Битва при Ялу. Второе сражение броненосных эскадр XIX века (часть 1)

27
Тема битвы при Лиссе вызвала большой интерес среди читателей «Военного обозрения», пожелавших, чтобы и ряд других крупных морских сражений были рассмотрены в таком же ключе. Что ж, тема действительно очень интересная, поэтому выполняем их просьбу.

Пролог



После битвы при Лиссе развитие морских вооружений пошло буквально семимильными шагами, а свое мнение по этому поводу высказывали все, начиная от классика марксизма Фридриха Энгельса и заканчивая поэтом Николаем Некрасовым. Технически последствия этого сражения вылились в то, что все, абсолютно все морские боевые суда обзавелись мощными таранными форштевнями, а еще артиллерию главного калибра на них стали располагать так, чтобы обеспечить максимальным количеством стволов, которые можно было бы направить вперед. То есть орудийные башни устанавливались не на оконечностях, а по бортам по диагонали, что позволяло стрелять вперед и назад сразу из четырех орудий, а на траверзе вести огонь также из четырех при определенных углах.


Китайский флагманский броненосец в битве при Ялу «Динъюань». Модель фирмы «Бронко» в масштабе 1:350. Фото из американского журнала «Файн скейл моделлер»

В разных странах мира было построено много таких кораблей, это и знаменитые «Кайо Дуилио», и «Энрико Дандоло», и «Италия», и «Лепанто», и целый ряд британских кораблей, включая и злосчастный «Кэптен», и столь же злополучный американский броненосец «Мэн». И надо же было такому случиться, что именно такими же броненосцами обзавелся и Китай, когда решил-таки наконец тоже превратиться в морскую державу!

Модернизация по китайскому образцу

А было так, что в последнюю четверть XIX века Китай вошел отсталой во всех отношениях типично азиатской страной с неэффективной системой государственного управления, чрезвычайно отсталой промышленностью и примитивным полуфеодальным сельским хозяйством.

Китай потерпел поражения в опиумных войнах в 1840-1842 и 1856-1860 годах, и все дело шло к его полному превращению в одну из многочисленных европейских колоний, однако, к счастью для китайцев, оно до этого все же не дошло. Правительство осознало необходимость реформ, и прежде всего реформ военных, которые, тем не менее, были начаты в типично китайской манере. Суть ее заключалась в том, что в Китае и армейские формирования, и даже флот управлялись не из единого центра, а подчинялись… наместникам тех провинций, в которых они находились. То есть эти самые наместники, словно древние феодалы, по своему усмотрению распоряжались ими словно своими собственными дружинами, хотя деньги получали на их содержание из государственной казны. Впрочем, они же туда и много отдавали, как официально, так и неофициально. И те, кто были «щедрее», получали и больше прав, и больше возможностей.

Одним из таких деятелей был Ли Хунчжан, ставший в 1870 году наместником столичной провинции Чжили, что вполне можно было бы приравнять по нашим меркам к самой высокой государственной должности.

Он активно выступал за проведение Китаем «политики самоусиления» и за «движения за усвоение заморских дел». В 1875 году именно им была разработана первая в Китае морская программа, по которой предполагалось заказать в Европе целый флот из 48 современных боевых кораблей, при одновременной организации строительства какого-то их количества и на китайских верфях. Планировалось пригласить специалистов из-за рубежа, обучить свои собственные национальные кадры, построить заводы, шахты и судоверфи. То есть «прорубить окно в Европу» по российскому (и японскому вариантам), но только, разумеется, на свой собственный, китайский манер.


К счастью, источников по данной теме очень много. Есть русские, а есть и английские.

Первоначально деньги по этой программе выделялись всем четырем китайским флотам. Однако Ли Хунчжан сумел добиться от императора, чтобы они были целиком переданы ему и пущены на укрепление лично ему подчинявшегося северного флота. Тогда же он пригласил своего земляка (а в Китае это было в обычае) Дин Жучана командовать этим флотом. Причем человек он был достаточно известный и деятельный, участвовал в восстании тайпинов, а затем сам же его и подавлял, и таким образом заслужил полное доверие властей.

Ну а для того чтобы компенсировать отсутствие опыта у китайских офицеров, в Китай было решено пригласить около 200 английских военных специалистов, включая коммодора Уильяма Ланга, а также немецких и американских морских офицеров. Так, начальником штаба Северного (или как его называли китайцы) Бэйянского флота стал немецкий майор Константин фон Геннекен, в то время как англичанин Уильям Тайлер и американец Фило Мак-Гиффин получили должности вторых командиров на двух только что построенных для Китая броненосцах, прибывших из Европы. Что это были за корабли, мы подробнее рассмотрим несколько позже, а пока лишь отметим, что все то положительное, что было достигнуто китайцами на пути модернизации страны, армии и флота, во многом нивелировалось откровенно плохой подготовкой личного состава, состоявшего в своей массе из безграмотных крестьян, а также повсеместно процветавшей в Китае того времени коррупцией и казнокрадством. Собственно, именно на них и основывалась вся модернизация по-китайски, причем масштабы ее были столь значительны, что привели к тому, что многие британские офицеры вынуждены были оставить свою службу в Бэйянском флоте.


Вот только читать текст с ять и фитой очень непривычно и утомительно…

Тем не менее, уже к 1885 году этот флот стал восьмым в мире по численности и на какое-то время самым сильным на Дальнем Востоке! Корабли совершали «визиты вежливости», активно «демонстрировали флаг», одним словом Китай на морях о себе наконец-то заявил. Правда случались и курьезы. Например, когда китайские броненосцы прибыли в японский порт Курэ, там на борт одного из них поднялся Хэйхатиро Того – будущий прославленный японский адмирал. Своим острым взглядом он заметил, что китайские матросы на броненосце «Динъюань» сушат свое нижнее белье, развесив его на стволах орудий главного калибра. А это, мол, говорит о их низком боевом духе. И эту «историю с подштанниками на стволах у пушек» тут же попала в газеты и весьма негативным образом повлияла на имидж Китая, как «великой морской державы». Хотя, конечно, все это было не более чем злопыхательство и «черный пиар», а вот в чем же «заявка» китайцев на свою «морскую силу» проявилась конкретно, мы как раз сейчас и рассмотрим…

Корабли Бэйянского флота: стрелять редко, да метко!

При всей восточной специфике модернизации страны (например, должников, не плативших налоги, наказывали ударами палками по пяткам!) следует признать, что флот свой китайцы создавали очень даже продуманно. Так, например, они решили, что сначала нужны кадры, а уже потом большие и сложные корабли, но подготовить их лучше всего, построив много небольших и дешевых корабликов, вооруженных, тем не менее, мощными орудиями. Поэтому первыми современными кораблями Бэйянского флота стали канонерские лодки. Сначала совсем уж простые, а затем построенные в Англии «ренделовские» канонерки, вооруженные 280-мм орудием. Брони они не имели, но могли действовать и на реках (что для Китая было очень важно), и в море, но попасть в них из-за их небольших размеров было нелегко, тогда как снаряды их орудия главного калибра обладали сильным разрушительным действием.

Битва при Ялу. Второе сражение броненосных эскадр XIX века (часть 1)

Основные корабли Бэйянского флота: слева направо – броненосец «Динъюань», броненосный крейсер «Цзиюань», минный крейсер «Гуанъи», броненосный крейсер «Пинъюань», один из многочисленных миноносцев германской постройки.


Корабли в обратном порядке. Хорошо видны все конструктивные особенности и вооружение названных кораблей.

Затем к ним добавились также построенные в Англии «ренделовские» крейсера III класса «Чаоюн» и «Янвэй», главной особенностью которых опять-таки стали водоизмещение и вооружение. Их создатель Уильям Армстронг расхваливал эти крейсера как образцы небольшого и дешевого судна, которое в бою будет способно справиться большим рангоутным броненосцем. Главной его защитой должны были стать высокая скорость хода и малые размеры, что в принципе позволяло диктовать противнику условия боя. В 1882 году Армстронг писал, что нет ни одного корабля британского флота, способных сражаться с этими его крейсерами один на один, и что ни один британских корабль не может настигнуть их или уйти от них, если бы возникла такая необходимость.


Крейсер III класса «Чаоюн».


Орудийный каземат на «Чаоюне».

Кроме того, вооружением из двух 280-мм орудий Армстронга, легко пробивавших в это время броню равную их калибру, в те годы могли похвастаться лишь немногие корабли. Интересно, что орудия эти размещались не в башнях, а казематах на носу и корме с откидными броневыми щитами, из-за чего у них имелись мертвые углы обстрела как спереди, так и сзади, хотя и не слишком большие. Кстати, сами англичане этими судами не вдохновились, посчитав их мореходность никудышной. Да в принципе так оно и было, хотя китайцев она и устраивала.


Палубное орудие бронепалубного крейсера «Цзиюань».

В 1883 – 1887 гг. флот продолжал пополняться новыми кораблями, хотя все они оставались весьма специфичными, по сравнению с западными образцами. Это были малотоннажные крейсера II класса «Цзиюань», «Чжиюань» и «Цзинъюань» и «Лайюань», построенные в Англии и Германии по типу элсвикских крейсеров, однако вооружение их для этого типа судов было не характерно. По требованию китайской стороны на них было установлено по три 210-мм орудия главного калибра, но всего лишь две 152-мм пушки Канэ.


Броненосный крейсер «Пинъюань».

Пожалуй, самым странным кораблем Бэйянского флота стал «Пинъюань», собственной китайской постройки. Это был своеобразный гибрид канонерской лодки и броненосца береговой обороны, который сами китайцы почему-то считали броненосным крейсером. Главным его калибром являлось 260-мм орудие фирмы «Крупп» в носовой барбетной установке, защищенное куполообразным броневым колпаком, по бортам на спонсонах находились два 6-дюймовых крупповских орудия (150-мм) за броневыми щитами. Благодаря этому теоретически корабль мог стрелять прямо по курсу сразу из всех орудий, что отвечало модной в то время таранной тактике боя. Впрочем, скорость хода у него была всего лишь 10 узлов, так что таран противника для него был просто непосильной задачей.

Но, конечно, самыми сильными кораблями Бэйянского флота были два броненосца, построенных в Германии на штеттинских верфях фирмы «Вулкан», «Динъюань» и «Чжэньюань», вступившие в строй соответственно в 1885 и 1886 гг. Хотя строили их немцы, на германские броненосцы «Захсен» они не были похожи совершенно, зато и расположением башен, и вооружением походили на английские броненосцы «Аякс». Хотя на них стояли спаренные 305-мм казнозарядные орудия против типичных для германских броненосцев 280-мм, и 317-мм дульнозарядных пушек кораблей англичан. Впрочем, особых достоинств у этих орудий не было. Они были недостаточно дальнобойными и медленно заряжались, производя лишь один выстрел в четыре минуты. Как и на английских броненосцах типа «Аякс», вспомогательная артиллерия китайских кораблей состояла всего лишь из двух 152-мм орудий, расположенных в самом носу и на корме и прикрытых броневыми колпаками.

Вертикальная броня кораблей защищала у них только лишь среднюю часть корпуса. Пояс брони «компаунд» имел высоту три метра и достигал в своей средней части толщины в 16 дюймов. Верхняя его часть была толщиной в 10 дюймов, а та, что ниже ватерлинии, имела 6-дюймовую толщину. В центре находился броневой бруствер в форме гантели, внутри которого размещались два барбета установок орудий главного калибра, и боевая рубка, изготовленные из 12-дюймовой брони. Орудийные установки сверху были накрыты броневыми колпаками из 6-дюймовой (в лобовой части) и 3-дюймовой брони. Под редутом броневой палубы не было, но зато и носовая, и кормовая оконечности защищались «карапасной» броневой палубой также из 3-дюймовой брони. Множество отсеков по ватерлинии были наполнены пробкой, хотя, конечно, оконечности обоих кораблей были более уязвимыми для снарядов, чем их центральная часть.


Схематических разрез корабля «Динъюань»

Опять-таки теоретически подобная установка орудий главного калибра давала возможность вести огонь из четырех стволов как вперед, так и назад, а также на траверзе. Это отвечало тактике таранного боя. Однако реально из-за разрушительного воздействия пороховых газов на надстройки, многие ракурсы ведения огня могли иметь значение разве что в теории.

Скорость в 14,5 узла, которую развивали эти корабли, в то время для броненосцев считалось вполне достаточной!


«Динъюань» и «Чжэньюань» в предвоенной раскраске.

В целом можно сказать, что китайский флот состоял из весьма и весьма специфических кораблей в основном малого водоизмещения, но с сильной артиллерией главного калибра, и совершенно очевидно, что это вынуждало китайских моряков «стрелять редко, да метко», то есть требовало от них хорошей выучки и боевого мастерства, и это же самое требовалось и от их командиров! И это было тем более важно, что плавания в целях демонстрации флага для китайского императорского флота подходили к концу и уже приближалось 17 сентября 1894 года, когда ему предстояло сразиться с императорским флотом соседней Японии.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    12 апреля 2019
    Китайский флот тогда почти не уступал японцам. Но удача в той войне улыбнулась японцам.
    Она улыбнулась им в в следующую.
    1. +2
      12 апреля 2019
      Да, японцам долго пришлось дожидаться, но Мидуэя всё же дождались... hi
    2. AMAT VICTORIA CURAM - победа любит подготовку.
  2. +3
    12 апреля 2019
    "Так, например, они решили, что сначала нужны кадры, а уже потом большие и сложные корабли, но подготовить их лучше всего, построив много небольших и дешевых корабликов, вооруженных, тем не менее, мощными орудиями."
    Снначала они совершенно логично решили, что прежде чем обзаводиться флотом, надо обеспечить защиту баз будущего флота и вполне в духе тогдашних военно-морских доктрин начали строить рэнделовские алфавитные канонерские лодки типа "Альфа", типа "Чжэнь", типа 'Чинчу".

    Основным вооружением этих корабликов в 450 т водоизмещением было одно дульнозарядное орудие калибра 280 или 305 мм. Мизерное для таких орудий водоизмещение канонерок не позволяло вести стрельбу даже при минимальной качке, поэтому боевая цееность этих кораблей была околонулевая.
    1. +3
      12 апреля 2019
      Виктор, привет hi , а в чём смысл постройки недееспособных коробок, в банальном распиле?
      1. +3
        12 апреля 2019
        В банальном заблуждении, что корабль столь малых размерений и водоизмещения может быть устойчивой платформой для крупнокалиберных орудий.
        Такие канонерки строились во многих странах. В России - "Ёрш", послуживший прототипом для восьми канонерок типа "Дождь". Водоизмещение 305 т, главный калибр - 280 мм. В свою очередь образцом для "Ерша" послужила британская канонерка "Скэрдж".
        Немцы одинадцать штук "Веспе" построили.
        1. +3
          12 апреля 2019
          Где нибудь на реке, особых проблем с устойчивостью платформы не возникает. Так что в принципе решение адекватное, как и наши балтийские канонерки. Да и Желтое море, прямо скажем, во многих местах воробью по пояс. :)
          1. +3
            12 апреля 2019
            Адекватность решения хорошо бы проиллюстрировать примерами эффективного применения.
            1. +1
              12 апреля 2019
              Примеры эффективного применения сильно ограничены масштабами оптимизма потенциального противника :) Попросту говоря войны на Балтике к счастью не случилось в те времена.

              С другой стороны, предлагаю вам проиллюстрировать неустойчивость платформы этих самых канонерок расчетами. Где нибудь на реке, при нулевой качке :)
              1. +2
                12 апреля 2019
                Расчеты - не проблема. Если у Вас есть требования к остойчивости в неповрежденном состоянии Морского регистра империи Цин по состоянию на 1870 год.
                1. +2
                  12 апреля 2019
                  Возможно вы не поняли сути вопроса. Понятие "устойчивость артиллерийской платформы" вытекает из периода собственной качки корабля. Что не имеет смысла при отсутствии волнения. Да, крупный корабль имеет больший период качки, что несколько улучшает его возможности при наведении и стрельбе в ручном режиме.

                  Кстати хочу напомнить что в предыдущей статье автора упоминались первые американские пароходы-тараны. Это в основном речные корабли времен гражданской войны в США. Собственно именно на реке, в условиях ограниченности маневра тараны только и получались. И то не всегда :)

                  Отсюда и идея китайцев. Обстреливать берега задача второстепенная, там свои, а вот остановить иноземцев нагло поднимающихся по крупным рекам чуть не до середины империи чем то надо. Тактика проста, один выстрел и таран. А если учесть что по рекам могли ходить разве канонерки чуть крупнее миноносца, понятно что даже один 8" снаряд в упор может стать ваншотом даже и без тарана. По моему весьма адекватно.
                  1. 0
                    9 июля 2019
                    Понятие "устойчивость артиллерийской платформы" вытекает из периода собственной качки корабля. Что не имеет смысла при отсутствии волнения.

                    Боже Мой!
                    \хватается за голову\

                    Японские Мицусимы (которые в смысле "орудие к водоизмещению" куда ближе к реализму) хоть раз во что-то попали?
      2. А что Вы удивляетесь, друг. Хотели построить дееспособные, но не шМаГЛИ.

        Китайские товары в большей части как раз именно это, когда слепили что-то очень похожее, но работающее плохо или быстро ломающееся.

        Китайские копии Су-27 со своими движками, подделки яФонов, и пр. дерьмо, как во время "культурной революции" по деревням выплавленный чугун.

        Делать неработающее - древняя китайская традиция, получается.
        1. 0
          9 июля 2019
          А что Вы удивляетесь, друг. Хотели построить дееспособные, но не шМаГЛИ.

          У них почти все кораблики были "мейд ин Юроп", причём здесь их способности?
  3. +4
    12 апреля 2019
    Вообще, описывая развитие китайского ВМФ нельзя пройти мимо такого события в его истории, как битва при Фучжоу. Собственно, в истории китайского военно-морского флота битв было две. Первая в 1884 г. при Фучжоу с французами, вторая в 1894 при Ялу с японцами. Обе для китайцев закончились катастрофически.

    Битва при Фучжоу имела место 23 августа 1884 года в ходе франко-китайской войны.
    Китайская эскадра состояла из 5 малых безбронных крейсеров, 4 канонерских лодок, 2 транспортов, 7 минных катеров , 11 парусных джонок.
    Французы располагали 1 броненосным крейсером, 1 безбронным крейсером 2-го ранга, 2 безбронными крейсерами 3-го ранга, 1 шлюпом-авизо, 3 канонерскими лодками, 2 миноносками.
    В результате боя одной из канонерок китайцев даже удалось один раз выстрелить по французам, правда не удалось попасть. Собственно, попасть китайцам вообще не удалось. Все китайские корабли были потоплены, французские повреждений не получили кроме одной миноноски, получившей незначительное повреждение.
  4. +6
    12 апреля 2019
    Вячеслав hi спасибо, снова порадовали. Отдельная благодарность за фото макетов кораблей, по ним вполне можно представить себе как они выглядели. Как правило на старых снимках разобрать детали почти невозможно. Надеюсь с японцами Вы "разберётесь так же подробно. drinks
  5. +2
    12 апреля 2019
    Мен это броненосный крейсер
    1. +4
      12 апреля 2019
      Только американцы почему то называют его USS Maine.
      1. 0
        14 апреля 2019
        Цитата: Undecim
        Только американцы почему то называют его USS Maine.

        Американцы все свои корабли называют USS+ название wink Корабль Соединенных Штатов такой-то yes
        Фактически это был броненосец второго класса,с умеренной скоростью хода и уременьшенным калибром ГК . В Европе фактически таким же являлся германский "Фюрст Бисмарк".
        Только и те, и другие именовали их броненосными крейсерами
        1. 0
          14 апреля 2019
          Только сейчас увидел ошибку в комментарии. Пропустил слово battleship.
      2. Комментарий был удален.
  6. +1
    12 апреля 2019
    Мы тоже строили нечто подобное. За счёт бортового залпа максимизировали курсовой. Для битвы в Проливах. А китайцы предполагали действовать, в т.ч. в устьях рек, где бортовой залп не так важен.
  7. +2
    12 апреля 2019
    Статья замечательная, спасибо! Порадовали хорошие фотографии и особенно 3d картинка. По фото сегодня не так просто понять насколько чудными были формы первых броненосцев :) Самое интересное что при столь странной, на сегодняшний взгляд, компоновке - потопить их оказалось очень непросто. Корабли себя полностью оправдали в бою. И вызвали жуткую зависть у японцев :)
  8. +2
    13 апреля 2019
    В 3D картинке ошибка : изображен не " Пиньюань" , а " Чаоюн".
  9. +2
    13 апреля 2019
    Спасибо за статью. Отдельно хочу сказать об экскурсе про попытку китайской модернизации. Редко встретишь такой ясный и краткий анализ. Ждем продолжения!
  10. BAI
    0
    13 апреля 2019
    вынуждало китайских моряков «стрелять редко, да метко»

    Это как-то переплетается с пулеметом Максим:
    "Этот пулемет стреляет для Китая слишком быстро".
    Надо понимать - корабли не сами появились, кто-то руководил программой создания флота. Можно было и о них сказать. Например о Ли Хунчжане
  11. 0
    14 апреля 2019
    Вячеслав огромное спасибо за статью ! Жем продолжения !
  12. +1
    14 апреля 2019
    На броненосце '' Динъюань '' есть ПАРУСА - зачем ? На случай - уголь закончиться ? Мы (Российская Империя) парусный флот в Крымскую войну ,,похоронили,, может поспешили ? Китай решил в этом регионе сделать флот на 48 вымпелов (броненосцы, крейсеры, миноносцы и прочие) , а мы каким местом думали ? Тихоокеанский флот на нашем Дальнем востоке строить нужно было с момента выхода к морю (Тихий океан). Да строить флот нужно на месте (Дальний восток) ! Развитие региона в конце концов !!! Захват стратегических островов в Тихом океане (в мечтах). Гавайские острова были почти в наших руках, берег Миклухи-Маклая... Всё ,, продружили ,,

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»