЗАРАНЕЕ, из-за мелководья. Так что "Хавоки" несли не торпеды , а бомбы ФАБ-1000. Именно они и стали роковыми для крейсера ПВО. В третьих - финны докладывают о 4-х (!!) самолётах, Подбитых. По данным ВВС КБФ потерян самолёт А-20 капитана И.В.Тихомирова от зенитного огня с берега. Только один. Остальные 4 смогли вернуться. А что до рапорта командира Ниобе - почему только 10? А не 50?
      1. +1
        12 апреля 2019 08:56
        Пост из "Авиация и время", насчет потерь - полностью с Вами согласен.
    2. +3
      11 апреля 2019 22:22
      Цитата: Alex013
      по нашим данным потери ВВС Краснознаменного Балтийского Флота в ходе 8-минутного налёта составили всего 1 самолет сбитым и 4 — поврежденными.

      Дык, германские данные - из рапорта, а там всё по схеме "Чего супостата жалеть - пиши больше". Да и надо же было как-то отмазаться за потерю корабля - дескать, бились аки львы, и почти победили, но не судьба.
  7. +4
    11 апреля 2019 20:28
    Опять фигурирует финский "Спитфайр".
    Но ведь на ВО когда-то писали, что англичане не поставляли финнам "Спитфайры".
    1. 0
      11 апреля 2019 21:43
      Правильно писали. Из Англии в Финляндию были отправлены: двадцать четыре "Бленхейма" (один Mk.IV разбился в пути, а другой был сильно поврежден), тридцать "гладиаторов", двенадцать "лизандеров", одиннадцать "харрикейнов". Из них только десять "гладиаторов" были переданы безвозмездно, а остальные - в рамках торгового соглашения.
    2. 0
      12 апреля 2019 12:47
      Цитата: pro100y.belarus
      Опять фигурирует финский "Спитфайр".

      Вот ладно бы финские ВВС 1939-1945 гг не были раобранны по косточкам. Ведь практически о всех самолётах которые были в их составе написана краткая справка, тип, когда поступил, откуда кто летал, как закончил свою лётную жизнь, но этот "самоликвидирующийся" Спитфайр периодически появляется у некоторых авторов...
      1. +1
        12 апреля 2019 16:31
        Цитата: Fitter65
        Ведь практически о всех самолётах которые были в их составе написана краткая справка, тип, когда поступил, откуда кто летал, как закончил свою лётную жизнь, но этот "самоликвидирующийся" Спитфайр периодически появляется у некоторых авторов...

        Это их месть за заявку Юутилайнена на сбитый «Р-38» «Лайтнинг» с советскими опознавательными знаками. smile
  8. 0
    11 апреля 2019 22:09
    16 июля 1944 года в небе над финским портом Котка, что на берегу Финского залива..... Интересно, что до конца Великой Отечественной войны советские летчики были убеждены, что они потопили финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен» — один из двух аналогичных кораблей, которые имелись в распоряжении военно-морских сил Финляндии.
    . БРБО Вяйнемяйнен после ВОВ входил в состав КБФ с 22 апреля 1947 года — под наименованием монитор «Выборг». Второй БРБО<<Ильмаринен>> погиб 13 сентября 1941 года, подорвавшись на мине.
  9. +4
    12 апреля 2019 00:31
    Я еще обязательно на месте автора рассказал бы о авиакатастрофе, которая значительно замедлила карьеру Ракова. Деталей не помню, но то, что Раков сам написал об этом в мемуарах - помню точно. Вроде вылетела эскадрилья бомбардировщиков в пургу, в полете потерялись и чуть не в полном составе разбились.
    Виновным посчитали Ракова. Был ли он виноват и если да, то насколько, судить сложно. Но упомянуть об этом в статье нужно было обязательно, на мой взгляд.
  10. -7
    12 апреля 2019 00:51
    Гордится утоплением корабля, построенном в 19-м веке?! Маэстро знает толк в извращениях!
  11. 0
    12 апреля 2019 04:23
    Наряд сил как для Перл Харбора выделели. А крейсер постарше Авроры был
    1. +4
      12 апреля 2019 05:06
      Прежде чем нести чушь, ознакомьтесь с вооружением ниобе. Кроме того крейсер прикрывали 12 зенитных батарей Котки.
      1. -1
        12 апреля 2019 09:57
        В чем чушь? Пво Ниобе раз в пять слабее любого тогдашнего эсминца типа Флетчер или Гиринг. Не говоря уже о том, что это старая неподвижная калоша. А зенитные батареи давил дополнительный наряд штурмовиков и истребителей.
        1. 0
          12 апреля 2019 15:54
          Вы издеваетесь? Это тяжёлая противовоздушная плавучая батарея. Там только 105 мм было 8 шт и 24 зенитных автомата. Пользуясь превосходством в воздухе грамотно подавили береговые батареи, потом и сам корабль. Потери минимальные. Другое дело, что звезду дали за Вяйнемяйнен, а оказался другой корабль.
          1. 0
            12 апреля 2019 15:56
            Ну я и говорю: раз в пять слабее Флетчера. negative плюс неподвижен
    2. +1
      12 апреля 2019 16:37
      Цитата: тлауикол
      Наряд сил как для Перл Харбора выделели. А крейсер постарше Авроры был

      Так наряд сил выделяли для флагмана финского флота - "Вани-мани" - за которого приняли "Ниобе". И наряд оный включал в себя группу подавления ПВО базы.
      К тому же у ВВС КБФ был опыт предыдущего неудачного налёта на эту же цель - так что решили подстраховаться.

      И, честно говоря, лучше уж взять сил с избытком, чтобы гарантированно утопить цель, чем упустить цель из-за того, что сил оказалось недостаточно. "Охота на кабана" у Ирбен тому примером - "Адмирал Шеер" отбился от наших флотских ВВС и ушёл.
  12. 0
    12 апреля 2019 09:54
    Боец, командир, преподаватель. Такой судьбе только позавидовать
  13. 0
    12 апреля 2019 10:59
    http://militera.lib.ru/memo/0/one/russian/rakov_vi.rar Здесь мемуары В.Ракова.Про этот эпизод там очень подробно.
  14. 0
    12 апреля 2019 11:16
    Его воспоминания очень интересны и легко читаются.Запомнилось-не могу летать на гражданских самолетах в кресле пассажира,только когда захожу в кабину пилотов успокаиваюсь.
  15. 0
    12 апреля 2019 23:21
    Во благо Родине и честность Долгу перед Страной и Партией...