СНВ-III: будущее и перспективные вооружения

5 февраля 2011 года вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, также известный как СНВ-III. Срок действия соглашения – 10 лет; менее чем через два года оно утратит силу. Двум странам пора начинать переговоры о дальнейшей судьбе существующего договора или на тему нового подобного соглашения, однако такие шаги пока не делаются, что дает поводы для беспокойства.


Напомним, СНВ-III определял вопросы развертывания и эксплуатации межконтинентальных баллистических ракет, стратегических подлодок, сухопутных ракетных комплексов, а также дальней авиации и ее средств поражения. В соответствии с договором, страны могут держать на дежурстве не более 1550 ядерных боезарядов. Общее количество носителей не должно превышать 800 единиц, из которых 700 могут быть развернуты. К настоящему времени США и Россия выполнили эти требования.

Обмен заявлениями

Вопрос продления СНВ-III или подписания нового подобного документа обсуждается уже несколько лет, но пока так и остается на стадии общих разговоров. Буквально на днях высокопоставленные лица из России и Соединенных Штатов в очередной раз обменялись мнениями о СНВ-III, и их заявления не дают поводов для особого оптимизма. Имеют место и позитивные, и негативные прогнозы.



10 апреля в «Аргументах и фактах» вышло интервью замминистра обороны генерал-полковника Александра Фомина. Вместе с другими темами в нем затрагивался вопрос соглашений о стратегическом вооружении. Генерал-полковник Фомин отметил, что российское военное ведомство обеспокоено сложившейся ситуацией в этой области. Вашингтон своими действиями последовательно разрушает сложившуюся систему договоров в сфере контроля и ограничения. В качестве примера замминистра привел события последних лет вокруг договора о РСМД.

А. Фомин называет ситуацию с выполнением условий СНВ-III крайне сложной. При этом Россия уже выполнила свои обязательства и вышла на установленные уровни вооружений и носителей. Это было выполнено путем реального сокращения численности. Российская сторона считает договор СНВ-III важным для глобальной безопасности и стратегической стабильности. В связи с этим наша страна готова обсуждать вопрос его продления.

В тот же день тему СНВ-III поднял госсекретарь США Майкл Помпео. Он указал, что Россия и США успешно соблюдают условия этого соглашения. Имеются некоторые споры «по периферийным вопросам», но в остальном все в порядке. Госсекретарь указал, что стороны договора только начинают консультации о его продлении. Вашингтон планирует заключить «правильную сделку», и с 2021 года в сфере стратегических вооружений будет действовать новый договор.

М. Помпео напомнил о высказываниях президента США Дональда Трампа. Ранее глава государства, комментируя вопрос СНВ-III, указал, что если страна может получить хорошее и эффективное соглашение на будущее – его следует подписывать.

Госсекретарь также напомнил о возможности расширения будущего договора. Он полагает, что к нему следует привлекать все стороны, имеющие отношение к вопросу стратегических вооружений. М. Помпео уточнил: речь идет о Китае, который располагает серьезными запасами ядерного оружия и средствами его доставки, но не входит в ограничивающие соглашения. Госсекретарь США не исключает, что китайская сторона откажется присоединяться к СНВ – в таком случае Вашингтону придется работать только с Москвой.

13 апреля в ходе заседания Совета по внешней и оборонной политике российский министр иностранных дел Сергей Лавров вновь поднял тему международных договоров в области вооружений. По его словам, Вашингтон взял курс на демонтаж договоренностей в этой сфере. Договор о противоракетной обороне был разорван несколько лет назад, и теперь на очереди соглашение о РСМД. В связи с этим С. Лавров не исключает возможность появления схожих проблем в контексте СНВ-III.

Российский министр отметил, что подобная политика США имеет пагубные последствия. Она затрагивает сферы, регулируемые соглашениями, а также сказывается на других областях. Так, она может негативно повлиять на будущее договоров о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и о нераспространении ядерного оружия.



С. Лавров напомнил, что Москва продолжает ждать реакцию Вашингтона и Брюсселя на свои предложения. Россия выступает с инициативами по укреплению международной безопасности, однако зарубежные партнеры не торопятся вступать в диалог.

Прогноз на будущее

Договор СНВ-III остается в силе до начала 2021 года, и к этому времени желательно определить его дальнейшую судьбу. Страны-участницы могут просто продлить его на несколько следующих лет. Также возможно создание и подписание нового соглашения с иными условиями, отвечающими специфике текущей обстановки и ожидаемому будущему. Однако согласно негативным прогнозам, к 2021 году Москва и Вашингтон не придут к единому мнению, и СНВ-III прекратит свое действие, не получив адекватной замены.

Простое продление договора на некоторый срок является самым простым с точки зрения организации и выполнения. В таком случае страны смогут просто сохранять ядерный потенциал на имеющемся уровне. При этом останутся известные возможности для модернизации арсеналов. Как показывают события последних лет, соблюдение ограничений СНВ-III позволяет иметь развитые ядерные силы, соответствующие требованиям стратегической безопасности.

Необходимо отметить, что со времен написания СНВ-III ситуация в мире существенно изменилась. В частности, появились новые образцы стратегических вооружений, которым предстоит начать службу к 2021 году. Исходя из своих интересов, любая страна-участник СНВ-III может потребовать разработку совершенно нового соглашения, учитывающего прогресс последнего десятилетия. В гипотетическом договоре СНВ-IV вполне могут появиться новые пункты, затрагивающие перспективные образцы. К примеру, в этом соглашении могут определить условия для развертывания и эксплуатации перспективных МБР с гиперзвуковыми планирующими боевыми блоками. Также при разработке новой версии договора СНВ необходимо учесть текущие события вокруг соглашения по РСМД.

Третий сценарий на будущее выглядит самым сложным и даже опасным. Если СНВ-III прекратит свое действие и не будет заменен новым соглашением, то США и Россия не будут связаны никакими ограничениями. Они смогут бесконтрольно и с любыми темпами наращивать стратегические вооружения сверх любых рамок, устанавливавшихся ранее. Очевидно, что это связано с рядом проблем. Наращивание ядерных сил требует дополнительного финансирование, а рост чужих арсеналов является прямой угрозой, которую нельзя оставлять без ответа. По сути, отказ от СНВ-III без прямой замены прямо спровоцирует очередную гонку вооружений.

Перспективные разработки

В настоящее время в нашей стране создаются сразу несколько перспективных образцов стратегического вооружения, которым в обозримом будущем предстоит встать на дежурство и внести свой вклад в национальную безопасность. Полномасштабное развертывание этих образцов придется на начало двадцатых годов – на тот период, когда действие СНВ-III будет подходить к концу или вовсе завершится. При этом есть все основания полагать, что новые вооружения создаются без прямой связи с договором, хотя и с оглядкой на него.

Ключевым элементом будущего перевооружения является перспективный ракетный комплекс с тяжелой МБР РС-28 «Сармат». Для него заявлена «глобальная» дальность пуска и возможность несения различных вариантов боевой нагрузки. Кроме того, ракета получает полный комплекс средств преодоления ПРО. Пока изделие «Сармат» находится на испытаниях, но в обозримом будущем поступит на дежурство. Таким МБР предстоит заменить имеющиеся ракеты устаревших типов.



Принципиальной новинкой является ракетный комплекс с планирующим гиперзвуковым боевым блоком «Авангард». Предусматривается создание специального летательного аппарата, разгоняемого существующей или перспективной ракетой до гиперзвуковых скоростей и способного нести боевую нагрузку. За счет специфических принципов полета такое оружие будет эффективнее существующих крылатых и баллистических ракет, в первую очередь в контексте прорыва ПРО. Постановка на дежурство первых образцов «Авангарда» ожидается не позднее начала двадцатых.

В контексте СНВ также можно рассматривать изделие «Буревестник». В этом случае речь идет о крылатой ракете с особой ядерной силовой установкой, которая обеспечит ей практически неограниченную дальность полета. Стартуя с наземной пусковой установки, «Буревестник» сможет добираться до цели по оптимальному маршруту и поражать ее. В настоящее время ракета проходит испытания; сроки ее поступления на вооружение неизвестны.

В будущем на вооружение может поступить безэкипажный подводный аппарат «Посейдон». Согласно разным сообщениям, это изделие представляет собой автономную скоростную подводную лодку со специальной боевой частью высокой мощности. По сути, речь идет о «гибриде» АПЛ и ядерной торпеды – с положительными качествами обеих. Известно, что испытания «Посейдона» уже стартовали, но сроки их завершения и принятия изделия на вооружение пока не уточнялись.

Новые образцы и сценарии

Если США и Россия договорятся о продлении договора СНВ-III на существенный срок, новейшие образцы стратегических вооружений будут использоваться при модернизации ядерных сил. Так, «Сармат» планово и в заданной пропорции заменит устаревшие образцы. Часть пусковых шахт будет отдана под МБР с блоками «Авангард». Изделия «Буревестник» и «Посейдон» пройдут необходимые проверки и тоже поступят на вооружение. Все подобное перевооружение пройдет без лишней спешки, а также с учетом условий СНВ-III.

При этом возможны споры с Вашингтоном. Дело в том, что системы «Авангард», «Буревестник» и «Посейдон» относятся к принципиально новым классам, не затронутым в СНВ-III. Вряд ли американская сторона оставит эту проблему без внимания. Стоит ожидать, что при таком развитии событий США вновь заговорят о нарушениях со стороны России.

Предотвратить такую критику можно при помощи создания нового договора, учитывающего достижения прогресса в сфере вооружений. Условный СНВ-IV может учитывать появление гиперзвуковых боевых блоков, ракет с ядерным двигателем и т.д. Вряд ли две страны решат запретить такие системы, но их производство и развертывание подвергнется регулированию. Появятся принципы их подсчета для введения в общую статистику, тогда как в контексте комплекса РС-28 будут использоваться существующие положения и нормативы.

Пока не ясно, будут ли пересматриваться допустимые количества вооружений и их носителей. Однако очевидно, что в любом основные принципы строительства наших ядерных сил не изменятся. Допустимые к развертыванию носители будут распределяться между разными родами войск, а разрешенное количество боезарядов разделят между ними. Впрочем, теперь к категории боезарядов придется причислять «Авангард», а группировка носителей может пополниться «Посейдоном» и «Буревестником».



Все новые образцы будут полезными и при негативном варианте развития событий. Если страны не смогут договориться о сохранении договора о стратегических наступательных системах, может начаться новая гонка вооружений. В таких обстоятельствах необитаемый подводный аппарат, гиперзвуковой боевой блок и т.д. будут весьма полезными. Принципиально новые системы смогут обеспечить прорыв ПРО противника, и потому окажутся эффективным инструментом стратегического сдерживания. Кроме того, при отсутствии каких-либо ограничений можно будет строить и развертывать любые количества новых систем – в соответствии с планами и текущей необходимостью.

Впрочем, в таких обстоятельствах понадобится массовый выпуск новых изделий, для чего необходим рост финансирования. Однако излишние затраты являются главным следствием любой гонки вооружений и фактически оказываются платой за безопасность в сложных условиях.

Что дальше?

Очевидно, что наиболее простым и дешевым с точки зрения дальнейших действий является сохранение договора в существующем виде или подписание нового соглашения, созданного с учетом актуальных проблем. Следует отметить, что официальные лица из России и США уже неоднократно говорили о намерении сохранить договор по стратегическим наступательным вооружениям и даже выражали готовность начать переговоры. Впрочем, реальные мероприятия в этом направлении еще не проводились.

На днях российский министр иностранных дел напомнил о выходе США из существующих двухсторонних договоров, а также указал на возможность разрыва еще одного соглашения. Действительно, политика Вашингтона прошлых лет привела к прекращению действия договора по ПРО, а недавно по его инициативе приостановлено исполнение соглашения по РСМД. Существует вероятность того, что Соединенные Штаты посчитают текущий СНВ-III невыгодным, и не будут способствовать его сохранению.

Отказ от ограничений развязывает руки и позволяет наращивать ядерные арсеналы любым желаемым образом – хотя за это придется платить. Пока нельзя сказать, какой путь в итоге выберут США. Они могут пойти на сохранение соглашений, но возможен и их разрыв. В первом случае Вашингтон получит стратегическую стабильность с возможностью спокойной модернизации ядерных сил, а во втором – определенное пространство для маневра, но вместе с тем и необходимость повышенных трат. На словах США пока придерживаются мирной позиции и говорят о необходимости продолжения сотрудничества.

Как именно будут развиваться события вокруг СНВ-III и других соглашений – станет понятно в ближайшем будущем. Текущий СНВ-III действует до февраля 2021 года, и у его участников все еще время для принятия необходимых мер. Текущая ситуация имеет важную особенность. Вне зависимости от дальнейших событий и действий другой стороны, наша страна готова к вызовам будущего. Проводимое сейчас перевооружение и разработка новых образцов стратегического назначения дадут требуемый результат как при сохранении ограничивающих соглашений, так и при их отсутствии. Зарубежные партнеры должны учитывать этот факт при планировании своих дальнейших действий и поиске возможных выгод.

По материалам сайтов:
http://aif.ru/
https://golos-ameriki.ru/
https://rg.ru/
https://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
https://inosmi.ru/
http://mil.ru/
http://kremlin.ru/
https://russiancouncil.ru/
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны РФ
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Starover_Z 16 апреля 2019 05:52 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    системы «Авангард», «Буревестник» и «Посейдон» относятся к принципиально новым классам, не затронутым в СНВ-III. Вряд ли американская сторона оставит эту проблему без внимания.

    Вот они и им подобные пойдут под запрет, возможно даже под полный, без возможности модернизации и частичного, блочного применения.
    Наши согласятся, американцы обрадуются, а спустя какое-то время обнаружится, что это был наш современный ответ американским "звёздным войнам" 80-х годов !
    1. ВАШ 16 апреля 2019 06:10 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Starover_Z
      Наши согласятся, американцы обрадуются, а спустя какое-то время обнаружится, что это был наш современный ответ американским "звёздным войнам" 80-х годов !

      Какая разница чему это был ответ. Но то что все эти виды вооружений подготавливаются к будущим переговорам это очевидно. Ибо не спешат их на вооружение ставить. И интересно что будет если пинтосы просто не обратят внимания на это вооружение. Давайте русские ставьте это на вооружение, тратьте миллиарды долларов. Глобальной войны все равно не предвидеться.
  2. Uncle Lee 16 апреля 2019 07:32 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Пока изделие «Сармат» находится на испытаниях

    «Авангарда» ожидается не позднее начала двадцатых

    «Буревестник» - В настоящее время ракета проходит испытания; сроки ее поступления на вооружение неизвестны.

    «Буревестник» и «Посейдон» пройдут необходимые проверки и тоже поступят на вооружение.

    А вообще-то я оптимист !
  3. Алекс2048 16 апреля 2019 08:15 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Как-то статья не получилась. Автор очень много уделил внимания тому что без договора все придёт к неконтролируемой гонке вооружений так что потерян момент, а имеются ли физические возможности для такой гонки? Много уделено внимания тому что из вооружений РФ можно подрегулировать новым договором и мало сказано, а что США предложат для торга? С Китаем автор обошёлся лишь в контексте сказанного о нем из США. Почему не упомянутых Бриты и Франция их можно сказать тянуть в договор надо в обнимку с Китаем. Статья для аналитики не тянет.
  4. Старый26 16 апреля 2019 10:05 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Цитата: Starover_Z
    системы «Авангард», «Буревестник» и «Посейдон» относятся к принципиально новым классам, не затронутым в СНВ-III. Вряд ли американская сторона оставит эту проблему без внимания.

    Вот они и им подобные пойдут под запрет, возможно даже под полный, без возможности модернизации и частичного, блочного применения.
    Наши согласятся, американцы обрадуются, а спустя какое-то время обнаружится, что это был наш современный ответ американским "звёздным войнам" 80-х годов !

    Разумеется и "Авангард", и "Буревестник" с "Посейдоном" будет предметом переговоров в рамках следующего договора (СНВ-IV). Вряд ли будет введен полный запрет на эти системы, наши просто на это не пойдут, но какие-то ограничения вполне могут быть.
    Возможность модернизации прописана очень давно и она касается носителей, а не боевого оснащения.
    Если наши будут разворачивать "Авангард" в неядерном оснащении, то возможно будут введены ограничения на количество и размещение этого БО на ракетах, на которых мы сами настаивали, когда американцы заводили речь о БГУ

    Цитата: Алекс2048
    Как-то статья не получилась. Автор очень много уделил внимания тому что без договора все придёт к неконтролируемой гонке вооружений так что потерян момент, а имеются ли физические возможности для такой гонки? Много уделено внимания тому что из вооружений РФ можно подрегулировать новым договором и мало сказано, а что США предложат для торга? С Китаем автор обошёлся лишь в контексте сказанного о нем из США. Почему не упомянутых Бриты и Франция их можно сказать тянуть в договор надо в обнимку с Китаем. Статья для аналитики не тянет.

    О всеобщем договоре СНВ с участием всех ядерных стран ЗАБУДЬТЕ. Его никогда не будет. Поскольку придется уравновешивать интересы чуть ли не десятка стран. Тут две страны по несколько лет бьются над новым договором, а как объединить интересы к примеру США, России, Китая, Индии, Пакистана, Британии, Франции, КНДР, Израиля? Как быть с "пороговыми" странами, такими, как например Иран? Большинство вопросов не имеют ответа
  5. g1washntwn 16 апреля 2019 11:28 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Американские "мирные инициативы" - это чистый самопиар и гешефтмакерство. Изменение стратегических балансов постоянно требует от них блюсти собственные "исключительные" интересы. СНВ - в принципе, единственный договор, который они не могут разорвать, не ухудшив собственные позиции (мирный космос - в некотором роде тоже, но тут нюансы и он вполне может "пойти под нож"). С договором ПРО и ДРСМД, как мы видим, ситуация обратная - вероятный противник не может ответить симметрично, это чистая география. До практической реализации ответов на презентованные виды новых вооружений нужно время и деньги, зная аппетиты ВПК США - ОЧЕНЬ много денег. Ассиметричные ответы американцы и будут пытаться устранять проталкиванием новых пунктов в СНВ - это логично. Вопрос о будущности СНВ состоит только в том, кто купится на такие односторонние американские требования себе в убыток? Реакция ожидаема - дурачков нет. И скорее всего (имхо) именно в этом и состоит американская задумка - дать СНВ-3 уйти в мир иной и дальше лет ..дцать "тянуть кота за хвост", играть на публику и театрально заламывать руки, причитая про то, как жесток этот мир и как другие не понимают что "белые и пушистые" хотят всем мира, добра и демократии... а на самом деле, все что им нужно - время на ввод в строй контр-мер против ассиметричных ответов и усиление своих уже имеющихся стратегических позиций.
  6. Viknt 17 апреля 2019 22:42 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Разговор о новом договоре при тотальном невыполнении и нарушении старых глупость. Для начала добейтесь полного выполнения ранее взятых обязательств сторон по гамбургскому счету.