Зенитные ракеты Третьего рейха: чудо-оружие или растрата ресурсов?

45
Еще в начале Второй мировой войны нацистская Германия озаботилась созданием перспективных зенитных средств разного рода. С определенного времени вместе с другими изделиями разрабатывались и перспективные зенитные управляемые ракеты. Однако ни один проект подобного рода так и не удалось довести до полноценной эксплуатации. Даже самые удачные образцы ЗУР немецкой разработки не смогли продвинуться дальше полигонных испытаний.

Несмотря на отсутствие реальных результатов, ранние германские проекты зенитных ракет представляют большой интерес. В частности, возникает вопрос: насколько эффективным могло бы быть такое оружие при успешном завершении работ? Из него прямо вытекает другой вопрос, связанный с возможным влиянием такого оружия на общий ход войны. Разберемся, насколько опасными были немецкие ЗУР и как они могли повлиять на итоги Второй мировой.



Смелые проекты


Самый первый германский проект зенитной ракеты стартовал в 1940 году и остался в истории под названием Feuerlilie («Огненная лилия»). От ряда научно-исследовательских и проектных организаций требовалось создать ракету с радиокомандным управлением, способную атаковать современные и перспективные самолеты. Сначала была разработана ракета Feuerlilie версии F-25. В середине 1943 года это изделие вывели на испытания, но оно не показало желаемые характеристики. Через несколько месяцев проект Feuerlilie F-25 закрыли за отсутствием перспектив.


ЗУР Feuerlilie F-55 в сборочном цеху. Фото Национальный музей воздухоплавания и астронавтики / airandspace.si.edu


Вскоре после F-25 начали разрабатывать более крупную и тяжелую ракету F-55. Из-за многочисленных проблем технического и технологического характера испытания F-55 начались только в 1944 году. Несколько тестовых запусков показали несовершенство ракеты. Были предприняты попытки ее улучшения, но в конце января 1945-го проект закрыли в пользу других разработок.

В 1941 году началась проработка следующего проекта, впоследствии получившего название Wasserfall («Водопад»). В конце ноября 1942-го утвердили окончательный облик такой ЗУР. Он предусматривал применение жидкостного ракетного двигателя и улучшенной системой наведения. При помощи РЛС оператор должен был следить за полетом цели и ракеты, корректируя траекторию последней. Испытания «Водопада» начались весной 1944 года и продолжались до зимы 1945-го. За это время осуществили несколько десятков тестовых пусков, но испытания не были завершены, и ЗРК на вооружение не ставился.

В 1943 году, когда Союзники начали регулярно и массово бомбить объекты в германском тылу, фирма Henschel запустила проект ЗУР Hs 117 Schmetterling («Бабочка»). Концепция этого проекта была сформирована еще в 1941 году профессором Г.А. Вагнером. Впрочем, существует правдоподобная версия, согласно которой в основе проекта Hs 117 лежали итальянские наработки по ракете DAAC. Предлагалось строительство крылатой ракеты с ЖРД и системой наведения по типу использованной на Feuerlilie. В первых месяцах 1944 года «Бабочку» подали на испытания, и за несколько месяцев выполнили доводку изделия.


"Огненная лилия" в музее Королевских ВВС Великобритании. Фото Wikimedia Commons


Проект Hs 117 Schmetterling может считаться самой успешной германской разработкой в области ЗРК. Так, самом конце 1944-го по результатам испытаний появился заказ на серийное производство таких ракет; их развертывание намечалось на март следующего года. Вскоре удалось наладить серийную сборку, которая в дальнейшем должна была выйти на темпы порядка 3 тыс. ракет в месяц. Также разрабатывался вариант ракеты Hs 117 класса «воздух-воздух». Однако в самом начале февраля 1945 года все работы по «Бабочке» пришлось свернуть ввиду наличия более актуальных проблем.

С ноября 1942 года по заказу немецких сухопутных войск компания Rheinmetall-Borsig разрабатывала ЗУР Rheintochter («Дочери Рейна»). Создали три варианта таких ракет. R1 и R2 представляли собой двухступенчатые изделия с твердотопливными двигателями, а в проекте R3 предусматривалось использование стартовых РДТТ и маршевых ЖРД. Управление должно было осуществляться вручную с передачей команд по радио. Прорабатывалась возможность создания авиационной версии ракеты. Испытания «Дочерей Рейна» начались летом 1943 года, но ракеты версий R1 и R2 показали недостаточные характеристики. Изделие R3 застряло на стадии проектирования. В феврале 1945 года проект Rheintochter закрыли вместе с несколькими другими.

В 1943 году на фирме Messerschmitt начали работу по проекту ЗУР Enzian («Горечавка»). Основная идея этого проекта заключалась в использовании наработок по истребителю-ракетоплану Me-163. Таким образом, ракета Enzian должна была представлять собой крупное изделие с треугольным крылом и ЖРД. Предлагалось применение радиокомандного управления; также прорабатывалась возможность создания тепловой ГСН. Весной 1944 года состоялись первые испытательные запуски. Работы по «Горечавке» продолжались до января 1945-го после чего их свернули как бесполезные.

Зенитные ракеты Третьего рейха: чудо-оружие или растрата ресурсов?
Изделие Hs 117 Schmetterling. Фото Национальный музей воздухоплавания и астронавтики / airandspace.si.edu


Таким образом, за время Второй мировой войны гитлеровская Германия разработала восемь проектов зенитных управляемых ракет; почти все такие образцы успели выйти на испытания, а некоторые даже справились с ними и получили рекомендацию к постановке на вооружение. Тем не менее, серийное производство ЗУР не запускалось и на дежурство такое оружие не ставилось.

Боевые качества


Для определения реального потенциала германских ЗУР, в первую очередь, необходимо рассмотреть их тактико-технические характеристики. Следует отметить, что в ряде случаев речь идет только о расчетных и «табличных» значениях этих параметров. Все проекты ракет сталкивались с теми или иными проблемами, сказывавшимися на их характеристиках. Как следствие, опытные ракеты разных партий могли существенно отличаться друг от друга, а также отставать от заданных параметров и не соответствовать желаемому уровню. Впрочем, для общей оценки даже табличные параметры будут достаточными.

По известным данным, ракета Feuerlilie F-55 должна была иметь стартовый вес 600 кг и нести 100-кг осколочно-фугасную боевую часть. Максимальная скорость, согласно разным источникам, должна была достигать 1200-1500 км/ч. Досягаемость по высоте – 10000 м. Менее крупная F-25 могла показывать более скромные летно-технические и боевые характеристики.


Ракета Rheintochter R1 на пусковой установке, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


ЗУР Wassserfall при длине 6,13 м имела стартовый вес 3,7 т, из которых 235 кг приходилось на осколочную БЧ. Ракета должна была развивать скорость более 2700 км/ч, что позволяло ей поражать цели в радиусе 25 км на высотах до 18 км.

420-кг ракета Hs 177 получила осколочную БЧ массой 25 кг. При помощи стартовых РДТТ и маршевого ЖРД она должна была развивать скорость до 900-1000 км/ч. Дальность стрельбы достигала 30-32 км, высота поражения цели – не более 9 км.

Ракеты Rheintochter версий R1 и R2 должны были иметь стартовую массу 1750 кг и нести 136-кг БЧ. На первых испытаниях удалось получить скорость полета чуть менее 1750 км/ч, а также высоту 6 км и дальность 12 км. Однако такие характеристики сочли недостаточными. Модификация R3 должна была поражать цели на расстояниях до 20-25 км и высотах более 10 км. Такой вариант ЗУР был разработан, но на практике его возможности не проверялись.

Ракета Enzian весила чуть более 1800 кг и должна была показывать летные характеристики на уровне базового истребителя Me-163. Запас жидких компонентов топлива во внутренних баках ограничивал дальность полета 25-27 км.


Rheintochter R1 в полете, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


Понимая невысокую точность наведения ракет и специфику применения дальней авиации противника, немецкие инженеры почти во всех случаях использовали относительно тяжелые боевые части. Заряд массой 100-200 кг мог нанести повреждения бомбардировщику даже при взрыве в нескольких десятках метров. При стрельбе по крупным соединениям самолетов появлялся существенный шанс одним взрывом, как минимум, повредить несколько целей.

Отличаясь друг от друга конструкцией, техническими характеристиками, принципами наведения и т.д., все германские ЗУР относились к одной категории вооружений. Они предназначались, в первую очередь, для охраны стратегически важных объектов в радиусе 20-30 км. В нынешней классификации это объектовая ПВО малой дальности.

Естественно, ЗРК германской армии не должны были работать в одиночку. Их предполагалось встроить в существующие системы ПВО. В составе последних ЗУР должны были взаимодействовать с имеющимися системами обнаружения и управления. Они должны были стать более точным и эффективным дополнением к зенитной артиллерии. Также им пришлось бы делить свою нишу с истребительной авиацией. Таким образом, в теории Третий Рейх мог бы получить развитую эшелонированную систему ПВО стратегически важных районов, построенную на основе разнородных средств.

Недостатки и проблемы


Однако ни одна из германских ЗУР так и не поступила на вооружение, а наиболее удачные проекты пришлось закрыть на стадии подготовки к серийному производству. Такой результат был предопределен рядом объективных факторов. Проекты сталкивались с различными сложностями, часть которых на тот момент была принципиально непреодолима. Кроме того, в каждом новом проекте присутствовали собственные трудности и сложности, отнимавшие немало времени и сил.


Музейный образец ракеты R1. Фото Национальный музей воздухоплавания и астронавтики / airandspace.si.edu


В первую очередь, затруднения на всех этапах были связаны с общей технологической сложностью и новизной решаемых задач. Германским специалистам приходилось изучать новые для себя направления и решать необычные конструкторские задачи. Не имея серьезного опыта в большинстве необходимых направлений, они были вынуждены тратить время и ресурсы на отработку всех актуальных решений.

Подобные работы затруднялись крайне сложной общей обстановкой. При всей важности перспективных разработок, основная часть ресурсов использовалась в производстве для восполнения текущих нужд фронта. Менее приоритетные проекты постоянно страдали от дефицита ресурсов и кадров. Кроме того, известную роль в сокращении германского оборонного потенциала сыграли авианалеты Союзников. Наконец, на заключительном этапе войны страны антигитлеровской коалиции захватили часть военных предприятий Третьего Рейха – именно в этот период проекты ЗРК закрывались один за другим.

Нельзя считать плюсом и попытки одновременной разработки нескольких проектов. Военной промышленности пришлось распылять усилия на несколько разных программ, каждая из которых имела высокую сложность. Это приводило к излишним тратам времени и ресурсов – и без того не бесконечных. Возможно, проведение полноценного конкурса с выбором одного или двух проектов для дальнейшего развития могло исправить ситуацию и обеспечить доведение ракет до армии. Впрочем, выбор лучшего проекта из нескольких недовведенных мог стать еще одной проблемой.


Музейный макет Rheintochter R3. Фото Wikimedia Commons


При создании всех проектировавшихся ЗУР, пожалуй, наибольшие трудности были связаны с системами управления и наведения. Недостаточный уровень развития радиоэлектронных технологий заставлял использовать самые простые решения. Так, все разработанные образцы использовали радиокомандное наведение, а большая их часть требовала участия оператора. Последний должен был следить за ракетой и управлять ее полетом по методу трех точек.

В то же время, ракета Wasserfall получила более прогрессивную систему управления. За ее полетом и за целью должны были следить две отдельные РЛС. Оператору предлагалось следить за отметками на экране и контролировать траекторию ракеты. Непосредственно команды вырабатывались и передавались на ракету автоматически. Такую систему удалось разработать и проверить в условиях полигона.

Важной проблемой была недостаточная техническая надежность всех основных систем. Из-за нее все образцы требовали длительной доводки, и в ряде случаев ее не удалось завершить в разумные сроки. На любом этапе полета могла отказать любая система, и это очевидным образом снижало реальную эффективность применения.


Тестовый пуск ЗУР Wasserfall, 23 сентября 1944 г. Фото Бундесархива


Существенным недостатком всех ЗРК являлась сложность эксплуатации. Их приходилось развертывать на подготовленных позициях, и процесс подготовки к пуску занимал немало времени. Долговременные позиции должны были стать приоритетной целью для бомбардировщиков противника, что могло привести к серьезным потерям в технике и, как следствие, в возможностях ПВО. Создание полноценного мобильного ЗРК на тот момент являлось чрезвычайно сложной задачей либо вообще было невозможным.

В гипотетическом бою


Очевидно, что в случае доведения до серии и постановки на дежурство германские ЗУР могли стать серьезной проблемой для бомбардировочной авиации Союзников. Появление такого оружия должно было привести к усложнению нанесения ударов и росту потерь. Впрочем, ракеты, имея массу недостатков, вряд ли могли стать панацеей и с гарантией защитить территорию Германии от налетов.

Для получения максимальной боевой эффективности немецким войскам следовало разместить ЗРК на всех опасных направлениях и рядом со всеми объектами, привлекающими внимание противника. При этом их следовало комбинировать с существующими средствами ПВО. Одновременное применение артиллерии, истребителей и ракет могло нанести серьезный ущерб ударному соединению. Мало того, наиболее тяжелые ракеты одним взрывом могли повредить сразу несколько бомбардировщиков.


"Водопад" на испытаниях силами американских специалистов, 1 апреля 1946 г. Фото US Army


Боевое применение ЗРК на переднем крае или в тактической глубине не представлялось возможным. Развертывание таких систем на фронте могло быть чрезмерно сложным, а кроме того, они рисковали стать легкой мишенью для артиллерии или тактической авиации.

Реальное применение большинства германских ЗУР должно было затрудняться из-за специфики средств управления. Применение ручного управления «по трем точкам» позволяло решать поставленные задачи, но накладывало известные ограничения. Эффективность такого управления прямо зависела от качества оптических приборов у оператора и от метеоусловий. Облачность могла затруднить или даже исключить применение ЗРК. Единственным исключением являлась ракета Wasserfall, для которой разработали полуавтоматическую систему с РЛС.

Расчетные летно-технические характеристики показывают, что ракеты Германии – при их достижении – могли представлять серьезную опасность для самолетов и ударных соединений. Высокая скорость ракет и способность маневрирования снижали вероятность своевременного обнаружения и поражения штатными средствами обороны бомбардировщиков Союзников. На помощь истребителей тоже рассчитывать не приходилось.


Управляемая ракета Enzian. Фото Национальный музей воздухоплавания и астронавтики / airandspace.si.edu


По своим табличным характеристикам германские ЗУР перекрывали основные рабочие высоты дальней авиации Союзников. Таким образом, увеличение высоты полета, ранее сократившее негативное влияние артиллерии, уже не могло помочь в новой ситуации. Также нельзя было рассчитывать на относительно безопасные полеты в темное время суток – ЗРК «Водопад», лишенный оптических средств поиска, не был зависим от естественного освещения.

Традиционные средства защиты вряд ли могли помочь, но угрозу от ракет следовало сокращать при помощи новых средств. К тому времени Коалиция уже располагала простейшими средствами радиоэлектронной борьбы, которые могли мешать работе немецких РЛС и, как минимум, затруднять обнаружение и сопровождение самолетов. Соответственно, усложнялось и наведение ракет.

Ответом на новое оружие также могли стать новые тактические приемы, а также перспективное авиационное вооружение. ЗРК Германии могли подстегнуть развитие управляемых вооружений Союзников – тем более, первые образцы такого рода уже существовали и применялись.

Нереализованные преимущества


Таким образом, при массовом выпуске и грамотной организации германские ЗУР вполне могли повлиять на ход боев и помешать налетам Союзников. В то же время, противник мог принять меры и частично защитить себя от такого оружия. По сути, намечалась очередная гонка вооружений в области авиации и противовоздушной обороны.


ЗУР Enzian в музее Australian War Memorial's Treloar Technology Centre. Фото Wikimedia Commons


Однако для получения таких результатов Третий Рейх должен был довести проекты до серийного производства и эксплуатации в войсках. Этого ему не удалось. По техническим, технологическим, организационным и иным причинам, ни один образец ЗУР не вышел за пределы испытательных полигонов. Мало того, в последние месяцы войны Германии пришлось закрывать проекты, уже не имевшие особого смысла. Вследствие этого до весны 1945 года немецким войскам пришлось продолжать использовать только существующие образцы, не рассчитывая на принципиально новое вооружение. Результаты такого развития событий хорошо известны. Гитлеровская Германия потерпела поражение и прекратила свое существование.

Впрочем, немецкие наработки не пропали. Они достались Союзникам и в ряде случаев получили развитие. На основе собственных идей и переработанных немецких решений страны-победительницы смогли создать свои проекты ЗРК и успешно довести их до эксплуатации.

С точки зрения практических результатов, немецкие проекты ЗУР – при всех своих положительных чертах – оказались полезными только для противника. Во время войны такие разработки приводили к излишним и, как оказалось, бесполезным тратам времени, сил и ресурсов. Эти ресурсы можно было использовать для снабжения войск, доставляя дополнительные проблемы противнику, но их решили бросить на перспективные проекты. Последние, в свою очередь, никак не сказались на ходе войны. В дальнейшем наработки, созданные гитлеровским режимом за свой счет, достались победителям. И они смогли вновь применить в свою пользу чужие неверные решения. Все это позволяет считать немецкие разработки в области зенитных ракет и технологическим прорывом, и бесполезным прожектерством одновременно.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    28 апреля 2019 06:29
    Кроме ракет объектовой ПВО в Германии разрабатывалась система типа ПЗРК "Люфтфауст".Пакет из 9 направляющих калибра 20 мм.Стрельба велась залпом всех неуправляемых турбореактивных ракет.На расстоянии 500 м.ракеты укладывались в круг 60 м.В апреле 1945 г. в войска даже попало 80 комплексов.
    Для Вьетконга в СССР была разработана и производилась в 70-х годах система "Колос" ,аналогичной концепции.
    1. +3
      28 апреля 2019 08:22
      К счастью 80комплектов, а если бы их было несколько сот - было бы существнно
      1. +4
        28 апреля 2019 10:13
        Цитата: vladcub
        К счастью 80комплектов, а если бы их было несколько сот - было бы существнно

        Да ни фига бы не сделали ничего "несколько сот"... !
    2. +4
      28 апреля 2019 10:11
      Цитата: andrewkor
      Для Вьетконга в СССР была разработана и производилась в 70-х годах система "Колос" ,аналогичной концепции.

      Система "Колос" не производилась ...жаль,конечно,но что ж поделать...
    3. +4
      28 апреля 2019 14:42
      Цитата: andrewkor
      неуправляемых турбореактивных ракет.

      и как они турбореативный двигатель требуемой мощности вписали в 20 мм ракеру, да ещё и в 1945г.?
      Может они были всё таки твердотопливными?
      1. +1
        28 апреля 2019 15:56
        А про тангенциальные сопла РС Вы слышали?
        Германские шестиствольные 158мм.,пятиствольные 210мм."химические" минометы именно турбореактивными снарядами стреляли,а также 280мм.,320мм.мины со всякого рода станков.
        Советская разработка снарядов М-14-ОФ.
        Турбореактивные твердотопливные снаряды это вообще то официальная классификация!
        1. +2
          28 апреля 2019 20:41
          Цитата: andrewkor
          А про тангенциальные сопла РС Вы слышали?
          Германские шестиствольные 158мм.,пятиствольные 210мм."химические" минометы именно турбореактивными снарядами стреляли,а также 280мм.,320мм.мины со всякого рода станков.
          Советская разработка снарядов М-14-ОФ.

          Естественно - Да!
          И естественно "турбореактивный" относится к принципу стабилизации траектории полета этого вида снарядов, а не к принципу действия двигателя.
          Мне то это понятно, но людей разбирающихся в таких тонкостях даже среди военных не густо... А гражданских и подавно.
          Цитата: andrewkor
          Турбореактивные твердотопливные снаряды это вообще то официальная классификация!

          Именно!
          Согласитесь, даже термины:
          "Турбореактивные твердотопливные снаряды"
          и
          "неуправляемые турбореактивные ракеты"
          всё таки имеют одно небольшое, но как ни странно, принципиальное - отличие.
          1. -1
            29 апреля 2019 03:44
            Вот ведь докопался,запихивай дальше ТРД в НУРС,удачи!
            1. 0
              29 апреля 2019 23:04
              Цитата: andrewkor
              Вот ведь докопался

              Что поделать hi
    4. 0
      29 апреля 2019 09:47
      Вот это уровень инженерии, но бесполезный в ситуации мировой войны.
  2. +5
    28 апреля 2019 06:55
    Кроме ЗУР в Германии также разрабатывались ПТУР. Последние достались Франции, благодаря чему она совершила послевоенный рывок в этой области.
    Создается впечатление, что Германии не хватило 2 года до доведения до ума своих разработок. Виноват Гитлер - не надо было нападать на СССР.
    1. +2
      28 апреля 2019 12:05
      Атомную бомбу Гитлеру бы всё равно не создать за два доп года, и Германию бы накрыли ковровой ядерной пеленой
    2. -2
      28 апреля 2019 13:29
      США производили 40% всего в мире. Им требовалось разгромить Европу, чтобы перестроить экономику Европы и остального мира на своих условиях под свои задачи. Высадка экспедиционных сил США в Европе была уже запланирована на 1944 год. Об этом Гитлеру было известно от англичан, поэтому с англичанами пытался договориться Гесс. Чтобы повысить шансы, до начала этого вторжения надо было разгромить СССР. Поэтому западные "союзники" отдали Гитлеру Чехословакию с её военной промышленностью, а затем и Польшу, граничившую с СССР.
    3. +1
      28 апреля 2019 14:44
      Цитата: riwas
      Кроме ЗУР в Германии также разрабатывались ПТУР.

      А что же позабыли ракеты "воздух-воздух" (РВВ)? Panzerabwehrrakete X-7 (Rotkappchen ) создавалась на базе авиационной Х-4...
  3. +4
    28 апреля 2019 07:47
    "Фундаментальные исследования — это то, чем я занимаюсь, когда я понятия не имею о том, чем я занимаюсь."
    Вернер фон Браун
  4. +6
    28 апреля 2019 09:11
    Впрочем, немецкие наработки не пропали. Они достались Союзникам и в ряде случаев получили развитие. На основе собственных идей и переработанных немецких решений страны-победительницы смогли создать свои проекты ЗРК и успешно довести их до эксплуатации.
    С точки зрения практических результатов, немецкие проекты ЗУР – при всех своих положительных чертах – оказались полезными только для противника.
    В СССР эти нараработки испольовались при создании ЗРК С-25 "Беркут" и ЗРК С-75 "Двина" на новом технологическом уровне.
    1. +6
      28 апреля 2019 10:30
      Всё "сравнительно-относительно" ! Безусловно, немецкие "изделия",проекты дали хорошего пенделя советским разработкам;но многие "тех.вопросы" советским конструкторам пришлось решать самим...
      1. +3
        28 апреля 2019 10:39
        Цитата: Nikolaevich I
        но многие "тех.вопросы" советским конструкторам пришлось решать самим...

        Я это и отметил, на новом технологическом уровне. Это в первую очередь касалось производства радиоламп специального назначения. Только из-за того что не было радиокомпонентов, способных работать на высоких частотатах сначала пришлось отрабатывать ЗРК 10-ти сантиметрового и только потом 6-ти сантиметрового диапаонов.
  5. +8
    28 апреля 2019 09:58
    hi Спасибо. Немного кинохроники (немой feel )
    Сначала была разработана ракета Feuerlilie версии F-25.
    В 1941 году началась проработка следующего проекта, впоследствии получившего название Wasserfall
    what Водопад был назван немецкой зенитной ракетой с жидким топливом, разработанной в 1943 году. С 1944 года состоялось около 40 испытательных полетов. Ракета должна была служить для поддержки зенитных батарей против высоко летающих бомбардировщиков на расстоянии 48 км.
    Водопад был разработан для того, чтобы стоять на лафете в течение нескольких недель без технического обслуживания и готов к запуску. Перед запуском ее нужно было только освободить от камуфляжа и активировать. Для этого, подобно торпеде, сначала запустили гироскоп и передали на нулевое значение. Затем резервуары подверглись давлению (сначала Visol, затем SV) и проверили герметичность.
    Первый успешный Пуск состоялся 29 июля. Февраль 1944 состоялась. Ракета достигла скорости 2772 км / ч в вертикальной плоскости, а на высоте 20 км топливо было израсходовано.
    К концу войны было построено 50 прототипов, с помощью которых были проведены летные и, прежде всего, налоговые исследования. 40 пробных запусков задокументированы. В конце февраля 1945 года производство было прекращено hi

    Henschel запустила проект ЗУР Hs 117 Schmetterling («Бабочка»). Концепция этого проекта была сформирована еще в 1941 году профессором Г.А. Вагнером.
    Rheinmetall-Borsig разрабатывала ЗУР Rheintochter
    В 1943 году на фирме Messerschmitt начали работу по проекту ЗУР Enzian
    1. +1
      29 апреля 2019 11:25
      Сколько бы ещё пришлось биться с Германией, выйди эти разработки в серию.
      1. +1
        29 апреля 2019 17:16
        Недолго...Германского пром. потенциала на производство, вряд-ли бы хватило no -- предсмертные судороги рейха -44 г.
        ...Хотя, зачатков разнообразного вооружения много. Ракетными проектами, успешно воспользовался также СССР, после капитуляции Германии hi
        (не в тему:)
        Ракета Rheinbote
        Rheinbote или V4 были разработаны директором Клейном и доктором Вюллерсом в Rheinmetall-Borsig в качестве средства для замены тяжелой артиллерии. Разработан в 1943 году как четырехступенчатая твердотопливная ракета. Длина "Рейнбота" составляла 37,5 футов (11,43 м), и на каждой ступени имелось по стабилизатору. Он питался смесью Дигликолевого динитрата, которая позволяла ему достигать 4200 миль в час, самой быстрой скорости для любой ракеты в то время. Rheinbote также мог достигать высоты 256 000 футов или эффективной дальности в 99 миль. Удаление некоторых ступеней ракеты позволило сократить дальность полета. Как и Rheintochter, Rheinbote был запущен с переоборудованной 88-мм зенитной установки 41, но в некоторых случаях они также были запущены из Meillerwagen, используемого для транспортировки печально известного V-2.
        Первые испытания были проведены в 1943 году на полигоне Близно в Польше. Оказалось, что ракета летела превосходно. Большая первая ступень ракеты имела шесть ускорителей, таких же, как у ракет "Рейнтохтер-1", но они стреляли только одну секунду. Эта секунда дала 83 775 фунтов тяги, затем сцена была отделена и приземлилась примерно в двух милях от стартовой площадки. Вторая ступень имела такую же тягу, но должна была приземлиться примерно в семи милях. Третья ступень также имела такую же тягу, но должна была приземлиться примерно в пятнадцати милях от стартовой площадки. Четвертая ступень имела немного более низкую тягу, но она также была прикреплена к 88-фунтовой боеголовке. К этому времени четвертая ступень двигалась со скоростью одна миля в секунду. Боеголовка не производила осколков до детонации и образовывала кратеры всего 4,9 фута в поперечнике, и во время испытаний их было очень трудно найти. Из-за небольшой боеголовки и неточности это не было возможным оружием войны. Но обергруппенфюрер СС Ганс Каммлер отдал приказ об оперативном использовании "Рейнбота". Согласно различным сообщениям, от 20 до 200 Рейнботов были обстреляны из голландского города Зволле в направлении Антверпена в ноябре 1944 года, причинив городу незначительный ущерб. В январе еще 60 человек, по сообщениям, были обстреляны в Антверпене, но опять же с очень небольшим ущербом. Оттуда проект отменили даже планы на более продвинутые Rheinbote-2 и 3. После капитуляции Германии, Советский Союз заинтересовались Rheinbote и на 31 мая 1945 года Сталин подписал постановление № 8897ss. Все оборудование, чертежи и образцы были изъяты из Рейнметалла и изучены. Позднее Советский Союз заявил, что "Рейнбот" был неудачным экспериментом и ужасной конструкцией. Rheinbote закончился, даже не будучи использованным для его предназначенной роли, а скорее похож на более успешный V-2.
        Основная функция: поддержка артиллерии
        Подрядчик: Rheinmetall-Borsig
        Силовая установка: твердотопливная ракета дигликоль-динитрат [18]
        Длина: 11,4 м
        Диаметр:
        Размах крыльев:
        Стартовый вес: 1,709 кг (3,768 фунта)
        (!) Скорость: 6,800 km /h (4,200 mp/h; 3,700 knt) -- belay
        Боеголовка: 40 кг)
        Дальность: 160 км (99 mi; 86 nmi) (эффективная); 220 км (140 mi; 120 nmi) (максимальная)
        Дата развертывания: ноябрь 1944
        Пользователи: Германия..... hi
  6. +4
    28 апреля 2019 11:39
    Хотелось бы видеть экономический анализ (при условии доведения до серии):
    1. Сколько будет стоить уничтожение бомбардировщика, и сравнить с ценой самого самолета.
    2. Сколько будет стоить предотвращение ущерба от бомбардировки.
    Ибо воюет экономика :(
    1. 0
      29 апреля 2019 11:33
      Цитата: Не_боец
      Хотелось бы видеть экономический анализ

      Вы полагаете, что зенитно-ракетные войска и ПВО страны в СССР появились без проведения "экономического анализа"?
  7. -1
    28 апреля 2019 12:10
    Фактически все немецкие наработки были опытными образцами, поскольку не было работоспособной системы радиокомандного наведения - точность была плюс минус лапоть.

    Причина была в отсутствовали вычислительные устройства, способные в он-лайне реализовать хотя бы метод наведения по трем точкам. Точность определения параметров цели (координаты, направления движения, скорость) с помощью существующих радаров кратно не дотягивала до уровня неконтактного поражения самолета даже осколочной боеголовкой.

    Вместо финансирования ВУ и РЛС немцы финансировали собственно ракеты, поэтому ожидаемо остались без ЗРК.
  8. +2
    28 апреля 2019 12:28
    Хорошая статья, автору респект. По поводу заявленных (и никем не подтверждённых) характеристик типа
    Максимальная скорость, согласно разным источникам, должна была достигать 1200-1500 км/ч. Досягаемость по высоте – 10000 м,
    Ракета должна была развивать скорость более 2700 км/ч, что позволяло ей поражать цели в радиусе 25 км на высотах до 18 км

    Хотя именно немцы имели очень хорошую школу аэродинамики (Прандтль, Трефтц, Осватич, Швир ...) но при тогдашнем зачаточном состоянии аэродинамики больших скоростей подобные заявления о скорости носят явно рекламный характер для выбивания финансирования проектов. У юристов есть такой термин: "Попытка с негодными средствами". Вот и хорошо, что у немцев всё так и вышло.
  9. +3
    28 апреля 2019 12:45
    О точности попаданий. Если мне память не изменяет то бомбили рейх плотными формациями типа "бомбовый ящик" где самолеты летели крылом к крылу. Ибо одиночный бомбер становился легкой добычей истребителей а строю легче было отбиться. Промазал в один самолет - попал в другой главное попасть в строй. Если ракеты смогли бы разбить строй то...
    1. -3
      28 апреля 2019 13:02
      При наличии массы истребителей сопровождения коробки уже не так актуальны. Можно и колонной построиться .
      1. +1
        29 апреля 2019 11:36
        Чтобы с высоты несколько тысяч метров накрыть относительно малоразмерную цель, нужно был посылать очень большой наряд самолётов и они должны были находиться в плотном боевом порядке. Сброс осуществлялся по команде ведущего, который "прицеливался" всей этой формацией.
  10. +2
    28 апреля 2019 13:00
    Воевать против такого численного и промышленного превосходства идея не самая лучшая. Большие производственные возможности противника все равно приведут к победе в войне на истощение. Никакие вундервафли типа суперзенитных или там каких еще ракет не могут помочь, когда противник свои потери может возместить в считанные недели, а то использовать новинки, спокойно произведенные в тылу.
  11. -3
    28 апреля 2019 13:36
    Цитата: Ken71
    Никакие вундервафли типа суперзенитных или там каких еще ракет не могут помочь, когда противник свои потери может возместить в считанные недели, а то использовать новинки, спокойно произведенные в тылу

    Правильно глаголите - в первую очередь надо бить по тылу ("Посейдонами" и прочими СЯС), а уж потом по фронту (ТЯО) bully
  12. +2
    28 апреля 2019 13:38
    У Союзников активно завивались системы РЭБ, пример с применением управляемых бомб Fritz-X, довольно быстро были вычислены частоты управления в итоге после удачного потопления итальянских линкоров, серьезных успехов немцы не добились.
    1. 0
      28 апреля 2019 15:02
      И то верно.
      Хотя казалось бы, не должно быть никаких сложностей даже на элементарной базе иех времен в том, чтобы банально сменить частоту управления + добавить пару тройку дублирующих каналов.
  13. +3
    28 апреля 2019 13:43
    В статье было упомянуто,что разработка войсковых ЗРК ближнего действия для вермахта не осуществлялась...Не совсем так...некоторые попытки были,но они не вышли "из стадии проектирования". У всех "на слуху" те названия немецких ЗУР 2МВ,что упомянуты в статье...но были и другие ,не известные "широкому кругу читателей"...хотя, дотошным исследователям 2МВ они должны быть известны.
  14. +2
    28 апреля 2019 13:58
    Если уж начался "сыр.бор" с ЗУРами для вермахта,то неплохо бы упомянуть неуправляемые зенитные ракеты вермахта: "Фён" , "Тайфун" и некоторые другие... Среди них были "нуры" и с ОФ БЧ ; и "нуры" заграждения (по "мотивам" английских ракет...)...Для таких ракет создавались "многоствольные" ,,зенитные,, РСЗО .
  15. +3
    28 апреля 2019 14:52
    "Впрочем, немецкие наработки не пропали. Они достались Союзникам и в ряде случаев получили развитие"///
    ----
    Не только Союзников. Советское ракетное ПВО тоже построено на немецких разработках.
    Около Сочи было закрытое КБ, в котором трудились сотни вывезенных из Германии спецов. Их привезли с семьями, хорошо платили. Только свободы передвижения не было.
    Когда они передали опыт, создали прототипы - их отпустили в ГДР со всеми накоплениями. Там были и химики, и спецы по движкам, и по системам управления. И радарщики, конечно.
  16. +1
    28 апреля 2019 15:32
    Это в наше время стали очевидны ошибки и достижения тех времен , а в то время опыт получали вместе с шишками.
    Не думаю, то разработка ракет отнимала значительную долю промышленного потенциала. Разработчики и конструкторы занимались своим делом, всяких дефицитных материалов требовалось также с гулькин нос(по меркам военного времени), при этом был велик шанс получить новое эффекивное оружие.
    Вроде как, на этом же сайте подсчитывали примерную стоимость и ресурсозатратность программ V-1 и V-2 , и сошлись на том, что прям аж сильно провальными назвать их никак нельзя.
  17. +2
    28 апреля 2019 20:25
    Времени просто не хватило. Рейх-то планировался как "тысячелетний", поэтому в случае успеха этого проекта появились бы элементная база и цифровые вычислители. Этим занялись американцы уже после войны и то им потребовалось лет тридцать.
  18. Офигеть...

    Наши деды сделали великое дело, когда уничтожили фашистского гада в самом его логове.

    Немцы во Вторую Мировую войну уже имели:

    - зенитные ракеты
    - крылатые ракеты Фау-1
    - баллистические ракеты Фау-2
    - ночное видение на танках и стрелковом оружии
    - штурмовая винтовка под промежуточный патрон, сам патрон и само название
    - стабилизатор танкового орудия
    - реактивный истребитель-перехватчик
    - шифровальная машинка "Энигма"
    - ещё что-то, про чего я не упомянул и смогли бы сделать даже атомную бомбу,

    Но наши деды вовремя сломили врагу хребет ценой жизни миллионов.

    Честь им и хвала!
    1. +2
      28 апреля 2019 23:12
      Немцы много чего придумали. Это верно.
      СССР противопоставил им мощные сухопутные силы: пехота-танки-артиллерия.
      Англия сумела установить радарную ПВО на всем своем побережье и
      оснастить радарами все корабли, бомберы и перехватчики. Реактивные
      перехватчики Метеор встали на боевое дежурство в середине 44 года.
      Американцы налегли на авивносцы - около ста в конце войны и на
      армады стратегических бомберов. Атомные бомбы были готовы в июле 45 года.
      Каждая из стран усиливала свою мощь по-своему.
      1. +1
        29 апреля 2019 11:41
        Цитата: voyaka uh
        Немцы много чего придумали.

        Они первые столкнулись с такими проблемами и решали их на научной основе. Если б немцы могли бомбить города США армадами бомбардировщиков, то американцы и те, кто бежал из Европы в США, тоже много чего придумали бы, возможно, ещё больше. Зато американцы "придумали" радиосистему дальней навигации - прообраз GPS, чтобы бомбить немцев, а немцам это не надо было.
  19. +1
    28 апреля 2019 23:06
    Вундерваффе на стартовой позиции.
  20. 0
    29 апреля 2019 00:25
    ЗУР Rheintochter («Дочери Рейна»)

    Почему множественное число? Дочь Рейна
  21. 0
    29 апреля 2019 05:37
    Единственным исключением являлась ракета Wasserfall, для которой разработали полуавтоматическую систему с РЛС.


    Разве уже были трехкоординатные РЛС?
  22. 0
    29 апреля 2019 12:44
    Автор правильно заметил что основу современных зрк заложили немци.
  23. 0
    29 апреля 2019 12:58
    В то же время, ракета Wasserfall получила более прогрессивную систему управления. За ее полетом и за целью должны были следить две отдельные РЛС. Оператору предлагалось следить за отметками на экране и контролировать траекторию ракеты.
    По сути основоположник всех современных систем.