В Зеленодольске заложили очередной катер проекта 21980 "Грачонок"

24
На судостроительном заводе им. Горького в Зеленодольске прошла церемония закладки катера специального назначения проекта 21980, шифр "Грачонок". Это будет уже десятый катер такого типа, построенный в Татарстане.

В Зеленодольске заложили очередной катер проекта 21980 "Грачонок"




В церемонии закладки приняли участие представители руководства республики, руководство судостроительной корпорации "Ак Барс", а также представители разработчика и ветераны предприятия.

В пресс-службе предприятия отметили, что Зеленодольский ССЗ построил для ВМФ РФ девять катеров такого типа, которые уже переданы заказчикам и несут службу на всех флотах России.

Катера проекта 21980 "Грачонок" строятся в интересах ВМФ РФ с 2008 г. Разработан специалистами ОАО «КБ "Вымпел" (г. Нижний Новгород) и предназначен для охраны военно-морских баз. Основная задача катеров – борьба с диверсантами и террористами в акваториях базирования ВМФ.

Катера оснащены гидроакустической станцией обнаружения подводных диверсионных сил и средств "Анапа", навигационной радиолокационной станцией МР-231, оптико-электронным комплексом освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201 М3, а также комплексом обнаружения подводных объектов "Кальмар". Кроме того, на борту катера имеется водолазное снаряжение.

При стандартном водоизмещении в 138 т (длина, ширина, осадка – 31 м, 7,4 м, 1,85 м соответственно) силовая установка из двух дизелей обеспечивает движение полным ходом со скоростью 23 узла и автономность действий экипажа из 6 человек до 5 суток на дальности до 200 миль.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 апреля 2019 14:44
    Молодцы зеленодольцы пашут как надо , главное что бы заказы всегда были .
    1. +10
      25 апреля 2019 15:20
      Одна из лучших верфей по качеству и выдержке сроков.

      Однако не все так однозначно для нее recourse .
      Жирный заказ на сторожевики для ФСБ практически выполнен. Головной Океан - уже на дежурстве. Петропавловск-Камчатский - уже на Балтике, где пройдет окончательная достройка и испытания, сдача корабля в этом году. И Анадырь - строится, осенью скорей всего поведут на Балтику, а в следующем году передача в БО.


      Серия зубастых буянов - 21631, завершается. Новых закладок скорей всего не будет. По факту работа над 4 кораблями (Ингушетия уже закончена).

      Запрыг на чужой проект (22800) - очень помог заводу. Уже 5 кораблей в работе. Да будут дикие простои из-за отсутствия силовой (приоритет в поставках сейчас Пелла - у нее 3 корабля = вернее уже два, Советск загружает агрегаты, ждут силовую у стенки).

      Также патрульные корабли 22160 делают, но по факту на заводе в работе осталось 3 корабля. И допзаказа на них также не будет.

      Ну и Грачата.

      Вьетнам - отказался от новых Гепардов. Шри Ланка хотела патрульную версию, почти договорились в кредит (РФ и Шри-Ланка вскоре могут согласовать кредит на покупку фрегата "Гепард-5.1") - но ТрампНяш все испортил. Подарив ШриЛанке патрульник типа Гамильтон из списанных.

      Передача самих кораблей производится на безвозмездной основе, но страна-получатель должна оплатить ремонт и необходимые доработки кораблей, а также подготовку их экипажей в США (в частности, Филиппины, за полученный в 2016 году Boutwell суммарно заплатили 16 млн долл).
      Как сообщили СМИ Шри-Ланки, в начале августа 2018 года ланкийское правительство приняло окончательное решение об отказе от заказа в России патрульного корабля проекта "Гепард-5.1", переговоры о приобретении которого велись сторонами длительное время. Фактически американский патрульный корабль приобретен Шри-Ланкой взамен заказа патрульного корабля в России.


      А145 не взлетел. Вернее представители компаний на презентациях отличные отзывы делали, но покупать это, конечно же никто не собирался. Чудом удалось продать шейхам два корабля и проект уехал в морг.


      Сейчас Татарстан из бюджета спонсирует речные корабли типа Чайка-150 и Чайка-250. Но заказчика на них тоже нет.

  2. +4
    25 апреля 2019 15:01
    В церемонии закладки приняли участие представители руководства республики, руководство судостроительной корпорации "Ак Барс", а также представители разработчика и ветераны предприятия.

    Такое ощущение, что как минимум эсминец новейший заложили, а не катер в 138 т водоизмещения. Грусть просто, что для страны, у который был мощнейший флот, теперь новостью является закладка катера. По-моему лучше бы вообще таких новостей не было, не так обидно бы было.
    1. +5
      25 апреля 2019 15:16
      Еще обидней, что движки на таком катере китайские.
      1. +3
        25 апреля 2019 15:39
        Ничего удивительного. Двигатели таких массо-мощностных характеристик разрабатывались в 90-е годы, в нашей стране тогда было немного не до них. Китайцы сейчас поскупали технологические линии моделей прошлого поколения у MAN и Deutz. И пооткрывали у себя производства.
        Самое печальное, что и сейчас ничего не делается для создания таких судовых дизелей.
    2. +5
      25 апреля 2019 15:18
      Цитата: CentDo
      Грусть просто, что для страны, у который был мощнейший флот, теперь новостью является закладка катера.

      Да уж. Такие единицы флота должны клепаться на СРЗ и ССЗ в режиме фоновой задачи. И внимание прессы должны вызывать факты их незакладки. Остается надеяться, что на них сварщики и иже с ними "руку набивают".
      1. +4
        25 апреля 2019 15:45
        Сварщики, кстати большая проблема. С развалом системы профессионального образования появилась проблема с рабочими кадрами. На судостроительный завод дипломированного сварщика с аттестатом Регистра - хрен найдёшь. Не поставишь же кого попало пароход варить.
        Общался с директором одного из заводов, говорит сварщикам платит больше, чем главбуху.
        1. +2
          25 апреля 2019 21:44
          Цитата: Rzzz
          На судостроительный завод дипломированного сварщика с аттестатом Регистра - хрен найдёшь. Не поставишь же кого попало пароход варить.

          Если руководство завода заинтересовано в кадрах, оно может при заводе организовать обучение. В советские времена не смотря на то, что по стране было много ПТУ (сейчас "колледжи") у нас на Курганском Машиностроительном был отведен большой цех по подготовке токарей, слесарей, фрезировщиков... из школьников для последующей работы именно на этом заводе. Практику по урокам труда в старших классах мы проходили там. Нам даже небольшую зарплату платили. И хоть я не пошел после школы туда работать, но до сих пор храню "корочки" токаря 2 разряда, полученные там
          1. +1
            25 апреля 2019 22:32
            Обучение денег стоит. Если завод платит, то он должен удерживать специалиста потом или зарплатой "выше рынка" или кабальным контрактом лет на пять.
            В СССР было проще, все заводы государственные, и даже если спец перешёл на другой завод, то государство ничего не потеряло.
  3. 0
    25 апреля 2019 15:25
    Что можем ...о том и рапортуем..митинг..салют . "Лидер" сойдет и в мультиках
  4. 0
    25 апреля 2019 15:29
    Молодцы только 23 узла маловато правда это к разработчикам
    1. 0
      25 апреля 2019 16:51
      Цитата: egor egor
      Молодцы только 23 узла маловато правда это к разработчикам

      Маловато? Да это вообще ни о чем.
      1. +1
        25 апреля 2019 17:03
        Вообще-то это даже много. laughing

        Назначение этих катеров обеспечение охраны мест стоянки и базирования флота, постоянных баз и важных портов. Скорость ему не нужна.
        1. 0
          25 апреля 2019 17:33
          Цитата: donavi49
          Скорость ему не нужна.

          И в боевой обстановке тоже?
          1. +5
            25 апреля 2019 17:45
            Боевая обстановка для него - это вообще 0-3 узла хода. Иначе толку от гидроакустической станции?

            Его задача держать в тонусе диверсантов, аквалангистов, минисубмарины, подводные персональные транспортные средства и т.п. Также обеспечивать работу собственных отрядов ПДСС в местах базирования или стоянки флота. Опять же скорость особо не нужна.
            1. 0
              25 апреля 2019 18:11
              Цитата: donavi49
              Его задача держать в тонусе диверсантов, аквалангистов, минисубмарины,

              Ну правильно. Пока "Грачонок" дочапает от одного конца бухты в другой, подводные диверсанты успеют проникнуть в бухту , все заминировать и слинять.
    2. 0
      25 апреля 2019 21:52
      Цитата: egor egor
      только 23 узла маловато

      Летайте самолетами. laughing
  5. 0
    25 апреля 2019 18:44
    Заложили "Грачёнка" за неделю до спуска на воду.))
  6. +1
    25 апреля 2019 19:20
    это аналог китайского эсминца 055?)
  7. +2
    25 апреля 2019 22:11
    А нужны ли церемонии на закладке катера? Он станет от затрат на церемонию дешевле? Или каждая построенная моторка будет "перамогай" как в Украине?
  8. +3
    25 апреля 2019 23:15
    Вежливый Лось (Александр), уважаемый, в нашей стране и будущее, и прошлое в тумане... Был я учащимся СПТУ № 28 в городе Северодвинске, что готовило "Звёздочке" рабочих, целых 3 года. Учился на сварщика. На первом курсе работали в мастерских 1 день в неделю, на втором -2 дня, планки под рентген заварили и пошли с января в бригады, практика 2 дня в неделю. На третьем курсе с сентября по март на практике в бригадах работали 3 дня в неделю. Апрель-июнь - ежедневная практика в бригадах и написание диплома. Работал я сварщиком в достроечном цеху и получал 120-130 рублей на практике ежедневной. Работа сварщика и во времена СССР и сегодня вредная даже на открытом воздухе, а уж внутри корабля, особенно если это АПЛ, только с испытания с морей пришедшая...Вот только РФ отменило время учёбы в РСФСР в ПТУ, и как общий трудовой стаж, и как "вредный" стаж, и как "северный". Мне повезло - в 40 лет страна "военную" пенсию дала. А ребята, с кем учился, получили со "Звёздочки" стандартные ответы, что данных о начислении нам зарплаты, во время прохождения практике на "Звёздочке", не сохранилось. В комсомольских билетах и профсоюзных, отметки, что взносы с нас были по 2 копейки, как с учащихся, то есть в суд с ними не пойдёшь. У всех нас полгода работы во вредных условиях на Крайнем Севере улетели в никуда..."Научная рота" на "Севмаше" - бывшие ПТУшники СПТУ № 1 и СПТУ № 28, ой, простите,выпускники колледжей, стояли в рабочих робах "Севмаша" в первом ряду на выводе "Белгорода", дабы картинка телевизионная была такой, как задумали на ОРТ. Куда с такой "работой" науку они двинут? Что судостроение РФ ждёт завтра?...Правда в интернете Северодвинск обсуждает на выводе "Белгорода" плакат с обращением к Путину об отставке губернатор Архангельской области за мусорную авантюру на станции Шиес: http://tv29.ru/new/index.php/bk-obshchestvo/19167-slava-geroyam-sevmasha-putin-znaet-ob-aktsii-severodvinskikh-rabochikh ...А неделю назад народ возмущался "мастерством" наших правоохранителей. За 2 года, в ОДИНОЧКУ, всего лишь начальник отдела строительства кораблей со "Звёздочки" смог 60 млн.руб. положить себе в карман! Прочтите: http://tv29.ru/new/index.php/bk-obshchestvo/19114-v-severodvinske-vysokopostavlennyj-moshennik-so-zvezdochki-otpravitsya-v-koloniyu-na-pyat-let ...С такими строителями кораблей нам и Трамп скоро братом станет...Порадуемся сегодня катеру, что заложили в Зеленодольске, может ПДССникам в Северодвинске попадёт он. Не всё парням гонять по морю Белому на резиновой лодке...
  9. 0
    25 апреля 2019 23:33
    donavi49,уважаемый, архангелогородцы только с руганью вспоминают два судна проекта А-217-1, якобы ледового класса, сделанные зеленодольцами. Не прошли они, построенные в 2014 году , в 2018 году испытания в Архангельске. Как ездили на острова в зимний период архангелогородцы на открытых палубах буксиров - так и ездят. 31 млн.руб. по мировому соглашению вернули в казну Архангельска, суда должны были с Северной Двины вернуться на Волгу.
    1. 0
      26 апреля 2019 08:40
      Я их не упомянул же wink . Ну насколько я понимаю - проект был на коленке сделан, за 3 копейки. Причем непрофильными людьми с теплого края. Кое-как соответствие ледовому классу вытянули и все. Поэтому ожидаемо. То есть - причина не в заводском качестве, а в базовом несоответствии проекта и строителя (который мог бы заподозрить неладное) - уровню заказа. В принципе их можно использовать в менее суровых регионах. Но вроде нового хозяина так и не появилось. Вообще - речной транспорт может спасти только конкуренция уровня воздушных перевозок, пока 50-60 летний теплоходик, подлатанный в не сезон, будет приносить прибыль, никто не купит чего-то нового. Тем более той прибыли - не так уж много.
  10. -1
    26 апреля 2019 12:13
    Планируем атомные эсминцы, а по факту, на вОду спускаем катерки... sad "Хороший" противовес, кораблестроительной программе Китая и америкосии... "Денег нет, но вы там держитесь..." Как то на плаву...