ПЛ «Запорожье» - от советской доблести до украинской ржавчины

74
Подводная лодка «Запорожье» сегодня является чуть ли не старейшей подлодкой на постсоветском пространстве. Большинство подобных лодок уже списаны и утилизированы. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 была спущена на воду еще в далеком 1970 году. В составе Северного флота под обозначением Б-435 подлодка совершила 14 дальних походов, среди которых были дружественные визиты на Кубу, в Марокко, Тунис и Сирию, выполнение ряда учебно-боевых задач. Но уходил в историю Советский Союз, а вместе с ним - и советская доблесть Б-435.





В 1990 году подводная лодка была передана в состав Черноморского флота. После раздела ЧФ СССР Б-435 оказалась на украинской стороне, где позднее получила название «Запорожье» в честь Запорожской области, взявшей шефство над субмариной. На Украине на лодку возлагали большие надежды, окрестив ее "подводным флагманом" ВМС Украины. Был создан даже специальный дивизион, в который входила одна боевая единица - подлодка «Запорожье». Но позднее по финансовым соображениям его упразднили, а подводную лодку перевели в состав надводных кораблей.

Прослужив 20 лет советскому флоту, субмарина требовала капитального ремонта. Меняющиеся президенты и министры обороны Украины высказывали неоднозначные мнения по этому вопросу: на бумаге ее неоднократно ремонтировали, продавали и утилизировали. Практически всё время нахождения в составе вооруженных сил Украины подлодка простояла на ремонте, покрываясь ржавчиной. Только в 2012 году после частичного ремонта она вышла в море в составе флота Украины. А годом спустя произошло торжественное зачисление подводной лодки «Запорожье» в состав ВМС Украины.

В 2014 году после государственного переворота субмарина «Запорожье» с частью экипажа оказалась в России.

Дальнейшая судьба лодки, а точнее того, что от неё осталось после украинской эксплуатации, под вопросом. Очевидно, что морально и технически устаревшая, она не может использоваться как боевая единица. Рассматривается вариант применения бывшей единственной украинской подводной лодки «Запорожье» в качестве музейного экспоната в Балаклавском музее в Крыму.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    74 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +15
      9 апреля 2019 05:54
      Только как музейный экспонат.Ни на что другое эта субмарина уже не годна.
      1. +9
        9 апреля 2019 06:20
        Я пью пену, волна не доходит до рта,
        И от палуб до дна обнажились борта,
        А бока мои грязны - таи, не таи,
        Так любуйтесь на язвы и раны мои!

        Вот дыра у ребра, это след от ядра,
        Вот рубцы от тарана, и даже
        Видны шрамы от крючьев,-
        Какой-то пират мне хребет
        Перебил в абордаже.

        Киль, как старый, неровный гитаровый гриф,
        Это брюхо вспорол мне коралловый риф,
        Задыхаюсь, гнию, так бывает:
        И просоленное загнивает.

        Баллада о брошенном корабле. В. Высоцкий
      2. -6
        9 апреля 2019 08:15
        Цитата: 210окв

        Только как музейный экспонат.
        У меня лучше предложение: снять военное и опасное оборудование и отдать металлоломщикам...
      3. 0
        9 апреля 2019 08:44
        Цитата: 210окв
        Только как музейный экспонат.Ни на что другое эта субмарина уже не годна.

        Идея не нова. А вот интересно, Запорожье влезет в Балаклавский грот. Если да,то туда этой лодке и дорога..
        1. +5
          9 апреля 2019 09:15
          Цитата: Маркони41
          А вот интересно, Запорожье влезет в Балаклавский грот. Если да,то туда этой лодке и дорога..
          Насколько я знаю раньше лодки именно этого типа стояли в этом гроте, но лучше ее все- же вытащить из воды и сделать музеем ( так дольше сохраниться и дешевле обойдется поддержание приемлемого состояния) Однозначно музей! Никаких утилизаций. Последний блин экземпляр довольно многочисленного проекта.
          1. 0
            9 апреля 2019 10:42
            Цитата: DenZ
            но лучше ее все- же вытащить из воды и сделать музеем

            На плаву ее конечно оставлять нельзя. Иначе придется проводить докование. Но можно ее в тонеле забетонировать после чего немного залить водой. Со стороны будет казаться что лодка на плаву. Музей Балаклавы ее давно просит, но пока не получает. Глядишь, так и утонет у пирса.
          2. 0
            9 апреля 2019 10:56
            641 проект - это ,насколько я знаю, максимум для балаклавской базы. Для того, чтобы лучше сохранить, как музей тоже есть вариант - затащить её в ремзону базы, т.е. в сухой док, кто на экскурсию ходил поймет о чем я. Единственное "но" - проворачивать эту операцию нужно под реконструкцию яхтенной марины, т.к. как мне кажется бухта за 20 лет сильно заилена, а там и так ограничение существовало 8 м глубина фарватера, т. е. лодки заходили ночью в надводном положении.
          3. 0
            9 апреля 2019 11:31
            В Москве в Северном Речном порту стоит лодка-музей. Это круто.
            1. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
    2. +4
      9 апреля 2019 06:07
      Цитата: 210окв
      Только как музейный экспонат.Ни на что другое эта субмарина уже не годна.

      Ага. В качестве памятника "до чего может довести украинская незалежность".
      1. +9
        9 апреля 2019 08:00
        В принципе не самый плохой вариант - музейный экспонат. У нас во Владивостоке есть музей-подводная лодка - С-56. Она имеет интересную боевую историю. Детям интересно, взрослым любопытно. Туристы заходят. А на лом пустить - дело нехитрое.
        1. +1
          9 апреля 2019 16:25
          Цитата: bessmertniy
          В принципе не самый плохой вариант - музейный экспонат. У нас во Владивостоке есть музей-подводная лодка - С-56. Она имеет интересную боевую историю. Детям интересно, взрослым любопытно. Туристы заходят. А на лом пустить - дело нехитрое.

          Подлодка 641 проекта стоит в Техническом музее г.Тольятти. Как её притащили туда (без разборки), на несколько километров от Волги, это отдельная песня.
          1. +2
            9 апреля 2019 19:27
            Лодка в Тольятти (Б-307) относится к пр. 641Б, аналогичные ей в музеях Москвы (Б-396) и Гамбурга (Б-515). А Б-435 - "чистый" пр. 641, её "систершип" - Б-440, переделанная на заводе в Кронштадте в музейный вариант и ныне стоящая в Вытегре (Вологодская обл.), эти лодки - единственные сохранившиеся пр. 641, но Б-440 сильно переделана в музейный вариант.
          2. +1
            9 апреля 2019 19:58
            Лодка Б-413, проекта 641 стоит у стенки музея Мирового океана в Калининграде. Состояние отличное. Кроме этого, Вы можете посетить, научно-иследовательское судно "Витязь", корабль космической связии" Виктор Пацаев", а так же батискафы "Мир-1" и "Мир-2".
            1. +2
              9 апреля 2019 22:09
              Цитата: LiSiCyn
              Лодка Б-413, проекта 641 стоит у стенки музея Мирового океана в Калининграде.

              был там, масса впечатлений. Гид- бывший старпом такой же лодки, много интересного рассказал. И как на ней на Кубу ходили? Даже у командира условия никудышние
          3. +2
            9 апреля 2019 22:07
            Цитата: Капитан Пушкин
            Подлодка 641 проекта стоит в...

            ...Калининграде и Питере
            1. 0
              9 апреля 2019 22:41
              И в Вытегре, всего 3 корпуса в России.
            2. 0
              9 апреля 2019 22:49
              Малость перепутал: в России лодок пр. 641 как музеи две - в Калининграде Б-413 и в Вытегре Б-440, лодок пр. 641Б тоже две - в Москве Б-396 и в Тольятти Б-307.
              1. +2
                9 апреля 2019 23:12
                Цитата: Veteran
                Малость перепутал:

                я тоже - в Питере С-189
                1. 0
                  9 апреля 2019 23:18
                  Да, проекта 613 (С-189).
    3. -8
      9 апреля 2019 06:10
      Цитата: 210окв
      Только как музейный экспонат.Ни на что другое эта субмарина уже не годна.
      Только придётся им тогда, исторической справедливости ради, снабдить этот экспонат проклятыми ими же самими коммунистическими символами. laughing
      1. +20
        9 апреля 2019 06:20
        Цитата: Эррр
        Только придётся им тогда, исторической справедливости ради, снабдить этот экспонат проклятыми ими же самими коммунистическими символами


        Кому "им"? ПЛ находится в России
        1. +7
          9 апреля 2019 06:23
          Грешен. Стал отвечать на комменты не дочитав статью до конца. Полагал, что Киев её забрал себе. Ставьте мне минусы смело. lol
          1. 0
            9 апреля 2019 07:14
            Цитата: Эррр
            Грешен. Стал отвечать на комменты не дочитав статью до конца. Полагал, что Киев её забрал себе. Ставьте мне минусы смело. lol

            =====
            Да ладно уж! "+" за смелость и честность! (Хотя за предыдущий "коммент" честно "минуснул" - не сообразил, что Вы решили, будто лодку вернули Украине).
      2. +2
        9 апреля 2019 06:21
        Кому им? Балаклава это Крым! Мы вроде не гнушаемся этой исторической символики.
        1. +5
          9 апреля 2019 06:27
          Да я уже покаялся. Урок мне на будущее. Не подумал, что незалежные могут её не забрать. Минусуйте, не стесняйтесь.
          1. +2
            9 апреля 2019 07:49
            Зачем сразу минусить? Со всеми бывает. Принципиально минусы не ставлю.
            1. 0
              9 апреля 2019 07:57
              Снимаю шляпу. hi
      3. 0
        9 апреля 2019 06:22
        "Им" не придётся, Слава Богу. Она у нас в Крыму стоит. Я надеюсь, мы советской символики не пожалеем.
        1. 0
          9 апреля 2019 06:29
          Не дочитал статью. Сморозил. Каюсь.
        2. 0
          9 апреля 2019 07:17
          Цитата: ПалБор
          Им" не придётся, Слава Богу. Она у нас в Крыму стоит. Я надеюсь, мы советской символики не пожалеем.

          =====
          Да будет Вам на Зррра нападать - он уже признался в ошибке - полагал лодку Украине вернули!
          1. +4
            9 апреля 2019 07:55
            Спасибо за поддержку! Плюсовать не надо. ;-)
          2. +1
            9 апреля 2019 09:24
            Поздно, я уже плюс поставил за мужество. Серьёзно.
            1. 0
              9 апреля 2019 09:39
              как там у М,М,Жванецкого:"тщательнее надо ребята".
    4. 3vs
      +4
      9 апреля 2019 06:20
      "На Украине на лодку возлагали большие надежды, окрестив ее "подводным флагманом" ВМС Украины. Был создан даже специальный дивизион, в который входила одна боевая единица - подлодка «Запорожье»."
      Зато все окраины утверждали, что именно они кормят Россию...
      Грустное зрелище!
      Им только кружевные трусы и в Европу!
      1. +3
        9 апреля 2019 08:06
        Как же бедно величие Украины, когда у ней нет уже ни одной подводной лодки! request У бедной КНДР и то их целая флотилия.
    5. +5
      9 апреля 2019 06:24
      Нужно передать Украине, ведь без нее, известная притча "подводная лодка в степях Украины", не имеет смысла.
    6. +1
      9 апреля 2019 07:17
      Старость не радость. Б-435 нужно передать в музей. У этой лодки таки есть своя история
    7. +2
      9 апреля 2019 07:21
      Начав путь с рождения в СССР данная ПЛ не только побывала в дальних походах а так же пережила развал союза побыла за границей пожив там решила вернуться домой, только дом уже не СССР а Россия, дома и берега роднее и воздух чище
    8. 0
      9 апреля 2019 07:32
      Рассматривается вариант применения бывшей единственной украинской подводной лодки «Запорожье» в качестве музейного экспоната в Балаклавском музее в Крыму.

      Надеюсь, она туда влезет - новые уже засунуть туда не получается. Ну или малой кровью - демонтаж/монтаж рубки.
    9. +2
      9 апреля 2019 07:58
      Вспомнил старое
    10. +2
      9 апреля 2019 08:56
      Вся Украина похожа на эту подводную лодку. В наличии- есть,но - результат- ноль.
    11. Комментарий был удален.
    12. 0
      9 апреля 2019 09:15
      Да, только для превращения в музей её надо очень здорово ремонтировать. Там только очередной ремонт, чтоб не утопла, вылезет на сотню лимонов. (Это я как человек, связанный с ремонтом пароходов прикидываю). А ещё надо из этого чермета музей сделать - это тоже хорошие деньги. Найдутся ли.
      Хотя у нас регулярно находятся большие деньги на всякие шальные проекты. Может и найдутся.
      1. 0
        9 апреля 2019 23:00
        Б-440 на Кронштадтском заводе более 3-х лет переделывали в музей, плюс транспортировка на Вытегорское водохранилище. Но теперь есть ещё одна закавыка: за лодку надо заплатить, прежде чем из неё делать музей. Тольяттинцам повезло, они приобрели Б-307 за символическую сумму 787 тыс. руб., а вот Москва за Б-396 заплатила 48 млн. руб.
        1. 0
          9 апреля 2019 23:04
          Сдуру-то можно и десять лет ремонтировать. Так-то ремонт, если идёт, то длится несколько месяцев.
          1. 0
            10 апреля 2019 00:04
            Речь идёт не о ремонте "сдуру", а о переделке всей лодки по спецпроекту с совершенно другим эксплуатационным предназначением - для массового проведения экскурсий с гарантированным поддержанием ПЛ на плаву в НП без эксплуатационного экипажа, и три года для этого вполне нормальный срок для завода. К тому же в этих лодках в своём натуральном виде массовые экскурсии проводить практически невозможно.
    13. +3
      9 апреля 2019 09:20
      непонятно, зачем автор вытащил старое фото. это чтобы страсти подогреть что ли?
      на самом деле лодка прошла полный ремонт и на 2014 год проходила испытания.

      кстати говоря, удивительно, что её вообще смогли отремонтировать, прям древность какая-то.
      Боевая ценность её очень невысокая и после ремонта, но насколько я понимаю, её планировали использовать для тренировок и учений по ПЛО.
      Правда, второй вопрос- а что за ПЛО там было?
      1. 0
        9 апреля 2019 09:50
        В свое время я работал на греческую фирму Германос телеком, у них есть подразделение Санлайт, которое занимается в том числе различными аккумуляторами, для шахтеров, подлодок... дык заказали аккумы на Запорожье но стандарты не подошли натовские, как там дальше решилось не знаю.
        Млин, лишаете последней надежды посмотреть на подводную лодку в степях нэньки Украины))
      2. 0
        9 апреля 2019 10:01
        Скорее всего в качестве цели, для отработки навыков по поиску и уничтожению
        1. 0
          9 апреля 2019 13:14
          для этой цели вполне пригодна.
          особенно если ход дать всего пару узлов , чтоб шумность уменьшить
      3. +2
        9 апреля 2019 10:08
        Проходила испытания без аккумуляторных батарей. Прикольно. Сергей , Вы где живете ? А я тут ,в хохляндии. И мне из "погреба виднее.
        1. Комментарий был удален.
        2. -1
          9 апреля 2019 22:34
          не знаю, почему удалили пост, но лодка прошла испытания и на аккумуляторах и погружением.
          аккумуляторы там стояли.
          12 июня 2012 года подлодка вышла на один день в море для испытания дизельных двигателей на режимах полного и самого полного хода. Кроме того, проверена работа электромоторов и аккумуляторной батареи на полном ходу подводной лодки, работа её гидроакустической станции[26].

          С 18 по 20 июля 2012 года произведены испытания лодки при погружении[27]. 3 августа 2012 года лодка провела успешное погружение на перископную глубину (14 м), выполнила вывеску и дифферентовку, отработку движения в подводном положении[27][28].
      4. 0
        9 апреля 2019 21:49
        А чтобы наглядно показать до чего нынешние киевские власти смогли довести собственный флот. request
        Не помню, как по коду НАТО именовались лодки этого проекта, то ли "Менуэт", то ли "Дельта" за изящные обводы корпуса.
        1. 0
          9 апреля 2019 22:43
          "Фокстрот" (пр. 641).
          1. 0
            9 апреля 2019 22:49
            Точно! hi Но остальные названия, по-моему, имели место быть тоже.
            1. +1
              10 апреля 2019 00:10
              "Менуэта" не было, а "Дельтой" именовались ракетоносцы пр. 667 (А,Б..и т. д.до БДРМ) с соответствующей римской цифрой.
              1. +1
                10 апреля 2019 03:05
                Странно, был уверен, что есть. Но за информацию Вам большое спасибо. hi
    14. 0
      9 апреля 2019 09:49
      жаль но боюсь что пойдет и этот корабль на иголки.что имеем не храним потерявши плачем.посчитайте сколько кораблей РИФ ещё живы,сколько Советского ВМФ построенных до ВОВ,а уж послевоенного....
    15. 0
      9 апреля 2019 10:12
      В 2014 году после государственного переворота субмарина «Запорожье» с частью экипажа оказалась в России.

      Она убежала от переворота?, Судя по тексту так.
    16. 0
      9 апреля 2019 10:47
      Почти 50 лет, даже со средними ремонтами (во времена СССР) - это слишком! По состоянию металла ПК уже, наверное, погружаться не сможет никогда. Очень хорошо смотрелась бы в качестве музея или полигона по БЗЖ в том же 7 отряде ПП.ИМХО.
      1. 0
        9 апреля 2019 13:17
        наварили металл.
        В ходе ремонта были проведены работы по замене участков обшивки корпуса, ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов, винто-рулевого комплекса, дейдвудных сальников, монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта.

        За время ремонта корпус подводной лодки был тщательно обследован при участии проектировщиков и представителей института сварки имени Патона. Все места коррозии и язвины наплавлены и заварены. Сделана УЗК толщинометрия корпуса. На подлодку установлены современные системы связи, гидроакустики и радиолокации, а также новые аккумуляторные батареи, закупленные у греческой фирмы Germanos.
    17. 0
      9 апреля 2019 11:37
      подводную лодку перевели в состав надводных кораблей
      Такого прикола я ещё не слышал. Впрочем, на украине всё возможно, страна "чудес". Могут и луноход перевести в разряд наземных транспортных средств. laughing
    18. 0
      9 апреля 2019 20:44
      Пора бы уже упокоить (в отличие от "Акул") сию зачетную субмарину. И забыть о ней, как о страшном сне.
      Бо она болтается как сферический конь в вакууме и как бы никому уже категорически не нужна. Хватит истязать корабль уже.
    19. -1
      9 апреля 2019 20:59
      Много разных предложений.
      Добавлю своё.
      НИЧЕГО С НЕЙ НЕ ДЕЛАТЬ.
      Пусть стоит, ржавеет, и служит укором и позором.
      Для пущей транспарентности, отбуксировать поближе к украинской границе, заварить все входы, люки, обеспечив невозможность проникновения. Поставить на мель, плотно на грунт. На мачте поднять украинский флаг.
      1. Комментарий был удален.
    20. 0
      9 апреля 2019 21:05
      Ее сородич - Б-513 в Калининграде прекрасно служит в музее МировогоОкеана.))))
      1. 0
        9 апреля 2019 22:43
        Вы ошиблись, Б-413.
        и служит- это сильно сказано, музейный экспонат , неработоспособное состояние
        1. 0
          10 апреля 2019 00:14
          Она служит военно-историческим музеем, какое может быть при этом работоспособное состояние? Теперь её задача - военно-патриотическая, не боевая.
          1. 0
            10 апреля 2019 23:25
            Служит для меня имеет более узкое значение применительно к боевой технике
            1. 0
              11 апреля 2019 00:25
              Слишком узкое значение. Служение Отечеству предполагает гораздо более широкий спектр задач, не только боевых, и раритетная военная техника с хорошим послужным списком может при этом служить отличным инструментом, в частности, в военно-патриотическом воспитании. И нет необходимости, чтобы она была в работоспособном состоянии, тем более ПЛ, это же музей.
        2. 0
          10 апреля 2019 23:23
          Да, извините, Б-413. Вы правы, Я ошибся, спасибо !
      2. 0
        9 апреля 2019 23:05
        В Калининграде Б-413, но она другого проекта - "чистого" 641. Её "систершипы" именно Б-435 и Б-440.
        1. 0
          10 апреля 2019 23:25
          Дык и Запорожье тоже чистый 641 проект...
          1. 0
            11 апреля 2019 00:03
            Б-435 и есть "Запорожье".
    21. -1
      9 апреля 2019 23:06
      Цитата: rudolff
      "Пусть стоит, ржавеет, и служит укором и позором."
      У нас уже есть один такой позор. Б-380. Гниет в плавдоке.

      Значит, моё предложение может и нам самим посмотреть на свои помойки.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»