Radkampfwagen 90. Немецкий взгляд на колёсные танки

24
Колёсные танки есть сегодня в арсенале армий многих стран. Самым известным и одним из самых мощных является итальянский Centauro, вооруженный 120-мм орудием. При этом колесная бронетехника с орудием танкового калибра в качестве основного вооружения есть у ЮАР, США, Китая, Франции. Именно Францию можно назвать страной, в которой концепция колёсных танков прижилась лучше всего. Большое количество пушечных бронеавтомобилей было создано во Франции ещё до начала Второй мировой войны, работы над созданием подобных машин продолжились в этой стране и после завершения конфликта. В свою очередь, в соседней Германии попытка получить собственный колёсный танк пришлась на период окончания холодной войны и привела к созданию опытной машины Radkampfwagen 90, которая в серийное производство не пошла.

История появления колесных танков


Большое влияние на попытку немцев создать собственный колесный танк оказала именно Франция. До войны в этой стране был спроектирован и запущен в серийное производство очень удачный бронеавтомобиль «Панар 178», который гораздо более известен под присвоенным ему военными индексом AMD 35. Это был колесный бронеавтомобиль с достаточно мощным вооружением для машин данного класса и неплохой броней. AMD 35 вооружался 25-мм пушкой, которая могла достаточно эффективно бороться с легкими немецкими танками, а толщина лобового бронирования доходила до 26-мм (для сравнения у советского легкого танка Т-26 толщина брони не превышала 15 мм). Немцы достаточно активно использовали захваченные французские пушечные бронеавтомобили всю войну, передав их в части СС и привлекая для борьбы с партизанами.




Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 и стоящий за ним Radkampfwagen 90


При этом сами немцы в годы войны активно использовали тяжелый 8-колесный бронеавтомобиль, который по своей концепции и возможностям был максимально близок к послевоенным колесным танкам. Речь идет о семействе Sd.Kfz.234, боевые машины которого выпускались в вариантах с 50-мм танковой пушкой, установленной во вращающейся башне, и в противотанковом варианте с 75-мм пушкой, установленной в открытой рубке, которая спереди была защищена щитком орудия. Однако после войны на долгие годы в Германии не велось работ по дальнейшему развитию данной концепции, а во Франции напротив, колесная бронетехника, вооруженная пушками, которые позволяли бороться и с танками противника, продолжала активно развиваться.

Именно Франция добилась наибольших успехов в создании различных бронеавтомобилей с пушечным вооружением, последние модели которых можно было уже смело отнести к колесным танкам. Во многом это было связано с реальными потребностями французских вооруженных сил, которые после завершения Второй мировой войны участвовали в нескольких колониальных войнах, имея среди своих противников не регулярные части, а слабые, плохо вооруженные и недостаточно обученные формирования, которые боролись за свою независимость во Французском Индокитае и в Алжире. В таких условиях недостаток брони не был проблемой, а достаточно мощные пушки – 75-мм и 90-мм обеспечивали необходимую огневую мощь. При этом французская колесная техника отличалась отличными динамическими характеристиками, ее скорость позволяла быстро ретироваться с поля боя, если что-то начинало идти не по планам французского командования.


Тяжелый бронеавтомобиль (колесный танк) AMX-10RC


Вершиной французской технической мысли в области создания колесной бронетехники с мощным пушечным вооружением стал полноценный колесный танк AMX-10RC, вооруженный 105-мм пушкой. Данная бронированная машина была разработана специалистами совместного предприятия компаний GIAT и Renault по заказу французских вооруженных сил. Основное назначение AMX-10RC – это ведение активной разведки, при этом колесный танк может достаточно эффективно бороться и с бронетехникой противника. AMX-10RC серийно производился с 1976 по 1994 год, в настоящее время на вооружении французской армии находится более 200 тяжелых бронеавтомобилей данного типа.

Немецкая попытка создать колесный танк


Во многом именно под влиянием своих соседей в ФРГ в 1980-е годы задумались над созданием собственного колесного танка. Создание тяжелой разведывательной машины Бундесвер заказал инженерам известного концерна Daimler Benz. По сути, разрабатывался колесный истребитель танков, который можно было бы производить большими партиями за счет меньшей стоимости по сравнению с основными боевыми танками. Массовость и хорошее вооружение, по мнению разработчиков и военных, позволили бы использовать новую боевую машину, в том числе, и против «красных танковых орд», представленных бронетехникой СССР и стран организации Варшавского договора. Основными критериями, которые закладывали конструкторы и военные в новую машину, были не только высокая мобильность, но и приемлемое для машин данного класса бронирование. Помимо французского колесного танка AMX-10RC немцы черпали вдохновение и в технике собственного производства. Так на вооружении Бундесвера уже находилась колесная (8х8) разведывательная машина SpPz 2 Luchs, вооруженная 20-мм автоматической пушкой, и колесный бронетранспортер TPz 1 Fuchs.


Боевая разведывательная машина SpPz 2 Luchs



Бронетранспортер TPz 1 Fuchs


Прототип новой боевой машины был готов уже в 1983 году и получил обозначение Radkampfwagen 90 (колесный танк 90), при этом «90» в названии означало не калибр используемого орудия, а предполагаемый год начала поступления новой колесной бронетехники на вооружение. Полная боевая масса прототипа превышала 30 тонн, благо разработчикам не нужно было обеспечивать машине плавучесть. Это позволяло также обеспечить машине достаточно мощное бронирование. В лобовой части корпуса толщина брони доходила до 50-60 мм, при этом бронелисты размещались под рациональными углами наклона. Такая броня на средних дистанциях боя могла выдерживать обстрел и 30-мм автоматических пушек, которыми были вооружены советские БМП-2.

Для колесного танка немцы выбрали классическую для танков компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в корме боевой машины. В передней части корпуса было размещено отделение управление с местом мехвода, далее в средней части корпуса располагалось боевое отделение, над которым была установлена вращающаяся башня от основного боевого танка Leopard 1A3. В башне размещалось основное вооружение – нарезная 105-мм танковая пушка L7A3 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет MG3A1, который являлся дальнейшей модернизацией крайне успешного единого пулемета MG42. Шасси боевой машины позволяло без особых проблем устанавливать различные образцы вооружений и другие башни. Существовали варианты создания зенитной версии колесной боевой машины, а также установки различного разведывательного оборудования и средств связи. Экипаж колесного танка состоял из 4-х человек: командира машины, механика-водителя, наводчика и заряжающего.


Radkampfwagen 90


Специально для колесного танка была разработана мощная гидропневматическая независимая подвеска с изменяемым клиренсом. Это было необходимо, так как машина обладала большой массой, а конструкторы предусмотрели возможность установки других модулей вооружений и военного оборудования. В перспективе они рассматривали возможность установки на колесное шасси и башни от основного боевого танка «Леопард-2» (или максимально приближенных к ней прототипов) со 120-мм гладкоствольным орудием, что серьезно повысило бы возможности колесного танка по борьбе с бронетехникой потенциального противника. Стоит отметить, что боевая масса машины обеспечивала в этом плане преимущество и развязывала конструкторам руки. В то же время итальянцы для своего колесного танка Centauro и французы для AMX-10RC, которые были существенно легче немецкого прототипа, вынуждены были прибегать к различным техническим решениям, для того чтобы минимизировать последствия отдачи мощного танкового орудия.

Сердцем боевой машины Radkampfwagen 90 стал необычайно мощный для колесной бронетехники двигатель. Немцы установили в корпус 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 830 л.с. (610 кВт). Этот двигатель был мощнее танкового дизеля В-46, который устанавливался на советские танки Т-72 (780 л.с.), обладавшие еще и большей боевой массой. Установка мощного дизеля обеспечивала колесному танку прекрасные скоростные характеристики. При движении по шоссе машина легко развивала максимальную скорость – 100 км/ч. Отдельно можно выделить и управляемость всех колес, что обеспечивало практически семиметровому колесному танку приемлемый радиус разворота.


Radkampfwagen 90


Испытания Radkampfwagen 90 начались в сентябре 1986 года. Они продемонстрировали правильность выбранного подхода и доказали необходимость такой машины, боевой потенциал которой серьезно превышал возможности БРМ SpPz 2 Luchs. В целом испытания проходили достаточно успешно, но на проекте самым негативным образом сказались исторические события – окончание холодной войны, исчезновение реальной угрозы со стороны Советского Союза, который прекратил свое существование, как и организация Варшавского договора. Изменение политической ситуации и снижение напряженности в мире поставили крест на перспективном проекте. Единственный построенный прототип немецкого колесного танка хранится в настоящее время в коллекции Военно-технического музея в городе Кобленце. При этом нельзя сказать, что проделанная работа не принесла никаких плодов. Помимо накопленного опыта, никто не исключает, что проект колесного танка снова может заинтересовать Бундесвер (особенно в свете меняющихся военно-политических реалий), наработки по Radkampfwagen 90, в том числе и его четырехосное шасси, были в дальнейшем использованы при создании семейства многоцелевых колесных бронемашин Boxer совместного германо-нидерландского производства.

Тактико-технические характеристики Radkampfwagen 90:
Габаритные размеры: длина – 7100 мм, ширина – 2980 мм, высота – 2160 мм.
Клиренс – 455 мм.
Боевая масса – 30 760 кг.
Силовая установка – 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель мощностью 830 л.с. (610 кВт).
Максимальная скорость – 100 км/ч (по шоссе).
Емкость топливного бака – 300 литров.
Вооружение – 105-мм нарезная пушка L7A3 и 7,62-мм пулемет MG3A1
Экипаж – 4 человека.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 апреля 2019 12:23
    В статье все сказано: колесные более скоростные и маневренные.За гусеничными-проходимость и броня.
    Но Сирия показала,что на таких колесниках быстро и эффективно решаются проблемы с "джихатмобилями".
    Учитывая ,что пустыни основной ландшафт многих стран, у такой техники высокий ЭКСПОРТНЫЙ потенциал.
    Да и в ВДВ колесные танки не помешала бы...
    1. +1
      23 апреля 2019 13:54
      Цитата: knn54
      Да и в ВДВ колесные танки не помешала бы...

      У ваших ВДВ не плохая САУ есть СПРУТ скоро и лотос появится и все на шасси БМД-4,не плохое шасси.
      А с джихад такси спокойно справятся Тигры и Медведи,или ЛША Скорпион более легкий и маневренный,если вы все таки начнете их производить.
      1. 0
        23 апреля 2019 18:41
        Цитата: болот

        У ваших ВДВ не плохая САУ есть СПРУТ скоро и лотос появится и все на шасси БМД-4,не плохое шасси

        Это все машины гусеничные. А каждая гусеница - это под сотню высоконагруженных шарнирных соединений, вынужденных работать в очень сложных условиях постоянного попадания абразивных смесей - песок, грязь и прочее. Пыльники на палец гусянки никто не ставит. Поэтому 3000 пробега - меняй гусянку. Это в идеале. В реале чаще. Идем дальше. Если гусянка в колонне - скорость марша 25-30 км в час... Медленно, вы не нахолите? А, если приходится сопровождать колонны? или патрулировать на солидной территори? Пробеги и техобслуживание гусеничной техники прикинте.
        Цитата: болот
        справятся Тигры и Медведи,или

        А, чем, простите, Тигры и Медведи с будут справляться с бронированным джихад-мобилем? Или , даже с обычной тойотакампфвагеном, вооруженным ЗУшкой? способной на дистанции в пару километров расковырять их броню? И, сколько будет лететь ЛША по вашему вызову? Успеет ли?
        1. 0
          23 апреля 2019 18:48
          Цитата: tchoni
          Это все машины гусеничные. А каждая гусеница - это под сотню высоконагруженных шарнирных соединений, вынужденных работать в очень сложных условиях постоянного попадания абразивных смесей - песок, грязь и прочее. Пыльники на палец гусянки никто не ставит. Поэтому 3000 пробега - меняй гусянку. Это в идеале.

          Вы для своего ТВД,хорошую машину создали.Если на Юг посмотрите,Где колеса можно использовать это южнее даже Балхаша,тут мы сами спокойно справимся.На Запад,там будет перенасыщение ПТРК,и много зелени,населенных пунктов.Там вам очень сильно понабятся ОБТ,с все возможной защитой и тяжелые БТР.
      2. 0
        12 мая 2019 15:16
        У траков ограничение по максимальной скорости, и на шоссе у колес преимущество. Да и в плане обслуживания тут тоже вопрос , в бою потеря гусли для танка считай смерть. А вот для допустим 8 колесного вездехода не так смертельно но тут тоже свои нюансы.
  2. -7
    23 апреля 2019 13:26
    Подобный вид техники может использоваться почти исключительно на дорогах общего пользования. Причём целых дорогах. В разрушенный населённый пункт им хода нет (битый бетон/кирпич, арматура, завалы), на просёлке и поле (все, кроме ближневосточный ТВД) застрянет, в песке завязнет. Как показала практика применения "Страйкеров" в Ираке/Афганистане, эксплуатация их обходится дороже гусеничной техники. Хотя должно быть наоборот. Единственное применение - быстрый рывок по неприкрытым шоссе для захвата транспортных узлов и развязок. И то, если противник сильно уступает тебе по всем параметрам. Очень нишевая техника, массовое использование её - тупость, рассчитанная на быструю войну с папуасами.
    1. +4
      23 апреля 2019 14:42
      Ну и бред Вы несете!!! Колесная техника с регулировкой давления в шинах в разы проходимие гусеничной!!! Проверенно не раз, а вот в экономичности очень уступает. Там еще есть нюансы,леньв подробности вдоваться. ЮАР в свое время создало громадное количество именно колесной техники которая действовала преимушественно в болотистой местности
      1. +2
        23 апреля 2019 15:01
        Цитата: Nehist
        Ну и бред Вы несете!!!

        Юрий правильно пишет,колеса в городах Ирака встала,была такая тема на этом сайте.
        Цитата: Nehist
        Колесная техника с регулировкой давления в шинах в разы проходимие гусеничной!!!

        Без сомнений,лично проверно на наших песчаных суглинках в Казахстане после дождей или схода снега но не знаю как колеса поведут севернее от нас.
      2. +5
        23 апреля 2019 17:20
        Цитата: Nehist
        Ну и бред Вы несете!!! Колесная техника с регулировкой давления в шинах в разы проходимие гусеничной!!!

        Нет. Гусеничная проходимее однозначно. Особенно на "сложной" местности.
      3. -1
        24 апреля 2019 12:11
        В ЮАР колёсная техника использовалась против папуасов (партизан). По болотам они не ездили - ездили по дорогам общего пользования. Сходу сложный участок на спущенных колёсах не проехать. Нужно встать, спустить, проехать ООООчень медленно, встать и затем накачать до нормального. На гуслях всё делается сходу. Попытка ездить не недокаченых шинах закончится для них плачевно через 20-30 км, а заодно и для командира машины, когда командир подразделения такое увидит. Экономичность колёсной/гусеничной техники - понятие субъективное. Одно дело сравнивать пустые машины на шоссе, другое - на войне. На войне машины набиты под завязку и сильно перетяжелены и десант на них, как бабы с сенокосу. На тяжёлых грунтах при загрузке сверх всяких норм (на войне все грунты тяжёлые) на колёсах износ шин, ступиц и приводов увеличивается до 10 раз от номинала. Одно дело на учениях в труселях и шлепанцах прокатиться с ветерком, другое дело на войне с недельным запасом БК и жратвы.
        1. 0
          24 апреля 2019 14:09
          Да да!!!Ангольская армия ну прям партизанская была с танками и бмп и бтр совецкого производства... Какие продвинутые партизаны однако... А еще 15 тысячный кубинский корпус... Офигенные партизаны
      4. 0
        5 мая 2019 05:43
        Цитата: Nehist
        Ну и бред Вы несете!!! Колесная техника с регулировкой давления в шинах в разы проходимие гусеничной!!! Проверенно не раз, а вот в экономичности очень уступает. Там еще есть нюансы,леньв подробности вдоваться.
        Ну ну, раскисшие склоны и косогоры, и БТРы на тросах за гусеницами типичная картина для средней полосы.
    2. 0
      23 апреля 2019 16:55
      во-первых, страйкер - неудачный проект
      американцы уже давно хотят от него отказаться.
      сейчас их в нато на боксеров активно меняют.
      по ним судить не надо
      во-вторых, есть уже озвученная проблема доставить броню в труднопроходимые места
      в третьих, минная угроза. Многоколесная техника вполне может оказаться просто удобнее.
      1. +2
        23 апреля 2019 17:22
        Цитата: yehat
        американцы уже давно хотят от него отказаться.

        Нет. Они единственные, кого не сокращали.

        Цитата: yehat
        сейчас их в нато на боксеров активно меняют.

        ?
        Сейчас их в нато довооружают.
  3. +2
    23 апреля 2019 14:53
    hi Спасибо:
    ... Речь идет о семействе Sd.Kfz.234
    Немецкие SdKfz 234 Puma в Чехословакии в мае 1945 года.
    _SdKfz 234 Puma (Sonderkraftfahrzeug 234, или автомобиль специального назначения 234) - бронированный автомобиль, разработанный и построенный в Германии во время Второй мировой войны. Сам автомобиль имеет легкую броню, 50-мм пушкой и впечатляющим дизельным двигателем Tatra V12.
    -- SdKfz 234/1 - 1 x 2 cm KwK 30 L/55 автопушка, 1 X MG34 пулемет. Эта конструкция отличалась открытой башенкой. Было произведено около 200.
    -- SdKfz 234/2 "Puma" - 1 x 5 см KwK 39 л/60, 1 X MG42. Применялась полностью закрытая башня, первоначально предназначенная для легкого танка VK1602 Leopard. Фронт башни был защищен 30-мм броней, установленной под углом 20° от вертикали. По бокам и сзади 10-мм броня была установлена под углом 25°, а верхняя пластина-10-мм броня.
    1. +1
      23 апреля 2019 15:17
      feel ....Вместо 1-го (немого) ролика про сдачу Sd.Kfz. 234/2 в Чехословакии в мае 1945 года:
  4. +2
    23 апреля 2019 14:55
    Так на вооружении Бундесвера уже находилась колесная (8х8) разведывательная машина SpPz 2 Luchs

    Вершиной французской технической мысли в области создания колесной бронетехники с мощным пушечным вооружением стал полноценный колесный танк AMX-10RC
    Бронетранспортер TPz 1 Fuchs
    EXF 8x8 Radpanzer 90
  5. +1
    23 апреля 2019 15:14
    Я думал, что знал уже все образцы колёсных танков, включая кубинские, Ан нет... Удивили...
  6. 0
    23 апреля 2019 16:08
    У немцев сейчас есть Боксер - тяжелая колесная БТР....САУ на ее базе уже показывали, при нужде в колесном танке - быстро сделают.
  7. 0
    23 апреля 2019 17:06
    Казахстанский взгляд на колесные танки,личное мнение.
    По мне бы не плох был симбиоз Спрута и колесных шасси от Руиката.Который мог бы бороться с ОБТ с закрытых позиций а так же быстро перемещаться по степным краям или использую дорожную инфраструктуру.
    Изобретение ,в виде установки ПТО на имеющиеся БТР считаю без преспективным,Машину создовать надо с нуля.
    На БТР проще ,если погон башни выдержит,устанавливать 57 мм,Барыс,Мбомбе,8х8 но без десанта,чисто машина огневой поддержки.Или дуплекс 100/30.
    1. +2
      23 апреля 2019 17:40
      Цитата: болот
      Изобретение ,в виде установки ПТО на имеющиеся БТР считаю без преспективным,Машину создовать надо с нуля.

      Слишком высокий центр тяжести при установке на БТР, особенно современные. Так что по крайне мере корпус надо с нуля клепать.
      1. +1
        23 апреля 2019 17:51
        Цитата: Лопатов
        ...Слишком высокий центр тяжести при установке на БТР,.

        hi БТР-90 Росток

        ...Вариант с башней от "Спрут" -- пониже вроде recourse
      2. +1
        23 апреля 2019 17:53
        Цитата: Лопатов
        Слишком высокий центр тяжести при установке на БТР, особенно современные. Так что по крайне мере корпус надо с нуля клепать.

        Об этом и пишу,Макимум для БТР это 50/57.И то наш Барыс -27 тонн переутежеленный,тяжело перемещается по заснеженым просторам с легкой оттепелью,около 0 или +5.
        Сейчас оптимальное оружие выбрали 2а42 с отдачей 20 тонн,А барыс МБОМБЕ 6х6 2а72
  8. 0
    25 апреля 2019 18:06
    Цитата: tchoni
    Цитата: болот

    У ваших ВДВ не плохая САУ есть СПРУТ скоро и лотос появится и все на шасси БМД-4,не плохое шасси

    И, сколько будет лететь ЛША по вашему вызову? Успеет ли?
    . Ээээ... К такому жизнь меня не готовила. Напоминает старый ролик про Гену и Чебурашку.