НАТО в Арктике. Потенциал, проблемы, отставание

26
Зарубежные страны, входящие в Североатлантический альянс, проявляют постоянный интерес к арктическому региону. Заполярье сулит известные выгоды экономического, политического и военного характера, что привлекает особое внимание близлежащих стран. Тем не менее, для получения всех преимуществ и возможностей, связанных с Арктикой, необходимо прилагать серьезные усилия. Так, страны НАТО планируют расширять деятельность в регионе, однако пока им приходится сталкиваться с существенными трудностями.

Поводы для конкуренции



Интерес разных стран к Арктике имеет под собой несколько основных причин. Одни из них привлекают только отдельные страны региона, тогда как другие могут заинтересовать и другие государства. Все эти причины и факторы связаны с экономикой, политикой и военными планами.


Бойцы армии Нидерландов на учениях Trident Juncture 2018. Фото Минобороны Нидерландов / defensie.nl


Прежде всего акватории Северного Ледовитого океана привлекают военных. Крупные участки, закрытые льдом, могут использоваться в качестве удобных позиционных районов для развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Современные АПЛ могут оставаться подо льдом в течение длительного времени, тогда как их поиск в таких условиях оказывается крайне сложной задачей. Кроме того, океан и ближайшие моря позволяют ускорить переброску боевых кораблей в нужные районы Северного полушария.

Вторая причина интереса к Арктике – запасы полезных ископаемых. Уже ведется разработка некоторых месторождений, но большая их часть все еще остается нетронутой. В дальнейшем, по мере выработки разведанных и освоенных месторождений, государства и частные организации будут проявлять все больший интерес к новым объектам в Арктике. При этом вопрос принадлежности новых месторождений необходимо решать уже сейчас.

Еще одним серьезным фактором в контексте Арктики является Северный морской путь. Эта морская трасса позволяет оптимизировать перевозки между Европой и Азией – она оказывается примерно вдвое короче маршрута, проходящего через Индийский океан и Суэцкий канал. Ускорение перевозок дает известную выгоду, хотя и связано с некоторыми трудностями.

В контексте Севморпути имеется еще один любопытный фактор, не остающийся без внимания НАТО. Этот маршрут находится в пределах исключительной экономической зоны России, и Москва вводит новые правила прохода по нему. Теперь третьи страны обязаны оповещать Россию о намерении провести суда по Севморпути. В случае нарушения этих нормативов судно-нарушитель могут задержать. Таким образом, Россия закрепляет свой приоритет в северных морях.

Потенциал НАТО

В теории к действиям в Арктике и близлежащих районах могут быть привлечены вооруженные силы почти всех стран НАТО. Впрочем, реальные возможности Альянса гораздо скромнее. Заполярье имеет свои особенности, накладывающие определенные ограничения. Для работы в северных широтах требуются корабли с соответствующими характеристиками и особые суда обеспечения. Сухопутные войска, в свою очередь, нуждаются в особой материальной части.


Танки КМП США в Норвегии, учения Trident Junction 2018. Фото Минобороны США


Непосредственно у полярного круга расположены всего несколько стран НАТО: США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Исландия и Норвегия. В этих странах имеются многочисленные порты и военные базы, которые могут использоваться как собственными армиями, так и вооруженными силами стран-союзников. В ходе различных учений НАТО регулярно отрабатывает переброску войск из одних стран в другие, в том числе в арктический регион. В подобных мероприятиях ведущую роль, как обычно, играют США, но нередко к учениям привлекают и «южные» страны НАТО.

Таким образом, в минимальные сроки на арктические базы могут прибыть различные соединения и подразделения из нескольких стран Альянса. Речь идет о представителях всех основных родов войск. Наличие подобных логистических возможностей дает НАТО известные преимущества, которые, в свою очередь, оказываются поводом для беспокойства. Вероятный противник может формировать требуемую группировку войск, состав которой достаточно сложно спрогнозировать.

Регулярно проводятся различные учения. Так, осенью прошлого года на сухопутных и морских полигонах Норвегии и близлежащих стран прошли маневры Trident Juncture 2018 – крупнейшее мероприятие такого рода с 2002 года. Широкую огласку получили инцидент с затоплением норвежского фрегата KNM Helge Ingstad (F 313) и многочисленные жалобы на плохую подготовку матчасти личного состава. Тем не менее, учения признаны удачными. При всех проблемах, они позволили отработать взаимодействие 31 армии разных стран и выявить слабые места в подготовке.

Несколькими месяцами ранее, весной прошлого года, прошли очередные учения флотов ICEX. В рамках этого мероприятия три подлодки США и Великобритании отработали действия подо льдом, поиск удобных мест для всплытия, собственно всплытия, а также стрельбу торпедами в сложных условиях. Параллельно прямо на льду был развернут лагерь для обслуживания подлодок. Учения показали способность подводных сил стран НАТО работать в сложном и приоритетном районе.


Операция по подъему фрегата KNM Helge Ingstad (F313) ВМС Норвегии — главной "жертвы" учений Trident Junction 2018. Фото Wikimedia Commons


Таким образом, при получении соответствующей задачи командование армий НАТО способно в кратчайшие сроки перебросить в Арктику необходимые части и соединения, организовав достаточно мощную группировку. При этом подводные силы ведущих стран Альянса в состоянии организовывать постоянное дежурство в покрытых льдом акваториях, что дает им определенное преимущество. Параллельно в северные моря могут выходить группы надводных кораблей.

Проблемы, организационные и не только

Впрочем, не стоит переоценивать потенциал Североатлантического альянса в Арктике. События последних лет наглядно показывают, что реальные возможности НАТО в регионе серьезно ограничиваются целым набором объективных факторов. При внимательном рассмотрении ситуации можно увидеть, что Альянсу не хватает необходимых кораблей и судов обеспечения, матчасть сухопутных войск не соответствует требованиям, а системы управления и снабжения войск недостаточно совершенны для работы в суровых условиях.

Специфику работы в Арктике и связанные с ней риски можно рассмотреть на примере нескольких инцидентов, произошедших в ходе осенних маневров Trident Juncture 2018. Так, накануне начала учений десантный корабль ВМС США USS Gunston Hall (LSD-44) попал в шторм недалеко от Исландии и получил существенные повреждения. Из-за необходимости ремонта корабль не смог принять участие в учениях. В первые дни учений ВМС Канады столкнулись с поломками оборудования на двух кораблях. Устранение неполадок было затруднено погодными условиями.

8 ноября из-за проблем с навигацией и слежением за обстановкой в судоходном районе норвежский фрегат KNM Helge Ingstad (F 313) столкнулся с танкером. Корабль с пробоиной удалось посадить на мель, но позже он ушел под воду. ВМС Норвегии пришлось организовывать специальную спасательную операцию.


АПЛ USS Annapolis (SSN-760) ВМС США во время учений ICEX 2009. Фото Минобороны США


Сухопутная часть учений прошла с проблемами для войск Нидерландов и Словении. Бойцы этих стран жаловались на обмундирование, не соответствующее норвежскому климату. На автодорогах имели место несколько дорожно-транспортных происшествий с участниками маневров из разных стран. Причиной части аварий стал банальный гололед.

Организация и проведение учений являются весьма сложным делом, и любая армия не застрахована от проблем. Однако при действиях в Арктике любые риски увеличиваются в связи с особым климатом и труднодоступностью некоторых районов. Как показывают прошлогодние учения НАТО в северных морях, те или иные естественные или «рукотворные» проблемы могут приводить как к травмам или авариям, так и к потере боевых кораблей.

По результатам не самых удачных учений НАТО уже сделаны определенные выводы. В ближайшем будущем будет уделено особое внимание обмундированию личного состава, а также подготовке к работе в сложных условиях северных широт. Флоту предстоит учиться правильно работать в районах с активным судоходством и реагировать на проблемы или угрозы.

Американский дефицит

В контексте потенциала НАТО в Арктике широкую известность получили проблемы Соединенных Штатов в области обеспечения работы ВМС. Для эффективных действий в арктических морях флот нуждается в военно-морских базах и судах обеспечения. США испытывают недостаток и того, и другого – имея необходимую инфраструктуру и вспомогательный флот в других регионах.


Американский ледокол USCGC Polar Sea (WAGB-11). Фото US Coast Guard


Неоднократно и на разных уровнях отмечалось, что США не имеют ни одной крупной собственной военно-морской базы к северу от Полярного круга. Для работы в Арктике американскому флоту приходится использовать удаленные базы или задействовать зарубежные порты. Основная масса кораблей вполне способна работать в заполярье, однако нуждается в помощи вспомогательных судов. В первую очередь, для их работы необходимы ледоколы.

Береговая охрана США располагает достаточно многочисленным ледокольным флотом, однако в нем имеется всего два судна тяжелого класса. Ледокол USCGC Polar Star (WAGB-10) служит с середины семидесятых годов. Его систершип USCGC Polar Sea (WAGB-11) стоит в резерве с 2010 года и нуждается в ремонте. 20 лет назад в эксплуатацию ввели судно USCGC Healy (WAGB-20). Два тяжелых ледокола соответствуют требованиям и могут осуществлять проводку судов по разным маршрутам.

Однако такой «флот» недостаточен для обеспечения работы ВМС, как вблизи берегов США, так и на удалении от них. Привлечение двух ледоколов связано с определенными организационными трудностями, поскольку береговая охрана взаимодействует не только с военно-морскими силами, но и с торговым судоходством. Взаимодействие с ледоколами третьих стран, например Канады, связано с теми же проблемами.


Более новый ледокол USCGC Healy (WAGB-20). Фото NASA


На протяжении последних лет обсуждается необходимость строительства еще одного нового тяжелого ледокола, но этот вопрос был решен лишь недавно. В 2018 году был утвержден план финансирования строительства стоимостью 750 млн долларов, но затем эти деньги предложили отправить на укрепление границы с Мексикой. Лишь в этом году строительство нового судна утвердили, и в обозримом будущем начнутся реальные работы.

Противник не дремлет

НАТО принимает различные меры для усиления своего потенциала в Арктике, но пока полученные результаты выглядят бледно – на фоне успехов других стран. Основным конкурентом Альянса в регионе является Россия, уже располагающая развитой арктической группировкой, включающей разнородные силы и войска, а также базы и средства обеспечения.

Основные задачи по защите арктических рубежей России решает Объединенное стратегическое командование «Северный флот». В зону ответственности этого ОСК входят акватории Северного Ледовитого океана и его морей от Кольского полуострова до Чукотки. К защите региона также могут привлекаться гарнизоны Центрального и Восточного военных округов, прикрывающие побережье северных морей.

Сейчас осуществляется модернизация существующих объектов, а также строятся новые базы в удаленных районах. Уделяется особое внимание всестороннему развитию Северного флота. Для экономической и военной деятельности на Севморпути Россия использует целый флот ледоколов. Особую роль играет ФГУП «Атомфлот», эксплуатирующее четыре атомных ледокола и один атомный лихтеровоз. На разных стадиях строительства и испытаний находятся еще четыре судна с ядерной энергоустановкой.


Российская база "Арктический трилистник". Фото Минобороны РФ / mil.ru


Имеющиеся возможности позволяют России полностью контролировать стратегически важные районы в судоходном и военном отношении. Таким образом, провозглашенный приоритет над Северным морским путем оказывается подкреплен реальными аргументами, с которыми вряд ли стоит спорить.

Следует отметить, что конкурентом НАТО в арктическом регионе оказывается не только Россия, но и Китай. Еще в 2012 году китайское исследовательское судно-ледокол «Сюэлун» совершило первый рейс по Севморпути. В ближайшем будущем планировалось построить полноценный собственный ледокольный флот и организовать регулярные рейсы торговых судов через северные моря. Впрочем, первый контейнеровоз с коммерческим грузом Китай провел только летом и осенью 2018 года.

Судя по открытым данным и официальным заявлениям, Китай рассматривает Северный морской путь только в качестве удобнейшего торгового маршрута. «Полярный шелковый путь» вдвое короче традиционного маршрута, использующего Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Пекин желает развивать это направление, и для получения экономических выгод готов сотрудничать с Россией.

Высказываются прогнозы, согласно которым в отдаленном будущем Китай также может использовать северные моря для реализации своих военно-политических интересов. Действительно, он уже строит ледокольный флот и располагает достаточно мощными военно-морскими силами. Однако пока китайские ВМС сосредоточены у берегов страны и основной их целью является демонстрация флага в ближайших морях с последующим выходом в Тихий океан.


Китайское исследовательское ледокольное судно "Сюэлун". Фото Wikimedia Commons


Таким образом, «завоевание» Северного Ледовитого океана китайским флотом пока можно относить к отдаленной перспективе. На ближайшие годы у ВМС Китая есть более серьезные военные задачи, тогда как экономические выгоды можно получать уже сейчас – сотрудничая с Россией в сфере проводки кораблей по маршрутам в ее исключительной экономической зоне.

НАТО против объективных факторов

Арктика представляет большой интерес для НАТО в целом и отдельных стран-участниц по целому ряду причин. Этот регион важен в экономическом, политическом и военном отношении. Страны Альянса уже контролируют часть арктического региона – вблизи своих берегов и границ. При этом в интересах НАТО расширение зон полного контроля, что позволит получить известные преимущества и выгоды.

Однако НАТО сталкивается с серьезными проблемами разного рода, серьезно сокращающими реальный потенциал. В первую очередь, работе мешает специфический климат, затрудняющий деятельность, а также требующий привлечение специальной техники и иной матчасти. Также возникают особые требования к грамотному управлению и организации. Дополнительным фактором, затрудняющим достижение поставленных целей, являются успехи зарубежных стран в экономическом и военном освоении Арктики.

Таким образом, для получения всех желаемых результатов и выгод Североатлантическому альянсу необходимо решить целый ряд сложных задач. Нужно обеспечить полноценную и свободную деятельность сухопутных войск, ВВС и ВМС в северных широтах за счет новых образцов техники и правильной организации работ. Одновременно необходимо готовиться к противостоянию с вероятным противником, имеющим серьезные преимущества в освоении региона.

Согласно разным прогнозам, в обозримом будущем может начаться настоящая борьба за Арктику, и победитель этого противостояния получит самые серьезные преимущества во всех сферах. Как ясно уже сейчас, далеко не все потенциальные участники борьбы могут рассчитывать на легкую победу. Если страны НАТО желают доминировать в регионе – им предстоит крепко поработать и усовершенствовать свои вооруженные силы для будущей борьбы.

По материалам:
https://uscg.mil/
https://navy.mil/
https://tass.ru/
https://ria.ru/
https://nationalinterest.org/
https://news.usni.org/
https://naval-technology.com/
https://flot.com/
http://iecca.ru/
http://morvesti.ru/
IISS The Military Balance 2018
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    17 апреля 2019 15:21
    При прочтении испытал чувство дежавю.
    1. -1
      17 апреля 2019 18:39
      НАТО в Арктике.

      Там очень холодно и памперсы будут замерзать...!!!!
      Цитата: Medvezhya lapa nad Ki
      При прочтении испытал чувство дежавю.

      Тоже самое.. yes
  2. -1
    17 апреля 2019 15:27
    тезисы не новые и актуальность их не столь уж очевидна
    АПЛ подо льдом не так уж и невидимы
    интерес к бурению на приполярных шельфах было дело всколыхнулся и быстро угас стараниями сланцевиков
  3. +2
    17 апреля 2019 15:29
    У нас географическое преимущество и экономическая зона. Не прорвутся. Но по тратится нужно, СФ давно вышел на главные роли среди всех наших флотов.
  4. -1
    17 апреля 2019 16:47
    При большом желании США, Канада и Британия могут наверстать в Арктике упущенное. Возможности для этого у них имеются.
    1. +2
      17 апреля 2019 17:06
      На мой взгляд нет у Запада главного ресурса- времени,прошляпили они эту проблему.
      1. -1
        17 апреля 2019 21:28
        Цитата: andrewkor
        На мой взгляд нет у Запада главного ресурса- времени,прошляпили они эту проблему.


        На Западе способны создавать ПЛ нового поколения, которые более сложны чем ледоколы. Даже ядерными СУ. Для новых ледоколов американцы могут использоватьуже опробованные в деле ядерные СУ. На пример от тех же ПЛ или авианосцев.
        1. -1
          20 апреля 2019 23:06
          Цитата: NF68
          На Западе способны создавать ПЛ нового поколения, которые более сложны чем ледоколы.

          Они ими лёд колоть будут и караваны судов проводить?
          Цитата: NF68
          Даже ядерными СУ. Для новых ледоколов американцы могут использоватьуже опробованные в деле ядерные СУ. На пример от тех же ПЛ или авианосцев.

          Приведите хоть один пример подобного проекта! Или хотя бы перспективы, планы...
          Так что не надо фантазировать!
          1. -1
            21 апреля 2019 16:23
            Цитата: AllXVahhaB
            Они ими лёд колоть будут и караваны судов проводить?


            На рыбалку будут добираться.

            Приведите хоть один пример подобного проекта! Или хотя бы перспективы, планы...
            Так что не надо фантазировать!


            Были бы по настоящему нужны эти ледоколы ранее-они бы у США давно появились.
            1. -1
              21 апреля 2019 17:02
              Цитата: NF68
              Были бы по настоящему нужны эти ледоколы ранее-они бы у США давно появились.

              Они нужны сейчас, и где они?
              Ракетные двигатели США свои США нужны были давно, и где они? Только сейчас стало что-то появляться...
              Не надо переоценивать инженерную школу США и их промышленную мощь!
              Слышали о том как Трамп хотел ввести пошлины на импорт антибиотиков, а конгресс его завернул потому что тогда американцы без пеницилина останутся. В США сейчас даже не производят антибиотики, ВООБЩЕ! И с кондачка, решить это не могут! А вы про сложные инженерные задачи. Посмотрите на все их вундервафли типа Замвола...
              Вы говорите о США 50-ти летней давности. Они давно превратились и всё более движутся в направлении державы правящей но не производящей и не разрабатывающей. Основной продукт - доллар! И пока остался ВПК... Даже ледоколы без ЯУ они не строят...
              А вы пишите чушь про подлодки и авианосцы...
              1. -1
                21 апреля 2019 17:41
                Цитата: AllXVahhaB
                Ракетные двигатели США свои США нужны были давно, и где они? Только сейчас стало что-то появляться...
                Не надо переоценивать инженерную школу США и их промышленную мощь!


                Зато авиационные двигатели США значительно лучше российских.
                1. -1
                  21 апреля 2019 19:24
                  Цитата: NF68
                  Зато авиационные двигатели США значительно лучше российских.

                  А украинское сало вкуснее венгерского шпика. И что?
                  Вы, реально, не понимаете какую чушь пишите, выводя из подводных атомоходов и атомных авианосцев возможность строительства атомных ледоколов?
                  И про авиационные двигатели: по фактам, докажите мне чем Pratt & Whitney F135-PW-100 значительно лучше АЛ-41Ф1С?
                  1. -2
                    22 апреля 2019 16:01
                    Цитата: AllXVahhaB
                    А украинское сало вкуснее венгерского шпика. И что?


                    А то что у американцев есть чему поучиться. Даже если Вам это не по душе.

                    Вы, реально, не понимаете какую чушь пишите, выводя из подводных атомоходов и атомных авианосцев возможность строительства атомных ледоколов?


                    Я понимаю что атомные ледоколы не сложнее атомных авианосцев и подводных лодок и если американцы в течении многих десятилетий строят не плохие ПЛ, то при необходииости у них есть не плохие шансы построить и атомные ледоколы. Еще я понимаю что до сих пор особой необходимости у США и прочих стран НАТО я атомных ледоколах не было. Поэтому их и не строили.

                    И про авиационные двигатели: по фактам, докажите мне чем Pratt & Whitney F135-PW-100 значительно лучше АЛ-41Ф1С?


                    Вы можете доказать обратное?
                    1. 0
                      25 апреля 2019 10:23
                      Цитата: NF68
                      Вы можете доказать обратное?

                      А зачем мне это делать?
                      Цитата: NF68
                      Зато авиационные двигатели США значительно лучше российских.

                      Это, вроде как, не моё утверждение... Так не будьте голословным, докажите...
    2. -1
      20 апреля 2019 23:02
      Цитата: NF68
      При большом желании США, Канада и Британия могут наверстать в Арктике упущенное. Возможности для этого у них имеются.

      Какие? Хоть один атомный ледокол у них есть? А плавучие атомные станции? А необходимые для их постройки технологии? Так что даже если они начнут сейчас, то наверстают очень не скоро! Но у них и про сейчас речи нет...
      1. -1
        21 апреля 2019 16:24
        Цитата: AllXVahhaB
        Цитата: NF68
        При большом желании США, Канада и Британия могут наверстать в Арктике упущенное. Возможности для этого у них имеются.

        Какие? Хоть один атомный ледокол у них есть? А плавучие атомные станции? А необходимые для их постройки технологии? Так что даже если они начнут сейчас, то наверстают очень не скоро! Но у них и про сейчас речи нет...


        США строят черт знает с каких пор авианосцы с ядерными силовыми установками. Тоже самое касается подводных лодок. Ледокол не сложнее этих ПЛ и АВ.
        1. -1
          21 апреля 2019 16:52
          Цитата: NF68
          США строят черт знает с каких пор авианосцы с ядерными силовыми установками. Тоже самое касается подводных лодок. Ледокол не сложнее этих ПЛ и АВ.

          И где хоть один, хотя бы, проект?
          1. -1
            22 апреля 2019 16:02
            Цитата: AllXVahhaB
            Цитата: NF68
            США строят черт знает с каких пор авианосцы с ядерными силовыми установками. Тоже самое касается подводных лодок. Ледокол не сложнее этих ПЛ и АВ.

            И где хоть один, хотя бы, проект?


            А эти атомные ледоколы американцам инкгода не были особенно нужны. Поэтому американцы ими и не занимались.
  5. Комментарий был удален.
    1. +1
      18 апреля 2019 13:20
      Там надо сначала Канаду забодать.
      Если интересуют подробности по США и Арктике, то вот тут они есть -
      http://nvo.ng.ru/realty/2019-03-01/14_1036_arctic.html

      К этой статье надо добавить только то, что через месяц примерно планируется подписание контракта с Финкантери на первый ледокол. Дальше у БОХР начинаются проблемы, потому, что деньги из 2020 года Трамп хочет кинуть на стену, а для этого придётся зарезать второй ледокол. Но ещё ничего не решено, и назад дороги у них реально нет.
      1. Комментарий был удален.
    2. +2
      18 апреля 2019 22:07
      "Вкладываться" - это как?
      Победить олимпиадами мегабаксов миллиарды кубокилометров льда?
      Ежегодно, заметим.
      1. Комментарий был удален.
    3. -2
      20 апреля 2019 23:14
      Цитата: rudolff
      Рано или поздно они начнут вкладываться в свой северо-западный морской путь. Это проще, чем воевать за восточный СМП.

      Это какой свой? Из Чукотского моря в Гренландское? А кому он нужен? Если там сложней навигация и он на 1000 км. длиннее. Решать будут не они, а Юго-Восточная Азия по какому пути ей свои товары гнать. А там деньги считать умеют. Так что нет у СМП альтернатив в обозримом будущем...
  6. -1
    20 апреля 2019 00:08
    Ну интерес амеров ко всему и везде не нов. Арктика - не исключение. Я имею в виду НАШУ Арктику. На данный момент позиция СГА откровенно слабая. Да и весь НАТО не далеко ушёл. Ледокольный флот СГА и Канады на двоих составляет аж 4 не новых ледокола. На ходу у Штатов вообще один - "Полярная Звезда" ещё спуска 1976 года. Задел есть. И он внушителен. Достаточно посмотреть материалы по нашему ледокольному флоту. Тут даже "Атомфлот" достаточно открыт)) Но задел мало сохранить - надо идти дальше. Программа сейчас по Арктике достаточно разносторонняя и очень серьёзная. Иначе не быть бы на плаву "Севморпути" - стоял бы лихтер и гнил. Был на борту, когда он безнадёжно стоял. Ну махина! Из экипажа и не верили, что в море выйдут - там оставалась береговая команда в несколько человек, не верили. Там денег, чтоб поднять машину (а это кораблик с атомным нутром) - вагон нужен, желательно крупными слитками (но и отдачам там - дай дороги). Подняли ведь. И нужен он ТОЛЬКО на северном морском пути. Ибо с его ядерной установкой по международным морским правилам путь почти во все морские порта ему закрыт. Мы демократичнее. Севморпуть наш - был и будет.
  7. 0
    20 апреля 2019 22:56
    Зарубежные страны, входящие в Североатлантический альянс, проявляют постоянный интерес к арктическому региону. Заполярье сулит известные выгоды экономического, политического и военного характера, что привлекает особое внимание близлежащих стран.

    Интерес разных стран к Арктике имеет под собой несколько основных причин. Одни из них привлекают только отдельные страны региона, тогда как другие могут заинтересовать и другие государства. Все эти причины и факторы связаны с экономикой, политикой и военными планами.

    Прежде всего акватории Северного Ледовитого океана привлекают военных.

    Вторая причина интереса к Арктике – запасы полезных ископаемых.

    Еще одним серьезным фактором в контексте Арктики является Северный морской путь.

    Арктика представляет большой интерес для НАТО в целом и отдельных стран-участниц по целому ряду причин. Этот регион важен в экономическом, политическом и военном отношении.

    Автор постоянно пишет одно и тоже разными фразами. Лля того что бы объём статьи больше был или он читателей за д.билов держит?
    Вообще, оценивая общую стилистику создаётся ощущение, что студент писал реферат на заданную тему. При чём студент-троечник...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»