Не ходить тебе, Шамиль, во солдаты…
У такого видения решения проблемы есть достаточно большое количества сторонников как в среде военнослужащих, так и среди тех, кому такого рода проблема так же небезынтересна. Сторонники министерского решения уверены в том, что отказ от призыва кавказской молодежи в ряды российской армии позволит снять проблемы и уберечься от конфликтов, которые нередко всплывали на поверхность в последнее время в связи с неуставными отношениями, а кроме того перекрыть «кран», через который приходит живая сила для банд-формирований.
Прокуратура рапортует о том, что за последний год произошло снижение случаев дедовщины в армейских подразделениях. И многие знакомые с ситуацией не понаслышке люди сразу же решили, что дело действительно сдвинулось с мертвой точки, и российская армия становится все ближе к цивилизованному варианту. Однако нежелание Министерства обороны призывать молодых кавказцев (пусть этот термин никто не воспринимает в качестве некоего пренебрежения – просто употреблен для краткости) вполне может спровоцировать не только позитивные варианты, связанные с дисциплиной в войсках, но и откровенно негативную сторону правового характера.
Да – свое решение МО РФ приняло, и отказываться от него явно не намерено. Да – прокуроры усмотрели снижение случаев армейской неуставщины именно после отказа Минобороны от «кавказских услуг». Казалось бы, чего еще желать. Но ведь странно было бы спорить с тем, что такой министерский шаг, по сути, антизаконен. В статье 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прямо указаны категории граждан Российской Федерации, которые не подлежат призыву на срочную службу. И в этой статье ничего не сказано о том, что Минобороны РФ имеет право добавлять к списку, в который входят судимые, нездоровые, альтернативщики и некоторые другие категории лиц призывного возраста, освобождаемые от службы, еще и удобные Министерству позиции.
Получается, что с точки зрения обывателя, отказ от призыва кавказских призывников – благо, а вот с позиции правового поля такой отказ совершенно неприемлем. Казалось бы, зачем заниматься буквоедством и ссылаться на какие-то там Федеральные законы, если все пошло, как говорится, по плану. Но ведь Россия старается позиционировать себя как правовое государство с верховенством закона. В таком случае, руководствуясь обычной логикой, нужно признать один из следующих фактов:
1. Россия ни на деле, ни даже на бумаге правовым государством не является, потому что даже федеральные министры позволяют себе соблюдать поговорку о том, что закон как дышло;
2. Россия все же правовое государство, но тогда стоит уже само решение Минобороны, связанное с «кавказским прецедентом», исследовать на предмет законности.
Есть и третий вариант: взять, да и записать в ФЗ-53 от 28.03.1998 строчку о том, что сей закон министры вольны дополнять удобными в тех или иных случаях пунктами…
В сегодняшней ситуации любой профессиональный юрист в состоянии найти ляпы в решениях главного военного ведомства. При этом у молодых людей, призываемых не из кавказского региона, могут возникнуть отнюдь небезосновательные претензии: мол, а почему это представителей одних национальностей в армию призывают, а представителей других – нет, хотя Конституция говорит о равенстве всех россиян перед законом. Мало того, министерство Анатолия Сердюкова создает совсем уж негативный прецедент: получается, что МО отказывается от услуг тех призывников, которые не могут связать свой национальный характер с армейской дисциплиной. В таком случае пойти по «кавказскому пути» вполне могут и представители других национальностей, которые решат, что для отмены призыва из их республики достаточно просто устроить в воинских частях разнузданную неуставщину. Глядишь, в главном военном ведомстве через пару-тройку лет примут решение отказаться от призыва и новых «плохих парней».
На самом деле весьма дискриминационное решение Минобороны по поводу отказа от призыва молодых людей с Северного Кавказа, каким бы значимым с дисциплинарной точки зрения оно ни являлось, есть лишь прямое свидетельство тому, что министерство никаких других способов наладить дисциплину в армии не находит. Вместо того чтобы решать проблему по-настоящему, в главном военном ведомстве решили просто выстроить своеобразную «Берлинскую стену», отгородившись от «нежелательных» призывников странной конструкцией, которая даже не стыкуется с законом.
Руководствуясь логикой Минобороны России, можно перенести такой опыт и на другие сферы деятельности: например, приостановить лечение буйно помешанных в специальных медицинских учреждениях, ведь они создают буквально кучу проблем медперсоналу – буянят, понимаешь… Можно отказаться от обучения тех школьников, которые нередко проявляют стороны асоциального поведения – глядишь, учителю станет спокойнее работать… Да тогда и некоторых депутатов придется из Госдумы, что называется, попросить, ведь их поведение порой тоже вызывает много вопросов.
В общем, решение Минобороны более чем спорное, и волнует здесь не только и даже не столько решение как таковое, а то, что оно принято без наличия какой бы то ни было правовой базы, не говоря уже о том, что такие серьезные вещи нужно выносить на общественное обсуждение.
Информация