Грозный и смешной. Британский колёсный бронетранспортёр Saracen FV603

28
Британия, являясь родиной танков, долгие годы производила бронетехнику, которую нельзя было назвать выдающейся. Главенствуя на море и создавая прекрасные боевые корабли, Великобритания в межвоенный период и в годы Второй мировой войны использовала весьма специфические танки и бронетранспортеры, при этом ситуация кардинально не поменялась и после завершения войны. Одним из образцов послевоенного творчества британских инженеров стал бронетранспортер с грозным названием «Сарацин» и запоминающимся внешним видом, способным вызывать улыбку.

Колесный бронетранспортер Saracen, получивший индекс FV603, и различные боевые машины, построенные на его базе, производились на Туманном Альбионе с 1952 по 1970 год. Необходимо отметить, что даже эта машина была определенным прорывом, если учесть, что в годы войны британская армия использовала в качестве бронетранспортера Vickers Carden-Loyd Mk.VI Troop Transport, модель на основе получившей широкое распространение по всему миру танкетки «Карден-Ллойд». Сравнения с немецкими полугусеничными бронетранспортерами «Ганомаг» данная техника не выдерживала.




Бронеавтомобиль FV601 «Саладин»


Практически сразу же после завершения Второй мировой войны британская армия выдала промышленности заказ на разработку целого семейства различной колесной бронетехники, построенной на одной базе. Исполнителем заказа стала британская компания Alvis. Эта автомобилестроительная компания была основана в Ковентри еще в 1919 году. Помимо легковых автомобилей гражданского назначения, компания производила и военную продукцию, в том числе авиационные двигатели. Независимая деятельность компании Alvis Cars была прекращена в 1967 году. Но до этого компания успела представить целую линейку бронетехники, над которой инженеры Alvis трудились, начиная с 1947 года.

В результате в Великобритании на рубеже конца 40-х — начала 50-х годов прошлого века было создано новое семейство колесных бронемашин различного назначения, в которое вошел бронеавтомобиль FV601 «Саладин», основным его предназначением было ведение разведки и задачи охранения колонн на марше. По сути, это был небольшой колесный танк с пушечным вооружением. С использованием его шасси, в первую очередь агрегатов силовой установки, ходовой части и силовой передачи, был спроектирован и запущен в серийное производство колесный бронетранспортер «Сарацин», при этом компоновка машины была пересмотрена. Стоит отметить, что потребность в бронетранспортере для британской армии была не пустым звуком. Военные нуждались в такой машине из-за участия в партизанской войне в Малайе. Этот колониальный конфликт, начавшийся в 1948 году, полностью завершился только в 1960. Именно по этой причине работа по созданию нового бронетранспортера для английских военных была в приоритете.


БТР Saracen FV603


Первые прототипы новой боевой машины были готовы в самом начале 1952 года, а уже в декабре того же года в Великобритании началось серийное производство нового бронетранспортера. Серийное производство завершилось только в 1970 году, за это время по различным данным было выпущено более тысячи таких машин (в ряде источников – 1838 штук), данные о количестве произведенных бронетранспортеров очень расходятся. Машина поступала на вооружение британской армии, а также активно поставлялась на экспорт, не только в страны Содружества, но и в другие государства: Судан, Ливию, Иорданию, Кувейт, Нидерланды, Нигерию и т.д. При этом для вооруженных сил Кувейта была разработана специальная версия бронетранспортера FV.603, которая отличалась от остальных моделей открытым верхом.

Бронетранспортеры «Сарацин» использовались в британской армии вплоть до 1992 года, но уже в начале 1980-х эти машины выполняли исключительно вспомогательные задачи, отойдя на второй план. К примеру, остающиеся в строю бронетранспортеры использовались в 1980-е годы в Северной Ирландии, где британские военные применяли их для патрулирования территории и поддержания внутренней безопасности в регионе, в котором активно действовали члены группировки ИРА (Ирландская республиканская армия), а также в своих заморских владениях, например в Гонконге.



В отличие от разведывательного бронеавтомобиля «Саладин» конструкторы бронетранспортера из компании Alvis изменили компоновку машины. Двигатель был перенесен с кормы в переднюю часть и установлен над передней осью БТР, сверху его прикрыли бронированным капотом. Помимо всего прочего, двигатель в передней части должен был защищать экипаж и десант, который располагался в корме бронетранспортера. Перед радиатором была установлена бронированная решетка. При этом лобовые и бортовые листы корпуса были размещены под рациональными углами наклона, что повышало защищенность машины. Бронирование лба корпуса доходило до 16 мм, при этом бронирование бронетранспортера было противопульным. Толщина бронелистов составлял от 8 до 19 мм. Сам корпус боевой машины был выполнен герметичным, она могла легко преодолевать броды глубиной до метра, а после специальной подготовки «Сарацин» мог преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 метра.

Новый британский БТР получил следующую компоновку: моторно-трансмиссионное отделение, отделение экипажа с размещенной над ним башней в средней части и отделение десанта в корме бронетранспортера. В распоряжении десантников имелись люки в крыше корпуса, а также двустворчатая дверь в корме, через них можно было осуществлять посадку и высадку из машины. В передней части бронетранспортера за двигателем было размещено место механика-водителя (по центру), сзади слева от водителя было место командира бронетранспортера, а справа от него место радиста. Экипаж боевой машины состоял из трех человек, еще 8 человек были десантниками, которые располагались за спинами экипажа на отдельных сидениях вдоль бортов корпуса (лицом друг к другу) по 4 с каждой стороны.



Шасси бронетранспортера имело колесную формулу 6х6, подвеска всех колес была выполнена независимой. Рулевое управление и привод к тормозной системе получили гидравлические сервомеханизмы. Любопытной особенностью боевой машины было то, что две пары колес были управляемыми. При этом средняя пара колес имела ограниченный угол поворота – ровно половину от угла поворота колес передней пары. Благодаря такому решению бронетранспортер длиной почти пять метров (стоит отметить, достаточно компактный) мог совершить полный разворот на участке длиной 14 метров. Бронетранспортер мог спокойно продолжать движение при повреждении одного колеса с каждого борта (вплоть до полного его отсутствия).

Сердцем бронемашины был 8-цилиндровый карбюраторный двигатель известной английской компании Rolls-Royce, на БТР ставили два типа двигателей B80 Mk 3A или Mk 6A, оба они развивали максимальную мощность 160 л.с. Такого двигателя было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортер с боевой массой чуть более 10 тонн до 72 км/ч при движении по шоссе, при движении по пересеченной местности скорость падала до 32 км/ч. Запас хода бронетранспортера Saracen FV603 по шоссе составлял до 400 км (емкость топливных баков – 225 литров).



В передней части корпуса бронетранспортера «Сарацин» была установлена вращающаяся пулеметная башня восьмигранной формы, башня вращалась вручную. В ней был установлен 7,62-мм пулемет «Брен», углы склонения пулемета в вертикальной плоскости составляли от -12 до +45 градусов. За башней располагался люк, на котором могла быть установлена турель для еще одного 7,62-мм пулемета, который можно было использовать в качестве зенитного. Конструкторы предусмотрели и бойницы для ведения огня из личного стрелкового оружия. В бортах корпуса имелось три амбразуры прямоугольной формы, которые прикрывались специальными бронезаслонками. Еще по одной амбразуре имелось в каждой из створок кормовых дверей.

Бронетранспортер был в целом удачным и удовлетворял запросы британских военных. На его базе был спроектирован ряд боевых машин различного назначения, в том числе командно-штабная версия FV.604, которая имела открытый верх. В данном варианте высота боевого отделения была увеличена, что улучшало условия работы офицеров, при этом на крыше командно-штабной машины не устанавливалось никакого вооружения. Не имел вооружения и санитарный вариант бронетранспортера, который в британской армии получил индекс FV.611. Уже в 1990-е годы в рамках работ по модернизации боевой машины с перспективой поставок на экспорт (потенциальным заказчиком называли Индонезию) в Великобритании создали БТР «Сарацин» с дизельным двигателем Perkins Phaser 180MTi, развивавшим максимальную мощность 180 л.с.


Тактико-технические характеристики Saracen FV603:
Колесная формула – 6х6.
Габаритные размеры: длина – 4,8 м, ширина – 2,54 м, высота – 2,46 м.
Боевая масса – 10,2 т.
Бронирование – противопульное 8-19 мм.
Силовая установка – 8-цилиндровый карбюраторный двигатель Rolls-Royce B80 Mk 3A или Mk 6A мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость – 72 км/ч (по шоссе), 32 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода по шоссе – до 400 км.
Вооружение – 7,62-мм пулемет «Брен» в башне, еще один 7,62-мм пулемет мог устанавливаться в качестве зенитного.
Экипаж – 3 человека + 8 десантников.





Источники информации:
http://zonwar.ru
https://arsenal-info.ru
http://www.zelezki.ru
http://voenteh.com
Материалы из открытых источников
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    15 апреля 2019 18:06
    Не ну не хватает Ленина с надувным брёвнышком на нем. fellow
    1. +17
      15 апреля 2019 18:38
      Цитата: НЕКСУС
      Не ну не хватает Ленина с надувным брёвнышком на нем. fellow

      Андрей, ну ё моё, к чему дедушку зацепил? Лавры Познера, Жириновского, Сванидзе спать не дают?
  2. +2
    15 апреля 2019 18:07
    Когда то читал о нем монографию. Уже тогда он мне показался древним и несуразным. Перечитав эту статью и просмотрев фото еще раз в этом убедился)))
    1. +7
      15 апреля 2019 18:20
      Для 50-х годов вполне нормальная машина гонять всяких арабов по Африке. Да для полицейских нужд в Северной Ирландии.
    2. 0
      15 апреля 2019 20:25
      Ну что Вы прям, он же и правда древний, да и не отличались бриты особыми успехами в танкостроении и смежных областях....
      1. 0
        16 апреля 2019 00:55
        Совершенно верно!
  3. +2
    15 апреля 2019 18:38
    Британский колёсный бронетранспортёр Saracen FV603

    Просто сравните с совершенством - советскими БТР )).
    Вот такое же удивление несовершенством , вызывает западная военная техника , такое же как и наша гражданская )).
    Но что сделать, смотря на что лучшие конструкторские умы брошенны ))
    1. +3
      15 апреля 2019 22:46
      даже скрины для сравнение выложу )
      бтр-152

      бтр-40

      Saracen FV603
      1. +1
        15 апреля 2019 23:27
        БТР 40 просто красавец!
        1. +7
          16 апреля 2019 01:02
          Цитата: Андрей Сухарев
          БТР 40 просто красавец!

          Ну да, ну да... видать, сей пепелац только на картинке наблюдался. А у меня в разведывательном взводе этот ...эххх..."красавЕц" наличествовал. Без малого 6 тонн и около 80 лошадок. В горку только подталкивать... "Утюг", как и БРДМ-1, по прозвищу "калоша", всегда в самые дальние углы прятали, дабы не выводить на учения и не показывать на проверках. 1974 год, ГСВГ.
          __________________________
          Так и не понял, по каким таким характеристикам аглицкий броник заслужил звание "смешного"? По тем временам вполне достойное средство транспортировки пехоты. А вот в части "грозности", при двух-то "брэнах", действительно, могли быть проблемы. Слабоват по вооружению. Даже по сравнению с обозначенным выше "утюгом", поздние "инкарнации" которого комплектовались уже 14.5 мм КПВТ.
      2. 0
        16 апреля 2019 03:12
        По последней фотографии. Его надо было назвать не Сарацин, а Полифем.
    2. +4
      16 апреля 2019 01:18
      Причем советский БТР-152 , в сравнении с "Сарацином", раньше рождён (лет на 6) и раньше прекратили его выпускать (на 8 лет) , в связи с поступлением на вооружение БТР-60 (который с этим "сарацином" вообще ни в какое сравнение не идет)!!! Причем, когда бриты в 1972-м году решили прекратить производство Сарацина, в СССР в войска подтянулся БТР-70... А у англосаксов в это же время подтянулось очередное недоразумение - AT105 «Саксон» negative
  4. +11
    15 апреля 2019 18:54
    Да нормальный броневик.
    Весьма неплохое бронирование, приемлемое давление на колесо, чисто внешне очень на современные МРАПы похож, интересно как мины держал.
    Да и эстетичеси, это далеко не "саксон".
    На одной картинке на заднем фоне на такое же 3-осной базе еще грузовик, не подскажите, что за машина?
    танкетки «Карден-Ллойд». Сравнения с немецкими полугусеничными бронетранспортерами «Ганомаг» данная техника не выдерживала.
    действительо, о каком сравнении может идти речь , когда машины совершенно разных классов, типов, весовой категории?!
    1. +4
      15 апреля 2019 20:40
      Грузовик-амфибия "Сталуорт"на базе"Сарацин"и"Салладин"
      1. 0
        15 апреля 2019 20:49
        Благодарю.
      2. +1
        16 апреля 2019 12:56
        <iframe width="627" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/vqagNnnVBCc" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
  5. +9
    15 апреля 2019 19:11
    А мне нравится, симпатичный аппарат. И по характеристикам более-менее. И уж точно симпатичнее "саксофона". Вот тот уже уродец из уродцев. А это ничего.
    1. +1
      15 апреля 2019 21:29
      С языка сняли-мне всегда он был симпатичен.
      1. 0
        16 апреля 2019 03:04
        Капотники почти всегда няшнее :) Если, только, это не касается монстров родом из США типо Кенвортов. Те побрутальнее были...
  6. +5
    15 апреля 2019 21:38
    Для своего времени и в своём классе вполне приемлемая машина во всех отношениях. И уж ничем не хуже современных ему наших БТР-40 и БТР-152. Автору не плохо было бы для сравнения рядом выложить данные на эти наши бэтэры, для наглядности.
    Сергею спасибо за грамотную статью. hi
    1. +1
      15 апреля 2019 23:36
      Цитата: Морской Кот
      Автору не плохо было бы для сравнения рядом выложить данные на эти наши бэтэры, для наглядности.

      Бронирование сопоставимое, в БТР-152 два десятка пехотинцев влезает. В английскую машину влезает восемь, как и в БТР-40, однако британские учёные добились массы большей чем у БТР-152 - более 10 тонн, против 8,7.
      Удельная мощность двигателя больше чем у БТР-152, двигатель мощнее на 50 лс, но и масса больше.
      1. 0
        16 апреля 2019 00:32
        Спасибо, Сергей hi . Как раз этого и не хватало для полноты оценки, так сказать.
  7. +4
    15 апреля 2019 22:22
    hi ... Спасибо.
    ...Колесный бронетранспортер Saracen, получивший индекс FV603, и различные боевые машины, построенные на его базе, производились на Туманном Альбионе с 1952 по 1970 год.
    Новый британский БТР получил следующую компоновку: ...
    Бронетранспортеры «Сарацин» использовались в британской армии вплоть до 1992 года ...

    _Alvis Saracen Mk2 FV603 ... hi
    1. +2
      16 апреля 2019 00:41
      Уважаемый Санчес, Вы, как всегда, на высоте, спасибо. hi А Саладин-то пошустрее Сарацина будет, по крайней мере как можно судит по роликам.
      1. +4
        16 апреля 2019 07:23
        hi _Приветствую...Да почти одинаковые (по характеристикам)...хотя последний полегче.......................................................................................... recourse


        ...Вот ещё вычитал:
        В конце 80-х гг. фирма Элвис разработала модернизированный вариант бронеавтомобиля «Саладин» с дизельным двигателем. Вместо башни с 76-мм пушкой была установлена новая башня, вооруженная 90-мм орудием KENERGA. Интерес к дизельному «Саладину» проявляют вооруженные силы Индонезии.
        1756-broneavtomobil_elvis_fv_601_saladin.html
  8. +2
    16 апреля 2019 00:24
    Рано бриты их списали, а то нонче ,вместо переплавки, могли бы их украине втюхать за дорого!
  9. 0
    16 апреля 2019 10:47
    - Так и не понял, чем всё таки плох "Саладин"/"Сарацин"... Если сравнивать его с "ровесником" БРДМ 1 - не хуже будет. Примерно одинаковы по габаритам, энерговооружённости, вооружению и бронированию.
    - Более близкий по решаемым задачам "Саладин" ещё и мощнее по вооружению. С "70"-м его сравнивать невежливо... wink
    1. 0
      16 апреля 2019 12:51
      <iframe width="853" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/mika-tPS-N4" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>