«Черная кошка» панцерваффе

«Черная кошка» панцерваффе
«Пантера» на курской дуге проявила себя как мощная, но ненадежная бронированная машина

Безусловно, это один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во Второй мировой войне. Катализатором создания данной боевой машины, не предусмотренной в системе танкового вооружения вермахта, стала советская «тридцатьчетверка». Ее появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружений Германии приостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Henschel над перспективным танком 30-тонного класса.


Фирма Rheinmetall 18 июля 1941 года получила заказ на разработку длинноствольной 75-мм пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 метров. Фирмам Daimler-Benz и MAN 25 ноября были в свою очередь выданы заказы на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине выдвинули следующие: ширина - до 3150 мм, высота - 2990 мм, двигатель мощностью 650-700 л. с, броневая защита - 40 мм, максимальная скорость - 55 км/ч. Заданию присвоили условное наименование «Пантера».

ПОХОЖИЙ НА Т-34

Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне очень напоминал Т-34, но, как ни странно, понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Вскоре, впрочем, был разработан вариант ходовой части с шахматным расположением опорных катков и торсионной подвеской. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507.



В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа - VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Однако точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в Министерстве вооружений, эксперты которого считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 может послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Справедливости ради следует отметить, что во время Второй мировой войны все сражающиеся стороны многократно открывали огонь по собственным танкам вне зависимости от степени их схожести с бронированными машинами врага. Так что аргумент против «детища» Daimler-Benz можно считать в значительной степени надуманным.

13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам: предпочтение однозначно отдавалось танку фирмы MAN.

Конструкторами Pz.Kpfw.V (название «Пантера» без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) являлись главный инженер танкового отдела фирмы MAN П. Вибикке и инженер Г. Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения.

Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех MAN 11 января 1943 года. Танки «нулевой» серии (20 единиц) получили обозначение Ausf.A, при этом они не имели ничего общего с одноименными машинами, выпускавшимися позже - с сентября 1943-го.



Характерной особенностью первых серийных «Пантер» была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни и однокамерный грушевидный дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL 210Р45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей. С февраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось на Ausf.D. До сих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация «Пантеры» получила обозначение D. Возможно, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.

Танки Pz.Kpfw.V Ausf.D (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системе обозначений боевых машин вермахта был одинаковый - Sd.Kfz. 171) незначительно отличались от прототипов и машин «нулевой» серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки - они приобрели более привычный «пантеровский» вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили двигатель HL 230Р30 и коробку передач АК-7-200.

Следует отметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 года командирская башенка была аналогична башенке «Тигра», позже ее заменили на новую с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом для установки зенитного пулемета MG 34. По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.




Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась циммеритом, кроме того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов.

К характерным особенностям машин серии D (официально D2) относятся отсутствие шаровой установки курсового пулемета (он размещался внутри танка, для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни. Для восполнения потерь, понесенных в боях под Курском, был принят начиная с августа 1943 года ежемесячный производственный план - 250 «Пантер»! Однако в августе изготовили только 120 танков - в результате бомбежек союзной авиацией оказались сильно разрушенными заводы MAN в Нюрнберге и Daimler-Benz в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков.

С сентября 1943 года начался выпуск следующей модификации «Пантеры» - Ausf.А. Изменений внесли немного: вместо довольно бесполезной в боевых условиях бугельной появилась шаровая установка курсового пулемета в лобовом листе корпуса, разработанная фирмой Daimler-Benz еще для своего прототипа VK 3002(DB), ликвидировали лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни, вместо двух фар на верхнем лобовом листе корпуса смонтировали только одну. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшили с 20° (как у Ausf.D) до 18°.

Модификацию Ausf.G - самую массовую из трех (изготовлено 3740 танков) - запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листы корпуса получили угол наклона 61° (у вариантов D и А - 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни - до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя стали откидываться на петлях в стороны, а не сдвигаться, как у предыдущих модификаций. Часть танков получила маску пушки со своеобразной «юбкой» внизу, делавшей невозможной заклинивание башни при попадании снаряда. На три выстрела увеличился боекомплект. Были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т. д.



Танки серии G планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых машин с такой ходовой частью дает основания предположить, что этот проект остался на бумаге. Машину с необрезиненными катками в опытном порядке построила фирма MAN в сентябре 1944 года. Некоторые серийные «Пантеры» имели одиночные необрезиненные катки на последней оси.



НОВШЕСТВА, УЛУЧШЕНИЯ, ДОРАБОТКИ

Применение союзниками по антигитлеровской коалиции во все возрастающих объемах авиации для борьбы с немецкими танками (особенно после открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днем практически к нулю. Остро встал вопрос об оснащении танков приборами ночного видения, работа над которыми велась фирмой AEG с 1936 года. В результате на командирской башенке «Пантеры» были смонтированы инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, который позволял осматривать местность с дистанции 200 метров. При этом водитель такого прибора не имел и управлял машиной, руководствуясь указаниями командира. Чтобы вести огонь ночью, требовался более мощный осветитель.

Для этого на полугусеничном бронетранспортере Sd.Kfz.250/20 был установлен инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивавший работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «Пантеры», оснащенные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения. Фирмой Zeiss-Jena разрабатывался еще более мощный прибор, позволявший «видеть» на расстоянии 4 км, однако из-за больших размеров осветителя - диаметр 600 мм - применения на «Пантерах» он не нашел.

В 1943-м началось проектирование очередной модификации «Пантеры» - Ausf.F, существенно отличавшейся от предшествующих моделей. Важнейшим нововведением стала башня, получившая название Schmalturm («узкая» или «тесная башня»), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию.



В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось несколько прототипов. Проектирование закончилось лишь в январе 1945-го. В итоге толщина брони башни составляла: лоб - 100 мм, борт и корма - 50 мм, крыша - 30 мм. В лобовом листе все еще сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF13. В окончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120, бортовая - до 60, а броня крыши - до 40 мм. Устанавливались новый стабилизированный перископический прицел TZF1 и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320 мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортам которой имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась и установка прибора ночного видения FG 1250.

Маска пушки типа Saukopfblende («свиное рыло») толщиной 120 мм была подобна примененной на танке «Тигр II».

Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах Skoda (она лишилась дульного тормоза и получила индекс KwK 44/1), то башенный пулемет MG 34 заменили на MG 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат MP 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся на заводах Кruрр и Skoda. Изменения затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста.

Испытывались и два новых двигателя: Deutz Т8М118 мощностью 700 л. с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л. с. (625 кВт).

До конца войны не появилось ни одного прототипа в законченном виде, хотя серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года фирма Daimler-Benz собрала шасси со стандартной башней от Ausf.G. В свою очередь «тесную башню» установили на шасси Ausf.G и испытали в Куммерсдорфе. Правда, вместо штатного орудия в башне смонтировали стандартную «пантеровскую» пушку KwK 42 с дульным тормозом. Всего же для «Пантеры» Ausf.F изготовили восемь корпусов и две башни, но ни одного танка этой модификации так и не собрали.

В феврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к «Пантере II», предполагавшие высокую степень унификации танков «Тигр II» и «Пантера». Осуществить это оказалось достаточно просто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов.

На «Пантере II» предполагалось использовать «тесную башню» и новый корпус. Его лобовая броня достигала 100, бортовая 60, а кормовая 40 мм. Вооружение - 88-мм пушка KwK 43/2 с длиной ствола 71 калибр (угол возвышения + 15°). Поскольку в этом случае масса танка превысила 50 тонн, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели Maybach HL234, Simmering Sla 16 (720 л. с.) и MAN/Argus LD 220 (700 л. с). В 1945 году для «Пантеры II» началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой броней.

Ни один из двух прототипов (заказ на их изготовление Управление вооружений выдало в конце 1944 года) не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от Ausf.G. Интересно отметить, что параллельно с проектированием «Пантеры II» велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить.

В процессе работ над Ausf.F и «Пантерой II» фирма Krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной «Пантеры» пушкой KwK 43 L/71 калибра 88 мм, но безрезультатно. Остался на бумаге и проект оснащения «Пантеры» 100-калиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с.



БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ

Первыми воинскими частями, которые укомплектовали «Пантерами», стали 51 и 52-й танковые батальоны, сформированные зимой 1943 года на базе 2-го батальона 33-го танкового полка 9-й танковой дивизии и 1-го батальона 15-го танкового полка 11-й танковой дивизии соответственно. Оба этих соединения обладали большим боевым опытом и хорошо подготовленными кадрами, однако в состав экипажей «Пантер» вошли много молодых солдат и офицеров, не воевавших на Восточном фронте. Для их обучения использовались танки Pz.IV, и лишь в мае в батальоны доставили по 96 «Пантер». Формирование закончилось к 15 июня 1943 года, когда подразделения свели в 39-й танковый полк (Panther-Regiment 39).



Боевое крещение часть получила в период проведения операции «Цитадель» - большого летнего наступления немцев в районе Орловско-Курского выступа, больше известного у нас в стране как Курская дуга. Однако за неполный месяц, остававшийся до начала операции, немцы успели обеспечить подготовку экипажей «Пантер» только на взводном звене. Отработка взаимодействия подразделений на уровне рот и батальонов вообще не проводилась да и боевые стрельбы были редким явлением. В результате этого в первых же атаках возникали ошибки в боевом построении танков, проблемы с передачей приказов из-за плохо организованной связи. Кроме того, ситуацию усугубляли механические поломки и возгорания двигателей, что было довольно частым явлением. Например, 3 июля во время марша от железнодорожной станции к линии фронта возникшие в двигателях пожары погубили две машины.

Накануне операции «Цитадель» немецким командованием была сформирована 10-я танковая бригада, в состав которой вошли танковый полк моторизованной дивизии «Великая Германия» и 39-й танковый полк. Командиром бригады назначили полковника Деккера. Но командир танкового полка дивизии «Великая Германия» полковник фон Штрахвиц остался недоволен таким решением, что впоследствии отрицательно сказалось на ходе боевых действий.

Рано утром 5 июля 1943 года немецкие войска перешли в наступление. В 8.15 пошла в атаку и 10-я танковая бригада. В первом эшелоне двигался полк дивизии «Великая Германия», за которым следовали «Пантеры» 39-го танкового полка. Всего в бою участвовало 266 танков (четыре Pz.II, 12 Pz.III, 51 Pz.IV, три «Тигра», 12 огнеметных танков и 184 «Пантеры»). Цель атаки - село Черкасское: в полосе обороны советской 6-й гвардейской армии было хорошо укреплено, подступы к нему прикрывались проволочными заграждениями и минными полями. Несмотря на упорное сопротивление частей 67 и 71-й гвардейских стрелковых дивизий и контратаку танков 245-го отдельного танкового полка, к вечеру оно было занято немецкими войсками. Потери 39-го танкового полка за день боя составили 18 «Пантер».

В последующие дни 10-я танковая бригада продолжала атаки. В ходе этих боев оба ее полка и сопровождавшая их пехота дивизии «Великая Германия» понесли серьезный урон. Кроме того, утром 7 июля, еще до вступления в бой, 39-й танковый полк лишился шести «Пантер» - опять-таки из-за пожара двигателей. К вечеру в полку осталось всего 20 боеспособных «Пантер».



В течение 9-10 июля возможности 39-го танкового полка понизились еще больше. Так, к вечеру 10 июля в нем насчитывалось лишь 10 боеспособных «Пантер», 25 танков оказались в числе безвозвратно потерянных, 65 находились в ремонте, а еще 100 требовали ремонта (из них 56 были подбиты, а 44 вышли из строя из-за поломок). К вечеру 11 июля боеспособными считались уже 38 «Пантер», 31 была безвозвратно потеряна и 131 нуждалась в ремонте.

Следует отметить, что ремонтные подразделения 39-го танкового полка работали очень эффективно, ежедневно возвращая в строй до 25 танков. Дефицит запчастей отсутствовал, так как их доставляли из Германии специальными самолетами. Для эвакуации «Пантер» с поля боя в полку имелось 19 полугусеничных тягачей Famo, вскоре к ним добавились еще 14. Для транспортировки одной подбитой «Пантеры» требовалось три таких тягача.

18 июля штаб 10-й танковой бригады и полк «Пантер» вывели из состава дивизии «Великая Германия» и подчинили непосредственно штабу 48-го танкового корпуса. На следующий день 51-й танковый батальон передал свои танки 52-му батальону, а личный состав, автомобили и другая техника были погружены в эшелоны и отправлены в Брянск, на северный фас Курской дуги. 52-й батальон продолжал воевать в составе 52-го армейского корпуса, а затем 19-й танковой дивизии. В конце июля он получил пополнение из 12 «Пантер», прибывших из Германии. В последующих тяжелых боях батальон понес жестокие потери. Последних «Пантер» он лишился под Харьковом.



Сразу же после начала контрнаступления наших войск на белгородском направлении группа офицеров ГБТУ Красной армии провела изучение и обследование танков «Пантера», подбитых в оборонительных боях на Воронежском фронте. В заключение хотелось бы привести выдержку из составленного ими отчета:

«Тяжелый танк «Пантера» является более мощным танком, чем танки Т-34 и КВ, и имеет преимущество в лобовой защите и артиллерийском вооружении. Необходимо отметить, что у танка «Пантера» смотровые отверстия водителя и радиста закрываются крышками заподлицо с лобовым листом, поэтому снаряды от них рикошетируют. В танке Т-34 верхний лобовой лист ослаблен за счет выступающих люка механика-водителя и маски курсового пулемета. Попадание снарядов в эти места вызывает разрушение верхнего лобового листа.

Тактика применения танков «Пантера» имеет следующие особенности:

а) танки используются в бою в основном по дорогам или в районе дорог;

б) танки «Пантера» не применяются отдельно, а как правило, их эскортируют группы средних танков Т-III и T-IV;

в) танки «Пантера» открывают огонь с дальних дистанций, используя свое преимущество в артиллерийском вооружении, стремясь не допустить к сближению наши танки;

г) во время атаки «Пантеры» двигаются в одном направлении, не меняя курса, стремясь использовать свое преимущество в лобовой защите;

д) при обороне танки «Пантера» действуют из засад;

е) при отходе «Пантеры» отходят до ближайшего укрытия задним ходом, стремясь не подставлять борта под артиллерийский огонь.

При отходе немцы все подбитые и неисправные танки «Пантера» взрывают. Подрыв производится специальным зарядом, возимым на танках. Заряд имеет детонатор, поджигаемый через бикфордов шнур, шнур зажигается специальным зарядом.

75-мм танковая пушка обр. 1943 года, установленная на танке «Пантера», поражает наши Т-34 с дальних дистанций 1-1,5 километра».
Автор:
Михаил БАРЯТИНСКИЙ
Первоисточник:
http://www.vpk-news.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

160 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти