Сопровождение «Тайфунами» вертолёта на примере из Дании

42
Королевскими ВВС Дании в социальных сетях была опубликована небезынтересная фотография. На ней изображена винтокрылая машина местных вооруженных сил Seahawk, летящая в строю с тремя боевыми самолетами ВВС Италии F-2000A Typhoon над Северной Атлантикой.

Сопровождение  «Тайфунами» вертолёта на примере из Дании




Вертолет MH-60R из эскадрильи Esk 723, базирующейся в датском Карупе, находится на борту патрульного судна океанского класса Королевского ВМФ Hvidbjørnen (типа Thetis), в то время как самолеты итальянских ВВС Eurofighter Typhoon направляются в исландский Кеблавик для поддержки воздушных операций НАТО.

Сохранять целостность строя удается за счет высокого угла атаки (Angle Of Attack, AOA). Он позволяет «Еврофайтерам» соответствовать скорости Seahawk, не разбивая формирование.

Подъемная сила, как известно, зависит от поверхности крыла, плотности воздуха, скорости полета и AOA. В упрощенном виде это выглядит так: если самолет желает лететь медленнее, не снижаясь, он должен увеличить AOA. Очевидно, что есть предел, критический угол атаки, перейдя который, машина начинает заваливаться.

Одной из сильных сторон «Тайфуна» (и других сверхманевренных самолетов) является повышенная устойчивость при высоких AOA и низких скоростях ветра, которая дает пилоту возможность перехватывать и сопровождать вертолеты и легкомоторные самолеты в рамках типичной для них миссии SMI (Slow Mover Intercept).
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    10 апреля 2019 13:27
    У MH-60R 250км/ч крейсерская скорость. У Су-35 примерно 200км/ч минимальная скорость, так же может вертолеты сопровождать, только нафига оно нужно?
    1. +3
      10 апреля 2019 13:54
      Демонстрация возможностей,может даже для будущих покупателей.
    2. +15
      10 апреля 2019 17:58

      Наши пилоты это ещё 3 года назад показывали
      1. 0
        10 апреля 2019 23:10
        Респект. good
        Народ что обсуждаем. Фото фейк. На фото положение ПГО (переднее горизонтальное оперение) не соответствует полету на малой скорости и больших углах атаки. Конфигурация строя такова, что самолеты выполняют набор высоты. При горизонтальном полете строй выглядел бы линией, все ла находились бы на одной высоте.
        1. +2
          11 апреля 2019 06:07
          Цитата: Летун_64
          При горизонтальном полете строй выглядел бы линией, все ла находились бы на одной высоте.

          Так на втором фото наша Сушка тоже не горизонтально летит. Как это объяснить?
        2. 0
          12 апреля 2019 12:51
          Фото фейк.

          Почему фейк, просто так долго не полетишь.
  2. +17
    10 апреля 2019 13:35
    Осталось придумать, зачем сопровождать вертолёты именно так, ставя себя в заведомо невыгодные условия при боестолкновении.
    1. +1
      10 апреля 2019 13:37
      Перехват и принуждение к посадке.
      1. +19
        10 апреля 2019 13:40
        Цитата: ВАШ
        Перехват и принуждение к посадке.

        Кого? Если вертолёта- не забывайте, он свою скорость вовсе до нуля сократить может. Да и манёвренностью на малых скоростях обладает на порядки большей, чем у самолёта
        1. 0
          10 апреля 2019 13:56
          Что вы какую-то фигню придумываете?
          А если это будет самолет малой авиации типа Сессна, которая скорость имеет 200 -350 км/ч которую нужно перехватить и указать куда лететь.
          1. +11
            10 апреля 2019 14:02
            Цитата: ВАШ
            А если это будет самолет малой авиации типа Сессна

            То у него тоже и скорость сваливания меньше, и манёвренность на малых скоростях выше, чем у "Тайфуна"
            1. 0
              10 апреля 2019 14:06
              Пусть будет так. Бесполезная фишка.
              1. +8
                10 апреля 2019 14:09
                Примерно как умение бойца строевым шагом ходить. Красиво, способствует лучшему обучению, но в бою абсолютно бесполезно
                1. 0
                  10 апреля 2019 16:45
                  Цитата: Лопатов
                  Примерно как умение бойца строевым шагом ходить. Красиво, способствует лучшему обучению, но в бою абсолютно бесполезно

                  Если "способствует", то почему "бесполезно"? belay
                  1. +1
                    10 апреля 2019 16:59
                    Цитата: Doliva63
                    Если "способствует", то почему "бесполезно"?

                    В обучении хорошо, в бою бесполезно.
                    1. +2
                      10 апреля 2019 17:05
                      Цитата: Лопатов
                      Цитата: Doliva63
                      Если "способствует", то почему "бесполезно"?

                      В обучении хорошо, в бою бесполезно.

                      Но для боя обучение необходимо, однако laughing
                      В общем, я за строевую (в числе прочих, понятно)! drinks
                      1. +1
                        10 апреля 2019 17:09
                        Цитата: Doliva63
                        Но для боя обучение необходимо, однако

                        Оно может быть разным. Строевую можно и заменить.
                        Просто во-первых, уже есть традиция; во-вторых, методику веками отлаживали. Посему нет смысла ломать то, что уже работает.
                      2. 0
                        11 апреля 2019 19:30
                        Цитата: Лопатов
                        Цитата: Doliva63
                        Но для боя обучение необходимо, однако

                        Оно может быть разным. Строевую можно и заменить.
                        Просто во-первых, уже есть традиция; во-вторых, методику веками отлаживали. Посему нет смысла ломать то, что уже работает.

                        Ну, слава аллаху, у нас консенсус! drinks
                        Как щас помню, идёшь в строю роты(я про училище) на вечерней прогулке, каждый шаг - в ногу, каждый звук - в рифму. Ощущаешь себя больше, чем ты есть.
                        Не знаю как у вас, у нас были типа "кричалки" - бежим, например 10 км., "замок" заводит: Алла Пугачёва? Взвод хором - Нет! Замок: Советская Армия? Взвод - да! Замок: мы сдохнем на этой десятке? Взвод: нет! Замок: мы лучшая группа? Взвод: да! Взводом бегали на КМС, однако.
                        У нас рядом была база СКА по биатлону. Как-то бежим себе, а тут - бабы на "роликах". Замок кричит: мы любим биатлонисток? Взвод: нет! Замок: кого мы любим? Взвод: армию! армию! армию! Забавно вспомнить laughing drinks
          2. t-4
            -1
            10 апреля 2019 14:53
            Ох, была такая Сесна!
            А вот перехватчиков с такой маленькой скоростью не нашлось. И многие своими должностями поплатились.
            1. +11
              10 апреля 2019 15:35
              Не нашлось ответственного кто мог команду отдать "свалить" его. -23 с Тапе облетывал его, но команды на применение не поступило: старлея потом тоже не погладили...
              1. t-4
                +5
                10 апреля 2019 15:50
                Поэтому с Соколова погоны и сняли.
                Была бы там Сушка 27 под боком, может у принудили бы к посадке (это как раз к теме этой статьи), а так только валить оставалось. Но у нас же разрядка была, не решились.
                1. +5
                  10 апреля 2019 16:39
                  Цитата: t-4
                  у нас же разрядка была, не решились.

                  Я думаю там неважно какой самолёт мог бы быть, нашёлся бы Командир отдавший приказ - задача была бы выполнена, но не нашлось. Есть мнение что ситуация была разыграна связкой горбачёв-запад как по нотам и дала повод ´обезглавить´ Вооруженные силы, которые мешали либерастам.
                  1. t-4
                    +4
                    10 апреля 2019 17:01
                    А у командиров нет инструкции?
                    Стой кто идет? --- Стой назад! --- Стой стрелять буду! ---- Предупредительный в воздух ---- Применение оружия на поражение. Командир нарушил инструкцию?
                    Или на каком-то этапе произошла неопределенность и командир не смог определить выполнен ли предыдущий пункт инструкции и можно ли переходить к следующему. И требовалось действительно командирское решение, которое никто не пожелал принимать, а пока мнениями обменивались - Руст уже на Красной Площади закурил.
                    1. +2
                      10 апреля 2019 17:15
                      Цитата: t-4
                      ..требовалось действительно командирское решение, которое никто не пожелал принимать, а пока мнениями обменивались - Руст уже на Красной Площади закурил.

                      Тогда решение никто не принял, почему так получилось это уже другая дискуссия и версий хоть отбавляй.
                      После этого случая появились отдельные вертолетные звенья -24п для перехвата малоскоростных целей
            2. +3
              10 апреля 2019 16:07
              Там в основном старые должностями поплатились. На ЦКП ПВО. Сидят годами уже давно выслужили все пенсионные возрасты, а они все оперативными дежурными ходят. Служба не бей лежачего. Заступать раз в неделю, перед заступлением на подготовку сходить которая пустая формальность. Все друг друга знают не один год. Когда до реального дело дошло испугались принятия решения. Миг-23 несколько раз перехватывали и докладывали визуально обнаружили малый самолет неизвестной принадлежности. А им посмотрите внимательно там ничего не должно быть. Так и потеряли. У 23-го скорость и радиус разворота ого-го. И после РТВшники докладывали неопознанная цель не отвечает на запрос. Не отвечает ну и тратата с ней. Это ж в глубине страны, а малая авиация ответчиками не оборудована.
              Так и долетел до Москвы над ж/д шел.
              1. t-4
                +4
                10 апреля 2019 16:35
                Да, надо было валить по тихому где-нибудь в лесочке. И концы в воду. Никто б в мире не додумался искать пропавший над Балтикой самолет в лесах подмосковья. /и что я не генерал с такими мудрыми мыслями?/
                Но вопросы имеются. Как там по науке. Если реально какой недоумок залетит через границу с вырубленной радиосвязью. Его же надо поймать, предупредить, что не туда залетел... направить на путь истинный и в крайнем случае, после кучи предупреждений - применять оружие. И вообще есть наверное какие-то зоны куда залетать ни в коем случае нельзя - там сразу собьют, но это же только отдельные территории, а не вся страна.
                1. +6
                  10 апреля 2019 17:01
                  Надо было.
                  Кстати таких случаев достаточно много было. Когда залетали, но то все случайно. Один случай вообще анекдотичный. Залетел на маленьком самолете, сел на аэродром ПВО, вытащил канистры, заправил самолет и взлетел. Пока все стояли раскрыв рты. Под Калининградом на наш аэродром сел шведский Дракен. Но тот сразу взлетел на малую высоту и прочь. Заблудился. Шведы официально принесли извинения. И наши также удетали. Тот же Калининград. На перехватчике Як-28 залетел в Швецию, сел на военный аэродром, удивился что не встречают, увидел стоят Дракены, также взлетел на малой высоте и домой. Приземлился на чужом аэродроме, по топливу до своего не дотянул. После летуна перевели куда-то в ЗабВО, там не улетит никуда. Но самый анекдотичный случай в котором можно сказать участвовал лично. Амурская область штурман Ан-10, сохранились оказывается на то время такие раритеты в ВВС. Спутал точку поворота не Магдагачи, а в Магочах дал командиру поворот. Результат улетели в Китай, в общей сложности пролетели больше 500 км над Китаем, углубились почти на 200 км. Штурман ас. Посадили в Благовещенске. Сажали самолет по афгански с высоты в 5 - 7 км чуть ли не пеке заложил. Там аэродром в 8 км от границы. Гражданский естественно.
                  Китайцы свой перехватчик подняли когда наш сарай уже к границе подлетал, да и то ближайший аэродром у них в Шэньяне. Это под 1000 км. Какие перехваты.
                  1. t-4
                    +4
                    10 апреля 2019 17:36
                    Да, действительно анекдоты.
                    Вытащил канистры, нашел ТЗ-22 в автопарке базы, объяснил на ломаном рюском, что он хочет, заправил самолет и взлетел....
                    А Дежурный по приему выпуску вместе с ДСЧ рыбку в это время на речке за СКП ловили.... laughing
                    1. 0
                      11 апреля 2019 01:54
                      Смешно, но факт. Не так естественно как вы утрируете, но было.
            3. +4
              10 апреля 2019 17:00
              Цитата: t-4
              А вот перехватчиков с такой маленькой скоростью не нашлось.

              8))))
              Там нужна была не маленькая скорость перехватчика а наличие яиц у отцов-командиров.
              1. t-4
                +3
                10 апреля 2019 17:05
                А Вы уверены, что прежде чем валить непонятную цель ее не надо идентифицировать, развернуть, предложить посадку на ближайшем аэродроме, сделать предупредительный выстрел.... Это все было сделано? На МиГ-23, МиГ-21? Скорость цели 200.
                Не я не спец, просто интересуюсь.
            4. 0
              11 апреля 2019 06:10
              Цитата: t-4
              Ох, была такая Сесна!
              А вот перехватчиков с такой маленькой скоростью не нашлось. И многие своими должностями поплатились.

              перехватчики то может быть и были. не было смелых военных, готовых принимать ответственные решения
      2. +5
        10 апреля 2019 13:41
        Цитата: ВАШ
        Перехват и принуждение к посадке.

        А если вертолет полетит совсем медленно или зависнет? Тайфуны вертикально на хвосте стоять будут?
    2. +3
      10 апреля 2019 13:43
      Ну, как маскировка для радаров, например.
      Отправились на перехват вертолета, а получили дуэль со специализированным истребителем :)
      То ли Израиль, то ли Египет маскировал свои вертолеты под катера - полет на минимальной высоте, со скоростью катера. Те пуск ракет по катерам, разрядились, остались голые, ну и получили ответку. Ну, а вертушки ушли в закат :)
      1. +1
        10 апреля 2019 14:05
        Цитата: Setavr
        Ну, как маскировка для радаров, например.

        Для современных средств обнаружения это не особая проблема.

        Цитата: Setavr
        Отправились на перехват вертолета, а получили дуэль со специализированным истребителем :)

        Которую "специализированный истребитель" проиграет из-за того, что противник будет иметь преимущество в скорости
    3. 0
      12 апреля 2019 12:53
      зачем сопровождать вертолёты именно так,

      Да не зачем рекламная картинка....
  3. BAI
    +18
    10 апреля 2019 13:38
    А в чем здесь достижение? У нас так уже давно летают:



    1. +6
      10 апреля 2019 13:55
      Так то для Дании достижение! laughing
    2. +5
      10 апреля 2019 14:01
      У нас они, наверное, и подсмотрели. Теперь осваивают технику совместных полетов. Будет ли это иметь практическое значение в боевых условиях? Наверное нет, поскольку сдерживание ресурса самолета в пользу единого строя с вертолетами ущербно. Но для парадов и показательных полетов это нормально.
    3. +2
      10 апреля 2019 16:14
      Добавлю из Торжка.
  4. +8
    10 апреля 2019 14:23

    Кстати, о фр БОХР Дании "Хвитбьернен" ("Белый медведь"), довелось побывать на его борту. Интересный корабль - иллюминаторы на мачте, под куполом РЛС это, как датчане называют "Воронье гнездо". Там расположен дополнительный пост управления кораблем при плавании в ледовых условиях. Все каюты одноместные, каждая палуба покрыта своим цветом линолеума - как объясняли датчане - когда человек попадает в аварийную ситуацию на корабле, то он должен понимать на какой палубе он находится....
  5. +1
    10 апреля 2019 14:44
    А где фото сопровождения зависающего вертолёта?