ПВО Чехословакии. Конструкции, не уступавшие лучшим мировым аналогам

Чехословакия обрела государственность в 1918 году после распада Австро-Венгерской империи. Численность населения во вновь образованном государстве составляла приблизительно 13,5 млн. человек. Чехословакия унаследовала более половины промышленного потенциала Австро-Венгрии и вошла в десятку наиболее развитых индустриальных стран. Наличие запасов коксующегося каменного угля и железной руды способствовало развитию чёрной металлургии и тяжелого машиностроения. В 1930-е годы национальная промышленность сумела удовлетворить основные нужды чехословацкой армии и активно поставляла различное вооружение на экспорт.

В сентябре 1938 года в вооруженных силах Чехословакии имелось около 1,3 млн. человек: 26 дивизий и 12 пограничных районов, по своей численности эквивалентных пехотным дивизиям и предназначенных для обороны долговременных укреплений. Однако чехословацкая армия сдалась без боя. В результате Мюнхенского соглашения, подписанного 30 сентября 1938 года, Германией был аннексирован Судетский регион, а в середине марта 1939 года чехословацкое руководство согласилось на расчленение и оккупацию страны. В результате чего на занятой немцами территории был создан Рейхспротекторат Богемия и Моравия. Одновременно Словакии была предоставлена формальная независимость под патронатом Третьего рейха.


Если бы не предательство политиков, чехословацкая армия могла бы оказать Германии серьёзное сопротивление. Так, согласно архивным данным, немцам без боя достались 950 боевых самолётов, 70 бронепоездов, броневагонов и железнодорожных артиллерийских батарей, 2270 полевых орудий, 785 миномётов, 469 танков, танкеток и бронемашин, 43876 пулемётов, более 1 млн. винтовок. Также было захвачено более 1 млрд. патронов и больше 3 млн. снарядов. Противовоздушную оборону Чехословакии обеспечивали 230 зенитных пушек среднего калибра, 227 малокалиберных зенитных автоматов и 250 зенитных пулемётных установок. Словакия при разделе армий получила 713 полевых орудий, 24 зенитных орудия, 21 бронеавтомобиль, 30 танкеток, 79 танков и 350 самолётов (в том числе 73 истребителя).

Основным истребителем ВВС Чехословакии был Avia B.534. Этот цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси имел нормальную взлётную массу 2120 кг, и с двигателем жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12YCRS мощностью 850 л.с. развивал в горизонтальном полёте максимальную скорость 394 км/ч. Самолёт был вооружен четырьмя пулеметами винтовочного калибра. Серийное производство B.534 начато в сентябре 1934 года. Строился заводами «Авиа», «Аэро» и «Летов». Ко времени Мюнхенского сговора самолетами B.534 была оснащена 21 истребительная эскадрилья. Модификация B.634, появившаяся летом 1936 года, отличалась улучшенной аэродинамикой. Вооружение самолёта состояло из 20-мм мотор-пушки Oerlikon FFS 20 и двух синхронных 7,92-мм пулеметов vz.30. С прежним двигателем мощностью 850 л.с. максимальная скорость истребителя составила 415 км/час.

ПВО Чехословакии. Конструкции, не уступавшие лучшим мировым аналогам

Истребитель Avia B.534


В марте 1939 года в Чехословакии в лётном состоянии имелось около 380 пулемётных и пушечных бипланов. Для средины 1930-х годов B.534 был очень неплохим истребителем, не уступавшим по своим характеристикам большинству зарубежных ровесников. Принято считать, что чешский B.534 безнадёжно проигрывал германскому цельнометаллическому моноплану Messerschmitt Bf.109. Однако следует учитывать, что Bf.109, серийное производство которого началось в 1937 году, поначалу был очень «сырым» и в скорости самолёты модификаций Bf.109В/С/D не имели особого преимущества перед B.534, уступая в манёвренности. Другие немецкие истребители: Не-51 и Аr-68 — по летным данным и вооружению уступали B.534. Несмотря на примерно двухкратное количественное превосходство, немецкая истребительная авиация не имела особого преимущества в качестве своих машин. ВВС Чехословакии в 1938 году являлись сильным противником, и чтобы одержать над ними победу, могли потребоваться значительные усилия.

Захваченные немцами чешские истребители В.534 эксплуатировались в основном как учебно-тренировочные. В 1940 году несколько трофейных бипланов переоборудовали в учебные палубные истребители, оснастив их посадочными гаками и оборудованием для взлёта с катапульт. На них около двух лет тренировались немецкие пилоты, готовившиеся летать с палубы авианосца Graf Zeppelin. До 1943 года В.534 служили в строевых частях Luftwaffe. Их в основном использовали как буксировщики планеров и эпизодически для штурмовки наземных целей. Словацкие В.534 в 1941 году сопровождали немецкие бомбардировщики на Восточном фронте. Летом 1942 года немногочисленные уцелевшие истребители-бипланы привлекали для борьбы с партизанами.

Гораздо более продуктивно немцы использовали трофейные чехословацкие зенитные пулемёты и пушки. После оккупации Чехословакии в марте 1939 года нацистской Германии досталось более 7 000 пулемётов ZB-26 и ZB-30.


Пулемётный расчёт словацкой армии ведёт огонь из ZB-26 по воздушной цели


Ручной пулемёт ZB-26, созданный конструктором Вацлавом Холеком, был принят на вооружение в 1926 году. С самого начала в оружии использовался немецкий патрон 7,92×57 мм, но впоследствии появились экспортные варианты под другие боеприпасы. Автоматика пулемёта функционировала за счёт отвода части пороховых газов из канала ствола, для чего под стволом в передней его части расположена газовая камера с регулятором. Запирание ствола происходило перекосом затвора в вертикальной плоскости. Ударно-спусковой механизм допускал ведение огня одиночными выстрелами и очередями. При длине 1165 мм, масса ZB-26 без патронов составляла 8,9 кг. Питание осуществлялось из коробчатого магазина на 20 патронов, вставляемого сверху. Темп стрельбы — 600 выстр/мин, но, ввиду использования магазина небольшой ёмкости, практическая скорострельность не превышала 100 выстр/мин.

Ручной пулемёт ZB-26 и его более поздняя модификация ZB-30 зарекомендовали себя как надёжное и неприхотливое оружие. Несмотря на то, что ZB-26 изначально разрабатывался как ручной, его нередко устанавливали на станки и лёгкие зенитные треноги. Особенно часто ручные пулемёты с зенитными прицельными приспособлениями использовались в войсках СС и словацких частях, воевавших на стороне немцев. Ручные пулемёты чешского производства, ввиду относительно невысокого темпа стрельбы и магазинов на 20 патронов, оказались не оптимальны для стрельбы по воздушным целям, но их большим плюсом была малая масса и надёжность.

После оккупации в распоряжении немцев оказалось более 7 000 пулемётов ZB-26 и ZB-30. Чешские ручные пулемёты в вооруженных силах Третьего рейха получили обозначение MG.26(t) и MG.30(t). Производство ручных пулемётов на предприятии Zbrojovka Brno продолжалось до 1942 года. MG.26(t) и MG.30(t) по большей части использовались немецкими оккупационными, охранными и полицейскими частями, а также формированиями Waffen-SS. Всего вооруженные силы Германии приняли 31204 чешских ручных пулемета. При наличии легкой зенитной треноги, ручные пулемёты ZB-26 и ZB-30 могли служить зенитным средством взводного звена, что повышало потенциал ПВО переднего края в обороне.

Не меньшую известность, чем ручные получил станковый пулемёт ZB-53. Это оружие так же было сконструировано Вацлавом Холеком под патрон 7,92×57 мм. Официальное принятие ZB-53 на вооружение состоялось в 1937 году. Автоматика пулемёта работала за счёт отвода части пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора в вертикальной плоскости. В случае перегрева ствол мог быть заменён. Масса пулемета со станком составляла 39,6 кг, длина – 1096 мм. Для зенитной стрельбы пулемет крепился на вертлюге откидной раздвижной стойки станка. Зенитные прицельные приспособления состояли из кольцевого прицела и заднего визира. Для ведения огня по воздушным целям пулемёт имел переключатель темпа стрельбы с 500 до 800 выстр/мин. Благодаря относительно небольшой для станкового пулемёта массе, высокому качеству изготовления, хорошей надёжности и высокой меткости ведения огня, ZB-53 пользовался популярностью в войсках.



Румынский пехотинец с пулемётом ZB-53 в положении для зенитной стрельбы


В вооруженных силах фашисткой Германии ZB-53 именовался MG.37(t). Кроме вермахта и войск СС чешский пулемёт широко использовался в армиях Словакии и Румынии. Немецкое командование в целом было удовлетворено характеристиками пулемёта, но по результатам боевого применения потребовалось создать более лёгкий и дешевый образец, а при стрельбе по воздушным целям довести темп до 1350 выстр/мин. Специалисты предприятия Zbrojovka Brno в соответствии с этими требованиями создали несколько опытных моделей, но, после прекращения производства ZB-53 в 1944 году, его совершенствование прекратили. Хотя ZB-53 заслужено считался одним из лучших станковых пулемётов в мире, слишком высокая трудоемкость изготовления, металлоёмкость и высокая себестоимость вынудили немцев отказаться от продолжения его производства и переориентировать оружейный завод в Брно на выпуск MG.42. Всего представители немецкого Министерства вооружений приняли 12 672 станковых пулемёта чешского производства.

Ручные и станковые пулемёты винтовочного калибра, установленные на лёгкие зенитные треноги, позволяли бороться с авиацией противника на дальности до 500 м. Однако в связи с ростом скорости полёта и защищённости боевых самолётов в перспективе требовались более мощные зенитные средства. Незадолго до расчленения и оккупации Чехословакии, на вооружение приняли крупнокалиберный 15-мм пулемёт ZB-60. Малосерийное производство 15-мм пулемётов на предприятии Škoda началось в 1937 году. Это оружие первоначально разрабатывалось как противотанковое, но после установки на универсальный колёсно-треножный станок получило возможность вести огонь по воздушным целям.


Пулемёт ZB-60 в положении для зенитной стрельбы на огневой позиции "Атлантического вала"

Устройство и схема работы автоматики во многом были сходны с 7,92-мм пулеметом ZB-53, но темп стрельбы был существенно меньше – 420-430 выстр/мин. Для стрельбы 15-мм пулемёт BESA использовал ленту на 25 патронов, что ограничивало его практическую скорострельность. Масса тела пулемёта ZB-60 без станка и боеприпасов — около 60 кг. Общая масса оружия на универсальном станке превышала 100 кг. Длина – 2020 мм. Для стрельбы использовался оригинальный патрон 15×104 мм с дульной энергией около 31 кДж. Начальная скорость пули массой 75 г составляла 895 м/с — это обеспечивало большую дальность прямого выстрела и отличную бронепробиваемость. В боекомплект ZB-60 могли входить патроны: с обыкновенной, бронебойной и разрывной пулями.

Достаточно долго чешские военные чины не могли решить нужно ли им это оружие. Решение о серийном производстве 15-мм пулеметов после многократных испытаний и доработок было принято только в августе 1938 года. Однако до германской оккупации для собственных нужд удалось выпустить лишь несколько десятков 15-мм пулемётов. Не больше сотни ZB-60 было собрано до 1941 года на предприятии Škoda, которое уже под германским управлением стало именоваться Hermann-Göring-Werke. Впоследствии немцы также захватили некоторое количество британских 15-мм пулеметов BESA, являвшихся лицензионным вариантом ZB-60. В связи с ограниченным количеством боеприпасов для трофейных 15-мм пулемётов, в годы Второй мировой войны на подконтрольных немцам предприятиях был налажен выпуск 15-мм патронов. При этом использовались те же пули, что и для авиационных пулемётов MG.151/15. Такой подход позволил благодаря частичной унификации снизить расходы при производстве боеприпасов. Так как эти немецкие 15-мм пули имели ведущий поясок, конструктивно они являлись снарядами.



Пулемёты использовали части СС, зенитчики Люфтваффе и Крингсмарине. В немецких документах это оружие именовалось MG.38(t). Отказ от дальнейшего производства 15-мм пулемётов объяснялся их высокой стоимостью и желанием освободить производственные мощности для оружия, разработанного немецкими конструкторами. Кроме того, ZB-60 имел не слишком удачный станок, обладавший низкой устойчивостью при ведении интенсивного зенитного огня, в результате чего длина очереди при стрельбе по воздушным целям была ограниченна 2-3 выстрелами. Хотя ZB-60 обладал очень высоким потенциалом и по своим характеристикам был сравним с советским 14,5-мм пулемётом КПВ, принятым на вооружение после войны, в силу насыщенности немецкой армии 20-мм зенитными автоматами и высокой стоимости производства от модернизации и дальнейшего выпуска 15-мм пулемётов отказались.

Первые малокалиберные скорострельные зенитные пушки в вооруженных силах Чехословакии появились в 1919 году», в Баварии было приобретено 47 20-мм пушек Беккера (согласно чехословацкой терминологии — «крупнокалиберных пулемётов») и более 250 тыс. патронов для них. Пушки Беккера предполагалось использовать как средство противовоздушной обороны пехотных частей, но слабый боеприпас 20х70 мм с начальной скоростью снаряда около 500 м/с ограничивал эффективную дальность стрельбы. Питание осуществлялось из отъемного магазина на 12 снарядов. При длине 1370 мм вес тела 20-мм пушки составлял всего 30 кг, что позволяло устанавливать её на лёгкую зенитную треногу. Хотя к концу 1930-х годов пушка Беккера безнадёжно устарела, по состоянию на март 1939 года в Чехословакии имелось 29 таких зениток. Их планировалось использовать для противовоздушной обороны переправ. Впоследствии все они достались Словакии.


20-мм пушка Беккера в экспозиции Военно-исторического музея в Праге


Помимо пушек Беккера в чехословацкой армии имелись более 200 20-мм зенитных установок 2cm VKPL vz. 36 (2-см тяжелый зенитный пулемёт обр. 36). Это универсальное 20-мм автоматическое орудие разработано швейцарской фирмой «Эрликон» в 1927 году на базе 20-мм «пушки Беккера». В Швейцарии оружие имело обозначение Oerlikon S. 20-мм автомат создавался под патрон 20×110 мм, с начальной скоростью снаряда массой 117 г — 830 м/с. Емкость магазина – 15 выстрелов. Темп стрельбы — 450 выстр/мин. Практическая скорострельность – 120 выстр/мин. В рекламных проспектах фирмы «Эрликон» указывалось, что досягаемость по высоте составляет 3 км, по дальности — 4,4 км. Реальная зона поражения была примерно в два раза меньше. Углы вертикального наведения: от -8 ° до + 75 °. Вес орудия без станка – около 70 кг. Масса установки в транспортном положении – 295 кг. Расчёт 7 человек.


20-мм зенитная установка 2cm VKPL vz. 36 в боевом положении


Первая партия из 12 усовершенствованных «Эрликонов» была закуплена в 1934 году. До сентября 1938 года в строевых частях находилось 227 зениток VKPL vz. 36, ещё 58 установок имелось на складах. Всего предполагалось приобрести 424 20-мм автомата.


Расчёт 2cm VKPL vz. 36 на огневой позиции


Имеющиеся 2cm VKPL vz. 36 свели в 16 рот ПВО. 20-мм «тяжелые пулемёты» в основном поступали в «Быстрые» (Моторизованные) дивизии и транспортировались в кузове двухтонных грузовиков «Татра» Т82. После прибытия на огневую позицию, зенитная установка силами расчёта переводилась на грунт. На платформе четырёхтонного грузового автомобиля «Татра» Т85 был установлен специальный постамент, после чего имелась возможность вести огонь без демонтажа установки. Таким образом, в Чехословакии это была первая ЗСУ, пригодная для сопровождения транспортных колонн.

20-мм зенитная установка 2cm VKPL vz. 36 являлась единственным современным малокалиберным средством ПВО чехословацкой армии, лицензия на 40-мм зенитку Bofors L60 была оформлена, но поставки должны были начаться только в 1939 году. В марте 1939 года вермахту достались 165 зенитных установок 2cm VKPL vz. 36, ещё 62 «унаследовала» словацкая армия. Пушки VKPL vz. 36 были унифицированы по боеприпасам с немецкими Flak 28, и их использовали в основном для ПВО аэродромов. Несмотря на наличие более современных 20-мм зениток Flak 38 эксплуатация 2cm VKPL vz. 36 продолжалась до окончания боевых действий. Последние 20-мм зенитки швейцарского производства были списаны в Чехословакии в 1951 году.

В годы Второй мировой Чехия стала настоящей кузницей вооружения для Германии. К июню 1941 года немецкие части были почти на треть укомплектованы чешским вооружением. Аннексировав Чехию, немцы получили очень крупные производственные мощности тяжелой промышленности, благодаря которым удвоили производство военной техники и вооружения. Плюс к этому – эти новые мощности находились в глубине европейского континента и, в отличие от Рура, до 1943 года находились в безопасности относительно авианалётов, осуществляемых с территории Великобритании. До 15 марта 1939 года чешская промышленность, особенно тяжелая, работала приблизительно на 30% своего потенциала – слишком малы и эпизодичны были заказы на её продукцию. Вхождение в Рейх вдохнуло во все чешские заводы новые силы – заказы посыпались, как из рога изобилия. На предприятиях BMM, Tatra и Skoda для немецкой армии собирали танки, САУ, бронетранспортёры, артиллерийские орудия, тягачи и грузовики. На заводе фирмы Avia велось производство комплектующих для сборки истребителей Messerschmitt Bf 109G. Руками чехов собрана четвертая часть всех немецких танков и самоходок, 20 процентов грузовиков и 40 процентов стрелкового оружия германской армии. Согласно архивным данным в начале 1944 года чешская промышленность в среднем ежемесячно поставляла Третьему рейху около 100 самоходных артиллерийских орудий, 140 пехотных орудий, 180 зенитных орудий.

В чешских конструкторских бюро и лабораториях для вооруженных сил Германии в годы войны осуществлялась разработка новых образцов военной техники и вооружения. Помимо широко известной ПТ САУ Hetzer (Jagdpanzer 38) на шасси танка PzKpfw 38(t) (LT vz.38) было создано и серийно строилось семейство ЗСУ с 20-30-мм зенитными автоматами. Прототип зенитной самоходной установки Flakpanzer 38(t) был спроектирован специалистами фирмы BMM, и поступил на испытания летом 1943 года.


ЗСУ Flakpanzer 38(t), бронированные борта откинуты


ЗСУ Flakpanzer 38 имела компоновку с расположением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, отделения управления за ним, моторного отделения в средней части корпуса и боевого — в кормовой. Неподвижная рубка открытая сверху рубка размещалась в кормовой части корпуса, её стенки собирались из 10-мм броневых листов и обеспечивали защиту от пуль и осколков. Верхние части стенок рубки откидывались, что обеспечивало свободный сектор обстрела для зенитной автоматической пушки. Экипаж ЗСУ состоял из четырёх человек. 20-мм зенитное орудие размещалось на полу боевого отделения на тумбовой установке с круговым вращением и вертикальной наводкой в пределах −5…+90°. Боекомплект составлял 1040 унитарных выстрелов в магазинах по 20 штук. Темп стрельбы Flak 38 — 420-480 выстр./мин. Дальность стрельбы по воздушным целям – до 2200 м. Карбюраторный двигатель мощностью 150 л.с. по шоссе разгонял гусеничную машину массой в боевом положении 9800 кг — до 42 км/ч. Запас хода по пересеченной местности – около 150 км.

ЗСУ Flakpanzer 38(t) находилась в серийном производстве с ноября 1943 по февраль 1944 года. Всего была построена 141 зенитная самоходка. ЗСУ Flakpanzer 38(t) в основном направлялись в зенитные взводы (4 установки) танковых батальонов. В марте 1945 года на нескольких зенитных танках Flakpanzer 38(t) 20-мм пушку 2,0 cm Flak 38 заменили 30-мм 3,0 сm Flak 103/ 38. Как минимум две таких машины в мае 1945 года участвовали в боях на территории Чехословакии и были захвачены советскими войсками. Внешне зенитный танк с 30-мм зенитным автоматом, созданным на базе авиапушки МК.103, почти не отличался от выпускавшейся серийно ЗСУ Flakpanzer 38(t).

По заказу Kriegsmarine на предприятии Waffenwerke Brünn (так в годы оккупации называлось Zbrojovka Brno) велось проектирование 30-мм спаренной зенитной установки, предназначенной для вооружения подводных лодок и кораблей малого водоизмещения.


Спаренная 30-мм зенитная установка 3,0 сm Flakzwilling MK 303 (Br)


Осенью 1944 года началось серийное производство спаренных зенитных установок 3,0 сm MK 303 (Br), также известных как 3,0 сm Flakzwilling MK 303 (Br). Новая зенитка имела систему подачи боеприпасов из магазинов на 10 снарядов, с темпом стрельбы из двух стволов до 900 выстр/мин. По сравнению с немецкой 30-мм зениткой 3,0 сm Flak 103/ 38 спаренная установка, созданная в Чехии, имела гораздо более длинный ствол, что позволило увеличить начальную скорость снаряда до 900 м/с и довести дальность эффективного огня по воздушной цели до 3000 м. Хотя первоначально спаренная 30-мм зенитка предназначалась для установки на боевые корабли, большая часть 3,0 сm Flakzwilling MK 303 (Br) использовалась на сухопутных стационарных позициях. До капитуляции Германии в войска удалось передать более 220 зенитных установок 3,0 сm MK 303 (Br).

В 1937 году фирма «Шкода» предложила военным 47-мм зенитное орудие 4.7 cm kanon PL vz. 37, созданное на базе противотанковой 47-мм пушки P.U.V. vz. 36. Пушка с длиной ствола 2040 мм вела огонь осколочно-трассирующим снарядом массой 1,6 кг с начальной скоростью 780 м/с. Досягаемость по высоте составляла 6000 м. Скорострельность – 20 выстр/мин. Для обеспечения кругового обстрела и лучшей устойчивости орудие имело четыре опоры, двумя опорами служили оси колёс, ещё две опирались на домкраты. Масса орудия в боевом положении – около 1 т.


47-мм зенитное орудие 4.7 cm kanon PL vz. 37 в музейной экспозиции


47-мм зенитка по причине относительно невысокой скорострельности не заинтересовала чехословацких военных, отдавших предпочтение 40-мм зенитному автомату Bofors L60. Но после того как по заказу Югославии началось серийное производство, небольшое количество 4.7 cm kanon PL vz. 37 всё же попало в вооруженные силы Чехословакии. В немецкой армии это орудие именовалось 4.7cm FlaK 37(t) и использовалось в береговой обороне. В 1938 году фирма «Шкода» испытывала 47-мм автоматическую пушку, но после немецкой оккупации работы в этом направлении свернули.


Опытная 47-мм автоматическая зенитка


В первые годы после формирования национальных вооруженных сил в Чехословакии использовались австро-венгерские 76,5-мм зенитные орудия 8cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 M.P. Эта зенитка была создана инженерами фирмы «Шкода» путём наложения ствола полевого орудия М 1905/08 на тумбовую установку. Ствол орудия имел уникальную для начала 20-го века особенность – для его изготовления использовалась «Бронза Тиле», также именовавшаяся «стале-бронзой». Ствол изготавливался по специальной технологии: через рассверлённый канал ствола последовательно прогонялись пуансоны несколько большего, чем сам ствол, диаметра. В результате происходила осадка и уплотнение металла, а его внутренние слои становились гораздо прочнее. Такой ствол не позволял использовать большие заряды пороха (из-за меньшей прочности по сравнению со стальным), однако не подвергался коррозии и разрывам, а главное, стоил гораздо меньше. Ствол имел 30 калибров в длину. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника.


Зенитное орудие 8cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 M.P


В боевом положении зенитное орудие весило 2470 кг и имело круговой горизонтальный обстрел, а угол вертикальной наводки составлял от −10° до +80°. Эффективная дальность стрельбы по воздушным целям — до 3600 м. Скорострельность 7-9 выстр/мин. Для стрельбы по воздушным целям использовался шрапнельный снаряд, весивший 6,68 кг, и имевший начальную скорость 500 м/с. Он снаряжался 316 пулями массой 9 г и 13 г. Первоначально пушка не имела колёсного лафета и предназначалась для использования на стационарных позициях. В 1923 году для зенитного орудия была разработана четырёх колёсная повозка, что позволило многократно сократить время смены позиции. Попытка модернизации безнадёжно устаревшей зенитки, созданной на базе полевой пушки, разработанной в 1905 году, особого результата не дала. К 1924 году модернизированными 76,5-мм зенитными орудиями оснастили 3 зенитных батареи, но эффективность стрельбы шрапнельными снарядами с невысокой начальной скоростью оставалась низкой. Тем не менее, стационарные и мобильные зенитные орудия M.5/8 оставались на вооружении до 1939 года. Есть информация, что впоследствии эти пушки использовались немцами в укреплениях «Атлантического вала».

В дальнейшем с 1928 по 1933 год ограниченной серией выпускались модификация 8cm Kanon PL vz. 33 (Skoda 76.5 mm L/50) с удлинённым стальным стволом и улучшенным затвором. Стрельба велась осколочной гранатой массой 6,5 кг, с начальной скоростью 808 м/с. Скорострельность – 10—12 выстр/мин. Досягаемость по высоте — 8300 м. Углы вертикальной наводки – от 0 до +85°. Масса орудия в боевом положении 2480 кг.

В отличие от зенитных пушек времен Первой мировой войны, управление огнём зенитной батареи производилось централизованно при помощи оптического дальномера и ПУАЗО. В 1939 году немцам досталось 12 таких зениток, принятых на вооружение под обозначением 7,65 cm Flak 33(t).

Во второй половине 1930-х фирмой «Шкода» была предпринята попытка кардинального улучшения характеристик 76,5-мм зенитного орудия. В 1937 году после официального принятия на вооружение началось производство зенитки 8cm Kanon PL vz. 37.


Зенитное орудие 8cm Kanon PL vz. 37


Это было вполне современное зенитное орудие с клиновым затвором, отделяемым колёсным ходом. По сравнению с Kanon PL vz. 33 длина ствола была увеличена 215 мм. В боевом положении оно вывешивалось на домкратах на четырёх раздвижных опорах. Колёсный ход был подрессорен. Для стрельбы использовалась осколочная граната, разработанная для 8cm Kanon PL vz. 33. Скорострельность 12-15 выстр/мин. Максимальная дальность огня по воздушным целям – 11400 м. Углы вертикальной наводки – от 0 до +85°. В период с осени 1937 по март 1939 года в войска поступило 97 76,5-мм зенитных орудий 8cm Kanon PL vz. 37. Впоследствии они были разделены между Германией и Словакией. В Германии эти орудия получили обозначение 7.65cm Flak 37(t).

Одновременно с 76,5-мм зенитным орудием Skoda 76.5 mm L/52 создавалось 75-мм орудие 7.5 cm kanon PL vz. 37, в котором использовался выстрел 75 х 656mm R с осколочной гранатой массой 6,5 кг, покидавшей ствол со скоростью 775 м/с. Досягаемость по вертикали составляла 9200 м. Скорострельность 12-15 выстр/мин. Масса орудия в боевом положении – 2800 кг, в походном — 4150 кг.


Зенитное орудие 7.5 cm kanon PL vz. 37 на огневой позиции


По всей видимости, 75-мм зенитная пушка, производившаяся параллельно с 76,5-мм зенитным орудием Skoda 76.5 mm L/52 предназначалась для поставок на экспорт. Внешне эти две артиллерийские системы были очень сходны, отличить их можно по дульной части. Ствол 75-мм зенитки заканчивался дульным тормозом характерной формы.


Зенитные орудия 7.5 cm kanon PL vz. 37 и 8cm Kanon PL vz. 37 в музейной экспозиции


75-мм зенитки экспортировались в Аргентину, Литву, Румынию и Югославию. Немцам удалось захватить 90 75-мм чешских зениток. Частично они были переданы Италии и Финляндии. В Германии их именовали как 7,5 см Flak М 37 (t). По состоянию на сентябрь 1944 года в зенитных частях Люфтваффе имелось 12 таких орудий.

В 1922 году начались войсковые испытания 83,5-мм зенитного орудия. В 1923 году оно поступило на вооружение под обозначением 8.35 cm PL kanon vz. 22. Орудие массой 8800 кг было разработано конструкторами фирмы «Шкода» исходя из возможности буксировки конной упряжкой при максимальном увеличении калибра. Можно утверждать, что для начала 1920-х годов чешским инженерам удалось создать лучшую зенитку в своём классе.


Зенитное орудие 8.35 cm PL kanon vz. 22


Для стрельбы исходя из опыта применения зенитных орудий 76,5-мм зенитных орудий 8cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 M.P был разработан выстрел 83,5х677mm R с 10 кг осколочной гранатой, снабженной дистанционным взрывателем. Снаряд покидал ствол длиной 4,6 м с начальной скоростью 800 м/с. Что позволяло поражать воздушные цели на высоте до 11000 м. Скорострельность – до 12 выстр/мин. Углы вертикальной наводки — от 0 до +85°. Расчёт 11 человек.

Чехословацкая армия заказала 144 орудия, с комплектом запасных стволов. Заказ был полностью выполнен в 1933 году, после чего 83,5-мм зенитную пушку стали предлагать на экспорт. Единственным иностранным покупателем была Югославия, что, по всей видимости, было связанно с высокой стоимостью изготовления орудий.

В середине 1930-х стало ясно, что зенитное орудие 8.35 cm PL kanon vz. 22 уже не в полной мере соответствует современным требованиям. Военных не устраивала низкая скорость транспортировки, обусловленная конной тягой и 1,3 м неподрессоренными колёсами со стальным ободом. В связи с ростом скорости полёта боевых самолётов совершенствования также требовала методика управления зенитной батареей. В 1937 году был принят ряд мер, направленных на повышение эффективности 83,5-мм зениток. В распоряжении командиров орудий появились полевые телефоны, по которым могла передаваться информация о высоте полёта, скорости и курсе цели. В состав зенитной батареи ввели улучшенный оптический дальномерный пост. В каждой батарее имелось 4 орудия. Двум-трём батареям, развернутым неподалёку друг от друга, придавались прожекторные установки и звукопеленгаторы.

В Чехословакии большое внимание уделяли уровню подготовки артиллеристов-зенитчиков. В 1927 году после заключения соглашения с дружественной Югославией в Которском заливе был построен зенитный тир. Зенитные орудия вели огонь по конусам, которые буксировали бипланы Letov S.328. До сентября 1938 года 83,5-мм зенитки составляли основу объектовой ПВО Чехословакии. Всего в чехословацкой армии имелось четыре зенитно-артиллерийских полка, оснащённых орудиями 8.35 cm PL kanon vz. 22.



После оккупации вермахт получил 119 83,5-мм зениток и почти 315 тыс. снарядов, ещё 25 83,5-мм зенитных пушек отошли Словакии. В Германии орудия получили маркировку 8.35 cm Flak 22(t). В чешских источниках утверждается, что впервые немцы применили трофейные зенитки против французских ДОТов на «Линии Мажино». В годы Второй мировой 83,5-мм зенитные орудия главным образом были развернуты на территории Польши, Чехии и Австрии. Полтора десятка попало в укрепления «Атлантического вала», где они могли вести огонь не только по самолётам, но и по кораблям. В 1944 году на чешских заводах выпустили некоторое количество 83,5-мм выстрелов, снаряженных бронебойными болванками, на основании чего можно предположить, что зенитные орудия чехословацкого производства применялись против советских танков.

Для использования на стационарных позициях предназначалось 90-мм зенитное орудие 9cm PL kanon vz. 12/20. Первоначально изделие фирмы «Шкода» обр.1912 г. разрабатывалось по заказу Австро-Венгерского флота в качестве вспомогательного калибра крейсеров. В 1919 году восемь 90-мм орудий, взятых со складов, были размещены на позициях вдоль Дуная. На первом этапе их основным назначением было противодействие возможным атакам венгерских мониторов, а борьба с воздушным противником рассматривалась как второстепенная задача. Так как орудия были достаточно мощными, их было решено модернизировать. В 1920 году началось малосерийное производство 90-мм пушек с улучшенными прицелами и приводами наводки. Также на вооружение поступила новая осколочная граната с дистанционным взрывателем. Двенадцать вновь изготовленных зенитных орудий 9cm PL kanon vz. 12/20 поступили на вооружение 151-го зенитно-артиллерийского полка трёхбатарейного состава. В дальнейшем в его состав вошли ранее изготовленные и капитально отремонтированные 90-мм орудия, а также четыре стационарных 8cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 M.P.

Масса орудия 9cm PL kanon vz. 12/20 в боевом положении составляла 6500 кг. Длина ствола – 4050 мм. Углы вертикальной наводки — от -5 до +90°. Масса снаряда – 10,2 кг. Начальная скорость – 770 м/с. Досягаемость по высоте – 6500 м. Скорострельность – 10 выстр/мин. Расчёт – 7 человек.


Зенитное орудие 9cm PL kanon vz. 12/20 на стационарной позиции


Хотя количество 90-мм стационарных зениток в Чехословакии было невелико, они использовались в ряде экспериментов, позволивших накопить необходимый опыт и отработать приёмы управления зенитной стрельбой, что, в свою очередь, было учтено при проектировании более современных зениток. Для своего времени орудия 9cm PL kanon vz. 12/20 являлись одними из наиболее мощных, но к концу 1930-х 90-мм зенитки устарели. Немцам в марте 1939 года досталось двенадцать 90-мм орудий и более 26 тыс. снарядов. До определённого момента они хранились на складах, но в связи с ухудшением обстановки на фронте в конце 1943 года зенитные орудия снова ввели в строй под обозначением 9cm Flak M 12(t).

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти