Итальянский рыцарь Колаччио Беккаделли

35
Если вы будете путешествовать по Италии на своем собственном либо на арендованном авто, у вас будет шанс попасть в город Имола, небольшой городок в Романье в центральной Италии, а там попасть в одну из боковых часовен церкви Святых Николая и Доминика. Там вы сможете увидеть мраморную надгробную плиту, которая может считаться одной из самых «очаровательных» эффигий в Италии XIV века. И уникальность этой эффигии такова, что, думается, ей стоит посвятить целый материал нашей рыцарской серии, и (уж поверьте) именно она этого стоит!


Миниатюра с изображением итальянских рыцарей ок.1340-1350 гг. «Роман о Трое», Венеция, Италия (Национальная библиотека Франции, Париж)



Шаг влево и вправо – вольность недопустимая!


Начнем с того, что памятники того времени, воздвигнутые в честь прославленных воинов, обычно изготавливались строго по правилам тогдашней иконографии, которая определенным образом демонстрировала социальное положение и славу умершего. Прежде всего это касалось эффигий, которые обычно располагались на полу церкви и представляли собой фигуру вооруженного рыцаря, вырезанного в технике барельефа, лежащего со сложенными руками, с лицом, которое можно было рассмотреть. Латинская надпись, вырезанная по краям плиты, кратко перечисляла его имя, титулы и даты жизни и смерти, что, кстати, позволяет нам точно датировать подавляющее большинство эффигий. Иногда, но в основном за пределами Италии, воина изображали в более реалистичной манере, возможно, держащего свой шлем в руках и со щитом на боку, но всегда лежащего на спине или «стоящего». При этом усопший никогда не изображался в бою. В Тоскане преобладал тип плиты, на которой эффигия умершего обрамлялась богатым готическим окном с витыми колоннами и цветочными гирляндами.


Изображения итальянских рыцарей 1300-1350 гг. из манускрипта «Жизни двенадцати цезарей». (Национальная библиотека св. Марка, Венеция)

Как лучше расположить саркофаг?


Более сложным был саркофаг, стоявший на полу церкви или на кронштейнах висящий у стены. В этом случае религиозные сцены и события из жизни рыцаря были вырезаны по его периметру, хотя иногда это были просто фигуры скорбящих ангелов или же местных святых. Фигура умершего в этом случае обычно лежала на крышке саркофага. Более или менее длинная надпись, рассказывающая о его достоинствах (в том числе и таких, каковыми он не обладал ни в малейшей степени!) могла размещаться где угодно. Например, на стене над саркофагом. Саркофаг мог быть весьма помпезно украшен архитектурными украшениями. Тут все зависело от «культуры» его семьи и ее финансовых возможностей заказать усопшему «социальный паспорт» подороже. Третий вид эффигии, все еще очень редкий в Италии XIV века, был конным памятником, иногда добавлялся к саркофагу. В целом можно сказать, что в Центральной Италии – примерно от Болоньи до Рима – плита, установленная на полу или стене, доминировала на протяжении всего этого столетия; найдено также несколько саркофагов, но конного памятника нет. Причем авторов надгробий мы вряд ли когда-нибудь сможем узнать и идентифицировать, поскольку они не подписывали свои работы, либо, видимо, не считая их чем-то значимым, либо… такова уж в то время была традиция.

Неканоническое надгробие из Имолы


А теперь настало время вернуться к нашему надгробию из Имолы. Все каноны оно нарушает: воин не лежит со сложенными руками, а едет на коне; и, наконец, скульптор подписал свою работу. Сейчас эта эффигия находится на стене прохода, который ведет к самой часовне, но в прошлом она лежала на полу. Выражение sub ista ... area, «внутри этого гроба», которое есть в надписи, заставляет предположить, что когда-то данная плита представляла собой крышку мраморного саркофага, покоившегося на полу. Надпись, вырезанная по краю плиты, гласит: «Он добился многого, и преуспел во многих достоинствах. Он умер 13 мая 1341 года». Между ногами лошади мы можем прочитать подпись bitinus de bononia me FECIT. Что означает: «Битино Болонский сделал меня»

Итальянский рыцарь Колаччио Беккаделли

Вот так выглядит эта плита сегодня.

Беккаделли – человек уважаемой семьи


Беккаделли были прославленной болонской семьей, названной, как говорят, в честь некоего Беккадельо дель Артениси, который отмежевался от основной линии к концу 1100-х годов. То есть они не принадлежали к партии гибеллинов и были высланы из Болоньи в 1337 году после того, как приняли сторону проигравшей партии. В 1350 году им было предоставлено разрешение вернуться в свои дома на площади Санто-Стефано, где мы и сегодня можем увидеть остатки их герба, вырезанные на капителях колонн; хотя сам сеньор Колаччо (сокращение от Николассио) погиб в изгнании в Имоле в 1341 году. Еще в 1305 году он воевал против Гвидинелло Монтекукколи во время осады Монтезе, недалеко от Модены, а в 1315 году присоединился к союзникам Флоренции в кровавом сражении за Монтекатини, проигранное гвельфами. Он был послом в Падуе и Ферраре в 1319 году и несколько раз между 1320 и 1335 годами избирался старейшиной, то есть был одним из выдающихся деятелей политической жизни своего города.


Современная реконструкция стоящей фигуры Колаччио Беккаделли.

Готовое пособие по истории рыцарского вооружения…


Изображение Беккаделли на плите очень интересно, несмотря на то, что оно плоское. На нем полное рыцарское снаряжение, характерное для 1341 года, хотя, как мы это хорошо знаем, двух одинаково одетых рыцарей никогда не существовало! Однако поскольку на плите он показан не в полный рост, давайте обратимся к реконструкции его изображения. Итак, на голове у него изображен шлем-подшлемник – бацинет раннего образца со съемной бармицей — авентайл, причем двойной (что как раз было характерно для Италии этого времени) – покрывающей плечи и полоски по периметру боковых и задней части шлема. Бармица съемная. На плечах видны треугольные наплечники с гербовым изображением. Трудно сказать из чего они сделаны и каким целям, кроме опознавания, служили. Возможно это аналог французских и английских эллетов. Правда, обычно эллеты имели другую форму. Однако в Эмилии, как и в Тоскане и других местах на севере Италии, предпочтение отдавалось треугольным наплечникам, часто выступающим за линию плеча. Кстати, последние датированные итальянские эллеты традиционной формы можно увидеть на эффигии Фтаймондо Кабанни, ум. 1334, в церкви Святая Клара в Неаполе.

Последние годы «эпохи кольчуги»!


Торс облачен в кольчугу с длинными рукавами и двумя разрезами по бокам. Поверх кольчуги надет джупон – короткая «куртка» с фестончатым подолом. Интересно, что спереди она короче, чем сзади и для чего было сделано именно так не вполне понятно. Ведь ткань здесь была явно тонкая, и никакого подбоя на фестонах быть не могло, а значит никакой практической надобности этот вырез спереди не имел. Вне всякого сомнения, что под ней на нем «что-то есть». Дело в том, что на джупоне есть крепление для трех цепей, идущих к рукоятям кинжала, меча и к шлему топфхельм у него за спиной. Понятно, что такой тяжкий груз не выдержала бы ни одна ткань, а кольчуга натянулась бы «пузырем». Но ничего этого мы не видим. А значит под тканью находится жесткая основа: или «вареная кожа», или кираса из металла.

Кисти рук облачены в латные перчатки с кожаными раструбами и металлическими деталями на тыльной стороне ладони.

Когда ноги важнее рук…


Очень хорошо показаны доспехи для ног. Так, бедра выше колен защищены стегаными рейтузами с наклепанными на них спереди металлическими платинами и кованными наколенниками, которые однако держатся на месте с помощью специальных ремешков, застегнутых под коленями. Виднеющаяся из-под ткани кольчуга может указывать на то, что под «стеганкой» на Колаччио надеты еще и короткие кольчужные шоссы. Наголенники створчатые. Они могут быть и металлическими, и из «вареной кожи». Однако в Италии того времени кожаные наголенники было в обычае украшать теснением. Следовательно, раз они гладкие, то здесь присутствует металл. Обувь, сабатоны, явно кожаные, но опять-таки двойные, с подбивкой из металлических пластин, головки заклепок которых хорошо видны на коже. Шпоры – «колесико» в форме звездочки.


Нога эффигии Колаччио Беккаделли.

«Паспорт рыцаря»


Как мы знаем, герб Беккаделли был лазурного цвета с изображением окрыленной орлиной лапы. И именно такой, причем, скорее всего позолоченный, «гребень» мы видим у него на шлеме. Сам шлем вполне обычный, но вот украшен он двумя окрыленными лапами, а не одной. Видимо, одной показалось мало! А еще такие же украшения мы видим и на шаффроне – «конской маске» и на крупе его коня. То есть любил сей рыцарь покрасоваться, чего уж там… Порядочный «модник», был, наверное!


Нашлемные украшения итальянских рыцарей (слева направо): шлем эффигии Мастино II делла Скала – подесты Вероны, 1351 г. Был похоронен в готическом мавзолее рядом с церковью Санта Мария Антика, в одной из известных гробниц Скалигеров — Арке Мастино II; шлем и нашлемное украшение на барельефе рыцаря на стене внутреннего двора во дворце Барджелло во Флоренции, ок.1320 – 1325 гг.; шлем эффигии Колаччио Беккаделли (рис. А. Шепса)

Цвет джупона, а также наплечных пластин, скорее всего, был тоже лазурного цвета по цвету герба и такой же была и конская попона. То есть все «паспортные данные» рыцаря того времени в одеянии Беккаделли присутствуют.

Цепи и оружие


Теперь давайте обратимся к отдельным интересным деталям. Например, на конце цепи для шлема находится «пуговица» в форме двух соединенных конусов, которая должна вставляться в прорезь на шлеме. И действительно крестообразная прорезь на нижней лицевой пластине слева на нем присутствует. Известно, что иногда для этого использовалась пара цепочек, по одной на каждое плечо. Но чаще цепочка была одна. Видимо тяжесть шлема создавала достаточное давление на «пуговицу», и она не могла пройти через прорезь, через которую ее нужно было извлекать строго определенным образом.


Шлем рыцаря из рода Медичи с барельефа в церкви Св.Репарата во Флоренции, 1353 г. (рис. А. Шепса)

Следует обратить внимание и на вооружение Колаччо. Обычно в руках у эффигий находится меч. Очень редко они держатся за копье, но вот булава… Пожалуй, что это единственный такой случай. Хотя кинжал и меч на цепочках встречаются на эффигиях постоянно, а числе цепей у некоторых из них может достигать четырех! Возможно, булава указывала на его начальственный ранг, однако это не более чем предположение.

Известна настенная роспись в церкви Св. Аббондио, Комо, Ломбардия, относящаяся к 1330-1350 гг., на которой изображен командир городского ополчения с шестопером в руках. Интересно, что поверх кольчуги на нем надета кожаная кираса, сшитая из отдельных «сегментов» наподобие анатомических кирас Древнего Рима, и в левой руке у него кожаный щит. Хорошо известный по различным миниатюрам из манускриптов.


«Командир городской милиции с шестопером» (Церковь Св. Аббондио, Комо, Ломбардия) Реконструкция современного художника.

Доспехи для рыцаря, попона для коня!


Очень интересна конская попона, надетая на коня Беккаделли, также шаффрон. Шаффрон и его боковые пластины почти наверняка были сделаны из «вареной кожи». Этот материал хорошо прилегал к голове лошади, а притупленные края не раздражали и не травмировали кожу животного. Но вот крестообразная защита и четыре пластинки на шее, образующие кринет (предшественник полной металлической защиты головы и шеи), изготовлены явно из железа. Конь хорошо подкован: видны выступающие головки гвоздей и выступы на задних подковах, которые используются на мерзлых и на мягких грунтах, чтобы усилить упор копыт.

Что касается попоны, то она явно слита из двух полотнищ ткани, с завязками на груди спереди. Цвет должен тоже быть лазурным с нанесенными или вышитыми позолоченными окрыленными когтистыми лапами. Покрытие могло быть изготовлено из ткани саргано (холст). Подбой мог быть из двух слоев простеганной кожи и в этом случае такая попона вполне могла он защищать лошадь от ударов и даже стрел, в особенности там, где под тканью был металл. А он точно был на морде, шее и на крупе, поскольку на наличие внутренней брони под попоной указывает окрыленная лапа на крупе. Не будь там жесткой основы, она не могла бы стоять вертикально. Известно, что в Италии этого времени использовалось несколько видов очень прочного холста, используемого для покрытия телег, спин мулов и тому подобного. Например, хронист Джованни Вильям сообщает, что в битве при Креси в 1346 году английские лучники стреляли «из-за телег и из-под телег, покрытых сарганом», что давало им защиту от генуэзских арбалетчиков. Термин coverta (прикрытие) использовался для обозначения попоны боевого коня, который, как говорили, был «coverto» или «covertato». Воины могли носить платье из шелка, саргана или баракаме – шерстяной ткани. Инкамутата означало «стеганый» или «ватный» и, возможно, этот термин относился к покрывалам, украшенным квадратами, которые получались путем сшивания кусков ткани, и были еще укреплены скрещенными кожаными полосами.


Седло обычного, «кресельного типа», с высокими луками спереди и сзади. Щита у данной эффигии нет. Но зато он есть у рыцаря на барельефе из дворца Барджелло во Флоренции. Как видите, он характерно «утюгообразной формы» и традиционно используется для нанесения на него рыцарского герба.

Использованная литература:
1. Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. L.: The Boydell Press, 1999.
2. Edge, D., Paddock, J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in middle ages. Avenel, New Jersey, 1996.
3. Held, Robert. Arms and Armor Annual. Volume 1. Northfield, USA. Illinois, 1973.
4. Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.


Продолжение следует…
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 апреля 2019 18:21
    Возьмем на заметку, если все ж в Италию когда-нибудь сподобимся
    Спасибо за наколку!
    1. +5
      23 апреля 2019 20:52
      Статья удалась!
      Однако Автор проигнорировал главный вопрос кто изображён на эпитафии:
      1. Жеребец?
      2. Кобыла?
      3. Мерин!!!
      Я в принципе предполагаю сговор Вячеслава Олеговича со средневековым скульптором Битино из Болони. Усе специально попоной зависели, чтоб сокрыть тайну пола лошадки!!!!!!! wink
      С уважением, Владислав!
      1. +3
        23 апреля 2019 21:26
        Открою страшную тайну. Лошак это или мул. Ну, судя по размерам.
        1. +3
          23 апреля 2019 21:33
          Ладно Антон хоть не осел, хотя венчик между ухами напрягает! Не единорог ли? А может едино..., едино..., единородица? lol
          Все равно сговор Автора со скульптором налицо!!! Ату, ату Вячеслава Олеговича - не зря он нашего брата в Италию заманивает!!! Заговор-однако?
          hi
          1. +4
            23 апреля 2019 21:43
            Венчик между ухами однозначно обозначает "йорка"!
            " Сидит блондинка в кафе и горько-горько плачет. К ней подсаживается подруга:
            - ки-ки, что случилось? Этот негодяй отказался купить тебе "миникупер"?
            - Нет, (сквозь рыдания) у меня йорка молнией убило!
            - Это как?!?!
            - Я куртку застегивала, а он голову высунул..."
          2. +3
            23 апреля 2019 21:55
            То что Антон - не осёл, сложный вопрос. Моё имя изначально обозначает некое упрямство и противостояние. laughing
      2. +3
        23 апреля 2019 21:31
        вопрос кто изображён на эпитафии:
        1. Жеребец?
        2. Кобыла?
        3. Мерин!!!

        ,, Конь и рыцарь очень дружат,
        Кушают вдвоём.

        Людям всем примером служит
        Добрый рыцарь со своим конём. what
        feel lol
        1. +5
          23 апреля 2019 21:46
          Бестиарий Рочестера! Очень хорошая книга! Сцена изображает поединок людей и лошадей, что, мол, кони были выдрессированы так, что помогали своих хозяевам биться.
          1. +2
            23 апреля 2019 22:12
            Вячеслав Олегович! Простите меня, пожалуйста! Хороший материал! Но, разум затуманен сдачей объекта и ищет хоть какой- нибудь выход.
          2. +5
            23 апреля 2019 22:45
            Цитата: kalibr
            кони были выдрессированы так, что помогали своих хозяевам биться.

            Не, нормально так...
            Встретились два рыцаря.
            - Добрый день, шевалье. Как вы думаете, а не переломить ли нам пару дорогостоящих копий о головы друг друга ради нашей чести и славы наших прекрасных дам?
            - Охотно шевалье. Но не лучше ли заставить биться наших оруженосцев? Славы дамам не меньше, нам чести, в общем тоже, а копья жалко.
            - Великолепная идея, шевалье! Но разве вы не в курсе, что у нас вот-вот начнется эпоха Возрождения с идеями гуманизма, давайте же постараемся соответствовать веяниям грядущего и пусть вместо нас сражаются наши боевые кони! Так будут целы не только копья, но и оруженосцы!
            - Что вы, шевалье! Гуманизмом я прекратил заниматься с отроческих лет. Но ради наших оруженосцев готов вспомнить те давние годы... Присядем же на этот зеленый холмик и восславим Господа! Чья дама более прекрасна - пусть выясняют наши боевые кони, мы же предадимся гуманизму...
            laughing wassat
            М-м да... А ведь неделя, фактически, только началась...
            Вячеслав Олегович, спасибо за очередную статью, как всегда интересно hi
            1. +3
              24 апреля 2019 07:26
              Вот так и начался ренессанс в скачках.
          3. +2
            24 апреля 2019 12:18
            Цитата: kalibr
            Сцена изображает поединок людей и лошадей, что, мол, кони были выдрессированы так, что помогали своих хозяевам биться.

            Вячеслав Олегович, благодарю за очередной великолепный материал.
            Но рыцарские или вообще специальные боевые кони тем и ценились, что были настолько выдрессированы и выведены от столь агрессивных предков, что реально участвовали в схватке, особенно помогая атаковать пехоту (есть данные о том, что кони вгрызались в лица пехотинцев и ломали им головы и руки ударами копыт).

            Напомню, что обыкновенная лошадь просто вообще не идёт на человека, а стремится уйти от него.
          4. 0
            19 августа 2019 21:43
            У киргизов и казахов и прочих кочевников есть игра "козлодрание". Тушу козла всадники вырывают друг у друга, задача доставить ее к дому почетного человека в селении. Так вот, сейчас ее практикуют тоже, я видел видео с такой игрой, где конь тоже включился игру и схватил зубами тушу и скакал в нужном направлении. Так что ничего удивительного в схватке строевых коней нет. Крупные рыцарские кони были очень агрессивными животными. Вряд ли это дрессировка. Это просто агрессивность коней.
        2. +5
          23 апреля 2019 21:49
          У животинок одна надежда, что эти двое зарубят друг-друга нафиг!
          1. +3
            23 апреля 2019 21:53
            kalibr
            Сегодня, 22:46
            Бестиарий Рочестера
            У животинок
            ,,,или рыцари великаны или мини-пони.
            1. +4
              23 апреля 2019 22:08
              Скорее первое. Атланты изначально на мамонтах верхом ездили, а их предтечи на диплодоках. Измельчали людишки, однако... laughing
              Некоторые на собачках научились, а Куклачев даже на кошках!
              1. +1
                24 апреля 2019 12:26
                Цитата: 3x3zsave
                Атланты изначально на мамонтах верхом ездили, а их предтечи на диплодоках.

                Шутки шутками, но вообще то имеется без сомнения древнее изображение из категории "палеолитическое искусство", где на мамонте восседает человек (как обыкновенно сидит на слоне махаут). Его по понятным причинам очень не любят воспроизводить классические учёные.


                И есть ещё сразу несколько изображений, где мамонты явно показаны в каких-то или ловушках, или загонах (а, как известно, на слонов в древности охотились загонами, да и делали и делают для них своеобразные стойла из брёвен) - так что не всё однозначно, особенно в те давние эпохи.
  2. +2
    23 апреля 2019 18:27
    Спасибо ,замечательная статья и иллюстрации .
  3. +6
    23 апреля 2019 20:11
    Там вы сможете увидеть мраморную надгробную плиту, которая может считаться одной из самых «очаровательных» эффигий в Италии XIV века.
    Все же эффигия и надгробная плита - это разные предметы. В данном случае - это именно надгробная плита.
    А теперь настало время вернуться к нашему надгробию из Имолы. Все каноны оно нарушает: воин не лежит со сложенными руками, а едет на коне; и, наконец, скульптор подписал свою работу.
    Каноны эта надгробная плита не рушит. Просто эта разновидность очень редкая.
    В Италии к XIV столетию сложились несколько разновидностей рыцарских надгробий. Первая разновидность - это мраморная плита с барельефом, который изображает лежащего на спине рыцаря со сложенными на груди руками в полном доспехе с мечом у бедра. По краю обычно идет латинская надпись, содержащая краткий некролог покойному (имя, титулы, даты жизни). Для Италии характерно статичное изображение рыцаря. Чрезвычайно редко встречается фигура в некоей «живой» позе.
    Вторая разновидность была более дорогостоящей и, как следствие, менее распространенной. Это саркофаг, имевший форму массивной прямоугольной базы с уложенным сверху барельефом или, реже, скульптурным изображением покойного. Верх саркофага мог оформляться в виде полога, поддерживаемого рядом витых колон. По периметру базы часто шли резные панели с изображением значительных событий из жизни покойного, вооруженных фигур, так называемых стражей, или просто орнаментальных вставок.
    Третья разновидность является самой редкой и самой ценной. Это конные надгробия. В Италии XIII—XIV вв. конные статуи вообще были мало распространены. Конных же надгробий до нашего времени дошло всего три: Киостро ди Морти, 1289 г, Флоренция; Колаччио Беккаделли, 1341 г., Имола; Тиберио Брандолини, 1397 г.; Банкавалло (недалеко от Имолы).

    Современная реконструкция Колаччио Беккаделли из журнала History & Uniforms N9.
    1. +4
      23 апреля 2019 20:49
      Хороший рисунок. Надо было дать его моему художнику... "изменить" его на 100%.
      1. +2
        23 апреля 2019 21:29

        У Алексинского встречается такой вариант, со щитом.
        1. +3
          23 апреля 2019 21:47
          Видел, знаю, но красные ножны он зря пририсовал! Английский рисунок более достоверен!
          1. +3
            23 апреля 2019 21:55

            Англичане тоже с красными ножнами рисуют.
            1. +2
              23 апреля 2019 22:21
              Сложный вопрос. Фишка в том, из чего сделаны ножны, чем оббиты...
              1. +2
                23 апреля 2019 22:40
                Сделаны обычно из дерева (тополь), обтянуты кожей.
                1. +2
                  23 апреля 2019 22:57
                  Хмм..., почему тополь?
                  1. +3
                    23 апреля 2019 23:07
                    Очевидно в силу его свойств. Мягкая, хорошо обрабатываемая всеми инструментами древесина, хорошо клеится, тонируется, окрашивается, хорошо переносит повышенную влажность.
                    1. +3
                      23 апреля 2019 23:19
                      Почему не липа? Все то же самое, только волокнится значительно меньше.
                      1. +2
                        23 апреля 2019 23:33
                        Цитата: 3x3zsave
                        Почему не липа? Все то же самое, только волокнится значительно меньше.

                        По моему, где что растет чаще, из того и делают. Я делал и из ясеня, и из березы, и из бука. Один черт, кожей обтянешь, там и не видно, что за материал. Лишь бы не смолянистое было, да и дуб не рекомедуется из-за него клин вроде как темнеет.
                      2. +3
                        23 апреля 2019 23:37
                        Сам я ножен не делал, потому навскидку не отвечу. На всех форумах реконструкторов и фирм, делающих реплики, а они у серьезных фирм дорогие, фигурирует тополь. Надо покопаться в книжках.
            2. +2
              24 апреля 2019 07:03
              Дело не в том, что их не было. Дело в том, что все у него было лазурного цвета. И зачем на общем лазурном фоне красное? Такой моды не было! А у Джерардино в гербе был красный цвет и красные ножны вполне подходили к нему...
              1. +3
                24 апреля 2019 07:58
                Тут вопрос интересный. Известный мне герб семьи Беккаделли из Болоньи выглядит так.

                Так что он мог вполне иметь ножны в фамильных цветах. Чтобы разобраться более глубоко с гербом, надо время.
                1. +2
                  24 апреля 2019 20:26
                  Я смотрю, рыцари были модниками похлеще современных денди
  4. BAI
    +3
    23 апреля 2019 20:24
    При этом усопший никогда не изображался в бою.

    Я думаю это вполне объяснимо. Перед вратами вечности надо демонстрировать смирение и покой, а не агрессию. Но из любого правила есть исключения, плюс полет авангардистской художественной мысли.
    1. +3
      24 апреля 2019 06:23
      Всем кто высказался - спасибо! Что-то забавно, а это тоже ценно, что-то наводит на размышления, а это еще ценнее!