Ассасины. Крепости, самопожертвования и политические убийства

35
Этот феномен средневекового мусульманского мира хорошо известен в Европе. Они пришлись ко двору ко времени расцвета ориентализма в XIX веке. Обросли многочисленными легендами. Стали объектами масс-культуры в XX и XXI веках. Одно из их названий перекочевало в английский как имя нарицательное и обозначает там политического убийцу. Именно об этой примечательной секте и пойдет наш сегодняшний разговор.





Истоки


История ислама – это перечень расколов, больших и не очень. Все началось в 632 году, когда умер Мухаммед – мусульманский пророк и основатель этой религии. У вдохновленных и объединенных усопшим арабов основные завоевания и успехи были еще впереди. Но вначале им требовалось преодолеть первое серьезное испытание – дележ наследства.

Сразу же начались выборы халифа, который возглавил бы всех мусульман, и продолжил экспансию. Не без интриг, ругани и давления, в этом процессе победило племя курайшитов – первые 4 халифа были как раз из их числа. Дела последнего из них – Али ибн Абу Талиба – шли не очень хорошо. Многочисленные бунты и гражданские войны его доконали – в 661 году Талиб был свергнут Муавией ибн Абу Суфьяном, военачальником, незадолго до того завоевавшим византийскую Сирию.

Муавия возглавил Халифат, основав династию Омейядов. С этого началось глубочайшее и древнейшее противостояние исламского мира – борьба шиитов и суннитов. Если первые яростно ненавидели убийц Талиба, то вторые показали себя политическими реалистами, и сочли за благо примкнуть к победителям.

Краеугольным камнем шиитской идентичности была уверенность, что Мухаммед назначил своим преемником именно Талиба – даже не трех первых халифов. Сунниты, разумеется, считали иначе: халифом может быть не обязательно родственник Мухаммеда или Талиба. Обе стороны ссылались на хадисы – записанные высказывания Мухаммеда. И те, и те понимали и трактовали их по-своему – что давало возможность оформить базу для раскола на века и тысячелетия.

Дальше расколы продолжались во всех направлениях, но нас интересуют именно шииты. В VIII веке они наступили на те же грабли – не смогли урегулировать вопрос о наследстве. В ходе очередной свары обошли законного претендента на наследование звания шиитского имама – Исмаила. Тот, разумеется, стал центром притяжения для группы недовольных. А через несколько лет умер при загадочных обстоятельствах.

Многим шиитам все это живо напомнило историю с убийством Талиба. От шиитов откололась новая группа, назвавшаяся исмаилитами – в честь то ли убитого, то ли самостоятельно умершего Исмаила. Но и это был не конец – в конце XI века исмаилиты вдрызг разругались между собой – причиной стали… да, вы угадали, вопросы наследования. После гражданской войны исмаилиты раскололись на последователей аль-Мустали (мусталитов) и последователей Низара – низаритов. Последние и есть знакомые нам ассасины.

Ассасины: начало


Первые годы государства низаритов безоблачными назвать было сложно. Персидская община, возглавляемая Хасаном ибн Саббахом, подвергалась гонениям со стороны суннитов-сельджукидов. Требовалась надежная база – центр операций, который нельзя будет взять без серьезного напряжения сил.

Им стал Аламут – сильная горная крепость на территории сегодняшнего Ирана. Выгодное расположение на утесе, отличная наблюдаемость всех подходов к твердыне. Огромные склады с провизией, глубокое водохранилище – это было не единственное, за что полюбился Аламут ибн Саббаху. Возможно, даже важнее было население вокруг крепости – это были, в большинстве своем, исмаилиты.

Внутри Аламута находился сельджукский наместник, но не простой, а склонявшийся к исмаилизму. Словом, идеальный объект для воздействия. Ибн Саббах мог только благодарить Аллаха за такой подарок – в 1090 году наместник сдал крепость за взятку в 3000 динаров.

Это, впрочем, было только начало – получив базу, низариты тут же принялись захватывать окрестные поселения. И, самое главное, любые мало-мальски пригодные крепости. Этого им, кстати, показалось мало, и ассасины принялись активно возводить свои. Хасан понимал, что рано или поздно сельджуки разберутся с текущими делами, и займутся им всерьез. Занятие же каждой крепости в сложных горных условиях усложняло задачу его разгрома.

Стратегия выживания


Ибн Саббаха волновало выживание общины. Шансов победить сельджуков в прямом столкновении у него не было. Если враг соберется с силами (что в Средневековье, правда, могло занимать довольно много времени), низаритов сомнут. Поэтому Хасан пошел по другому пути.

Во-первых, он основал учение «Дават-и-джадит» — «призыв к новой вере». Он использовал как шиитскую ненависть к суннитам, так и не до конца растворенную арабами персидскую идентичность. Сельджуков – чужаков и последователей неверного течения ислама – надо было вышвырнуть из Ирана. И, благодаря проповедникам ибн Саббаха, эту мысль поддерживал каждый житель контролируемых низаритами земель.

На этой базе набирались фанатичные добровольцы. Их называли «фидаями» – то есть «жертвующими». Правильно обрабатываемые проповедниками ибн Саббаха, они были готовы наносить самоубийственные удары. Готовность погибнуть во имя правого дела расширяла спектр тактических возможностей – фидаям не требовалось продумывать отход, что упрощало организацию атак.

Мало того, согласно концепции ибн Саббаха, отход только вредил. Его логика была проста: «Мы окопались в горном регионе. Сковырнуть нас с ходу не получится, поэтому противнику понадобятся значительные силы. Их надо будет собрать и обеспечить припасами для долгих осад. Все это займет время. И мы им воспользуемся».

А дальше особенности Средневековья диктовали ибн Саббаху отличный выход. В отличие от современных регулярных армий, в феодальной реальности XI века гораздо более многое зависело не только от умений командного состава, но и от авторитета. И систематическое устранение командиров наносило армии гораздо больший урон, чем сегодня.

Не менее важным было убивать демонстративно – средь бела дня, при крупном скоплении народа, невзирая на охрану. Сам факт того, что ассасина мало волновала собственная жизнь, вкупе с тем, что такие убийства происходили регулярно, был серьезным психологическим ударом. И даже обстоятельно подготовленные кампании против низаритов или теряли в ударной мощи, или не начинались вовсе.


Хассан ибн Саббах


Уже в 1092 году ибн Саббах проверил свои выкладки на практике. Тогда сельджуки устроили крупный поход и осадили Аламут. Что стоило жизни султанскому визирю, а также двум его сыновьям, попытавшимся отомстить. Через месяц внезапной смертью умер сельджукский султан. Если это и было убийство, то точно не в стиле низаритов – те предпочитали демонстративный подход. Результатом, в любом случае, стала гражданская война в стане сельджуков, и от секты ибн Саббаха отстали.

Но многие приписывали смерть султана низаритам. Что только шло им на пользу – ведь страх всегда можно превратить в оружие. Убийства средь бела дня продолжались. Авторитет ассасинов возрос, и вскоре за их деятельность стали принимать вообще любое политическое убийство в регионе. Что резко убавляло у любого «сильного человека» желания вообще лезть в это осиное гнездо.

Мнимые наркоманы


Европа узнала об ассасинах из рассказов путешественников. Её мало интересовали сложные взаимные претензии внутри мусульманского мира. Зато романтизированный образ низаритов заходил «на ура».

Особенно популярна была история про «старца горы», который набирал молодых людей в свой орден и якобы использовал гашиш, чтобы показать неофитам «ворота в рай». Те верили и были готовы наносить самоубийственные удары тем, на кого покажет «старец горы». Образованное от «гашиша» слово «хашшишин» трансформировалось в европейское «ассасин».

Все это, конечно, не так – регулярное употребление гашиша сделало бы из члена секты жалкого наркомана, а не холодно выжидающего удобного момента убийцу. Нет ничего о наркотиках ни в исмаилитских источниках, ни у их врагов-суннитов. Хотя само слово «хашшишин» раньше всего встречается именно там.

При этом сами сельджуки отлично понимали, что шиитам с их традицией мученичества, восходящей еще ко временам Талиба, не нужен гашиш, чтобы массово жертвовать собой. Вероятно, отсылка к этому наркотику была метафорой, обозначающей «изгоя общества», которыми старались представить низаритов сунниты, а не буквальных наркоманов. А европейцам все эти тонкости были не так важны, как еще один красивый миф в копилку ориентализма.


Монголы штурмуют Аламут


Финал


Государство низаритов просуществовало более двух сотен лет. Для исмаилитской общины среди бурного океана недружественных сил это не просто много, а очень много. Сгубило ассасинов нечто совершенно ультимативное – то, чему не могли противостоять и куда более могущественные силы. Этим роком судьбы стали монголы, уничтожившие государство низаритов в середине XIII столетия. Это нашествие сильно изменило регион. Ассасины сумели сохраниться как религиозная группа, но места для нового государства по образцу ибн Саббаха в этом регионе уже не было.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    30 апреля 2019 05:14
    Поучительный очерк! Спасибо!!!
    С уважением, Коте!
  2. +5
    30 апреля 2019 05:24
    Спасибо. Краткий курс. И ещё под соусом борьбы за наследство.
  3. Комментарий был удален.
    1. +1
      30 апреля 2019 15:56
      А нынешние шахиды, идущие на самоподрыв по вашему некурящие?
      1. Комментарий был удален.
  4. +1
    30 апреля 2019 06:18
    Наследство досталось про..про..про. про......внук Али Таллиб Шах Карим Ал-Хусайни на данный момент численность исмаилитов приблизительно м1,30000 тыс чел
    1. +2
      30 апреля 2019 08:26
      Цитата: ФК Ростов
      м1,30000 тыс чел

      Это сколько, я не понял? Если 1.3 миллиарда, то мусульман всего столько, а шиитов среди них около 200 млн. Исмаэлиты же принадлежат к шиитам, как понятно из статьи. Тогда что за число Вы привели?
  5. Комментарий был удален.
  6. +5
    30 апреля 2019 10:48
    Пришли монголы и не разбираясь кто там суниты, кто шииты, нахлопали всем)))
  7. +1
    30 апреля 2019 11:30
    Спасибо за статью!
    [quote][/Образованное от «гашиша» слово «хашшишин» трансформировалось в европейское «ассасин». quote] Хотелось бы уточнить - что за европейский язык такой?
    1. Комментарий был удален.
  8. +9
    30 апреля 2019 12:14
    Тема интересная.
    Ибн Саббах был, судя по всему, непревзойденным организатором и руководителем спецслужбы. Безусловно, та череда успешных ликвидаций, что была осуществлена его фидаями была бы совершенно невозможна без помощи из ближайшего окружения жертв, то есть, эффективной агентурной работы. С учетом многочисленных и очень запутанных противоречий в мусульманском мире, как сугубо религиозного, так и сугубо политического характера, работа вербовщиков значительно упрощалась.
    Что касается гашиша, то мне кажется, что он все-таки был. Собственного опыта употребления этого зелья у меня нет, но по отзывам опытных пользователей, отображенном, в том числе, и в литературе, можно предположить, что видения, которые посещают гашишина, действительно весьма приятны. Так что использовать это обстоятельство в ходе вербовки, например, для демонстрации адепту "райских кущ", а также для расшатывания психики, имея в виду подведение к дальнейшему самоубийству, вполне допустимо. Никто ведь не говорит, что их пичкали наркотиками постоянно.
    Легенды о суперподготовке ассасинов по типу легенд о ниндзя также, на мой взгляд, далеки от реальности не менее, чем декабристы от народа. Основа их успеха - тонкое понимание реалий политической и религиозной борьбы внутри конкретного общества. А основной инструмент - предательство.
    Именно потому, столкнувшись с монголами, они ничего не смогли им противопоставить - они их просто не знали и не сумели быстро найти в их среде необходимое количество предателей. Будь эти убийцы так хорошо подготовлены, как об этом говорят (непревзойденная скрытность, виртуозное владение оружием, какие-то умопомрачительные технические средства и т.п.), им не составило бы труда перерезать глотку тому же Хулагу и половине его полководцев.
    Боюсь, что монголы даже до конца и не поняли, что очередной замок на их пути, взятый ими без особого напряжения - столица ужасных ассасинов, а обдолбанные юнцы внутри - те самые безжалостные убийцы, наводящие трепет на полмира. smile
    1. +4
      30 апреля 2019 14:37
      Что касается гашиша, то мне кажется, что он все-таки был. Собственного опыта употребления этого зелья у меня нет, но по отзывам опытных пользователей, отображенном, в том числе, и в литературе, можно предположить, что видения, которые посещают гашишина, действительно весьма приятны. Так что использовать это обстоятельство в ходе вербовки, например, для демонстрации адепту "райских кущ", а также для расшатывания психики, имея в виду подведение к дальнейшему самоубийству, вполне допустимо. Никто ведь не говорит, что их пичкали наркотиками постоянно.
      Гашиш нельзя употреблять спорадически. Это первое. И для того. чтобы подвигнуть исмаилитов к мученичеству, не надо им расшатывать психику.
      Собственно, непонимание этих моментов, отсутствие достоверной информации об исламе как религии, его внутренних течениях послужило базисом для фабрикации на латинском Востоке, а также в Европе ряда легенд о тайных практиках низаритов - исмаилитов. Для средневекового европейского ума без "легенды ассасинов", состоявшей из ряда отдельных, но внутренне связанных между собой рассказов,
      включавших "легенды обучения", "легенды о рае", "легенды о гашише" и "легенды о смертельном прыжке" поведение асасинов было просто за гранью понимания.
      Корпус легенд разрастался постепенно и, наконец, был оформлен Марко Поло (1254—1324) в синтезированную версию, ставшую весьма популярной. Венецианский путешественник внес также свой собственный весьма оригинальный вклад, добавив к этим легендам рассказ о "тайном райском саде", где в состав программы обучения фидаи входили телесные наслаждения.
      Что касается гашиша, то во всех мусульманских источниках, где низариты названы хашиши, этот термин применен исключительно метафорически в уничижительном значении "чернь, низшие классы" и "неверующие социальные парии", то есть пейоративно и вне всякой связи с употреблением наркотика. Употребление данного определения по отношению к низаритам коренится в необоснованных фантазиях средневекового западного мира и его тенденциозном "имагинативном невежестве" по отношению к исламу вообще и исмаилитам в частности.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
        2. +2
          30 апреля 2019 14:57
          По поводу спорадического приема я немного неправильно выразился. Спорадическим приемом сложно расшатать психику сильно. Что касается формирования физической зависимости, Вы глубоко заблуждаетесь. Могу сказать на основе личных наблюдений. Если нужно мненние специалистов, то есть много профильной литературы, например "Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей."
          1. Комментарий был удален.
        3. +1
          30 апреля 2019 18:50
          Вот приходило в голову - кто как снимает стресс: мухоморы - у северных народов, мескалиновые кактусы и пульке - у мексиканцев и и. д.

          Но проверять чужие привычки не тянет, ибо «Греческих борзостей не чтец» (с).
      2. +1
        30 апреля 2019 16:46
        Цитата: Undecim
        И для того. чтобы подвигнуть исмаилитов к мученичеству, не надо им расшатывать психику.

        Любому нормальному человеку нужно расшатать психику, чтобы он пошел на самоубийство. Суицид противен здоровой человеческой природе. То, что основу этого расшатывания составляли, конечно, религиозные проповеди, а не наркотики, тоже понятно.
        Но вы, видимо, правы в том, что вся эта "легендарность" ассасинов обусловлена, в первую очередь недостатком у европейцев информации об исламе в принципе и совершенной необъяснимостью поведения "этих фанатиков". Слишком велика разница менталитетов у христиан с мусульманами и слишком мало информации было у них друг о друге.
        1. +1
          30 апреля 2019 21:59
          "расшатать психику, чтобы он пошел на самоубийство. Суицид противен
          здоровой человеческой природе"////
          ----
          А традиции? У японцев самоубийство - один из распространенных способов
          решения проблем в жизни.
          И у окружающих вызывает скорее уважение, чем осуждение.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. +1
          30 апреля 2019 21:18
          "Джа даст нам все!" (Боб Марли)
          1. Комментарий был удален.
            1. +2
              30 апреля 2019 22:48
              "Я маленькая лошадка, но стою очень много денег"
              (Найк Борзов)
              К слову, к пушерам я отношусь резко отрицательно, но это "тёмная сторона" моей юности.
              1. Комментарий был удален.
                1. +1
                  1 мая 2019 00:16
                  Да, разные. В данном случае мы говорим о неустойчивых личностях, как потребителях, так и поставщиках. И те и другие начинают с грамма "шишек" (замечу, не "пластилина"), заканчивают десятью - героина, ну, или двадцатью кокаина (с него " дознуться сложнее). Хотя, таких, "коксовых", я тоже видел, не вытаскивал, коксовых не умею
                  1. Комментарий был удален.
                    1. +1
                      1 мая 2019 01:33
                      Совершенно верно, грани...
      2. +3
        30 апреля 2019 16:31
        Цитата: Кучерявый
        станет самым безопасным членом общества)

        Именно это я имел в виду. Укуренный убийца - нонсенс. Наркотик мог использоваться как дополнительное, вспомогательное средство психологической обработки при подготовке конкретного кандидата к "посвящению" или какие там обряды у них практиковались.
        1. +1
          30 апреля 2019 19:16
          Михаил прав, употребление гашиша, как это проще сказать вызовает эффартю (кайф). Так что во время инсинуации будущий ассасин проходил обряд, где ему давали «заглянуть в рай»! Банально промотивировать «на подвиг»! Думаю это был один из многому этапов подготовки!
          1. +1
            30 апреля 2019 21:24
            Это не ЛСД с проводником, это трава. Максимум, он мог смотреть на прекрасную гурию (постановочную) и угорать с ее бровей, например. Или жрать до «не могу» райскую пищу. А мог банально испугаться какой то фигни. Типа рай? Я умер???
            И паника.
            1. +1
              30 апреля 2019 22:59
              Нет, не так. Вряд ли на этом сайте найдётся человек, который плотнее меня общался с наркоманами (тёмная сторона моей жизни). Все по разному.
              1. +1
                30 апреля 2019 23:41
                Не знаю, не знаю laughing
                1. +2
                  1 мая 2019 00:01
                  Альберт, я не буду бодаться. У меня большой мемориал на этот счёт и большие счеты к этому бизнесу
                  1. +2
                    1 мая 2019 01:18
                    Антон, я не бодаюсь. Мой жизненный опыт в этой теме ограничивается Израилем, тёплой компанией и работой в правоохранительных органах этой страны. В России все жёстче, а во времена твоей юности было жёстче в разы.
        2. +2
          30 апреля 2019 23:47
          Укуренный убийца - это нормально, суть в том в какой среде воспиталась личность совершившая убийство, при каких обстоятельствах оно совершено. Современное человечество очень много говорит о "посттравм аттическом синдроме", но как-то забывает, что сотни миллионов людей, наши прямые предки (деды и родители) пережили мясорубку ВМВ, и сумели родить и воспитать нас, вздыхающих над этим синдромом.
          1. +2
            1 мая 2019 01:20
            Согласен. Как бы мы не относились к нашему советскому прошлому, стержень человека комми выковывали с детства.
            1. +1
              1 мая 2019 01:44
              Нет, Альберт, не так. Вот скажи, ты, по сути, ветеран Второй Ливанской войны, когда ты демобилизовался, какое отношение было не тебе в обществе?
              1. +2
                1 мая 2019 02:05
                Хорошее и...обычное. В Израиле большинство мужчин так или иначе участвовали в БД. Пару недель в Газе понюхал пороху в начале 0-х, пару недель на Второй Ливанской (неделю до этого просто бухали на «тыловой» базе) никем выдающимся из серой массы израильских мужчин меня не делали laughing Да и заботы после той же Газы, например, были другие - успеть сдать с первого раза сессию по единственному предмету, который знаю. )) Никакого посттравмата.
                1. +1
                  1 мая 2019 07:02
                  Вот. Израиль 70 лет существует в состоянии "враг на пороге". Остальной мир 70 лет воюет экспедиционными корпусами. И когда человек возвращается с войны домой, он видит, что общество живёт другими ценностями, которые "там" вовсе и не ценности, а так мелочи жизни. С этого начинается пост травматический синдром. Спрашивается: кто болен индивидуум или социум?
                  1. +1
                    1 мая 2019 15:06
                    Это очень интересный, важный вопрос, ответь на который однозначно трудно.
                    Легче всего сказать, что больно общество. Которое послало парней на войну, не предусмотрев механизмы абсорбции по их возвращению. И, в принципе - это так. Ребята свой долг выполнили, страна перед ними - нет.
  9. +2
    30 апреля 2019 22:44
    После гашиша скорее полезешь обниматься с жертвой, чем убивать ее. А с райских кущ будешь смеяться до посинения.
  10. +1
    1 мая 2019 09:44
    Автор увлекся... Шииты вообще не признают хадисы пророка. Интересную версию по этому поводу высказал Л.Н.Гумилев о трех друзьях . Каждый из них был одарен . Омар Хаям был математиком и поэтом. Второй , придворный визирь, одаренный управленец. Но третий долго никак себя не находил - Хассан ибн Сабах. Проштрафился на службе , куда его устроил его высокопоставленный приятель и был уволен. Очевидно этот человек с самого начало имел склонность к этому сомнительному
    ремеслу....
  11. 0
    2 мая 2019 21:59
    интересная статья, но всё обсуждение сразу ушло почему-то в наркоту :-)
    по всему видать самая обыкновенная секта и основные её составляющие: сильный лидер, идеология и полная зашоренность от соседей( чем не сегодняшний ИГИЛ)

    главный вопрос тут, пожалуй, не в самоубийцах, а от куда деньги брались на покупку крепости и подкуп визирей, что б убийца к падишаху подошёл вплотную.

    всё остальное правильная работа с прессой: убийц было от силы пара десятков, а распиарена целая дивизия.(тоже и с ИГИЛ: миллионы сочувствующих, 15-20тыс. штыков, которые слились при первом шухере, а
    бармалеев в шайтанарбах пара сотен была.

    кстати, как только лидер пропал исчезли и убийцы, миллион сочувствующих ни куда не делись
  12. 0
    18 мая 2019 14:17
    Ассасин не от гашшишин. АССА - была системой развития потенциала. АССАас, в частности, И-го переделало в Иисуса-Иссу. И-смена огласовки под влиянием матриархата лунитов-южан. И полная смена картины мира. Собственно, раскол единого начала на Ин-Ан под воздействием появившейся Власти.
    У, кстати, обозначает рождение в плоти. От ветвей мужского-женского вниз. Рисунки букв придумывали символисты.
    АССАас под И-началом, ас, достигший возможного в выбранной области, это перевод слова. Ин- самосовершенствование.
    Ассасаны, под общим прежде А-началом, могли заниматься в АССА-системе организацией просветления падших в плоть. Но память о них запрещена. Их знак - свастика, символ просветления. СС от АССА, ясности сознания. Германцев развели по теме и уничтожили. Следующий рубеж - Россия.
  13. +1
    13 июня 2019 00:28
    Прочитал статью. Хотелось бы высказать 3 мысли о представленном материале.

    Во первых, не сказано о методах противодействия. Которые изыскивались и находились различными сообществами, внутри которых (или рядом с которыми) действовали ассасины.

    Во вторых, практически ничего не сказано непосредственно о методах убийства.

    В третьих, ничего не сказано о том, что в общем то шииты-низариты существуют и в наши дни. Ну и о исторических истоках современных исламских радикально-экстремистских групп (по сути - сект), действующих на Ближнем Востоке - тоже.

    Вынужден констатировать, что материал у автора получился достаточно поверхностный, хотя и не самый "попсовый".