Индия возобновила программу разработки учебного самолёта HJT-36 Sitara

28
Индия возобновила программу создания реактивного учебного самолета расширенной летной подготовки HJT-36 Sitara. Как сообщает "Nplus1" со ссылкой на Flightglobal, специалисты индийской компании Hindustan Aeronautics Limited провели первый после трехлетнего перерыва полет самолета.

Индия возобновила программу разработки учебного самолёта HJT-36 Sitara




Разработка индийского учебного самолета стартовала в 1997 году в рамках программы по снижению зависимости индийских вооруженных сил от импортных вооружений и военной техники. Первый полет HJT-36 состоялся в 2003 году, после чего разработка с переменным успехом продолжалась до 2014 года, когда специалисты выявили значительный перевес самолета. Не справившись самостоятельно с проблемой Индия обратилась к нескольким иностранным компаниям для оказания помощи в снижении массы самолета.

В том же 2014 году Министерство обороны Индии отказалось от проекта и объявило тендер на поставку иностранных учебных самолетов. Проект был остановлен в 2016 году после того, как во время испытаний были обнаружены неполадки в управлении самолета.

В возобновленных испытаниях участвует уже доработанный самолет. В его конструкцию были внесены изменения по итогам расширенных испытаний моделей в аэродинамической трубе.

Максимальная взлетная масса самолета составляет 5400 кг. Размах крыла 9,8 метра при длине самолета в 10,91 м. Двигатель: 1 × ТРДД "Сатурн" АЛ-55И. Максимальная тяга - 1 × 1760 кгс. Максимальная скорость - 750 км/ч, практический потолок - 9000 м. Экипаж 2 человека. Имеет пять точек для подвески вооружения.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    20 апреля 2019 11:38
    тонкости борьбы за собственную промышленность
    1. +2
      20 апреля 2019 11:46
      Цитата: poquello
      тонкости борьбы за собственную промышленность

      Скорее за теплые места. Почти четверть века разрабатывать вот это, не разработать, и продолжать дальше... Пришли в КБ прямо из института, строили, строили, строили, на пенсию ушли, а разработка ещё продолжается)
      1. +1
        20 апреля 2019 11:51
        Цитата: Ланнан Ши
        Цитата: poquello
        тонкости борьбы за собственную промышленность

        Скорее за теплые места. Почти четверть века разрабатывать вот это, не разработать, и продолжать дальше... Пришли в КБ прямо из института, строили, строили, строили, на пенсию ушли, а разработка ещё продолжается)

        Чебурашка то в итоге дом построил, цель четкая - всё выпускать у себя, население большое - индустриализация в тему, а неудачи - у кого их не бывает.
        1. 0
          20 апреля 2019 17:17
          Вы еще прокомментируйте разработку "улучшенного Ан-2" или еще какого русского долгостроя, в таком ключе. Уверен, что согласных с вами не будет.
          Получается индусам можно, а нам нет?
          Хотя... пусть мучаются, лишь бы ничего у нас не копировали. Да и русский двигатель - есть гуд.
          1. -1
            20 апреля 2019 20:47
            Цитата: 17085
            Вы еще прокомментируйте разработку "улучшенного Ан-2" или еще какого русского долгостроя, в таком ключе. Уверен, что согласных с вами не будет.
            Получается индусам можно, а нам нет?
            Хотя... пусть мучаются, лишь бы ничего у нас не копировали. Да и русский двигатель - есть гуд.

            вот если без государственных денег, то легко
      2. 0
        20 апреля 2019 17:06
        Цитата: Ланнан Ши
        Пришли в КБ прямо из института, строили, строили, строили, на пенсию ушли, а разработка ещё продолжается)

        =========
        А для них - главное - НЕ "ФАКТ", для них - главное - это "ПРОЦЕСС"!!! laughing drinks
        1. 0
          20 апреля 2019 20:49
          Цитата: venik
          Цитата: Ланнан Ши
          Пришли в КБ прямо из института, строили, строили, строили, на пенсию ушли, а разработка ещё продолжается)

          =========
          А для них - главное - НЕ "ФАКТ", для них - главное - это "ПРОЦЕСС"!!! laughing drinks

          хе, хе, "процесс" то бишь опыт, "сын ошибок"
      3. 0
        20 апреля 2019 18:41
        Ну, так "теджас" тоже не один год строился. Опять - таки распил бюджетных бабок увлекательнейшее занятие. Особенно если тебе за это ничего не грозит.
  2. Комментарий был удален.
    1. 0
      20 апреля 2019 11:39
      Цитата: Kolun
      На наш Як учебный похож ...

      а вот посмотрел тоже, все они если очень грубо одинаковые
    2. +2
      20 апреля 2019 11:45
      Тем что крылья и хвост есть? Там даже схема иная с 1 двигателем (у Якоря 2).

      Проект должен был дать Хавк (который активно эксплуатируется в Индии, знаком летчикам и механикам) - на диете. То есть попроще, без всяких там прицельных станций и ударных возможностей. Подешевле. В общем для первичной подготовки летчиков на реактивной технике. Сейчас для этого используют Хавки и свои древние самолеты из 60-х, которые разваливаются.
  3. +2
    20 апреля 2019 11:41
    Ну, совсем не выдающийся самолётик. Движок слабоват, ИМХО. Наш Як-130 значительно перспективней... wassat
    1. +2
      20 апреля 2019 11:50
      Цитата: Горный стрелок
      Ну, совсем не выдающийся самолётик.

      Согласен , не впечатляет . Но у индийцев принцип : "Хоть плохонькой , но свой !" . Посмотрим что будет когда/если этот самолёт пойдёт в серию ...
      1. +1
        20 апреля 2019 12:08
        Цитата: bouncyhunter
        "Хоть плохонькой , но свой !" . Посмотрим что будет когда/если этот самолёт пойдёт в серию ...

        на 30-50% заполнят учебу ими
        1. +2
          20 апреля 2019 12:11
          Цитата: poquello
          на 30-50% заполнят учебу ими

          Могут и больше , если результатами испытаний останутся довольны . hi
          1. +1
            20 апреля 2019 12:15
            Цитата: bouncyhunter
            Цитата: poquello
            на 30-50% заполнят учебу ими

            Могут и больше , если результатами испытаний останутся довольны . hi

            Могут, но ИМХО помешает национальная винегретная привычка и желание смотреть и пробовать более удачные образцы.
    2. 0
      20 апреля 2019 18:45
      Ну, совсем не выдающийся самолётик. Движок слабоват, ИМХО. Наш Як-130 значительно перспективней...
      - Горный стрелок (Евгений)

      С первой частью согласен. Двигатель слабый для учебного самолета с одним движком, отсюда проблемы с перевесом. Американцы свой учебный делают с двигателем под 8000 кгс, а здесь всего 1760 кгс. Как говорится, почувствуйте разницу.

      По второй части, что ЯК-130 "значительно перспективный" в плане машины первичного обучения летчиков не согласен. ЯК-130 - сложный для первичного обучения и технической эксплуатации, относительно дорогой, неэкономичный, В России с этим "перспективным", сейчас кидаются то в сторону самолета частной разработки с обратной стреловидностью СР-10, что не есть хорошо в плане аэродинамики, то в сторону малоскоростного, винтового, поршневого ЯК-152 - и это в век реактивной авиации?!

      А вся проблема, то что у нас, и у индийцев - нет ТРД достаточной мощности 6-8 тыс. кгс, чтобы можно было поставить на учебный самолет первичного обучения. Это бы обеспечило относительную дешивизну производства, простоту конструкции и обслуживания, экономичность, что и нужно для УТС первичного обучения.
  4. 0
    20 апреля 2019 11:41
    Это конкурент СР-10 красненького?
    1. +4
      20 апреля 2019 12:02
      Вообще да. Оба проекта в гробик положили и закопали. Но индусы вот решили откопать. СР-10 же пока не откапывают.

      Все работы по учебному самолету СР-10 приостановлены по причине отсутствия денежных средств. Об этом сообщает блог bmpd со ссылкой на веб-ресурс Mil.Press (Военное.РФ).

      Согласно материалам издания, перспективный учебный самолет СР-10, который создает КБ "Современные авиационные технологии" (САТ), уже готов к серийному производству. Самолет отлично показал себя на последних летных испытаниях, но работы по нему были приостановлены по причине отсутствия денежных средств на серийное производство.

      Как пояснил летчик-испытатель Виктор Королев, демонстратор учебного самолета СР-10 испытан "от и до", вплоть до штопора, из которого выходит замечательно, без проблем. Он рассказал, что совершил на самолете уже 85 полетов и дал СР-10 положительную оценку, охарактеризовав его как самолет, соответствующий всем требованиям для обучения летчиков. По его словам, Смоленский авиационный завод готов начать сборку СР-10 сразу же после получения технической документации на него.

      В КБ "Современные авиационные технологии" подтвердили факт отсутствия средств на дальнейшие работы по СР-10, заявив, что "российские власти денег не выделяют", но при этом отказались рассказывать подробности.


      Может на МАКС привезут за свои деньги и там приведут за руку Путина/Шойгу - усадят в кабину, расскажут какой классный и нужный самолет, нужно лишь чуть толкнуть бюрократию.
      1. +1
        20 апреля 2019 14:10
        Цитата: donavi49
        Может на МАКС привезут за свои деньги и там приведут за руку Путина/Шойгу - усадят в кабину, расскажут какой классный и нужный самолет, нужно лишь чуть толкнуть бюрократию

        ========
        Об СР-10 мнений много и самых разных! Вот например скептическая оценка: (https://judgesuhov.livejournal.com/189133.html)....
        Автор высказал ряд сомнений (и я с ним согласен!), в.т.ч.: ЗАЧЕМ нужен СР-10, если уже есть очень хороший УТС Як-130 (к тому же имеющий ударные функции)?
        Как "учебная парта?? Не "слишком ли жирно? Не лучше ли использовать для первичного обучения поршневые УТС (для справки: "...стоимость летного часа турбореактивного УТС L-39 в российских ВВС равна 800 долл., а для поршневых однодвигательных учебных машин - 150-200 долл. Расход топлива на один час налета для L-39 - 890 кг, для самолета с поршневым двигателем - 50 кг..." (http://airwar.ru/enc/other/su49.html)).
        Тут еще один вопрос: Зачем понадобилось разрабатывать поршневой Як-152 (еще и с немецким движком), если уже был очень удачный Су-49 (полностью из отечественных компонентов)?
        Для чего нужно плодить "разнотипье и разнотравье" УТС? Чтобы усложнить логистику и создать кучу проблем, для решения которых нужны немалые средства?
        Я не спорю: может СР-10 и на самом деле самолет неплохой, может даже хороший! Но ГДЕ его ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ преимущества? Зачем надо вкладывать ОГРОМНЫЕ деньги в развертывание серийного производства (а это ой, как дорого!) чтобы создать еще одну "прокладку" между поршневым УТС первичной подготовки и Як-130?
        Мы, что такие БОГАТЫЕ??? Нету других БОЛЕЕ важных тем?
        1. +2
          20 апреля 2019 14:52
          Про винт - так на самом деле он нужен. Не в XPlane11 же облетывать? Самые базовые навыки давать. Плюс теоретическая загрузка через авиаклубы и частников. Но опять же - там лучше что-то а-ля С-172.

          Насчет немецкого двигателя - да проблема, но отечественного, по нужной мощности, ресурсу и экономичности нет. И посмеялся с Су-49. Толку трупик сгнивший палкой тыкать?

          Кстати помимо Якоря - который все таки спроектирован и собран на Иркуте. Еще и лицензированный выпуск наладили австрийских DA-42Т на УЗГА. И если изначально речь шла только о программе подготовки гражданских пилотов и максимум на ДОСААФ в будущем (при большей локализации). То сейчас самолеты уже поступают в Балашовский центр КВВАУЛ. Будут на них пилотов Ил-112В, Анов и прочих самолетов ВТА обучать.




          Насчет СР-10. Он не нужен. Или нужен. Не нужно 2 самолета в этой нише. Однако выполнять основной налет на дорогих Якорях с 2 двигателями - имеющих высокую стоимость летного часа, тоже накладно. У СР-10 один дешевый двигатель, который работает на ослинной моче. Но производится на Ивченко-Прогресс, в теории можно наладить у себя (сейчас только ремонт и капиталка).
          1. +1
            20 апреля 2019 16:59
            Цитата: donavi49
            Насчет СР-10. Он не нужен. Или нужен. Не нужно 2 самолета в этой нише. Однако выполнять основной налет на дорогих Якорях с 2 двигателями - имеющих высокую стоимость летного часа, тоже накладно.

            =======
            Насчет стоимости летного часа - тут таки-ДА! Однодвигательный - как бы экономичнее! Правда такой вариант и менее НАДЕЖЕН! Правда в стоимости летного часа - не один только керосин - нужно учитывать и ресурс планера и двигателя/двигателей и еще кучу всего....
            Ну и пока еще есть и "Элки" - еще какое-то время послужат!
            А вот с СР-10 там куча вопросов! Во-первых машина получилась "перетяжеленная" (для своих размеров), и это притом, что там широко используются композиты (с которыми тоже рад вопросов!)... Ну и последнее (но наверное - самое основное): Посадочная скорость!!! На СР-10 она аномально большая - 240-260 км/ч !!! Для сравнения у Су-27 - всего 225-240 км/ч, а у Як-130 - так и вообще 195!!!
            Вывод: Машинка ещё СЫРАЯ!!! Её еще "до ума" доводить и доводить!
            Вот и имеем в "сухом остатке": Планер - "сырой", движков - нет (надо где-то где-то, как-то налаживать производство аналогов "ивченковских", нормальной конструкторской документации - тоже нет (сами признавались, что "клепали" в гараже на коленке!)....
            Так что - "стоит ли овчинка выделки" и так ли в нем нуждается армия? Может "связка" Як-152 (ну или что-нибудь в этом роде) - Як-130 в конечном счете окажется дешевле?
  5. 0
    20 апреля 2019 11:46
    Пущай развлекаются. Может и не получится, но лучше делать хоть что-то, чем не делать вообще.
  6. 0
    20 апреля 2019 11:53
    У них замена МиГ-21 тоже разрабатывается десятилетиями. Причём четвёртое поколение разработать не могут. При этом Су-57 критикуют вовсю.
  7. -1
    20 апреля 2019 12:07
    Это всё не существенно. Мы, мирные люди, но наш бронепоезд готов на запасном пути. Простите, немного интерпретировал.
  8. -3
    20 апреля 2019 12:55
    Не вижу адептов Боингов и Бомбардье. Для индусов производство национальной техники, хоть и плохой-это вопрос престижа. Для наших "патриотичных" мещан, всякого рода пенсионных отставных "рантье", не смыслящих в том, что такое национальный престиж "выгоднее" чапать" на боингах и эйрбасах.
  9. 0
    20 апреля 2019 16:11
    Странные индийские метания ,не поддаются анализу и логике,даже азиатской!
    Ну нет у них предрасположенности к конструкторским работам,так пользуйтесь чужими.
    После проигрыша конкурса (в котором победил Як-130) МиГ-АТ некоторое время предлагался на экспорт, однако к 2010 году, не найдя ни одного клиента, заинтересованного в доводке машины, все работы прекратили.

    Ну так купили бы с потрохами и производили уже сейчас,а то все еще решается вопрос с весом.
  10. -1
    20 апреля 2019 18:32
    России было бы неплохо предложить Индии совместное производство Як-130. Так и самолет получился бы дешевле и он лучше приспособлен для обучения будущих пилотов самолетов Су-30, Миг-29К и всех остальных.
  11. 0
    20 апреля 2019 18:40
    cвоей самолетной нет-а на это надо время!!!так что пусть у нас берут и не мучают голову