Lockheed F-117A Nighthawk. Малозаметный тактический ударный самолет

61


Самолет Локхид F-117 стал победителем в конкурсе секретных ("black") проектов экспериментальной технологии "невидимки" (XST - Experimеntal Stealth Technology) 1975-76 гг. Оснащенный турбореактивными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) CJ610, первый самолет XST впервые поднялся в воздух в декабре 1977 г. с базы Грум Лэйк в штате Невада. Было создано два уменьшенных опытных образца самолета для отработки различных вариантов экспериментальной технологии. Хотя оба самолета в 1978 и 1980 гг. потерпели катастрофы, многообещающие результаты испытаний привели к разработке двух опытных полномасштабных машин YF-117A-LO, за которыми последовали 57 серийных самолетов F-117A. Самолет F-117А был объявлен действующим в 1983 г., но для соблюдения секретности программы самолет взлетал только ночью с секретной базы в Тонопа. Только в конце 1989 г., когда программу, наконец, окончательно рассекретили, самолет начал свои полеты в дневное время. F-117А, красноречиво прозванные "Воблин Гоблин" ("Wobblin Goblin"), больше соответствовали прозвищу своих пилотов "Блэк Джет" ("Black Jet"), а официально назывались Найт Хоук (Night Hawk). Первая из этих машин была использована в декабре 1989 г. в одной из фаз операции "Джаст Коз", проводимой США по перевозке панамского генерала Мануэля Норьеги. Следующей акцией было участие в конфликте в Персидском заливе, когда один из этих самолетов нанес первый бомбовый удар в операции "Буря в пустыне" 17 января 1991 г.

F-117 — это специализированный тактический ударный самолет, предназначенный прежде всего для ночных высокоточных атак особо важных целей в ходе автономных одиночных вылетов. Он может также использоваться для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО противника. F-117 радикально отличается от машин предыдущих поколений. Во-первых, обычное ракетно-бомбовое вооружение уступило место высокоточному оружию. Во-вторых, выживаемость в зоне действия ПВО обеспечивается не столько бронированием, сколько скрытостью полета.
F-117, впервые взлетевший в 1981 г., долгое время держался в тайне, поскольку на нем впервые применена новая малоотражающая форма и его основной секрет — внешние обводы. И только 21 апреля 1990 года состоялась его первая публичная демонстрация.

Малая заметность F-117 позволяет самолету осуществлять полет над территорией, прикрытой средствами ПВО противника, на повышенной высоте. Это улучшает осведомленность летчика о тактической обстановке, облегчает поиск наземных целей на большой дальности и обеспечивает более отвесную траекторию бомб, а это повышает точность бомбометания и увеличивает проникающую способность боеприпаса. Возможность полета не на предельно малой высоте повышает также эффективность лазерной подсветки цели для собственных управляемых бомб. По свидетельству лиц, видевших в 1990 г. полеты, F-117A обычно осуществляет крейсерский полет на высоте 6100—7600 м, затем снижается до высоты 600—1525 м для повышения точности бомбометания. Оно производится с горизонтального полета, и его точность около 1 м.

F-117 — самолет с низкорасположенным крылом, V-об-разным оперением и надкрыльными воздухозаборниками двигателей. Широко используются фасеточные формы, которые обеспечивают основную долю (90%) снижения ЭПР. Прежде всего это относится к фюзеляжу, имеющему необычную пирамидальную конфигурацию. Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде цельной конструкции, пять панелей остекления имеют многослойное электропроводящее золотосодержащее покрытие для предотвращения РЛ облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика. Крыло большой стреловидности, трапециевидное, со скошенными фасеточными законцовками, имеет двухлонжеронную конструкцию.



Кабина одноместная с обзором только вперед. За ней, сверху фюзеляжа, есть приемник системы дозаправки топливом в полете, который подсвечивается ночью с помощью фары, размещенной в выступе сверху кабины летчика. Самолет неустойчив по тангажу и рысканию, и поэтому используется сложная система обеспечения искусственной устойчивости. С 1991 г; по программе ОСПР устанавливается автомат тяги. Система воздушных сигналов имеет четыре ПВД на штангах фасеточной формы в носовой части машины. Датчики угла атаки убирающиеся. Автопилот обеспечивает полет по запрограммированному маршруту. Автомат тяги позволяет самолету выйти на рубеж применения оружия с точностью до нескольких секунд. Применена также оптоэлектронная система навигации, обнаружения и сопровождения целей.

Первые широкомасштабные операции с использованием F-117 развернулись во время войны с Ираком в 1991 году. Самолеты выполнили 1271 вылет и сбросили 2000 т бомб с лазерным наведением. Генерал-лейтенант Ч. Горнер, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива, заявил, что малозаметные самолеты типа F-117A и В-2 и в будущем будут незаменимы в локальных чрезвычайных конфликтах.

Со времен второй мировой войны основным средством обнаружения самолетов стал радиолокатор, до настоящего времени не имеющий равных по дальности действия и всепогодности применения. Почти одновременно с первыми РЛС появились и средства радиоэлектронного противодействия (РЭП), создающие помехи их работе. К тому же периоду относятся и первые попытки уменьшения собственной радиолокационной заметности военной техники. Так, в 1944 г. немцы стали покрывать шнорхели (устройства для работы дизелей под водой) и перископы своих подводных лодок радиопоглощающими материалами (РПМ). По некоторым сообщениям, в Германии в 1945 г. был создан один из первых самолетов, на котором предполагалось применить РПМ - реактивный истребитель «Хортен» Но.IX («Гота» Go.229). На серийных образцах этого «летающего крыла» планировалось применить фанерную обшивку, пропитанную специальным клеевым составом, содержащим древесный уголь и опилки. В чрезвычайную оборонную программу фашистской Германии было включено производство 20 таких машин, однако катастрофа единственного опытного образца и крах третьего рейха прервали эти работы.

«Келли» Джонсон (Clarencel «Kelly» Jonson)

В первые послевоенные годы авиация развивалась столь бурными темпами, что радиолокационная техника не могла угнаться за ними, и задача снижения РЛ-за-метности самолетов стала не столь актуальной. Впрочем, определенные работы в этом направлении все же велись. Так, при проектировании высотного разведывательного самолета «Локхид» U-2 его создатель выдающийся американский авиаконструктор «Келли» Джонсон (Clarencel «Kelly» Jonson) стремился минимизировать габариты машины, сделав ее менее заметной для радаров противника. В СССР проводились исследования по снижению РЛ-заметности за счет использования специальных радиопоглощающих структур и материалов. В частности, в ОКБ В.М.Мясищева рассматривались пути снижения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР) стратегического бомбардировщика ЗМ.

К концу 1950-х гг. с появлением в СССР и США зенитных ракетных комплексов, оснащенных мощными РЛС и высотными ракетами, вопрос уменьшения радиолокационной заметности летательных аппаратов вновь обрел актуальность. Ведь главным средством, позволяющим избежать обнаружения локаторами противника, тогда считался уход на малые и предельно малые высоты, а это вело к перерасходу топлива, повышению утомляемости экипажа и снижению боевых возможностей в целом. Отсюда понятна ключевая идея ударного самолета малой заметности: он должен осуществлять полет над территорией, прикрытой средствами ПВО, на средней и большой высоте. Благодаря этому улучшается осведомленность экипажа о тактической обстановке, облегчается поиск наземных целей на большой дальности и обеспечивается более отвесная траектория падения бомб, что повышает точность бомбометания и увеличивает проникающую способность боеприпасов. Возможность полета на средней высоте повышает и эффективность лазерной подсветки цели собственным управляемым средствам поражения (при бомбометании с малых высот быстрое угловое перемещение самолета относительно цели, а также ее затенение складками местности делают лазерную подсветку затруднительной).

Первой крупной попыткой снижения ЭПР стала программа высотного сверхзвукового разведчика «Локхид» SR-71, разработанного под руководством того же Джонсона. Компоновка этого самолета определялась, главным образом, аэродинамическими требованиями, но ее особенности (форма поперечного сечения фюзеляжа и гондол двигателей, их плавное сопряжение с крылом, небольшие отклоненные внутрь кили) способствовали и уменьшению ЭПР машины. Фирма также разработала радиопоглощающую шиповидную внутреннюю конструкцию с пластиковым сотовым заполнителем и применила ее в боковых наплывах, носках крыла и элевонах исходного варианта этого самолета, получившего обозначение А-12. На основе последнего и был создан SR-71, впервые поднявшийся в воздух 22 декабря 1964 г. У него радиопоглощающий материал сохранили в конструкции носков крыла и элевонов. SR-71 покрыли специальной краской с высокой теплоизлучательной способностью, что снижало температуру обшивки в крейсерском высотном полете. Изготовленная на ферритовой основе, она уменьшала и РЛ-заметность самолета за счет более равномерного отражения электромагнитных волн. ЭПР самолетов А-12 и SR-71 была существенно меньше, чем у U-2, а разработанный позднее ДПЛА D-21 (запускавшийся с SR-71 и бомбардировщика В-52) обладал еще меньшей заметностью. Поздние варианты U-2 (U-2R и TR-1) также покрывались ферритовой краской.

SR-71B Blackbird в тренировочном полёте


Lockheed U-2


SR-71 и U-2 обычно относят к первому поколению малозаметных самолетов, представителем второго считается F-117A. Его созданию предшествовали длительные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые велись в США с 1965 г. Стимулом для них стало появление в Советском Союзе ЗРК С-75 и С-125, продемонстрировавших во Вьетнаме и на Ближнем Востоке неожиданно высокую эффективность. Надежды американцев на бортовые средства РЭП не оправдались - ЗРК быстро совершенствовались и, кроме того, контейнеры с аппаратурой «съедали» часть боевой нагрузки самолетов. В 1972-73 гг. в США испытали выполненный, в основном, из пластика четырехместный гражданский поршневой самолет «Игл», построенный фирмой «Уиндекер», и его дальнейшее развитие - опытный YE-5A, имевший обшивку из стеклопластика и внутреннюю конструкцию, в которой были применены РПМ. Испытания прошли успешно, и в 1973 г. ВВС США совместно с Управлением перспективных исследований министерства обороны (DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency) приступили к секретным углубленным проектным исследованиям, направленным на создание реактивного малозаметного боевого самолета. Ведущим авиационным концернам было направлено специальное задание, на которое откликнулись «Боинг», «Грумман», «LTV», «Макдоннелл-Дуглас» и «Нортроп».

В число получивших задание фирм «Локхид» не попала, поскольку в течение предыдущих 10 лет истребителями не занималась. Но она все же представила на рассмотрение DARPA свое инициативное предложение, которое наряду с проектом фирмы «Нортроп» в ноябре 1975 г. было выбрано для дальнейших
работ по самолету XST (experimental Stealth Technology - экспериментальная техника малой заметности). Все дальнейшие работы по «стелсам» на фирме «Локхид» поручили Отделению по перспективным разработкам, расположенному в г. Палмдейл, шт. Калифорния и полуофициально называемому «Сканк Уоркс». Именно там ранее были созданы SR-71 и U-2.

Техническое задание на самолет XST предъявляло жесткие требования, прежде всего, к величине его ЭПР. Анализ показал, что применением только РПМ и отдельных «малозаметных» элементов конструкции обойтись уже не удастся, требуются принципиально новые решения. Реальный выход заключался в широком использовании малоотражающих форм. Если ранее обводы самолета определялись, в основном, аэродинамикой, то теперь она должна была отступить на второй план, а главенствующее положение в выработке конфигурации планера следовало придать снижению его отражательной способности. К тому времени наиболее сильные отражатели электромагнитной энергии были уже известны. Это так называемые зеркальные (блестящие) точки, отражающие энергию точно в направлении, откуда волна пришла, стыки поверхностей, действующие как уголковые отражатели, а также острые кромки несущих поверхностей самолета. Таким образом, малоотражающая конфигурация планера должна была отличаться интегральной компоновкой с минимальным числом кромок и отсутствием выступающих элементов. Для этого следовало обеспечить плавное сопряжение крыла и фюзеляжа, внутри которого разместить двигатели и целевую нагрузку, исключить вертикальные плоские поверхности или максимально уменьшить их размеры (это самые сильные бортовые отражатели, т.к. облучение самолета наземными РЛС происходит, как правило, под пологим углом), а кили, если они сохранены, отклонить от вертикали, предотвратить непосредственное радиолокационное облучение компрессоров двигателей путем применения искривленных каналов воздухозаборников и т.д.
Вообще говоря, в наибольшей степени этим требованиям удовлетворяет схема «летающее крыло» с традиционно плавными обводами, которая, помимо малоотражающей конфигурации, отличается большими внутренними объемами для размещения двигателей и нагрузки. В США подтверждение малой ЭПР такой компоновки впервые получили еще в конце 1940-х гг., когда облучали бомбардировщик «Нортроп» YB-49 береговым радиолокатором системы ПВО, расположенным южнее Сан-Франциско. Позднее в ходе маневров НАТО американцы отмечали сложность радиолокационного сопровождения другого «летающего крыла» - английского бомбардировщика «Вулкан», который по размерам не уступал В-47, но имел в несколько раз менее мощный отраженный импульс.

Стратегический бомбардировщик Avro Vulcan (Великобритания)


Можно было предположить, что схему, близкую «Вулкану», и выберут разработчики самолета XST, тем более, что традиционный недостаток такой компоновки -недостаточная продольная устойчивость - устранялся появившимися к тому времени электродистанционными системами управления. Однако на величину ЭПР летательного аппарата, кроме геометрической формы и электромагнитных свойств его поверхности, влияют соотношение размеров ЛА и длины волны облучающего радиолокатора, а также ракурс облучения. Это значительно затрудняет определение оптимальной формы поверхности сложной кривизны для «летающего крыла». Ограниченные возможности компьютеров семидесятых годов и сложности математического моделирования ЭПР не позволили тогда решить подобную задачу. Гораздо легче, чем для поверхностей сложной кривизны, оказалось определить зависимость ЭПР от ракурса облучения для сочетания плоских поверхностей. В результате «Локхид» и «Нортроп» в своих проектах самолета XST решили применить схему, близкую к «бесхвостке» с так называемой фасеточной (многогранной) формой корпуса. Такая конфигурация не избавляет от блестящих точек, но при определенной ориентации плоских поверхностей и кромок позволяет совместить ракурсы интенсивного отражения от нескольких элементов конструкции, уменьшить таким образом их число и вывести из секторов наиболее вероятных направлений облучения. Это значит, что в этих направлениях фасеточная форма обеспечивает существенное снижение уровня отраженного сигнала, причем во всем диапазоне длин волн облучающей РЛС. То есть самолет становится практически невидимым для расчетов радаров ПВО.

Первый блин

Проекты XST обеих фирм оказались близки. Кроме корпуса фасеточной формы, оба самолета имели крыло большой стреловидности и двухкилевое оперение с наклоненными внутрь килями для экранирования выходных сопел двигателей. Основное отличие заключалось в расположении воздухозаборников: «Нортроп» предложила один надфюзеляжный, расположенный сразу за кабиной летчика, «Локхид» - два боковых. На первом этапе конкурсной программы XST фирмы создали специальные модели в масштабе 1/3 для оценки ЭПР. Их испытания в безэховых камерах начались в 1976 г., а в середине того же года «Локхид» вышла победителем из состязания, получив контракт на постройку двух экспериментальных самолетов по программе «Хэв Блю» (Have Blue можно перевести как «задание на обманный, мошеннический объект»). По утверждению локхидовского инженера А.Брауна, успеху его фирмы в значительной мере способствовало использование советской технической литературы и, прежде всего, теоретических работ П.Уфимцева, сотрудника Института радиотехники и электроники Академии наук СССР. Статья этого физика о расчетных методах определения ЭПР, опубликованная в 1962 г. в малотиражном узковедомственном журнале, была переведена на английский язык в 1971 г. и использована фирмой «Локхид» при разработке программы «Эхо», предназначенной для расчета ЭПР тел различной конфигурации. Как пишут сами американцы, это позволило на 30-40% сократить затраты на разработку самолета XST, а позднее и F-117. Испытания в камерах дали возможность уточнить конфигурацию самолета, разработанную на основе только расчетов по программе «Эхо». Далее состоялись продувки в низко и высокоскоростных аэродинамических трубах объемом 1920 часов. Затем «Локхид» изготовила полномасштабную радиолокационную модель самолета, которая позволила окончательно отработать детали конструкции и в короткие сроки построить два летных экземпляра.

DOD DARPA Have Blue


Экспериментальный «Хэв блю» был небольшим (длина с носовой штангой14,4 м) дозвуковым одноместным летательным аппаратом, оснащенным двумя двигателями «Дженерал Электрик» J85-GE-4A, взятыми практически без изменений с палубного учебного самолета «Норт Америкэн» Т-2В. Угол стреловидности передней кромки его почти дельтавидного крыла равнялся 72,3°. Ни закрылков, ни воздушных тормозов самолет не имел, т.к. они неизбежно повышали ЭПР. Единственными управляющими поверхностями были простые элевоны и два цельноповоротных заваленных внутрь киля. Конструкция планера, в основном, алюминиевая, с применением стали и титана в наиболее теплонапряженных узлах. Летчик пилотировал самолет с помощью боковой ручки и обычных педалей, сигналы от которых воспринимала электродистанционная система управления, не имевшая, кстати, механического дублирования. Масса машины в ходе испытаний изменялась в пределах 4200-5680 кг, из которых до 1600 кг составляло топливо.

Первый запуск двигателя «Хэв блю» состоялся 4 ноября 1977 г. на площадке «Сканк Уоркс», примыкающей к аэропорту города Бэрбанк. Чтобы уберечь секретное изделие от посторонних взглядов, его поставили между двумя трейлерами, натянув сверху маскировочную сеть, а гонки двигателей выполняли ночью, когда аэропорт закрывался. Затем самолет разобрали и 16 ноября на борту С-5А доставили к месту летных испытаний - на засекреченную базу Грум Лэйк в штате Невада. 1 декабря 1977 г. летчик-испытатель Билл Парк (Bill Park) поднял в небо первый «Хэв блю», предназначавшийся для изучения характеристик устойчивости и управляемости. Состоялось 36 успешных полетов, но 4 мая 1978 г. во время посадки с большой вертикальной скоростью самолет сильно ударился о поверхность ВПП, в результате правую опору шасси заклинило в полуубранном положении. Летчик трижды пытался ее вытряхнуть, прикладываясь левым колесом к полосе, но безрезультатно. Тогда Парк набрал высоту 3000 м, выработал все топливо и катапультировался. Второй экземпляр самолета, предназначенный непосредственно для исследований характеристик заметности, взлетел 20 июля и в течение последующих 12 месяцев выполнил 52 полета, полностью завершив программу испытаний. Их финальная фаза включала «игру» с реальной ПВО, когда самолет пытались обнаружить всеми имеющимися средствами. «Хэв блю» продемонстрировал действительно низкую заметность в радиолокационном, инфракрасном и акустическом диапазонах, доказав практическую возможность создания малозаметного боевого самолета.

«Невидимка» в бою

F-117A создавался для решения «специальных» задач, в первую очередь - на начальных этапах вооруженного конфликта. Американцы внимательно изучили опыт израильтян, сумевших мощными, хорошо рассчитанными ударами парализовать систему ПВО Египта в войне 1967 г. и расчистить небо для своей авиации. Учитывался ими и советский опыт 1968 г., когда массированное применение авиационных средств РЭП, особенно постановщиков помех Ту-16, практически лишило боеспособности весьма мощную систему ПВО Чехословакии, что позволило беспрепятственно высадить крупный воздушный десант в Праге. Был сделан вывод о необходимости иметь в составе вооруженных сил специальный самолет -прорыватель ПВО, способный в короткий срок парализовать врага, нанося удары по его «нервным узлам» (разумеется, прикрытым самыми мощными средствами обороны). Самолеты такого назначения получили в США название «серебряная пуля» (как известно, только пулей, отлитой из серебра, можно убить вампира). Основными целями «Найтхока» в первые часы большой войны должны были стать штабы, центры связи, инфраструктура ПВО, склады спецбоеприпасов и средства их доставки. Впрочем, перед F-117A ставились и более экзотические задачи. В частности, в соответствии с секретным планом «Дауншифт-02» самолеты этого типа должны были атаковать одну из дач Генерального секретаря ЦК КПСС на Черноморском побережье, находящуюся в зоне досягаемости тактической авиации, базирующейся в Турции.



Получив в свое распоряжение такой суперсамолет, каким в начале 1980-х гг. казался F-117A, американское командование оказалось в хорошо известном жизненном положении, когда и хочется его применить, и колется, и мама (в смысле - конгресс) не велит. Впервые F-117A предполагалось использовать «в деле» в октябре 1983 г., те. еще до официального достижения оперативной готовности 4450-й группы. Они должны были принять участие в атаке лагерей террористов в Южном Ливане. По разным данным, от 5 до 7 самолетов получили вооружение, и координаты целей были введены в бортовые инерциальные системы. Однако министр обороны США К.Уайнбергер за 45 минут до вылета на Ближний Восток отменил этот приказ.

То же произошло и в 1986 г., при планировании налета на резиденцию ливийского лидера Муамара Каддафи. Предполагалось, что тяжелые военно-транспортные С-5 перебросят несколько «стелсов» из Тонопа на авиабазу ВВС США Рота в Испании. Проникнув в воздушное пространство Триполи, прикрытое весьма совершенными средствами ПВО (в том числе и ЗРК С-200), несколько «Найтхоков» должны были нанести удары корректируемыми авиабомбами по вилле полковника. Однако против этого плана, лоббируемого заинтересованным в проверке своего самого современного оружия командованием ВВС, категорически выступил председатель Объединенного комитета начальников штабов У.Кроу. Он заявил, что «техника «стеле» представляет слишком большую ценность, чтобы подвергать ее риску». В результате удар по Триполи 14 апреля 1986 г, был нанесен самолетами F-111. Потеряв две машины, американцы не достигли основной цели операции - физического устранения ливийского лидера.

Впервые F-117А были применены в боевых действиях 21 декабря 1989 г. в рамках операции «Джаст Коз» (Just Cause -справедливое дело) - американской интервенции в Панаме. Два «Найтхока» сбросили по одной бомбе GBU-27 калибром 907 кг с лазерным наведением на казармы панамской национальной гвардии в Рио Хато, где, как предполагалось, находился президент страны Норьега. Пресс-служба МО США сообщила, что «операция прошла успешно», бомбы с ювелирной точностью поразили заранее выбранные цели - участки местности, находящиеся от казарм на удалении, гарантирующем от разрушений, но в то же время, способном вызвать панику у панамских солдат. Действительно, гвардейцы выскочили из казарм в нижнем белье, однако, как выяснилось позднее, намечалось все-таки попасть в строения. Бомбы легли с большим отклонением от целей ввиду неблагоприятных погодных условий и ошибок летчиков. ПВО Панамы, не имевшая даже РЛС, разумеется, не представляла для американской авиации серьезной угрозы, а единственной причиной участия F-117A в этой операции было все то же стремление испытать его в бою, а также облегчить (создав благоприятный «пиар») прохождение через конгресс США финансирования другой программы малозаметного самолета -бомбардировщика В-2А.



Первые широкомасштабные операции с использованием F-117A развернулись во время войны с Ираком в январе-марте 1991 г. Однако для экипажей «стелсов» война эта началась задолго до первых взрывов в Багдаде - еще 19 августа 1990 г., когда «ночные сталкеры» из 415th TFS покинули место постоянного базирования и направились в Саудовскую Аравию. 18 «Найтхоков» эскадрильи выполнили беспосадочный 14,5-часовой перелет с дозаправками от девяти сопровождавших их КС-10. Новым домом на последующие полгода для них стала авиабаза Хамис Машейт на юго-западе страны, расположенная на пустынном плато на высоте более 2000 м. От Багдада этот аэродром отделяет более 1750 км, а выбран он был потому, что его не могли достать иракские ракеты «земля-земля». С появлением секретных самолетов в Хамис Машейт приняли беспрецедентные меры безопасности и до предела ужесточили режим, обеспечив летчикам 415-й эскадрильи идеальные условия для подготовки к войне, чем они усердно занимались в течение 5 месяцев.

Тренировочные полеты выполняли исключительно ночью в режиме максимальной автономности и скрытности. Особое внимание уделялось отработке дозаправки в воздухе при полном радиомолчании. Летали, в основном, в пределах границ Саудовской Аравии, лишь в некоторых случаях подходили к иракской границе, чтобы проверить реакцию ПВО Хусейна. Ни разу «стелсы» не были обнаружены, о чем свидетельствовал неизменный режим работы иракских радаров (когда к границе подлетал обычный самолет, ПВО сразу «поднимала голову»). По признанию летчиков эскадрильи, их невидимость стала важным моральным фактором, добавившим им смелости во время ночных рейдов над вражеской территорией. Успех тренировочных полетов побудил американское командование увеличить численность F-117A в регионе. В декабре 1990 г. на базу прибыли еще 18 «Найтхоков» из состава 416th TFS.

И вот наступила полночь с 16 на 17 января 1991 г. - звездный час F-117A, когда первая группа из 10 «Найтхоков» 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. Ни до, ни после событий той ночи экипажи «сто семнадцатых» не добивались столь значительных успехов. Вспоминает участник того рейда к-н Дональдсон (позывной «Бандит 321»): «Мы все делали при полном радиомолчании, ориентируясь исключительно по времени. Вот сейчас мы должны запустить двигатели, сейчас вырулить из укрытия, начать разбег и т.д. В расчетный момент мы встретили 10 танкеров, взлетевших с саудовской базы Рияд, и выполнили дозаправку. Общим строем долетели до иракской границы, затем разделились и пошли каждый на свою цель. Мы делали все, чтобы нас не смогли обнаружить, выключили все освещение и убрали радиосвязные антенны. Мы не могли сказать ни слова товарищам и не могли услышать, если кто-либо хотел передать нам сообщение. Мы следовали по маршруту, тщательно следя за временем. Первые бомбы сбросила пара, ведомая м-ром Фистом («Бандит 261»), на иракский центр управления перехватчиками и тактическими ракетами юго-западнее Багдада. Благодаря точной координации наших действий по времени в следующие минуты большинство из запланированных целей были застигнуты врасплох и поражены, в т.ч. 112-метровая вышка в центре Багдада - ключ ко всей системе управления вооруженными силами. Эту важнейшую цель уничтожил к-н Кэрдэвид («Бандит 284»)».

Как только в Багдаде прогремели первые взрывы, все наземные средства ПВО, особенно артиллерия, открыли беспорядочный огонь по ночному небу, пытаясь поразить цели, которые были для них невидимы и которые к тому времени уже легли на обратный курс. За свою безусловную живописность этот момент особенно полюбился художникам: на большинстве изображающих F-117A полотен сюжет один - фейерверк огненных трасс в черном южном небе, силуэты мечетей на фоне пожарищ и тени таинственных, почти инопланетных «стелсов», растворяющиеся во мгле.

В списке объектов, которым нанесла повреждения первая группа, - два командных пункта секторов ПВО, штаб ВВС в Багдаде, объединенный центр управления и слежения в Аль Таджи, резиденция правительства. Вторая волна F-117A (3 машины из состава 415-й и 9 - из 416-й эскадрильи) нанесла повторные удары по штабу ВВС, командным пунктам ПВО, а также по телефонным, телевизионным и радиостанциям в Багдаде, по центру спутниковой связи. «Эти удары ослепили иракцев, -продолжает «Бандит 321», - и они не смогли вовремя обнаружить атаку обычных самолетов, которые приближались вслед за нами. ПВО была полностью дезорганизована. Мы видели на индикаторах в своих кабинах, как иракские МиГ-29 летали вокруг нас. Но они были слепы, не могли обнаружить нас и выполнить захват».

В течение первых суток подобные 5,5-часовые рейды совершили все 36 «Найт-хоков», из которых 24 находились в воздухе исключительно в темное время, а 12 -частично в светлое, взлетев после 17 ч по местному времени. Большая часть ударов выполнялась одиночными самолетами, и только три наземные цели были атакованы парами, в этих случаях ведомый с помощью инфракрасной системы мог оценить результаты бомбометания ведущего и скорректировать свою атаку. Как правило, F-117A работали автономно, без привлечения самолетов РЭП, так как постановка помех могла привлечь внимание противника. Вообще в ходе войны с целью повышения скрытности операции «стелсов» планировались так, чтобы ближайший самолет союзников находился от них на удалении не менее 160 км. Лишь в некоторых случаях «сто семнадцатые» взаимодействовали с EF-111 и F-4G.

Lockheed F-117A Nighthawk. Малозаметный тактический ударный самолет


Вылеты по плановым целям экипажи F-117A совершали каждую ночь. Через две недели войны стало ясно, что боевая эффективность «Найтхоков» довольно высока. Их стали посылать на задания все чаще и чаще. Нагрузка на экипажи росла. Чтобы помочь изнуренным пилотам, совершавшим боевые вылеты каждую ночь, 26 января в Хамис Машейт были переброшены еще 6 «стелсов», летчики и часть оборудования из состава тренировочного 417th TFTS. Таким образом, общее число F-117A, принявших участие в конфликте, достигло 42.

Прибытие подкрепления позволило несколько снизить нагрузку на экипажи и матчасть. Теперь летчики поднимались в воздух раз в полтора-два дня, и все равно каждый из них в итоге налетал в боевых условиях от 100 до 150 часов.

Тезис о высокой эффективности F-117A в той войне считается бесспорным. В частности, об этом свидетельствует успешное применение «стелсов» для поражения стратегических мостов на территории Ирака, тогда как ранее по ним было выполнено более 100 безрезультатных вылетов самолетами F-15, F-16 и F/A-18. Еще один пример: за четыре дня до начала наступления сухопутных сил союзников семнадцать F-117A в течение 27 минут нанесли удар по нефтепроводам, с помощью которых иракцы предполагали заполнить нефтью заградительные рвы на территории Кувейта: из 34 целей оказались поражены 32. Не менее важным результатом боевой работы «Найтхоков» стало уничтожение позиций ЗРК в Центральном Ираке, что дало возможность экипажам В-52 беспрепятственно выполнять ковровые бомбардировки. «Стелсам» приписывается и уничтожение нескольких иракских Ту-16, якобы готовившихся нанести удар химическими боеприпасами: В целом за войну F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью более 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т. Их результативность (относительное число боевых вылетов с поражением назначенных целей) составила, по официальным оценкам, 80-95%. В частности, утверждается, что пилоты «стелсов» добились1669 прямых попаданий, допустив всего лишь 418 промахов. (Заметим, что в ходе войны во Вьетнаме результативность составляла в среднем 33%, а к началу 1990-х гг. нормой для самолетов обычных типов являлись 50%.) Но самым впечатляющим, пожалуй, является утверждение, что при численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, F-117A поразили около 40% всех атакованных союзниками стратегических целей.

Выступая позднее на заседании в конгрессе США, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива генерал-л-т Ч.Горнер на основании этих данных заявил, что малозаметные самолеты, такие как F-117A и В-2, будут незаменимы в будущих локальных конфликтах, аналогичных войне в Заливе.
Центральным моментом выступления Горнера было сравнение двух рейдов против сильно защищенных иракских ядерных установок в Аль-Тувайте, к югу от Багдада. Первый рейд был выполнен днем 18 января, в нем участвовали 32 самолета F-16C, вооруженных обычными неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, четырех постановщиков помех EF-111, восьми противорадиолокационных F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135. Этой многочисленной авиационной группе не удалось выполнить поставленную задачу. Второй рейд был совершен ночью всего лишь восемью F-117A, каждый из которых был вооружен двумя бомбами GBU-27, в сопровождении двух топливозаправщиков. В этот раз американцы уничтожили три из четырех иракских ядерных реакторов. По мнению Горнера, такой же ущерб могли причинить за один вылет два бомбардировщика В-2 без привлечения топливозаправщиков.

Однако продолжать цитировать здесь восторженные отклики на успехи «Найтхоков» американских генералов, сенаторов и прочих ответственных за обработку общественного мнения лиц мы все же не будем. Отчасти потому, что имеется и другая информация об эффективности действий F-117A в Ираке. Например, некоторые источники утверждают, что из нескольких КАБ в цель попадала лишь одна, а реальная результативность «стелса» не превышала 30%. При стоимости одной бомбы GBU-27 в 175000 USD это делало применение высокоточного оружия весьма обременительным. Согласно официальной статистике, в Персидском заливе на «умные» средства поражения пришлось менее 8% всех авиационных боеприпасов, использованных союзниками, однако их стоимость составила 85% стоимости всех сброшенных на противника ракет и бомб.

Кроме того, на боевом счету F-117А (и одновременно на совести его экипажей) имеется несколько печальных инцидентов. Например, разрушение бомбоубежища в Багдаде 13 февраля, которое ошибочно было принято за командный пункт. В результате этой атаки погибло более 100 мирных жителей, что вызвало большой резонанс в мире. Еще один интересный момент: все подконтрольные ВВС США источники информации в один голос утверждают, что за всю войну ни один «стелс» не был не то что сбит, но даже поврежден огнем противника. В то же время есть сведения, что один F-117A был сбит 20 января 1991 г. иракским ПЗРК «Игла».

Январь 1991 года. Чудно разрекламированная операция против Ирака – “Буря в пустыне. Действительно, в одну из ночей над аравийской пустыней не самый новый (на тот момент) ЗРК ОСА с первого двухракетного залпа “снял” F-117А стелс – самого “модного” самолета невидимку. Кстати, ходили слухи, что к месту падения ходила разведгруппа ГРУ, которой удалось забрать часть электроники, образцы обшивки и остекления кабины.

Еще один самолет невидимка F-117А стелс был сбит над Югославией примерно в 20 км от Белграда, в районе аэродрома Батайнице, древним ЗРК С-125 с радиолокационной системой наведения ракет.


Самолет якобы упал в пустыне на территории Саудовской Аравии, и подчиненные Хусейна просто не имели возможности предъявить его обломки в качестве доказательства своей победы.

С окончанием операции «Буря в пустыне» пошли на убыль и успехи F-117A, хотя в этом регионе «стелсы» периодически воевали в течение всего последующего десятилетия. Так, в ходе «карательной» операции против объектов ПВО в Южном Ираке (командные пункты, позиции ЗРК, РЛС), состоявшейся 13 января 1993 г., F-117A оказались малоэффективными: шесть этих машин смогли поразить лишь 2 цели из 6 назначенных. В двух случаях произошел срыв лазерного наведения бомб при их проходе через облака, в третьем летчик не смог обнаружить цель, а в четвертом неправильно определил поворотный пункт маршрута и разбомбил ложную цель. Это говорит о способности F-117A выполнять операции только в простых метеоусловиях. А описываемый рейд, в котором, кстати, приняли участие 38 разнотипных самолетов, проходил ночью при плохой видимости. Именно погода, по заявлению представителей Пентагона, стала причиной низкой результативности налета: из 32 плановых целей были поражены лишь 16. В декабре 1998 г. F-117A, работавшие с баз в Кувейте, приняли участие в операции «Лиса пустыни» (Desert Fox) - бомбежке иракских заводов по производству оружия массового уничтожения. За 4 дня американская авиация выполнила 650 самолетовылетов против 100 целей, а флот выпустил 100 «Томагавков». Однако о результатах операции почти ничего не сообщалось, что можно интерпретировать как свидетельство их отсутствия. Вялотекущая война с участием «стелсов» в т.н. запретной для полетов зоне на юге Ирака продолжается до сих пор (статья датируется 2002 годом - paralay).
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    25 июня 2012 09:40
    F-117A не более чем очень дорогая и сложная игрушка. В плане аэродинамики - утюг с крылышками. Надежд возлагаемых на него не оправдал. Боевая эффективность - ниже среднего. Итог - списан в тираж.
    1. +1
      30 декабря 2014 11:42
      Добавлю - и прекрасно пропиаренная игрушка!
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      17 декабря 2016 19:39
      ...Для запугивания папуасов!
  2. -3
    25 июня 2012 10:00
    Надежд возлагаемых на него не оправдал.

    Более чем оправдал, а списан так как отработал свой ресурс и подошла более продвинутая замена.

    Боевая эффективность - ниже среднего.

    У Вас есть цифры сколько самолетовылетов он совершил потеряв при этом лишь 1 (один) самолет?
    1. Ataturk
      +11
      25 июня 2012 10:05
      Цитата: профессор
      У Вас есть цифры сколько самолетовылетов он совершил потеряв при этом лишь 1 (один) самолет?

      Летел бы он через Советский союз, уверяю вместо 1 там было бы 100. Если он такой хороший , что же его списали? Где он ещё летал? В Ираке, когда весь ПВО разбомбили до его прилета, или в Сомали, бедалаги которые даже не знают что такое ПВО. Только пиратству научились.
      1. -5
        25 июня 2012 10:11
        Летел бы он через Советский союз, уверяю вместо 1 там было бы 100.

        И над Советским союзом были самолеты что летали, а один даже на Красной Площади сел.

        Если он такой хороший , что же его списали?

        На это уже ответил. См. выше.

        Где он ещё летал?

        Везде где воевали американцы.

        тоооо мало заметная ??? Югославцы его с Российской ЗЕНИТКОЙ сделали вероятнозаметной.

        Что целый один самолет? laughing На сколько самолетовылетов?
        1. +3
          25 июня 2012 20:30
          програма F-117 была провалена,это знают и наши и американцы и еще есть глупцы которые наоборот.По оценкам американских специалистов российские средства пво не оставляют шансов на выживание авиации сша и нато.Прорывным был не прорывным,уже не имеет значение.Создатель С-400 А.Лиманский написал диссертацию о том что невидимку можно обнаружить и сбить,это было примерно за 30 лет до появления f-117.Мы видели как подбивали и сбивали ночных ястребов.Кстати амеры использовали f-117 в тех странах где нет комплексов с-300,они даже и предположить не могли,что с-125 может такое сотворить!
          1. -2
            26 июня 2012 09:06
            По оценкам американских специалистов

            Ссылочку на упомянутых специалистов будьте добры скиньте.
            1. +1
              26 июня 2012 17:54
              http://topwar.ru/4639-rossiyskie-pvo-ne-ostavlyayut-ne-odnogo-shansa-aviacii-ssh
              a.html
              http://www.arms-expo.ru/049057054048124054052056055.html
              Вот почитайте!
        2. Fidain
          -1
          25 июня 2012 20:38
          Vi yesli ne znaiti pochemu ne sbili etot odnomatorni samaliot,to ne prevodite primer PROFESSOR!!!! Dazhe Zapod preznayuca chto ixni vazdushnie silni ne smogli bi prorvat Soveckuyu obaronu.Mig-29 GDRovski pokazal v vozdushnom boyu chto F-16 ne konkurent v blizhnim boyu, a Su-27 i tem bole 35 ne pozubam ne odnomu zapodniku.Ya bi ne xotel chto bi do etovo doshlo,no CCCP vsegda delal mashini na budushchie,ne kak amerikanci kazhdi 5 let avtomati menyat,samalyoti i vsyo ostalnoe.Konechno skazhete ras dengi imeyut,to pochemu bi net,da tolko dlya tavo chto bi amerikosi ili briti sebe avianoseci delali v Irake,Afganistane,Sirie,Vetname i drugix stranax kto ne pokoren dolzhni lica reki a to i moria krovi.
        3. +1
          25 июня 2012 21:24
          Цитата: профессор
          И над Советским союзом были самолеты что летали, а один даже на Красной Площади сел.

          Да, сел. Но не сбили его не потому, что не могли, а потому, что побоялись международного скандала (горбачевские времена настали). Если помните, в 1983 году ПВО СССР сбили Южно-корейский "Боинг". Более 200 трупов. После этого, на законодательном уровне был введен запрет на применение оружия против гражданских целей (про терроризм в СССР еще особо не слышали). Соответственно, была патовая ситуация. С одной стороны, директивы ВС предписывали действовать на поражение, но дипломатия тогда была важнее. Пока с политиками согласовывали, товарищ сел на Красной Площади. Косяк не столько ПВО, сколько политиков. Кстати, упоминавшееся законодательное ограничение было отменено, кажется, только в начале 2000-х
      2. Tirpitz
        -4
        25 июня 2012 10:54
        Его списали так как ф-22 появились ( более современные и многофункциональные)
      3. 0
        25 июня 2012 21:37
        Нет, 100 не получилось бы - их всего около 60-ти наклепали smile , а к 2006-му летало только штук 35. Дороговато их было чинить. Но они хоть как-то повоевали. А идеологическому "преемнику" - f-22 - пока еще не довелось... и вполне может не доведется... ибо его невозможно сбить именно потому, что в зоне боевых действий он не появляется...
    2. -1
      25 июня 2012 10:15
      У Вас есть цифры сколько самолетовылетов он совершил потеряв при этом лишь 1 (один) самолет?
      Официально доказанный тк шмякнулся на не контролируемой территории
    3. BNik
      +2
      25 июня 2012 14:29
      Профессор,когда создавали этот самолет,то думали сделать прорыв в технологиях.Его создавали ни на 5 лет,ни на 10,а на 30 и более с возможностью модернизации,а что в итоге? Его сбивают древним ЗРК С-125! Те деньги,что на него ушли(по-видимому больше на дизайн,Американцы же) должны были сделать из него просто Бога,а получилось,как получилось.
      1. -2
        25 июня 2012 14:37
        В своё время этот самолет был прорывным и сделал своё дело. Его заменил более продвинутый самолет с превосходными летными характеристиками. Так зачем его модернизировать?
        1. BNik
          +2
          25 июня 2012 14:44
          Какое он дело сделал? Бомбил страны,с населением "аборигенов" которые недавно получили лицензию на производство АК-47? Если бы на создание этого самолета ушло 100 млн. долларов,то это был бы другой разговор,но тут ушли миллиарды(это официально,а сколько скрыли,там и все десятки,а то и сотни) Поэтому проект ПРОВАЛЬНЫЙ!
          1. -4
            25 июня 2012 15:01
            Он удачно бомбил те страны с которыми в то время воевала Америка.
            1. +1
              25 июня 2012 16:00
              Так же, если не успешней, это делал F-16. С подавленной ПВО противника не велика заслуга.
              1. -3
                25 июня 2012 16:16
                С подавленной ПВО противника не велика заслуга.

                И кто её подавил?
                1. 0
                  25 июня 2012 17:38
                  Цитата: профессор
                  И кто её подавил?

                  Если вопрос был чем, то и F-117 в том числе, ни кто не спорит, с С-125 и прочими динозаврами, он неплохо справлялся. F-15,16 с ними не справились бы, при столь уверенном обнаружении этих комплексов?
                  1. -1
                    26 июня 2012 09:03
                    F-15,16 с ними не справились бы, при столь уверенном обнаружении этих комплексов?

                    Справились БЫ или не справились БЫ не известно.
                    1. 0
                      26 июня 2012 09:26
                      Есть достоверные данные, что F-15/16 не уничтожили ни одного комплекса ПВО? Во Вьетнаме с ними же, худо-бедно справлялся F-4.
                      1. -1
                        26 июня 2012 09:49
                        1. Вы говорите в сослагательном наклонении.
                        2. Во Вьетнаме ПВО посбивало столько самолетов, что говорить о том как ф-4 уничтожали комплексы ПВО не логично.
                      2. +1
                        26 июня 2012 10:35
                        Цитата: профессор
                        1. Вы говорите в сослагательном наклонении.
                        2. Во Вьетнаме ПВО посбивало столько самолетов, что говорить о том как ф-4 уничтожали комплексы ПВО не логично.

                        1. Был задан вопрос, только ли А-117 подавляли или другие тоже.
                        2. Логично - комплексы были как раз тех времён, если вспомнить, под каким они были колпаком - их могли уничтожать с чего угодно, что имеет дальность поражения больший чем у этих комплексов. Вот и возникает вопрос о необходимости в тех операциях этой чушки, столь поспешно снятой с вооружения.
                      3. 0
                        26 июня 2012 11:28
                        .
                        Был задан вопрос, только ли А-117 подавляли или другие тоже.

                        Точных данных нет, однако Вы бы почитали выложенную здесь ссылку:
                        F-117A Nighthawk
                        In the opening phase of Allied Force, aimed primarily at Yugoslavia's integrated air defense system, NATO air forces conducted more than 400 sorties. During the first two night attacks, allied troops in the air and at sea struck 90 targets throughout Yugoslavia and in Kosovo.

                        Вот и возникает вопрос о необходимости в тех операциях этой чушки, столь поспешно снятой с вооружения.

                        Поспешно? laughing Опять же почитайте по ссылке.
                        The first F-117A was delivered in 1982, and the last delivery was in the summer of 1990.
                        ......
                        The F-117 was officially retired in April, 2008. The final four stealth fighters took off from Lockheed Martin's Skunk Works plant in Palmdale on April 22, 2008. The F-117 was sent to be in a "recallable state of storage" in Tonopah, Nevada.
                      4. +1
                        26 июня 2012 12:08
                        На нет и суда нет.
                        Поспешно, 30-40 лет для техники у них не новость, а тут целое направление под корень вырезали, "заместив" его классическим истребителем, пусть и с применением "стелс", но уже без такого фанатизма.
                      5. +1
                        26 июня 2012 14:09
                        Посмотрите на хронологию, "утюг" был снят с вооружения три года спустя после принятия на вооружение ещё менее заметного ф-22.
                      6. 0
                        26 июня 2012 14:54
                        В википедии, где была указанна заметность 0.0001м², ссылка на источник ведёт в никуда, по остальным у ф22 заметность выше, чем у ф117 пусть и ненамного.
                        В любом случае, по идеологии, это совершенно разные машины и ни о какой преемственности речи быть не может.
                      7. 0
                        26 июня 2012 15:44
                        На всякий случай:
                        Цитата: профессор
                        Более чем оправдал, а списан так как отработал свой ресурс и подошла более продвинутая замена

                        Сравнивать тактический ударный самолёт (который и летать толком не умел - уповая только на "невидимость") и машину для завоевания господства в воздухе, как-то не смешно
                      8. 0
                        26 июня 2012 16:12
                        Кто их сравнивает? Подошла машина способная среди прочего заменить первую "невидимку" и надобность в содержании такого уникального самолета отпала сама собой.
                      9. +1
                        26 июня 2012 17:02
                        Скорей решили что бюджет не резиновый, раз ф117 должен был летать до 2018 года. Кстати, что сейчас способен заменить ф22 с его детскими болячками? Возникает ощущение, что это предсерийная машина, а не стоящая на вооружении.
                2. +3
                  25 июня 2012 20:30
                  Ракеты томагавк,а не F-117!
                3. +4
                  25 июня 2012 22:11
                  В большей степени, "заслуга" принадлежит "Томагавкам"... а уж потом f-117, да и f-16 и f-18 тоже не с конфети летали. Американцы рисковать не любят.
                4. smprofi
                  +4
                  26 июня 2012 14:52
                  профессор
                  И кто её подавил?

                  если идет разговор идет о 91-м годе и Desert Storm, то в первую очередь сыграл "элементарный" backdoor в аппаратуре Siemens AG, на основе которой была построена система связи в Ираке. и вся система ПВО развалилась. а дальше ее начали давить при помощи, в первую очередь, BGM-109C Tomahawk: начали с РЛС обнаружения, продолжили стационарными позициями ЗРК. ну а потом утюжили все подряд, что находили.
        2. mihos ve
          -1
          25 июня 2012 19:02
          да не пошел бы ты на,,, Демагог ебан,,,,
        3. 0
          25 июня 2012 19:47
          Какой если не секрет самолет заменил Ф-117
          1. +1
            25 июня 2012 22:30
            Цитата: skiff-1980

            Какой если не секрет самолет заменил Ф-117

            В пропагандистких целях - f-22, но он изначально создавался как истребитель (в довескок к 117-му, но с разработкой затянулось), а не тактический ударный самолет. Поэтому, в военных целях - это не совсем замена. Или даже совсем не замена. Для банановых республик "Томагавков" с обычными самолетами вполне хватает. Рисковать такими дорогими, а главное, имиджевыми машинами американцы просто так не готовы.
            1. +1
              26 июня 2012 06:09
              Вопрос был к Профессору. Про ф-22 знаю. Но он не является ударным самолетом. Так чо замены нет.
              А профессоры совет: встань на колени чтоб удобней было целовать ж.пу ам.
              Не надо хаеть всю русскую технику и превозносить амерскую. Конечно в ии есть образцы вооружения которые превосходят наше не кто с этим спорить не собираеться, но России есть достойные образцы которые могут какня на камне не оставить от авиации НАТО. Если бы это было не так при наших ресурсах и территориях нас бы давно уже отдерьмократизировали и яо бы не помогло.
    4. Fidain
      -1
      25 июня 2012 20:29
      Yesli bi Rassiskoe rukavodstvie ne sikanula i postavila S-300 v Yugoslaviyu,ya bi posmotrel chto bi bila s NATOvskoi vazdushno udarnoi grupirovkoi...
    5. +3
      25 июня 2012 21:17
      Ну не совсем так, Вот англоязычная ссылка. http://www.fas.org/programs/ssp/man/uswpns/air/attack/f117a.html
      Ресурс он свой еще не отлетал, планировали использовать до 2018, но решили перекинуть средства на f-22.
      Да и сам самолет был создан в одном варианте. Повсеместного внедрения не получилось (хотя даже палубную версию планировали). Соответственно, не все надежды оправдал... Но PR на нем американцы себе знатный сделали. Вспомните боевики 90-х. Через один 117-й появлялся. То в "Монхетенском эксперименте" (был такой фильмец) в качестве стратегического бомбардировщика у фашистов (!) laughing, то поезда с Сигалом взрывал, то спецназ на президентский "Боинг" высаживал...
      Его заслуги - не столько военные, сколько пропагандистские...
    6. +1
      26 июня 2012 03:11
      При всем к вам уважении, профессор, где более продвинутая замена "сто семнадцатому"?.. Не вижу я ее... И кстати, более раннего выпуска "Игл" еще в сторою... Вот вам по сути и ответ об эффективности того или иного самолета. Реальной эффективности, проверенной в боевых условиях, а не надуманной и распиаренной...
      Два самолета. Два. Первый потеряли еще во время "Бури в пустыне" от огня ЗСУ-23-4 в режиме визуального наведения... Впрочем, это не суть важно. А важно то, что "сто семнадцать" работал там, где ПВО противника была заведомо слабее. Или вы считаете систему ПВО Ирака или Югославии периода 1991-1999 гг. соответствующей своему времени и соответствующей техническому уровню стран НАТО?.. Но даже и там, в условиях полного технического превосходства он себя никоим образом не проявил. И даже более того, его "невидимку" умудрились свалить средствами по уровню своему отставшими лет эдак на тридцать... Если это показатель высокой боевой эффективности, то я испанский летчик. Но если у меня быть может будет еще возможность принять подданство испанской короны и выучится на пилота, то F-117A уже более никогда не поднимется в небо...
      (И кстати, от меня вам "+", хоть я и не согласен с вами. Терпеть не могу, когда минусуют, не аргументируя...)
  3. Ataturk
    +1
    25 июня 2012 10:03
    Чтоооо мало заметная ??? Югославцы его с Российской ЗЕНИТКОЙ сделали вероятнозаметной.
  4. +14
    25 июня 2012 10:06
    зрк оса разработка 60 годов засекает ворону и ведёт её в пределах видимости
    тор м1 уверено засекает стаю из трёх гусей(напомню в птицах нет метала)
    на мой вопрос к инженеру регулировщику как так-то?
    он ответил что что есть ещё турбулентность воздуха
    и теперь вопрос про какую не видимость говорят создатели вундер вафель
    F-22 F-35 F117
    1. +2
      25 июня 2012 10:48
      Никто про "невидимость" не говорит - правильно говорить малозаметность (и еще уточнять по какому признаку объект малозаметный). Сделать малозаметным самолет в метровом РЛ диапазоне - невозможно (Можно только избавится от наиболее "ярких" отражателей и уменьшить габариты планера.) Радиопоглащающие покрытия работают в 3 см диапазоне - это диапазон работы большинства прицельных станций.

      К малозаметности ЛА надо подходить комплексно: надо решать вопросы радиолокационной малозаметности, оптической, ИК. А если речь идет идет о маловысотном полете и малой скорости то стоит задуматься и над акустической малозаметностью.
  5. +3
    25 июня 2012 10:13
    Отпоем ка.
    С появлением С-300 он стал не актуален.
    Но всякие впопуасии побомбил знатно.
    1. Kibb
      +1
      25 июня 2012 23:14
      Да дело не в этом- в метровом деапозоне его всегда будет видно, и гусей, и снаряды летящие из орудиий линкоров тоже пркрасно видно
  6. RailWays
    +9
    25 июня 2012 10:21
    Чуток юмора lol
    1. +2
      25 июня 2012 12:13
      и доли правды)))
  7. -1
    25 июня 2012 11:41
    Тов. Администраторы
    слово у.б.л.ю.д.о.к вполне орфографическое и не является матерным.
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/366374
  8. +1
    25 июня 2012 13:31
    Сложный пилотаж, но довольно высокая эффективность. Бомбить страны третьего мира - то, что доктор прописал.
  9. bulgurkhan
    -4
    25 июня 2012 13:49
    Знаковый самолет,открыл целую эпоху в авиации.
  10. griha988
    +3
    25 июня 2012 13:57
    «техника «стеле» представляет слишком большую ценность, чтобы подвергать ее риску».
    высокая эффективность от того что его использовали только против "банановых республик" со слабо развитой и практически отсутвующей системой ПВО.
    Самолет неустойчив по тангажу и рысканию- один из экспертов в своё время сказал " F-117 в воздухе что корова на льду" потому и сняли его что против более эффективной ПВО он просто бесполезен.
    ну плюс В двух случаях произошел срыв лазерного наведения бомб при их проходе через облака, в третьем летчик не смог обнаружить цель, а в четвертом неправильно определил поворотный пункт маршрута и разбомбил ложную цель. Это говорит о способности F-117A выполнять операции только в простых метеоусловиях
    1. -1
      25 июня 2012 14:48
      Это говорит о способности F-117A выполнять операции только в простых метеоусловиях

      Это говорит о конкретном пилоте конкретного самолета. Отказы УАБ - постоянная практика, и у нас в том числе.
  11. +1
    25 июня 2012 16:13
    Лучший самолёт актёришко скока фильмов с ним снято наверное голивуд на кино с его участием все бабки наего разработку отбил.Если он такой хороший почему его с вооружения сняли фантомы досих пор летают
  12. werr17
    +1
    25 июня 2012 18:29
    Генерал-лейтенант Ч. Горнер, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива, заявил, что малозаметные самолеты типа F-117A и В-2 и в будущем будут незаменимы в локальных чрезвычайных конфликтах.


    В том то и проблема, что он может использоваться против банановых стран! Против стран с развитой системой ПВО(РФ, КНР) он- как из г.вна снаряд.
  13. romachipo
    -2
    25 июня 2012 18:34
    Да этот ковер самолет по технологии стелс можно обнаружить любыми радарами! lol
  14. werr17
    0
    25 июня 2012 18:41
    О чем разговор? Его спокойно "видит" РЛС и высотомер 60-х годов!
  15. Роман 3671
    -1
    25 июня 2012 20:14
    Еще одной возможностью отличиться для F-117A стала война против Югославии в марте-июне 1999 г. В ней "Найтхоки" широко использовались с первого дня, привлекаясь для ночных ударов по объектам ПВО, а также по другим важным, хорошо прикрытым средствами ПВО стационарным целям. При этом основным оружием оставались КАБ с лазерным наведением. По некоторым данным, особенностью применения "стелсов" в этой операции стало их постоянное прикрытие самолетами РЭБ. Если это так, то лучшего свидетельства преувеличения их невидимости для современной развитой ПВО не надо и искать. В целом, об участии F-117A в этой войне в американской прессе написано значительно меньше, чем о войне в Заливе, из чего можно сделать вывод, что применение их на европейском театре оказалось менее успешным. А кроме того, конфликт на Балканах окончательно покончил с мифом о неуязвимости "стелса".
    Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий (27 марта в 20.55) первого F-117A (летчик к-н К.Двили), который был сбит в 32 км от Белграда в районе деревни Будановцы. Существуют различные версии поражения этого самолета: ракетой ЗРК "Куб", истребителем МиГ-29 и огнем ствольной зенитной артиллерии. Возможно, в "добивании" этого F-117A участвовали различные средства сербов, поэтому решить, кому принадлежит основная заслуга, трудно. По словам американского пилота, атака по его самолету была совершенно неожиданной, без срабатывания системы предупреждения. При этом К.Двили "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа нашла летчика в укрытии, где он прятался от югославской полиции, и доставила на авиабазу Авиано в Северной Италии. В ходе операции по его поиску были задействованы вертолеты поисково-спасательной службы НН-60 "Пэйв Хоук", один из которых с 12 членами экипажа и десанта на борту в районе г. Углевик был сбит, при этом удалось спастись лишь двум членам экипажа, взятым в плен. 1 апреля на аэродроме Плесо (г. Загреб, Македония) совершил вынужденную посадку другой F-117A, получивший боевые повреждения. Еще один самолет этого типа, по сообщениям сербов, был потерян 5 апреля во время атаки телебашни "Црвени Кот". Летчик катапультировался и приземлился в районе деревни Ремете. 20 мая сербы сообщили, что над Косово МиГ-29 сбил еще один, вероятно, последний в ходе кампании, самолет противника, который тоже классифицировали как F-117A. Всего, поданным МО Югославии, в этой войне США лишились трех F-117А.
    Последствия этих потерь оказались для Америки гораздо большими, чем можно было надеяться. Совсем недавно получили подтверждение циркулировавшие в течение двух лет слухи о том, что остатки одного из сбитых в Югославии "стелсов" были вывезены в Россию и подвергнуты всесторонним исследованиям. В номере от 5 октября 2001 г. журнал "Авиэйшн уик" поместил репортаж из Жуковского, в котором неназванное высокопоставленное лицо российского авиапрома "признало, что остатки F-117A использовали для улучшения возможностей российской ПВО обнаруживать и уничтожать малозаметные самолеты и крылатые ракеты". Конечно, вряд ли изучение технологических достижений двадцатилетней давности сильно продвинет российскую науку, но подержать в руках чужие секреты всегда полезно.
    Источник:http://www.airwar.ru/history/locwar/europe/f117/f117.html
  16. 77bor1973
    0
    25 июня 2012 21:42
    РЛ заметность это не панацея, а при плохих метеоусловиях попасть в цель тоже сложно , а в хороших его и визуально можно обнаружить ! Американцы поняли что "овчинка выделки не стоит" и дорогую игрушку списали так-же как и SR-71 .
  17. +1
    25 июня 2012 22:54
    Думаю не с проста его сняли с вооружения и поставили пылится на базу запаса.
  18. smprofi
    +1
    25 июня 2012 23:38
    кому хочется не так кратко:
    http://nnm.ru/blogs/smprofi/zona_51_chast_ivc/
    последняя часть со ссылками на все предыдущие. подробнее про продукты Lockheed Martin: U-2 Dragon Lady., A-12 Oxcart/SR-71 Blackbird, F-117A Nighthawk. ну и про базу Dreamland/Paradise Ranch/Groom Lake/Area 51 где собственно эти продукты и создавались
  19. 89651544551
    +2
    26 июня 2012 00:47
    дайте пожалуйста оценку статье ( моя первая опубликованная статья )
    1. smprofi
      0
      26 июня 2012 02:19
      89651544551
      труд, конечно же, присутствует. но поверхностно и с ошибками.
      например, есть подпись под фото DOD DARPA Have Blue . это неправильно.
      Have Blue (HB1001 и HB1002) выглядели так:



      а тот, "пятнистый" - это #79-780, FSD-1, сделанный по следущей стадии проекта, которая называлась Senior Trend.
      Первоначально самолет FSD-1 был неокрашенный. Но по требованию военных на него нанесли камуфляжную окраску. Это единственный экземпляр "невидимки", который имел подобную раскраску.
  20. +1
    26 июня 2012 01:52
    Всю это программу F117 сначало помог создать, а потом в начале 90 успешно похоронил Пётр Яковлевич Уфимцев
    1. smprofi
      +1
      26 июня 2012 02:04
      В 1962 г. в издательстве "Советское радио" вышла книга Петра Яковлевича Уфимцева "Метод краевых волн в физической теории дифракции". Книга был издана тиражом в 6,5 тысяч экземпляров. По тому времени, 1962 г., тираж невелик, но и сейчас почти все эти книги в деле, т. е. находятся на столах радиоинженеров и ученых. В отделе иностранных технологий ВВС США книгу заметили и перевели. Это не было знаком какого-то исключительного внимания: переводили все, что появлялось в открытой печати с прямым или косвенным отношением к тематике ЦНИРТИ. Проскользнувшие в открытую печать отзывы американских специалистов в какой-то мере отражают соотношение сил в обсуждаемой отрасли радиоэлектроники в пятидесятые-шестидесятые годы: "Их книги "Основы радиопротиводействия и радиотехнической разведки" С. А. Вакина и Л. Н. Шустова и "Радиоэлектронная борьба" А. И. Палия являются примерами ясного понимания этой проблемы и строгого применения концепций и возможностей, которые открывают современные средства РЭП в современном бою… В западном мире редко можно встретить персонал с должным пониманием вопросов РЭП", – писал Линвуд А. Косби, начальник отдела тактических средств электронной борьбы Военно-морской исследовательской лаборатории США в предисловии к книге Лероя Б. ван Бранта, этой американской энциклопедии радиоэлектронной борьбы.

      Книгу П. Я. Уфимцева, между тем, в США не только перевели, но и внимательно изучили. По словам одного из отцов "невидимок" Алана Брауна, вклад теории Уфимцева в создание компьютерных программ "стеллс" может быть "оценен в 30-40 процентов, что можно считать "контрольным пакетом" новой технологии…"
  21. Ильич
    +1
    26 июня 2012 13:16
    Однако для экипажей «стелсов» война эта началась задолго до первых взрывов в Багдаде - еще 19 августа 1990 г., когда «ночные сталкеры» из 415th TFS покинули место постоянного базирования и направились в Саудовскую Аравию. 18 «Найтхоков» эскадрильи выполнили беспосадочный 14,5-часовой перелет с дозаправками от девяти сопровождавших их КС-10. Новым домом на последующие полгода для них стала авиабаза Хамис Машейт на юго-западе страны, расположенная на пустынном плато на высоте более 2000 м. От Багдада этот аэродром отделяет более 1750 км, а выбран он был потому, что его не могли достать иракские ракеты «земля-земля». С появлением секретных самолетов в Хамис Машейт приняли беспрецедентные меры безопасности и до предела ужесточили режим, обеспечив летчикам 415-й эскадрильи идеальные условия для подготовки к войне, чем они усердно занимались в течение 5 месяцев.


    Еще одно доказательство того, что Хуссейна долго и тщательно провоцировали на ввод войск в Кувейт...
  22. +2
    26 июня 2012 19:33
    Январь 1991 года. Чудно разрекламированная операция против Ирака – “Буря в пустыне. Действительно, в одну из ночей над аравийской пустыней не самый новый (на тот момент) ЗРК ОСА с первого двухракетного залпа “снял” F-117А стелс – самого “модного” самолета невидимку. Кстати, ходили слухи, что к месту падения ходила разведгруппа ГРУ, которой удалось забрать часть электроники, образцы обшивки и остекления кабины.


    А почему на фотографии самолёт явно на ВПП лежит?
    1. smprofi
      +2
      26 июня 2012 23:03
      это бортовой номер 803. инцидент произошел на Holloman Air Force Base в 1997 году при посадке в 21 час при сильном попутном порыве ветра. самолет был отремонтирован на заводе Lockheed Martin в Palmdale и в 1998 году вернулся в строй.