Бункер на колёсах. Защищённая машина «Редут»

30
В Рунете периодически всплывают фотографии необычной машины, построенной на базе четырехосного шасси МАЗ-543. Исполинская техника сегодня ржавеет под открытым небом на территории Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, возле села Николо-Урюпино в Подмосковье. В интернете часто можно наткнуться на разговоры о том, что необычный экспонат – это командно-штабная машина (КШМ), но это не совсем так. Перед нами образец подвижной фортификации: самый настоящий бункер на колесах, уникальная в своем роде техника – защищенная машина для пунктов управления «Редут».

Бункер на колёсах. Защищённая машина «Редут»






Подвижная фортификация


Сам термин «подвижная фортификация» появился еще в XIX веке во Франции, а затем уже добрался и до России. Как нетрудно догадаться из названия, речь идет о таких фортификационных средствах, которые можно перемещать или перевозить с места на место в зависимости от возникающих потребностей. В XX веке вместе с широкой механизацией и автомобилизацией войск подвижная фортификация заиграла новыми красками. Действительно, маневренная война диктовала свои условия: военным требовались фортификационные объекты, которые можно было быстро перебазировать с места на место при оперативном передвижении или передислокации войск. В Советском Союзе работы в этом направлении начались уже в конце 1950-х годов.

Свою роль играл и технический прогресс. Во второй половине 1970-х годов армии многих стран приняли на вооружение новые огневые и разведывательно-ударные комплексы, позволяющие эффективно и точно поражать точечные объекты, расположенные на местности. Все большее значение приобретало высокоточное оружие, которое представляло опасность для командных пунктов и пунктов управления войсками. На этом фоне актуальность защиты пунктов управления только возрастала. Результатом работ в этой области стало создание защищенной машины для пунктов управления войсками «Редут», базой для которой послужило восьмиколесное шасси МАЗ-543 производства Минского автомобильного завода. (До 1991 года в состав МАЗ входило предприятие, специализирующееся на выпуске тяжелой внедорожной техники большой грузоподъемности. Сегодня это МЗКТ – Минский завод колесных тягачей.)

Шасси для бункера на колесах


Одним из направлений в области создания подвижной фортификации для пунктов управления было создание специальной защищенной машины, обладающей единым защитным кузовом. Такая машина, по задумке разработчиков, получала встроенную систему и механизмы заглубления, чтобы самостоятельно выбираться из грунтовой обсыпки, и базировалась на автомобильном шасси высокой грузоподъемности и проходимости. Подобные шасси в арсенале советских военных к тому времени уже имелись. Речь идет о четырехосном шасси МАЗ-543, поступившем в серийное производство еще в 1962 году, к началу 1970-х годов шасси уже модернизировали до версии МАЗ-543М.


Шасси МАЗ-543М


Если быть совсем точным, то для «бункера на колесах» использовали редкое опытное шасси МАЗ-543В. От предшествовавших моделей новое шасси отличалось принципиально другой компоновкой, полезная нагрузка составляла 19,6 тонны. В будущем именно шасси МАЗ-543В стало основой для массового МАЗ-543М, пик выпуска которого пришелся на 1987 год. От предшествующих моделей как массовых, так и мелкосерийных и опытных, новое шасси отличалось наличием только одной сдвинутой вперед двухместной кабины, расположенной рядом с моторным отсеком (исчезла правая кабина, осталась только левая). Представленная конструкторами Минского автомобильного завода компоновка позволяла удлинить монтажную часть рамы, облегчая и упрощая процесс установки на шасси более крупного оборудования. Всего на МАЗе собрали 233 экземпляра такого шасси, одно из них послужило базой для защищенной машины «Редут».

Появление нового многоосного внедорожного автомобиля было напрямую связано с развитием советской ракетной программы. Еще летом 1959 года в СССР начались работы по созданию твердотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп», которая могла поражать цели на удалении до 600 километров. Первоначально конструкторы планировали запускать ракеты со стартовой площадки, расположенной на полуприцепе четырехосного автомобиля-тягача МАЗ-535В, но в ходе проектирования стало ясно, что военных технические возможности подобной системы удовлетворить не могут. По этой причине для размещения пусковой установки ОТРК «Темп-С» решили разработать полностью новый многоосный автомобиль, получивший обозначение МАЗ-543. Созданный автомобиль оказался настолько успешным, что некоторые модификации машины до сих пор производятся серийно, сообщает официальный сайт МЗКТ.


Защищенная машина «Редут» на базе шасси МАЗ-543В


Первый опытный образец нового автомобиля представили уже в 1961 году, а в следующем году начался серийный выпуск МАЗ-543 и его триумфальное шествие в армии, а затем и на гражданской службе. Все автомобили семейства отличались одинаковым размером колесной базы – 7,7 метра, а общая длина МАЗ-543 составляла без малого 11,465 метра. Сердцем четырехосного автомобиля с колесной формулой 8х8 выступал V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель Д12А-525А, развивавший максимальную мощность 525 л.с. (386 кВт). Мощности двигателя было достаточно, чтобы при движении по шоссе разгонять машину полной массой 39 тонн до 60 км/ч, расход топлива при этом составлял 80 литров на каждые 100 километров пути.

Учитывая длину машины, радиус поворота в 13,5 метров не кажется таким уж большим значением. Дорожный просвет 8-колесного автомобиля составлял 440 мм. МАЗ-543 мог легко преодолевать броды глубиной до 1,1 метра без предварительной подготовки, а также подъемы до 30 градусов. Все четыре моста автомобиля были ведущими, колеса – односкатные, для повышения проходимости по различным грунтам они оснащались широкопрофильными шинами с развитым протектором.


Защищенная машина «Редут» в подготовленном котловане


Разработанный в Минске на рубеже 60-х годов прошлого века автомобиль оказался настолько удачным, что дал начало семейству машин военного и гражданского назначения, часть из которых была полноценными боевыми единицами, получившими весь набор вооружения и оборудования для решения огневых задач. Всего на шасси МАЗ-543 и его модификациях было спроектировано более 60 военных надстроек самого разного назначения. К самым известным относят ЗРК С-300, тактическую ракету «Скад», противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж», артиллерийский комплекс «Берег», РСЗО «Смерч» и «Ураган».

Защищенная машина для пунктов управления «Редут»


Определившись с выбором шасси, разработчики ЦНИИИ ИВ Минобороны СССР (Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск) приступили к созданию надежного мобильного хорошо защищенного пункта управления войсками, работы по данной теме получили шифр «Редут» и начались в 1975 году. Концепция проекта заключалась в создании защищенной машины, построенной на базе шасси повышенной грузоподъемности и проходимости. Новая разработка советских конструкторов отвечала задачам защиты пунктов управления оперативного звена от современных средств поражения вероятного противника и обеспечения работы основных элементов ПУ. Конструкторами предусматривалась возможность использования защищенной машины «Редут» на поверхности, в укрытии и в котловане с грунтовой обсыпкой для обеспечения дополнительной защиты с возможностью самостоятельного выхода из него.


Процесс прикапывания защищенной машины «Редут»


Доработка нового автомобиля специального назначения продолжалась до 1979 года, когда экспериментальный образец стал участником учений и показов военной техники. Считается, что защищенная машина «Редут» в том виде, в котором автомобиль сегодня можно наблюдать на фотографиях, собиралась рабочими и инженерами 542-го завода инженерного вооружения в Нахабино. Собранный экспериментальный образец необычного автомобиля представлял собой объемный защитный кузов с тамбуром и расположенным на крыше грунтосбрасывателем, размещенный на базе 8-колесного шасси МАЗ-543В. Для реализации авторской концепции применения объекта мобильной фортификации к шасси автомобиля приварили четыре боковых, два задних и один передний кронштейны с гидродомкратами вертикального перемещения. Установленное на машине гидравлическое оборудование совместно с грунтосбрасывателем на крыше обеспечивало выход автомобиля из-под грунтовой обвалки и последующий выезд из котлована. Для эффективной работы пункта управления, офицеров и экипажа машина оснащалась системами отопления, вентиляции, а также выхлопа. Внутри защищенного кузова находились рабочие места офицеров и автономное оборудование жизнеобеспечения.

По задумке разработчиков, максимальный уровень защиты обеспечивался в том случае, когда защищенная машина для пунктов управления «Редут» въезжала в заранее выкопанный для нее котлован, после чего с использованием инженерных средств дополнительно засыпалась землей. Грунтовая обсыпка – это один самых простых и распространенных способов защиты в фортификационном деле. Грунт уникален тем, что обладает природными свойствами, позволяющими перехватывать ударную силу пуль и осколков снарядов и мин, уменьшать давление ударной волны близкого взрыва, уменьшать действие проникающей радиации и т.д. По информации журнала «Техника и вооружение», время размещения «Редута» в уже подготовленном для него котловане с последующим обваливанием грунтом составляло полчаса, столько же машине требовалось, чтобы выбраться из земляного укрытия, которое и превращало автомобиль в полноценный бункер.


Выход на поверхности защищенной машины «Редут»


Полезная площадь защищенного кузова составляла 26 квадратных метров, вместимость оценивалась в 10 человек, экипаж автомобиля состоял из двух человек. В начале мая 1979 года экспериментальная машина своим ходом прибыла из Нахабино в Минск, где по решению командующего Белорусским военным округом подверглась процессу дооборудования. Для командующего внутри защитного кузова установили отдельный стол – 204х130 см с тремя авиационными креслами, телевизор «Рекорд В-312» и дисплей ЕС-7927-01. На рабочих столах офицеров разместили специальные выдвижные полки с телефонами, а в отсеке связи появились радиостанции Р-130, Р-123 и Р-111. После завершения монтажа нового оборудования и мебели автомобиль переехал в учебный центр, где с 30 мая по 2 июля 1979 года неоднократно демонстрировался представителям высшего командования ВС Советского Союза.

Многие офицеры выступили за то, чтобы «Редут» пошел в серийное производство, но этому не суждено было сбыться. Считается, что крест на проекте поставил министр обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов, который присутствовал на показе новинок инженерной техники. Маршал считал, что запуск подобного автомобиля в серию будет сопряжен с большими капитальными затратами. При этом на судьбу машины мог повлиять и тот факт, что наглядной демонстрации способностей «Редута» перед первыми лицами Минобороны не проводилось, автомобиль не выбирался из-под грунтовой обвалки. Возможно, это также самым негативным образом сказалось на судьбе и развитии подвижной фортификации в Советском Союзе. Последний раз защищенная машина для пунктов управления войсками оперативного звена «Редут» участвовала в показах военной техники в 1987 году, ну а дальнейшая печальная судьба этого уникального автомобиля вам уже известна.


Рабочие места пункта управления в машине «Редут»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    26 апреля 2019 18:12
    Не поверите! У меня отец хотел после загранки сделать на базе этой зверюги дом на колесах. Потом посчитал и понял, что дешевле содержать"хрущевку" на три подъезда. И жили мы в трёх комнатах кооператива с 40% вертолётчиков на шесть подъездов.
    1. +2
      27 апреля 2019 19:47
      ,,с 40 % вертолетчиков на шесть подьездов,,
      Повезло. Мне бы таких соседей. И ребенка можно одного гулять выпустить. Кругом военные- дисциплина и порядок.
      1. Комментарий был удален.
        1. +2
          27 апреля 2019 21:19
          ,,лучше под присмотром,,
          Главное- ребенок. А жена- дело наживное:-)
          А военные у нас,ребятки шустрые...:-)
          1. Комментарий был удален.
        2. +1
          28 апреля 2019 11:25
          Если как написано дом кооперативный, то и жильцы там остепенившиеся
    2. +1
      28 апреля 2019 11:29
      Ну да 125 л на 100 км это не для кошелька вертолетчика.Я уж не пишу о стоимости самой машины и налога на неё.
  2. +5
    26 апреля 2019 18:22
    ВсЁ отлично,но РэБ это такая вещь в себе.Врубишь машинку----автоматом координаты известны противнику.Ваши решения,товарищи офицеры.
    1. +4
      26 апреля 2019 18:56
      Громобой... Возможности связи и управления в наше время позволяют штабам и управлению находится хоть на курорте или глухой тайге. Второй вопрос: защищённость от ОМП и прочих высокоточных средств, так уж штабные маневренные бронированные средства более подходят, главное не дать обнаружить, ибо после начнутся удары по ним... Значить ложные штабы, и прочие уловки для прикрытия, а основные маневренные, при реальных угрозах, даже "постоянно на колёсах" на определённых прикрываемых маршрутах...
    2. +12
      26 апреля 2019 18:58
      Цитата: Громобой
      ВсЁ отлично,но РэБ это такая вещь в себе.Врубишь машинку----автоматом координаты известны противнику.Ваши решения,товарищи офицеры.

      Ну во первых не автоматически , а при наличии у противника на данном участке техники способной на пеленгацию . При наличии у противника подобной техники есть следующие виды связи - проводная , радиорелейная , и в какой то степени спутниковая . Кроме того ПУ подобного уровня не работают в составе одной машины - как правило это комплекс из нескольких машин связи и управления , завязанных на машину командира . Связаны эти машины в единый комплекс с помощью проводной , радиорелейной и УКВ-радиосвязи на малой мощности , а разбросаны на площади до нескольких квадратных километров . Используются инженерные средства от РЛС противника (напр. уголковые отражатели и радиоотражающие масксети ( превращают машину в "холм")) . Вкратце примерно так , а вообще вопросы маскировки и скрытности КП - это тема достойная если не книги , то спецброшюры для "служебного" точно ...
      1. +1
        26 апреля 2019 23:42
        Спутники разведки на что? Так, противник, как и мы такие задачи комплексными силами разведки решает!
  3. +7
    26 апреля 2019 18:51
    Интересная штука. Восстановите и в Америку продайте.Там полюбляют всякое разное для зомбиапокалипсиса. laughing
    1. +6
      26 апреля 2019 23:45
      Тоже об этом подумал. Идеальная машина на случай зомбиапокалипсиса или для выживальщиков)))
  4. -3
    26 апреля 2019 21:52
    Идеальная цель для беспилотника. В случае начала конфликта этих мамонтов будут отыскивать и уничтожать в первую очередь.
    1. -2
      27 апреля 2019 08:30
      не долетят ни самолеты не беспелотники
      1. +1
        27 апреля 2019 20:55
        Анастейша, во-первых "Ни самолеты, ни беспилотники", т.к. здесь идет усиление отрицания, а во-вторых, если Вы уж на ВО потрудитесь на досуге ознакомиться с материалами Сергея Линника - очень скоро убедитесь в том, что небо над нашей головой не такое уж и защищенное.
        1. -2
          28 апреля 2019 06:25
          наша армия самая сильная!!! я не боюсь
    2. +3
      28 апреля 2019 09:39
      Во-первых , 30 лет назад возможности беспилотников были куда скромнее . Во-вторых , если эта бандура грамотно замаскирована , то и сейчас обнаружить ее - занятие нетривиальное
      1. 0
        28 апреля 2019 10:18
        Цитата: sivuch
        Во-первых , 30 лет назад возможности беспилотников были куда скромнее . Во-вторых , если эта бандура грамотно замаскирована , то и сейчас обнаружить ее - занятие нетривиальное

        Это штаб на колесах. Он не может существовать в вакууме. Даже если он хорошо замаскирован внешне, его вычислят или в процессе транспортировки по дорогам или по радиоэлектронной активности. К такому штабу необходима рота охраны на бронемашинах и соединение ПВО. Пускать его в одиночку понадеявшись на маскировку - авантюра.
        1. +1
          28 апреля 2019 10:41
          НЯЗ , это армейская КШМ . Понятно , что в одиночку она путешествовать не будет
          1. -2
            28 апреля 2019 13:17
            Тогда смысла особого в её маскировке нет. Когда разведка противника узнает что есть полузамаскированный объект который тщательно охраняют, он зайдет как приоритетная цель в банк обьектов уничтожения.
            1. +1
              28 апреля 2019 14:57
              А почему полу- ? Ее же не собирались арабам поставлять .Так что маскировка была бы нормальной , во всех диапазонах .(так же как и десяток ЛЦ вокруг)
  5. +3
    27 апреля 2019 07:24
    А бронирование крыши какое?
  6. +1
    27 апреля 2019 20:02
    Ему б стекло со лба убрать, на каждый мост - свой эл.двигатель, бортовую РЛС, выдвижную спаренную ВЯ-23 - у арабов пошёл бы "на ура" laughing
  7. +2
    28 апреля 2019 19:31
    Р-123, Р-111, Р-130. Ба! Да это же родная наираспространённейшая КШМ-ка Р-142Н! Стоило огород городить. Да, чуть по больше и слегка в броне. Что тоже уже было массово на базе МТ-ЛБу. smile
  8. KCA
    0
    29 апреля 2019 09:06
    Да уж, это не Р-145 на БТР-60 или Р-142Н на шишиге, вот если б мне на такой повезло служить, а не на первых двух
  9. 0
    30 апреля 2019 12:31
    Сам термин «подвижная фортификация» появился еще в XIX веке во Франции, а затем уже добрался и до России.

    А как же русский "гуляй-город"?
  10. 0
    30 апреля 2019 12:48
    К самым известным относят ЗРК С-300, тактическую ракету «Скад», противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж», артиллерийский комплекс «Берег», РСЗО «Смерч» и «Ураган».

    РСЗО 9п140 "Ураган" сделано на базе ЗиЛ-135ЛМ, а не МАЗ-543.
  11. 0
    9 мая 2019 13:50
    Я смотрю здесь столько "специалистов" по обнаружению замаскированных командных постов с помощью беспилотников, спутников и прочего электронного хлама! Я вот совсем не маскируюсь! Кто нибудь, скиньте мне мои, хотя бы приблизительные, координаты! Из которых я пишу всякую фигню, на данном ресурсе!
    1. xax
      0
      29 июня 2019 01:39
      N-37-II лист 200 000 карты

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»