Рассказы об оружии. Странная САУ СУ-100Y

Да, не всегда участники наших повествований выпускались тысячными партиями и потому известны всем, ну или по крайней мере, широким массам. Многие из таких объектов вообще не дожили до наших дней, что само по себе есть упущение.


Сегодня мы расскажем о САУ, которую, к нашему счастью, можно увидеть в Кубинке. В экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники. Машина, которую часто путают с танком КВ-2. Причем, именно эта машина защищала Москву в 1941 году. Но о боевом пути, подвигах, и прочих заслугах сведения утеряны.



Экспериментальная САУ, которой являлась СУ-100Y, к началу войны уже была почти музейным экспонатом. Да, не успев на Финскую, выпущенная в одном экземпляре самоходка была передана в Кубинку. Музея там в то время не было, но был исследовательский полигон бронетанковых войск.

А потом война сама пришла к самоходке. И СУ-100Y ушла на фронт в прямом смысле. Была зачислена в состав самоходного артиллерийского дивизиона особого назначения и воевала.

Последние достоверные сведения о боевом применении этой машины такие же, как у многих солдат. "Занимала позиции в районе станции Кубинка и вела огонь по противнику с закрытых позиций".

Рассказы об оружии. Странная САУ СУ-100Y


Итак, сегодня мы расскажем о СУ-100Y. О самоходной установке, которая удивляет большинство тех, кто узнает её историю. Не иностранцев — русских!

100 - не калибр, а шасси!


Начнем удивлять вас. Название САУ, которое вы прочитали, полностью не соответствует действительности, но тем не менее, существует. Машина действительно называется СУ-100Y. Не У, а именно Y. СУ-100 игрек! Но и это не все. Цифра 100 — это не калибр орудия, как было принято в то время! Это шасси!

Итак, СУ-100Y была создана на базе танка Т-100. Это плод конкуренции (странно звучит это слово в рассказе о сталинском периоде СССР) танковых КБ.

Когда мы писали об испытаниях советских тяжелых танков в ходе зимней кампании 1940 года, то в числе трех экспериментальных машин был и Т-100. Танк созданный, с огромной вероятностью, именно для действий в болотистой местности. Многие считают недостатком этой машины достаточно большую длину корпуса.



Давайте подумаем. Т-100 мог пройти там, где аналогичные машины просто увязали в грязи, в болотах, в небольших речках. Длина корпуса обеспечивала такую проходимость и скорость. Но она же, длина машины, сыграла и негативную роль. Танк не мог конкурировать с другими испытуемыми в маневренности. Тут можно поспорить что важнее.

Но самым главным недостатком Т-100 был двигатель. Карбюраторный ГАМ-34 («приземленный» вариант АМ-34, который ставился, например, на ТБ-3) который требовал дорогое авиационное горючее, по всем статьям проигрывал дизельному двигателю КВ. Советский танк должен ремонтироваться "на коленке", а здесь машина, требовавшая инженеров.

Короче говоря, инженеры, конструкторы, военные не могли с полной уверенностью сказать, какой танк нам нужен. КВ и Т-100 были под вопросом. А это давало надежду танковым КБ на производство именно их машины.

Ровно такие настроения были на заводе № 185, где разрабатывался Т-100. А тут ещё и задание лично от начальника ГАБТУ РККА Д. Павлова. Дело в том, что уже в начале советско-финской войны РККА столкнулась с проблемой отсутствия инженерных машин.

Отсюда появилось требование Военного Совета Северо-Западного фронта о создании специального инженерного танка (середина декабря 1939 года). Заказ был направлен именно на завод № 185. Работа закипела.

В конце 1939 г. с использованием базы Т-100 были разработаны танк Т-100Z с установленной в главной башне гаубицей М-10 калибра 152,4-мм и инженерный танк с противоснарядным бронированием.

Т-100Z – это машина, которую активно продвигал командарм Кулик. А инженерный танк предназначался дли наведения мостов, перевозки саперов и взрывчатки, а также эвакуации с поля боя поврежденных танков.

Но тут из войск стали приходить требования о необходимости машины, способной взламывать инженерные укрепления противника. Нужны были гаубицы или орудия крупного калибра, которые могли уничтожать ДОТы и укрепрайоны. Причем гаубицы не были в приоритете.

И уже через три недели появилось задание Д. Павлова. Создать на основе танка Т-100 танк или САУ крупного калибра! Начальник ГАБТУ РККА потребовал поставить на шасси Т-100 152-мм пушку или пушку другого калибра с высокими начальными скоростями, которая будет разбивать фортификационные сооружения финнов.

КБ завода № 185 не могло распылять силы на проектирование сразу нескольких машин. Поэтому, директор завода Н. Барыков вынужден был обратиться в Военный Совет Северо-Западного фронта с просьбой отменить декабрьский заказ. В начале января 1940 года такое решение было принято.

Описывая историю создания достаточно большого количества техники и вооружения РККА того времени, поражаешься способности руководителей самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя. Ведь под давлением демократической пропаганды у нас сложилось устойчивое мнение, что большинство решений принималось на высшем уровне, а инициатива любого плана была наказуема.

Мы, именно с этих позиций, не можем понять расстрел генерала Павлова в 1941-м. Мы многого не можем понять. Выполнял приказ. Значит виноват тот, кто этот приказ давал или не давал. А тогда, в 40-е, было не так.

Иначе как объяснить решение Н. Барыкова, всего лишь директора завода, о разработке нового танка? Ещё до утверждения его просьбы об отмене заказа Военного Совета фронта! Согласитесь, создать новый танк за неделю не реально. Но это сегодня. А тогда было реально.

Документация по новой машине была передана на Ижорский завод уже 8 (!) января 1940 года. Значит, проектировали и создавали по собственному решению! Либо (как вариант, мы не сошлись во мнениях) ударная группа инженеров и конструкторов в кратчайшие сроки переработала уже имеющиеся проекты. Новая машина получила название Т-100 Х.

Дальше ещё одно подтверждение самостоятельности руководителей того времени. Бронекорпус на Ижорском заводе создали уже к 14 февраля. Первоначально на шасси танка планировалось установить морскую башню со 130-мм пушкой Б-13. Но машина получалась технологически сложная.

Конструкторы завода создали собственную рубку. Более простую и технологичную. Хотя и оставили огромную, для танка, высоту. Машина с новой рубкой получила и новое название Т-100Y. Правда машина из танка превратилась в СУ. Новая рубка была неподвижна.

Даже Кировский завод отметился при создании этой машины. Дело в том, что морская рубка имела соответствующее бронирование. А значит и большую массу. Необходимо было усилить подвеску. Именно этим и занимались на Кировском. Там создали новую торсионную подвеску. И опять в кратчайшие сроки.

И вот тут опять в работу вмешался начальник ГАБТУ РККА Павлов.

На совещании конструкторов и директоров заводов он предложил ещё больше усилить новую машину в плане вооружения. Установить на САУ пушку или гаубицу 203-мм калибра. Даже название для новой машины было готово Т-100V. Однако проект не встретил энтузиазма у конструкторов и не был реализован.

Достоинства и недостатки СУ-100Y


Из цеха новая СУ-100Y выехала 14 марта 1940 года. И практически сразу была направлена на фронт для войсковых испытаний. И тут случилось неожиданное. Оказалось, что доставка такой машины тоже проблема. Машина очень высокая. Ведь рубка сделана в рост человека!

Короче говоря, на войну СУ-100Y не успела. Так что назвать расстрел финских укреплений для пробы участием в войне проблематично. Но СУ-100Y исправно уничтожила все, что было предоставлено в качестве мишеней.

Однако даже такие, не совсем полные испытания выявили, как, впрочем, положено испытаниям, достоинства и недостатки СУ-100Y. Орудие обладало отличным бронепробитием и точностью. Снаряды имели высокое заброневое действие. Сохранилась и высокая проходимость Т-100. В целом, машина для своего класса интересная. Живучая.

Однако, было отмечена низкая маневренность машины и ограниченная подвижность. Вперед машина шла хорошо (32 км/ч по шоссе и 12 км/ч по пересеченной местности), а вот на задней передаче ползла как черепаха (4 км/ч).

К недостаткам орудия военные отнесли малые углы вертикальной и горизонтальной наводки.

Кроме этого отмечено, что боекомплект орудия не достаточно защищен. Да и заряжание орудия требует времени. Но главное, размеры САУ, особенно высота, делали её использование в первом и даже втором эшелоне проблематичным.

Так закончилась история единственной машины, которая потом защищала Москву.

Экспериментальный танк, экспериментальная машина. Но, в отличии от Т-100, чудом сохранившаяся после множества исторических передряг.

А теперь будем смотреть СУ. Смотреть, щупать, дергать и рассказывать.

Начнем с корпуса. Практически полностью копирован с Т-100. Бронирование по кругу 60 мм. Днище и крыша корпуса бронированы хуже — 20 мм. На крыше корпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и в корме имеются ремонтные люки. В днище люк для эвакуации экипажа.

Рубка полностью закрытая, цельносварная. Бронелисты толщиной 60 мм. Броня стальная катаная.

Отделение управления тоже соответствует Т-100. Место механика-водителя и приборная доска находятся по центру отделения управления в носовой части корпуса.

Радиосвязь обеспечивалась радиостанцией 71-ТК-3 со штыревой антенной. Для связи членов экипажа использовался ТПУ-6.

Переходим к вооружению. Итак, пушка Б-13 IIс. Морская, использовалась на лидерах, эсминцах и береговых батареях. Калибр 130-мм. Длина ствола 55 калибров. Начальная скорость снаряда свыше 800 м/c. Скорострельность 10-12 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы около 20 км.

Правда, есть у этой пушки одно, но существенное, преимущество перед аналогичными орудиями. Она использовала два типа снарядов. Бронебойные ПБ-46А были основными снарядами этой пушки.

Но это были снаряды морского орудия, рассчитанные на поражение кораблей, у которых совершенно иной принцип бронирования. Так что неудивительно, что снаряды Б-13 пробивали практически любую бронетехнику противника и его инженерные сооружения.

Второй вид снаряда не менее эффективен. Это ОФ-46. Осколочно-фугасное действие снаряда обеспечивается приличным количеством ВВ — 2,5 кг. Для сравнения, у 122-мм сухопутной Д-25Т снаряд имеет заряд весом 160 граммов. Вес снаряда 36 кг. Боекомплект 30 снарядов и пороховых зарядов к ним.

Для борьбы с пехотой противника САУ оснащена тремя 7,62-мм пулеметами ДТ. Пулеметы расположены по бортам машины и в корме. Суммарный боекомплект пулеметов 1890 патронов.

Близость СУ-100Y к морю подчеркивает не только орудие, но и двигатель. Точно такой же ГАМ-34 устанавливался на торпедные катера Г-5. Мощность 890 л.с. Позволял, как мы уже говорили, развивать хорошую для такой тяжелой машины скорость, но требовал четкого обслуживания и настройки, и хорошего бензина.

Для пуска двигателя использовался стартер СТ-70, мощностью 15 л.с. Так же двигатель можно было запустить при помощи сжатого воздуха (это от авиационной сути двигателя осталось).

Топливо размещалось в четырех алюминиевых баках общей емкостью 1270 литров. Такое количество бензина обеспечивало пробег в 210 километров по дороге с твердым покрытием. По пересеченной местности СУ могла пройти 50-70 километров.

Трансмиссия включает в себя пятиступенчатую трехходовую коробку передач. Коробка обеспечивает работу пяти скоростей вперед и одной назад.

Ходовая часть полностью заимствовали у Т-100. Те же 8 опорных катков по каждой стороне. Та же наружная амортизация. Те же пять поддерживающих катков. Ленивец переднего расположения, ведущее колесо сзади. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления.

Ну и традиционные ТТХ героини материала:

Боевая масса: 64 т
Экипаж: 6 человек

Длина корпуса: 10 900 мм
Ширина корпуса: 3 400 мм
Высота: 3 290 мм

Вооружение:
— 130-мм пушка Б-13-IIс
— 7,62-мм пулемет ДТ – 3 шт.

Боекомплект:
— пушка — 30 выстрелов;
— пулеметы – 1880 патронов.

Двигатель:
Карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, жидкостного охлаждения ГАМ-34БТ (ГАМ-34), мощностью 890 л.с.

Скорость по шоссе: 32 км/ч
Скорость по пересечённой местности:12 км/ч
Запас хода (шоссе/пересеченная местность): 120/60 км

Преодолеваемый брод: 1,25 м
Преодолеваемый подъём: 42°
Преодолеваемая стенка: 1,3 м
Преодолеваемый ров: 4 м.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. ФЕОДОР 20 апреля 2019 05:10 Новый
    • 6
    • 4
    +2
    Зато мощнее Тигра пушечка ! Движок бы умный , и потери при Прохоровке , были бы другие !
    1. амурец 20 апреля 2019 06:38 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Цитата: ФЕОДОР
      Зато мощнее Тигра пушечка ! Движок бы умный

      Увы, двигатель В-12 был доведён позднее, хотя работы над ним начались примерно в это время. Это был первый серийныйПомимо вышеупомянутых серийных были разработаны также несколько опытных модификаций для тяжёлых танков, например, форсированный по оборотам до 700 л. с. В-2СФ и В-2СН с центробежным нагнетателемruen от авиамотора АМ-38. В-2СН развивал мощность до 850 л. с. и испытывался на танке ИС-3. Впоследствии был доведён и прошёл испытания 750-сильный В-12 с нагнетателем от АМ-38Ф, первый серийный с наддувом. танковый дизель с приводным нагнетателем сначала от двигателя АМ-38, в серию пошёл с нагнетателем АМ-42."В 1945—1946 годах под руководством Я. Вихмана в СКБ-75 (моторном КБ при ЧТЗ) была закончена доводка В-12, предназначавшегося для танка ИС-4[11]. С 1949 по 1950 годы для другого тяжёлого танка, Т-10, разрабатывался 700-сильный мотор В-12-5 (А-5), в котором, в частности, использовался нагнетатель от АМ-42, некоторое новшества которого были использованы в 1950 году при модернизации двигателя до В-12М" "ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945-1965 гг."
    2. Ланнан Ши 20 апреля 2019 11:30 Новый
      • 16
      • 1
      +15
      Цитата: ФЕОДОР
      Зато мощнее Тигра пушечка ! Движок бы умный , и потери при Прохоровке , были бы другие !

      Живучесть этой пушечки, если не подводит память, в районе 150 выстрелов. 3 боя и менять ствол.
      Плюс этот сарай 3.3 метра в высоту. Почти на метр выше тридцать четверки, на 70 см выше ИС-2, на 60 першинга, на 40 тигра, и 20 второго тигра. Вот только лоб тут совсем не тигровый. И углы далеки от тридцатьчетверки. И всем немецким зоопарком лета 43, кроме тройки, это чудо берется практически с любой дистанции. Да и тройка серии N вполне способна сюрприз подкинуть. И при Прохоровке горели бы эти гробы, хлеще легких танков. В те хоть попасть сложнее.
      В 41 лобовые 60 ещё рулили бы. А вот в 43, это уже ни о чем. И никаких преимуществ над СУ -122, куда более дешевой, маневренной и весящей вдвое меньше, как то незаметно. О Зверобоях вообще промолчим. 64 тонны блин, это вес фердинанда. Вот только у последнего лоб 200, а не 60.
      1. anzar 20 апреля 2019 11:57 Новый
        • 6
        • 1
        +5
        И никаких преимуществ над СУ -122, куда более дешевой, маневренной и весящей вдвое меньше, как то незаметно.... 64 тонны блин

        Ломает все мосты))) На 185 заводе только ето и могли- монстры городить. С 30-х ни один их проект не дошел до серии. Поетому его и закрыли в том же 40-м.
    3. А1845 22 апреля 2019 14:18 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Карбюраторный ГАМ-34 («приземленный» вариант АМ-34, который ставился, например, на ТБ-3) который требовал дорогое авиационное горючее,

      вовсе нет, смесь бензина со спиртом, этот движок стоял на малых охотниках "МО", аж по 3 штуки на каждом
      подробнее - в книге "Отечественные авиационные поршневые моторы. 1910–2009"
  2. sen
    sen 20 апреля 2019 05:25 Новый
    • 4
    • 2
    +2
    Схема лучше было взять рубочную, как у большинства наших САУ. Вес был бы меньше и габариты. Такой САУ не хватало в 1943 году.
    1. Kuroneko 20 апреля 2019 06:33 Новый
      • 10
      • 1
      +9
      Цитата: sen
      Схема лучше было взять рубочную, как у большинства наших САУ.

      Она и так рубочная.
      А в меньшие габариты морское орудие подобного калибра было попросту не вписать. Плюс боекомплект. У флота свои размерности. Это ведь не гаубица, это длинноствольная пушка. Её ещё и уравновешивать надо.
      Например, СУ-100 (там тоже морское орудие стоит, кстати) хоть и низкая получилась, но всегда сильно страдала от перегруженности передних катков.
      1. Varreox. 20 апреля 2019 09:15 Новый
        • 4
        • 1
        +3
        Может он имел в виду, что орудие в этой САУ ставилось на тумбе,а не крепилось на лобовом листе, как у той же СУ-100? И уже вокруг орудия строилась рубка.
        По идее, если как в СУ-100 делать, то рубку и ужать можно было, и углы наводки сделать шире.
        1. Журавль 20 апреля 2019 12:12 Новый
          • 4
          • 0
          +4
          Лучше кормовое размещение для этого столба.
      2. А1845 22 апреля 2019 14:50 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: Kuroneko
        это длинноствольная пушка
        55 калибров по меркам артиллерии ПТО не сказать чтобы длинноствольная
  3. Kuroneko 20 апреля 2019 05:49 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Итак, пушка Б-13 IIс. Морская, использовалась на лидерах, эсминцах и береговых батареях. Калибр 130-мм. Длина ствола 55 калибров. Начальная скорость снаряда свыше 800 м/c. Скорострельность 10-12 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы около 20 км.

    Как раз поэтому в World of Tanks СУ-100Y и носит неофициальное прозвище "Эсминец". ^_^
    И да, разумеется, у меня в ангаре имеется. Мимо такого пройти было ну никак нельзя.
    1. domokl 20 апреля 2019 09:43 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      laughing Мне сын сказал, что эту машину там зовут Игорёк...
      1. Kuroneko 20 апреля 2019 15:47 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Сейчас - возможно. Но раньше был эсминцем. Просто раньше в танки играло много знающих историю военной техники людей, а теперь они в основном в кораблики перекатились (я и сам на танки забил и тоже теперь в кораблях). А у новой волны "танкистов" уже свои ассоциации.
        1. советник 2 уровня 20 апреля 2019 23:59 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          ндя.. ни там ни там не был.. наверное отсталый..
          1. Мрачный Жнец 25 апреля 2019 21:30 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Цитата: советник 2 уровня
            ндя.. ни там ни там не был.. наверное отсталый..

            Танчики, кораблики, самолеты, стрелялки етс.....Возможно играют те, кому в реале адреналина не хватило. Рыцари клавиатуры и мышки. Ну может за редким исключением....
  4. Грац 20 апреля 2019 06:02 Новый
    • 0
    • 0
    0
    в виде с бока чем то мсту напоминает
  5. Nikolaevich I 20 апреля 2019 06:03 Новый
    • 8
    • 0
    +8
    Авторам -большущая уважуха за эту САУ ! Не знал про СУ-100Y ! (во всяком случае-"надёжно" не помню !...). Как говорится..."век живи,век учись !" А за последнее время,мы много узнали для себя нового,благодаря Роману и другим авторам ! hi
    Кто как отнесётся к моим словам,но я считаю особой страницей в истории обороны Москвы применение опытных САУ ! Ведь тогда же использовались и "не менее интересные" САУ-14 (203-мм) и САУ-14-1 (152 мм)... А взять "тот же" КВ-2 ! Как бы не называли его танком,но ,по сути, это была САУ ! Так что имелись в РККА того времени "противотигровые" орудия...."в принципе" !
    1. Kuroneko 20 апреля 2019 06:15 Новый
      • 8
      • 0
      +8
      Цитата: Nikolaevich I
      Ведь тогда же использовались и "не менее интересные" САУ-14 (203-мм) и САУ-14-1 (152 мм)...

      Не так.
      СУ-14, СУ-14-1 (203-мм) и СУ-14-Бр-2 (152-мм). Всё на базе тяжёлого танка Т-35.


      1. Nikolaevich I 20 апреля 2019 06:18 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Благодарю за поправку ! hi Я ж "по памяти"... winked вполне мог ошибиться в таком случае... feel
      2. domokl 20 апреля 2019 09:45 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: Kuroneko
        Цитата: Nikolaevich I
        Ведь тогда же использовались и "не менее интересные" САУ-14 (203-мм) и САУ-14-1 (152 мм)...

        Не так.
        СУ-14, СУ-14-1 (203-мм) и СУ-14-Бр-2 (152-мм). Всё на базе тяжёлого танка Т-35.


        Все три машины воевали под Кубинкой в составе одного дивизиона. Как раз вместе с Игорьком и воевали
        1. Kuroneko 20 апреля 2019 10:50 Новый
          • 7
          • 0
          +7
          Цитата: domokl
          Все три машины воевали под Кубинкой в составе одного дивизиона.

          СУ-14-Бр-2 и по сей день в Кубинке стоит, кстати.
          1. Fast_mutant 21 апреля 2019 00:29 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Когда впервые ее в Кубинке увидел, ненароком вырвалось "О, холодильник"! На нас с сыном многие с пониманием и улыбкой обернулись тогда! ))))
        2. bubalik 20 апреля 2019 11:37 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Все три машины воевали под Кубинкой в составе одного дивизиона
          ,,вот интересно, а есть более подробная информация что все три экз.принимали участие в боевых действиях?
        3. serg.shishkov2015 20 апреля 2019 15:07 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          точнее не под Кубинкой-а именно из Кубинки , с полигона вели огонь, если память не изменяет как стационарные, подробнее о СУ-14- *Бронеколлекция* номер 2- *Танк Т-35*
          1. Astra wild 20 апреля 2019 19:26 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Сергей, я на сайте видела,что под Санкт-Петербург с дореволюционной поры был артиллерийский полигон. В ВОВ на нём стояло модное орудие и с полигона обстреливали немцев
            1. амурец 21 апреля 2019 00:14 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: Astra wild
              Сергей, я на сайте видела,что под Санкт-Петербург с дореволюционной поры был артиллерийский полигон. В ВОВ на нём стояло модное орудие и с полигона обстреливали немцев

              Ржевский морской артиллерийский полигон. Ржевский артиллерийский полигон (НИМАП- научно-испытательный морской артиллерийский полигон, 19-й испытательный полигон МО РФ).
              https://fotosergs.livejournal.com/77935.html
              Полигон располагает множеством выдающихся памятников отечественной военно-инженерной мысли, среди которых есть незаслуженно забытые и более того, незащищённые от уничтожения. К их числу относятся уникальные артиллерийские установки калибра 305 и 406 мм, произведённые в первой половине ХХ века для вооружения крупнейших боевых кораблей того времени - линкоров типа "Севастополь", "Императрица Мария" и "Советский Союз". В годы войны эти и другие орудия полигона активно учавствовали в обороне Ленинграда.
              http://nimap.goss.ru/

              Первоначально тактико-технические характеристики пушки Б-37 были следующими: вес снаряда — 1105 кг, начальная скорость полета снаряда — 870 м/с, дальность стрельбы — 49,8 км, угол вертикального наведения — 45 градусов, давление в канале ствола — 3200 кг/см2. Согласно требованиям техзадания бронебойный снаряд данного орудия на дистанции 13,6 километра должен был пробивать броню толщиной 406-мм под углом 25 градусов от нормали
              https://topwar.ru/106184-406-mm-pushka-b-37-car-pushka-baltiyskogo-flota.html
            2. serg.shishkov2015 22 апреля 2019 06:03 Новый
              • 0
              • 0
              0
              К началу войны на Ленинградском арт,полигоне было около 30 морских орудий 100-406 мм как опытные, так и серийные,после начала войны их свели в батареи и обеспечили боеприпасами ,а полигонный станок 406-мм пушки забронировали, Имелись средства ПВО как штатные, так и опытные- единственный экземпляр 37-мм счетверённого автомата для крейсеров типа *Кронштадт*, этот автомат сначала стрелял с полигона ,а потом его поставил на линкор *Октябрьская революция* ,На ЛАП было 152-мм орудие Б-38 для крейсеров проекта 68, ещё 10 таких пушек поставили на железнодорожные платформы,все эти орудия стреляли по фашистам
    2. Jager 26 июня 2019 18:46 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Ну Вы мягкое с кислым не путайте. КВ-2, как и СУ-122 были предназначены для разрушения фортификационных и полевых сооружений и соответственно вооружены гаубицами.
      В отличии от "Тигра", ДОТ никогда не ползает по полю боя, плюс скорострельность и точность - огневая точка вряд ли имеет длинноствольное противотанковое орудие с углом обстрела в 360 градусов))
      Так что на звание "зверобоев" ни КВ-2 ни СУ-122 не годятся. Более подходит СУ-152. Но даже она - штурмовая САУ. Другое дело - СУ-100. Вот это и есть ответ на "Тигры".
  6. kvs207 20 апреля 2019 06:11 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    "Это плод конкуренции (странно звучит это слово в рассказе о сталинском периоде СССР) танковых КБ."

    А для авиационных КБ? Когда в рамках одного задания дают заказ в несколько КБ?
  7. Вождь краснокожих 20 апреля 2019 06:12 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Вот уж, действительно, интересная статья! Снимаю шляпу, прочитал от и до...
  8. BORMAN82 20 апреля 2019 07:10 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Второй вид снаряда не менее эффективен. Это ОФ-46. Осколочно-фугасное действие снаряда обеспечивается приличным количеством ВВ — 2,5 кг. Для сравнения, у 122-мм сухопутной Д-25Т снаряд имеет заряд весом 160 граммов.

    В 130мм ОФ-46 заряд ВВ 3.6кг, такое же по весу наполнение имеет и 122мм ОФ снаряд.
    1. CTABEP 20 апреля 2019 08:57 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Совершенно верно. А 160 грамм - это количество взрывчатки в 122-мм бронебойном снаряде (точнее, 156грамм).
      1. Лопатов 20 апреля 2019 11:12 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: CTABEP
        Совершенно верно. А 160 грамм - это количество взрывчатки в 122-мм бронебойном снаряде (точнее, 156грамм).

  9. DesToeR 20 апреля 2019 11:22 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Где то в уголку заплакал Ягдтигр... Всего 2мм, но у русских больше и на 4 года раньше.
  10. Nix1986 20 апреля 2019 13:07 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Похожа на ягдтигр.
  11. Альф 20 апреля 2019 18:46 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Для сравнения, у 122-мм сухопутной Д-25Т снаряд имеет заряд весом 160 граммов.

    Уважаемые авторы ! Вы хоть иногда к Широкораду заглядываете, когда такую фигню пишете.
    1. ignoto 28 апреля 2019 08:07 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Вообще то на эсминцах устанавливали 130 мм орудие с длиной ствола в 50 калибров, и массой снаряда в 33,5 кг.
      А орудие с длиной ствола в 55 калибров и массой снаряда в 36 килограммов устанавливалось на крейсерах типа "Светлана". Для эсминцев оно оказалось тяжеловатым.
  12. Astra wild 20 апреля 2019 19:16 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: anzar
    И никаких преимуществ над СУ -122, куда более дешевой, маневренной и весящей вдвое меньше, как то незаметно.... 64 тонны блин

    Ломает все мосты))) На 185 заводе только ето и могли- монстры городить. С 30-х ни один их проект не дошел до серии. Поетому его и закрыли в том же 40-м.

    И правильно сделали: ели они не способны довести до ума НИЧЕГО из своих же разработок!
  13. Товарищ Ким 20 апреля 2019 22:40 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Автор молодец.
    Интересная самоходка, в Кубинке в 2008 году видел рядом с ней вот такую самоходку:
    1. ignoto 28 апреля 2019 08:04 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Су-14 -Бр-2
  14. gla172 21 апреля 2019 11:04 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    ....статье+!.....интересно....