Настоящее и будущее истребительной авиации Японии

Ключевым элементом национальной безопасности Японии являются Воздушные силы самообороны (ВСС). Эта структура включает ряд необходимых соединений и располагает значительными количествами авиационной техники. Так, в ее распоряжении имеется несколько сотен истребителей, однако общее состояние этого парка не вполне удовлетворительно. Составляются планы по обновлению истребительной авиации, и уже сделаны определенные шаги в этом направлении. ВСС Японии планируют наращивать боеспособность как своими силами, так и при помощи дружественных государств.


Современное состояние


В связи с характерной ролью ВСС и Сил самообороны в целом боевая составляющая не слишком многочисленна, хотя и отвечает актуальным требованиям. В настоящее время в составе ВСС всего 12 эскадрилий, оснащенных самолетами-истребителями. Эти подразделения подчиняются региональным командованиям воздушных сил и распределены между ними примерно поровну.


Истребители F-4E


Также необходимо вспомнить 501-ю тактическую разведывательную эскадрилью и тактическую истребительную тренировочную группу («агрессоры»). Эти подразделения не участвуют непосредственно в решении боевых задач, но на их вооружении состоят самолеты, аналогичные используемым в прочих эскадрильях.

Самым массовым боевым самолетом ВСС Японии является истребитель F-15J/DJ Eagle. Эти машины разработаны в США и производились по лицензии японской компанией Mitsubishi. В общей сложности в эксплуатации находится 189 таких самолетов двух модификаций.

Менее многочисленными являются истребители F-2A/B – лицензионная версия американского F-16 производства «Мицубиси». В частях используется 88 таких самолетов. В исходной истребительной роли до сих пор применяется около полусотни самолетов F-4E Phantom II. Также на вооружении имеется 13 разведчиков RF-4J.

Самым новым, но не самым многочисленным самолетом ВСС является F-35A Lightning II американского производства. К настоящему времени Япония получила дюжину таких машин. Одна из них была потеряна несколько дней назад. Из-за этого весь парк «Лайтнингов» простаивает на земле до выяснения всех обстоятельств случившегося.


F-15J в полете


Истребительная авиация Японии достаточно стара. Так, последние самолеты линейки F-4 поступили на службу в 1981 году. Почти сразу после этого началась сборка машин F-15J/DJ, продолжавшаяся до 1997 года. Более новые F-2 производились с 1995 по 2011 годы. Имеющиеся F-35A были построены и переданы ВСС Японии в последние годы.

Ближайшее будущее


Как видим, парк истребительной авиации ВСС Японии находится в неоднозначном состоянии. В нескольких эскадрильях имеется порядка 330 самолетов ряда типов, в том числе не самых современных. Возраст некоторых машин приближается к 40 годам, но они по-прежнему занимают важное место в истребительной или разведывательной авиации. Подобное положение дел не устраивает командование, и оно предпринимает попытки модернизации ВСС.

Принципиальное решение об отказе от самолетов семейства «Фантом-2» было принято достаточно давно, но пока его не удалось реализовать. В качестве замены для таких самолетов рассматривались американские F-35A, однако поставка этой техники неоднократно откладывалась. К настоящему времени США и Япония сумели наладить поставки, и теперь судьба F-4 решена. По мере получения новой техники имеющаяся будет выводиться из эксплуатации. Также намечены некоторые изменения структуры соединений, которым предстоит эксплуатировать новые F-35A. Последние F-4 планируется списать в 2020 году.

F-15J/DJ в обозримом будущем сохранят статус самого массового истребителя ВСС Японии. Замена такой техники до недавнего времени не представлялась возможной и потому относилась к отдаленному будущему. В конце прошлого года стало известно о любопытных планах японского командования в контексте самолетов F-15. Токио предложил Вашингтону принять часть наличных F-15J/DJ в качестве оплаты за поставки новых F-35. Американская сторона не приняла это предложение. Изъятие одних боевых машин без немедленной и полноценной замены другими может привести к падению обороноспособности Японии, а Соединенным Штатам не нужны подобные проблемы у союзников. Таким образом, F-15J/DJ остаются на вооружении.


Пара истребителей F-2A — лицензионная версия F-16


Будущее ВСС Японии прямо связано с американским истребителем F-35. Согласно подписанным контрактам, в течение следующих лет японская сторона получит 105 самолетов F-35A и 42 F-35B. Большая часть этой техники будет изготовлена американской промышленностью. 38 истребителей соберет «Мицубиси».

К настоящему времени заказы выполнены лишь частично. Японии передали 12 самолетов модификации «A» американской сборки. Кроме того, уже начались проблемы. Один из новых самолетов разбился 9 апреля во время полета над Тихим океаном. Как это происшествие скажется на дальнейшей судьбе японских F-35 – неизвестно.

Предполагается, что поставки американских «Лайтнингов» позволят полностью заменить давно устаревшие «Фантомы», а в перспективе сократить долю F-2. Впрочем, эксплуатация оставшихся F-2 будет продолжаться до тридцатых годов. Также рассматривается вариант использования F-35A/B в качестве замены для F-15J/DJ, но такие планы выглядят сомнительно ввиду разного предназначения этих самолетов.

Следующее поколение


На данный момент развитие японской истребительной авиации прямо зависит от импорта. Единственный современный самолет, поставка которого осуществляется в настоящее время, разработан и строится за рубежом. Впрочем, Япония не остается в стороне и тоже пытается создать собственный истребитель пятого поколения. Уже создан и испытывается демонстратор технологий Mitsubishi X-2 Shinshin, а в дальнейшем на его базе разработают полноценный истребитель. Последний сейчас называют F-3.


Один из первых F-35A, переданных ВСС Японии


Три года назад, в апреле 2016-го, состоялся первый полет опытного самолета ATD-X / X-2, предназначавшегося для отработки основных решений в сфере истребителей пятого поколения. В конструкции этой машины использовался ряд современных решений, характерных для зарубежных истребителей последнего поколения, но пока не освоенных японскими авиастроителями. Прорабатывались вопросы создания РЛС с АФАР, авионики на основе последних технологий, ЭДСУ с оптоволоконными линиями и т.д.

Летом прошлого года было принято принципиальное решение, определяющее дальнейшее развитие японского пятого поколения. Самолет X-2 так и останется летающей лабораторией для отработки новых технологий. Для будущей эксплуатации в войсках планируется создать совершенно новую машину – F-3.

Согласно последним сообщениям, на разработку, испытания и развертывание серийного производства F-3 уйдет порядка 10-15 лет. Разрабатывать новый самолет предлагается в рамках сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями, которые могут поделиться технологиями. Японское военное ведомство уже разослало соответствующие приглашения.

Требования к будущему F-3 пока не сформированы, но уже известны некоторые пожелания. Предусматривается создание самолета завоевания превосходства в воздухе с определенным потенциалом для работы по наземным целям. Планируется заказать до 100 таких машин общей стоимостью 50 млрд долларов США. Строительство техники должно быть завершено к концу тридцатых годов.


Первый полет опытного X-2


К моменту появления серийных F-3 японские ВСС будут вынуждены отказаться от морально и физически устаревших истребителей F-15J/DJ. Также к тому времени начнется списание более новых, но уже не современных F-2A/B. Таким образом, при желаемом ходе событий, в сороковых и пятидесятых годах основой истребительной авиации ВСС Японии будут американские F-35A/B и совместно разработанные F-3. Возможно, к этому времени на вооружение поступят и новые образцы – скорее всего, опять импортные.

Настоящее и будущее


В составе Воздушных сил самообороны Японии имеется около 330 истребителей нескольких типов и небольшое количество конструктивно схожих самолетов иного назначения. Значительная часть этого парка уже сейчас нуждается в замене, однако темпы поставки новой техники пока остаются недостаточными. Все это ухудшает текущую ситуацию, а также отодвигает вправо сроки ее изменения.

Обновление истребительной авиации японских ВСС по-прежнему связано с импортом и лицензионной сборкой. Собственные проекты, несмотря на их смелость и важность, пока не в состоянии дать реальные результаты. В будущем ожидается изменение этой ситуации, но поводов для оптимизма не слишком много.

В итоге истребительная авиация ВСС Японии имеет приемлемое состояние и способна решать поставленные задачи, но при этом существуют поводы для серьезного беспокойства. Токио понимает это и старается действовать соответственно своим нуждам и возможностям. Впрочем, реальные результаты таких действий пока выглядят недостаточными. Особенно на фоне военно-политического противостояния с Китаем и КНДР, а также недружественной риторики в адрес России.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны Японии / mod.go.jp
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Nikolaevich I 26 апреля 2019 05:16 Новый
    • 1
    • 1
    0
    "Настоящее" у них есть....Задача российских ВКС -чтобы не было "будущего ".... soldier
  2. Bongo 26 апреля 2019 06:13 Новый
    • 13
    • 1
    +12
    Уважаемый автор, простите за бестактный вопрос: с каких пор японский F-2A/В стал "лицензионной версией" F-16 ?
    1. Pete Mitchell 26 апреля 2019 10:32 Новый
      • 5
      • 2
      +3
      Впечатление, что статья перевод NI или чего подобного. F-2 конечно родственник -16, но довольно дальний и более продвинутый, но никак не модификация. Остальная техника не новая, но после кучи модернизаций, как техники так и систем управления, вполне соответствует и является серьёзной проблемой.
  3. varadero 26 апреля 2019 06:58 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    "Фантомы" ВВС Японии своё уже отслужили, в начале года даже был небольшой фильм о прощальном вылете этих самолётов. А F-2 никогда не был версией F-16.
    1. voyaka uh 26 апреля 2019 07:59 Новый
      • 5
      • 2
      +3
      Разве?
      "The F-2 is nicknamed "Viper Zero",.."////
      Viper - кличка F-16. Zero - намек на японский Zero времен 2-ой Мировой.
    2. g1washntwn 26 апреля 2019 13:59 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      F-2 - не блок F-16-го, а омологация. Американцы совсместно с Митсубиши по программе AS-X решили посмотреть что еще можно выжать из Fighting Falcon-а. Заодно, Япония получает "как бы свой" истребитель.
      Это несомненно, не версия F-16, но и не абсолютно новый проект. Улучшенная копия F16 - так точнее.
  4. Джек О’Нилл 26 апреля 2019 13:49 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Программа FS-X была построена на базе F-16, но сам F-2 далеко не F-16, а другой, более технологичный самолет.
    Внимательнее, Рябиков Кирилл. wink
  5. san4es 26 апреля 2019 20:58 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    hi В исходной истребительной роли до сих пор применяется около полусотни самолетов F-4E Phantom II
    what Силы самообороны Японии, база Хякури
    Модификация F-4E
    Масса, кг
    пустого самолета 13397
    максимальная взлетная 17964
    Тип двигателя 2 ТРД General Electric J79-GE-17А
    Тяга нефорсированная, кН 2 х 8120
    Максимальная скорость , км/ч 2410
    Практическая дальность, км 4180
    Боевой радиус действия, км 958
    Максимальная скороподъемность, м/мин 15200
    Практический потолок, м 21600
    Экипаж, чел 2
    Вооружение: одна 20-мм пушка М61А1
    4-6 х УРВВ AIM-7E/F/M Sparrow
    4 х AIM-9 Sidewinder на крыльевых узлах подвески
    Боевая нагрузка :
    до 1370 кг вооружения на центральном пилоне и
    до 5888 кг оружия, расположенного под крылом на 6 узлах подвески
    6 х УРВЗ AGM-65 Maveric
    1 20 кт ядерная бомба В57 или 100/500 кт В61
    11 454-кг бомб с ЛН GBU-16 Paveway II
    24 227-кг бомбы Mk.82 или 13 360-кг бомб М117 или
    13 360-кг зажигательных бомб BLU-10/B
    4 контейнера GBU-5/A c 30-мм пушкой GAU-13A и 300 патронов или 4 контейнера SUU-16A или -23A c 20-пушкой M61A1 или GAU-4 и 1200 патронов
    До 5 1401 литровых ПТБ
    http://www.airwar.ru/enc/fighter/f4e.html
  6. san4es 26 апреля 2019 21:03 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    F-2А основная модификация самолета.
    F-2В двухместная модификация.
    Модификация F-2
    Масса, кг
    пустого самолета 9527
    нормальная взлетная 15000
    максимальная взлетная 22100
    топлива 3842
    Тип двигатель 1 ТРДДФ General Electric F110-GE-129
    Максимальная тяга, кН 1 х 131.70
    Максимальная скорость
    на высоте М=2
    у земли М=1
    боевая скорость, км/ч 555
    Боевая дальность действия, км 830
    Практический потолок, км 18000
    Макс. эксплуатационная перегрузка 9
    Экипаж, чел 1
    Вооружение: одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan (250 патронов)
    боевая нагрузка - 8050 кг на 11 узлах подвески
    2 - 6 УР воздух-воздух AIM-7F/M Sparrow,
    2 - 4 УР AIM-9 Sidewinder или AAM-3,
    2 - 4 ПКРx ASM-1 или ASM-2 или Type 80 ,
    12 бомб Mk.82, 12 бомб с ИК наведением GCS-1,
    2х 450-кг или 1х 900 кг бомбы
    http://www.airwar.ru/enc/fighter/fsx.html

    F-15J................... hi
  7. timokhin-a-a 27 апреля 2019 13:48 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Всем любителям писать про то, что F-2 это копия F-16 советую сравнить базовые размеры планера, состав вооружения и параметры РЛС.

    Так, к слову.
  8. монстрила 27 апреля 2019 21:03 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Всё у них есть-просто умело шифруются.Я не удивлюсь,если уже испытывают механоидов.