«Поцелуй Иуды» как исторический источник

35
Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
Евангелие от Иоанна, 18:10-11


Есть у нас в России хорошая поговорка: дорого яичко к Пасхе. Поскольку, раз у нас сегодня Пасха, давайте не только поздравим с этим праздником друг друга, но и используем его, чтобы вновь познакомиться с прекрасными средневековыми миниатюрами и изображенными на них воинами в доспехах. То есть опять обратимся к источниковой базе наших знаний о Средних веках.



«Сколько людей, столько… и описаний»


Об аресте Христа и поцелуе Иуды в Новом завете рассказывают все четыре его автора, хотя Иоанн описывает только сцену ареста. В Евангелии от Матфея сказано: «…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». (Мф. 26:47-49) Описание Марка более коротко: ««Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его». (Мк. 14:44-45) Лука же пишет об этом так: «…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22:47-48)


«Поцелуй Иуды», барельеф со стены Бременского собора.

«Предательский поцелуй – библейская традиция»


Причем исследователи Нового Завета также отмечают тот факт, что поцелуй, который Иуда выбрал в качестве условного знака для воинов, явившихся арестовать Христа, в то время был традиционным приветствием у евреев и ничего особенно не подразумевал. Ну а сам поцелуй перед предательством был известен еще из Ветхого Завета, когда полководец царя Давида Иоав прежде чем убить Амессая «взял... правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2Цар. 20:9-10).


«Арест Христа». Фреска ок. 1290 г. Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто. На ней очень интересно изображены воины. Явно не в традиции Средневековья, хотя на некоторых шлемы, явно соответствующие времени создания фрески. Но не все… Скорее всего ее автор был в Риме и видел собственными глазами колонну Траяна или какие-то другие памятники древней римской истории.

«Поцелуй Иуды» как исторический источник

То есть все зависело от источника информации и… интеллекта самого иллюстратора, попытавшегося на основе увиденного точно показать эпоху события. Потому что, когда этого не было, на тех же фресках появлялись вот такие воины, как, например, работы фра Анджелико (1395-1455). Фреска относится к 1437-1446 гг. и находится в музее Сан-Марко во Флоренции.

«Конан Дойль об аресте Христа»


Естественно, что такая вот кульминация земной жизни Христа не могла не найти своего отражения во всех видах искусства Средних веков, будь то скульптура, фресковая живопись или книжная миниатюра. А вот как описал сцену ареста Христа Артур Конан Дойль в своем историческом романе «Белый отряд». Он же упоминает и о рабе первосвященника Малхе, которому за то, что он ударил Христа по щеке, апостол Петр отсек мечом правое ухо: «Кстати, что касается убийства Спасителя, то это была прескверная история. Добрый падре во Франции прочел нам по записи всю правду о ней. Солдаты настигли его в саду. Может быть, апостолы Христовы и были людьми святыми, но как воинам им грош цена. Правда, один, сэр Петр, действовал как настоящий мужчина; но — если только его не оклеветали, он отсек слуге всего лишь ухо, а рыцарь не стал бы хвалиться таким подвигом. Клянусь десятью пальцами! Будь я там с Черным Саймоном из Нориджа и несколькими отборными людьми из Отряда, мы бы им показали! А если уж ничего бы не смогли поделать, мы бы этого лжерыцаря, сэра Иуду, так истыкали английскими стрелами, что он проклял бы тот день, когда взял на себя столь подлое поручение».

«Арест Христа» как исторический источник


Нас, однако, больше всего интересует то, как сцена ареста Христа и Иудиного целования была отражена в средневековой живописи – фресках и книжных миниатюрах. И опять-таки даже не изображение самого Христа, достаточно традиционное у всех художников, а людей, окружавших его. Потому, что здесь живописцы и иллюстраторы уже не следовали библейским канонам, а рисовали то, что хорошо знали – то есть окружавшую их жизнь.


Вот, например, фреска XV в. в Констанцском кафедральном соборе Девы Марии (бывшая епископская церковь в городе Констанц на Боденском озере, Германия). На ней хорошо виден самый настоящий рыцарь в «граненых», типично германских доспех и в шлеме салад. Согласно результатам Фоменко и Носовского, Иисус Христос жил в 1152–1185 гг. Но… тогда все равно не сходится, потому, что изображенные на фреске латы — это никак не XII, а именно XV в.


Это пентаптих, выполненный около 1390 года, представляет собой роспись темперой и золотом на дереве. Высота: 123 см; Ширина: 93 см. (Национальный музей в Варшаве) Прекрасное качество изображения позволяет сделать прекрасную реконструкцию воина этого времени, ориентируясь, ну, скажем, по крайней фигуре справа.


Очень много прекрасных миниатюр встречается в «Часословах». Вот одна из них из «Часослова» 1390-1399 гг. из Брюгге, в Бельгии. (Британская библиотека, Лондон). Как видите, страны – разные, книги – разные, художники и их живописная манера тоже отличается, а вот фигуры воинов похожи словно близнецы. И ясно почему: да просто мода в то время была такая, что где-то в Польше, что в городе Брюгге…


Ну, а вот таким в этот же «Часослове» представлен Св.Георгий, поражающий дракона. Здесь на себя внимание обращает его выгнутый щит, как раз по моде того времени и шлем бацинет с выпуклым забралом в отверстиях для дыхания.


Фреска из церкви Сан-Аббодино в Комо в Италии, примерно 1330 -1350 гг. вызвала настолько сильный интерес со стороны английского историка Дэвида Николя, что он посвятил ее разбору целых две страницы в своем энциклопедическом труде «Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350». Сюжетов, связанных с последними днями жизни Христа, там несколько: «Предательство», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Обвинение Петра», словом, посмотреть там есть на что, а у художника была возможность украсить церковь красочными многофигурными композициями. При этом интересно, что воины, изображенные на этих фресках, представляют собой типичную пехоту итальянских городов, и в частности – ополчения Милана, под властью которого в то время находился и город Комо.

А вот что об это сообщает Дэвид Николь…


Большинство мужчин на фресках носят бацинеты, причем некоторые с кольчужными авентайлами. Некоторые из последних носят поверх кольчуг жесткие воротники, воротниками, которые достаточно высоки и достают до края шлема. Причем длинные волосы мужчины слева указывают на то, что шлем и воротник между собой не соединяются. На некоторых надет шлем «железная шляпа», но поля у него узкие, что опять-таки было характерно для Италии.


Миниатюра с изображением воинов шлемах «шапель-де-фер» из «Библии моралисе» 1350 г. из Неаполя. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Все воины одеты в кольчуги, а на одном из них, который стоит позади Христа, надеты даже латы, из-под которых видны кожаные претиги в чисто римской традиции. Интересно, что абсолютно у всех воинов из-под кольчуг видны длинные стеганые гамбезоны с вертикально выполненной простежкой, причем спускаются они ниже колен. Подобной длины гамбезоны на рыцарских эффигиях практически не встречаются, но вот на изображениях итальянской «милиции» — их можно увидеть довольно часто.

На данной фреске латной обуви ни у кого из воинов нет. Но из-под «стеганок» видны латные наголенники, то есть перед нами воины явно небедные, раз на них столько всего надето. По сути от рыцарей они отличаются только более простыми шлемами и отсутствием латной обуви.

Щиты разнообразны и интересны, начиная от обычного «змеевидного» типа с плоской вершиной, до более крупного щита с круглой вершиной заметным шипом в его основании. Последний мог использоваться для того, чтобы щит можно было воткнуть в землю, чтобы создать стену из щитов, за которой могла бы присесть пехота. Третьей формой щита является маленький баклер (у воина слева). Разнообразное вооружение включает в себя кинжалы, начиная с маленьких и до полноразмерных базилардов, одним из которых вооружен воин, стоящий позади Христа. Мечи практически не видны, но они есть у воинов, а на заднем плане показаны различные наконечники копий и боеголовка шестопера.

«Часословы» как источники


Интересно, что похожие доспехи мы видим и на миниатюре из знаменитого «Великолепного часослова герцога Беррийского», (иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского»), 1405-1408 гг., созданного по заказу герцога Жана Беррийского братьями Лимбург. Этот манускрипт сегодня хранится в средневековом собрании Клойстерс, музея Метрополитен в Нью-Йорке и принадлежит к числу ценнейших исторических памятников Средневековья. В инвентарной описи 1413 года хранитель библиотеки герцога Робине д’Этамп описал это манускрипт как: «… прекрасный часослов, очень хорошо и богато иллюстрированный. В начале его располагается изящно написанный и иллюстрированный календарь; к нему примыкают сцены жития и мученичества Святой Екатерины; далее следуют четыре Евангелия и две молитвы к нашей возлюбленной Деве; с них начинаются часы Девы Марии и различные другие часы и молитвы…»


Миниатюра из «Часослова» герцога Беррийского. Здесь мы видим довольно любопытные фигуры воинов и, скорее всего, перед нами уже работы мастеров Возрождения, знакомых с образцами римского искусства, но синкретически соединяющие его с реалиями своего времени.

Ну и, конечно, мы не можем обойти молчанием миниатюрные сцены из «Бедфордского часослова» из собрания Британской библиотеки. Работы над рукописью могли начаться еще в 1410-1415 годах и продолжаться до начала 1420-х годов. Наиболее значительные дополнения в него были сделаны между 1423 и 1430 годами, когда рукопись находилась во владении Джона, герцога Бедфорда. Они включают в себя цикл полностраничных миниатюр из Книги Бытия, портреты герцога Бедфорда и его жены Анны Бургундской с молитвами к их святым покровителям.


Страница из «Бедфордского часослова». Интересующие нас миниатюры находятся на страницах в медальонах справа. То есть это самые настоящие миниатюры, требовавшие от иллюстраторов большого мастерства…


Сцена с поцелуем и «ухом Малха»


Допрос у первосвященника.


Несение креста. Как видите, художники особенно не фантазировали, а обрядили всех персонажей за исключением Христа в одежды своего времени.


Гроб воскресшего Христа и… два рыцаря, об этом чуде сообщающие.


Ну, и последняя иллюстрация с несением креста на Голгофу, 1452-1460 гг. и выполненная на пергаменте. Размеры: высота 16, 5 см, ширина 12 см. (Музей Конде, расположенный в замке Шантийи в коммуне Шантийи (департамент Уаза), в 40 километрах севернее Парижа) На ней мы видим типичные рыцарские доспехи северной Европы, причем некоторые воины, явно победнее, носят бригандины. Интересно содержание миниатюры. На переднем плане куют гвозди для распятия. Христос облачен в царственный пурпур. Позади на дереве висит удавившийся Иуда, а дьявольский дух покидает его бренное тело.

Таким образом, изучение тематических миниатюр в иллюминированных манускриптах Средневековья дает нам ценную информацию о воинском снаряжении этой эпохи, подтверждаемую также скульптурами-эффигиями и сохранившимися образцами доспехов и оружия.

И в заключение всех, кто читает этот материал, хочу поздравить с праздником Пасхи! Христос воскрес! Воистину воскрес!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 апреля 2019 18:04
    Спасибо очень хорошая статья и прекрасные иллюстрации.
    1. +7
      26 апреля 2019 19:11
      Айда Вячеслав Олегович, айда молодец!!!
      С уважением, Воистину воскрес!!!
  2. +10
    26 апреля 2019 18:06
    еврейский бог,польские предатели,древний рим,старая европа и английский писатель..всё смешалось в доме облонских... belay
    1. 0
      28 апреля 2019 00:40
      УВЫ такова история МИРА!!!!!!!
  3. +3
    26 апреля 2019 18:18
    -а сам поцелуй перед предательством был...
    Одной из древних "традиций" иудеев.
    1. +2
      27 апреля 2019 09:08
      Цитата: knn54
      -а сам поцелуй перед предательством был...
      Одной из древних "традиций" иудеев.

      вряд ли. поцелуй очень демаскирует предателей
  4. Комментарий был удален.
  5. -3
    26 апреля 2019 19:16
    самая кровожадная нация на планете -евреи только такой вывод следует.
    1. +5
      26 апреля 2019 19:43
      Равви Иисус со своими апостолами, как и все первые христиане, с Вами бы не согласились.
      С наступающим праздником Вас!
      1. -2
        27 апреля 2019 02:42
        иисус был галилеец
        1. +3
          27 апреля 2019 09:16
          Цитата: aries2200
          иисус был галилеец

          вы просто оригинал!
          там были галилейцы, йеудейцы, иерусалимцы, исраилийцы бейт лехемцы и много других евреев.
          1. +2
            27 апреля 2019 21:20
            Бейт Лехемцы и хевронцы это иудейцы. Галилейцы - исраэлиты.
  6. +5
    26 апреля 2019 20:04
    Kalibr: "Хочу поздравить с праздником Пасхи! Христос воскрес! Воистину воскрес!"

    Православная Пасха еще не наступила, поэтому - с наступающим праздником.
    Поздравляющий с Пасхой произносит только словосочетание: "Христос воскресе!".
    Поздравляют с Пасхой в воскресение, а не в пятницу.

    А в остальном все правильно написали laughing
    1. +6
      26 апреля 2019 21:18
      Вы думаете это я расставляю материалы по дням? Я и хотел, чтобы он вышел в воскресенье, но... почему-то его дали сейчас. Загляните на профиль. Там есть из чего выбирать!
      1. +2
        26 апреля 2019 21:23
        Поэтому-то и не надо было наобум текст писать laughing

        P.S. В воскресенье не забудьте правильное поздравление: "Христос воскресе" (ответ: "Воистину воскресе").
  7. +7
    26 апреля 2019 20:05
    Вячеслав Олегович , уже в которой статье замечаю Ваше стремление доказать что-то фоменкам-носовским и иже с ними . Может просто ну их убогих ? Материал как всегда хорош , а по иллюстрациям так и вовсе привычно вне конкуренции . Кстати на двух миниатюрах крест несомый Иисусом явно не каноничской формы , а больше похож на реальное средство казни в Риме . Видно художники имели всё же некую степень свободы в творчестве на религиозные темы ( а других то в те времена было негусто )
    1. +3
      26 апреля 2019 23:01
      Цитата: КВУ-НСвД
      Может просто ну их убогих ?

      Никогда не вредно пустить в сторону новохроноложцев что-то острое и, по возможности, ядовитое. smile Этакое профилактическое мероприятие. Лишний раз не покажутся.
      Автору респект и уважуха. Эти картинки не наскучивают. Спасибо, Вячеслав Олегович. hi
  8. +3
    26 апреля 2019 21:19
    Ну, в данном материале никаких "доказательств" нет. Любая работа по источникам само по себе доказательство.
    1. +1
      27 апреля 2019 07:47
      Вячеслав Олегович! Часто с Вами спорю и много не соглашаюсь, но в отношении Фоменко и иже с ним - согласен, согласен и еще раз согласен. С наступающим праздником. Христос Воскресе!
      1. +1
        27 апреля 2019 16:23
        Воистину Воскресе!
  9. +7
    26 апреля 2019 21:31
    «Арест Христа». Фреска ок. 1290 г. Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто. На ней очень интересно изображены воины. Явно не в традиции Средневековья, хотя на некоторых шлемы, явно соответствующие времени создания фрески. Но не все… Скорее всего ее автор был в Риме и видел собственными глазами колонну Траяна или какие-то другие памятники древней римской истории.
    Автор, Ченни ди Пепо или Чимабуэ действительно был в Риме, в 1272 году, а в1296 расписывал храм в Ассизи. А воины на ней действительно изображены не в традициях средневековья, так как Чимабуэ - один из ярких представителей такого этапа итальянской культуры, как проторенессанс - явление, характерное исключительно для Италии. Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию. Все это нашло отражение в фреске.
    1. +3
      26 апреля 2019 21:52
      То есть все зависело от источника информации и… интеллекта самого иллюстратора, попытавшегося на основе увиденного точно показать эпоху события. Потому что, когда этого не было, на тех же фресках появлялись вот такие воины, как, например, работы фра Анджелико (1395-1455). Фреска относится к 1437-1446 гг. и находится в музее Сан-Марко во Флоренции.
      А вот Джованни да Фьезоле, который фра Анджелико, это яркий представитель эпохи кватроченто, поэтому ожидать от него точного соответствия таких деталей, как предметы вооружения совсем не стоит, для него они глубоко вторичны. Главное - передать с масимально мягким лиризмом, на грани наивности. Даже цветовые решения очень простые.
  10. +3
    26 апреля 2019 21:46
    Цитата: Оператор
    Поэтому-то и не надо было наобум текст писать

    Все тексты пишутся заранее. Выкладываются редактором. Как Вам это еще объяснить, непонятно. На профиль загляните...Выбор был.
  11. +4
    26 апреля 2019 21:48
    Цитата: Оператор
    "Христос воскресе" (ответ: "Воистину воскресе").

    Мы современные люди. Почему нужно пользоваться старославянским?
    1. +1
      26 апреля 2019 22:36
      Потому что это вера предков, с момента крещения Руси. Православие за века, тысячелетие не поменялось в своих правилах, почему, к примеру, в церквях православных стоят а у католиков сидят? Потому что мы как и первые христиане ни на йоту не отступаем от правил с первых шагов православия на Руси, не прогибаясь в угоду современности, удобствам и т.д. Поэтому у нас и вера сильная в отличие от современного западного мира.
      1. +6
        26 апреля 2019 23:08
        Цитата: Fayter
        Православие за века, тысячелетие не поменялось в своих правилах,

        Уверены? А много ли вы тогда знаете о христианстве вообще и о православии в частности? Может быть стоит сначала хотя бы поверхностно изучить вопрос, а потом уже что-то говорить?
        Да и вообще, странно вам гордиться "верой предков", о которой вы не знаете ни бельмеса.
        1. 0
          27 апреля 2019 01:58
          О как, это сказал кто? Ни бельмеса, просветите темного, нижайше прошу, а то пропаду ни за полушку или понюшку табаку. Рентген вы наш, просветили, оценили кашпировский.
          1. +5
            27 апреля 2019 04:53
            Хотел, по привычке написать пространный разбор о трансформации обрядов в русской ветви православного христианства, но не стал - праздник однако!
            Скажу только одно - реформы патриарха Никона.....
            С уважением, Влад!
          2. +3
            27 апреля 2019 10:02
            Цитата: Fayter
            просветите темного

            А зачем вам? Многие знания - многие печали. Живите в своем мире, вам же нравится. В невежестве есть много удобств, стоит ли от них отказываться?
            Например, поверхностные суждения. Прелесть! Посудите сами: в любом вопросе вы специалист, даже эксперт.
            Или радикальные суждения. Мир контрастен и ясен, это хорошо, а это плохо. Не надо утруждать мозг, вникая во что-то.
            Есть и иные прелести.
            Но имейте в виду, что каждое, даже самое ничтожное знание, уместившееся в вашей голове пусть и немного, чуть-чуть, но портит эту прекрасную картину полной незамутненности. Поэтому подумайте, может как сейчас вам жить и лучше будет?
      2. +5
        27 апреля 2019 07:09
        Роман! Греки приняли православие раньше нас. И у них в церкви сидят! Сам видел. И в Греции, и на Крите, и на Кипре, и в Хорватии...и в Словении.
        1. +7
          27 апреля 2019 07:37
          Позволю себе процитировать ответ на возникшийвыше вопрос митрополита Илариона, епископа Русской православной церкви, митрополита Волоколамского, викария Патриарха Московского и всея Руси, богослова, патролога, церковного историка.
          "Нет такого правила, чтобы в Православной Церкви нельзя было бы сидеть за службой. Наоборот, если посмотреть устав богослужения, то можно увидеть, что существуют даже песнопения, которые называются «седальны», то есть в то время, когда они звучат в храме, положено сидеть. Кроме того, греческое слово «кафизма», которое применяется к чтению псалмов, означает ни что иное, как тексты, во время чтения которых предполагается, что молящиеся сидят. Наш церковный устав, который является византийским монашеским уставом, приспособлен, прежде всего, к монашескому богослужению и предусматривает такие моменты службы, когда можно сидеть. Благодаря тому, что человек во время службы то сидит, то встает, то становится на колени, он может и долгую службу выстоять без особых физических усилий.
          На практике сложилось так, что монастырский устав у нас остался, а скамейки постепенно исчезли. Об этом вспоминали греки, которые посещали Московскую Русь в XVII веке; они говорили: самое большое для нас испытание на Руси — стоять на службах, мы не привыкли к таким долгим службам. Эта традиция у нас сохранялась и в дальнейшем. В советское время она тем более осталась неизменной, потому что храмов было мало и на богослужениях люди стояли в церквах, набитых битком. Сейчас у нас есть храмы, где, по крайне мере, по стенам ставятся скамеечки для тех, кто пожелает посидеть или просто не может выстоять всю службу на ногах.
          Если говорить о православных храмах в Греции и некоторых других странах, то там просто стоят скамейки и люди сидят на службе. Думаю, у нас на приходах каждый настоятель должен чувствовать своих прихожан, слышать их мнение, и если необходимы скамейки, нужно их ставить."
  12. +4
    26 апреля 2019 23:08
    Интересно, что похожие доспехи мы видим и на миниатюре из знаменитого «Великолепного часослова герцога Беррийского», (иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского»), 1405-1408 гг., созданного по заказу герцога Жана Беррийского братьями Лимбург. Этот манускрипт сегодня хранится в средневековом собрании Клойстерс, музея Метрополитен в Нью-Йорке и принадлежит к числу ценнейших исторических памятников Средневековья.
    Помещенная в тексте миниатюра действительно из иллюстрированной рукописи, хранящейся в музее Метрополитен. И создана по заказу Жана Беррийского братьями Лимбург. Только называется она не «Великолепный часослов герцога Беррийского», (иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского»), а Прекрасный часослов герцога Беррийского.
    Что касается Великолепного или Роскошного часослова, то он тоже был заказан герцогом Жаном Беррийским миниатюристам братьям Полю, Жану и Эрману Лимбургам. История его интересна, в его создании учавствовали такие художники, как д`Эйк и Коломб.
    Приобретённый герцогом Омальским в 1856 году, часослов хранится в его замке Шантийи (в настоящее время — Музей Конде). Вместе с поместьем и находящимся в нём собранием произведений искусства часослов был передан герцогом французскому государству; по его завещанию, манускрипт, как и другие экспонаты, никогда не должен покидать пределов Шантийи.
    Так что это две разные книги.
    Всего же Лимбурги выполнили по заказу герцога Беррийского четыре часослова.
    1. +4
      27 апреля 2019 07:40
      Самое забавное, что у меня в архиве все это есть. Но... когда писал подписи под иллюстрациями банально все перепутал. Как говорится - "попутал черт!"
  13. +5
    27 апреля 2019 06:57
    Прекрасная статья прекрасного цикла.
    Спасибо, Вячеслав! С праздником Вас!
  14. +3
    27 апреля 2019 07:05
    Чудесные иллюстрации. Всегда поражался умением средневековых камнетесов и литейщиков изготовлять барельефы, ворота костела и других культовых помещений.
  15. +5
    27 апреля 2019 11:42
    «Поцелуй Иуды» как исторический источник

    Вспоминается старый , ещё времён Византии анекдот.
    Идёт как-то крадучись Супер СТАР на тайную вечерю,а там фейерверки, музыка гремит, девки визжат, веселуха. Ну Супер Стар встал за угол, а тут один из получающих знания (ученик типа) вышел харчи пометать, ну Супер Стар его за ухо хвать, ну и спрашивает,- типа что за дела? Тот ему и отвечает- да тут Иуда что-то продал,вот всей толпой и гудим!!! hi drinks

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»