Ан-8. Догоняя американские транспортники

45
Ан-8 стал первой машиной, которая по своим возможностям приближалась к лучшим заокеанским военно-транспортным самолетам. Разработанный в 1950-е годы самолет стал первой ласточкой обновленной советской военно-транспортной авиации (ВТА). До появления Ан-8 перевозкой военных грузов в интересах советских ВВС занимались сохранившиеся после завершения Второй мировой войны транспортные самолеты Ли-2 (лицензионная копия американского Douglas DC-3) и переделанные из пассажирских самолетов – Ил-12Д (транспортно-десантный) и Ил-14Т (транспортный).

Эти самолеты, созданные во второй половине 1940-х годов, уже не отвечали требованиям военных, не успевая за стремительным ходом времени. В то же время главный геополитический противник Советского Союза массово эксплуатировал специальные транспортные варианты самолетов – С-119 Flying Boxcar, классический военно-транспортный С-123 Provider, а компания Lockheed уже начинала работать над одним из самых известных и массовых транспортных самолетов в истории авиации – С-130 «Геркулес». В 1950-е годы турбовинтовой четырехмоторный Lockheed C-130 Hercules относился к самолетам нового поколения.



История появления Ан-8


Имеющиеся в наличии советских ВВС самолеты Ил-12Д, Ил-12Т и Ил-14Т представляли собой переделку пассажирских машин, что негативным образом отражалось на их транспортных возможностях. Как и у Ли-2 у них имелись лишь боковые двери, которые использовались для погрузки и выгрузки грузов в транспортную кабину. В то же время американские С-119 Flying Boxcar и С-123 Provider были специализированными военно-транспортными самолетами. Широкофюзеляжные самолеты с усиленной конструкцией пола для перевозки тяжелых грузов и задним расположением двустворчатых транспортных дверей, позволяли легко разместить в грузовом отсеке различные артиллерийские системы, минометы, автомобили и другую военную технику. При этом на С-123 Provider нижняя створка задних транспортных ворот откидывалась вниз, выполняя также роль погрузочно-разгрузочной рампы.


Процесс погрузки в Ил-12Д


Накопленный послевоенный опыт эксплуатации военно-транспортной авиации, в том числе во время войны в Корее (1950-1953 годы), наглядно демонстрировал запрос на создание большого транспортного самолета, который мог бы взлетать и садиться с полевых грунтовых аэродромов, отличался увеличенной грузоподъемностью и дальностью полета. Такая машина обязательно оснащалась несколькими двигателями, но самое главное – самолет должен был продолжать полет даже в случае полного отказа одного из двигателей. В 1953 году советская разведка располагала информацией о работах американцев по созданию нового военно-транспортного самолета, на который ставились турбовинтовые двигатели (ТВД). О создании «Геркулеса» знал Дмитрий Федорович Устинов, который на тот момент занимал пост министра оборонной промышленности Советского Союза. В совокупности это и послужило толчком к началу опытно-конструкторских работ по созданию первого советского специализированного военно-транспортного самолета с ТВД.

В декабре 1953 года появляется постановление Совета Министров СССР о создании в ОКБ Антонова нового транспортного самолета, оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями. Транспортно-десантная версия будущего Ан-8 получила шифр – изделие «П», параллельно шли работы над проектом пассажирского варианта – изделие «Н», но эти работы были остановлены уже в 1954 году, от создания пассажирской версии отказались в пользу нового проекта Ан-10. Военные предъявляли к будущему транспортному самолету следующие требования: перевозка зенитных орудий и полевых артиллерийских систем калибра до 152-мм включительно, перевозка 120-мм и 160-мм минометов, новых колесных бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152, грузовика ЗиЛ-157, полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63, как минимум двух авиадесантных самоходных артиллерийских установок АСУ-57 и другой военной техники. Также в Минобороны рассчитывали, что новый самолет сможет взять на борт не менее 40 солдат со своим вооружением или столько же десантников.


Схема самолета Ан-8


По сути, новый советский военно-транспортный самолет разрабатывался, чтобы ликвидировать наметившееся отставание от США в области грузовых военных авиаперевозок. Создаваемый в ОКБ Антонова транспортник должен был соответствовать следующим требованиям: возможность взлета и посадки с грунтовых аэродромов небольшой длины; способность совершать полеты в сложных метеоусловиях и в любое время дня и ночи; наличие вместительной грузовой кабины и широкого грузового люка, расположенного в хвостовой части самолета. Создавать с нуля новую для страны машину должно было конструкторское бюро, которое на тот момент не обладало достаточным опытом и навыками в данной области. Именно поэтому главный конструктор Олег Константинович Антонов обратился за помощью к коллегам из КБ Ильюшина и КБ Туполева с просьбой отправить в Киев конструкторскую документацию и чертежи по самолетам Ил-28 и Ту-16. Дополнительно от ОКБ Антонова на авиационные заводы в Москву и Казань направились группы инженеров, чтобы на месте изучить указанные самолеты. Также Олег Константинович обратился за помощью к авиаконструктору Роберту Людвиговичу Бартини, который помог с чертежами пола грузовой кабины будущего военно-транспортного самолета. В ОКБ Антонова смогли реализовать проект Бартини, внеся в него свои изменения.

Стоит отметить, что пол грузовой кабины – это важная часть любого военно-транспортного самолета. Пол делается усиленным и прочным, чтобы выдерживать большой вес перевозимой военной техники и грузов различного назначения, помимо этого он выполняет роль дополнительной защиты самолета в случае аварийной посадки. На Ан-8 сама идея конструкции пола кабины представляла большой интерес – продольные балки ферменной конструкции пропускались сквозь шпангоуты. Благодаря этому решению конструкторы добились того, что пол грузовой кабины получился прочным и одновременно легким, никаких претензий после начала эксплуатации самолета к нему никогда не предъявлялось. Весь полученный в других КБ опыт помог Антонову и его конструкторам избежать большого количества ошибок на этапе проектирования, что позволило создать новый военно-транспортный самолет в короткие сроки.


Ан-8 на рулежке


Первая выкатка нового самолета, который уже получил официальное наименование Ан-8, состоялась в феврале 1956 года. В ОКБ Антонова приурочили данное событие к 50-летнему юбилею талантливого главного конструктора. 11 февраля новый транспортник впервые поднялся в небо. Несмотря на возникшие в полете неполадки в системе управления закрылками, самолет успешно завершил первый полет, перелетев с аэродрома Святошино в Борисполь, где начался полный комплекс заводских испытаний новой машины. В том же 1956 года самолет впервые показали широкой публике. Дебют новой машины пришелся на традиционный авиационный парад в Тушино, где граждане увидели еще одну новинку советского авиапрома – первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Государственные испытания Ан-8 завершились в конце 1959 года, тогда же самолет официально приняли на вооружение Военно-транспортной авиации.

Особенности конструкции самолета Ан-8


Ан-8, как и американские коллеги – транспортные самолеты С-123 и С-130 – представлял собой цельнометаллический высокоплан. Первый Ан-8 превосходил за счет современных турбовинтовых двигателей, на C-123 Provider, который совершил первый полет еще в 1949 году, устанавливались два поршневых двигателя. А вот С-130 был более крупным самолетом, который при схожей компоновочной схеме и внешнем облике, являлся гораздо более грузоподъемным самолетом. Максимальная взлетная масса Ан-8 не превышала 41 тонны, а у Lockheed C-130 Hercules доходила до 70 тонн. К тому же силовая установка «американца» включала в себя четыре турбовинтовых двигателя. Наиболее близким к «Геркулесу», взлетевшему на два года раньше Ан-8, был советский военно-транспортный самолет Ан-12, отличающийся схожими транспортными возможностями и наличием четырех ТВД.


С-123 Provider в полете


Серийное производство нового транспортного самолета доверили Ташкентскому авиационному заводу, на котором до этого собирались самолеты Ил-14. При этом Ан-8 по конструкции отличался от собираемого в Ташкенте предшественника принципиальным образом. Для выпуска нового транспортника на заводе пришлось расширить производственные помещения сборочных цехов, а в 1957 году специально для выпуска самолета Ан-8 открыли новый цех, предназначенный для выпуска длинномерных и крупногабаритных деталей. Помимо этого рабочим пришлось осваивать новые технологические процессы, к примеру ковки и штамповки крупногабаритных деталей, с которыми сотрудники предприятия ранее не сталкивались.

Главными отличительными особенностями конструкции Ан-8 от предшественников являлись три вещи: транспортная кабина с большим грузовым люком, расположенным в хвостовой части самолета; новые турбовинтовые двигатели; наличие современного радиолокационного прицела РБП-3. В совокупности это выводило первый советский специализированный транспортный самолет на новый уровень, позволяя конкурировать с самолетами, которые в эти же годы поступали на вооружение американских ВВС.



Наличие большого люка в хвостовой части самолета существенно облегчало процесс погрузки и выгрузки военной техники и грузов. По сравнению с Ли-2, Ил-12 и Ил-14 – это был настоящий прорыв. Теперь самолет мог перевозить в грузовом отсеке различную боевую технику, которая заезжала на борт Ан-8 своим ходом по специальным грузовым трапам (перевозились на борту самолета) или несамоходным способом, когда использовалась тросовая система и электролебедки.

Новые одновальные форсированные авиационные турбовинтовые двигатели АИ-20Д выдавали максимальную мощность 5180 л.с. Этого хватало, чтобы разогнать самолет до 520 км/ч, крейсерская скорость полета составляла 450 км/ч. По этим показателям Ан-8 превосходил более легкий двухдвигательный С-123 Provider (с более слабыми поршневыми двигателями, максимальная скорость 398 км/ч), но предсказуемо проигрывал тяжелому четырехдвигательному C-130 Hercules (максимальная скорость до 590 км/ч). По грузоподъемности новый советский транспортник находился посередине между своими американскими одногодками. Ан-8 брал на борт максимальную нагрузку примерно 11 тонн, «Геркулес» перевозил до 20 тонн грузов, а С-123 Provider – чуть меньше семи тонн.


Lockheed C-130E Hercules


К особенностям машины, которые отличали Ан-8 от советских транспортных самолетов прошлых лет, относился радиолокационный прицел, который позволял экипажу определять местоположение транспортника, угол сноса, скорость полета и силу ветра. Установленный на самолете прицел РБП-3 позволял обнаружить крупный промышленный центр на удалении до 80-120 километров (при полете на высоте 5-8 тысяч метров). К примеру, отметки таких городов как Иваново, Ярославль появлялись на радарах в кабине экипажа за 80-110 километров, а большие водные объекты – за 80 километров.

Судьба самолета Ан-8


За четыре года серийного производства с 1958 года (построены первые 10 самолетов) по 1961 год включительно в СССР собрали 151 самолет Ан-8. В части военно-транспортной авиации самолет начал поступать в 1959 году и оставался на вооружении до 1970 года. Сохранившиеся самолеты передали в другие подразделения вооруженных сил и различные министерства. Часть самолетов продолжала эксплуатироваться и после распада СССР, самолет трудился в частных компаниях, занимаясь коммерческими грузоперевозками в странах Африки и на Ближнем Востоке.

Ан-8 стал первой машиной в линейке советских военно-транспортных самолетов, созданных в ОКБ Антонова. Параллельно с ним создавался более вместительный четырехмоторный транспортник Ан-12, а затем последовали еще более крупные ВТС – Ан-22, Ан-124 и Ан-225, которые смело можно отнести к рукотворным воздушным китам. Крайне успешным оказался и многоцелевой транспортный самолет Ан-26, который не мог похвастаться такими габаритами и грузоподъемностью, но по сей день верой и правдой служит в армиях многих стран мира, в том числе и российской.


Военно-транспортный самолет Ан-12


На судьбу серийного производства Ан-8 серьезно повлиял военно-транспортный самолет Ан-12, который советская промышленность освоила в 1958 году, а в войска новая машина начала поступать параллельно с Ан-8. Более крупный Ан-12 получил четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М, в процессе эксплуатации его разрешенная взлетная масса увеличилась до 61 тонны, а максимальная нагрузка вдвое превышала возможности самолета Ан-8. Конструкторы считали, что самолеты можно будет выпускать параллельно, а Ан-8 займет нишу перевозки среднегабаритных военных грузов (это было наиболее рациональное решение), но военное и высшее руководство страны приняло решение, отличное от мнений Олега Константиновича Антонова и министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева, оставив в цехах авиационных заводов только Ан-12.

К слову, Ан-12 получился достойным конкурентом для своего заокеанского коллеги С-130, не уступая американцу даже в объемах выпуска: только в Советском Союзе было собрано 1248 самолетов данного типа.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 апреля 2019 18:22
    Огромное спасибо за очерк!
    С уважением, Влад!
  2. +2
    25 апреля 2019 18:36
    Познавательно
  3. +2
    25 апреля 2019 19:14
    С удовольствием прочитал, спасибо!
  4. -15
    25 апреля 2019 19:20
    Представляю как плевались конструкторы , когда им выдали тех.задание.
    Этот Ан-8 почти копия С-123. Причём американцы в С-130 применили уже другую компоновку.
  5. +11
    25 апреля 2019 20:00
    Уникальный случай имел место с самолетом Ан-8 в феврале 1962 года недалеко от аэродрома Кречевицы. На 20-й минуте после взлета отказал один двигатель, а через полчаса и второй. Экипаж покинул самолет на парашютах. Между тем самолет спланировал и «спокойно» приземлился. Правда, при этом он подломился, все-таки посадка была неуправляемой.
  6. +9
    25 апреля 2019 20:47
    Перед "Белым домом" бывшего ТАПОиЧ небольшая экспозиция былой славы завода : Ли-2,Ил-14, Ан-8(!),Ан-12 их покой бережет одинокая скульптура В.П.Чкалова в окружении муляжей животных и птиц(?)
    1. 0
      25 апреля 2019 22:19
      А фото экспозиции есть?
      1. +3
        26 апреля 2019 04:49
        Я извиняюсь,но хоть завод сейчас под ЖД, система режима осталась прежней,съёмки чего бы то ни было запрещены,рисковать своим рабочим местом как то не хочется.
        Поищите в поисковиках!
        1. +1
          26 апреля 2019 08:49
          Понятно, закон есть закон (был такой французский фильм 1958 года). А что такое "завод под ЖД"? Его передали железнодорожникам?
          1. +2
            26 апреля 2019 14:38
            Передали. С 2000 практически перестали выпускать авиатехнику, ЕМНИП. В 2010 - объявлен банкротом, через 5 лет передали ЖД. Россия тужилась включить его в ОАК, но, как обычно, увы.... Хотя решительно не понимаю, как реально его можно было бы использовать в рамках этой....структуры. С учетом собственных чудес логистики и манагерства.....
          2. +2
            26 апреля 2019 16:57
            Ташкентский механический завод в составе Узбекистон Тимур Йуллари( дословно :узбекистанские железные дороги).В перспективе выпуск вагонов.В настоящее время кое как живёт на заказах УТЙ: всякого рода металлоконструкции,бытовки из контейнеров и прочая дребедень.Станочный парк 70-80х годов тихо умирает под водопадами с дырявых крыш.Есть ,правда, порядка 10 дочерних предприятий разного профиля,там все же получше.
            1. +1
              26 апреля 2019 17:21
              Да, печально всё это.
        2. 0
          29 апреля 2019 23:56
          Цитата: andrewkor
          Я извиняюсь,но хоть завод сейчас под ЖД, система режима осталась прежней,съёмки чего бы то ни было запрещены,рисковать своим рабочим местом как то не хочется.
          Поищите в поисковиках!


          Это что-ли ? КРАСИВО !
  7. +6
    26 апреля 2019 00:57
    СССР ЛИКВИДИРОВАЛ прорехи. Нынешние т.н. руководители только годами сопли жуют и кидают пресс-релизы
    1. -2
      27 апреля 2019 10:10
      Цитата: Марат79
      СССР ЛИКВИДИРОВАЛ прорехи.

      За все эти "ликвидации прорех" в республиках, да и у себя в РСФСР, Россия одна все долги отдавала. Ностальгия по молодости не должна закрывать историческую правду.
      1. 0
        1 мая 2019 20:44
        СССР был второй, а по другим данным ПЕРВОЙ экономикой мира. И если бы не всякое ноющее стадо и те кто сталина предал я бы сейчас жил в ссср, причем счастливо и в достатке.
        1. -1
          1 мая 2019 20:47
          Цитата: Марат79
          я бы сейчас жил в ссср, причем счастливо и в достатке.

          Мне кажется, нет глупее занятия, чем рассуждать, как бы я жил в СССР, или хотел бы я жить при Сталине? Какой смысл воздух жевать, ведь это изначально мысли о несбыточном? Надо думать, как я пойду на пенсию? Чему учить детей, чтобы не кормить их до пенсии?
        2. -1
          1 мая 2019 20:53
          Цитата: Марат79
          СССР был второй, а по другим данным ПЕРВОЙ экономикой мира.

          Я не могу достоверно утверждать какой была экономика СССР - первой, второй или десятой. Но знаю точно, что к сожалению технологически мы не были в абсолютных лидерах. Это так исторически сложилось. А "ноющее стадо", это те кто Вас окружает. Вам бы с ними по-вежливее, что ли. Они ведь обидчивые, могут и придушить, при случае. wink
          1. 0
            5 мая 2019 00:08
            Я не знаю, кто вы, Den717, и откуда. Но прошу быть повежливее по отношению к моей стране, которая перенесла столько несчастий и такую войну, которые напрочь уничтожили бы любую другую страну.
            Да, мы не первыми были технологически в те годы, но стремительно уменьшали отрыв от лидера. И если бы не предательство верхов, то уже сейчас бы были первой экономикой мира мы, а не Китай или Штаты. Но подлая человеческая природа тех, кто оказался наверху и наша слабость не допустили этого.
            1. 0
              5 мая 2019 14:02
              Цитата: NordUral
              Но прошу быть повежливее по отношению к моей стране,

              Интересно, что же Вас так обидело? Может Вы не все внимательно читаете? Тогда напрягитесь... что ли.
              1. 0
                5 мая 2019 14:06
                Den717! Лучше вы написанное вами перечитайте.
                1. 0
                  5 мая 2019 14:20
                  Цитата: NordUral
                  Лучше вы написанное вами перечитайте.

                  Вам не нравится десятое место экономики, или что?
                  1. 0
                    5 мая 2019 19:06
                    В общем-то да, хотя главное - это не какое место, а какая экономика. А в вашем посте - про "ноющее стадо".
                    1. 0
                      5 мая 2019 19:31
                      Цитата: NordUral
                      А в вашем посте - про "ноющее стадо".

                      Я же предлагал Вам быть внимательнее. "Ноющее стадо" было скопировано с поста другого комментатора, на который я отвечал. Посмотрите "Марат79 (Марат Песков) 1 мая 2019 20:44". Хотите что-то писать гневное, убедитесь в адресате. Не всякий Вас, как я, поймет.....
                      1. 0
                        5 мая 2019 23:44
                        Спасибо за понимание! Буду исправляться.
  8. -4
    26 апреля 2019 02:48
    Самолёт с очень короткой биографией. Морально устарел, наверное, в момент завершения испытаний.
    1. +1
      26 апреля 2019 07:52
      Цитата: iouris
      Самолёт с очень короткой биографией. Морально устарел, наверное, в момент завершения испытаний.

      Примерно, так и было... (и на счет того, что активно эксплуатировался после распада СССР - автор , погорячился... их к концу восьмидесятых оставалась "пара штук" в МАПе и один потерпел значимую катастрофу (ночью, с титановым пожаром, с перегоранием крыла и тангажом встречи с землей под 70 гр)) А вот , Ан-12 - действительно, имел яркую и долгую летную судьбу...да еще и не законченную и по ныне.
      1. +2
        26 апреля 2019 22:51
        Цитата: Dysindich
        Цитата: iouris
        Самолёт с очень короткой биографией. Морально устарел, наверное, в момент завершения испытаний.

        Примерно, так и было... (и на счет того, что активно эксплуатировался после распада СССР - автор , погорячился... их к концу восьмидесятых оставалась "пара штук" в МАПе и один потерпел значимую катастрофу (ночью, с титановым пожаром, с перегоранием крыла и тангажом встречи с землей под 70 гр)) А вот , Ан-12 - действительно, имел яркую и долгую летную судьбу...да еще и не законченную и по ныне.

        Соглашусь полностью! Причиной снятия из эксплуатации Ан-8 и Ан-10 стали усталостные трещины силовых элементов фюзеляжа и крыла! Что было исправлено на Ан-12, и конечно на Ан-26(24)!
    2. 0
      4 декабря 2022 19:35
      30 лет он отлетал. И для него, первенца ВТА после войны, это вполне нормально. Школы строительства ,таких самолетов до него не было.
  9. +2
    26 апреля 2019 10:22
    Цитата: Dysindich
    вот , Ан-12 - действительно, имел яркую и долгую летную судьбу...да еще и не законченную и по ныне.

    В голливуде обожают наш самолёт. Снимают, очень часто выдавая за американца.
  10. exo
    +2
    26 апреля 2019 14:38
    Интересный самолёт.Успел вживую лицезреть. Эти, машины долго МАП, использовал."Отец рамповых самолётов" СССР и РФ.
  11. 0
    26 апреля 2019 17:00
    Ан-8 в детстве видел, а Ан-12 и -22 в 80-х нам новые "Сушки" привозили в Сиверскую.
  12. 0
    26 апреля 2019 19:27
    Ан-12 это в некотором роде , увеличенный Ан-8.
    1. 0
      29 апреля 2019 21:11
      Цитата: albert
      увеличенный Ан-8.

      Скорее Ан-32.
  13. +1
    26 апреля 2019 22:02
    Ан-8, "ледокол". Был один в Клину.
    1. 0
      4 декабря 2022 19:38
      Отец "воевал" на АН-8 бортачем в Бакинском округе ПВО,на аэродроме Кала. Ну так они частяком в Клин летали. Его бортовой-№70.
  14. +3
    27 апреля 2019 13:36
    МАП-вцы эксплуатировали Ан-8 до начала 90-х, прозвище было спиртовоз, так как в противообледенительной системе применялся спирт, экипаж имел всегда его запас делающий особо ценным этот самолет в перестроечные времена.
    1. -1
      1 мая 2019 20:59
      спирт был этиловый?
      1. 0
        5 мая 2019 17:48
        Как говорил Микоян ( а может и не от , авиаторская байка) на жалобы жен авиаторов на наличие Спирта в системах самолетов - надо будет - будем коньяк заливать.
        Ликер шасси прославил Даль в "Хронике пикирующего бомбардировщика", а "Массандру" спирто-водяную смесь применяемою (в Сов. времена спирт шел хороший натуральный) почти на всех реактивных машинах знают все авиаторы, не говоря про то что на ТО электроники для протирки контактов так же положено определенное количество спирта, обычно оставались пары, или если спец/мартышка не употреблял , был ответственный соблюдал регламент, применяли самый дешевый одеколон, а натур продукт уходил коллегам.
  15. ИМХО, амерские транспортники, по сравнению с антоновскими, выглядят какими-то некрасивыми. Коротенькие, толстенькие, узкокрылые... АНы выглядят куда изящнее. Хотя, может быть, дело в ракурсе фото.
    Не помню точно, но кто-то из наших великих авиаконструкторов ( вроде, Туполев) сказал, что некрасивая машина и летает некрасиво. Во всяком случае, смысл его фразы был именно такой.
    1. 0
      5 мая 2019 00:00
      Нет, наши красивые и красивее американских, тоже хотел написать об этом.
  16. 0
    28 апреля 2019 22:23
    В последние годы работал на МАП.
    Очень нравилось, когда он прилетал к нам: первым в канистру наливали тем, кто заводил его на стоянку на красно-оранжевой ГАЗ-24 с транспарантом "Follow me". Шутка ли! Полтонны спирта на полёт! Диспетчеры при входе самолёта в зону спрашивали условия полёта и получали заветное: "умеренное обледенение", позволяющее списать часть спирта...
    1. 0
      4 декабря 2022 19:42
      Да, к этому самолету персонал аэродрома прилета относился более,чем хорошо.
  17. 0
    4 мая 2019 23:59
    Автору большое спасибо! Узнал много нового. Какая же у нас была замечательная страна и какие сильные духом люди! Жаль, до слез жаль, что мы их дети и внуки все это утратили, хорошо, что еще не все.
    И очень надеюсь, что если дети, то внуки наши исправят ошибки наши.
  18. -2
    16 июня 2019 19:59
    Хороший очерк, только как то резануло по глазам - " По сути, новый советский военно-транспортный самолет разрабатывался, чтобы ликвидировать наметившееся отставание от США в области грузовых военных авиаперевозок". По моему появление самолёта вызвала острая необходимость в нём прежде всего ВТА и Аэрофлота. А вот "догнать и перегнать" это к партийным деятелям и замполитам

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»